Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 47 47 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 31.01.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Понятие творческих способностей
1.2. Психолого – педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста
1.3. Пути развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
Выводы по главе
Глава II. Эмпирическое исследование развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста
2.1. Констатирующий этап эксперимента
2.2. Разработка методического комплекса занятий, направленных на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста
2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента
Выводы по исследованию
Заключение
Список литературы
Приложение
На занятиях по рисованию рекомендуется использовать и музыкальные произведения, поэтому в уголке должен быть магнитофон, магнитофонные записи с музыкой.
Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.
Игры, используемые для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Игра «Без слов»
Цель – учить задавать вопросы, но только без слов. Помимо умения ставить вопросы, игра развивает также актерские способности. Придумывается ситуация, в которой ничего нельзя говорить или можно говорить, но все равно бесполезно, так как ничего не будет слышно.
Ребенок должен о чем-то спрашивать, но без слов, а используя жесты, мимику, позы тела. А другие и воспитатель ему также без слов должны ответить. И вопросы должны быть предельно конкретны. В ходе игры можно использовать тело человека, которому отвечают или задают вопрос. Главное, что говорить губами или вслух ничего нельзя.
К примеру, ребенок может задать следующие вопросы:
− Ты хочешь есть?
− Сейчас утро или вечер?
− Есть ли здесь телевизор?
− Где моя зубная щетка?
Вопросы можно придумать и к другой ситуации. Здесь важно проявить как можно больше выдумки и фантазии в ответах и постановке вопросов. Нужно также обратить внимание на то, насколько лаконичны и ясны жесты и мимика воспитателя.
Игра «Изобретатель»
Игра направлена на обучение приему «переформулирования». Переформулирование − это умение выделить в нем несущественные с позиции его назначения свойства, нехарактерные для него признаки.
Материал к игре − различные предметы. Можно взять какой-то предмет и попросить ребенка назвать как можно больше вариантов того, для чего этот предмет можно использовать. При этом нужно придумать не столько варианты традиционного использования предметов, сколько необычного, нестандартного.
Допустим, книга предназначена для чтения, но использовать её можно и как груз, когда два склеивающихся предмета нужно прижать друг к другу. Или как подставку для настольной лампы, как кирпич при построении замка из книг, как бумагу, на которой что-то можно записывать, как топливо для костра, как заслонку от света, как веер, как тайник, в котором можно спрятать записку, как оружие, которое можно швырнуть в нападающего и т. д.
Пусть ребенок попробует изобрести новое применение для таких предметов, как стул, карандаш, орехи, пробка от бутылки, спички, скрепки, стол. Если ребенок уже ничего не может придумать, нужно помочь ему с вариантами. При этом желательно наглядно объяснить ребенку ваш вариант нестандартного применения предмета.
Игра «Золотые руки»
Игра на переформулирование. Задается не конкретный предмет, а материал, из которого можно делать разные предметы. Например − дерево, а ребенок должен придумать как можно больше обычных и необычных предметов, которые можно сделать из дерева. К примеру, стул, карандаш, стол, шкаф, тумбочка, книжная полка, дверь, оконная рама, рамка для картины, статуэтка, шахматная доска, шахматы, корабль, дом, детский конструктор, книга, лестница и т. д.
Материалом может быть металл, ткань, воздух, вода, стекло, пластмасса.
Игра «Настроение в красках»
Цель – учить передавать настроение в цвете. Предложить ребенку подумать и изобразить эмоции, чувства, настроение. Допустим, страх, обиду, любовь, злость, веселье. Формулируются эти чувства конкретно, а не абстрактно. Например, «Ты идешь в цирк и у тебя очень веселое настроение. Каким цветом ты бы нарисовал это настроение?» «Твой друг не захотел с тобой играть и ты на него обиделся. Каким цветом ты бы нарисовал эту обиду». «Каким цветом ты бы отобразил любовь к маме?»
Нужно объяснить ребенку, что сам рисунок, т. е. что именно рисовать, значения не имеет. Важен только цвет. Это могут быть круги, цветные линии, мазки. Но если ребенок что-то захочет нарисовать, мешать ему не следует.
Важен сам процесс, который открывает новые каналы творческого мышления и развитие воображения, связанного с миром настроения, эмоций и чувств, а также с миром красок.
Еще один вариант − разукрасить два одинаковых контурных рисунка. На одном − веселый и добрый волшебник, а на другом − мрачный и злой. Придумать небольшую историю про доброго волшебника и предложить ребенку раскрасить его так, как он хочет. Затем − несколько слов о злом волшебнике, которого также надо будет раскрасить. Так как рисунки одинаковые, то единственная возможность выразить отношение к персонажам − цвет. Затем обсудить с ребенком, почему именно так он раскрасил волшебников.
Важно, чтобы ребенок получил опыт выражения эмоций через цвет. Хорошо, если ребенок дает при выражении противоположных чувств принципиально разные цветовые решения. Это может свидетельствовать о его художественной одаренности.
Игра «Пантомима»
Цель – развитие способности к генерированию идей. Этот прием заключается в творческом подходе к решению задачи. Его суть − в генерировании как можно большего количества идей. При этом не обязательно чтобы каждая идея была правильной. Возможны даже самые нелепые и необычные идеи. Важно, чтобы их было много. Чем больше идей, тем больше вероятности найти среди них по-настоящему хорошие мысли.
Тренировка этого умения связана с развитием творческого воображения. Параллельно важно также обучение умению создания оригинальных образов:
− умению «включать» воображаемый объект в новые отношения и связи;
− умению выбирать самый оригинальный из нескольких образов.
Также игра способствует развитию актёрских способностей, умению управлять движениями, жестами и мимикой.
Ребенок должен отгадать пантомимы. Например можно изобразить:
лису, удирающую от охотника;
свалившегося в болото петуха;
скачущего верхом по прерии индейца;
радующуюся банану обезьянку;
маленького медвежонка, который ест мед и пр.
Через пантомиму можно изобразить не только животных, но и людей (например, выполняющих какую-то работу), движущие или неподвижные предметы и т. д.
Ребенок должен угадать, кого изображают и что делает персонаж. Или предлагать разные версии, пока не приблизится к разгадке максимально близко. Ребенок должен выдвигать как можно больше самых различных идей, и не нужно бояться ошибок.
Когда у ребенка получится разгадать пантомиму, можно предложить ему сыграть главную роль в пантомиме.
Можно устроить между детьми соревнование, кто больше всего разгадает пантомим и у кого пантомима получилась лучше и выразительнее всех.
Игра «Представь себе»
Задать детям задачу: «Представьте себе, если бы вдруг ожили игрушки: собачка, кукла, машинка, слоник, мишка и др. Что бы они сказали вам? В ответ дети придумывают, что бы могли сказать ожившие игрушки. Допускаются самые смешные и невероятные идеи и чем больше, тем лучше.
Затем можно перейти к необычным явлениям. Что, если солнышко привязать веревками так, что оно не сможет уйти за горизонт? Или если предметы будут падать не вниз, а вверх? Или если бы человек мог не есть? Пусть ребенок выскажет как можно больше предположений о том, что бы могло произойти в таких ситуациях.
Игра «Превращение»
Рисуется 4 круга. Детям дается инструкция: пусть каждый из кругов во что-нибудь превратится, например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать с другими геометрическими фигурами.
Игра «Что там такое?»
Положить какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть дети угадают, что там находится, они могут задавать вопросы, строить догадки.
Игра «Хорошо-плохо»
Называть предмет или явление, а дети должны сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.
Кроме игр на занятиях, используются игры в повседневной игровой и трудовой деятельности детей. Например, следующие.
Игра «На что похоже?»
Цель: поиск сходных признаков далеких друг от друга предметов.
Игра «Оживший предмет»
Цель: представить, что это живой предмет, каким был бы эго характер, о чем и как мог говорить.
Игра «Что бывает?»
Цель: выяснить форму, цвет, предполагаемый предмет.
Игра «Говорить от имени»
Цель: иллюстрация или фотография, например дерева. Рассказать от его имени.
Игра «Найди предмет с заданным характером или настроением»
Цель: выявить личное отношение к предметам, выражать это в речи. (например: найди самую грустную куклу).
Игра «Оживший предмет»
Цель: учить детей оживлять группу предметов и действовать сними (пример: грецкие орехи – гномы, каждый берет на себя роль, сочиняет сюжет, играет).
Игровая ситуация, в которой ребенок переходит с позиции участника игры в позицию автора, придумывает сюжет.
2.3. Результаты контрольного этапа эксперимента
Контрольный этап эксперимента был проведен через 0,5 года, в течение которых с детьми проводились специально разработанные занятия. На данном этапе для диагностики уровня творческих способностей детей также использовались методики диагностики универсальных творческих способностей для детей авторов В. Синельникова и В. Кудрявцева.
Результаты методик, проведенных с детьми II младшей группы на контрольном этапе эксперимента, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики уровня развития творческих способностей детей на констатирующем этапе эксперимента
№ Исп. Солнце в комнате Складная картинка Как спасти зайку Дощечка Общий балл 1. Чернева Надя 3 10 2 4 19 2. Доронкина Ульяна 3 11 2 4 20 3. Обоскалов Игорь 4 13 3 3 23 4. Капирулин Коля 3 10 2 4 19 5. Куклин Коля 3 9 2 3 17 6. Березин Саша 3 11 2 4 20 7. Боровлева Лиза 4 13 3 6 26 8. Мясников Паша 3 8 2 5 18 9. Киролетина Софья 3 10 3 3 19 10. Жиляева Вика 2 10 2 4 18 11. Попов Максим 3 9 2 4 18 12. Расторгуева Вика 2 8 2 3 15 13. Смирнов Артем 3 11 3 3 20 14. Мясников Вадим 2 9 2 3 16 15. Печеркина Полина 5 14 3 6 28 16. Григорьева Лада 2 7 2 4 15 17. Зверева Варя 3 9 3 5 20 18. Морозова Даша 2 8 2 3 15 19. Аникина Мелана 3 11 2 4 20 20. Тарабаева Арина 3 9 2 4 18 Хср. 2,95 10 2,3 3,95 13,75 σ 0,76 1,8 0,47 0,9 3,4
По результатам повторной диагностики можно сказать, что творческие способности детей повысили уровень своего развития. При преобразовании нереального в реальное дети используют содержательное устранение несоответствия. Дети все еще плохо видят целое раньше частей и дают ответы описательного типа, перечисляют детали рисунка, но ответы значительно богаче, чем на первом этапе исследования. Надситуативно-преобразовательные творческие решения дети производят, в основном, с элементом простейшего символизма. Детское экспериментирование развито на среднем уровне. Сравнительные среднегрупповые результаты по методикам на разных этапах исследования представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительные среднегрупповые результаты по методикам на разных этапах исследования.
По сравнительным данным видно, что результаты по всем методикам улучшились.
Сравнительные обобщенные по всем методикам результаты каждого ребенка представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительные обобщенные результаты по методикам у детей на разных этапах исследования.
По сравнительным данным видно, что у всех детей уровень развития творческих способностей повысился. У детей развились способности к преобразованию нереального в реальное в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Дети стали лучше сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения, превращать задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию, увеличился уровень экспериментирования. В Приложении приведен рисунок, выполненный девочкой со средним уровнем развития творческих способностей после проведения занятий по развитию творческих способностей. При сравнении двух рисунков видно, что после проведения занятий, рисунок стал более ярким, содержательным, структурированным.
Сравнение данных результатов до и после занятий по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста также проводилось с помощью статистической методики t – критерий Стьюдента.
Критерий Стьюдента направлен на оценку различий величин средний значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.
При сравнении получен результат tэмп. = 4,8 (при tкр = 2,71 р = 0,01). Таким образом, основываясь на статистических данных, можно сказать, что различия между уровнями развития творческих способностей детей на разных этапах исследования значимы.
На основе данных результатов, сравнения рисунков ребенка, статистических данных, можно заключить, что специально организованные занятия способствуют развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Выводы по исследованию
Целью данного исследования являлось изучение развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе была проведена диагностика уровня развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. На втором этапе были разработаны и проведены специальные занятия по развитию творческих способностей детей. На третьем этапе проводилась повторная диагностика уровня развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
В исследовании использовались методики диагностики универсальных творческих способностей для детей авторов В. Синельникова и В. Кудрявцева.
По результатам констатирующего этапа эксперимента выяснилось, что творческие способности детей развиты на среднем уровне. На основании данных проведенной диагностики уровня развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста, было заключено, что детям для развития творческих способностей требуются специально разработанные занятия.
В результате был разработан методический комплекс занятий с целью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
С детьми проводились игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта.
По результатам повторной диагностики выяснилось, что творческие способности детей повысили уровень своего развития. Данные подтвердились статистической методикой.
На основе данных исследования можно заключить, что специально организованные занятия способствуют развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Заключение
Целью данной работы являлось исследование развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
В ходе достижения цели был поставлен ряд задач:
Изучение научной литературы по проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика уровня развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Разработка и апробация игровых занятий, направленных на развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика эффективности опытно-поисковой работы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
В ходе решения первой задачи был проведен анализ научной литературы по проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Выяснилось, что проблема творческих способностей, креативности изучена довольно широко. В психологии существует много теорий креативности и в общем они сводятся к трем подходам к проблеме творческих способностей: творческих способностей, как таковых, творческая способность является самостоятельным фактором, высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Единой теории творческих способностей в настоящее время не выработано. Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Он характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. Все это способствует развитию творческих способностей детей. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста происходит во всех видах деятельности и при определенных условиях, среди которых: раннее развитие творческих способностей, опережающие развитие способностей, развитие творческих способностей в игре.
В ходе решения второй задачи исследования была проведена диагностика уровня развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста. Выяснилось, что у детей, в среднем, творческие способности развиты на среднем уровне.
В ходе решения третьей задачи был разработан и апробирован комплекс игровых занятий, направленных на развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
В ходе решения четвертой задачи была проведена диагностика эффективности опытно-поисковой работы развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Была выявлена положительная динамика развития творческих способностей всех исследуемых детей.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, специально организованная деятельность на занятиях по рисованию, игровая деятельность способствуют развитию творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста.
Результаты настоящего исследования могут быть использованы в дошкольной, возрастной психологии, педагогике, служить основой для разработки новых средств развития творческих способностей детей, а также быть основой для выработки рекомендаций для родителей с целью постоянного развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.
Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992. (формирование личности в дошкольном возрасте).
Васильева М.В. Программа воспитания и обучения в детском саду. -М., 2005.
Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – М., 2004.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.
Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. - 4-е издание испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебно-методич. пособие / Рос. акад. образования. Моск. психолого-соц. инт. М., 2001.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.
Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск: Бел. наука, 2002.
Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1988.
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996.
Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д.Эльконин. - М.: Академия, 2001.
Юркевич В. С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997, с. 87 - 115.
Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.
Приложение
Рисунок Жиляевой Вики до проведения занятий
Рисунок Жиляевой Вики после проведения занятий
Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985, с. 138.
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск: Бел. наука, 2002.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2002., с. 76.
Юркевич В. С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997, с. 87 - 115.
Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск: Бел. наука, 2002., с. 104.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.
Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000, с. 125.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с., с. 142.
Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебно-методич. пособие / Рос. акад. образования. Моск. психолого-соц. инт. М., 2001.
Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. - 4-е издание испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.
50
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия, 1997.
2.Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.
3.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
4.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. И комм. Шуаре М.О. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1992. (формирование личности в дошкольном возрасте).
5.Васильева М.В. Программа воспитания и обучения в детском саду. -М., 2005.
6.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – М., 2004.
7.Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997.
8.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
9.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.
10.Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов. - 4-е издание испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006.
11.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества: Учебно-методич. пособие / Рос. акад. образования. Моск. психолого-соц. инт. М., 2001.
12.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для студентов вузов. М.: Логос, 2000.
13.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
14.Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 № 9 стр. 52-59, № 10 стр. 62-69.
15.Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: (Полный жизненный цикл развития человека): Учеб. пособие для студентов высших спец. учебных заведений. – М., 2001.
16.Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. пособие – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
17.Малахова И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск: Бел. наука, 2002.
18.Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1988.
19.Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб.: Питер, 2000.
20.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
21.Смирнова Е.О. Детская психология. – М., 2003.
22.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
23.Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Институт практической психологии, 1996.
24.Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб.пособие для студ.вузов / Б.Д.Эльконин. - М.: Академия, 2001.
25.Юркевич В. С. О «наивной» и «культурной» креативности // Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997, с. 87 - 115.
26.Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.
Вопрос-ответ:
Что такое творческие способности у детей младшего дошкольного возраста?
Творческие способности у детей младшего дошкольного возраста - это индивидуальные особенности, которые позволяют детям проявлять креативность, изобретательность и оригинальность в своих мыслях, восприятии мира, играх и творческой деятельности.
Как можно охарактеризовать детей младшего дошкольного возраста?
Дети младшего дошкольного возраста характеризуются высоким уровнем пластичности мышления, фантазии и воображения. Они активно исследуют окружающий мир, задают много вопросов, интересуются новыми знаниями, способны к экспериментированию и саморегуляции.
Как можно развивать творческие способности у детей младшего дошкольного возраста?
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста можно осуществлять через проведение творческих занятий, игр и заданий, которые способствуют развитию воображения, креативности и самостоятельности. Важно создавать условия для свободной самореализации ребенка и поощрять его творческие проявления.
Какие выводы можно сделать по главе "Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста"?
На основе анализа литературы и исследований можно сделать вывод, что развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста является важной задачей и требует специального внимания со стороны педагогов и родителей. Для достижения этой цели необходимо создать условия для творческой самореализации ребенка и активно применять творческие методы и приемы обучения.
Что показывает эмпирическое исследование развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста?
Эмпирическое исследование развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста позволяет выявить особенности и закономерности этого процесса, а также определить эффективность различных методов и приемов в развитии творческих способностей. Оно показывает, что активное вовлечение детей в творческую деятельность способствует развитию их творческого мышления, фантазии и оригинальности.
Что такое творческие способности у детей младшего дошкольного возраста?
Творческие способности у детей младшего дошкольного возраста - это индивидуальные особенности ребенка, позволяющие ему выделяться в решении творческих задач, проявлять оригинальность и гибкость в мышлении, проявлять интерес к творческой деятельности.
Какие психолого-педагогические характеристики имеют дети младшего дошкольного возраста?
Дети младшего дошкольного возраста обладают быстрым темпом мышления, активностью, любознательностью, фантазией, проницательностью. Они также обладают независимостью и самостоятельностью в деятельности, развитым образным мышлением и воображением. Они активно участвуют в игровых и творческих формах деятельности.
Какие пути развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста существуют?
Пути развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста включают создание специальной образовательной среды, стимулирование интереса к творческой деятельности, развитие познавательных и коммуникативных навыков, поощрение самостоятельности и самовыражения, использование различных творческих методик и техник.
Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?
Из первой главы статьи можно сделать вывод, что творческие способности у детей младшего дошкольного возраста являются важным аспектом их развития. Дети этого возраста обладают определенными психолого-педагогическими характеристиками, которые являются основой для развития их творческого потенциала. Существуют различные пути развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы педагогами для обогащения образовательного процесса и формирования творческой личности ребенка.
Какие теоретические аспекты рассматриваются в главе I статьи?
Глава I статьи рассматривает теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, такие как понятие творческих способностей, психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста, а также пути развития творческих способностей в этом возрасте.
Что означает понятие "творческие способности" по данным исследования?
Понятие "творческие способности" в данном исследовании означает способность детей младшего дошкольного возраста проявлять творческую активность, инициативу и изобретательность в различных сферах деятельности, таких как игра, рисование, конструирование и другие.
Какие пути развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные пути развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, такие как организация творческих игр, использование разнообразных материалов для самостоятельного творчества, развитие воображения и воображаемой речи, а также стимулирование интереса к искусству и творчеству через общение с произведениями искусства.