Ансамблевое пение в системе школьного образования: к проблеме методики
Заказать уникальную дипломную работу- 67 67 страниц
- 57 + 57 источников
- Добавлена 08.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 глава. Теоретические основы преподавания ансамблевого пения в школе 9
1.1 История ансамблевого пения в общеобразовательной школе 9
1.2 Проблемы методики преподавания ансамблевого пения в школе 18
Глава 2. Методические аспекты пения в ансамбле в общеобразовательной школе 24
2.1 Современные методики вокального воспитания 27
2.2 Планирование занятий по пению в ансамбле 32
2.3 Методика ансамблевого музицирования как системный подход (методика ансамблевого музицирования как педагогическая технология) 35
Заключение 53
Cписок литературы 55
Приложение 1. Пример диагностических таблиц овладения содержанием предмета «ансамблевое пение» 60
Приложение 2. Примерный репертуарный список для ансамблевого пения в школе 64
Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с ансамблем, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Поэтому творческая жилка у педагога – музыканта является необходимым качеством. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией педагогу ансамбля следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, и просто другом одновременно.
Чрезвычайно сложно найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологические, т.е. вокально-ансамблевые задачи (интонация, понимание жестов и др.), постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес учеников, что самое главное, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус. Тем не менее, в первом разделе был намечен ряд методов, которые способствуют реализации комплексных целей и задач обучения.
В заключении содержательной части педагогической технологии необходимо оговорить методики диагностики освоения ансамблевого пения, достижения целей и задач обучения. Традиционная тестовая система в сфере исполнительского музыкального процесса имеет свои ограничения, она противиться полной формализации, стандартизации. Конечным продуктом занятий является концертное или итоговое исполнение, на котором ученики проявляются свои специальные и творческие навыки. Как осуществить диагностику данного процесса?
Очевидно, что здесь должны существовать система мониторинга, аналогичная той, которая описана Н.Н. Вераксой в отношении дошкольников. Несколько «интегративных качеств» (терминология Вераксы в отношении качеств дошкольников по ФГТ, в нашем случае ее необходимо трансформировать в «требования к результатам освоения предмета») должны быть представлены в диагностической таблице, которая заполняется педагогом в начале и в конце учебного года. Основываясь на методике Вераксы, представим примеры диагностических таблиц для занятий ансамблевым пением в Приложении 1.
Мониторинг включает в себя ряд качеств, таких как:
Эмоциональная отзывчивость на музыку;
Овладение средствами общения в музыкальном коллективе, ансамблевые навыки;
Развитие музыкальных и исполнительских способностей;
Личностные качества ученика.
Процедура мониторинга включает сбор информации по конкретным параметрам ансамблевого пения, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Диагностика осуществляется по оценочной шкале, которая позволяет минимизировать личностную оценку, и может быть представлена следующим образом:
Низший уровень (1-3 балла)
Низкий уровень (4-6 баллов)
Средний уровень (7-9 баллов)
Высокий уровень (10-12 баллов).
Данная оценочная система позволяет производить сравнительную характеристику развития знаний, умений, навыков, творческих и личностных способностей учеников в процессе занятия по ансамблю.
Модель диагностики, спроектированная в дипломной работе, учитывает важность индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
В процессуальной части педагогической технологии очертим круг методических пособий, которые соответствуют современным методическим установкам и могут быть использованы при обучении ансамблевому пению в школе:
Павлищева О.П. «Методика постановки голоса».
Апраксина О.А. «Методика музыкального воспитания».
Абдуллин, Э.Б., Бейдер, Т.А., Вендрова, Т.Е. и др. Музыка в начальных классах.
Стулова Г. «Развитие детского голоса в процессе пения».
Исаева И.О. Эстрадное пение.
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.
Стрельникова А.Н. Система дыхательных упражнений.
Струве Г.А. Школьный хор.
Музыкальное образование в школе. Учебное пособие.
Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок».
Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству.
Для комплексной методики ансамблевого пения неоднократно подчеркивалась важность репертуарной политики. Примерный репертуарный список приведен в дипломной работе в качестве Приложения 2. В репертуарном списке учтены ведущие методические тенденции ансамблевого пения в школе:
Разнообразие репертуара (включены произведения композиторов-классиков, народные песни, авторские современные песни, популярные песни).
Эстетическая ценность репертуара (прежде всего, это касается тщательного отбора образцов популярной музыки, некоторые из которых не способствуют развитию эстетического вкуса, чувства музыкального стиля у детей).
Концентричность программного репертуара, его соответствие музыкально-исполнительской деятельности.
Доступность содержания музыки и текста для детей.
Ориентация на развитие определенных вокальных и ансамблевых навыков, заявленных в педагогической технологии ансамблевого пения в школе.
Заключение
Методика ансамблевого пения в общеобразовательной школе в настоящее время пересматривается, трансформируется. В предметную область «Искусство», «Музыка» постепенно проникают инновационные установки, такие как ориентация на открытую модель общения, музыкально-дидактические игры, и т.п. Одновременно, используются и традиционные методы, основанные на богатых традициях обучения вокалу, ансамблю и хору в СССР. Использование методики, проверенной временем, и в XXI веке может приносить хорошие результаты, однако ее применение должно координироваться с современными методическими концептами. Современные дети растут в ином социо-культурном контексте, в соответствии с которым меняются и формы их учебной деятельности и принципы взаимодействия с учителем. Этот факт необходимо учитывать на ансамблевых занятиях по пению в общеобразовательной школе.
Создание педагогической технологии ансамблевого пения, объединяющей традиционные и современные методические установки, была осуществлена во второй главе дипломной работы. Определены цели и задачи обучения, охарактеризована роль учителя и комплекс его профессиональных навыков, принципы организации учебного процесса, методические пособия и репертуарная политика, принципы планирования деятельности педагога ансамбля.
На основе данной методической разработки возможно осуществлять вокальное, личностное, творческое воспитание школьников на уроках музыки и во внеурочных формах деятельности.
В дипломной работе были проанализированы методики вокального воспитания, которые были поставлены в контекст тенденций реформирования системы образования в России XXI века, охарактеризована специфика деятельности педагога вокального ансамбля в общеобразовательной школе, очерчен ряд методических проблем и намечены пути их решения, системно представлена методика вокального ансамбля в школе как педагогическая технология.
Цель и задачи работы достигнуты.
Cписок литературы
Абдуллин, Э.Б., Бейдер, Т.А., Вендрова, Т.Е. и др. Музыка в начальных классах. Методическое пособие для учителя. - Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985.
Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2004.
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Алиев, Ю.Б., Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки и хорового класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. - М.: Академия, 2002.
Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
Апраксина, О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1987.
Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание во внеклассное время (в школе) / Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». – М.:Педагогика, 1983.
Багадуров, В. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз, 1956.
Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1978.
Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1985.
Барышева, Т. А., Жигалов, Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб.: СПГУТД, 2006.
Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 1997.
Вендрова, Т., Критская, Е. Уроки Д. Кабалевского / Искусство в школе. – 1994. - №3. – С. 19-21.
Веракса, Н.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная группа (ФГТ). – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: «Союз», 1997.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984.
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996.
Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1989.
Емельянов, В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж. - Спб.: Лань, 1997.
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М. АСТ; Астрель, 2007.
Кабалевский, Д.Б. Избранные статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1963.
Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика, 1986.
Казакова, С. Творческие задания на уроке музыки / Искусство в школе.- 2006. - № 2. - С. 1417.
Казачков, С.А. От урока к концерту. – Казань: Издательство Казанского университета, 1990.
Как определить и развить способности ребенка? Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996.
Кудрявцева, Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
Лейтесс, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : Избр. Тр. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Политиздат, 1972.
Луканин, А., Перепелкина, А. Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. - М., 1964.
Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. - М.-Л. 1967.
Матюшкин, А.С. Мышление. Обучение. Творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. 2-е изд. - М.: Бином, 2012.
Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - М. 1997.
Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз. фак. и отд. высш. и средн. пед. учеб. заведений, Л.В.Школяр, М. Изд. Центр «Академия», 2007.
Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь Том. 1 - XVIII век. Книги 1-3. - Спб: Композитор, 1999-2000.
Наринская, Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы. Автореф. канд. дис. – М., 2006.
Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Огородов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе / Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. - М.: Музыка, 1985.
Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
Орлова Т.М., Беркина С.И. Учите детей петь. - М.: Просвещение, 1987.
Павлищева, О.П. Методика постановки голоса. – М.-Л.: Музыка, 1964.
Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. – М.: Владос, 1997.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Школа-пресс, 1997.
Струве, Г.А. Школьный хор. М.: Музыка, 1981.
Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 1988.
Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академии педагогический наук РСФСР, 1961.
Тарасова, М. Интегрированный подход к уроку музыки / Искусство в школе. – 2001. - № 4. С. 12.
Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.
Торопова, А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развития. Автореф. канд. дис. – М., 2009.
Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978.
Формирование эстетической культуры младших школьников: Из опыта работы. Изд. 2-е / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. - Киев: Рад. шк., 1985.
Щербаков, А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / Вопросы психологии.- 1981.- № 5.- С. 13-21.
Приложение 1. Пример диагностических таблиц овладения содержанием предмета «ансамблевое пение»
Эмоциональная отзывчивость на музыку Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. Ф.И. 1. Эмоциональная реакция на звучащую музыку (восприятие музыки). 2. Эмоциональная отзывчивость в процессе исполнения музыки. 3. Проявление чуткости к слову, образному содержанию музыки. 4. Эмоциональная реакция на средства музыкальной выразительности. 5. Проявление эстетических чувств, интереса к музыкальному искусству. Овладение средствами общения в музыкальном коллективе,
ансамблевые навыки 1. Умение соответствовать партии во время исполнения. 2. Способность творчески реализовывать свою партию в процессе исполнения. 3. Умение делиться с окружающими, другими членами ансамблевого коллектива, педагогом своими впечатлениями, переживаниями музыки. 4. Гармоническое, многоголосное, полифоническое слышанье как основа звучания вокального ансамбля. 5. Дикция и временная организация музыки в процессе ансамблевого творчества.
Развитие музыкальных и исполнительских способностей 1. Уровень развития слуха. 2. Чувство ритма. 3. Музыкальная память. 4. Вокальное интонирование. 5. Владение дыханием. Личностные качества ученика 1. Организованность, умение управлять своим поведением. 2. Уровень творческой активности, креативности. 3. Развитие образного мышления в сфере музыки. 4. Заинтересованность в музыкально-ансамблевых занятиях, уровень мотивации в процессе обучения. 5. Проявление воли в процессе исполнения музыки, способность воплотить в концертном исполнении произведения, подготовленные в классе (исполнительская воля).
Приложение 2. Примерный репертуарный список для ансамблевого пения в школе
«Отличница». Обр. Коркач И.
Альбинони «Адажио»
Бах «Ария» (дуэт из книги напевов Г.К.Шемели)
Бах «Рождественская песня» № 1, №2
Бетховен, сборник Избранные вокальные ансамбли и каноны, для смешанного вокального ансамбля
Варламов А. «Вдоль по улице метелица метет»
Варум Ю. «Городок»
Вережников Ю. «Золушка»
Вережников Ю. «Звездная принцесса»
Вережников Ю. «Лампа Алладина»
Верижников Ю. «Саксафон»
Гладких А. «Розовый слон»
Гладков Г. «Волшебный луч»
Гладков Г. «Песня о волшебниках»
Даргомыжский А. «Ванька-Танька»
Дубравин «Сочинение о весне»
Дунаевский М. «Ах, этот вечер…»
Дунаевский М. «Леди Совершенство»
Зацепин А. «Куда уходит детство»
Зацепин А. «Мир без любимого»
Зацепин А. «Остров невезения»
Зацепин А. «Чарльстон»
Калмагоров Ж. «Дворовый рок – н – рол»
Калмагоров Ж. «Мой ангел»
Калмагоров Ж. «Музыка моя»
Калмагорова Ж. «Звездный дождь»
Калмагорова Ж. «Отчий дом»
Калмогорова «Бабушка»
Крылатов «Где музыка берет начало»
Крылатов «Ябеда корябеда»
Кюи Ц. «Лето»
Максимов А. «Если в сердце живёт любовь»
Марченко Л. «Бабка – Ежка»
Марченко Л. «Как не странно»
Марченко Л. «Кискин блюз»
Марченко Л. «Италия»
Марченко Л. «Менуэт»
Марченко Л. «Осенний бал»
Марченко Л. «Осенний бал»
Милютин Г. «Все стало вокруг голубым и зелёным»
Минков М. «Дорога добра»
Минков М. «Старый рояль»
Моцарт В. «Колыбельная»
Началов Ю. «Блюз любви»
Осошник В. «С днем рожденья»
Осошник В. «Ванечка»
Осошник В. «Девочка на сцене танцевала»
Осошник В. «Девочка на сцене танцевала»
Осошник В. «Джаз»
Осошник В. «За окнами дождь»
Осошник В. «Иван – Купала»
Осошник В. «Капитошка»
Осошник В. «Рождество»
Осошник В. «Рыжий мальчишка»
Осошник В. «Стая белых лебедей»
Осошник В. «Таинственный остров»
Осошник В. «Танго снежинок»
Паулс Р. «Золотая свадьба»
Паулс Р. «Маэстро»
Польская народная песня»Пой, пой певунья птичка», обработка А. Свешникова.
Р.н.п. «В сыром бору тропина», обработка А. Гречанинова
Р.н.п., эстрадная обр. В. Осошника «Валенки»
Раухвергер М. «Дождик»
Ремэйк В. Осошника «Синий платочек»
Россини Дж. «Дуэт кошек»
Русские народные песни в авторской обработке.
Рыбников «Песенка красной шапочки»
Рыбников А. «Последняя поэма»
Рычков Б. «Все могут короли»
Савельев А. «Настоящий друг»
Скляр И. «Спасибо музыка тебе…»
Струве Г. «Песня а самом лучшем городе»
Струве Г. «Полонез дружбы»
Тухманов Д. «Дровосек-жук»
Тухманов Д. «Папа»
Тухманов Д. «Песенка про ноты»
Ушкарев «О чем грустят кораблики»
Фиртич Г. «Добрый жук»
Фиртич Г. «Четыре таракана и сверчок»
Фрагменты из мюзиклов.
Чичиков «Мой солнечный зайчик»
Шаинский В. «Вместе весело шагать»
Шаинский В. «Голубой вагон»
Шаинский В. «Улыбка»
Шаинский В. «Чунга-чанга»
Шаинский В.«Антошка»
Шевченко А. «Иногда»
Шуман Р. «Ласточки»
Формирование эстетической культуры младших школьников: Из опыта работы. Изд. 2-е / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. - Киев: Рад. шк., 1985.
Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 1988; Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академии педагогический наук РСФСР, 1961.
Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: «Союз», 1997.
Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Политиздат, 1972.
Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Школа-пресс, 1997.
Щербаков, А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / Вопросы психологии.— 1981.— № 5.— С. 13—21.
Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
Матюшкин, А.С. Мышление. Обучение. Творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.
Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2004.
Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
Тарасова, М. Интегрированный подход к уроку музыки / Искусство в школе. – 2001. - № 4. С. 12.
Торопова, А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развития. Автореф. канд. дис. – М., 2009.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
Казачков, С.А. От урока к концерту. – Казань: Издательство Казанского университета, 1990.
Матюшкин, А.С. Мышление. Обучение. Творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. 2-е изд. :М.: Бином, 2012.
Наринская, Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отеделении детской музыкальной школы. Автореф. канд. дис. – М., 2006.
Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2004.
Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика, 1986.
Формирование эстетической культуры младших школьников: Из опыта работы. Изд. 2-е / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. - Киев: Рад. шк., 1985.
Асафьев, Б.В. О хоровом искусстве. – Л: Музыка 1980.
Живов, В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика. – М.: «Владос», 2003.
Наринская, Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы. Автореф. канд. дис. – М., 2006.
Струве, Г.А. Школьный хор. М.: Музыка, 1981.
Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.
Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. – М.: Владос, 1997.
Вендрова, Т., Критская, Е. Уроки Д. Кабалевского / Искусство в школе. – 1994. - №3. – С. 19-21.
Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
Павлищева, О.П. Методика постановки голоса. – М.-Л.: Музыка, 1964.
Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996.
Емельянов, В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж. - Спб.: Лань, 1997.
Различные свидетельства об этом мы находим в документах и прессе XVIII века, в том числе и объявления о продаже инструментов и подготовке материальной базы для обучения на струнных: закупка струн для «фиолончели» и т.п. (Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь Том. 1 - XVIII век. Книги 1-3. - Спб: «Композитор», 1999-2000. С. 269).
Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь Том. 1 - XVIII век. Книги 1-3. - Спб: «Композитор», 1999-2000. С. 270.
Подробнее об этом см.: Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь Том. 1 - XVIII век. Книги 1-3. - Спб: «Композитор», 1999-2000. С. 105.
Например, в театральных ВУЗах музыка занимает важное значение, не только в рамках основного образовательного процесса (постановка голоса, хор), но и в качестве форм дополнительного образования (творческие музыкальные коллективы, музыкальные ансмабли и т.п.).
Подробнее об этом см.: постановление Музыкального отдела Наркомироса о преподавании пения и музыки в единой трудовой школе, не позже 19 октября 1918 года).
Подразделение на три ступени музыкального образования будет окончательно завершено в 1970ых годах XX века, когда произойдет следующая дифференциация: 1 ступень: детские музыкальные школы с 7летним обучением, 2 ступень: музыкальные, музыкально-педагогические училища с 4хлетним обучением, 3 ступень – консерватории, музыкально-педагогические факультеты в педагогических институтах и университетах.
С помощью данного музыкального термина описывают детей, не способных к детализированному интонированию, осуществляющих интонирование на одном (максимум – двух) звуках или вне любых музыкальных звуков.
Например, выделять таким детям сольные партии «разговорного» типа – в произведениях современных авторов для вокального ансамбля есть такие произведения, где нужно не только петь, но и говорить.
Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
Апраксина, О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1987.
Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание во внеклассное время (в школе) / Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». – М.:Педагогика, 1983.
Вендрова, Т., Критская, Е. Уроки Д. Кабалевского / Искусство в школе. – 1994. - №3. – С. 19-21.
Абдуллин, Э.Б., Бейдер, Т.А., Вендрова, Т.Е. и др. Музыка в начальных классах. Методическое пособие для учителя. - Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985.
Павлищева, О.П. Методика постановки голоса. – М.-Л.: Музыка, 1964.
Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.
Кудрявцева, Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
Струве, Г.А. Школьный хор. М.: Музыка, 1981.
Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996.
Павлищева, О.П. Методика постановки голоса. – М.-Л.: Музыка, 1964.
Абдуллин, Э.Б., Бейдер, Т.А., Вендрова, Т.Е. и др. Музыка в начальных классах. Методическое пособие для учителя. - Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985. С. 3.
Кудрявцева, Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.
Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. С. 8.
Исаева И.О. «Эстрадное пение», Экспресс-курс развития вокальных способностей И.О. Исаева – М. АСТ; Астрель, 2007.
Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика, 1986. С. 77.
Там же, с. 69.
Барышева, Т. А., Жигалов, Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб.: СПГУТД, 2006.
Казакова, С. Творческие задания на уроке музыки / Искусство в школе.- 2006. - № 2. - С. 1417.
Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. 2-е изд. - М.: Бином, 2012.
Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - М. 1997.
Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
Наринская, Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы. Автореф. канд. дис. – М., 2006.
Подробнее об этом см.: Казакова, С. Творческие задания на уроке музыки / Искусство в школе.- 2006. - № 2. - С. 1417.
Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. – М.: Владос, 1997. С. 469.
Веракса, Н.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная группа (ФГТ). – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
Кудрявцева, Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
2
1. Абдуллин, Э.Б., Бейдер, Т.А., Вендрова, Т.Е. и др. Музыка в начальных классах. Методическое пособие для учителя. - Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1985.
2. Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования. Учебник для сту-дентов высших пед. учеб. заведений - М.: Академия, 2004.
3. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. - М.: ВЛАДОС, 2000.
4. Алиев, Ю.Б., Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки и хорового класса в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педагогических вузов. - М.: Академия, 2002.
5. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1983.
6. Апраксина, О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1987.
7. Апраксина, О.А. Музыкальное воспитание во внеклассное время (в школе) / Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2119 «Музыка и пение». – М.:Педагогика, 1983.
8. Багадуров, В. Очерки по истории вокальной педагогики. - М.: Музгиз, 1956.
9. Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1978.
10. Баренбойм, Л.А. Музыкальное воспитание в СССР. В 2-х вып. Вып. 2. - М.: Советский композитор, 1985.
11. Барышева, Т. А., Жигалов, Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб.: СПГУТД, 2006.
12. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 1997.
13. Вендрова, Т., Критская, Е. Уроки Д. Кабалевского / Искусство в школе. – 1994. - №3. – С. 19-21.
14. Веракса, Н.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная группа (ФГТ). – М.: «Мозаика-синтез», 2011.
15. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: «Союз», 1997.
16. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: Союз, 1997.
17. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Проблема возраста. – М.: Педагогика, 1984.
18. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
19. Дмитриев, Л. Б. Основы вокальной методики [Текст] / Л. Б. Дмитриев. - 2-е изд. - Москва : Музыка, 1996.
20. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Просвещение, 1989.
21. Емельянов, В. В. Развитие голоса: Координация и тренаж. - Спб.: Лань, 1997.
22. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста [Текст] / А.Н. Зимина. – М.: ВЛАДОС, 2000.
23. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей. – М. АСТ; Астрель, 2007.
24. Кабалевский, Д.Б. Избранные статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1963.
25. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления. – М.: Педагогика, 1986.
26. Казакова, С. Творческие задания на уроке музыки / Искусство в школе.- 2006. - № 2. - С. 14 17.
27. Казачков, С.А. От урока к концерту. – Казань: Издательство Казанского университета, 1990.
28. Как определить и развить способности ребенка? Сост. В.М. Воскобойников. – СПб.: Риспекс, 1996.
29. Кудрявцева, Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006.
30. Лейтесс, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия : Избр. Тр. - М. : Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Политиздат, 1972.
32. Луканин, А., Перепелкина, А. Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе. - М., 1964.
33. Малинина, Е.М. Вокальное воспитание детей. - М.-Л. 1967.
34. Матюшкин, А.С. Мышление. Обучение. Творчество. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
35. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. 2-е изд. - М.: Бином, 2012.
36. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. - М. 1997.
37. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз. фак. и отд. высш. и средн. пед. учеб. заведений, Л.В.Школяр, М. Изд. Центр «Академия», 2007.
38. Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь Том. 1 - XVIII век. Книги 1-3. - Спб: Композитор, 1999-2000.
39. Наринская, Н.Б. Развитие творческой активности младших школьников на хоровом отделении детской музыкальной школы. Автореф. канд. дис. – М., 2006.
40. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
41. Огородов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе / Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. - М.: Музыка, 1985.
42. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя. Под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006.
43. Орлова Т.М., Беркина С.И. Учите детей петь. - М.: Просвещение, 1987.
44. Павлищева, О.П. Методика постановки голоса. – М.-Л.: Музыка, 1964.
45. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей. Часть 1. – М.: Владос, 1997.
46. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
47. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Мищенко, А.И., Шиянов, Е.Н. Педагогика. Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений - М.: Школа-пресс, 1997.
48. Струве, Г.А. Школьный хор. М.: Музыка, 1981.
49. Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992.
50. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. - Киев: Радянска школа, 1988.
51. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. М.: Изд-во Академии педагогический наук РСФСР, 1961.
52. Тарасова, М. Интегрированный подход к уроку музыки / Искусство в школе. – 2001. - № 4. С. 12.
53. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. - М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947.
54. Торопова, А.В. Феномен музыкального сознания: методология исследования и развития. Автореф. канд. дис. – М., 2009.
55. Уемов, А.И. Системный подход и общая теория систем. - М.: Мысль, 1978.
56. Формирование эстетической культуры младших школьников: Из опыта работы. Изд. 2-е / Н. С. Витковская, А. Б. Щербо, Д. Н. Джола. - Киев: Рад. шк., 1985.
57. Щербаков, А.И. Совершенствование системы психолого-педагогического образования будущего учителя / Вопросы психологии.- 1981.- № 5.- С. 13-21.
Вопрос-ответ:
Какая история ансамблевого пения в общеобразовательной школе?
История ансамблевого пения в общеобразовательной школе начинается с развития музыкального образования в школе в конце XIX - начале XX века. Ансамбльное пение стало популярным из-за своей социализирующей роли и возможности развития музыкальных навыков учащихся.
Какие проблемы методики преподавания ансамблевого пения в школе?
Проблемы методики преподавания ансамблевого пения в школе включают недостаток методической литературы, недостаточную квалификацию педагогов, отсутствие подходящих материалов для ансамбля, сложности в организации групповых занятий и недостаток времени на пение в расписании.
Каковы современные методики вокального воспитания?
Современные методики вокального воспитания включают различные подходы, такие как методика сольфеджио, методика цветного пения, методика эмоционального пения и др. Они направлены на развитие техники вокала, музыкального слуха, музыкального вкуса и эмоциональной выразительности.
Как планировать занятия по пению в ансамбле?
Планирование занятий по пению в ансамбле включает определение целей и задач урока, выбор песен или композиций для исполнения, разработку упражнений и заданий по различным аспектам музыкального ансамбля и организацию работы с учащимися в групповом формате.
Какая методика ансамблевого музицирования в школе?
Методика ансамблевого музицирования в школе ориентирована на развитие коллективных музыкальных навыков учащихся. Включает в себя работу над музыкальной артикуляцией, слуховым восприятием, ритмикой и тембровыми возможностями исполнителей. Также важным элементом методики является развитие взаимодействия и согласованности участников ансамбля.
Какова история ансамблевого пения в общеобразовательной школе?
История ансамблевого пения в общеобразовательной школе начинается с появления музыкального образования в школах. В СССР ансамблевое пение получило особую поддержку и развитие. Сейчас ансамблевое пение в школьной программе занимает важное место и становится все более популярным.
Какие проблемы связаны с методикой преподавания ансамблевого пения в школе?
Проблемы методики преподавания ансамблевого пения в школе включают отсутствие квалифицированных педагогов, недостаточное количество времени, отведенного на занятия по ансамблевому пению, а также отсутствие учебных материалов и методической литературы.
Какие современные методики вокального воспитания используются при преподавании ансамблевого пения в школе?
Современные методики вокального воспитания включают в себя различные подходы и техники, такие как методика сол-феджио, методика хорового пения, методика развития вокальных навыков через игру и импровизацию и другие.