Отечественный опыт социального планирования. Основные подходы и результаты.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 19.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 7
1.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ 7
1.2 СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБЩЕСТВА 10
1.3 ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 13
2 ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 20
2.1 ЛЕНИНГРАДСКАЯ, КАЛУЖСКАЯ И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТИ 20
2.2 УЧАСТИЕ РЕГИОНОВ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ 24
3 ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ, КАК ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РОССИИ 27
3.1 ИЗ ЧЕГО СКЛАДЫВАЮТСЯ ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ? 27
3.2 ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ 29
ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Даже в наиболее методически четко отработанных документах этого вида Московской области имеет место применение разных показателей для характеристики состояния инфраструктуры той ли иной отрасли социальной сферы.
В-четвертых, в программах социально-экономического развития должны присутствовать не только инвестиционные проекты реального сектора экономики, но и инвестиционные проекты капитального ремонта и строительства объектов социальной сферы. Их реализация и должна обеспечить выполнение продекларированных задач и запланированных показателей. Социальных проектов практически нет и в программе развития Московской области. В ней они как бы предусматриваются в проектах жилой застройки территории.
Отсутствие социальных проектов можно объяснить рядом причин, в том числе тем, что нет детальных планов в стратегиях развития регионов по размещению производительных сил. Вторая причина - неполное отражение реальной картины состояния объектов социальной инфраструктуры и третья - отсутствие комплексных планов развития территорий муниципальных образований. Со второй проблемой можно справиться путем проведения единой и обязательной инвентаризации объектов социальной инфраструктуры. Сегодня должна быть создана единая база данных их фактического состояния в целом по социальной сфере каждого региона с ранжированием конкретных объектов по степени износа в каждой отрасли.
3 Доходы населения, как основные показатели уровня жизни в России
3.1 Из чего складываются доходы населения?
Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины (размера) дохода.
По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты руда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов и др. При бюджетных обследованиях семей, проводимых органами государственной статистики, в их денежном доходе не учитываются приросты вкладов в сберегательном банке в отличие от денежных доходов и расходов населения.
Натуральные доходы - все поступления продукции, произведенной домашними хозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме (шт., кг, м, кв. м, куб. м, час.), получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления (т.е. не имеющих товарной формы).
Совокупный доход является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание и т.п.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель "реальные располагаемые доходы". Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. Рассчитываются следующим образом:
РРД= (НД-НП) х Jпсд, (1)
Где НД - номинальные доходы (руб.);
НП - налоги, обязательные платежи (руб.);
J псд - индекс покупательной способности денег (показатель, обратный индексу цен).
Важнейшие источники денежных доходов - это оплата труда, прибыль, используемая на вознаграждение за предприимчивость и др., социальные трансферты. Основным источником доходов для большей части населения является заработная плата - это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Номинальная заработная плата (НЗП) представляет собой всю начисленную сумму оплаты труда вне зависимости от налогов и обязательных отчислений. Располагаемая заработная плата - это начисленная сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд (1% номинальной заработной платы).
3.2 Основные показатели, характеризующие уровень жизни
Реальная заработная плата (РЗП) - это номинальная заработная плата с учетом налогов и изменения цен, тарифов, т.е. то реальное количество материальных благ, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Повышение номинальной заработной платы на 15% при росте уровня розничных цен на 10% (при неизменных налогах) может привести к росту реальной заработной платы на 4,5% (115: 110 х 100= 104,5). Номинальная заработная плата может повыситься, а реальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чем номинальная заработная плата. Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по оценке, в феврале 2012г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 3,1%, в январе-феврале 2012г. - на 2,6%.
Таблица 2 - Основные показатели, характеризующие уровень жизни
Февраль 2013г. В % к Январь- февраль 2013г.
в % к январю-февралю 2012г. Справочно февралю 2012г. январю 2013г. февраль 2012г. в % к январь- февраль 2012г.
в % к январю-февралю 2010г. февралю 2011г. январю 2012г. Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей 20196 107,7 123,5 107,4 110,3 122,9 110,8 Реальные располагаемые денежные доходы 103,1 121,6 102,6 100,1 120,2 101,0 Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника: номинальная, рублей 24220 117,5 102,0 116,3 110,2 99,9 110,7 реальная 113,3 101,6 111,9 100,7 99,1 101,1
Реальная зарплата (РЗП) определяется следующим образом:
РЗП = (НЗП - Но) х Jпсд, (2)
Где НЗП - номинальная заработная плата (руб.);
Но - налоги, обязательные отчисления с заработной платы (руб.).
Используется понятие "фактически выплаченная заработная плата", реальное наполнение которой очень низко.
Размер заработной платы, регулярность ее выплат во многом определяет уровень жизни населения и особенно его части с низкими доходами. Своевременность выплат зарплаты в целом представляет один из важнейших факторов социально-политической обстановки в России.
С развитием товарно-денежных отношений в нашей стране дополнительным источником доходов работников, занятых в общественном производстве, является прибыль. За счет чистой прибыли осуществляются такие виды доходов, как доходы от инвестиций, инноваций, дивиденды, доходы монополий, некоторые социальные выплаты и льготы и др.
В условиях рыночной экономики появляется новый источник доходов - доход от предприимчивости, или предпринимательский доход - этот доход образуется за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предпринимателя после уплаты процентов за кредит, является переменной величиной и зависит от эффективности хозяйствования. Важным источником доходов населения являются общественные фонды потребления, которые представляют собой способ распределения через коллективные формы потребления. На долю этого источника приходится по различным оценкам от 1/5 до 1/3 общего дохода на душу населения. Здесь можно выделить две формы предоставления выплат, услуг, льгот из общественных фондов потребления - денежную и безденежную.
В денежной форме большие средства расходуются на пенсионное обеспечение (по возрасту, инвалидности, стажу, случаю потери кормильца), стипендии, выплаты (пособия) на детей, по безработице и т.п., называемые социальными трансфертами.
Социальные трансферты - выплаты гражданам (из госбюджета и (или) специальных фондов), не связанные непосредственно с результатами труда, предпринимательской деятельностью или доходами от собственности (пенсии, пособия, стипендии и т.д.). Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации.
При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.
Совокупная величина личного (семейного) дохода помимо денежных доходов складывается из доходов в натуральной форме за счет личного подсобного и домашнего хозяйств и безденежных форм дохода, которые обеспечивают социальные нужды населения в образовании, медицинском обслуживании и т.п. Личное подсобное хозяйство играет важную роль в формировании личных и семейных доходов. В сложные социально-экономические периоды развития общества личное подсобное хозяйство становится для некоторых групп населения основным источником доходов. Следует различать товарную (т.е. продажа излишков на рынке) и нетоварную формы этих доходов (предназначенную для личного потребления).
Характер распределения отдельных видов доходов различен. Так, доходы от трудовой деятельности в отраслях экономики распределяются по количеству, качеству и результатам труда, а в рыночной экономике - и по собственности (особенно это характерно для акционерных обществ, коммерческих структур, частных предприятий). Социальные трансферты распределяются по принципу социальной справедливости. Доход отличного и домашнего хозяйства, индивидуальной деятельности присваивается лично исполнителем. По циклам жизнедеятельности человека доходы подразделяются на доходы, получаемые:
1) до участия в труде (трудоспособного возраста);
2) от участия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
3) временно неработающими (безработные, беженцы, переселенцы, т.д.);
4) после завершения трудовой деятельности (пенсионеры).
Такая классификация позволяет проследить, насколько человек как член общества обеспечен доходами и социально защищен на всех стадиях его жизни. Это реализуется через социальную, экономическую, трудовую политику любого государства.
С юридической точки зрения, доходы делятся на законные (легальные) и незаконные (нелегальные). Незаконные доходы - это доходы, получаемые в рамках теневой ("черной", "серой", "подпольной"), неформальной экономики. Теневые доходы значительны в свою очередь подразделяются на доходы общекриминального происхождения (коррупция, рэкет, торговля оружием, наркотиками, контрабанда и т.п.) и доходы, имеющие экономическую природу, но не учтенные налоговой службой (подпольные мастерские, нелегальное производство алкогольной и другой продукции, торговля без лицензии и т.д.). Но имеются и другие виды неучтенных доходов, связанные со скрытой экономикой и скрытой заработной платой ("челночный" импорт, недоучет в торговле, услуги частных врачей, юристов, "шабашники" - строители и т.д.).
Выводы по работе
Социальное планирование в экономической литературе рядом авторов как понятие характеризуется основным элементом управления развитием социально-экономической системы (хозяйствующего субъекта, отрасли, комплекса и в целом народного хозяйства), функциональная предназначенность которого состоит в разработке и реализации планов, определяющих будущее состояние системы, процессов посредством предпринимаемых мер, способов и средств достижения планово-расчетных экономических и иных результатов, эффективности производства продукции, оказания услуг.
Представление понятия «планирование» как части управленческих воздействий на развитие социально-экономической системы, достижения ею поставленной цели в текущем и перспективном периодах времени соответствует такому логико-вербальному содержанию понятия «планирование», функциональная предназначенность которого заключается в том, чтобы обеспечить достижение того желаемого результативного состояния социально-экономической системы в средне-, долгосрочном периодах времени, которое соответствует ресурсному потенциалу, используемому в процессе производства продукции, оказания услуг.
В то же время общая характеристика понятия «планирование» как процесса разработки и осуществления планов, определяющих будущее состояние социально-экономической системы, нуждается в дополнении и конкретизации как функциональной предназначенности, так и целевой ориентации на достижение высоких экономических, финансовых результатов, эффективности использования материально-технических, трудовых, финансовых, природных и информационных ресурсов.
Функциональная предназначенность планирования как одной из основных функций управления текущей деятельностью и средне-, долгосрочным развитием социально-экономической системы состоит в том, чтобы на высоком объективном уровне, обеспечиваемом применением прогностических оценок развития системы, выполнением в рамках формируемого плана комплекса мер экономической, финансовой, социальной, инновационной, маркетинговой и иной направленности, на основе сбалансированности ресурсов достигать экономических и финансовых результатов и минимальных затрат при незначительных отклонениях фактических величин от плановых за конкретно установленный период времени (например, год).
Вместе с этим функциональная предназначенность планирования развития социально-экономической системы состоит и в том, чтобы планово-расчетные обоснования производства продукции в текущем и перспективном периодах времени отвечали бы принципам балансового соответствия плановых экономических и финансовых результатов имеющимся и возрастающим в плановом периоде материально-техническим и трудовым ресурсам, учета внутренних действующих экономических, социальных, инновационных, финансовых и маркетинговых тенденций развития социально-экономической системы, влияния факторов нестабильной внешней среды, координированности разноуровневого планирования.
Целевая ориентация планирования развития социально-экономической системы, отраслевых (структурных) составляющих промышленного комплекса, исходя из принципа системности перспективного развития должна заключаться в установлении потенциальной возможности достижения наибольших экономических, финансовых, социальных результатов и минимальных затрат в средне-, долгосрочном периодах времени, соответствующих критерию эффективности промышленного комплекса, на основе сбалансированного ресурсо-обеспечения, повышения технического, технологического, инновационного уровней производства, качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ, роста конкурентоспособности продукции, хозяйствующих субъектов и отраслей промышленности.
Формирование целевой ориентации социально-экономической системы (предприятия, отрасли и в целом промышленного комплекса) по своей логико-вербальной содержательности отличается от основной цели системы (обеспечивать взаимодействием элементов достижение поставленной цели – оптимального экономического, финансового и социального результата в сложившихся организационно-экономических, финансово-инвестиционных и научно-инновационных условиях) тем, что целевая ориентация социально-экономической системы представляет собой ее состояние направленности и поддерживаемой субъектом на ресурсообеспеченной основе постоянной готовности, в соответствии с этапами составленного и реализуемого плана, к достижению поставленной цели.
Список литературных источников
1. Никандрова, Н. П. Управление социальным развитием организации: учебное пособие для студентов специальности "Управление персоналом" / Н. П. Никандрова; Сибирский гос. ун-т путей сообщ. - Новосибирск: Изд-во Сибирского гос. ун-та путей сообщ., 2009. - 187 с.
2. Захаров, Н. Л. Управление социальным развитием организации: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Управление персоналом / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. - Москва: ИНФРА-М, 2009. – 261 с.
3. Суханова, К. Л. Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук : специальность 22.00.04 <Социальная структура, социальные институты ипроцессы> / Суханова Ксения Леонидовна ; [Моск.гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. - Москва, 2010. -26 с.
4. Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rostrud.info/ , свободный. – Загл. с экрана.
5. Фонд социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fss.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
6. Государственная инспекция труда в г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://git78.rostrud.ru/, свободный – Загл. с экрана.
7. Человек и труд [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.chelt.ru/, свободный – Загл. с экрана.
4
2. Захаров, Н. Л. Управление социальным развитием организации: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Управление персоналом / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов. - Москва: ИНФРА-М, 2009. – 261 с.
3. Суханова, К. Л. Социальная ответственность бизнеса в условиях модернизации российского общества : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук : специальность 22.00.04 <Социальная структура, социальные институты ипроцессы> / Суханова Ксения Леонидовна ; [Моск.гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. - Москва, 2010. -26 с.
4. Федеральная служба по труду и занятости [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rostrud.info/ , свободный. – Загл. с экрана.
5. Фонд социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fss.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
6. Государственная инспекция труда в г. Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://git78.rostrud.ru/, свободный – Загл. с экрана.
7. Человек и труд [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.chelt.ru/, свободный – Загл. с экрана.
Вопрос-ответ:
Что такое социальное планирование?
Социальное планирование - это процесс разработки стратегий и программ для решения социальных проблем и обеспечения благополучия общества. Оно включает анализ текущей ситуации, определение целей и задач, разработку механизмов реализации и контроля.
Каковы основные черты отечественного опыта социального планирования?
Основные черты отечественного опыта социального планирования включают централизацию, государственное управление, учет интересов различных социальных групп, участие регионов в разработке и реализации программ и стратегий.
Какие регионы России принимали участие в стратегическом планировании развития региональной социальной инфраструктуры?
В исследовании были рассмотрены Ленинградская, Калужская и Московская области, которые активно участвовали в стратегическом планировании развития региональной социальной инфраструктуры.
Какие результаты были достигнуты в ходе социального планирования?
В ходе социального планирования были достигнуты различные результаты, такие как повышение уровня жизни населения, улучшение доступа к социальным услугам, развитие социальной инфраструктуры, снижение социальной напряженности и т.д. Конкретные результаты зависят от поставленных целей и задач в каждом конкретном случае.
Какие регионы принимают участие в федеральных целевых программах?
Многие регионы России принимают участие в федеральных целевых программах, направленных на развитие различных сфер, включая социальную инфраструктуру. Примерами таких регионов могут служить Московская, Санкт-Петербургская, Рязанская, Нижегородская области и др.
Что такое социальное планирование?
Социальное планирование - это процесс определения и выполнения мер для решения социальных проблем и улучшения жизни в обществе. Это область деятельности, которая направлена на разработку стратегий и программ, которые помогут достичь определенных социальных целей.
Каков исторический опыт социального планирования в России?
Исторический опыт социального планирования в России начался в Советском Союзе в 1920-е годы. В то время были разработаны планы для развития промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы. Эти планы включали в себя целевые показатели по улучшению жизненного уровня населения и строительство социальной инфраструктуры.
Как социальное планирование помогает решить социальные проблемы общества?
Социальное планирование помогает решить социальные проблемы общества, поскольку оно позволяет разработать стратегии и программы для улучшения жизни людей. Это включает в себя разработку мер по борьбе с бедностью, безработицей, доступом к образованию и здравоохранению, а также создание социальной инфраструктуры, которая обеспечивает услуги и поддержку для различных социальных групп.
Какие черты характеризуют социальное планирование?
Социальное планирование характеризуется несколькими чертами. Во-первых, это процесс, который включает сбор и анализ данных о социальных проблемах и потребностях населения. Во-вторых, это учет интересов и мнений различных социальных групп при разработке планов и программ. В-третьих, это многолетнее планирование, основанное на долгосрочных стратегиях развития общества.
Какие регионы России имеют опыт стратегического планирования развития социальной инфраструктуры?
Опыт стратегического планирования развития социальной инфраструктуры есть в регионах Ленинградской, Калужской и Московской областях. В этих регионах проводятся программы, направленные на совершенствование социальной инфраструктуры, решение проблем доступности услуг здравоохранения, образования и социальной поддержки населения.
Какой исторический опыт есть по социальному планированию в России?
Отечественный опыт социального планирования начался еще в СССР. Период с 1920-х по 1980-е годы можно считать золотым веком социального планирования в стране. В этот период создавались и функционировали многоуровневые системы планирования, основанные на принципе централизации и государственного руководства. Следует отметить, что социальное планирование в СССР было тесно связано с политикой и экономикой государства.
Что представляет собой развитие региональной социальной инфраструктуры в Ленинградской, Калужской и Московской областях?
Исследование сложившейся практики стратегического планирования развития региональной социальной инфраструктуры показало, что в Ленинградской, Калужской и Московской областях достигнуты положительные результаты. В этих регионах были разработаны и реализованы программы развития социальной инфраструктуры, которые включали в себя строительство и модернизацию объектов здравоохранения, образования, культуры, спорта и других сфер, способствующих улучшению качества жизни населения. Участие регионов в федеральных целевых программах также способствовало развитию социальной инфраструктуры в данных регионах.