История научных исследований.
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 26.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
стр.
Ведение 3
1. Понятие и виды научного исследования 5
2. Исследования в эпоху античности 9
3. Исследования в средние века 11
4. Исследования в эпоху Возрождения и Новое время 12
Заключение 19
Список литературы 21
Путь к изобретению данных принципов лежит «в производстве наблюдений и опытов, извлечений общих заключений из них с помощью индукции и недопущении других отрицаний против заключений, не считая полученных из эксперимента или других надежных истин».
Отсюда следует, что индукция у И.Ньютона играет совсем другую роль, чем у Ф.Бэкона. В то время как Ф. Бэкон считал ее способом обнаружения и доказательства новых истин, И. Ньютон рассматривал ее как подготовительную стадию исследования, цель которой состоит в выдвижении «общих заключений» предположительного характера.
Дальнейший шаг исследования, который состоит в выведении следствий из данных заключений и проверке их на опыте, должен или опровергнуть, или подтвердить их.
Следовательно, и в представленном случае мы тоже имеем дело с гипотетико-дедуктивным способом исследования, который нашел свое воплощение в ньютоновских «Математических началах философии».
Даже беглый обзор взглядов Ньютона и Галилея уверяет в том, что их методология науки никак не являлась ни эмпирической, ни чисто индуктивной, хотя по роду собственной деятельности они имели дело с опытными науками.
2-ое направление НИ в области научного способа ставилособственной целью анализ и разработку методик и приемов познания в теоретических, абстрактных науках, прежде всего в математике.
Характерной чертой почти всех данных исследований является стремление применять дедуктивный способ математики в качестве универсального способа познания.
По мнению Декарта Р., этот способ может удачно использоваться как в таких обычных математических дисциплинах, как геометрия и арифметика, но еще и в музыке, астрономии, механике, оптике и почти всех остальных науках, которые считаются как бы элементами математики.
Соответственным образом расширенная математика рассматривает или меру, или порядок, и совсем несущественно, будут ли это фигуры, числа, звуки, звезды или что-нибудь иное, в чем отыскивается эта мера.
Следовательно, должны быть некая общая наука, которая объясняла бы все относящееся к мере и порядку, не входя в исследование никаких частных предметов, и эта наука должна называться общей математикой.
Эта программа формирования всеобщей математики хотя и содействовала применению математических способов в остальных науках, но так и осталась неосуществленным проектом.
Идеи Декарта будущее формирование получили в трудах иного философа и математика Лейбница Г. В.. В отличие от Декарта он поставилсобственной задачей создать новую логику, которая помогала бы остальным наукам делать открытия, а также проводить доказательства. Такая логика, которая впоследствии получила название математической логики, позволяет контролировать наши размышления при помощи их отражения в неком символическом исчислении.
Лейбниц хотел с ее помощью свести каждый спор и рассуждение квычислению. «В случае происхождения споров, – писал он, – двум философамне будет нужно больше прибегать к спору, как не прибегают к нему счетчики.Вместо спора они возьмут перья в руки, сядут за доски и произнесут друг другу: «будем вычислять»».
Последующее формирование изучений в области оснований математики и математической логики показало неосуществимость данной программы Лейбница. Оказалось, что даже такая обычная математическая наука, как арифметика, не может быть полностью формализованной.
И все же способы и средства математической логики, родоначальникомкоторой считают Лейбница, могут быть с успехом использованы для анализа структуры как математических, так и остальных теорий.
Попытки формирования логики открытия или универсального способа получения новых истин, о которых мечтали выдающиеся мыслители Нового времени, были подвергнуты резкой критике философами прошедшего и в особенности нынешнего веков.
Под воздействием неудач собственных предшественников почти все из них стали доказывать, что разработка способов достижения нового знания в науке совсем не относится ни к методологии, ни к логике научного познания.
Поскольку при исследовании ученый обязан считаться почти со всеми причинами нелогического и даже неконтролируемого характера, такими, как интуиция, вера, догадка и т.д., то ряд философов стал говорить, что анализ методов НИ должен реализовываться в рамках психологии, в такой ее отрасли, как психология научного творчества.
Отдельные ученые вообще стали отвергать возможность оптимального анализа процесса исследования в науке.
Заключение
Подводя итоги, можно сказать, что адекватная модель процесса НИ, итогом которого является:
- изобретение, охватывает стадию формулирования и оценки трудности;
- изобретение, генерирование и разработка новых научных идей.
И хотя наука не располагает точно работающим способом генерирования новых научных гипотез и идей, она располагает широким разнообразием способов, средств, приемов и методик размышлений как логического, так и эвристического характера, которые в значимой мере облегают и регулируют процесс исследования.
Неадекватность имеющихся подходов к проблемам научного открытия прежде всего содержится в том, что они ориентируются на заранее нереалистичное мнение, что исследователь работает в одиночку, оторвано от научного общества и выработанных наукой способов исследования.
В реальности процесс НИ детерминируется мировоззренческими, социально-историческими и непосредственно научными критериями и требованиями.
Таким образом, процесс поиска в науке не сводится к совокупности внезапных озарений, случайных открытий. На самом деле случайное обусловлено необходимостью решения насущных проблем развития научного знания. Случайным является, то какой исследователь, при каких конкретных критериях и в какой форме сделает открытие, но никак не случайно возникновение этого открытия именно в установленный период развития науки.
Вот отчего наравне с анализом психологии научного открытия, которая направлена на исследование специфичных задатков, качеств, условий деятельности и способностей исследователей, еще большего интереса заслуживает анализ методологии научного поиска, которая ориентирована на обнаружение нужных предпосылок творчества.
Интерес к вопросам НИ не успокоится до тех пор, пока относительные истины, которые окружают нас, не перевоплотятся в абсолютные.
Список литературы
Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2010.
Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. - М.: Мысль, 2010.
Йолон П.Ф. Система теоретического знания // Логика научного исследования, -2011,
Кохановский В. П. "Философия и методология науки". - М.: Высшая школа, 2012.
Могилевский В.Д. Методология систем. –М.: Экономика, 2009.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования. –М.: ЮНИТИ, 2009.
Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. - М.: Высшая школа, 2012.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. –М.: Экономика, 2009.
Рузавин Г.И. Методология научного исследования. –М.: ЮНИТИ, 2009.
Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. –М.: Экономика, 2009.
Йолон П.Ф. Система теоретического знания // Логика научного исследования, -2011,
Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. - М.: Мысль, 2010.
Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. - М.: Высшая школа, 2012.
Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2010.
Кохановский В. П. "Философия и методология науки". - М.: Высшая школа, 2012.
Могилевский В.Д. Методология систем. –М.: Экономика, 2009.
2
1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. М., 2010.
2. Голованов В.Н. Законы в системе научного знания. - М.: Мысль, 2010.
3. Йолон П.Ф. Система теоретического знания // Логика научного исследования, -2011,
4. Кохановский В. П. "Философия и методология науки". - М.: Высшая школа, 2012.
5. Могилевский В.Д. Методология систем. –М.: Экономика, 2009.
6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. –М.: ЮНИТИ, 2009.
7. Сичивица О.М. Методы и формы научного познания. - М.: Высшая школа, 2012.
8. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. –М.: Экономика, 2009.
Вопрос-ответ:
Каковы основные виды научного исследования?
Основные виды научного исследования включают: фундаментальное исследование, прикладное исследование, экспериментальное исследование, наблюдательное исследование, теоретическое исследование.
Какие исследования были ведены в эпоху античности?
В эпоху античности были проведены исследования в различных областях знания, таких как философия, математика, астрономия, медицина и другие. Например, Аристотель провел исследования в области логики и биологии, Евклид разработал геометрические принципы, Птолемей разработал геоцентрическую теорию нашей Солнечной системы.
Какие исследования были проведены в средние века?
В средние века были проведены исследования в различных областях, включая философию, астрономию, медицину и теологию. Некоторые известные ученые того времени были Аль-Хорезми, который разработал алгебру, и Алишер Навои, который собрал и систематизировал знания своего времени.
Какие исследования были проведены в эпоху Возрождения и Новое время?
В эпоху Возрождения и Новое время были проведены исследования в различных областях, таких как физика, химия, биология и география. Известные ученые такого времени включают Коперника, Галилео Галилея, Исаака Ньютона и Чарльза Дарвина, которые сделали значительные открытия и теоретические разработки в своих областях.
Что необходимо для получения надежных истин в научном исследовании?
Для получения надежных истин в научном исследовании необходимо проводить производство наблюдений и опытов, извлекать общие заключения из них с помощью индукции и недопущать других отрицаний против заключений, не считая полученных из эксперимента или других надежных истин.
Какие виды научных исследований существуют?
Существуют различные виды научных исследований, такие как экспериментальные исследования, корреляционные исследования, наблюдательные исследования и др.
Какие были исследования в эпоху античности?
В эпоху античности были проведены исследования в различных областях, включая философию, астрономию, математику и медицину.
Какие исследования проводились в средние века?
В средние века проводились исследования в области теологии, астрономии, медицины, философии и других наук.
Какие были исследования в эпоху Возрождения и Новое время?
В эпоху Возрождения и Новое время были проведены исследования в области физики, химии, биологии, астрономии, философии и других наук.