Становление и развитие теории коммуникации: историческая ретроспектива
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 16.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие коммуникации и коммуникологии: развитие и проблемы определения 5
2. Истоки и основные парадигмы теории коммуникации 11
3. Развитие современных концепций теории коммуникации 19
Заключение 24
Список литературы 26
В этом и состоит суть интеракционного подхода, который был сформулирован Т. Ньюкомбом в 1953 г.
В целом суть интеракционного подхода состоит в следующем:
субъекты коммуникации равноправны и связаны взаимными ожиданиями и установками, а также общим интересом к предмету общения;
коммуникация рассматривается как реализация этого интереса с помощью передаваемых сообщений;
эффекты коммуникации состоят в сближении или расхождении точек зрения коммуникатора и реципиента на общий предмет, что в свою очередь означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества.
Таким образом, такой взгляд на коммуникацию ставит в центр внимания достижение согласия между субъектами коммуникации, установление равновесия в системе взаимных установок.
Необходимость учета особенностей коммуникации в различного рода социальных системах, влияния на нее социальных институтов, стереотипов группового сознания обусловили разработку целого ряда теорий в рамках интеракционного подхода.
В социологии и социальной психологии, например, значительное влияние на теорию коммуникации оказал символический интеракционизм. С точки зрения этой теории коммуникация – это не пассивная реакция (как у бихевиористов), а субъективная осмысленность и направленность на других (другого). Взаимодействия между людьми рассматриваются как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Таким образом, действию «другого» приписывается какой-то смысл, значение («символизируется»), т.е. эти реакции носят не автоматический характер, а являются осмысленными, которым придается то ли иное значение. Например, протянутая рука при встрече двух людей означает приветствие, послание в виде стрелы – объявление войны и т.п.
В середине и второй половине XX в. стал популярным интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникаций в различных обществах и организациях. Он исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Главное внимание здесь сосредоточено на изучении символических действий и ритуалов членов различных общностей. Среди теорий этого научного направления стоит отметить теорию межкультурного содержания коммуникации, разработанную американским антропологом Э. Холлом, которая дает возможность уяснить культурные значения коммуникативных действий и соответствующее их выполнение, а эффективность коммуникации расценивается с точки зрения принадлежности коммуникантов к определенной культурной среде.
Значительное влияние на формирование методологии интеракционного подхода изучения коммуникации оказала социологии, изучая в качестве предмета социальное взаимодействие. В его основе лежит представление о том, что социальный актор (действующее лицо), индивид, группа или общество в целом всегда находится в физическом или мысленном окружении других действующих лиц и ведет себя сообразно этой социальной ситуации. Наиболее полную разработку проблема социального взаимодействия получила в теориях социального обмена.
Лингвистические подходы к изучению коммуникации ставят в центр своего внимания проблему языка. Они больше внимания уделяют формальным свойствам языка, в то время как социологов и социальных психологов интересуют сложные и социально определенные правила, управляющие лингвистической деятельностью, отношение между языком и идеологией, знанием и социальной природой словесного общения. Не случайно, видимо, интересные исследования были проведены на стыке данных наук. Так возникла социолингвистика.
В современной социолингвистике при анализе языковых явлений и процессов основной акцент делается на роли общества: исследуется влияние различных социальных факторов на взаимодействие языков, систему отдельного знака и его функционирование. Таким образом, в рамках социолингвистики происходит органическое сочетание социологических и лингвистических категорий (например, когда языковая коммуникация изучается в различных сферах общения и взаимодействия – общегосударственной, повседневно-бытовой и т.п.).
Бурное развитие средств массовой коммуникации в XX в. обусловило пристальный интерес ученых к всестороннему изучению их деятельности. Первоначально исследования массовой коммуникации осуществляется в рамках социологии. Так, Р.Э. Парк, Ч.К. Кули, У. Липпман трактовали массовую коммуникацию как общение членов массы – «коллективной группировки» в условиях индустриального урбанизированного общества. Ими активно изучались и социальные функции массовой коммуникации. Впоследствии исследования в этой области стали настолько разнообразными, что сформировались свои школы и научные направления. Существующие в настоящее время концепции места и роли массовой коммуникации в обществе весьма многообразны. Среди них отметим теории, рассматривающие место и роль телевидения в современном обществе (Анненбергская школа, созданная в США в 1959 г. при Пенсильванском университете, возглавляемая проф. Дж. Гербнером), теории «волшебной (магической) пули» и «подкожных инъекций».
Новым этапом в развитии теорий массовой коммуникации стало изучение воздействия средств массовой коммуникации на аудиторию. Появились такие теории как теория селективной экспозиции, теория диффузии (распространения) инноваций, теория культивирования, теория информационных барьеров и др.
Заключение
Теория коммуникации – это научная дисциплина о социальном процессе взаимодействия, лежащем в основе любых процессов человеческой жизни в частности и общественной жизни в целом. Сам процесс интеракции и его результаты имеют такое же название.
История коммуникаций – это развитие их средств: от табличек и камней через книги и манускрипты к телеграфу и телефону, и далее Интернету.
Возникновение простейшей модели коммуникации восходит к временам Аристотеля, которая включает три элемента: оратор – сообщение – аудитория. Впоследствии представления об элементах коммуникационного взаимодействия нашли отражение в многочисленных моделях коммуникации, которые соответствовали диверсификации коммуникационной деятельности в обществе. Это сопровождалось расширением технологических возможностей генерирования, передачи и распространения информации.
Рассмотрение предмета коммуникации является чрезвычайно важным с точки зрения понимания развития механизма, который осуществляет перевод процесса трансляции и восприятия информации в социально значимые результаты коммуникационного воздействия. Изменение форм коммуникационного предмета следует воспринимать как объективный процесс, связанный с расширением возможности представлять и тиражировать смыслы.
Уровень и динамика развития иформационно-коммуникативиого общества зависят в первую очередь от состояния экономики, производства, но немаловажную роль играют и потребности людей.
Разработку теоретических аспектов коммуникации в XVIII-XIX вв. связывают с представителями немецкой философии. В XIX в. осмысление проблем социальной коммуникации осуществлялось преимущественно в рамках философии. В начале и середине XX в. социальная коммуникация чаще всего рассматривалась в контексте общетеоретических построений бихевиоризма, сводившего ее к прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, где последний выступает лишь в качестве объекта реагирующего на воспринимаемую информацию. В середине и второй половине XX в. стал популярным интеракционистский культурологический подход к изучению коммуникаций в различных обществах и организациях. Он исследует общее и специфическое в коммуникациях представителей различных культур (обществ, организаций). Главное внимание здесь сосредоточено на изучении символических действий и ритуалов членов различных общностей.
Даже краткое изложение истории зарождения и развития коммуникативного знания в рамках социально-философской мысли позволяет сделать вывод о том, что изменения в характере общественных связей и отношений, происходящие на каждом последующем этапе человеческой истории, получали свое отражение в теоретических представлениях о коммуникации. Усложнение общественной жизни влекло за собой структурное усложнение и большое разнообразие коммуникативного знания.
Список литературы
Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. – М., 2002.
Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации. / Сб. научных трудов. – СПб.: СПбГПУ, 2004.
Гнатюк О. Основы теории коммуникации. – М.: Кнорус, 2012.
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.
Луман Н. Невероятные коммуникации / Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. – СПб., 2000.
Луман Н. Что такое коммуникация? //Социологический журнал. – 1995. – №5.
Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование: сб. науч. тр. Теория коммуникации & прикладная коммуникация / Под общ. ред. И.Н. Розиной. – Ростов-на-Дону, 2004.
Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации. От клинописи до Интернета. – М., 2009.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 2003.
Национальные модели информационного общества. / Отв.ред. Е.Л. Вартанова. – М., 2004.
Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов. / Сост. Ж.В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. – М., 2000.
Сидорская И.В. Теория коммуникации: учебно-методический комплекс для студентов фак. журналистики. – Минск, 2008.
Фурс В.В. История наук об информации и коммуникации. Учебное пособие. – Минск, 2001.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. – М.: Перспектива, 2002.
Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 1999. – №3.
Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов. / Сост. Ж.В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004. – с. 124.
Луман Н. Невероятные коммуникации / Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. – СПб., 2000. – с. 73.
Луман Н. Что такое коммуникация? //Социологический журнал. – 1995. – №5. – с. 88.
Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. – М.: Перспектива, 2002. – с. 108.
Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. – М., 2000. – с. 47.
Сидорская И.В. Теория коммуникации: учебно-методический комплекс для студентов фак. журналистики. – Минск, 2008. – с. 112.
Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013. – с. 95.
Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование: сб. науч. тр. Теория коммуникации & прикладная коммуникация / Под общ. ред. И.Н. Розиной. – Ростов-на-Дону, 2004. – с. 170.
Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. Толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999. – с. 168.
Национальные модели информационного общества. / Отв.ред. Е.Л. Вартанова. – М., 2004. – с. 145.
Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 1999. – №3. – с. 118.
Гнатюк О. Основы теории коммуникации. – М.: Кнорус, 2012. – с. 134.
Фурс В.В. История наук об информации и коммуникации. Учебное пособие. – Минск, 2001. – с. 155.
Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. – М., 2002. – с. 65.
Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации. / Сб. научных трудов. – СПб.: СПбГПУ, 2004. – с. 182.
Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 2003. – с. 107.
25
2. Василик М.А. Наука о коммуникации или теория коммуникации? К проблеме теоретической идентификации // Актуальные проблемы теории коммуникации. / Сб. научных трудов. – СПб.: СПбГПУ, 2004.
3. Гнатюк О. Основы теории коммуникации. – М.: Кнорус, 2012.
4. Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: толковый словарь терминов и концепций. – М., 1999.
5. Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации: учебное пособие. – М.: Флинта, Наука, 2013.
6. Луман Н. Невероятные коммуникации / Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. – СПб., 2000.
7. Луман Н. Что такое коммуникация? //Социологический журнал. – 1995. – №5.
8. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование: сб. науч. тр. Теория коммуникации & прикладная коммуникация / Под общ. ред. И.Н. Розиной. – Ростов-на-Дону, 2004.
9. Мечковская Н.Б. История языка и история коммуникации. От клинописи до Интернета. – М., 2009.
10. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. – М., 2003.
11. Национальные модели информационного общества. / Отв.ред. Е.Л. Вартанова. – М., 2004.
12. Основы теории коммуникации. Учебно-методическое пособие для студентов. / Сост. Ж.В. Николаева. – Улан-Удэ: ВСГТУ, 2004.
13. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии ХХ века. – М., 2000.
14. Сидорская И.В. Теория коммуникации: учебно-методический комплекс для студентов фак. журналистики. – Минск, 2008.
15. Фурс В.В. История наук об информации и коммуникации. Учебное пособие. – Минск, 2001.
16. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. Учебник. – М.: Перспектива, 2002.
17. Яковлев И.П. О коммуникологии как науке о коммуникационных процессах // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 18. Социология и политология. – 1999. – №3.
Вопрос-ответ:
Что такое коммуникация и коммуникология?
Коммуникация - это процесс передачи и восприятия информации между людьми или группами людей. Коммуникология - это наука, занимающаяся изучением коммуникации, ее закономерностей и механизмов.
Какие проблемы возникают при определении понятия коммуникации?
Одной из основных проблем является множество подходов к определению коммуникации. Некоторые исследователи считают ее простым обменом информацией, другие - процессом создания смысла, а третьи - взаимодействием и установлением отношений.
Какие основные парадигмы теории коммуникации существуют?
Одной из основных парадигм является механистическая парадигма, согласно которой коммуникация рассматривается как передача информации по принципу "вход-обработка-выход". Также существуют социальная парадигма, семиотическая парадигма и конструктивистская парадигма.
Что такое интеракционный подход в теории коммуникации?
Интеракционный подход в теории коммуникации подразумевает, что субъекты коммуникации равноправны и взаимодействуют друг с другом на основе взаимных ожиданий. Этот подход был сформулирован Т. Ньюкомбом в 1953 году.
Какие современные концепции существуют в теории коммуникации?
Среди современных концепций теории коммуникации можно выделить конструктивистскую, социальную, критическую, медиа-теорию и др. Эти концепции учитывают различные аспекты коммуникации и предлагают свои подходы к ее анализу и изучению.
Какие проблемы возникают при определении понятия коммуникации и коммуникологии?
Одной из основных проблем при определении понятия коммуникации является разнообразие подходов и трактовок данного понятия. Коммуникология в широком смысле может рассматриваться как наука об изучении коммуникации, но ее точное определение и область исследования все еще неоднозначны.
Какие истоки и парадигмы существуют в теории коммуникации?
В истории теории коммуникации выделяются несколько основных истоков и парадигм. Классическая парадигма была сформулирована в работах Аристотеля и Романа Ингарского. Второй исток связан с развитием телекоммуникации и появлением теории массовой коммуникации. Современные парадигмы включают конструирование реальностей, интерпретацию, критический подход и другие.
Как развиваются современные концепции теории коммуникации?
Современные концепции теории коммуникации развиваются на основе предыдущих исследований и обновляются под влиянием новых технологий и изменений в обществе. Некоторые из основных концепций включают интеракционный подход, конструктивизм, культурологический подход и др. Эти концепции позволяют лучше понять и объяснить процессы коммуникации в современном мире.
Каково значение интеракционного подхода в теории коммуникации?
Интеракционный подход, сформулированный Томасом Ньюкомбом в 1953 году, играет важную роль в теории коммуникации. Он подчеркивает взаимодействие и взаимозависимость всех участников коммуникации, а также значимость ожиданий и восприятия в процессе коммуникации. Все субъекты коммуникации равноправны и взаимосвязаны.
Какие именно субъекты коммуникации считаются равноправными и взаимосвязанными?
Субъектами коммуникации, считающимися равноправными и взаимосвязанными, являются все участники коммуникационного процесса, включая отправителя сообщения, получателя сообщения и возможных посредников или помощников. В интеракционном подходе подчеркивается важность взаимодействия и взаимодействия между всеми участниками, а также их взаимные ожидания и восприятие.
Что такое коммуникация и коммуникология?
Коммуникация - это процесс передачи информации, мнений, идей, чувств и т.д. между людьми. Коммуникология - это наука, которая изучает процессы коммуникации, ее законы, принципы и феномены.
Какие есть проблемы в определении коммуникации?
Одной из основных проблем определения коммуникации является широкий спектр ее понимания. Коммуникация может обозначать как простую передачу информации, так и сложный процесс обмена значимыми символами и создания смысла. Также возникают вопросы о включении или исключении невербальных форм коммуникации, таких как жесты и мимика.