особенности закаливания детей младшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 27 27 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 12.03.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4
1.1. Анализ психолого-педагогической, медицинской литературы по проблеме закаливания детей дошкольного возраста 4
1.2. Виды закаливания и их характеристика 6
1.3. Методика проведения закаливающих мероприятий в сочетании с физическими упражнениями в дошкольном образовательном учреждении 9
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 13
2.1. Психофизиологические особенности детей младшего дошкольного возраста 13
2.2. Методика проведения закаливания с детьми младшего дошкольного возраста 20
2.3. Особенности закаливания детей младшего дошкольного возраста 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Одним из инновационных видов двигательной активности дошкольников являются занятия аквааэробикой [6, 14, 15, 16]. Под термином аквааэробика понимается возможность использования комбинации упражнений различной направленности: игры в воде, варианты прикладного и спортивного плавания и рекреационно - развлекательные упражнения [9, 55].Занятия аквааэробикой являются эффективным средством закаливания детей дошкольного возраста против резких температурных колебаний, повышает устойчивость организма к простудным заболеваниям на основе сочетания как охлаждающих, так и нагревательных и механических свойств воды, которые также способствуют проявления оздоровительного эффекта на организм, что растет и развивается.Научные исследования показывают, что систематические занятия аквааэробикой способствуют улучшению физического развития у 93,5 % детей [16, 360]. При этом, по сравнению с детьми, что не занимаются, у них растет жизненная емкость легких, силовые характеристики скелетных мышц и прочее.Содержание программы по аквааэробике имеет преимущество по сравнению с занятиями по обучению плаванию. Использование игрового метода в процессе выполнения программы по аквааэробике позволяет повысить мотивацию 4-5-ти летних детей, что влечет за собой повышение оздоровительного эффекта этих занятий [6, 77].По данным опроса преподавателей физической культуры, тренеров -инструкторов по аквааэробике было определено, что многие из них используют игры во время начального обучения. Однако чаще всего игры используются для развлечений, в то время как использование игр на воде рекомендуется как одно из основных средств аквааэробики на занятиях с детьми дошкольного возраста. Выбор игр в соответствии с задачами занятия позволил систематизировать их по следующим направлениям:- Для освоения водной среды;- Для скольжения;- Обучение элементарным движениям;- Обучение дыхательным упражнениям;- Обучение навыкам ныряния, прыжкам в воду.Кроме этого на занятиях аквааэробикой с детьми использование музыкального сопровождения способствует созданию настроения. Желательно чтобы оно было связано с определенными ассоциациями (например, из мультфильмов).Систематическое занятие аквааэробикой при температуре воды 27-28°С является закаливающей процедурой, которая способствует адаптации организма ребенка к холоду. При занятиях аквааэробикой происходит активное закаливание, которое имеет свои особенности: интенсивная мышечная деятельность, которая обеспечивает усиленную теплопродукцию, покрывает теплоотдачу, вызванную охлаждением организма, позволяет организму переносить холодовое влияние легче, чем в состоянии покоя, снижает риск возникновения простудных заболеваний [10, 166].Исследования М.А. Бутова свидетельствуют, что более выражено на холодовое воздействие воды реагируют дети с низким и ниже среднего и дисгармоничным уровнями физического развития, а также со сниженными показателями массы тела и те, которые боятся воды. Данная группа детей в большинстве негативно относится к занятиям аквааэробикой, малоактивны на других занятиях, признаки переохлаждения могут у них проявляться уже через 4-5 минут урока. Ситуация радикально меняется при использовании игрового метода. Дети гораздо быстрее преодолевают страх перед водной средой, активно включаются в игру, с удовольствием посещают занятия, продолжительность занятий в воде возрастает до 30-45 минут [15, 52].2.3. Особенности закаливания детей младшего дошкольного возрастаОрганизм ребенка в дошкольном возрасте постоянно растет и развивается, поэтому очень важным является внимание воспитателя, его заинтересованность в воспитании подрастающего поколения здоровым и физически развитым, а этого можно достичь благодаря правильной организации и проведению физического воспитания в дошкольном учреждении. Е.Аркин в своем труде «Ребенок в дошкольные годы» пишет, что «забота о здоровье детей, сохранение и укрепление которого являются основными задачами физического воспитания, должно стоять в центре всей нашей воспитательной работы. Что нужно делать и как нужно делать для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей, увеличить их силу и выносливость, повысить их сопротивляемость болезням, - таково содержание физического воспитания» [4, 289].По мнению многих специалистов, закаливание рассматривается как адаптация, что достигается многократным тренировочным воздействием того или иного закаливающего фактора. Все это направлено на повышение резистентности организма, что, в конце концов, приводит к снижению количества простудных заболеваний. Влияние закаливания заключается не только в том, что повышается сопротивляемость организма простудным заболеваниям, но и в том, что при закаливании совершенствуются внутренние системы организма. Как следствие, повышаются общая выносливость и работоспособность организма [23; 28]. Для оздоровления детей, проводя закаливающие мероприятия, следует соблюдать следующие правила:1) начинать закаливание, если ребенок здоров;2) процедуры следует проводить регулярно, систематически;3) постепенно усиливать действие процедур;4) индивидуальный подход;5) контрастность закаливания: регулярное применение холодовых и тепловых раздражителей различной интенсивности;6) начинать закаливание лучше в теплое время года;7) обращать внимание на желание ребенка;8) после перерыва закаливающие мероприятия начинать с начальных нагрузок [2;19].Особенности организации закаливания детей младшего школьного возраста:Воздушные ванны.В отсутствии детей организуется сквозное проветривание группы и спальни согласно графику проветривания.В присутствии детей организовывать угловое проветривание группы и спальни.При этом строго следить за тем, чтобы дети не находились в непосредственной близости к открытому окну.Тщательно следить за тем, чтобы дети в течение всего дня находились в легкой одежде (температура воздуха 18-20 ° С).Утренняя гимнастика проводится в хорошо проветриваемом зале в соответствующей одежде.Организовывать дневной сон без маек, если температура в спальне составляет180С и выше.Температура под одеялом - 38-390С.Это отличный тренинг для терморегуляционного аппарата.В течение дня неоднократно предлагать детям ходить босиком.Водные процедуры.Хождение босиком по «дорожке здоровья" после дневного сна.Обширное умывания прохладной водой: умывания рук до локтя, растирание влажной ладошкой груди и шеи.После процедуры ребенок самостоятельно обтирается махровым полотенцем.Полоскание рта и горла после каждого приема пищи, постепенно снижаятемпературу воды на 1 * до +18 * С.Организация сна.Проветривание спальни перед сном не менее 30 минут.Одевание и раздевание организовывать в группе (помнить о контрасте)воздушную ванну.Через 15 минут после засыпания последнего ребенка открывать форточку. За 30 минут до пробуждения закрыть ее.Следить за соблюдением тишины во время сна со стороны персонала.Подъем организовывать по мере пробуждения детей.Организация детей на прогулку.Воспитатель первой выводит подгруппу детей, что оделась быстрее, таким образом, предотвращая перегрев детского организма. Вторую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.Следить за тем, чтобы дети были одеты соответственно погоде.В случае потепления убеждать детей надевать меньше одежды.Организовывать прогулку при температуре воздуха не ниже -20°С в безветренную сухую погоду, регулировать время пребывания детей на воздухе.С целью предотвращения переохлаждения обязательно организовыватьдвигательную деятельность детей: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также 2 р. в неделю проводить физкультурные занятия на свежем воздухе.При температуре воздуха в помещении ниже 18 ° С закаливание не проводится.Необходимые данные температуры воды для влажных обтираний детей представлены в таблице 2.Таблица 2Примерная температура воды для влажных обтираний детей, 0 СВозрастНачальнаяПредельнаяЗимойЛетомЗимойЛетом3 — 6 мес363530287 — 12 мес343328261 — 3 года333226244 — 5 лет323024226 — 7 лет30282218 — 20Необходимые данные температуры воды для обливания детей представлены в таблице 3.Таблица 3Примерная температура воды для обливания детей, 0 СВозрастНачальнаяПредельнаяЗимойЛетомЗимойЛетом9 — 12 мес363530281 — 3 года34332824 — 254 — 5 лет33322622 — 246 — 7 лет32302420 — 22ЗАКЛЮЧЕНИЕВсе методики закаливания включают закаливающие мероприятия в повседневной жизни и специальные закаливающие воздействия. Однако все авторы отмечают сложность организации процесса закаливания в ДОУ. Нужен поиск не только эффективных, но и одновременно доступных форм организации и методики закаливания организма детей дошкольного возраста.Чаще всего в практике закаливания дошкольников используются следующие методы: воздушное закаливание, обтирание ног, умывание.Имеющиеся исследования показали, что адаптивные изменения, которые происходят в организме, позволяют ускорить морфофункциональное развитие и уменьшить количество заболеваний детей.Одним из эффективных средств внедрения методики закаливания является формирование мотивации у детей и их родителей к занятиям традиционными и нетрадиционными методами оздоровления.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАгаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. ‑ СПб.: Детство-пресс, 2009. ‑ 144 с. Анохина И. А. Морфофункциональные эффекты закаливания детей 5-7 лет: автореф. дис.... канд. биологических наук / И. А. Анохина. М., 2002. 23 с.Аркин Е. Закаливание в системе физического воспитания дошкольника.//Дошкольное воспитание. ‑ 2008. №1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1967. - 445 с.Безруких М. М., Сонькин В. Д., ФарберД. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: ИЦ «Академия», 2002. — 416 сБулгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 130 сВильчковский Е. С. Организация двигательного режима в дошкольных учебных заведениях: учеб - метод.пособие. / Е. С.Вильчковский, Н. Ф. Денисенко. - М.: Странник, 2008. - 128 с., Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста // 2-еизд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.Водные виды спорта/ Под ред. Булгаковой Н.Ж. - М.: 2005.Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 сГальперин С. И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. — М.: Высшая школа, 1974. — 468 с.Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Владос, 2001. — 272 сГорбунова Н. Если хочешь быть здоров!.//Дошкольное воспитание. ‑ 2007. - №1. Давыденко А.В., Семененко В.П. Закаливание детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации. - М.: Научный мир, 2005. - 33 с.Давыденко А.В., Семененко В.П., Фандикова Л.А. Основы программирования физкультурно - оздоровительных занятий с детским контингентом. - М.: Астон, 2003. - 144 с.Давыденко Е.В., Семененко В.П. Влияние занятий аквааэробикой на кардио - респираторную систему младших школьников / / VIII Междунар. научн. конгресс «Современный Олимпийский спорт и спорт для всех». - Алматы, 2004. - Т. 2. - С. 355-357., Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. — М.: Аспект Пресс,2001. — 373 с.Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Владос, 2003. — 400 с.Дубогай А.Д. Обучение в движении. Здоровьесберегающие педагогические технологии в начальной школе / Дубогай А.Д. - М.: Изд. дом "Школьный мир", 2005. - 112 с.Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников.//Дошкольное воспитание. ‑ 2002. - №11. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 400 с.Маханева М. Воспитание здорового ребенка.//Дошкольное воспитание. ‑ 2002. - №6. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практ. работ детских дошк. учрежд. / Маханева М. Д. - М.: АРКТИ, 2001. - 88 с, Рожков М.И., Ковальчук М.А., Волков А.В., Корнеева Е.Н., Рукавишникова Н.Г., Ходнева Ю.А., Ковальчук А.В. Профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков/ Методические рекомендации. - Ярославль, 2003. - 80 с.Соболева О.А. Берегите детей от инфекционных заболеваний. - М.: ММУ, 2007. - 184 с.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. ‑ М.: Академия, 2006. ‑ С. 286-290. Шумская А. А. Методика физического воспитания детей 4-7 лет на основе использования сезонно ориентированных средств двигательной активности и закаливания: автореф. дис.. канд. пед. наук /А. Шумская. - Хабаровск, 2008. - 22 с.Юра Г. П. Характеристика состояния здоровья детей и разработка оздоровительных технологий в современных условиях работы ДОУ / Г. П. Юра, И. П. Лашнева, Н. А. Березина, А. Г. Иванова / / Гигиена и санитария. - 2000 - № 4. - С. 34-36.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанова С.Н. Как не болеть в детском саду. ‑ СПб.: Детство-пресс, 2009. ‑ 144 с.
2. Анохина И. А. Морфофункциональные эффекты закаливания детей 5-7 лет: автореф. дис.... канд. биологических наук / И. А. Анохина. М., 2002. 23 с.
3. Аркин Е. Закаливание в системе физического воспитания дошкольни-ка.//Дошкольное воспитание. ‑ 2008. №1.
4. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Под ред. А.В. Запорожца и В.В. Давыдова. - М.: Просвещение, 1967. - 445 с.
5. Безруких М. М., Сонькин В. Д., ФарберД. А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). — М.: ИЦ «Академия», 2002. — 416 с
6. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 130 с
7. Вильчковский Е. С. Организация двигательного режима в дошкольных учебных заведениях: учеб - метод. пособие. / Е. С.Вильчковский, Н. Ф. Денисенко. - М.: Странник, 2008. - 128 с.,
8. Вильчковский Э.С. Физическая культура детей дошкольного возраста // 2-еизд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
9. Водные виды спорта / Под ред. Булгаковой Н.Ж. - М.: 2005.
10. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с
11. Гальперин С. И. Анатомия и физиология человека. Возрастные особенности с основами школьной гигиены. — М.: Высшая школа, 1974. — 468 с.
12. Глазырина Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: Младший возраст: Пособие для педагогов дошк. учреждений. — М.: Владос, 2001. — 272 с
13. Горбунова Н. Если хочешь быть здоров!. // Дошкольное воспитание. ‑ 2007. - №1.
14. Давыденко А.В., Семененко В.П. Закаливание детей младшего школьного возраста: Методические рекомендации. - М.: Научный мир, 2005. - 33 с.
15. Давыденко А.В., Семененко В.П., Фандикова Л.А. Основы программирования физкультурно - оздоровительных занятий с детским контингентом. - М.: Астон, 2003. - 144 с.
16. Давыденко Е.В., Семененко В.П. Влияние занятий аквааэробикой на кардио - респираторную систему младших школьников / / VIII Междунар. научн. конгресс «Современный Олимпийский спорт и спорт для всех». - Алматы, 2004. - Т. 2. - С. 355-357.,
17. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для ВУЗов. — М.: Аспект Пресс,2001. — 373 с.
18. Дробинская А. О. Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста. — М.: Владос, 2003. — 400 с.
19. Дубогай А.Д. Обучение в движении. Здоровьесберегающие педагогические технологии в начальной школе / Дубогай А.Д. - М.: Изд. дом "Школьный мир", 2005. - 112 с.
20. Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольни-ков.//Дошкольное воспитание. ‑ 2002. - №11.
21. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. — 400 с.
22. Маханева М. Воспитание здорового ребенка.//Дошкольное воспитание. ‑ 2002. - №6.
23. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практ. работ детских дошк. учрежд. / Маханева М. Д. - М.: АРКТИ, 2001. - 88 с,
24. Рожков М.И., Ковальчук М.А., Волков А.В., Корнеева Е.Н., Рукавишникова Н.Г., Ходнева Ю.А., Ковальчук А.В. Профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков/ Методические рекомендации. - Ярославль, 2003. - 80 с.
25. Соболева О.А. Берегите детей от инфекционных заболеваний. - М.: ММУ, 2007. - 184 с.
26. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. ‑ М.: Академия, 2006. ‑ С. 286-290.
27. Шумская А. А. Методика физического воспитания детей 4-7 лет на основе использования сезонно ориентированных средств двигательной активности и закаливания: автореф. дис.. канд. пед. наук /А. Шумская. - Хабаровск, 2008. - 22 с.
28. Юра Г. П. Характеристика состояния здоровья детей и разработка оздоровительных технологий в современных условиях работы ДОУ / Г. П. Юра, И. П. Лашнева, Н. А. Березина, А. Г. Иванова / / Гигиена и санитария. - 2000 - № 4. - С. 34-36.

Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования изобразительных умений и навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Процесс формирования умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.2 Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию у детей младшего дошкольного возраста

1.3 Методы и приемы обучения детей рисованию младшего дошкольного возраста

1.4 Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста

Заключение в первой главе

Глава II. Планирование уроков рисования в младшей группе

2.1 Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе

2.2 Планы уроков

Вывод по второй главе

Вывод

библиография

Приложение

Введение

Рисунок является революционным средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться, в чертежах и говорит, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированным гидом. Но для развития каждого воспитанника творческие способности, характер по своей сути, педагог должен понимать, изображения, искусство, детство, творчество, владеть способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность дошкольников должна носить эмоциональный творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образное восприятие действительности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышления и воображение.

Путь становления методики изображения деятельности в первые десятилетия советской власти было трудно и пройти в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период было системы Фридриха Фребеля, которые были основаны на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие-это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных материалов, тонкие, но детей с этими материалами были строго регламентированы.

в конце XIX века рисунок привлекает внимание ученых разных направлений – психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у нас в России, так и за рубежом. Рисунок рассматривался как объективный материал для изучения психологии детей, для выяснения их общих и индивидуальных особенностей.