Средневековая европейская логика.
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 22.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Средневековая европейская логика 4
Заключение 22
Список литературы 24
Следует отметить, что тема софизмов, или ложных умозаключений, которым еще Аристотель посвятил отдельное произведение и которая с античных времен была необходимой составляющей всех учебных работ по логике, в наше время мало интересует отечественных логиков. Несмотря на это тема софизмов является не только одной из самых интересных разделов логики, где непосредственно применяются навыки логического анализа, но и всегда актуальна.В повседневной жизни, политических дискуссиях, научной деятельности, юридической практике, передачах СМИ - везде можно наблюдать многочисленные примеры заблуждений, некорректных умозаключений, ложных доказательств, в том числе и такого типа, которые блестяще проанализировали авторы «Логики Пор-Рояля».В "Логике Пор- Рояля "содержатся рассуждения о генезисе идей, абстракции, очевидности суждений, соотношении интеллектуальной интуиции и чувственного представления, методах анализа и синтеза соотношении знания и веры и многое другое. Самобытность этой книги объясняется сочетанием компонентов исторически отличных логических систем на основе синтеза формального, содержательного и психологического подходов к мышлению.В русле "Логики Пор- Рояля" формировались и взгляды выдающегося английского философа Дж. Локка (1632-1704) относительно логики. Он считал, что правильное рассуждение основывается не на предикаментах и предикабилиях (роды сказуемого у Аристотеля), а на чем-то другом и не в том, чтобы высказываться в соответствии с модусами и фигурами. Локк отрицал, что логические понятия содержат реальные и существенные знания. Он связывал истинное знание с содержанием понятий и поэтому видел в занятиях логикой неправильное использование разума [18].Диаметрально противоположной относительно логики была позиция выдающегося немецкого философа и математика, основателя математической логики Готфрида Лейбница (1646-1716). Ему принадлежат несколько фундаментальных трудов по логике: "О комбинаторном искусстве", "Элементы универсальной характеристики", "Размышления о познании, истине и понятии" и др. Он определял логику как учение о соображениях, в которых заключение действует благодаря форме умозаключения. Лейбниц придавал логике большое значение как руководству для всех других наук, поскольку именно логика производит универсальный метод доказательства и получения всех выводов, необходимо вытекающих из посылок. Он упорно работал в направлении создания такого метода на стыке логики и математики. Наиболее совершенной формой познания он считал дедукцию. Подобно Декарту он как рационалист преувеличивал роль дедукции в познании, а индукцию расценивал как неспособную дать необходимые (следовательно истинные) выводы. Критерием истины, по мнению Лейбница, является непротиворечивость, ясность и отчетливость суждения, его соответствие идеям, которые человеческий дух создает силой своего мышления.Рис. 4 - Основные принципы логики Декарта [14-15]Лейбниц считал формально - логические законы тождества, противоречия и исключение третьего незыблемыми и обязательными для правильного мышления. Первостепенное значение он придавал закону тождества.Закон противоречия и исключения третьего он объединял и формулировал так: "Каждое выражение является или истинным или ложным". Это означало, что истинность и ложность несовместимы в одном высказывании и между истиной и ложью нет ничего среднего. Лейбниц сформулировал закон достаточного основания и предоставил ему статус четвертого основного закона формальной логики. В этом законе философ видел критерий проверки истин факта, то есть истин эмпирического познания.Г.Лебниц разработал систему логических модальностей [13]:возможно = не противоречащее;необходимо = то, отрицание чего является противоречием;случайное = то, отрицание чего не является противоречием;невозможно = противоречащееТаким образом, Лейбниц близко подошел к проблемам модальной логики.Величайшим вкладом Лейбница в логику считается его разработка математической логики. Он является создателем логики классов, нового направления в логической науке - вычисление выражений. Также ему принадлежит открытие способов формализации и арифметизации операций логики, которые образуют основы современной математической логики. Он ввел в научный оборот понятие "модель".Известный основатель кибернетики Н.Винер отмечал, что если бы ему пришло в голову выбрать святого - покровителя кибернетики, то он выбрал бы Лейбница, творчество которого сконцентрировано вокруг двух главных идей: универсальной символики и логического исчисления. Именно из этих идей возникли современная символическая логика и современный математический анализ. По мнению Винера, в исчислении умозаключений Лейбница и содержится в свернутом виде машина, умеющая думать.Существенный вклад в развитие логики сделал шотландский математик и логик Огастес де Морган (1806-1871). Он предложил видеть в связке любой тип отношений. Вместо аристотелевской формулы Х является (не является) Y он начал использовать формулу другого типа: X. .. LY , где Х - предмет мышления, L выражает характер отношения Х к Y.Такий подход был первым выражением структуры логики высказываний aRb. Где Морган сформулировал основные принципы логики высказываний и логики классов. Ему отдают первенство в открытии логических законов, которые получили его имя [16]: 1) отрицание дизъюнкции равно дизъюнкции возражений;2) отрицание дизъюнкции равнозначно конъюнкции возражений. Ему принадлежит разработка алгебры отношений.ЗаключениеОтносительно логики средневековья (как и всей тогдашней культуры) существуют противоположные точки зрения. Одни ученые рассматривают эту эпоху как время упадка культуры, другие, отмечая проявления прогресса, — как необходимый этап развития человечества.Средневековая логика, как и философия в целом, была поставлена на службу религии. Главное ее задание заключалось в обосновании догматов религии, доведении существования Бога, объяснении вопросов сотворения мира и бессмертия человеческой души и тому подобное. С этой целью обращались к аристотелевскому учению. Господствующим направлением логики средневековья была «схоластическая логика», которая, популяризуючи логику Аристотеля, в то же время обусловила негативное отношение к ней. «Превратив логику Аристотеля в мертвую, бесплодную науку, средневековые схоласты поддали ее учение утонченной обработке.».Петр Испанский сыграл большую роль в разработке логики Аристотеля и стоиков. Его труд «Суммули» (какая переиздавалась почти 50 раз) был основным пидручником1 Западной Европы в эпоху средневековья.С целью лучшего запоминания логических знаний ученые средневековья нередко удавались к мнемоническим (грец. тпетопикоп — искусство запоминания) средствам: искусственно созданных схем, условных знаков, символов и тому подобное.Михаил Псьол, логику которого называли «искусством искусств» и «наукой наук», в своем «Синопсисе» вводит для разных видов суждений символические обозначения (А, И, Е, О) а для разных модусов силлогизма — специальные слова, гласные которых помечали количество и качество суждений, которые входили в состав соответствующей разновидности силлогизма.Раймонд Луллий построил «логическую машину», с помощью которой получал разные сочетания понятий. Эта идея была воспринята его современниками с недоверием. Однако уже в XVII ст. идея Р. Луллия о машинизации умозаключений, мыслимых процессов имела большое влияние на основателя математической логики немецкого философа Готфрида-Вильгельма Лейбница.Список литературыБерков В.Ф., Яскевич Я.-С., Павлюкевич В.И. Логика–. Минск, 1998.Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М.: Космополис, 1994. - 272 с.Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: Учебник.- М.: Интерпракс, 1994.- 360 с.Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Т. Логика: Учебник для вузов. - М.:ВЛАДОС, 1998. – 528с.Гетманова А.Д. Логика.– М.,1994.Горский Д.П. Краткий словарь по логике.– М.,1991.Иванов Е.И. Логика.– М., 2000.Логика: логические основы общения. Хрестоматия /сост. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Дубинин И.И. - М.: Наука, 1994.-333 с.Курбатов В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 384 с.Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М.: Наука, 1994. - 283 с.Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии: Учебное пособие. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 240с.Аристотель. Никомахова этика //Сочинения в 4 т. - М., 1983. - Т.4.Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения. - М.: Наука, 1997. - 330с.Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. - М.: СОЦЕКГИЗ, 1960. - 315с.Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). - М.: Политиздат, 1975.- 399 с.Бойко А. П. Краткий курс логики.- М.: Аз, 1995.-126 с.Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Т. Логика как часть теории познания и научной методологии: Фундаментальный курс: Учебное пособие в 2-х книгах. - М.: Наука, 1994.Гетманова А. Д. Логика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - М.: Новая школа, 1995. - 416 с.
1. Берков В.Ф., Яскевич Я.-С., Павлюкевич В.И. Логика–. Минск, 1998.
2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. - М.: Космополис, 1994. - 272 с.
3. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев: Учебник.- М.: Интерпракс, 1994.- 360 с.
4. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Т. Логика: Учебник для вузов. - М.:ВЛАДОС, 1998. – 528с.
5. Гетманова А.Д. Логика.– М.,1994.
6. Горский Д.П. Краткий словарь по логике.– М.,1991.
7. Иванов Е.И. Логика.– М., 2000.
8. Логика: логические основы общения. Хрестоматия /сост. Берков В.Ф., Яскевич Я.С., Дубинин И.И. - М.: Наука, 1994.-333 с.
9. Курбатов В.И. Логика. Учебное пособие для студентов вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 384 с.
10. Ивлев Ю.В. Логика: Учебник. - М.: Наука, 1994. - 283 с.
11. Никифоров А.Л. Общедоступная и увлекательная книга по логике, содержащая объемное и систематическое изложение этой науки профессором философии: Учебное пособие. - М.: Дом интеллектуальной книги, 1998. - 240с.
12. Аристотель. Никомахова этика //Сочинения в 4 т. - М., 1983. - Т.4.
13. Арно А., Николь П. Логика или искусство мыслить, где помимо обычных правил содержатся некоторые новые соображения, полезные для развития способности суждения. - М.: Наука, 1997. - 330с.
14. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. - М.: СОЦЕКГИЗ, 1960. - 315с.
15. Библер В.С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). - М.: Политиздат, 1975.- 399 с.
16. Бойко А. П. Краткий курс логики.- М.: Аз, 1995.-126 с.
17. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Т. Логика как часть теории познания и научной методологии: Фундаментальный курс: Учебное пособие в 2-х книгах. - М.: Наука, 1994.
18. Гетманова А. Д. Логика: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. - М.: Новая школа, 1995. - 416 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет средневековая европейская логика?
Средневековая европейская логика отличается от античной логики тем, что она сильно зависит от христианской теологии и религиозных представлений того времени. Она также активно использовала техники рассуждений на основе авторитетов и аналогий, а не только строгих формальных правил.
Какая роль играла тема софизмов в средневековой европейской логике?
Тема софизмов, или ложных умозаключений, была важной составляющей средневековой европейской логики. Понимание и изучение софизмов позволяло логикам развивать свои навыки анализа рассуждений и выявления ошибок в логических умозаключениях.
Какие методы рассуждений использовались в средневековой европейской логике?
В средневековой европейской логике активно использовались методы рассуждений на основе авторитетов, аналогий и аргументов от противного. Эти методы помогали логикам формировать и анализировать логические умозаключения.
Каким образом средневековая европейская логика была связана с христианской теологией?
Средневековая европейская логика была тесно связана с христианской теологией. Логики использовали логические методы для анализа и развития религиозных доктрин и учений, а также для защиты веры и опровержения еретических учений.
Почему тема софизмов мало интересует отечественных логиков?
Тема софизмов мало интересует отечественных логиков в наше время, потому что она считается немодной и малоприменимой. Современная логика сосредоточена на формальных методах и математических моделях, а не на анализе ложных умозаключений.
Что такое софизмы?
Софизмы - это ложные умозаключения или аргументы, которые могут показаться логичными, но на самом деле являются обманчивыми и неверными. Они были исследованы Аристотелем и являются одним из разделов логики.
Почему тема софизмов не интересует отечественных логиков?
В наше время тема софизмов не вызывает большого интереса у отечественных логиков, так как она считается менее актуальной и не является основой для современного исследования. Есть более современные и перспективные направления в логике, на которые акцентируется внимание.
Зачем изучать софизмы в логике?
Изучение софизмов в логике позволяет развивать навыки критического мышления, позволяет разобраться в неверных аргументах и ложных выводах. Это помогает стать более логичным и аналитическим мыслителем, а также избегать обмана и принятия неверных умозаключений в повседневной жизни.