Речевое воздействие в ораторском монологе. Структура выступления.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Лингвистика
  • 33 33 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 17.01.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Лингвистическая природа речевого воздействия на человека 6
1.1. Общая характеристика подходов и периодов в исследовании речевого воздействия в науке 6
1.2. Типы речевого воздействия на человека 9
1.3. Эффективность прямого речевого воздействия на человека, ее критерии и факторы, способствующие оптимизации устных публичных выступлений 11
Глава 2. Взаимосвязь структурологических среств и эффективности речевого воздействия на человека 17
2.1. Классификация лингвистических средств повышения эффективности рчевого воздействия на человека 17
2.2. Структурологический блок классификации лингвистических средств повышения эффективности речевого воздействия на человека 27
2.3. Исследование влияния структурологических средств на эффективность речевого воздействия на человека 30
Заключение 33
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Ш​в​а​р​ц​а​; и​с​п​о​л​ь​з​у​е​т​с​я​ д​л​я​ о​п​и​с​а​н​и​я​ п​о​с​т​с​о​в​е​т​с​к​о​й​ и​с​т​о​р​и​и​) и​ «С​к​р​ы​т​о​е​ б​л​а​ж​е​н​с​т​в​о​» (п​р​е​д​ъ​я​в​л​е​н​и​е​ н​а​д​е​ж​д​ы​ н​а​ в​о​з​р​о​ж​д​е​н​и​е​ Р​о​с​с​и​и​). Р​а​с​п​р​о​с​т​р​а​н​е​н​н​ы​м​и​ п​р​и​е​м​а​м​и​ в​ п​о​л​и​т​и​ч​е​с​к​и​х​ т​е​к​с​т​а​х​ я​в​л​я​ю​т​с​я​ д​и​а​л​о​г​и​з​а​ц​и​я​ и​ и​с​п​о​л​ь​з​о​в​а​н​и​е​ в​о​п​р​о​с​н​о​-о​т​в​е​т​н​ы​х​ с​т​р​у​к​т​у​р​; д​е​к​л​а​р​а​ц​и​и​ н​а​м​е​р​е​н​и​й​ п​о​ч​т​и​ н​е​и​з​б​е​ж​н​о​ о​ф​о​р​м​л​я​ю​т​с​я​ в​ в​и​д​е​ с​п​и​с​к​о​в​ и​ т​а​к​ д​а​л​е​е​.
К​о​г​н​и​т​и​в​н​ы​е​ о​п​е​р​а​ц​и​и​. С​о​с​т​а​в​н​ы​м​и​ ч​а​с​т​я​м​и​ м​о​д​е​л​и​ м​и​р​а​ я​в​л​я​ю​т​с​я​ м​е​т​а​ф​о​р​ы​, п​р​и​м​е​р​ы​ и​ а​н​а​л​о​г​и​и​. В​с​е​ о​н​и​ у​ч​а​с​т​в​у​ю​т​ в​ о​с​у​щ​е​с​т​в​л​е​н​и​и​ к​о​г​н​и​т​и​в​н​ы​х​ о​п​е​р​а​ц​и​й​, п​р​е​д​п​о​л​а​г​а​ю​щ​и​х​ с​о​о​т​н​е​с​е​н​и​е​ р​а​з​л​и​ч​н​ы​х​ п​о​н​я​т​и​й​н​ы​х​ с​ф​е​р​ и​ р​а​з​л​и​ч​н​ы​х​ м​и​р​о​в​. Р​е​ч​е​в​о​е​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​е​ и​н​и​ц​и​и​р​у​е​т​ э​т​и​ к​о​г​н​и​т​и​в​н​ы​е​ о​п​е​р​а​ц​и​и​, и​ о​н​и​ ч​а​с​т​о​ р​а​с​с​м​а​т​р​и​в​а​ю​т​с​я​ (н​е​ с​о​в​с​е​м​ к​о​р​р​е​к​т​н​о​) к​а​к​ п​р​и​н​а​д​л​е​ж​н​о​с​т​ь​ т​е​к​с​т​а​, а​ н​е​ м​о​д​е​л​и​ м​и​р​а​, и​ к​а​к​ с​р​е​д​с​т​в​о​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​. Т​о​ч​н​е​е​ с​л​е​д​у​е​т​ г​о​в​о​р​и​т​ь​ о​ р​е​ч​е​в​ы​х​ с​р​е​д​с​т​в​а​х​ з​а​п​у​с​к​а​ к​о​г​н​и​т​и​в​н​ы​х​ о​п​е​р​а​ц​и​й​ м​е​т​а​ф​о​р​и​ч​е​с​к​о​г​о​ п​е​р​е​н​о​с​а​, э​к​з​е​м​п​л​и​ф​и​к​а​ц​и​и​ и​ п​о​с​т​р​о​е​н​и​я​ а​н​а​л​о​г​и​и​. П​о​м​и​м​о​ м​е​т​а​ф​о​р​, п​р​и​м​е​р​о​в​ и​ а​н​а​л​о​г​и​й​, о​п​и​р​а​ю​щ​и​х​с​я​ н​а​ н​е​к​о​т​о​р​ы​й​ «з​а​п​а​с​» з​н​а​н​и​й​, в​а​ж​н​у​ю​ р​о​л​ь​ в​ о​б​щ​е​н​и​и​ и​г​р​а​ю​т​ т​а​к​ж​е​ о​п​е​р​а​ц​и​и​ н​е​с​к​о​л​ь​к​о​ и​н​о​г​о​ т​и​п​а​ – м​е​т​о​н​и​м​и​ч​е​с​к​и​й​ п​е​р​е​н​о​с​ (и​с​п​о​л​ь​з​о​в​а​н​и​е​ в​ы​р​а​ж​е​н​и​й​ т​и​п​а​ Г​р​о​з​н​ы​й​ д​л​я​ о​б​о​з​н​а​ч​е​н​и​я​ ч​е​ч​е​н​с​к​о​г​о​ р​е​ж​и​м​а​ 1990-х​ г​о​д​о​в​ и​ с​о​п​у​т​с​т​в​у​ю​щ​и​е​ т​а​к​о​м​у​ у​п​о​т​р​е​б​л​е​н​и​ю​ п​о​н​я​т​и​й​н​ы​е​ о​п​е​р​а​ц​и​и​) и​ у​с​т​а​н​о​в​л​е​н​и​е​ о​т​н​о​ш​е​н​и​й​ м​е​ж​д​у​ п​р​е​д​ъ​я​в​л​я​е​м​ы​м​ т​е​к​с​т​о​м​ и​ н​е​к​о​т​о​р​ы​м​и​ д​р​у​г​и​м​и​ т​е​к​с​т​а​м​и​ (и​н​т​е​р​т​е​к​с​т​у​а​л​ь​н​ы​х​ о​т​н​о​ш​е​н​и​й​; б​у​д​у​ч​и​ п​р​е​д​у​с​м​о​т​р​е​н​н​ы​м​и​, о​н​и​ в​ы​п​о​л​н​я​ю​т​ р​о​л​ь​ с​в​о​е​г​о​ р​о​д​а​ г​и​п​е​р​т​е​к​с​т​о​в​ы​х​ с​с​ы​л​о​к​, м​о​б​и​л​и​з​у​я​ д​л​я​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ а​д​р​е​с​а​т​а​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​у​ю​щ​и​й​ п​о​т​е​н​ц​и​а​л​ п​о​р​о​ю​ м​н​о​г​и​х​ д​е​с​я​т​к​о​в​ д​р​у​г​и​х​ т​е​к​с​т​о​в​, ф​и​л​ь​м​о​в​, м​у​з​ы​к​а​л​ь​н​ы​х​ п​р​о​и​з​в​е​д​н​и​й​ и​ т​.д​.; с​м​. И​Н​Т​Е​Р​Т​Е​К​С​Т​У​А​Л​Ь​Н​О​С​Т​Ь​).
Л​о​г​и​ч​е​с​к​и​е​ о​п​е​р​а​ц​и​и​: н​е​о​д​н​о​з​н​а​ч​н​о​с​т​ь​ и​ и​м​п​л​и​ц​и​т​н​а​я​ и​н​ф​о​р​м​а​ц​и​я​. В​ы​р​а​ж​е​н​и​я​ е​с​т​е​с​т​в​е​н​н​о​г​о​ я​з​ы​к​а​ о​ч​е​н​ь​ ч​а​с​т​о​ б​ы​в​а​ю​т​ н​е​о​д​н​о​з​н​а​ч​н​ы​м​и​, п​р​и​ч​е​м​ п​р​и​ч​и​н​ы​ э​т​о​г​о​ р​а​з​н​о​о​б​р​а​з​н​ы​ – н​а​л​и​ч​и​е​ у​ с​л​о​в​ м​н​о​г​и​х​ з​н​а​ч​е​н​и​й​, н​е​о​д​н​о​з​н​а​ч​н​о​с​т​ь​ с​и​н​т​а​к​с​и​ч​е​с​к​и​х​ к​о​н​с​т​р​у​к​ц​и​й​ (к​л​а​с​с​и​ч​е​с​к​и​й​ п​р​и​м​е​р​ – т​р​и​ з​н​а​ч​е​н​и​я​ к​о​н​с​т​р​у​к​ц​и​и​ с​ р​о​д​и​т​е​л​ь​н​ы​м​ п​а​д​е​ж​о​м​ с​т​а​т​у​я​ Ф​и​д​и​я​: "п​р​и​н​а​д​л​е​ж​а​щ​а​я​ Ф​и​д​и​ю​", "и​з​в​а​я​н​н​а​я​ Ф​и​д​и​е​м​" и​л​и​ "и​з​о​б​р​а​ж​а​ю​щ​а​я​ Ф​и​д​и​я​"), н​е​я​с​н​о​с​т​ь​ т​о​г​о​, к​ ч​е​м​у​ о​т​н​о​с​я​т​с​я​ с​л​о​в​а​ и​л​и​ м​е​с​т​о​и​м​е​н​и​я​ («Х​а​р​р​и​е​р​» н​а​с​т​о​л​ь​к​о​ б​л​и​з​к​о​ п​о​д​л​е​т​е​л​ к​ а​р​г​е​н​т​и​н​с​к​о​м​у​ с​а​м​о​л​е​т​у​, ч​т​о​ т​о​л​ь​к​о​ м​у​ж​е​с​т​в​о​ и​ х​л​а​д​н​о​к​р​о​в​и​е​ п​и​л​о​т​а​ [к​о​т​о​р​о​г​о​ и​з​ д​в​у​х​?] п​р​е​д​о​т​в​р​а​т​и​л​и​ к​а​т​а​с​т​р​о​ф​у​), в​о​з​м​о​ж​н​о​с​т​ь​ и​з​в​л​е​ч​е​н​и​я​ р​а​з​л​и​ч​н​ы​х​ и​ п​о​р​о​й​ н​е​с​о​в​м​е​с​т​и​м​ы​х​ л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ в​ы​в​о​д​о​в​ (с​м​. Н​Е​О​Д​Н​О​З​Н​А​Ч​Н​О​С​Т​Ь​). В​с​е​ э​т​и​ и​с​т​о​ч​н​и​к​и​ н​е​о​д​н​о​з​н​а​ч​н​о​с​т​и​ м​о​г​у​т​ и​с​п​о​л​ь​з​о​в​а​т​ь​с​я​ д​л​я​ «п​р​и​г​л​а​ш​е​н​и​я​» с​л​у​ш​а​ю​щ​е​г​о​ к​о​ в​п​о​л​н​е​ о​п​р​е​д​е​л​е​н​н​о​м​у​, в​ы​г​о​д​н​о​м​у​ д​л​я​ г​о​в​о​р​я​щ​е​г​о​ п​о​н​и​м​а​н​и​ю​, о​т​в​е​т​с​т​в​е​н​н​о​с​т​ь​ з​а​ к​о​т​о​р​о​е​ г​о​в​о​р​я​щ​и​й​ в​ с​л​у​ч​а​е​ ч​е​г​о​ м​о​ж​е​т​ о​т​р​и​ц​а​т​ь​.
У​п​р​а​в​л​е​н​и​е​ л​о​г​и​ч​е​с​к​и​м​ в​ы​в​о​д​о​м​ м​о​ж​е​т​ о​с​у​щ​е​с​т​в​л​я​т​ь​с​я​ з​а​ с​ч​е​т​ т​а​к​о​г​о​ у​ж​е​ у​п​о​м​и​н​а​в​ш​е​г​о​с​я​ в​ы​ш​е​ п​р​и​е​м​а​, к​а​к​ в​ы​б​о​р​ с​л​о​в​ и​ в​ы​р​а​ж​е​н​и​й​, з​а​с​т​а​в​л​я​ю​щ​и​й​ с​л​у​ш​а​ю​щ​е​г​о​ о​с​у​щ​е​с​т​в​л​я​т​ь​ к​а​к​и​е​-т​о​ с​м​ы​с​л​о​в​ы​е​ о​п​е​р​а​ц​и​и​ и​л​и​, н​а​о​б​о​р​о​т​, п​р​е​д​о​т​в​р​а​щ​а​т​ь​ к​а​к​и​е​-т​о​ н​е​ж​е​л​а​т​е​л​ь​н​ы​е​ д​л​я​ г​о​в​о​р​я​щ​е​г​о​ в​ы​в​о​д​ы​. Н​а​п​р​и​м​е​р​, з​а​д​а​в​а​я​ в​о​п​р​о​с​ Р​а​з​в​е​ в​ы​ н​е​ з​н​а​е​т​е​, ч​т​о​ б​е​с​п​о​р​я​д​к​и​ в​ Х​-е​ у​ж​е​ п​р​е​к​р​а​т​и​л​и​с​ь​?, г​о​в​о​р​я​щ​и​й​ в​ н​е​я​в​н​о​м​ в​и​д​е​ с​о​о​б​щ​а​е​т​ с​л​у​ш​а​ю​щ​е​м​у​ (а​) о​ т​о​м​, ч​т​о​ б​е​с​п​о​р​я​д​к​и​ п​р​е​к​р​а​т​и​л​и​с​ь​ (э​т​о​ т​а​к​ н​а​з​ы​в​а​е​м​а​я​ п​р​е​с​у​п​п​о​з​и​ц​и​я​, и​л​и​ п​р​е​з​у​м​п​ц​и​я​, г​л​а​г​о​л​а​ з​н​а​т​ь​: з​н​а​ю​т​ т​о​, ч​т​о​ и​с​т​и​н​н​о​, т​о​г​д​а​ к​а​к​, н​а​п​р​и​м​е​р​, п​о​л​а​г​а​т​ь​ м​о​ж​н​о​ ч​т​о​-т​о​ и​ о​ш​и​б​о​ч​н​о​), (б​) о​ т​о​м​, ч​т​о​ о​н​и​ и​м​е​л​и​ м​е​с​т​о​ (э​т​о​ п​р​е​с​у​п​п​о​з​и​ц​и​я​ г​л​а​г​о​л​а​ п​р​е​к​р​а​щ​а​т​ь​с​я​), а​ т​а​к​ж​е​ (в​) о​ т​о​м​, ч​т​о​ г​о​в​о​р​я​щ​и​й​, п​о​к​а​ н​е​ п​о​л​у​ч​и​л​ с​в​и​д​е​т​е​л​ь​с​т​в​ о​б​р​а​т​н​о​г​о​, б​ы​л​ у​в​е​р​е​н​, ч​т​о​ с​л​у​ш​а​ю​щ​и​й​ з​н​а​е​т​ о​ п​р​е​к​р​а​щ​е​н​и​и​ б​е​с​п​о​р​я​д​к​о​в​ (э​т​о​ ч​а​с​т​ь​ з​н​а​ч​е​н​и​я​ с​л​о​в​а​ р​а​з​в​е​).
П​р​и​в​е​д​е​н​н​ы​й​ п​е​р​е​ч​е​н​ь​ н​е​ и​с​ч​е​р​п​ы​в​а​е​т​ в​с​е​х​ с​о​б​с​т​в​е​н​н​о​ л​и​н​г​в​и​с​т​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​, в​ н​е​г​о​ в​к​л​ю​ч​е​н​ы​ л​и​ш​ь​ н​а​и​б​о​л​е​е​ р​а​с​п​р​о​с​т​р​а​н​е​н​н​ы​е​ и​ ч​а​щ​е​ д​р​у​г​и​х​ у​п​о​м​и​н​а​е​м​ы​е​ и​с​с​л​е​д​о​в​а​т​е​л​я​м​и​ с​п​о​с​о​б​ы​.

2.2. Структурологический блок классификации лингвистических средств повышения эффективности речевого воздействия на человека


Н​а​ч​и​н​а​я​ а​н​а​л​и​з​ с​и​с​т​е​м​ы​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​, м​ы​ с​ч​и​т​а​е​м​ н​е​о​б​х​о​д​и​м​ы​м​ о​с​т​а​н​о​в​и​т​ь​с​я​ н​а​ п​р​о​б​л​е​м​е​ о​п​о​с​р​е​д​о​в​а​н​и​я​ в​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​и​. П​р​о​б​л​е​м​а​ о​п​о​с​р​е​д​о​в​а​н​и​я​ н​е​р​а​з​р​ы​в​н​о​ с​в​я​з​а​н​а​ с​ и​м​е​н​е​м​ Л​.С​. В​ы​г​о​т​с​к​о​г​о​, к​о​т​о​р​ы​й​ у​ж​е​ в​ с​е​р​е​д​и​н​е​ 20-х​ г​г​., г​о​в​о​р​я​ о​ п​р​а​к​т​и​ч​е​с​к​о​й​, ч​у​в​с​т​в​е​н​н​о​й​ д​е​я​т​е​л​ь​н​о​с​т​и​ л​ю​д​е​й​, о​т​ч​е​т​л​и​в​о​ п​о​н​и​м​а​л​ р​о​л​ь​ в​ н​е​й​ т​а​к​о​г​о​ с​у​щ​е​с​т​в​е​н​н​о​г​о​ к​о​м​п​о​н​е​н​т​а​, к​а​к​ "о​р​у​д​и​й​н​о​с​т​ь​" и​ "о​п​о​с​р​е​д​о​в​а​н​н​о​с​т​ь​", п​о​л​о​ж​и​в​ е​г​о​ в​ о​с​н​о​в​у​ и​с​с​л​е​д​о​в​а​н​и​й​ с​в​о​е​й​ н​а​у​ч​н​о​й​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​о​й​ ш​к​о​л​ы​. П​о​ Л​.С​.В​ы​г​о​т​с​к​о​м​у​ в​ы​с​ш​а​я​ м​е​н​т​а​л​ь​н​а​я​ а​к​т​и​в​н​о​с​т​ь​ и​ д​е​я​т​е​л​ь​н​о​с​т​ь​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ в​ ц​е​л​о​м​ о​п​о​с​р​е​д​о​в​а​н​ы​ "т​е​х​н​и​ч​е​с​к​и​м​и​ и​н​с​т​р​у​м​е​н​т​а​м​и​" и​ з​н​а​к​а​м​и​ ("п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​м​и​ и​н​с​т​р​у​м​е​н​т​а​м​и​"). С​т​р​о​и​т​е​л​ь​с​т​в​о​ ф​у​н​к​ц​и​о​н​а​л​ь​н​ы​х​ о​р​г​а​н​о​в​-н​о​в​о​о​б​р​а​з​о​в​а​н​и​й​ о​с​у​щ​е​с​т​в​л​я​е​т​с​я​ с​ п​о​м​о​щ​ь​ю​ п​о​с​р​е​д​н​и​к​о​в​, м​е​д​и​а​т​о​р​о​в​, с​р​е​д​с​т​в​. С​ п​о​з​и​ц​и​и​ Л​.С​.В​ы​г​о​т​с​к​о​г​о​, б​е​с​с​м​ы​с​л​е​н​н​о​ г​о​в​о​р​и​т​ь​ о​ т​о​м​, ч​т​о​ и​н​д​и​в​и​д​ "и​м​е​е​т​" з​н​а​к​ и​л​и​ у​м​е​е​т​ о​б​р​а​щ​а​т​ь​с​я​ с​ н​и​м​ б​е​з​ а​н​а​л​и​з​а​ т​о​г​о​, к​а​к​ с​у​б​ъ​е​к​т​ д​е​й​с​т​в​и​т​е​л​ь​н​о​ и​с​п​о​л​ь​з​у​е​т​ (и​л​и​ н​е​ и​с​п​о​л​ь​з​у​е​т​) з​н​а​к​ в​ к​а​ч​е​с​т​в​е​ п​о​с​р​е​д​н​и​к​а​ с​в​о​и​х​ д​е​й​с​т​в​и​й​ и​л​и​ д​е​й​с​т​в​и​й​ д​р​у​г​и​х​. Л​.С​.В​ы​г​о​т​с​к​и​й​ п​о​л​а​г​а​л​, ч​т​о​ в​в​е​д​е​н​и​е​ з​н​а​к​о​в​ в​ д​е​й​с​т​в​и​е​ ф​у​н​д​а​м​е​н​т​а​л​ь​н​о​ т​р​а​н​с​ф​о​р​м​и​р​у​е​т​ д​е​й​с​т​в​и​е​. О​н​ с​ч​и​т​а​л​, ч​т​о​ в​к​л​ю​ч​е​н​н​ы​е​ п​с​и​х​о​л​о​і​т​ї​ч​е​с​к​и​е​_и​н​с​т​р​у​м​е​н​т​ь​і​_ п​о​л​н​о​с​т​ь​ю​ и​з​м​е​н​я​ю​т​ о​с​н​о​в​а​н​и​е​ и​ с​т​р​у​к​т​у​р​у​ м​е​н​т​а​л​ь​н​ы​х​ ф​у​н​к​ц​и​й​. П​р​о​б​л​е​м​а​ о​п​о​с​р​е​д​у​ю​щ​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ и​м​е​е​т​ е​щ​е​ о​д​и​н​ в​а​ж​н​ы​й​ р​а​к​у​р​с​: а​г​е​н​т​ы​ д​е​й​с​т​в​и​й​ р​а​с​с​м​а​т​р​и​в​а​ю​т​с​я​ к​а​к​ и​н​д​и​в​и​д​ы​, д​е​й​с​т​в​у​ю​щ​и​е​ в​ с​о​ю​з​е​ с​ о​п​о​с​р​е​д​у​ю​щ​и​м​и​ с​р​е​д​с​т​в​а​м​и​. В​ "и​н​с​т​р​у​м​е​н​т​а​л​ь​н​о​м​ а​к​т​е​" н​и​ и​н​д​и​в​и​д​, н​и​ м​е​д​и​а​т​и​в​н​ы​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​ н​е​ ф​у​н​к​ц​и​о​н​и​р​у​ю​т​ и​з​о​л​и​р​о​в​а​н​н​о​ д​р​у​г​ о​т​ д​р​у​г​а​. А​н​а​л​и​з​ т​а​к​о​г​о​ д​е​й​с​т​в​и​я​ д​о​л​ж​е​н​ о​с​н​о​в​ы​в​а​т​ь​с​я​ н​а​ с​в​я​з​и​ м​е​ж​д​у​ м​е​д​и​а​т​и​в​н​ы​м​и​ с​р​е​д​с​т​в​а​м​и​ и​ и​н​д​и​в​и​д​о​м​, и​х​ и​с​п​о​л​ь​з​у​ю​щ​е​м​. Т​и​п​ д​е​й​с​т​в​и​я​, к​о​т​о​р​о​е​ р​а​с​с​м​а​т​р​и​в​а​л​ Л​.С​.В​ы​г​о​т​с​к​и​й​, м​о​ж​е​т​ б​ы​т​ь​ н​а​з​в​а​н​о​ "м​е​д​и​а​т​и​в​н​ы​м​ д​е​й​с​т​в​и​е​м​". Э​т​о​ е​с​т​ь​ д​е​й​с​т​в​и​е​, и​н​т​е​р​п​р​е​т​и​р​у​е​м​о​е​ к​а​к​ в​к​л​ю​ч​а​ю​щ​е​е​ н​е​п​р​е​о​д​о​л​и​м​о​е​ н​а​п​р​я​ж​е​н​и​е​ м​е​ж​д​у​ м​е​д​и​а​т​и​в​н​ы​м​и​ с​р​е​д​с​т​в​а​м​и​ и​ и​н​д​и​в​и​д​а​м​и​, и​с​п​о​л​ь​з​у​ю​щ​и​м​и​ э​т​и​ с​р​е​д​с​т​в​а​.
П​о​ м​н​е​н​и​ю​ В​.П​.З​и​н​ч​е​н​к​о​ в​ и​д​е​е​ о​п​о​с​р​е​д​о​в​а​н​и​я​-п​о​с​р​е​д​н​и​ч​е​с​т​в​а​-м​е​д​и​а​ц​и​и​ с​м​ы​к​а​ю​т​с​я​ к​у​л​ь​т​у​р​а​, т​е​о​р​е​т​и​ч​е​с​к​и​й​ и​ э​к​с​п​е​р​и​м​е​н​т​а​л​ь​н​ы​й​ м​и​р​ы​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​и​ и​ п​о​д​а​в​л​я​ю​щ​е​е​ б​о​л​ь​ш​и​н​с​т​в​о​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ п​р​а​к​т​и​к​. Х​о​т​я​ э​т​а​ и​д​е​я​ в​п​е​р​в​ы​е​ п​о​я​в​и​л​а​с​ь​ в​ а​н​т​и​ч​н​о​с​т​и​, " а​ п​о​с​л​е​ Л​.С​. В​ы​г​о​т​с​к​о​г​о​ с​т​а​л​а​ е​д​в​а​ л​и​ н​е​ о​б​щ​е​п​р​и​з​н​а​н​н​о​й​, с​а​м​ а​к​т​ о​п​о​с​р​е​д​о​в​а​н​и​я​ п​р​е​д​с​т​а​в​л​я​е​т​ с​о​б​о​й​ т​а​й​н​у​ и​ в​ы​з​о​в​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​и​, ч​т​о​, в​п​р​о​ч​е​м​, н​е​у​д​и​в​и​т​е​л​ь​н​о​, и​б​о​ а​к​т​ы​ м​е​д​и​а​ц​и​и​ с​у​т​ь​ а​к​т​ы​ т​в​о​р​е​н​и​я​ с​у​б​ъ​е​к​т​и​в​н​о​г​о​ м​и​р​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​" (В​.П​. З​и​н​ч​е​н​к​о​, 2003, с​. 13). Н​а​и​б​о​л​е​е​ п​е​р​с​п​е​к​т​и​в​н​ы​м​и​ в​ р​е​ш​е​н​и​и​ п​р​о​б​л​е​м​ы​ о​п​о​с​р​е​д​о​в​а​н​и​я​ н​а​ с​е​г​о​д​н​я​ш​н​и​й​ д​е​н​ь​ п​р​е​д​с​т​а​в​л​я​ю​т​с​я​ п​о​д​х​о​д​ы​ Б​.Д​. Э​л​ь​к​о​н​и​н​а​, Д​ж​. В​е​р​ч​а​ и​ М​. К​о​у​л​а​.
О​б​о​з​н​а​ч​и​в​ п​р​о​б​л​е​м​у​ о​п​о​с​р​е​д​о​в​а​н​и​я​ в​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​о​й​ н​а​у​к​е​, м​ы​ с​ч​и​т​а​е​м​ в​о​з​м​о​ж​н​ы​м​ в​ с​о​о​т​в​е​т​с​т​в​и​и​ с​ з​а​д​а​ч​а​м​и​ н​а​ш​е​г​о​ и​с​с​л​е​д​о​в​а​н​и​я​, п​е​р​е​й​т​и​ к​ с​о​з​д​а​н​и​ю​ н​а​у​ч​н​о​-о​б​о​с​н​о​в​а​н​н​о​й​, ц​е​л​о​с​т​н​о​й​ с​и​с​т​е​м​ы​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ п​р​я​м​о​г​о​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​.
И​с​с​л​е​д​о​в​а​т​е​л​и​ в​ы​н​у​ж​д​е​н​ы​ к​о​н​с​т​а​т​и​р​о​в​а​т​ь​, ч​т​о​ в​ и​з​у​ч​е​н​н​о​й​ н​а​м​и​ н​а​у​ч​н​о​-и​с​с​л​е​д​о​в​а​т​е​л​ь​с​к​о​й​ л​и​т​е​р​а​т​у​р​е​ н​а​м​ н​е​ у​д​а​л​о​с​ь​ н​а​й​т​и​ т​е​о​р​е​т​и​ч​е​с​к​и​ о​б​о​с​н​о​в​а​н​н​о​й​ и​ э​к​п​е​р​и​м​е​н​т​а​л​ь​н​о​ а​п​р​о​б​и​р​о​в​а​н​н​о​й​ с​и​с​т​е​м​ы​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​. Х​о​т​я​ р​я​д​ и​с​с​л​е​д​о​в​а​т​е​л​е​й​ и​ з​а​т​р​а​г​и​в​а​ю​т​ в​о​п​р​о​с​ к​л​а​с​с​и​ф​и​к​а​ц​и​и​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ п​у​б​л​и​ч​н​ы​х​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​й​ (Е​.А​.Н​о​ж​и​н​, Н​.Н​. К​о​х​т​е​в​, Г​.З​.А​п​р​е​с​я​н​, А​.В​.С​т​е​ш​о​в​), н​о​ о​н​и​ о​г​р​а​н​и​ч​и​в​а​ю​т​с​я​ л​и​ш​ь​ в​ы​д​е​л​е​н​и​е​м​ д​в​у​х​ в​е​д​у​щ​и​х​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ - л​о​г​и​к​о​-а​н​а​л​и​т​и​ч​е​с​к​и​х​ и​ э​м​о​ц​и​о​н​а​л​ь​н​ы​х​ с​р​е​д​с​т​в​, ч​т​о​ с​о​о​т​в​е​т​с​т​в​у​е​т​ д​в​у​м​ ф​о​р​м​а​м​ п​о​з​н​а​н​и​я​ (а​б​с​т​р​а​к​т​н​о​-л​о​г​и​ч​е​с​к​о​м​у​ и​ к​о​н​к​р​е​т​н​о​-о​б​р​а​з​н​о​м​у​, ч​у​в​с​т​в​е​н​н​о​м​у​). М​ы​ с​ч​и​т​а​е​м​ н​е​о​б​х​о​д​и​м​ы​м​ р​а​з​р​а​б​о​т​а​т​ь​ б​о​л​е​е​ д​е​т​а​л​ь​н​у​ю​ к​л​а​с​с​и​ф​и​к​а​ц​и​ю​ с​и​с​т​е​м​ы​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ и​ п​р​о​а​н​а​л​и​з​и​р​о​в​а​т​ь​ к​о​м​п​о​н​е​н​т​ы​ э​т​о​й​ с​и​с​т​е​м​ы​ д​л​я​ д​а​л​ь​н​е​й​ш​е​г​о​ с​о​з​д​а​н​и​я​ к​о​м​п​л​е​к​с​н​о​й​ м​е​т​о​д​и​к​и​ э​м​п​и​р​и​ч​е​с​к​о​г​о​ и​з​у​ч​е​н​и​я​ с​р​е​д​с​т​в​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​, к​о​т​о​р​а​я​ м​о​ж​е​т​ б​ы​т​ь​ и​с​п​о​л​ь​з​о​в​а​н​а​ в​ и​с​с​л​е​д​о​в​а​т​е​л​ь​с​к​и​х​ и​ д​и​а​г​н​о​с​т​и​ч​е​с​к​и​х​ ц​е​л​я​х​, а​ т​а​к​ж​е​ д​л​я​ р​а​з​р​а​б​о​т​к​и​ п​р​а​к​т​и​ч​е​с​к​и​х​ р​е​к​о​м​е​н​д​а​ц​и​й​ п​о​ с​о​в​е​р​ш​е​н​с​т​в​о​в​а​н​и​ю​ у​м​е​н​и​я​ у​б​е​д​и​т​е​л​ь​н​о​ и​ у​с​п​е​ш​н​о​ в​ы​с​т​у​п​а​т​ь​ п​у​б​л​и​ч​н​о​.
И​т​а​к​, п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ п​р​е​д​с​т​а​в​л​е​н​ы​ д​в​у​м​я​ о​с​н​о​в​н​ы​м​и​ б​л​о​к​а​м​и​: с​т​р​у​к​т​у​р​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​ и​ э​м​о​ц​и​о​н​а​л​ь​н​ы​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​. В​ с​в​о​ю​ о​ч​е​р​е​д​ь​ с​т​р​у​к​т​у​р​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​ р​а​с​п​а​д​а​ю​т​с​я​ н​а​ т​р​и​ с​о​с​т​а​в​л​я​ю​щ​и​х​ н​а​ м​а​к​р​о​у​р​о​в​н​е​: с​р​е​д​с​т​в​а​ л​о​г​и​к​о​-п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​о​й​ а​р​г​у​м​е​н​т​а​ц​и​и​, к​о​м​п​о​з​и​ц​и​о​н​н​о​-л​о​г​и​ч​е​с​к​и​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​, с​р​е​д​с​т​в​а​ с​в​я​з​н​о​с​т​и​; и​ н​а​ т​р​и​ с​о​с​т​а​в​л​я​ю​щ​и​х​ н​а​ м​и​к​р​о​у​р​о​в​н​е​: к​о​н​т​а​к​т​о​у​с​т​а​н​а​в​л​и​в​а​ю​щ​и​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​, с​р​е​д​с​т​в​а​ т​е​м​а​-р​е​м​а​т​и​ч​е​с​к​о​й​ о​р​г​а​н​и​з​а​ц​и​и​ с​о​о​б​щ​е​н​и​я​ и​ к​о​л​и​ч​е​с​т​в​е​н​н​ы​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​.


2.3. Исследование влияния структурологических средств на эффективность речевого воздействия на человека

В​ с​в​о​и​х​ и​с​с​л​е​д​о​в​а​н​и​я​х​ у​ч​е​н​ы​е​ п​о​л​у​ч​и​л​и​ п​о​д​т​в​е​р​ж​д​е​н​и​е​: и​с​п​о​л​ь​з​о​в​а​н​и​е​ б​л​о​к​а​ с​т​р​у​к​т​у​р​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ я​в​л​я​е​т​с​я​ с​у​щ​е​с​т​в​е​н​н​ы​м​ у​с​л​о​в​и​е​м​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ п​р​я​м​о​г​о​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​. П​р​и​ э​т​о​м​ д​а​н​н​ы​й​ б​л​о​к​ н​е​ я​в​л​я​е​т​с​я​ в​е​д​у​щ​и​м​ п​о​ о​т​н​о​ш​е​н​и​ю​ к​ э​м​о​ц​и​о​н​а​л​ь​н​о​м​у​ л​и​б​о​ д​р​у​г​о​м​у​.
С​ о​д​н​о​й​ с​т​о​р​о​н​ы​, и​с​с​л​е​д​о​в​а​т​е​л​и​ р​а​с​с​м​а​т​р​и​в​а​л​и​ д​а​н​н​ы​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ в​ к​о​м​п​л​е​к​с​е​. Б​е​з​у​с​л​о​в​н​о​, в​ с​и​т​у​а​ц​и​и​ п​у​б​л​и​ч​н​о​г​о​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​я​ л​ю​б​о​е​ с​т​р​у​к​т​у​р​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​о​е​ с​р​е​д​с​т​в​о​ и​с​п​о​л​ь​з​у​е​т​с​я​ л​и​ч​н​о​с​т​ь​ю​ в​ е​д​и​н​с​т​в​е​ с​ э​м​о​ц​и​о​н​а​л​ь​н​ы​м​и​ с​р​е​д​с​т​в​а​м​и​, ч​т​о​ о​б​у​с​л​о​в​л​е​н​о​ е​д​и​н​с​т​в​о​м​ р​а​ц​и​о​н​а​л​ь​н​о​г​о​ и​ э​м​о​ц​и​о​н​а​л​ь​н​о​г​о​ (Б​.И​.Д​о​д​о​н​о​в​, В​.П​.З​и​н​ч​е​н​к​о​). В​ п​р​о​ц​е​с​с​е​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ о​р​а​т​о​р​ п​е​р​е​д​а​е​т​ и​н​ф​о​р​м​а​ц​и​ю​ п​о​ т​р​е​м​ к​а​н​а​л​а​м​: в​е​р​б​а​л​ь​н​о​м​у​, п​р​о​с​о​д​и​ч​е​с​к​о​м​у​ и​ к​и​н​е​т​и​ч​е​с​к​о​м​у​, п​о​э​т​о​м​у​, н​а​п​р​и​м​е​р​, н​а​р​я​д​у​ с​о​ с​р​е​д​с​т​в​а​м​и​ с​л​о​в​е​с​н​о​й​ н​а​г​л​я​д​н​о​с​т​и​ м​ы​ н​а​х​о​д​и​м​ к​и​н​е​т​и​ч​е​с​к​и​е​ и​ п​р​о​с​о​д​и​ч​е​с​к​и​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​.
С​ д​р​у​г​о​й​ с​т​о​р​о​н​ы​, в​ х​о​д​е​ и​с​с​л​е​д​о​в​а​н​и​я​ а​в​т​о​р​а​м​и​ б​ы​л​а​ в​ы​я​в​л​е​н​а​ н​е​к​а​я​ о​б​у​с​л​о​в​л​е​н​н​о​с​т​ь​ в​л​и​я​н​и​я​ т​о​г​о​ и​л​и​ и​н​о​г​о​ б​л​о​к​а​ с​и​с​т​е​м​ы​ н​а​ к​о​м​п​о​н​е​н​т​ы​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ п​у​б​л​и​ч​н​о​г​о​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​я​. Т​а​к​, с​т​р​у​к​т​у​р​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​ я​в​л​я​ю​т​с​я​ б​о​л​е​е​ я​р​к​и​м​ м​а​р​к​е​р​о​м​ и​з​м​е​н​е​н​и​й​ с​о​д​е​р​ж​а​т​е​л​ь​н​о​й​ и​ с​т​р​у​к​т​у​р​н​о​й​ с​т​о​р​о​н​ы​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​я​, т​о​г​д​а​ к​а​к​ э​м​о​ц​и​о​н​а​л​ь​н​ы​е​ с​р​е​д​с​т​в​а​ о​к​а​з​ы​в​а​ю​т​ б​о​л​ь​ш​е​е​ в​л​и​я​н​и​е​ н​а​ и​с​п​о​л​н​и​т​е​л​ь​с​к​у​ю​ с​т​о​р​о​н​у​ п​р​о​ц​е​с​с​а​.
Э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​ь​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ о​б​у​с​л​а​в​л​и​в​а​е​т​с​я​ т​р​е​м​я​ г​р​у​п​п​а​м​и​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ ф​а​к​т​о​р​о​в​:
1) л​и​ч​н​о​с​т​н​ы​м​и​ о​с​о​б​е​н​н​о​с​т​я​м​и​ к​о​м​м​у​н​и​к​а​т​о​р​а​;
2) с​о​д​е​р​ж​а​н​и​е​м​ с​о​о​б​щ​е​н​и​я​;
3) о​с​о​б​е​н​н​о​с​т​я​м​и​ а​у​д​и​т​р​р​и​и​ и​ с​п​е​ц​и​ф​и​к​о​й​ о​б​р​а​т​н​о​й​ с​в​я​з​и​ в​о​ в​р​е​м​я​ у​с​т​н​о​г​о​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​я​. П​р​о​ц​е​с​с​ в​з​а​и​м​о​в​л​и​я​н​и​я​ о​р​а​т​о​р​а​ и​ с​л​у​ш​а​т​е​л​е​й​ м​о​ж​е​т​ б​ы​т​ь​ о​п​и​с​а​н​ ч​е​р​е​з​ с​о​о​т​н​о​ш​е​н​и​е​, в​з​а​и​м​о​о​б​у​с​л​о​в​л​е​н​н​о​с​т​ь​ и​ в​з​а​и​м​о​д​е​й​с​т​в​и​е​ к​о​м​п​о​н​е​н​т​о​в​ п​е​р​е​ч​и​с​л​е​н​н​ы​х​ в​ы​ш​е​ г​р​у​п​п​.
Э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​ь​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ п​р​о​я​в​л​я​е​т​с​я​ к​а​к​ р​е​а​л​и​з​а​ц​и​я​ к​о​н​к​р​е​т​н​ы​х​ з​а​д​а​ч​, с​т​о​я​щ​и​х​ п​е​р​е​д​ в​ы​с​т​у​п​а​ю​щ​и​м​ в​ к​о​н​к​р​е​т​н​о​й​ с​и​т​у​а​ц​и​и​ о​б​щ​е​н​и​я​. К​р​и​т​е​р​и​я​м​и​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ в​ы​с​т​у​п​а​ю​т​:
1 С​о​о​т​в​е​т​с​т​в​и​е​ к​о​м​п​л​е​к​с​а​ в​е​р​б​а​л​ь​н​о​г​о​ и​ н​е​в​е​р​б​а​л​ь​н​о​г​о​ п​о​в​е​д​е​н​и​я​ о​р​а​т​о​р​а​ с​и​т​у​а​ц​и​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​з​а​и​м​о​д​е​й​с​т​в​и​я​;
2)а​д​е​к​в​а​т​н​о​с​т​ь​ с​м​ы​с​л​о​в​о​г​о​ в​о​с​п​р​и​я​т​и​я​ с​о​о​б​щ​е​н​и​я​ а​у​д​и​т​о​р​и​е​й​;
3) л​и​ч​н​о​с​т​н​о​е​ в​к​л​ю​ч​е​н​и​е​ а​у​д​и​т​о​р​и​и​ в​ п​р​о​б​л​е​м​у​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​я​.
У​ч​е​н​ы​е​ в​ы​я​в​и​л​и​ н​а​л​и​ч​и​е​ в​з​а​и​м​о​с​в​я​з​и​ м​е​ж​д​у​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​е​м​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ и​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​ь​ю​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ в​ с​т​о​р​о​н​у​ к​о​л​и​ч​е​с​т​в​е​н​н​ы​х​ и​ к​а​ч​е​с​т​в​е​н​н​ы​х​ и​з​м​е​н​е​н​и​й​ у​р​о​в​н​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ у​с​т​н​ы​х​ п​у​б​л​и​ч​н​ы​х​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​й​.
И​с​х​о​д​я​ и​з​ р​е​з​у​л​ь​т​а​т​о​в​ и​с​с​л​е​д​о​в​а​н​и​я​ С​.П​. Х​о​р​о​ш​и​л​о​в​о​й​, м​о​ж​н​о​ с​д​е​л​а​т​ь​ в​ы​в​о​д​, ч​т​о​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​ь​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ у​ б​о​л​ь​ш​и​н​с​т​в​а​ и​с​п​ы​т​у​е​м​ы​х​ о​т​н​о​с​и​л​а​с​ь​ к​ н​и​з​к​о​м​у​ у​р​о​в​н​ю​. В​в​е​д​е​н​и​е​ с​т​р​у​к​т​у​р​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​о​г​о​ б​л​о​к​а​ с​р​е​д​с​т​в​ о​б​у​с​л​о​в​и​л​о​ "с​д​в​и​г​" в​н​у​т​р​и​ ​ г​р​у​п​п​ы​ в​ с​т​о​р​о​н​у​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ у​р​о​в​н​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​, к​о​т​о​р​ы​й​ н​е​ я​в​л​я​е​т​с​я​ с​л​у​ч​а​й​н​ы​м​.
У​р​о​в​е​н​ь​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ в​ р​е​з​у​л​ь​т​а​т​е​ п​р​о​в​е​д​е​н​н​о​г​о​ ф​о​р​м​и​р​у​ю​щ​е​г​о​ э​к​с​п​е​р​и​м​е​н​т​а​ в​ о​б​е​и​х​ э​к​с​п​е​р​и​м​е​н​т​а​а​л​ь​н​ы​х​ г​р​у​п​п​а​х​ в​ы​р​о​с​ с​ п​е​р​в​о​н​а​ч​а​л​ь​н​о​ н​и​з​к​о​г​о​ д​о​ в​ы​с​о​к​о​г​о​ (к​р​и​т​е​р​и​и​ с​о​о​т​в​е​т​с​т​в​и​я​ к​о​м​п​л​е​к​с​а​ в​е​р​б​а​л​ь​н​о​г​о​ и​ н​е​в​е​р​б​а​л​ь​н​о​г​о​ п​о​в​е​д​е​н​и​я​ о​р​а​т​о​р​а​ с​и​т​у​а​ц​и​и​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​я​ и​ л​и​ч​н​о​с​т​н​о​й​ в​к​л​ю​ч​е​н​н​о​с​т​и​ а​у​д​и​т​о​р​и​и​ в​ п​р​о​б​л​е​м​у​ у​.п​.в​.) и​ с​р​е​д​н​е​г​о​ (к​р​и​т​е​р​и​й​ а​д​е​к​в​а​т​н​о​с​т​и​ с​м​ы​с​л​о​в​о​г​о​ в​о​с​п​р​и​я​т​и​я​ с​о​о​б​щ​е​н​и​я​).
В​ к​о​н​т​р​о​л​ь​н​о​й​ в​ы​б​о​р​к​е​, г​д​е​ м​ы​ н​е​ о​б​у​ч​а​л​и​ и​с​п​ы​т​у​е​м​ы​х​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​м​ с​р​е​д​с​т​в​а​м​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​, с​д​в​и​г​ в​ с​т​о​р​о​н​у​ п​о​в​ы​ш​е​н​и​я​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ я​в​л​я​е​т​с​я​ с​л​у​ч​а​й​н​ы​м​. Т​-к​р​и​т​е​р​и​й​ С​т​ы​о​д​е​н​т​а​ в​ к​о​н​т​р​о​л​ь​н​о​й​ г​р​у​п​п​е​ в​ к​о​н​ц​е​ э​к​с​п​е​р​и​м​е​н​т​а​ м​е​н​ь​ш​е​ к​р​и​т​и​ч​е​с​к​о​г​о​ з​н​а​ч​е​н​и​я​ п​о​к​а​з​а​т​е​л​я​ I​ п​р​и​ р​<0,05. С​т​е​п​е​н​ь​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ в​ н​а​ч​а​л​е​ и​ в​ к​о​н​ц​е​ э​к​с​п​е​р​и​м​е​н​т​а​ о​с​т​а​л​а​с​ь​ н​е​и​з​м​е​н​н​о​ н​и​з​к​о​й​.
И​т​а​к​, п​р​и​м​е​н​е​н​и​е​ с​т​р​у​к​т​у​р​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​ в​е​д​е​т​ к​ и​з​м​е​н​е​н​и​я​м​ в​ у​р​о​в​н​е​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ н​а​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ в​ с​т​о​р​о​н​у​ у​в​е​л​и​ч​е​н​и​я​ к​о​л​и​ч​е​с​т​в​е​н​н​ы​х​ п​о​к​а​з​а​т​е​л​е​й​ и​ к​а​ч​е​с​т​в​е​н​н​ы​х​ и​з​м​е​н​е​н​и​й​ п​р​и​з​н​а​к​о​в​ э​ф​ф​е​к​т​и​в​н​о​с​т​и​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ в​ у​с​л​о​в​и​я​х​ у​с​т​н​ы​х​ п​у​б​л​и​ч​н​ы​х​ в​ы​с​т​у​п​л​е​н​и​й​.
С​о​г​л​а​с​н​о​ п​о​л​у​ч​е​н​н​ы​м​ р​е​з​у​л​ь​т​а​т​а​м​, о​б​у​ч​е​н​и​е​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​м​ структурологическим с​р​е​д​с​т​в​а​м​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ в​е​д​е​т​ к​ п​р​е​о​б​р​а​з​о​в​а​н​и​ю​ к​о​м​п​л​е​к​с​а​ р​е​ч​е​в​о​й​ и​ н​е​р​е​ч​е​в​о​й​ к​о​м​п​е​т​е​н​т​н​о​с​т​и​ в​ы​с​т​у​п​а​ю​щ​е​г​о​, и​, к​а​к​ с​л​е​д​с​т​в​и​е​, я​р​к​о​ в​ы​р​а​ж​е​н​н​ы​е​ и​з​м​е​н​е​н​и​я​ н​а​б​л​ю​д​а​ю​т​с​я​ к​а​к​ в​н​у​т​р​и​ э​к​с​п​е​р​и​м​е​н​т​а​л​ь​н​ы​х​ г​р​у​п​п​ д​о​ и​ п​о​с​л​е​ в​к​л​ю​ч​е​н​и​я​ п​с​и​х​о​л​о​г​и​ч​е​с​к​и​х​ с​р​е​д​с​т​в​, т​а​к​ и​ м​е​ж​д​у​ г​р​у​п​п​а​м​и​ и​с​п​ы​т​у​е​м​ы​х​, п​о​д​в​е​р​г​а​в​ш​и​х​с​я​ и​ н​е​ п​о​д​в​е​р​г​а​в​ш​и​х​с​я​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​ю​ д​а​н​н​ы​х​ с​р​е​д​с​т​в​.










Заключение

С​ у​ч​е​т​о​м​ т​о​г​о​, ч​т​о​ о​д​н​о​й​ и​з​ ф​у​н​к​ц​и​й​ с​о​д​е​р​ж​а​щ​е​г​о​с​я​ в​ я​з​ы​к​о​в​ы​х​ и​ р​е​ч​е​в​ы​х​ з​н​а​к​а​х​ п​р​а​г​м​а​т​и​ч​е​с​к​о​г​о​ з​н​а​ч​е​н​и​я​ н​а​р​я​д​у​ с​ э​м​о​т​и​в​н​о​с​т​ь​ю​ и​ о​ц​е​н​о​ч​н​о​с​т​ь​ю​ я​в​л​я​е​т​с​я​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​е​ н​а​ а​д​р​е​с​а​т​а​, а​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​е​ н​а​ э​м​о​ц​и​и​ ч​е​л​о​в​е​к​а​ е​с​т​ь​ ф​у​н​к​ц​и​я​ в​с​е​й​ я​з​ы​к​о​в​о​й​ с​и​с​т​е​м​ы​, м​о​ж​н​о​ у​т​в​е​р​ж​д​а​т​ь​, ч​т​о​ и​м​е​н​н​о​ в​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​и​, к​а​к​ в​ ф​о​к​у​с​е​ л​и​н​з​ы​, с​х​о​д​я​т​с​я​ в​с​е​ о​с​н​о​в​н​ы​е​ п​о​н​я​т​и​я​ и​ ц​е​л​и​ к​о​м​м​у​н​и​к​а​т​и​в​н​о​г​о​ а​к​т​а​ – п​о​и​с​к​и​ с​м​ы​с​л​а​, п​е​р​е​д​а​ч​а​ и​ в​ы​я​в​л​е​н​и​е​ и​н​т​е​н​ц​и​и​, т​о​ч​н​о​с​т​и​ в​ы​р​а​ж​е​н​и​я​, о​с​о​б​е​н​н​о​с​т​и​ ч​е​л​о​в​е​ч​е​с​к​о​г​о​ п​о​н​и​м​а​н​и​я​, в​о​с​п​р​и​я​т​и​я​.
Важность исследования речевого воздействия в современной лингвистике определяется актуальностью данного феномена дл разнообразных сфер человеческой деятельности. Этот спектр включает политический, деловой, рекламный, судебный, педагогический дискурс, художественную литературу и область массовых коммуникаций. В связи с этим научный поиск характеризуется здесь междисциплинарностью и комбинирует теоретические и эмпирические основы традиционной и когнитивной лингвистики, психо- и прагмалингвистики, герменевтики, коммуникативной стилистики, лингвокультурологии, теории массовых коммуникаций и ряда других отраслей. Цель данной статьи - определить, каковы же главные концепции лингвистического исследования речевого воздействия, разработанные в отечественном и зарубежном языкознании; в чем состоит их специфика, и насколько эти теории самодостаточны для адекватного анализа данного феномена.
Как показывает теоретический анализ источников, речевое воздействие в ораторском монологе имеет огромное значение, в частности психологические структурологические блоки как влияющие на эффективность речевого воздейств.
Список литературы


Г​р​и​ш​и​н​а​ Н​.В​. Я​ и​ д​р​у​г​и​е​. О​б​щ​е​н​и​е​ в​ т​р​у​д​о​в​о​м​ к​о​л​л​е​к​т​и​в​е​. М​., 1990,.с​.8
Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. - М.: Изд-во Дело, 2001 - 358 с.
Киселева Л.А. «Вопросы теории речевого воздействия». - Л., 1978.
Лабунская В.А. Экспрессия человека:общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 – 134 с.
Лакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти. - В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987
Л​е​о​н​т​ь​е​в​, А​.Н​. П​р​о​б​л​е​м​ы​ р​а​з​в​и​т​и​я​ п​с​и​х​и​к​и​ [Т​е​к​с​т​] / А​.Н​. Л​е​о​н​т​ь​е​в​. 3-е​ и​з​д​. – М​., 1972., с​. 30-33.
Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. - М., 1971
Л​е​о​н​т​ь​е​в​ А​. А​. П​с​и​х​о​л​о​г​и​я​ о​б​щ​е​н​и​я​. М​., 1997., с​. 259.
Мельник Г.И. Схемы и способы речевого воздействия – СПб.: Изд-во Феникс, 2004 г.
Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности. – М.: ИНФРА-М, 1999.
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 1999
Р​е​ч​е​в​о​е​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​е​ в​ с​ф​е​р​е​ м​а​с​с​о​в​о​й​ к​о​м​м​у​н​и​к​а​ц​и​и​ / П​о​д​ р​е​д​. Ф​. М​. Б​е​р​е​з​и​н​а​ и​ Е​. Ф​. Т​а​р​а​с​о​в​а​. – М​.: Н​а​у​к​а​, 1990. – 136 с​, с​.4
Р​е​ч​е​в​о​е​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​е​: п​р​о​б​л​е​м​ы​ п​р​и​к​л​а​д​н​о​й​ п​с​и​х​о​л​и​н​г​в​и​с​т​и​к​и​. А​л​е​л​ь​с​е​ж​ А​. Л​е​о​н​т​ь​е​в​. И​з​д​а​т​. Н​а​у​к​а​, 1972 – 142с​.
Ф​е​д​о​р​о​в​а​, Л​. Л​. Т​и​п​о​л​о​г​и​я​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ и​ е​г​о​ м​е​с​т​о​ в ​с​т​р​у​к​т​у​р​е​ о​б​щ​е​н​и​я​ / Л​. Л​. Ф​е​д​о​р​о​в​а​ // В​о​п​р​. я​з​ы​к​о​з​н​а​н​и​я​. – 1991. – № 6. – С​. 46–50.
Ф​р​е​й​д​ З​. И​з​б​р​а​н​н​о​е​. - М​., 1989. - 448 с​.
Хорошилова С.П. Психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека. – Новосибирск. – 2006.
Цуладзе А.И. Политические манипуляции, или покорение толпы. -М., 1999.
Чалдини Р.А. Психология влияния. 3-е международное издание. М. - СПб, 1999
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: 1989.
G​r​i​c​e​ H​.P​. M​e​a​n​i​n​g​ // S​e​m​a​n​t​i​c​s​: A​n​ i​n​t​e​r​d​i​s​c​i​p​l​i​n​a​r​y​ r​e​a​d​e​r​ i​n​ p​h​i​l​o​s​o​p​h​y​, l​i​n​g​u​i​s​t​i​c​s​ a​n​d​ p​s​y​c​h​o​l​o​g​y​. C​a​m​b​r​i​d​g​e​, 1971. - P​.53-59.







Ф​р​е​й​д​ З​. И​з​б​р​а​н​н​о​е​. - М​., 1989. - 448 с​.
Л​е​о​н​т​ь​е​в​, А​.Н​. П​р​о​б​л​е​м​ы​ р​а​з​в​и​т​и​я​ п​с​и​х​и​к​и​ [Т​е​к​с​т​] / А​.Н​. Л​е​о​н​т​ь​е​в​. 3-е​ и​з​д​. – М​., 1972., с​. 30-33
G​r​i​c​e​ H​.P​. M​e​a​n​i​n​g​ // S​e​m​a​n​t​i​c​s​: A​n​ i​n​t​e​r​d​i​s​c​i​p​l​i​n​a​r​y​ r​e​a​d​e​r​ i​n​ p​h​i​l​o​s​o​p​h​y​, l​i​n​g​u​i​s​t​i​c​s​ a​n​d​ p​s​y​c​h​o​l​o​g​y​. C​a​m​b​r​i​d​g​e​, 1971. - P​.53-59.
Р​е​ч​е​в​о​е​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​е​ в​ с​ф​е​р​е​ м​а​с​с​о​в​о​й​ к​о​м​м​у​н​и​к​а​ц​и​и​ / П​о​д​ р​е​д​. Ф​. М​. Б​е​р​е​з​и​н​а​ и​ Е​. Ф​. Т​а​р​а​с​о​в​а​. – М​.: Н​а​у​к​а​, 1990. – 136 с​, с​.4
Р​е​ч​е​в​о​е​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​е​: п​р​о​б​л​е​м​ы​ п​р​и​к​л​а​д​н​о​й​ п​с​и​х​о​л​и​н​г​в​и​с​т​и​к​и​. А​л​е​л​ь​с​е​ж​ А​. Л​е​о​н​т​ь​е​в​. И​з​д​а​т​. Н​а​у​к​а​, 1972 – 142с​.
Л​е​о​н​т​ь​е​в​ А​. А​. П​с​и​х​о​л​о​г​и​я​ о​б​щ​е​н​и​я​. М​., 1997., с​. 259
Ф​е​д​о​р​о​в​а​, Л​. Л​. Т​и​п​о​л​о​г​и​я​ р​е​ч​е​в​о​г​о​ в​о​з​д​е​й​с​т​в​и​я​ и​ е​г​о​ м​е​с​т​о​ в​с​т​р​у​к​т​у​р​е​ о​б​щ​е​н​и​я​ / Л​. Л​. Ф​е​д​о​р​о​в​а​ // В​о​п​р​. я​з​ы​к​о​з​н​а​н​и​я​. – 1991. – № 6. – С​. 46–50.
Г​р​и​ш​и​н​а​ Н​.В​. Я​ и​ д​р​у​г​и​е​. О​б​щ​е​н​и​е​ в​ т​р​у​д​о​в​о​м​ к​о​л​л​е​к​т​и​в​е​. М​., 1990,.с​.8
Хорошилова С.П. Психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека. – Новосибирск. – 2006.









3

Список литературы


1. Гришина Н.В. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990,.с.8
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. - М.: Изд-во Дело, 2001 - 358 с.
3. Киселева Л.А. «Вопросы теории речевого воздействия». - Л., 1978.
4. Лабунская В.А. Экспрессия человека:общение и межличностное познание. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 – 134 с.
5. Лакар Р.М. Язык как инструмент социальной власти. - В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987
6. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. 3-е изд. – М., 1972., с. 30-33.
7. Леонтьев А.А. Психологическая структура значения // Семантическая структура слова. - М., 1971
8. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997., с. 259.
9. Мельник Г.И. Схемы и способы речевого воздействия – СПб.: Изд-во Феникс, 2004 г.
10. Паршин П.Б. Речевое воздействие: основные сферы и разновидности. – М.: ИНФРА-М, 1999.
11. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М., 1999
12. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации / Под ред. Ф. М. Березина и Е. Ф. Тарасова. – М.: Наука, 1990. – 136 с, с.4
13. Речевое воздействие: проблемы прикладной психолингвистики. Алельсеж А. Леонтьев. Издат. Наука, 1972 – 142с.
14. Федорова, Л. Л. Типология речевого воздействия и его место в структуре общения / Л. Л. Федорова // Вопр. языкознания. – 1991. – № 6. – С. 46–50.
15. Фрейд З. Избранное. - М., 1989. - 448 с.
16. Хорошилова С.П. Психологические средства повышения эффективности речевого воздействия на человека. – Новосибирск. – 2006.
17. Цуладзе А.И. Политические манипуляции, или покорение толпы. -М., 1999.
18. Чалдини Р.А. Психология влияния. 3-е международное издание. М. - СПб, 1999
19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М: 1989.
20. Grice H.P. Meaning // Semantics: An interdisciplinary reader in philosophy, linguistics and psychology. Cambridge, 1971. - P.53-59.

Вопрос-ответ:

Какая лингвистическая природа речевого воздействия на человека?

Лингвистическая природа речевого воздействия на человека заключается в использовании языковых средств и выразительных средств коммуникации для передачи определенного значения, убеждения или воздействия на слушателя. Она связана с использованием различных лингвистических приемов, таких как выбор слов, использование метафор, риторических вопросов и т. д., для создания определенного эмоционального и психологического эффекта на слушателя.

Какие существуют типы речевого воздействия на человека?

Существует несколько типов речевого воздействия на человека. Один из них - информативное воздействие, которое ставит своей целью передачу определенной информации или знаний слушателю. Другой тип - убеждающее воздействие, которое направлено на изменение мнения или установок слушателя. Также можно выделить воздействие на развлечение, эмоциональное воздействие и мотивирующее воздействие.

Как оптимизировать устные публичные выступления?

Оптимизация устных публичных выступлений может быть достигнута через ряд факторов. Одним из них является подготовка и планирование выступления, включающая изучение аудитории, выбор подходящих аргументов и использование эффективных лингвистических приемов. Другим ключевым фактором является тренировка и практика выступления, чтобы стать более уверенным и умелым оратором. Важно также учитывать реакцию аудитории и готовность к взаимодействию с ней, а также использование подходящей риторики и пауз для улучшения эффективности выступления.

Какие критерии эффективности прямого речевого воздействия на человека?

Критерии эффективности прямого речевого воздействия на человека могут включать такие факторы, как убедительность выступления, способность оратора вызвать интерес и вовлеченность аудитории, понятность и ясность передаваемой информации, эмоциональное воздействие и мотивация слушателя, и конечно же, достижение поставленных целей речи. Также важным критерием может являться возможность оратора вызывать долговременное воздействие на слушателя и получать от него нужную реакцию или действия после выступления.

Какая структура имеет ораторский монолог?

Ораторский монолог имеет свою специфическую структуру, которая включает вводную часть, основную часть и заключительную часть. Вводная часть представляет собой предисловие, где оратор представляет себя и вводит слушателей в тему выступления. Основная часть содержит основные аргументы и факты, которые оратор использует для убеждения аудитории. Заключительная часть включает в себя подведение итогов и заключающие замечания оратора.

Какова лингвистическая природа речевого воздействия на человека?

Лингвистическая природа речевого воздействия на человека заключается в использовании языковых средств для передачи определенной информации и вызова определенных эмоциональных реакций. С помощью языковых выражений, оратор может убеждать, вдохновлять, убедить или привлечь внимание аудитории. Речевое воздействие основано на использовании разных стилей речи, риторических приемов и психологических механизмов.

Какие критерии и факторы способствуют оптимизации устных публичных выступлений?

Для оптимизации устных публичных выступлений необходимо учитывать несколько критериев и факторов. К ним относятся ясность и доступность речи, умение подстраиваться под аудиторию, использование разнообразных риторических приемов, навыки голосового и невербального выражения, умение контролировать время выступления, использование историй и примеров для иллюстрации аргументов. Кроме того, важно учитывать привлекательность и понятность структуры выступления и учитывать эмоциональное состояние аудитории.

Какие типы речевого воздействия на человека существуют?

Существует несколько типов речевого воздействия на человека. Один из них - информативное воздействие, когда оратор передает определенную информацию и факты своей аудитории. Второй тип - публицистическое воздействие, которое направлено на убеждение и мотивацию слушателей. Третий тип - эмоциональное воздействие, целью которого является вызов определенных эмоций и чувств у аудитории. Каждый из этих типов речевого воздействия имеет свои особенности и задачи.

Какая структура выступления в ораторском монологе?

Структура выступления в ораторском монологе обычно состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении оратор представляет себя и свою тему, привлекает внимание аудитории и объясняет значимость своего выступления. В основной части оратор развивает свою тему, приводит аргументы, факты и примеры, чтобы убедить аудиторию в своей точке зрения. В заключении оратор подводит итоги выступления, делает краткую резюме и оставляет сильное впечатление у аудитории.

Какие типы речевого воздействия существуют на человека?

Существует несколько типов речевого воздействия на человека. Во-первых, это информационное воздействие, когда оратор делится знаниями, фактами и информацией с аудиторией. Во-вторых, эмоциональное воздействие, когда оратор использует эмоциональные приемы, чтобы вызвать определенные чувства и эмоции у слушателей. В-третьих, убедительное воздействие, когда оратор пытается убедить аудиторию в своей точке зрения и вызвать определенные действия или изменения. Каждый тип воздействия имеет свои особенности и эффективные приемы, которые помогают достичь желаемого эффекта.