Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии.
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 17.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ СТРУКТУР В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 6
1.1. Понятие монополии, характеристика ее видов 6
1.2. Теоретические взгляды на монополизм в рыночной экономике 9
2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ 12
2.1. Максимизация прибыли в условиях чистой монополии 12
2.2. Ценовая дискриминация на монопольных рынках 16
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 19
3.1. Сущность и значение антимонопольного регулирования экономики 19
3.2. Зарубежный и отечественный опыт антимонопольного регулирования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 32
Суд и административная практика выработали (кроме доли на рынке) еще ряд критериев, которыми руководствуются антимонопольные органы и суды перед тем, как начать дело по обвинению той или иной компании в монополизации рынка:фирма и ее товар не являются необычными;компания не является новатором;высокая доля рынка не обусловлена высоким мастерством;высокая доля рынка не является результатом крупномасштабного производства;фирма получает чрезмерно высокую прибыль;расследование дела не ведет к существенному снижению стоимости акций.В Японии перечень запрещенных действий менялся много раз в зависимости от экономической ситуации в стране. Антимонопольным законом Японии 1947 г. были введены запреты на установление «частной монополии», на участие в монополистических объединениях, а также на формирование держательских компаний (ограничивалось участие финансовых институтов в капитале других компаний: им запрещалось приобретать более 5% акций, выпущенных другой фирмой); не допускалась практика «слияния и переплетения» директоров, если это ослабляло конкуренцию; полностью запрещались картели и другие виды согласованных действий, направленных на фиксирование цен, контроль над рынком.Однако сразу выявилось несоответствие между законом и потребностями страны. Принятой в 1953 г. поправкой к Закону разрешалось формирование антидепрессионных и рационализационных картелей; были ослаблены ограничения, налагаемые на слияния, взаимное держание акций и «переплетение» директоров; незаконной признавалась лишь деятельность, нарушавшая статью о запрещении холдинга и об ограничении участия финансовых институтов в капитале других компаний, причем «потолок» приобретения акций был поднят до 10%; были изъяты статьи о принудительном разукрупнении.Новый Антимонопольный закон 1977 г. вновь установил возможность разукрупнять корпорации при «монополистической ситуации». Согласно новым критериям, содержащимся в законе 1991 г., фирмы с капиталом свыше 10 млрд. иен или активами более 200 млрд. иен не вправе приобретать более 50% акций других компаний.Во Франции контролируются слияния и поглощения, имеющие результатом контроль над 40% рынка при горизонтальных и над 25% при вертикальных слияниях.По Закону Германии «Об ограничениях конкуренции» многие виды картелей легализованы, к примеру кризисные картели, рационализационные, экспортные, импортные картели и некоторые другие.В ФРГ требуется предварительное уведомление во всех случаях слияния, если в сумме контролируется более 20% рынка данного товара или имеется оборот 500 млн. марок, либо число занятых составляет свыше 10 тыс. человек. Разрешение требуется и тогда, когда одна из фирм контролирует более 20% другого товарного рынка.Из всего изложенного наглядно видно, что законодательство Европы и Японии намного либеральнее подходит к решению вопросов, связанных с ограничением монополистической деятельности, чем законодательство США20, с. 10.В России основополагающее место в иерархии антимонопольного законодательства РФ занимают нормы Конституции, направленные на предупреждение и запрещение правонарушений в сфере антимонопольного правового регулирования. В частности, согласно п.2 ст.34 Конституции, «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию».Важнейшую роль в антимонопольном правовом регулировании играют положения международных договоров, в которых участвует Российская Федерация. Среди них, прежде всего, следует назвать совместные акты государств СНГ, в соответствии с которыми участники СНГ обязались координировать совместные действия по борьбе с монополистической деятельностью (и недобросовестной конкуренцией), сближать антимонопольные законодательства государств-участников в той мере, в какой это необходимо для реализации совместной антимонопольной политики, создавать условия для развития конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков и т.д. Среди положений Гражданского кодекса РФ, прежде всего, следует назвать норму, устанавливающую недопустимость использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке, и норму об антимонопольных правилах, касающихся ограничительных условий договора коммерческой концессии и др.Антимонопольные нормы Административного Кодекса РФ и Уголовного кодекса РФ касаются в основном усиления ответственности за отдельные правонарушения, а также органов, рассматривающих дела о нарушениях антимонопольного законодательства в административном порядке.Специальным нормативно-правовым актом антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Как следует из названия рассматриваемого нормативно-правового акта и сформулированных в нем целей, Закон направлен на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Закон о защите конкуренции действует на всей территории Российской Федерации и распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках России. Он применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, совершаемые или заключаемые за пределами территории Российской Федерации, приводят или могут привести к ограничению конкуренции и влекут за собой иные отрицательные последствия для рынков РФ. Тем самым провозглашается экстерриториальное действие Закона о защите конкуренции17, с. 5.Основополагающим нормативным актом, в котором определены основные положения деятельности и регулирования функционирования естественных монополий в России является Федеральный закон «О естественных монополиях». Данный законодательный документ определяет правовые основы федеральной политики в сфере естественных монополий и направлен на баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективное функционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемых товаров для потребителей. Закон «О естественных монополиях» возлагает регулирование деятельности субъектов естественных монополий на федеральные органы исполнительной власти, которые имеют право создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.Регулирование деятельности естественных монополий в России осуществляется посредством:ценового регулирования, которое осуществляется путем установления предельных уровней цен/тарифов на продукцию естественного монополиста;определения круга потребителей, которые подлежат обслуживанию в обязательном порядке или установления минимального уровня их обеспечения15, с. 8.Кроме того, в РФ активно проводят мероприятия по реформированию естественных монополий в стране.Преобразования в отраслях экономики, представляющих собой инфраструктурные (естественные) монополии, нацелены на:повышение «прозрачности» в их деятельности и финансовой отчетности;повышение эффективности их функционирования и тем самым конкурентоспособности;укрепление платежно-расчетной дисциплины;сокращение доли бартера в структуре взаимных платежей.В ближайшие три года в России необходимо реализовать основные реформы естественных монополий в сферах электроэнергетики, железнодорожного транспорта, связи и в газовой отрасли7, с. 9.Таким образом, задача антимонопольного законодательства состоит в ограничении процесса монополизации как отдельных сфер предпринимательской деятельности (рынков, отраслей), так и экономики в целом. Для реализации данной задачи законодателем предусмотрены следующие правовые средства: запрещение и преследование монополистической деятельности, контроль за созданием, реорганизацией, ликвидацией коммерческих организаций и их объединений, приобретением акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и т.д.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ России в настоящее время по данным статистики более 600 предприятий производят от 35 до 100% выпуска отдельных видов продукции. Так, например, ПО «Коломенский завод» выпускает 100% магистральных тепловозов, ПО турбостроения «Ленинградский металлургический завод» выпускает 85% паровых турбин, Рязанский комбайновый завод - 100% картофелеуборочных комбайнов, Тихорецкий мясокомбинат - 100% консервов для детей. В настоящее время создаются финансово-промышленные группы в форме холдинговых компаний, акционерных обществ. Холдинги и акционерные общества имеют тысячи мелких акционеров (так это происходит с ОАО «Газпром»). Вместе с тем, они остаются монополистами, фактически руководимыми административным аппаратом. В последнее время вопросы конкурентной политики, практики реализации антимонопольного законодательства привлекают все большее внимание как ученых-экономистов, так и функционеров рынка. Это объясняется тем влиянием, которое призвано оказывать и оказывает антимонопольное законодательство на цены, прибыль, конкурентоспособность, экономический рост и характер рыночных отношений.Конкурентная политика РФ, базирующаяся на Законе о защите конкуренции и направленная на пресечение монополистической деятельности, предупреждение монополизации и развитие товарных рынков, обеспечивает стабильность экономики, единство экономического пространства России, гарантирует соблюдение честных правил поведения на рынке, защищает интересы потребителей, предотвращая рост цен и образование дефицита. Важным этапом в реализации конкурентной политики стали результаты работы Федеральной антимонопольной службы России и его территориальных управлений в 2012 году. Они свидетельствуют о повышении роли антимонопольного законодательства в создании нормальных условий для функционирования товарных рынков и взаимодействия хозяйствующих субъектов в процессе производства и реализации продукции. Это подтверждается, с одной стороны, ростом почти на 14% по сравнению с 2011 годом количества заявлений о нарушениях антимонопольного законодательства, поступивших в антимонопольные органы. С другой стороны, на 67% увеличилось количество возбужденных дел в связи с обнаруженными нарушениями такого рода. Эти данные свидетельствуют как о повышении авторитета антимонопольных органов, так и о том, что антимонопольное регулирование постепенно становится общепризнанным инструментом наведения порядка и оздоровления ситуации на рынке.Таким образом, государственное регулирование рынков несовершенной конкуренции ставит своей главной целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищённых слоёв населения. Это необходимо для того, чтобы в условиях экономической свободы они не были подавлены, ущемлены и устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. № 4 ст. 445.Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть I) ст. 5496.Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434.Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. № 34 ст. 3426.Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция. 2012. - № 12. С. 5-10.Арешонков В.Г Экономика.- М.: Инфра-М, 2011. С. 374.Астапов К.Л. Реформирование естественных монополий в России // Законодательство и экономика. 2013. - № 7. С. 5-11.Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы рыночной экономики.- М.: Финансы, 2010. С. 197.Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Микроэкономика: Учебник. 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2012. С. 224.Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: Эльф К – пресс, 2011. С.411.Зверев В.С. Особенности современного российского рынка // ЭКО. 2012. - № 11. С. 7-12.Липсиц И., Любимов Л., Антонова Л. Раскрывая тайны экономики.- М.: ДЕЛО, 2011. С.211.Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2010. С. 361.Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник.- М.: СОМИНТЕК, 2011. С.527.Мерзляков И.П. Антимонопольное законодательство России // Финансы. 2012. - № 12. С. 4-9.Паращук С.А. Рынок как объект правового регулирования // Законодательство. 2013. - № 7. С. 5-11. Паращук С.А. О конкурентном законодательстве России // Законодательство. 2013. - № 3. С. 4-8.Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики.- М.: ЮНИТИ, 2010, С.241.Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 279.УлюкаевА. Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться // Российский экономический журнал. 2013. - №5. С. 7-12.Ячеистова Н. Пресечение антиконкурентных действий: международный опыт правового регулирования // Российская юстиция. 2013. - № 6. С. 6-10.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изм. и доп. от 14 июня 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть I) ст. 5496.
3. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп. от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 31 (часть I) ст. 3434.
4. Федеральный Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 28 июля 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. № 34 ст. 3426.
5. Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью // Российская юстиция. 2012. - № 12. С. 5-10.
6. Арешонков В.Г Экономика.- М.: Инфра-М, 2011. С. 374.
7. Астапов К.Л. Реформирование естественных монополий в России // Законодательство и экономика. 2013. - № 7. С. 5-11.
8. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы рыночной экономики.- М.: Финансы, 2010. С. 197.
9. Басовский Л.Е., Басовская Е.Н. Микроэкономика: Учебник. 4-е изд. – М.: Инфра-М, 2012. С. 224.
10. Бункина М.К., Семёнов В.А. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: Эльф К – пресс, 2011. С.411.
11. Зверев В.С. Особенности современного российского рынка // ЭКО. 2012. - № 11. С. 7-12.
12. Липсиц И., Любимов Л., Антонова Л. Раскрывая тайны экономики.- М.: ДЕЛО, 2011. С.211.
13. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 2010. С. 361.
14. Максимова В., Шишов А. Рыночная экономика. Учебник.- М.: СОМИНТЕК, 2011. С.527.
15. Мерзляков И.П. Антимонопольное законодательство России // Финансы. 2012. - № 12. С. 4-9.
16. Паращук С.А. Рынок как объект правового регулирования // Законодательство. 2013. - № 7. С. 5-11.
17. Паращук С.А. О конкурентном законодательстве России // Законодательство. 2013. - № 3. С. 4-8.
18. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики.- М.: ЮНИТИ, 2010, С.241.
19. Современная экономика / Под ред. О.Ю. Мамедова.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. С. 279.
20. Улюкаев А. Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться // Российский экономический журнал. 2013. - №5. С. 7-12.
21. Ячеистова Н. Пресечение антиконкурентных действий: международный опыт правового регулирования // Российская юстиция. 2013. - № 6. С. 6-10.
Вопрос-ответ:
Что такое монополия?
Монополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует только один продавец или производитель, не имеющий ближайших конкурентов. Это позволяет монополисту контролировать цены и объемы производства.
Какие виды монополий существуют?
В рыночной экономике существуют различные виды монополий. Одним из них является чистая монополия, когда на рынке существует только один продавец или производитель. Также можно выделить естественные монополии, которые возникают в тех отраслях, где экономическая эффективность достигается только при наличии единственного производителя или поставщика.
Как монополия определяет цену и объем производства?
В условиях чистой монополии монополист самостоятельно определяет цены и объемы производства. Он старается выбрать такую комбинацию цены и объема, при которой его прибыль будет максимальной. При этом монополист учитывает спрос на товар, структуру рынка и затраты на производство.
Какие проблемы возникают при деятельности монополий?
Деятельность монополий может привести к ряду проблем. Во-первых, монополисты могут использовать свое положение для повышения цен на свои товары и ограничения доступа конкурентов на рынок. Во-вторых, они не всегда мотивированы к инновациям и снижению затрат, так как у них нет конкуренции. Также монополии могут привести к искажению рыночной цены и снижению потребительского благосостояния.
Какие меры государство может принимать для регулирования деятельности монополий?
Для регулирования деятельности монополий государство может применять различные меры. Одна из них - антимонопольное законодательство, направленное на предотвращение злоупотребления монопольным положением. Также государство может вводить ценовые ограничения, ограничения на объемы производства или проводить разделение монополий на несколько независимых компаний.
Что такое монополия и какие виды монополий существуют?
Монополия - это форма рыночной структуры, при которой на рынке существует только один продавец, контролирующий предложение товара или услуги. Виды монополий могут быть следующими: естественная монополия, государственная монополия, чистая монополия и неполная монополия.
Какая сущность и виды монополистических структур в рыночной экономике?
Сущность монополистических структур заключается в том, что на рынке существует один или несколько продавцов, контролирующих рыночную долю и способные влиять на цены и объемы производства. Виды монополистических структур включают естественную монополию, государственную монополию, чистую монополию и неполную монополию.
Как максимизируется прибыль в условиях чистой монополии?
В условиях чистой монополии прибыль максимизируется тогда, когда монополист продает товар по такой цене, при которой предельный доход равен предельным издержкам. Это достигается при установлении цены, при которой предельный доход становится равным предельным затратам, то есть MR = MC.
Что такое ценовая дискриминация на монопольных рынках?
Ценовая дискриминация на монопольных рынках - это практика, при которой монополист устанавливает разные цены для разных групп потребителей на основе их спроса, платежеспособности или других характеристик. Целью ценовой дискриминации является максимизация прибыли и получение дополнительного дохода.
Какие проблемы и перспективы государственного регулирования деятельности монополий в рыночной экономике?
Государственное регулирование деятельности монополий имеет свои проблемы и перспективы. Проблемы включают неправильное определение рыночной справедливости, возможность административного произвола и неэффективное использование ресурсов. Перспективы же заключаются в создании равных условий для участников рынка, защите прав потребителей и регулировании цен и объемов производства в интересах общества.
Как определяется цена и объем производства в условиях чистой монополии?
В условиях чистой монополии цена и объем производства определяются монополистом. Он стремится максимизировать свою прибыль, выбирая оптимальную комбинацию цены и объема производства. При этом монополист может устанавливать высокую цену и низкий объем производства для получения максимальной прибыли.
Какие виды монополий есть в рыночной экономике?
В рыночной экономике существуют различные виды монополий, включая естественные, искусственные и государственные монополии. Естественные монополии возникают в случае, когда только одна фирма способна эффективно предоставлять определенный вид товаров или услуг. Искусственные монополии создаются благодаря исключительным правам или патентам. Государственные монополии контролируются государством и могут возникать в таких сферах, как телекоммуникации или электричество.