Интонация русской спонтанной речи

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 35 35 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 13.02.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Стилистическое многообразие русского языка 5
1.1 Классификация стилей речи в русском языке 5
1.2 Характеристика спонтанной речи 12
1.3 Фонетические особенности спонтанной речи 17
Выводы по главе 1 20
Глава 2. Практическое исследование особенностей интонации как звукового средства языка в спонтанной речи 22
2.1 Влияние эмоций на интонацию спонтанной речи 22
2.2 Анализ интонации спонтанной речи на материале передачи «Пусть говорят!» с Андреем Малаховым 26
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 34

Фрагмент для ознакомления

Они чувствуют жалость к себе, проявляются характерные признаки беспокойства, нервозность в отношении к своим близким и родным, коллегам по работе. Социальная активность, поиск новых партнеров, появление чувства ненависти или жалости (в зависимости от ситуации) к своему бывшему мужу – все это отражает изменением отношения к себе как личности. Довольно часто родители не задумываются, какую психологическую травму развод приносит детям. Стрессовую ситуацию в процессе развода испытывают дети: это проявляется в эмоциональных переживаниях, отчужденности, замкнутости, тревожности, порой даже агрессивности к одному из родителей. Это связано с тем, что ребенок хочет жить с папой и мамой. Однако на практике получается, что родители постоянно делят детей или одного ребенка: возникают ситуации, когда после развода родителей детям приходится жить в новых семьях. Проблемы, которые подняты в этих передачах, вызывают личный интерес.В первой передачи «Судьба ребенка после развода: Алеся Разбейко» затрагивает самую актуальную тему сегодняшнего времени: развод родителей. Главные герои этой передачи: это Николай Николаевич, его бывшая жена Екатерина, их дочь Олеся, новый муж Екатерины и мамы бывших супругов. Вторая передача «Роман с двумя Еленами»; её главными героями стали: Елена Грачикова, у которой 5 лет назад муж похитил дочь; Роман Логинов – отец Дарьи; Елена Логинова – вторая жена Романа; Валерий – муж Елены; Дарья – дочь Елены и Романа. Кроме этих главных героев участниками передачи стали адвокат Всеволод Слобода, правозащитник Татьяна Фатеева, Георгий Тюрин - специалист по семейному праву, глава ассоциации «Отцы и дети».2.2 Анализ интонации спонтанной речи на материале передачи «Пусть говорят!» с Андреем МалаховымПри анализе русской спонтанной речи были использованы две передачи ток-шоу «Пусть говорят!» с Андреем Малаховым. Несмотря на то, что передачи были сняты в разное время, отражают проблемы разных семей, как по возрасту, так и по социальному статусу, в речевых ситуациях между ними много общего. В передаче «Пусть говорят!» наблюдается единство двух стилей: публицистического и разговорного. Наше наблюдение строилось на основе увиденного и услышанного в передаче.На интонационный рисунок в спонтанной речи влияет наиболее распространенная ошибка, которая часто повторяется в коммуникативном процессе, тавтология, немотивированный повтор одних и тех же слов в предложениях: «Ребенок / просит/: «Папа, / помоги!». Ребенок / просит меня. У ребенка/ был развит психоз/ после развода/ с мужем. Сейчас наблюдаем подобную картину: / у девочки ярко проявляется психоз. Вначале / он не был/ таким. Он был / абсолютно / нормальным / человеком. Он был / не таким» (Передача «Пусть говорят» от 24.04.2013.). Его мама / так сделала. Его мама / приехала. Сказала / простить его. Простить / его! (Передача «Пусть говорят» от 13.01.2014). –Участники диалога постоянно делают паузы, не соблюдая интонацию предложения, закрепленную в синтаксисе русского языка. Наблюдаются интонационные перепады – повышение голоса, понижение голоса, изменение силы звучания в речевом потоке часто повторяющихся слов. Часто слова неточно выражают основную мысль.Для спонтанной речи характерно большое количество речевых моделей с усеченной структурой: Школа / школа не помогает / и всякими способами старается оградить/ обмануть. Оградить от дочи/ моей дочи. (Елена Грачикова.«Пусть говорят» от 13.01.2014).Считаю / здесь / много вранья, лжи. Многое придумали сами/ И всех обманывала / Ванна/ Душ / Все как обычно / Все как в обычной семье. (Роман Логинов, «Пусть говорят» от 13.01.2014). – Эмоциональная окраска фраз носит негативный характер: обида и недоверие к школе отражается в проявлении обмана друг к другу. На усиление эмоционального воздействия влияют разговорные слова, что подчеркивает обычное жизненное явление в русской языковой среде, в диалоге – дочи, вранья. Многие предложения, как было сказано выше, обладают усеченной формой, то есть «нулевой формой» - это лингвистическое явление характеризуется пропуском слов, «проглатыванием» целых слогов, незаконченными по смыслу фразами. Сильное эмоциональное напряжение передается длительностью пауз и долготой произношения одной смысловой фразы. Для спонтанной речи характерны не только логические или фразовые ударения, но и психологические паузы, которые служат для выделения слов, несущих дополнительную нагрузку или для привлечения внимания к сообщаемому (пауза перед началом выступления). Чаще всего используются паузы колебания (хезитации): эти паузы в спонтанной речи заполняются междометиями и вводными словами, которые превращаются в слова-паразиты.«Гулящая. Из бара / естественно, / не выходит. Я / пасек. Теща / схватила / и / ну / давай/ пальцы ломать . Хочу/, конечно, / хочу, / чтобы отгородили нас от него (Екатерина)Живут/ в деревне: вдруг / богатый чувак (А. Малахов).(Передача «Пусть говорят» от 24.04.2013.Логинов, / он, /как сказать/ он избил / моего / нового /мужа. Когда Дарья / была /ну, / короче /была /маленькой. (Елена Грачикова, «Пусть говорят» от 13.01.2014). – Паузы-колебания связаны с поиском синтаксической конструкции высказывания и свидетельствуют о неподготовленности речи. Перенасыщенность речи паузами, колебания в коммуникативном процессе героев передачи характеризуются как недостаток речи:Особого внимания в спонтанной речи заслуживает логическое ударение, которое может падать на любое слово в такте, и связано с эмоциональным состоянием героев диалога. Одна и та же фраза в зависимости от постановки логического ударения может быть воспринята по-разному, то есть иметь собственную трактовку. Она/ об этом постоянно твердила! (она, а не кто-нибудь другой). По суду / Дарью определили со мной.(именно суд решил). По суду Дарью определили / со мной! (определил девочку жить с мамой).Успокойся! (все будет хорошо). Денег ни копейки не давала (не верьте, она вас обманывает). Он об этом не говорил девочке (не отпирайтесь, что вы это говорили).В русской спонтанной речи наблюдается стилистическое нарушение в конструкции предложений: это смещение синтаксической конструкции: в начале предложения речь идет об одном явлении, в конце – о другом, при этом наблюдается разноплановость высказывания, меняется, чаще всего искажается интонационный рисунок высказывания. На пасеке работали вдвоем с братом, а она прибежала и стала кричать. Я хотел с другой. Когда вы брали ее, понимали это? Пьяная всегда. (Передача «Пусть говорят» от 24.04.2013) Растратила себя всю. Познакомились, подружились, поженились. (Передача «Пусть говорят» от 24.04.2013.) Мне очень обидно, что она меня забыла. Пять лет ничего не делала. Пять лет меня не искала. Бросила меня. Она мне не мамам. Она тетя чужая! (Передача «Пусть говорят» от 13.01.2014).Интонация спонтанной речи, логичность и последовательность мысли зависит от экспрессивности и эмоциональности спонтанной речи: эмоции переполняют героев передачи «Пусть говорят!» - их речь становится более быстрой, нарушается порядок слов, порядок простых предложений в составе сложных. Многие предложения начинались с подчинительных союзов: потому что, чтобы - А там жалуется – дитя там никому не нужно. Давайте скажем: вы видный жених в деревне. Минут сорок было так, и произошел нервный срыв.Прихожу в магазин – а там сплетни уже. (Передача «Пусть говорят» от 24.04.2013.)Потому что забираешь Дарью, когда захочешь! А я потом иду забирать Дарью из сада. А я иду. Когда он вернулся в город. Когда он приехал в город. (Передача «Пусть говорят» от 13.01.2014).В каждой передаче наблюдается неоправданное многословие героев, которые не только говорят, но и перебивают друг друга, не слышат, о чем говорят другие. Многословие не характерно для публицистической речи, однако оно наблюдается в разговорной речь, когда каждый участник диалога не только пытается высказать свое мнение, но и хочет показать, что именно его высказывание правдивое, точное, весомое. Эти факторы мешают коммуникативному процессу, поэтому иногда сложно поймать основную идею высказывания. Иногда цитаты не относятся к теме и проблеме передачи. В синтаксическом плане необходимо отметить, что для спонтанной речи в разговорном стиле характерно обилие вопросительных предложений, особенно в речи ведущего программы: «Где же вы живете? Давайте посмотрим, как вы живете? Это было бандитское нападение? Как она не интересовалась?Как видно из примеров, благодаря интонации, жестам и мимике гамма смысловых оттенков и вариантов восприятия предикативной единицы становится несравненно более богатой. Этому способствует мелодика речи: повышение или понижение интонации зависит от эмоционального состояния героев передачи «Пусть говорят!». Например, Да, / я пришла на передачу, / чтобы добиться правды / (в речи Елены наблюдается, взволнованность, ожидание). Я забеременела, / радовалась. Так долго ждала / ребенка. Страшно / было! / Страшно вспоминать! - Вначале чувствуется радость, ожидание чуда; затем появляется чувство страха и снова ожидание. Речь становится более прерывистой. Мелодика и темп речи меняются. Паузы становятся длительными, наполненными психологическими переживаниями. Речь прерывается, героиня плачет. После этого фразы становятся более короткими, двусмысленными. Ведущий Андрей Малахов дополняет речевые фразы Елены (первой жены Андрея Логинова). К особенностям спонтанной речи нами было отнесено ускорения темпа речи в данной информационной программе. Это объясняется стремлением к экономии времени – время передачи ограничено; желанием ведущего не только выслушать мнение героев передачи, но и столкнуть противоположные мнения. Эти особенности способствуют видению актуальности обсуждаемой темы и необходимостью ведущего оперативно принять решение.Выводы по главе 2Таким образом, в современном русском языке довольно часто происходит нарушение норм и правил в спонтанной речи. Это объясняется тем, что каждый стиль соединяет функцию сообщения с функцией воздействия. Эмоциональность речи участников передачи приводит к стилистическим, фонетическим, лексическим ошибкам в средствах массовой информации: это приводит к изменению интонационного рисунка в диалогической или монологической устной речи. Сложность и многоаспектность русской спонтанной речи, еёполифункциональность определяют важную роль интонации в процессе речевой коммуникации. Членение речевого потока и интонационное оформление выражений, фраз, выделение важных с информационной точки зрения фрагментов высказывания, эмоционально-экспрессивная окраска речи, ее ритмическая организация — вот главные компоненты спонтанной неподготовленной речи.Участники передачи «Пусть говорят» и гости смело высказывают свою точку зрения, не думая о том, подходит ли лексический материал, как надо правильно сказать: эмоциональность и несдержанность в речи выступают на первый план.ЗаключениеВ основе курсовой работы лежит литературный язык и его стили. Вначале были коротко рассмотрены особенности всех стилей: научного, разговорного, публицистического, художественного и официально-делового.Каждый из функциональных стилей располагает набором характерных слов и выражений, который формируется постепенно, под влиянием языковой функции, установки. Из литературного языка отбираются те слова и выражения, которые наилучшим образом выражают идею, сущность данного стиля, наиболее эффективны в нем, определяют его языковую специфику. Они составляют ядро стиля, основная же масса слов в каждом стиле – это нейтральные, межстилевые слова.Более глубоко была рассмотрена спонтанная речь и фоностилистика русского языка. Специальной фонетической задачей, актуальной для нашего времени, является не только обращение к фонетическим свойствам нормативной речи, но и внимательный анализ тех отклонений от произносительной нормы, которые активно проникают в литературный язык. Закономерные изменения параметров ритмических единиц звучащей речи «на фоне» их нормативной реализации создают основу определенных функциональных стилей.Было определено, что каждый функциональный стиль обладает звуковыми особенностями. Однако определение этих особенностей затруднено. Эти сложности связаны с тем, что лингвистами и педагогами в образовательных учреждениях фоностилистике не уделяется должного внимания, и она до сих пор играет лишь вспомогательную роль в процессе стилистического анализа текстаречевого произведения. Чаще всего исследователи обращают вниманиедругим уровням языка – грамматическому, лексическому; их связь с семантикой создают возможность восприятию и пониманию нормы и стилистической окраски речевых ситуаций. Единицы же звучащей речи обладают лишь смыслоразличительной функцией и не несут смысловой нагрузки.Практическое исследование материала передачи «Пусть говорят» показало, что речь ведущего строится со всеми нормами и правилами лексики, грамматики, фонетики, однако частично встречаются ошибки в употреблении слов, не свойственных публицистическому стилю. В речи героев телепередачи наблюдается большое количество слов и выражений экспрессивной, эмоциональной направленности.В неподготовленной спонтанной речи были отмечены следующие особенности: предложения формулируются в зависимости от того, что и как надо сказать: поэтому речевые единицы употребляются порционно, в зависимости от того, что необходимо уточнить или пояснить. Спонтанной речи свойственны меньшая лексическая точность, нерегулируемость конца предложений, ограничение использования причастных и деепричастных оборотов, деление единого предложения на несколько коммуникативно самостоятельных предложений. Грамотность, использование слов разных частей речи с учетом семантики служит залогом сохранения чистоты языка, и ни в коем случае нельзя пренебрегать знаниями особенностей каждого стиля русского языка.Список использованной литературы1 Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности/ Р.И. Альбеткова. 5-е издание. – М.: Дрофа, 2005. 270с.2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова; около 7000 терминов: 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 2000. – 680с.3. Богданова Н.В. Живые фонетические процессы русской речи: учеб.-метод. пособие / Н.В. Богданова; филол. фак. СПбГУ.- СПб., 2001. 186 с. 4. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка: Учебное пособие / Л.В. Бондаренко. – М., 1977. – С.116-172.5. Бондаренко Л.В. Основы общей фонетики: Учебное пособие / Л.В. Бондаренко, Гордина М.В. – М., 2004. – С.125-137.6. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / И.Н. Борисова. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2001. 406 с. 7. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорный обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. – М., 2005. – 180с.8. Величкова Л.В. Интонационное выражение эмоционально окрашенной речи: Функционирование языковых единиц в спонтанной речи/ Сборник научных статей. – М., 2007. – 190с.9. Зиндер Л.Р. Общая фонетика и избранные статьи / Л.Р. Зиндер. – СПб., 2007. – С.304-320.10. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. - М., 2008. – 360с.11.Лекант П.А. Синтаксис. Школьный справочник по русскому языку, 2-е издание. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 200712. Разумовская М.М. и др. Русский язык: 9 класс/ Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. М. – Дрофа: 2008. -340с.13.Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие, 4-е издание. – М.: Дрофа, 2009ПриложениеПриложение 1Рисунок 1. Классификация стилей современного русского языкаКлассификация стилей русского языкаФункцио-нальный стильСтилеобразующий фактордоминирующая языковая функцияформа общест- венного сознанияосновная форма речитипичный видречипреобла- дающий способ общениятон речинаучныйинформативнаянаукаписьменнаямонологмассовый неконтактный и косвенно-контактныйнейтральныйофициально-деловойинформативнаяправовое сознаниеписьменнаямонологмассовый неконтактный и контактныйнейтральный, констатирующий, императивныйпублицис-тическийинформативная и функция воздействияидеология и политикаписьменная и устнаямонологмассовый, контактный и косвенно-контактныйобусловленный эстетической задачейразговорныйобмен мнениямиобыденное сознаниеустнаядиалог, полилогличный, контактныйобусловленный ситуативно

Список использованной литературы

1 Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности / Р.И. Альбеткова. 5-е издание. – М.: Дрофа, 2005. 270с.
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова; около 7000 терминов: 2-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 2000. – 680с.
3. Богданова Н.В. Живые фонетические процессы русской речи: учеб.-метод. пособие / Н.В. Богданова; филол. фак. СПбГУ.- СПб., 2001. 186 с.
4. Бондаренко Л.В. Звуковой строй современного русского языка: Учебное пособие / Л.В. Бондаренко. – М., 1977. – С.116-172.
5. Бондаренко Л.В. Основы общей фонетики: Учебное пособие / Л.В. Бондаренко, Гордина М.В. – М., 2004. – С.125-137.
6. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика / И.Н. Борисова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. 406 с.
7. Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Общие понятия стилистики. Разговорный обиходный стиль речи / А.Н. Васильева. – М., 2005. – 180с.
8. Величкова Л.В. Интонационное выражение эмоционально окрашенной речи: Функционирование языковых единиц в спонтанной речи/ Сборник научных статей. – М., 2007. – 190с.
9. Зиндер Л.Р. Общая фонетика и избранные статьи / Л.Р. Зиндер. – СПб., 2007. – С.304-320.
10. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. - М., 2008. – 360с.
11. Лекант П.А. Синтаксис. Школьный справочник по русскому языку, 2-е издание. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС», 2007
12. Разумовская М.М. и др. Русский язык: 9 класс/ Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. М. – Дрофа: 2008. -340с.
13. Солганик Г.Я. Стилистика русского языка: Учебное пособие, 4-е издание. – М.: Дрофа, 2009 

Вопрос-ответ:

Какие стили речи существуют в русском языке?

В русском языке существуют различные стили речи, такие как научный, официально-деловой, публицистический, разговорный и т.д.

Что такое спонтанная речь?

Спонтанная речь - это неофициальная, естественная речь, которая не подвергается предварительной подготовке.

Какие фонетические особенности есть у спонтанной речи?

Среди фонетических особенностей спонтанной речи можно выделить изменения в скорости произношения, интонации, ритме и просодической организации речи.

Какие эмоции влияют на интонацию спонтанной речи?

Эмоции, такие как радость, грусть, раздражение и др., могут влиять на интонацию спонтанной речи, придавая ей разные эмоциональные оттенки.

Каковы особенности интонации в передаче "Пусть говорят" с Андреем Малаховым?

Интонация в передаче "Пусть говорят" отличается выраженностью эмоций, динамичностью и разнообразием тональных моделей, которые помогают передать эмоциональную составляющую речи.

Какие стили речи существуют в русском языке?

В русском языке существуют различные стили речи, такие как официально-деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный и др. Каждый стиль имеет свои особенности и используется в соответствии с определенными контекстами и целями коммуникации.

Что такое спонтанная речь?

Спонтанная речь - это неподготовленная, естественная речь, которая возникает в процессе общения людей. Она отличается от письменной речи и представляет собой моментальную реакцию на ситуацию и контекст коммуникации.

Какие фонетические особенности отличают спонтанную речь?

Фонетические особенности спонтанной речи включают в себя быстроту и неравномерность речи, использование просодических характеристик, таких как интонация, ритм и тон, а также наличие филлеров, пауз и интерджекций.

Как эмоции влияют на интонацию спонтанной речи?

Эмоции играют важную роль в определении интонации спонтанной речи. В зависимости от эмоционального состояния человека, интонация может быть выразительной, энергичной, скорбной или радостной. Эмоции оказывают влияние на темп, высоту и акценты в речи.

Какие особенности интонации можно выделить на примере передачи "Пусть говорят" с Андреем Малаховым?

С помощью анализа интонации в передаче "Пусть говорят" можно выделить различные особенности. Например, наличие интонационного выделения при аффирмации или негации, использование интонационных восхищений и удивления при предъявлении новой информации, а также применение интонационных сдвигов при задании вопросов и обращении к собеседнику.

Какова классификация стилей речи в русском языке?

Классификация стилей речи в русском языке включает такие основные стили, как научный, публицистический, художественный, разговорный и официально-деловой стиль. Каждый из них имеет свои особенности в лексике, грамматике и интонации.