Собственность как основа социально-экономических отношений и этапы ее трансформации в современной России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 27.02.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Собственность как основа социально-экономических отношений 5
1.1 Содержание и структура отношений собственности, их роль в экономической жизни общества 5
1.2 Собственность в социально-экономических отношениях 11
Глава 2 Особенности трансформации собственности в современной России 16
2.1 Этапы трансформации собственности в России 16
2.1 Современное состояние управления собственностью на примере зарубежных стран 18
Заключение 29
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Поэтому для немецком модели характерны системы взаимосвязанных холдингов. Так, более половины акций большинства немецких компаний принадлежат другим корпорациям, банкам и страховым компаниям.Для управления государственным имуществом в Германии сформировано Ведомство по управлению государственной собственностью, которое имеет в Берлине свою центральную резиденцию и 15 филиалов в крупнейших окружных городах [3, с. 57]. Каждое предприятие подчинено или конкретному филиалу, или центральному органу.Интересно, рассмотреть управление собственностью на примере развивающихся в этом направлении стран, которые только формируют свои структуры управления собственностью на различных уровнях, используя мировой опыт.В Республике Беларусь одним из первостепенных направлений экономического развития называют эффективное управление государственным имуществом [7, с. 62]. С 2001 года в стране разрабатывается Концепция управления госимуществом, в соответствии с которой деятельность государства в последние годы направлена на повышение эффективности использования государственного имущества и оптимизацию структуры собственности республики.Основным направлением повышения эффективности управления собственностью стало вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или неэффективно используемых объектов недвижимости посредством использования как традиционных инструментов: продажи и сдачи в аренду, так и достаточно новых для республики - передача в распоряжение (либо хозяйственное ведение) другим юридическим лицам. Так, в собственности республики находится объекты недвижимости общей площадью 55,9 млн.кв.м., из которых 3,9 млн.кв.м. по состоянию на 1.01.2000 г не использовалось. А к июлю 2004 года объем неиспользуемых площадей сократился до 1,9 млн.кв.м. Информация о площадях, подлежащих перепрофилированию, ежеквартально размещается в СМИ и Интернете на сайте Министерства экономики республики.Все государственные активы подвергаются тщательному анализу эффективности, который производится на основе специально разработанной Инструкции определения критериев отнесения зданий, сооружений и нежилых помещений к категории неэффективно используемых.В республике пришли к выводу, что часть имущества, принадлежащего государственному сектору слишком велика, что отражается на эффективности его использования, в результате чего было принято решение об оптимизации количества государственных предприятий на основе применения системного подхода. Решено оставить в госсобственности только те активы, управление которыми не может быть осуществлено организациями других правовых форм. Реформирование таких объектов осуществляется в соответствии с разработанным в 2004-2005гг. перечнем республиканских унитарных предприятий, сформированным по предложениям отраслевых министерств и концернов, а также с учетом мнения работников предприятий.Что касается аренды, то за счет установления единого порядка определения размера арендной платы и установления базовых ставок, процедура заключения договора стала более простой. А для объектов, неэффективно используемых в течение последних 2 лет, арендная плата устанавливается в размере от 2 до 10% базовой ставки, что позволило увеличить поступления в бюджет с 52 млрд. в 2001 г. до 99,6 - в 2003 г.Государство в Белоруссии остается крупным держателем акций: оно владеет пакетами в 601 акционерном обществе, в 320 из которых пакет государства свыше 75%. Управление в них осуществляется посредством представительства государства в советах директоров данных компаний. Для защиты интересов государства и трудовых коллективов в некоторых компаниях было введено особое правило «золотой акции» государства на участии в управлении. Решения государственных органов в таких компаниях обязательны для выполнения.Также в республике нарабатывается практика передачи государственных акций в доверительное управление: например, акции ОАО «Криница» были переданы в доверительное управление «Приорбанку», которая в рамках договора обеспечила финансирование реструктуризации завода. Однако данный инструмент еще не получил широкого распространения в стране [7, с. 66].В Белоруссии также производится продажа государственных акций «на льготных условиях», подразумевающих распространение их среди работников или лиц, к ним приравненных, по цене на 20% ниже номинальной стоимости. Также в стране проводят аукционы и торги по продаже акций.Все решения в этой области поддерживаются в республике законодательно. Так, в 2000-2004 годах был принят ряд правовых актов в сфере управления собственностью: нормы, направленные на упорядочивание арендных отношений; положения о порядке формирования уставного фонда формируемых акционерных обществ (2000г.), положение об оценке госимущества (2001г.); положение об особом праве государства («золотой акции») на участие в управлении хозяйственными обществами (2004г.); указ президента о порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов (2004); постановление о комплексе мер по предупреждению экономической несостоятельности и банкротстве (2004); постановление об утверждении инструкции по оценке рыночной стоимости предприятий (2004) и другие.Схожим в этой области является и развитие Казахстана. На сегодняшний день в государственной собственности находятся 4660 государственных предприятий и 461 с участием государства в уставном капитале, около 40% которых пока используются неэффективно [8, с. 48]. Политика правительства в этой области, также как и в Белоруссии, направлена на оптимизацию состава госсобственности, путем преобразования ее части в акционерные общества или товарищества с ограниченной ответственностью и передачи части государственных акций в уставные капиталы государственных холдингов и корпораций. Так, в 2013 году по результатам исследования видов деятельности госпредприятий и организаций с участием государства в уставном капитале были утверждены перечни из 289 объектов коммунальной собственности, подлежащих передаче в конкурентную среду[14, с. 75].За последние годы многие стратегические объекты оказались и продолжают оказываться в частной собственности. А в стране появляется все больше новых структур: корпорации, национальные холдинги. Однако на законодательном уровне также определяются процедуры и порядок реквизиции и принудительного выкупа для государственных нужд[5, с. 37].Что касается нашей страны, она также развивается в этом направлении. Однако путь этого развития еще недостаточно сформирован. Практический опыт последних лет по переносу в российскую практику системы, хорошо работающей в той или иной стране, показывает, что в силу особенностей и традиций такие системы или не приживаются или не дают ожидаемого результата.Для решения проблемы управления активами в Российской Федерации необходимо с учетом зарубежного опыта разработать методологию управления собственностью, включающую различные приемы и методы, учитывающие многообразие и особенности видов и типов этой собственности, а также ее исторического развития в нашей стране. Как известно, развитие собственности в любой стране тесно связано, а точнее напрямую зависит от исторического пути [10, с. 88]. Таким образом, весь процесс эволюции собственности в нашей стране был сложным и тяжелым, поэтому в рамках столь обширной темы можно лишь поставить основные проблемы и определить пути их решения. Реальный опыт показывает, что Россия не раз оказывалась на грани катастроф, слепо подражая Западу, насильственно насаждая их порядки и модели отношений собственности. Примером тому служит поспешно проведенная в стране приватизация, которая формально передала множество госпредприятий в руки работников, однако со временем произошло разорение многих как хозяйственных субъектов, так и самих работников и только часть таких предприятий успешно функционирует. Причем произошла консолидация пакетов акций таких компаний в руках немногочисленных частных собственников. Таким образом, проведенные реформы принесли в основном большое количество убытков государству и основной части населения.Статистика числа госпредприятий по России ярко показывает, что: из 8100 акционерных обществ 23% предприятий принадлежат государству полностью. В данных условиях на передний план и выходит ключевая проблема управления собственностью в РФ - низкая эффективность и слабая отдача обширной совокупности имущественных объектов [11, с. 12]. Для решения этой проблемы в экономической литературе декларируется положение о переходе госсобственности в частные руки, однако печальный опыт реализации такого плана уже есть, поэтому необходимо учитывать:во-первых, что в стране еще достаточно силен «коллективный дух»;во-вторых, государство всегда было «локомотивом» модернизации, а путь снизу требовал (и требует) гораздо больше времени и ресурсов.ЗаключениеОбобщая опыт стран, проводящих реформы, необходимо разработать научно-методические основы управления, в соответствии с которыми должно осуществляться плавное воздействие как на отдельные элементы системы собственности, так и на всю систему в целом. Такие основы управления собственностью должны включать:1.Выработку национальной политики в сфере управления имуществом и ее законодательное закрепление. В рамках такой политики должна разрабатываться система взаимосвязанных планов обеспечения эффективности управления по различным направлениям и объектам.2.Осознание стоимости владения и пользования недвижимым имуществом. В рамках данного раздела необходимо применять различные методы оценки эффективности имущества (опыт р. Беларусь).3.Информационная система в сфере управления имуществом, должна содержать точные и надежные сведения, быть легкодоступными и постоянно обновляться. Примером наиболее информационно открытой системой собственности является Америка, законодательство которой дало предпосылки для регистрации всех объектов собственности в базах данных страны и регулярной публикации всей отчетной информации хозяйственных субъектов.4.Внедрение системы ясной бухгалтерской и финансовой отчетности. Данное требование проистекает из российской действительности, зачастую на предприятиях страны формируется несколько экземпляров отчетности. Необходимо формирование системы правовых механизмов по введению современных стандартов финансовой отчетности и ведению бухгалтерского учета на основе мировых стандартов (пример стран англо-американской модели).Правильный баланс между ролью лидерства и собственника. Необходимо отделить собственность на имущество от управления им. Готовность отделить функции управления может открыть двери многим возможностям, начиная с аутсорсингаи заканчивая партнерством между государственным и частным секторами. В этой области наиболее интересен опыт Великобритании {национальные трасты) и Канады (специализированные корпорации).Важно привлечение в управление объектами собственности и работников компаний, увеличение заинтересованности в воспроизводстве отношений собственности, чувство хозяина (опыт стран англо-американской модели).7.Обеспечение сочетания 3 уровней интересов: собственников, менеджмента и персонала, в специальном органе управления - «наблюдательном» совете, как это делается в Германии. Децентрализация управления собственностью должна дополняться системой эффективного стимулирования управляющих имуществом на всех уровнях, чтобы добиться внедрения новой политики и процедур.8. Нуждаются в дальнейшем совершенствовании и традиционные методы управления, такие как аренда или продажа. Необходимо их развитие по примеру стран ближнего зарубежья (республика Беларусь -новые условия аренды).Формирование новых и более эффективных механизмов управления собственностью в России имеет свой индивидуальный путь, в рамках которого важно учитывать особенности страны, менталитет собственников и традиции, а также специфику российского менеджмента. Главным является сочетание сильного государственного сектора (в силу исторической традиции) с бизнесом, и, следовательно, и введение в стране адекватных форм, методов и механизмов управления собственностью.Список литературыГукасьян Г., Маховикова Г., Амосова В. Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 736 с.Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 560 с.Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – Питер, 2010.Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 3 томах. – М.: Омега – Л, Экономикус, 2010.Макроэкономическая политика и особенности её осуществления в открытой экономике. / Под ред. к.э.н., проф. Т.Г. Бродской, д.э.н., проф. Д.Ю. Миропольского: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.Методологические основы, структурные характеристики и поведенческие предпосылки макроэкономического анализа. / Под ред. к.э.н., проф. Т.Г. Бродской, д.э.н., проф. Д.Ю. Миропольского: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2011.Микроэкономика: Практикум. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.Переверзева С.В., Синилина О.В., Павлова Т.А. Теория фирмы: спрос на факторы и предложение благ: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 544 с.Функционирование системы национальных рынков в статике и динамике: учебное пособие / под ред. к.э.н., проф. Т.Г. Бродской, д.э.н., проф. Д.Ю. Миропольского. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник / Р. М. Нуреев. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 640с. Национальная экономика: Учебник / Под общ.ред. Р.М.Нуреева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 655с. Фрейнкман Л.М. Анализ институциональной динамики в странах с переходной экономикой: Научные труды № 126Р / Л. М. Фрейнкман, В. В. Дашкеев, М. Р. Муфтяхетдинова. - М.: ИЭПП, 2009. - 252с.

1. Гукасьян Г., Маховикова Г., Амосова В. Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2011. – 736 с.
2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 560 с.
3. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е изд. – Питер, 2010.
4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 3 томах. – М.: Омега – Л, Экономикус, 2010.
5. Макроэкономическая политика и особенности её осуществления в открытой экономике. / Под ред. к.э.н., проф. Т.Г. Бродской, д.э.н., проф. Д.Ю. Миропольского: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
6. Методологические основы, структурные характеристики и поведенческие предпосылки макроэкономического анализа. / Под ред. к.э.н., проф. Т.Г. Бродской, д.э.н., проф. Д.Ю. Миропольского: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
7. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2011.
8. Микроэкономика: Практикум. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
9. Переверзева С.В., Синилина О.В., Павлова Т.А. Теория фирмы: спрос на факторы и предложение благ: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
10. Попов А.И., Иванов С.А., Миэринь Л.А. Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009.
11. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011. – 544 с.
12. Функционирование системы национальных рынков в статике и динамике: учебное пособие / под ред. к.э.н., проф. Т.Г. Бродской, д.э.н., проф. Д.Ю. Миропольского. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011.
13. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления рыночной экономики: Учебник / Р. М. Нуреев. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2010. - 640с.
14. Национальная экономика: Учебник / Под общ. ред. Р.М.Нуреева. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 655с.
15. Фрейнкман Л.М. Анализ институциональной динамики в странах с переходной экономикой: Научные труды № 126Р / Л. М. Фрейнкман, В. В. Дашкеев, М. Р. Муфтяхетдинова. - М.: ИЭПП, 2009. - 252с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет собственность в социально-экономических отношениях в России?

Собственность является основой социально-экономических отношений в России. Она определяет право собственности на объекты материального и нематериального мира, а также устанавливает правовой статус их обладателей. Собственность играет важную роль в экономической жизни общества, влияя на процессы производства, распределения и потребления товаров и услуг.

Каковы особенности трансформации собственности в современной России?

Трансформация собственности в современной России проходит через несколько этапов. Следует отметить, что собственность в России начала формироваться после развала Советского Союза и прошла путь от государственной монополии до разнообразных форм собственности, включая частную и корпоративную. В настоящее время, управление собственностью в России является сложной задачей, требующей совершенствования законодательства и повышения эффективности контроля со стороны государства.

Какие этапы трансформации собственности можно выделить в России?

В России можно выделить несколько этапов трансформации собственности. Первый этап - это период создания рыночной экономики и приватизации государственных предприятий. Затем следует этап формирования частной собственности и развития предпринимательства. Третий этап - это период становления и развития корпоративной собственности. На данный момент, происходит активное развитие инновационных форм собственности, таких как совместные предприятия и инвестиционные фонды.

Каким образом управляется собственность в современной России?

Управление собственностью в современной России осуществляется через различные институты и механизмы. Один из основных институтов - это законодательство, которое регулирует правовые отношения в сфере собственности. Также существуют государственные органы, занимающиеся контролем за соблюдением прав собственников и противодействием незаконным действиям в отношении собственности. Кроме того, важную роль играют судебная система и международные организации, которые защищают права собственников.

Что такое собственность и какую роль она играет в экономической жизни общества?

Собственность - это право человека или организации на владение определенными материальными или нематериальными объектами, которые могут быть использованы в экономической деятельности. Она является основой социально-экономических отношений, поскольку определяет, кто и как распоряжается материальными ресурсами, средствами производства и результатами труда. Собственность влияет на равномерность распределения материальных благ в обществе, стимулирует экономический рост, обеспечивает стабильность и защиту прав собственности.

Какие этапы трансформации собственности прошла Россия?

В России прошли несколько основных этапов трансформации собственности. Первый этап - это период перестройки и приватизации, когда огромное количество государственных предприятий и имущества были переданы в частные руки. Второй этап - это создание новой формы собственности - частная, кооперативная и акционерная. Третий этап - это реформы 2000-х годов, направленные на развитие рыночных отношений и стимулирование предпринимательства. Сейчас в России действует смешанная форма собственности, где государственные, частные и иностранные субъекты участвуют в экономике.

В чем особенности трансформации собственности в современной России?

Современная Россия прошла через несколько этапов трансформации собственности, которые имеют свои особенности. На первых этапах активно проводилась приватизация, но она сопровождалась коррупцией и несправедливым распределением имущества. В настоящее время наблюдается развитие эффективных форм частной собственности, появление новых предприятий и стимулирование предпринимательства. Однако, остается проблема контроля за собственностью, судебного защиты прав собственности и недостаточной прозрачности в этом процессе.

Какая роль собственности в экономической жизни общества?

Собственность играет важную роль в экономической жизни общества. Она является основой социально-экономических отношений и определяет распределение ресурсов и доходов. Собственность обеспечивает стимул для инвестиций и творческой активности, способствует развитию предпринимательства и конкуренции. Кроме того, собственность имеет важную социальную функцию, поскольку обеспечивает индивидуальную свободу и независимость, позволяет людям реализовывать свои потребности и интересы.

Как трансформировалась собственность в современной России?

Собственность в современной России прошла несколько этапов трансформации. Первый этап был связан с переходом от централизованной системы собственности к рыночным отношениям в начале 1990-х годов. На этом этапе приватизировались государственные предприятия и создались условия для развития частного предпринимательства. Второй этап характеризовался возникновением крупных компаний и формированием имущественных структур в начале 2000-х годов. В последние годы наблюдается третий этап, который связан с развитием новых форм собственности, таких как инновационные предприятия и интернет-компании.

Какое современное состояние управления собственностью в России?

Современное состояние управления собственностью в России характеризуется существенными изменениями и вызывает различные мнения в обществе. На данный момент наблюдается доминирование государственной собственности в ряде отраслей экономики, таких как энергетика и природные ресурсы. В то же время, частная собственность активно развивается, особенно в сфере технологий и инноваций. Для эффективного управления собственностью необходимо совершенствование правовой и институциональной базы, а также активное участие граждан и общественных организаций в процессе принятия решений.