Речевое воздействие в ораторском монологе. Структура выступления.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 17.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Лингвистическая природа речевого воздействия на человека 6
1.1. Общая характеристика подходов и периодов в исследовании речевого воздействия в науке 6
1.2. Типы речевого воздействия на человека 9
1.3. Эффективность прямого речевого воздействия на человека, ее критерии и факторы, способствующие оптимизации устных публичных выступлений 11
Глава 2. Взаимосвязь структурологических среств и эффективности речевого воздействия на человека 17
2.1. Классификация лингвистических средств повышения эффективности рчевого воздействия на человека 17
2.2. Структурологический блок классификации лингвистических средств повышения эффективности речевого воздействия на человека 27
2.3. Исследование влияния структурологических средств на эффективность речевого воздействия на человека 30
Заключение 33
Список литературы 34
Шварца; используется для описания постсоветской истории) и «Скрытое блаженство» (предъявление надежды на возрождение России). Распространенными приемами в политических текстах являются диалогизация и использование вопросно-ответных структур; декларации намерений почти неизбежно оформляются в виде списков и так далее.
Когнитивные операции. Составными частями модели мира являются метафоры, примеры и аналогии. Все они участвуют в осуществлении когнитивных операций, предполагающих соотнесение различных понятийных сфер и различных миров. Речевое воздействие инициирует эти когнитивные операции, и они часто рассматриваются (не совсем корректно) как принадлежность текста, а не модели мира, и как средство речевого воздействия. Точнее следует говорить о речевых средствах запуска когнитивных операций метафорического переноса, экземплификации и построения аналогии. Помимо метафор, примеров и аналогий, опирающихся на некоторый «запас» знаний, важную роль в общении играют также операции несколько иного типа – метонимический перенос (использование выражений типа Грозный для обозначения чеченского режима 1990-х годов и сопутствующие такому употреблению понятийные операции) и установление отношений между предъявляемым текстом и некоторыми другими текстами (интертекстуальных отношений; будучи предусмотренными, они выполняют роль своего рода гипертекстовых ссылок, мобилизуя для воздействия на адресата воздействующий потенциал порою многих десятков других текстов, фильмов, музыкальных произведний и т.д.; см. ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ).
Логические операции: неоднозначность и имплицитная информация. Выражения естественного языка очень часто бывают неоднозначными, причем причины этого разнообразны – наличие у слов многих значений, неоднозначность синтаксических конструкций (классический пример – три значения конструкции с родительным падежом статуя Фидия: "принадлежащая Фидию", "изваянная Фидием" или "изображающая Фидия"), неясность того, к чему относятся слова или местоимения («Харриер» настолько близко подлетел к аргентинскому самолету, что только мужество и хладнокровие пилота [которого из двух?] предотвратили катастрофу), возможность извлечения различных и порой несовместимых логических выводов (см. НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ). Все эти источники неоднозначности могут использоваться для «приглашения» слушающего ко вполне определенному, выгодному для говорящего пониманию, ответственность за которое говорящий в случае чего может отрицать.
Управление логическим выводом может осуществляться за счет такого уже упоминавшегося выше приема, как выбор слов и выражений, заставляющий слушающего осуществлять какие-то смысловые операции или, наоборот, предотвращать какие-то нежелательные для говорящего выводы. Например, задавая вопрос Разве вы не знаете, что беспорядки в Х-е уже прекратились?, говорящий в неявном виде сообщает слушающему (а) о том, что беспорядки прекратились (это так называемая пресуппозиция, или презумпция, глагола знать: знают то, что истинно, тогда как, например, полагать можно что-то и ошибочно), (б) о том, что они имели место (это пресуппозиция глагола прекращаться), а также (в) о том, что говорящий, пока не получил свидетельств обратного, был уверен, что слушающий знает о прекращении беспорядков (это часть значения слова разве).
Приведенный перечень не исчерпывает всех собственно лингвистических средств речевого воздействия, в него включены лишь наиболее распространенные и чаще других упоминаемые исследователями способы.
2.2. Структурологический блок классификации лингвистических средств повышения эффективности речевого воздействия на человека
Начиная анализ системы психологических средств повышения эффективности речевого воздействия на человека, мы считаем необходимым остановиться на проблеме опосредования в психологии. Проблема опосредования неразрывно связана с именем Л.С. Выготского, который уже в середине 20-х гг., говоря о практической, чувственной деятельности людей, отчетливо понимал роль в ней такого существенного компонента, как "орудийность" и "опосредованность", положив его в основу исследований своей научной психологической школы. По Л.С.Выготскому высшая ментальная активность и деятельность человека в целом опосредованы "техническими инструментами" и знаками ("психологическими инструментами"). Строительство функциональных органов-новообразований осуществляется с помощью посредников, медиаторов, средств. С позиции Л.С.Выготского, бессмысленно говорить о том, что индивид "имеет" знак или умеет обращаться с ним без анализа того, как субъект действительно использует (или не использует) знак в качестве посредника своих действий или действий других. Л.С.Выготский полагал, что введение знаков в действие фундаментально трансформирует действие. Он считал, что включенные психолоітїческие_инструментьі_ полностью изменяют основание и структуру ментальных функций. Проблема опосредующих средств имеет еще один важный ракурс: агенты действий рассматриваются как индивиды, действующие в союзе с опосредующими средствами. В "инструментальном акте" ни индивид, ни медиативные средства не функционируют изолированно друг от друга. Анализ такого действия должен основываться на связи между медиативными средствами и индивидом, их использующем. Тип действия, которое рассматривал Л.С.Выготский, может быть названо "медиативным действием". Это есть действие, интерпретируемое как включающее непреодолимое напряжение между медиативными средствами и индивидами, использующими эти средства.
По мнению В.П.Зинченко в идее опосредования-посредничества-медиации смыкаются культура, теоретический и экспериментальный миры психологии и подавляющее большинство психологических практик. Хотя эта идея впервые появилась в античности, " а после Л.С. Выготского стала едва ли не общепризнанной, сам акт опосредования представляет собой тайну и вызов психологии, что, впрочем, неудивительно, ибо акты медиации суть акты творения субъективного мира человека" (В.П. Зинченко, 2003, с. 13). Наиболее перспективными в решении проблемы опосредования на сегодняшний день представляются подходы Б.Д. Эльконина, Дж. Верча и М. Коула.
Обозначив проблему опосредования в психологической науке, мы считаем возможным в соответствии с задачами нашего исследования, перейти к созданию научно-обоснованной, целостной системы психологических средств повышения эффективности прямого речевого воздействия на человека.
Исследователи вынуждены констатировать, что в изученной нами научно-исследовательской литературе нам не удалось найти теоретически обоснованной и экпериментально апробированной системы психологических средств повышения эффективности речевого воздействия на человека. Хотя ряд исследователей и затрагивают вопрос классификации психологических средств повышения эффективности публичных выступлений (Е.А.Ножин, Н.Н. Кохтев, Г.З.Апресян, А.В.Стешов), но они ограничиваются лишь выделением двух ведущих психологических средств - логико-аналитических и эмоциональных средств, что соответствует двум формам познания (абстрактно-логическому и конкретно-образному, чувственному). Мы считаем необходимым разработать более детальную классификацию системы психологических средств повышения эффективности речевого воздействия на человека и проанализировать компоненты этой системы для дальнейшего создания комплексной методики эмпирического изучения средств повышения эффективности речевого воздействия, которая может быть использована в исследовательских и диагностических целях, а также для разработки практических рекомендаций по совершенствованию умения убедительно и успешно выступать публично.
Итак, психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека представлены двумя основными блоками: структурологические средства и эмоциональные средства. В свою очередь структурологические средства распадаются на три составляющих на макроуровне: средства логико-психологической аргументации, композиционно-логические средства, средства связности; и на три составляющих на микроуровне: контактоустанавливающие средства, средства тема-рематической организации сообщения и количественные средства.
2.3. Исследование влияния структурологических средств на эффективность речевого воздействия на человека
В своих исследованиях ученые получили подтверждение: использование блока структурологических средств является существенным условием повышения эффективности прямого речевого воздействия на человека. При этом данный блок не является ведущим по отношению к эмоциональному либо другому.
С одной стороны, исследователи рассматривали данные средства повышения эффективности речевого воздействия в комплексе. Безусловно, в ситуации публичного выступления любое структурологическое средство используется личностью в единстве с эмоциональными средствами, что обусловлено единством рационального и эмоционального (Б.И.Додонов, В.П.Зинченко). В процессе речевого воздействия оратор передает информацию по трем каналам: вербальному, просодическому и кинетическому, поэтому, например, наряду со средствами словесной наглядности мы находим кинетические и просодические средства.
С другой стороны, в ходе исследования авторами была выявлена некая обусловленность влияния того или иного блока системы на компоненты эффективности публичного выступления. Так, структурологические средства являются более ярким маркером изменений содержательной и структурной стороны выступления, тогда как эмоциональные средства оказывают большее влияние на исполнительскую сторону процесса.
Эффективность речевого воздействия на человека обуславливается тремя группами психологических факторов:
1) личностными особенностями коммуникатора;
2) содержанием сообщения;
3) особенностями аудитррии и спецификой обратной связи во время устного выступления. Процесс взаимовлияния оратора и слушателей может быть описан через соотношение, взаимообусловленность и взаимодействие компонентов перечисленных выше групп.
Эффективность речевого воздействия проявляется как реализация конкретных задач, стоящих перед выступающим в конкретной ситуации общения. Критериями эффективности речевого воздействия на человека выступают:
1 Соответствие комплекса вербального и невербального поведения оратора ситуации речевого взаимодействия;
2)адекватность смыслового восприятия сообщения аудиторией;
3) личностное включение аудитории в проблему выступления.
Ученые выявили наличие взаимосвязи между воздействием психологических средств и эффективностью речевого воздействия на человека в сторону количественных и качественных изменений уровня эффективности устных публичных выступлений.
Исходя из результатов исследования С.П. Хорошиловой, можно сделать вывод, что эффективность речевого воздействия на человека у большинства испытуемых относилась к низкому уровню. Введение структурологического блока средств обусловило "сдвиг" внутри группы в сторону повышения уровня эффективности речевого воздействия на человека, который не является случайным.
Уровень эффективности речевого воздействия на человека в результате проведенного формирующего эксперимента в обеих экспериментаальных группах вырос с первоначально низкого до высокого (критерии соответствия комплекса вербального и невербального поведения оратора ситуации выступления и личностной включенности аудитории в проблему у.п.в.) и среднего (критерий адекватности смыслового восприятия сообщения).
В контрольной выборке, где мы не обучали испытуемых психологическим средствам речевого воздействия, сдвиг в сторону повышения эффективности речевого воздействия на человека является случайным. Т-критерий Стыодента в контрольной группе в конце эксперимента меньше критического значения показателя I при р<0,05. Степень эффективности в начале и в конце эксперимента осталась неизменно низкой.
Итак, применение структурологических средств ведет к изменениям в уровне эффективности речевого воздействия на человека в сторону увеличения количественных показателей и качественных изменений признаков эффективности речевого воздействия в условиях устных публичных выступлений.
Согласно полученным результатам, обучение психологическим структурологическим средствам речевого воздействия ведет к преобразованию комплекса речевой и неречевой компетентности выступающего, и, как следствие, ярко выраженные изменения наблюдаются как внутри экспериментальных групп до и после включения психологических средств, так и между группами испытуемых, подвергавшихся и не подвергавшихся воздействию данных средств.
Заключение
С учетом того, что одной из функций содержащегося в языковых и речевых знаках прагматического значения наряду с эмотивностью и оценочностью является воздействие на адресата, а воздействие на эмоции человека есть функция всей языковой системы, можно утверждать, что именно в воздействии, как в фокусе линзы, сходятся все основные понятия и цели коммуникативного акта – поиски смысла, передача и выявление интенции, точности выражения, особенности человеческого понимания, восприятия.
Важность исследования речевого воздействия в современной лингвистике определяется актуальностью данного феномена дл разнообразных сфер человеческой деятельности. Этот спектр включает политический, деловой, рекламный, судебный, педагогический дискурс, художественную литературу и область массовых коммуникаций. В связи с этим научный поиск характеризуется здесь междисциплинарностью и комбинирует теоретические и эмпирические основы традиционной и когнитивной лингвистики, психо- и прагмалингвистики, герменевтики, коммуникативной стилистики, лингвокультурологии, теории массовых коммуникаций и ряда других отраслей. Цель данной статьи - определить, каковы же главные концепции лингвистического исследования речевого воздействия, разработанные в отечественном и зарубежном языкознании; в чем состоит их специфика, и насколько эти теории самодостаточны для адекватного анализа данного феномена.
Как показывает теоретический анализ источников, речевое воздействие в ораторском монологе имеет огромное значение, в частности психологические структурологические блоки как влияющие на эффективность речевого воздейств.
Список литературы
Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990,.с.8
Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. - М.: Изд-во Дело, 2001 - 358 с.
Киселева Л.А. «Вопросы теории речевого воздействия». - Л., 1978.
Лабунская В.А. Экспрессия человека:общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 – 134 с.
Лакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти. - В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. 3-е изд. – М., 1972., с. 30-33.
Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. - М., 1971
Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997., с. 259.
Мельник Г.И. Схемы и способы речевого воздействия – СПб.: Изд-во Феникс, 2004 г.
Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 1999
Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Под ред. Ф. М. Березина и Е. Ф. Тарасова. – М.: Наука, 1990. – 136 с, с.4
Речевое воздействие: проблемы прикладной психолингвистики. Алельсеж А. Леонтьев. Издат. Наука, 1972 – 142с.
Федорова, Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / Л. Л. Федорова // Вопр. языкознания. – 1991. – № 6. – С. 46–50.
Фрейд З. Избранное. - М., 1989. - 448 с.
Хорошилова С.П. Психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека. – Новосибирск. – 2006.
Цуладзе А.И. Политические манипуляции, или покорение толпы. -М., 1999.
Чалдини Р.А. Психология влияния. 3-е международное издание. М. - СПб, 1999
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: 1989.
Grice H.P. Meaning // Semantics: An interdisciplinary reader in philosophy, linguistics and psychology. Cambridge, 1971. - P.53-59.
Фрейд З. Избранное. - М., 1989. - 448 с.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. 3-е изд. – М., 1972., с. 30-33
Grice H.P. Meaning // Semantics: An interdisciplinary reader in philosophy, linguistics and psychology. Cambridge, 1971. - P.53-59.
Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Под ред. Ф. М. Березина и Е. Ф. Тарасова. – М.: Наука, 1990. – 136 с, с.4
Речевое воздействие: проблемы прикладной психолингвистики. Алельсеж А. Леонтьев. Издат. Наука, 1972 – 142с.
Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997., с. 259
Федорова, Л. Л. Типология речевого воздействия и его место вструктуре общения / Л. Л. Федорова // Вопр. языкознания. – 1991. – № 6. – С. 46–50.
Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990,.с.8
Хорошилова С.П. Психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека. – Новосибирск. – 2006.
3
1. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990,.с.8
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. - М.: Изд-во Дело, 2001 - 358 с.
3. Киселева Л.А. «Вопросы теории речевого воздействия». - Л., 1978.
4. Лабунская В.А. Экспрессия человека:общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 – 134 с.
5. Лакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти. - В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987
6. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. 3-е изд. – М., 1972., с. 30-33.
7. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. - М., 1971
8. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997., с. 259.
9. Мельник Г.И. Схемы и способы речевого воздействия – СПб.: Изд-во Феникс, 2004 г.
10. Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности. – М.: ИНФРА-М, 1999.
11. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 1999
12. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Под ред. Ф. М. Березина и Е. Ф. Тарасова. – М.: Наука, 1990. – 136 с, с.4
13. Речевое воздействие: проблемы прикладной психолингвистики. Алельсеж А. Леонтьев. Издат. Наука, 1972 – 142с.
14. Федорова, Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / Л. Л. Федорова // Вопр. языкознания. – 1991. – № 6. – С. 46–50.
15. Фрейд З. Избранное. - М., 1989. - 448 с.
16. Хорошилова С.П. Психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека. – Новосибирск. – 2006.
17. Цуладзе А.И. Политические манипуляции, или покорение толпы. -М., 1999.
18. Чалдини Р.А. Психология влияния. 3-е международное издание. М. - СПб, 1999
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: 1989.
20. Grice H.P. Meaning // Semantics: An interdisciplinary reader in philosophy, linguistics and psychology. Cambridge, 1971. - P.53-59.
Вопрос-ответ:
Какая лингвистическая природа речевого воздействия на человека?
Лингвистическая природа речевого воздействия на человека заключается в использовании языковых средств и выразительных средств коммуникации для передачи определенного значения, убеждения или воздействия на слушателя. Она связана с использованием различных лингвистических приемов, таких как выбор слов, использование метафор, риторических вопросов и т. д., для создания определенного эмоционального и психологического эффекта на слушателя.
Какие существуют типы речевого воздействия на человека?
Существует несколько типов речевого воздействия на человека. Один из них - информативное воздействие, которое ставит своей целью передачу определенной информации или знаний слушателю. Другой тип - убеждающее воздействие, которое направлено на изменение мнения или установок слушателя. Также можно выделить воздействие на развлечение, эмоциональное воздействие и мотивирующее воздействие.
Как оптимизировать устные публичные выступления?
Оптимизация устных публичных выступлений может быть достигнута через ряд факторов. Одним из них является подготовка и планирование выступления, включающая изучение аудитории, выбор подходящих аргументов и использование эффективных лингвистических приемов. Другим ключевым фактором является тренировка и практика выступления, чтобы стать более уверенным и умелым оратором. Важно также учитывать реакцию аудитории и готовность к взаимодействию с ней, а также использование подходящей риторики и пауз для улучшения эффективности выступления.
Какие критерии эффективности прямого речевого воздействия на человека?
Критерии эффективности прямого речевого воздействия на человека могут включать такие факторы, как убедительность выступления, способность оратора вызвать интерес и вовлеченность аудитории, понятность и ясность передаваемой информации, эмоциональное воздействие и мотивация слушателя, и конечно же, достижение поставленных целей речи. Также важным критерием может являться возможность оратора вызывать долговременное воздействие на слушателя и получать от него нужную реакцию или действия после выступления.
Какая структура имеет ораторский монолог?
Ораторский монолог имеет свою специфическую структуру, которая включает вводную часть, основную часть и заключительную часть. Вводная часть представляет собой предисловие, где оратор представляет себя и вводит слушателей в тему выступления. Основная часть содержит основные аргументы и факты, которые оратор использует для убеждения аудитории. Заключительная часть включает в себя подведение итогов и заключающие замечания оратора.
Какова лингвистическая природа речевого воздействия на человека?
Лингвистическая природа речевого воздействия на человека заключается в использовании языковых средств для передачи определенной информации и вызова определенных эмоциональных реакций. С помощью языковых выражений, оратор может убеждать, вдохновлять, убедить или привлечь внимание аудитории. Речевое воздействие основано на использовании разных стилей речи, риторических приемов и психологических механизмов.
Какие критерии и факторы способствуют оптимизации устных публичных выступлений?
Для оптимизации устных публичных выступлений необходимо учитывать несколько критериев и факторов. К ним относятся ясность и доступность речи, умение подстраиваться под аудиторию, использование разнообразных риторических приемов, навыки голосового и невербального выражения, умение контролировать время выступления, использование историй и примеров для иллюстрации аргументов. Кроме того, важно учитывать привлекательность и понятность структуры выступления и учитывать эмоциональное состояние аудитории.
Какие типы речевого воздействия на человека существуют?
Существует несколько типов речевого воздействия на человека. Один из них - информативное воздействие, когда оратор передает определенную информацию и факты своей аудитории. Второй тип - публицистическое воздействие, которое направлено на убеждение и мотивацию слушателей. Третий тип - эмоциональное воздействие, целью которого является вызов определенных эмоций и чувств у аудитории. Каждый из этих типов речевого воздействия имеет свои особенности и задачи.
Какая структура выступления в ораторском монологе?
Структура выступления в ораторском монологе обычно состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении оратор представляет себя и свою тему, привлекает внимание аудитории и объясняет значимость своего выступления. В основной части оратор развивает свою тему, приводит аргументы, факты и примеры, чтобы убедить аудиторию в своей точке зрения. В заключении оратор подводит итоги выступления, делает краткую резюме и оставляет сильное впечатление у аудитории.
Какие типы речевого воздействия существуют на человека?
Существует несколько типов речевого воздействия на человека. Во-первых, это информационное воздействие, когда оратор делится знаниями, фактами и информацией с аудиторией. Во-вторых, эмоциональное воздействие, когда оратор использует эмоциональные приемы, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции у слушателей. В-третьих, убедительное воздействие, когда оратор пытается убедить аудиторию в своей точке зрения и вызвать определенные действия или изменения. Каждый тип воздействия имеет свои особенности и эффективные приемы, которые помогают достичь желаемого эффекта.