Конфликты в социальной сфере, их особенности, проявления и разрешения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Конфликтология
  • 33 33 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 06.01.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Глава 1. Программа исследования 3
Глава 2. Методика исследования 7
Глава 3. Выводы по исследованию 25
Список литературы 28
Приложение 29

Фрагмент для ознакомления

Корреляция в зависимости от возраста показала, что большинство респондентов в возрасте до 20 лет, в возрасте от 20 до 30 лет и в возрасте от 50 до 60 лет пытаются прекратить, но получается не так часто, как хотелось бы;Большинство респондентов в возрастеот 30 до 50 лет стараются прекратить конфликт, не дав ему разгореться в полную силу.На вопрос:«Удовлетворены ли Вы своими отношениями с руководством?»Удовлетворены своими отношениями с руководством 54.3% респондентов; Частично удовлетворены 28.6% опрошенных; Полностью удовлетворенысвоими отношениями с руководством 13.1% опрошенныхреспондентов; Не удовлетворены своими отношениями с руководством 4.0% респондентов.Корреляция в зависимости от пола показала, что большинство мужчин (37.7%) и женщин (16.9%) удовлетворенысвоими отношениями с руководством; 9.1% мужчин и 4.0% женщин полностью удовлетворенысвоими отношениями с руководством; 17.1% мужчин и 11.4%женщин частично удовлетворены; Не удовлетворены 1.1% мужчин.Корреляция в зависимости от возраста показала, что большинство респондентов в возрасте до 20 лет, удовлетворенысвоими отношениями с руководством; Значительная часть респондентов в возрасте от20 до 30 лет, в возрасте от 30 до 50 лет и возрасте от 50 до 60 лет удовлетворенысвоими отношениями с руководством.Глава 3. Выводы по исследованиюТаким образом, на основании результатов социологического исследования проведенных в рамках дипломной работы, можно говорить о том, что конфликт присущ любому трудовому коллективу, будь то государственный секторили же частный. При этом причинами возникновения конфликтов в трудовых коллективах являются психологические, социальные, экономические и «профессиональные» факторы. Сами же конфликты в трудовых коллективах в большей степени происходят достаточно не редко и систематически (по опросу респондентов примерно раз в месяц). Больше всего конфликтов имеют место в женском коллективе, нежели в мужском.В случае возникновения конфликтной ситуации многие стараются вообще не участвовать в конфликте, так как не любят конфликтовать. Но если человек все-таки конфликтует, то это происходит на основе уверенности в своей правоте. Люди, которые меньше всего конфликтуют, менее подвержены профессиональному росту, нежели чем те работники, которые наиболее конфликтны. Сами опрошенные респонденты считают, что люди от рождения добры, но все же имеют в себе определенный уровень агрессии. В ситуации обиды словом или действием, члены трудового коллектива в большей степени себя сдержат, хотя и будут помнить об обиде, но все же постараются простить ее.Руководитель в конфликтной ситуации по мнению большинства должен вмешаться в конфликт, который возник в коллективе, даже если он возник не из-за производственных причин.Сам конфликт по своей сущности ничуть ни хуже, чем постоянная скрытая неприязнь в трудовом коллективе. В случаи длительного конфликта может возникнуть группа лиц-конфликтеров, которым нравится находиться в конфликтной ситуации, что дает им возможность реализовать себя, не занимаясь производственной деятельностью.Конфликты существуют в трудовых коллективах не зависимо от того, коммерческая ли эта фирма или же государственное предприятие. При этом на ряду с государственным сектором и не государственным сектором в равной степени существуют мощные противоречия, которые не ведут к конфликту. По мнению большинства опрошенных респондентов конфликт не является естественным явлением на производстве, но все же имеет место быть.Во время конфликта доминирующим поведением людей являются объективное оценивание обстановки и умение «держать себя в руках». При этом наиболее применяемым способ примирения в конфликте являются переговоры. Существуют и такие способы примирения как найти «козла отпущения» и не обращать внимание. Непосредственно в процессе конфликта относятся равнодушно к мимике, жестам и интонациям друг друга.На ряду с неконфликтными людьми, существуют и люди, которые склонны к конфликтам. Сами же опрошенные респонденты в трудовых коллективах себя конфликтными личностями не считают. Но если же конфликт возникает, то членам трудового коллектива он фактически мало, что дает. После конфликта чувства которые испытывают участники конфликта это: чувство удовлетворенности, стыда или же просто плохое состояние.В случаи конфликта преобладает позиция стремления прекратить конфликт, не дав ему разгореться в полную силу, но это получается не так часто, как хотелось бы.В самих трудовых коллективах существует высокий уровень удовлетворенности отношений с руководством, с коллегами и своей работой на предприятии, не смотря на конфликтные ситуации.В заключении, следует отметить, что само развитие производства может протекать и без конфликтных ситуаций.Бесконфликтных организаций не бывает. Более того, чем активнее и динамичнее организация, тем чаще в её деятельности возникают основание для больших и малых конфликтов. Поэтому понимать истоки конфликта и управлять его течением и решением – неотъемлемая составляющая профессионализма руководства компании и службы персонала. Под конфликтом понимается столкновение противоположно направленных тенденций во взаимоотношениях людей и их формальных и неформальных объединений, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов.Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, парциональные, касающиеся её отдельной части; зарождающиеся, зрелые или угасающие; слепые или рациональные; мирные или немирные; кратковременные или затяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к существенным изменениям в организации или даже к её разрушению.Современная точка зрения на конфликт рассматривает его как процесс взаимодействия, обладающий рядом неоценимых преимуществ с точки зрения организации. Анализ причин, течения и результатов конфликта убеждает в том, многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить скрытые от глаз процессы, разнообразие традиций и прочее.Список литературыБойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2005г., 207 с.Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005. Громова, О. М. Конфликтология. - М.: ГАУ. 2001. Гуторов В.В. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л., 1989. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2003.25.Дмитриев А.В., Запрудский Ю.Г., Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Основы конфликтологии. Учебное пособие. - М.: Юристь, 1997. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2006г. – 2005с.Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2006г. – 2005с.Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – Издательства: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2006. – 256 с.Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М., 2001.Зайцев, А.К. Социальные конфликты на предприятии. – Калуга, 2003. Зайцев, А.К. Трудовой конфликт. – Калуга, 2001.Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов н/д.: Феникс, 2002. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов н/д.: Феникс, 1992. 38. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.Зигерт Вернер. Руководить без конфликтовПриложениеАНКЕТАРоссийский профессионально – педагогический университет«Здравствуйте! Сегодня мы проводим социологическое исследование и хотели бы узнать, как относятся женщины Екатеринбурга к проблеме жестокого обращения к женщине в семье.Просим Вас принять участие в нашем анонимном опросе. Ваши ответы помогут тщательнее разобраться в проблеме домашнего насилия.Полученные ответы будут использоваться исключительно в научных целях и обобщенной форме. Ваша анонимность гарантируется».***Анализируя конфликт, причины его возникновения вы видите в следующем:стрессовые ситуациинеустроенности жизниагрессивности и раздражениипсихологической склонности некоторых к конфликтамфинансовых проблемахДругое________________2. Какова типичная для вас позиция при возникновении конфликта1. если я уверен в правоте, то открыто участвую в конфликте2. мне нравится конфликтовать3. я присоединяюсь к конфликтующей группировке4. я стараюсь поступать также, как большинство коллег5. я стараюсь вообще не участвовать в конфликте6. я никогда не участвую в конфликтах7. затрудняюсь ответить3. Как часто в Вашем трудовом коллективе возникает конфликт?1. раз в месяц2. раз в неделю3. раз в год4. каждый день5. затрудняюсь ответить4. Без конфликтов нет развития производства1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить5. В женском коллективе конфликтов больше, чем в мужском1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить6. Заметная часть конфликтов в коллективе связана просто с личной неприязнью, случаями и недоразумениями1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответитьОткрытый конфликт-это всегда столкновение интересов, каких- то групп в коллективе1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить8. Я не люблю конфликтовать1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить9. Имеют профессиональный рост и делают карьеру те, кто меньше всего конфликтует1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить10. Должен ли руководитель вмешиваться в конфликт в коллективе, если он возник из-за непроизводственных причин1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить11. Верно ли, что открытый конфликт хуже, чем постоянная скрытая неприязнь членов группы?1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить12. Верно ли, что при длительном конфликте всегда возникает группа лиц конфликтеров, которым просто нравится происходящие, дающие им возможность реализовать себя не занимаясь производственной деятельностью1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить13. Верно ли, что в коммерческой фирме конфликтов меньше, чем на предприятии?1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить14. Является ли конфликт естественным явлением на производстве1. да2. скорее да3. скорее нет4. нет 5 затрудняюсь ответить15. Во время конфликта вы ведете себя следующим образом1. Объективно оцениваю обстановку и «держу себя в руках»2. я похож на своих родителей и людей старшего возраста3.мое поведение напоминает поведение ребенка4. затрудняюсь ответить16. Какие способы примирения в конфликте вы знаете и используете1. переговоры2. сделаю, что ничего не произошло3. найду «козла отпущения»4. затрудняюсь ответить17. По вашему мнению существуют ли неконфликтные люди1. да2. нет3. затрудняюсь ответить18. Считаете ли вы себя конфликтной личностью1. да2. нет3. затрудняюсь ответить19. Лично Вам конфликт дает:1. ничего не дает2. возможность высказаться по данному вопросу3. конфликт им дает раздражение и агрессию по отношению к окружающим4. возможность понять позицию и мнение других5. возможность эмоционально разрядиться6. затрудняюсь ответить20. Стараетесь ли вы прекратить, уладить конфликт, не дав ему разгореться в полную силу1. стараюсь прекратить конфликт, не дав ему разгореться в полную силу2. пытаюсь прекратить конфликт, но получается не так часто, как хотелось бы3. не стараюсь4. затрудняюсь ответить21. Удовлетворены ли Вы своими отношениями с руководством1. Полностью удовлетворены своими отношениями с руководством2. Удовлетворены3. Частично удовлетворены4. Не удовлетворены22. Ваш пол:МужскойЖенский23.Ваш возраст:_________________24.Ваше образование:Среднее общееСреднее специальноеНезаконченное высшееВысшееСпасибо за участие и Ваши искренние ответы!

Список литературы

1. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 2005г., 207 с.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2005.
3. Громова, О. М. Конфликтология. - М.: ГАУ. 2001.
4. Гуторов В.В. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории. Л., 1989.
5. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2003. 25.
6. Дмитриев А.В., Запрудский Ю.Г., Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Основы конфликтологии. Учебное пособие. - М.: Юристь, 1997.
7. Дмитриев А. В., Кудрявцев В. Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 1993.
8. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2006г. – 2005с.
9. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М., 2006г. – 2005с.
10. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – Издательства: «Авалонъ», «Азбука-классика», 2006. – 256 с.
11. Ершов А.А., Личность и коллектив. - Л.: Знание, 1976.
12. Зайцев А.К. Социальный конфликт. - М., 2001.
13. Зайцев, А.К. Социальные конфликты на предприятии. – Калуга, 2003.
14. Зайцев, А.К. Трудовой конфликт. – Калуга, 2001.
15. Запрудский, Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов н/д.: Феникс, 2002.
16. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. - Ростов н/д.: Феникс, 1992.
17. 38. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. - М.: Аспект Пресс, 1996.
Зигерт Вернер. Руководить без конфликтов 

Вопрос-ответ:

Какие особенности проявления конфликтов в социальной сфере?

Особенности проявления конфликтов в социальной сфере могут включать различные аспекты, такие как противостояние между различными группами людей, противоречия в отношениях между работниками и руководством, непонимание или разногласия по поводу вопросов социальной политики и т. д. Конфликты в социальной сфере могут проявляться как открытое противостояние, так и скрытые конфликты, которые могут негативно сказываться на отношениях между людьми и на общественной среде в целом.

Какие особенности разрешения конфликтов в социальной сфере?

Разрешение конфликтов в социальной сфере может быть достигнуто различными способами. Один из них - мирное урегулирование путем переговоров и поиска компромиссных решений. Также конфликты могут быть разрешены с помощью судебных процедур или путем применения альтернативных способов разрешения споров, таких как медиация или арбитраж. Важным аспектом разрешения конфликтов в социальной сфере является учет интересов и потребностей всех сторон, а также построение доверительных отношений и поиск справедливого решения для всех участников конфликта.

Как возраст влияет на способы разрешения конфликтов в социальной сфере?

Корреляционный анализ в зависимости от возраста показал, что способы разрешения конфликтов в социальной сфере могут различаться в зависимости от возрастной группы. Например, большинство респондентов в возрасте до 20 лет, от 20 до 30 лет и от 50 до 60 лет пытаются прекратить конфликт, но не всегда успешно. С другой стороны, большинство респондентов в возрасте от 30 до 50 лет стараются прекратить конфликт, и это у них чаще удается. Возможно, это связано с возрастными особенностями и опытом, которые позволяют более эффективно разрешать конфликты.

Какие особенности проявления конфликтов в социальной сфере?

Особенности проявления конфликтов в социальной сфере могут быть различными. Например, конфликты могут возникать из-за различия в мнениях, интересах и ценностях людей. Также, конфликты могут быть связаны с распределением ресурсов, социальным статусом, властью и общественными противоречиями. Важно отметить, что конфликты могут проявляться как в индивидуальных отношениях, так и в широком социальном контексте.

Какие методы можно использовать для разрешения конфликтов в социальной сфере?

Для разрешения конфликтов в социальной сфере можно применять различные методы. Один из них - это медиация, когда независимый третий лицо помогает сторонам найти компромиссное решение. Также, можно использовать методы альтернативного разрешения споров, например, арбитраж или судебное разбирательство. Важно, чтобы все стороны конфликта были готовы к диалогу и поиску взаимовыгодного решения.

Как возраст может влиять на разрешение конфликтов в социальной сфере?

Возраст может иметь влияние на разрешение конфликтов в социальной сфере. Например, исследования показывают, что молодые люди чаще склонны прекращать конфликты, в то время как люди среднего возраста (от 30 до 50 лет) более активно работают над разрешением конфликтов. Возможно, это связано с опытом и накопленными навыками в общении и урегулировании конфликтных ситуаций.

Какие методы исследования были использованы в данном исследовании конфликтов в социальной сфере?

В данном исследовании конфликтов в социальной сфере была использована методика опроса. Респондентам были заданы определенные вопросы, связанные с конфликтами в социальной сфере. Результаты опроса были проанализированы с использованием статистических методов и представлены в виде таблиц и графиков.

Какие особенности проявления конфликтов в социальной сфере?

Особенности проявления конфликтов в социальной сфере могут быть различными в зависимости от конкретной ситуации. Но в общем можно выделить несколько основных особенностей. Во-первых, конфликты в социальной сфере часто связаны с разнообразием интересов, ценностей и потребностей разных социальных групп. Во-вторых, такие конфликты могут иметь структурный характер и быть связаны с неравенством в обществе. В-третьих, проявления конфликтов в социальной сфере могут включать различные формы выражения недовольства, например, массовые протесты или стачки. В-четвертых, такие конфликты могут иметь как индивидуальный, так и коллективный характер, когда группы людей соперничают или борются за свои интересы.

Как можно разрешить конфликты в социальной сфере?

Разрешение конфликтов в социальной сфере может быть достигнуто различными способами. Один из подходов к разрешению конфликтов - это поиск компромиссного решения, когда стороны конфликта приходят к соглашению, учитывая интересы и потребности каждой стороны. Другой подход - это использование методов медиации или посредничества, когда независимый третий лицо помогает сторонам найти взаимоприемлемое решение. Также можно использовать методы диалога и переговоров, при которых стороны обсуждают свои позиции и ищут пути достижения согласия. Важным аспектом разрешения конфликтов в социальной сфере является также учет прав и интересов слабых и уязвимых социальных групп.