Творческие игры как средство развития выразительной речи у детей старшего дошкоьного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогика
  • 47 47 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 18.08.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
Глава I. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития выразительной речи у детей
1.1. Особенности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.2. Понятие творческой игры
1.3. Влияние творческих игр на развитие речи дошкольников
1.4. Анализ программ современного ДОУ по проблеме формирования выразительной речи посредством творческой игры
Выводы по главе
Глава II. Диагностика развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Задачи и методика констатирующего этапа исследования
2.2. Анализ результатов диагностики развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
2.3. Проект формирующего эксперимента по развитию выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр
Выводы по главе
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Третий этап констатирующего эксперимента был направлен на выявление технологий работы педагога по развитию выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. С этой целью была предложена анкета для воспитателей (таблица 3).

Таблица 3
Анкета на выявление технологий работы педагога по развитию выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
УВАЖАЕМЫЕ ПЕДАГОГИ!
Данное анкетирование проводится с целью изучения технологий работы по развитию выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Отвечая на вопросы, Вы можете выбрать один из предложенных вариантов или указать свой. Пожалуйста, отвечайте на вопросы как можно более полно и правдиво. 1. Считаете ли Вы выразительность важной характеристикой развития речи ребенка старшего дошкольного возраста:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить 2. Считаете ли Вы, что работа воспитателей должна быть направлена на развитие выразительной речи детей:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить 3. Какие средства и методы Вы используете для развития выразительной речи у детей? 4. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, как в обычном разговоре, так и публично. Каким образом Вы создаете детям такие условия? 5. Удается ли Вам использовать полный потенциал средств развития выразительной речи ребенка? 6. В какой деятельности детей, по Вашему мнению, лучше происходит развитие выразительной речи? 7. Какова, по Вашему мнению, роль педагога в организации творческих игр с целью развития выразительной речи? 8. Ваши предложения по усовершенствованию технологий развития выразительной речи детей старшего дошкольного возраста

2.2. Анализ результатов диагностики развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с целью констатирующего этапа исследования была проведен диагностика развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Результаты диагностики представлены в таблице 4.

Таблица 4
Результаты диагностики выразительной речи детей
Испытуемый Пол Возраст (года) «Повторная речь» «Активная речь» Темп и ритм речи Результаты наблюдения (уровень) 1. Аня М. Ж 5,6 4 4 6 2,8 2. Борис Т. М 5,8 5 5 5 2,5 3. Дима Е. М 6,0 4 4 6 2,8 4. Елена А. Ж 5,9 4 4 4 2,2 5. Женя В. М 5,6 3 4 7 1,8 6. Ира Ю. Ж 6,3 5 4 5 2,3 7. Кирилл К. М 5,8 2 3 4 1,7 8. Леня И. М 5,7 4 4 5 2,3 9. Люда М. Ж 5,9 2 3 4 1,7 10. Маша Р. Ж 6,0 5 5 4 2,5 11. Миша П. М 6,0 4 3 6 2,3 12. Наина О. Ж 5,7 3 3 5 2,0 13. Олег Л. М 5,8 4 5 6 2,5 14. Оля К. Ж 5,8 3 2 5 2,0 15. Паша А. М 5,6 3 3 5 2,0 16. Римма А. Ж 5,3 6 5 8 2,8 17. Света Д. Ж 5,8 4 4 5 2,3 18. Таня П. Ж 5,9 3 3 4 1,5 19. Юля В. Ж 5,7 5 4 3 2,5 20. Юра Е. М 5,9 2 3 4 1,3 Хср. по группе 3,8 3,75 5,05 2,2
По результатам диагностики можно сказать, что в среднем, в старшем дошкольном возрасте у детей средне развита выразительность речи. Дети хорошо повторяют за взрослым звуки, пары звуков, слоги, слова, хуже фразы и сложные фразы, мелодичность интонации – средняя. Дошкольники составляют рассказ как по картине, так и самостоятельно, но рассказ отличается низкой выразительностью. Дети затрудняются самостоятельно читать стихотворение в заданном темпо-ритме, их движения и речь не всегда одновременны, дети имеют трудности при самостоятельном воспроизведении ритма, оценивают собственный темп только с помощью взрослого, имеют затруднения при расстановке логического ударения.
По результатам наблюдения выявилось, что дети имеют средний уровень развития выразительной речи.
На рисунке 1 отражены обобщенные данные уровня развития выразительной речи в группе.


Рис. 1. Соотношение групп детей с различным уровнем развития выразительной речи.

Трое ребят (15%) имеют высокий уровень развития выразительной речи. Их речь в игре мелодична, интенсивна, они умеют правильно подобрать темп речи к своим ролям, выразить тембром голоса свои эмоции, их речь упорядочена, ее скорость соответствует роли и сюжету игры. Пятеро дошкольников (25%) имеют низкий уровень развития выразительной речи. Их речь безэмоциональна, монотонна, окраска речи, ее интенсивность не меняются при переходе к другой роли или ситуации, дети не могут передать какую-либо эмоциональную информацию при помощи интонации. Большинство детей (12 человек) имеют средний уровень развития выразительной речи. Они могут менять темп речи, ее интенсивность, но в довольно узких пределах (2 роли), имеют некоторые трудности в передачи состояния интонацией, часто не могут выровнять интенсивность речи (приглушить ее или усилить).
По представленным данным видно, что, несмотря на то, что большинство детей в группе имеют средний уровень развития выразительной речи, у одной четвертой группы выразительная речь развита слабо.
Таким образом, результаты обследования показывают необходимость повышения уровня развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
При опросе родителей были получены следующие результаты. 55% родителей ответили, что дети любят рассказывать стихи перед публикой, 45% родителей оценивают речь своих детей как очень выразительную, 35% - средне выразительную, 20% - не выразительную. 65% родителей ответили, что их дети легко копируют голоса животных и речь взрослых, все ответившие согласны с тем, что в детском саду необходимо развитие выразительной речи детей и они готовы принять участие в совместных с детьми мероприятиях. С тем, что семья должна принимать непосредственное участие в развитии речи ребёнка согласны все родители: 60% ответили, что только при объединении усилий воспитателей и семьи можно добиться хороших результатов, 40% согласны, но испытывают недостаток времени. Родители, в основном выполняют задания и рекомендации воспитателя по развитию речи ребенка: 15% - выполняют всегда; 40% - когда есть время; 25% - когда есть желание; 20% - когда хочет ребёнок. Родители обращаются к воспитателям по вопросам обучения, воспитания и развития речи ребёнка либо постоянно, либо редко. Работа воспитателей по развитию выразительной речи детей родителями оценивается как средняя. 55% родителей оценивают работу воспитателей на высоком уровне, но хотелось бы большего. Вносимые предложения, пожелания по организации игровой деятельности с целью развития выразительной речи детей разделились на обеспечение методической литературой с готовыми сценариями и на обеспечение различными игровыми средствами, театрами, костюмами.
При опросе педагогов выяснилось следующее. Все педагоги считают, что выразительность является важной характеристикой развития речи ребенка старшего дошкольного возраста и работа воспитателей должна быть направлена на развитие выразительной речи детей. Среди средств и методов, используемых для развития выразительной речи у детей воспитатели отметили: занятия (60%), игры (40%). Условия для развития выразительной речи педагоги создают с помощью активации, поддержки, мотивирования детей (40%), разыгрывания сказок, театральных действий (50%), организация игр на бытовые темы (10%). Все воспитатели отметили, что полный потенциал средств развития выразительной речи ребенка использовать не удается, либо из-за недостатка времени, либо из-за недостаточной методической оснащенности. 60% воспитателей отметили, что лучше происходит развитие выразительной речи в игре, остальные 40% - на специально организованных занятиях. Свою роль в организации творческих игр с целью развития выразительной речи педагоги видят в направляющей, организующей помощи детям, 20% воспитателей отметили, что творческие игры организуются детьми самостоятельно. Предложения воспитателей по усовершенствованию технологий развития выразительной речи детей старшего дошкольного возраста касаются обеспечения методическими пособиями и средствами для организации игр.
Таким образом, по результатам опроса родителей и педагогов выяснилось, что развитие выразительной речи детей является очень важным в старшем дошкольном возрасте, этим должны заниматься как педагоги, так и родители, как в игровой, так и в учебной деятельности детей. Однако, отмечается недостаток методических материалов и средств для организации развивающей игровой среды для развития выразительной речи у детей.
2.3. Проект формирующего эксперимента по развитию выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр
Цель проекта – развитие выразительной речи детей старшего дошкольного возраста в творческой игре.
Использование творческой игры в целях формирования выразительности речи становится возможным при выполнении следующих условий:
единство эмоционального и когнитивного развития;
насыщение этой деятельности интересным и эмоционально- значимым для детей содержанием;
постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
совместное участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В рамках творческой игры в начале необходимо использовать знакомые и любимые детьми сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
В старшем дошкольном возрасте уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (можно использовать инсценировку “Вежливые слова”, мини – сценку “Брусничка”, театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”). Для развития монологической и диалогической речи: постановка спектакля “Мыльная сказка”, инсценировка “На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, спектакль по сказке К. И. Чуковского “Муха-цокотуха”, “Двенадцать месяцев”, в кукольном театре “Петушок – голосистое горлышко”).
Постепенно дети научаются самостоятельно делать выбор, вовлекаясь в творческую, режиссерскую работу, развивая навыки бесконфликтного общения.
В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Лиса — хитрая, Волк — злой и т.д. Сказки служат для детей уроком нравственности, морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения.
Заучивание слов сказки способствует автоматизации звукопроизношения, развитию просодической стороны речи. При наличии доброжелательных зрителей ребенок учится центрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх, становится более открытым, что способствует развитию выразительной речи. Полученный положительный эмоциональный заряд от игры, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает все более творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Для организации творческих игр в дошкольном учреждении оборудуется специальное помещение, что позволит создать максимально комфортные условия для творчества детей.
Прежде, чем драматизировать сказку, историю, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи можно использовать специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. В игры включаются скороговорки и чистоговорки. Вводятся упражнения, развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте, и специальные творческие задания на развитие образности речи. Речь идет об упражнениях на подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов к заданным словам. Включаются этюды и упражнения на формирование у детей интонационной выразительности речи, развитие эмоций, движений, жестов, мимики.
Особое внимание в работе с детьми необходимо уделять взаимодействию с семьей. В семье необходимо:
Поддерживать интерес ребенка к творческой игровой деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
Обсуждать с ребенком особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после разыгрывания полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения, придуманные ситуации и пр.
Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра сценок, спектаклей, кинофильмов и т. п.
Родители не должны находиться в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они также привлекаются к работе над творческими играми детей. Ими оказывается помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, развивает речь.
Выводы по главе
1. Целью эмпирического исследования явилось изучение сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. По результатам наблюдения и проведенных методик выяснилось, что в старшем дошкольном возрасте у детей средне развита выразительность речи. Их речь довольно интенсивна, но в узком диапазоне, они затрудняются правильно подобрать тембр голоса и темп речи применительно к конкретной ситуации или роли, имеют некоторые трудности в передачи состояния интонацией.
3. При опросе родителей и педагогов выяснилось, что развитие выразительной речи детей является очень важным в старшем дошкольном возрасте, этим должны заниматься как педагоги, так и родители, как в игровой, так и в учебной деятельности детей. Однако, педагоги и родители отмечают недостаток методических материалов и средств для организации развивающей игровой среды для развития выразительной речи у детей.
4. С целью развития выразительной речи детей посредством творческой были обозначены условия развития: единство эмоционального и когнитивного развития; насыщение игровой деятельности интересным и эмоционально - значимым содержанием; постепенность и последовательность ознакомления с вербальными и невербальными средствами выразительности; наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместное участия в данном процессе детей и взрослых.
5. Для родителей были обозначены рекомендации: поддерживать интерес ребенка к творческой игровой деятельности, обсуждать с ребенком его роли в игре, отмечать достижения, делиться собственными впечатлениями.

Заключение
Целью настоящего исследования было изучение творческих игр как средства развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели был поставлен ряд задач:
1) провести анализ психолого – педагогической литературы по проблеме творческих игр как средства развития выразительной речи у детей;
2) организовать и провести диагностику развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста;
3) изучить условия проведения творческих игр в группе;
4) разработать проект развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством творческих игр.
В ходе решения данных задач было выяснено следующее.
Речь – основное средство общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением. Выразительная речь характеризуется: просодикой, интенсивностью произнесения, мелодикой, ритмом, темпом, тембром голоса, логическим ударением. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке путем привлечения к свободному самовыражению, выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать творческие игры в дошкольных образовательных учреждениях.
Игра – наиболее доступный ребенку, интересный способ  переработки, выражения эмоций, впечатлений. Психолого – педагогические и философско – культурологические основания позволяют считать игру мощным механизмом развития личности ребенка, его интеллектуальной, эмоциональной сфер. Творческая игровая деятельность позволяет детям старшего дошкольного возраста решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо существующего или придуманного персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь. Во всех образовательных программах современных ДОУ важное место занимает развитие речи детей, в том числе и ее выразительности. Во всех программах отмечается, что игровая деятельность – это основная деятельность в дошкольном возрасте, предусмотрена специальная организация игр, способствующая творческой активности детей.
При диагностике уровня развития выразительной речи у старших дошкольников было выявлено, что довольно большая часть детей имеет низкий уровень выразительности. Результатами обследования была показана необходимость повышения уровня развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для формирования выразительной речи у дошкольников был разработан проект, в котором предусмотрены условия развития выразительной речи детей: единство эмоционального и когнитивного развития; насыщение игровой деятельности интересным и эмоционально - значимым содержанием; постепенность и последовательность ознакомления с вербальными и невербальными средствами выразительности; наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми; совместное участия в данном процессе детей и взрослых.
В ходе игровой творческой деятельности педагог развивает у детей: интонацию, позы, мимику, жесты, пантомимику. Дети участвуют и сами организовывают инсценировки, пробуют себя в различных ролях. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, формировать выразительную речь.
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, формирование выразительной речи детей старшего дошкольного возраста возможно при условии целенаправленной работы по развитию творческой игровой деятельности детей.
Данные исследования могут быть использованы для дальнейших исследований как на данной группе детей, так и при организации игровой творческой деятельности в других группах.


Список литературы
Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. - М., 2007.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвещение, 2001. -127 с.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: “Мозаика-Синтез”, 1999.
Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001 - 126 с.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1986. - № 6.
Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928). Переизд. – М.: Психология, 2005.
Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - Практикум по возрастной психологии. М.: Речь., 2008. – 704с.
Григорьев А.И. Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 2007.
Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // «Дефектология» №10, 1965., с. 72-79.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М., 2000.
Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, №5, с.83.
Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избранные психологические произведения. 1 том страницы 303-323. – М., 1983.
Лэнгрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 2004.
Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.:ТЦ «Сфера», 2001.
Новейший философский словарь. — Изд. 2-е, пер. и доп. — Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003. — 1280 с.
Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи дошкольников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005.
Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 1986.
Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. – М., 1989.
Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 672 с.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. - М., 2001.
Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2002;
Хеффе О., Малахов В.С. Современная западная философия. Энциклопедический словарь. М.: Культурная Революция, 2009.
Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону,2005.
Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонационной стороны речи. - М.: АСТ.2008 - 222 с.
Шитова Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжетно-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, №6, с.33.
Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: РАН ИСПИ, 2004.


























3

Список литературы
1.Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психоло-гии. - М., 2007.
2.Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. - М.: Просвеще-ние, 2001. -127 с.
3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: “Мозаика-Синтез”, 1999.
4.Бородич А.М. Методика формирования речи детей. - М.: 2001 - 126 с.
5.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1986. - № 6.
6.Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928). Пере-изд. – М.: Психология, 2005.
7.Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. - Практикум по возрастной психологии. М.: Речь., 2008. – 704с.
8.Григорьев А.И. Культура досуга. - Киев: Высшая школа, 2007.
9.Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // «Дефектология» №10, 1965., с. 72-79.
10.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М., 2000.
11.Короткова Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, №5, с.83.
12.Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры. // Из-бранные психологические произведения. 1 том страницы 303-323. – М., 1983.
13.Лэнгрет Г.Л. Игровая терапия: Искусство отношений. – М., 2004.
14.Махнева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. - М.:ТЦ «Сфера», 2001.
15.Новейший философский словарь. — Изд. 2-е, пер. и доп. — Минск: Интерпрессервис, Книжный дом, 2003. — 1280 с.
16.Павалаки И.Ф. Темпо-ритмическая организация движений и речи до-школьников. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - М.: 2006 – 156 с.
17.Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: “Школьная Пресса”, 2000. - 128 с.
18.Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М., 2004.
19.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005.
20.Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. - М., 1986.
21.Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников. – М., 1989.
22.Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 672 с.
23.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. - М., 2001.
24.Ушакова О.С. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Сфера, 2002;
25.Хеффе О., Малахов В.С. Современная западная философия. Энцикло-педический словарь. М.: Культурная Революция, 2009.
26.Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь. – Ростов-на-Дону,2005.
27.Шевцова Е.Е., Забродина Л.В.Технологии формирования интонаци-онной стороны речи. - М.: АСТ.2008 - 222 с.
28.Шитова Т.П. Развитие фантазии и творчества дошкольников в сюжет-но-ролевых играх //Ребенок в детском саду. 2004, №6, с.33.
29.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.
30.Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. Г.В. Осипова. М.: РАН ИСПИ, 2004.



Вопрос-ответ:

Какие методы развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста существуют?

Существует множество методов развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Одним из таких методов являются творческие игры, которые позволяют развивать у детей навыки выразительного чтения, ритма, интонации и эмоционального выражения.

Каковы особенности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста выразительная речь начинает развиваться более глубоко. Они могут использовать разные интонации, акценты и выражать различные эмоции. Также дети начинают учиться правильному дыханию и ритму речи.

Что такое творческая игра?

Творческая игра - это особый вид активности, в котором дети могут свободно выражать свои мысли и чувства с помощью речи, движений и воображения. В таких играх дети развивают творческое мышление, воображение и коммуникативные навыки.

Как творческие игры влияют на развитие речи дошкольников?

Творческие игры способствуют развитию речи дошкольников, так как в процессе игры они учатся правильной артикуляции, улучшают свою интонацию и эмоциональное выражение, а также развивают словарный запас и коммуникативные навыки.

Какие программы современных ДОУ помогают развивать выразительную речь у детей через творческие игры?

В современных ДОУ используются различные программы, которые помогают развивать выразительную речь у детей через творческие игры. Некоторые из таких программ включают в себя театральные занятия, чтение и интерактивные игры, которые развивают навыки выразительной речи у детей.

Какие игры помогают развитию выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста?

Одной из игр, способствующих развитию выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста, является "Мимика". Эта игра позволяет детям изображать различные эмоции и состояния, развивая их способность коммуницировать и выражать свои чувства.

Что такое творческая игра и как она влияет на развитие речи детей?

Творческая игра - это игровая деятельность, которая способствует развитию творческого мышления, фантазии и эмоциональной сферы ребенка. Такая игра активно влияет на развитие речи детей, поскольку они вынуждены проявлять активность и изобретательность, выражая свои мысли и чувства.

Какие программы в современных ДОУ помогают развитию выразительной речи через творческую игру?

В современных ДОУ существует ряд программ, которые способствуют развитию выразительной речи у детей через творческую игру. Например, программа "Развитие речи дошкольников через театральные занятия" предлагает детям активно участвовать в театральных постановках, играх и импровизациях, развивая при этом выразительные возможности своей речи.

Какие особенности выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста?

У детей старшего дошкольного возраста наблюдается особенное развитие выразительной речи. Они начинают использовать разнообразные интонации, эмоциональные оттенки и жесты при общении. В этом возрасте дети уже способны рассказывать простые сюжеты и события, а также осознавать и выражать свои эмоции и чувства.

Какие выводы можно сделать по анализу психолого-педагогической литературы по проблеме развития выразительной речи через творческую игру у детей старшего дошкольного возраста?

Из анализа психолого-педагогической литературы следует, что творческие игры являются эффективным средством развития выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют развитию фантазии, эмоциональной сферы и коммуникативных навыков у детей, а также помогают им осваивать новые элементы речи и активизировать усвоение языковых структур.