Право потребителей на информацию и защита прав потребителей в России и за рубежом

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Товароведение
  • 36 36 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 27.02.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Законодательство в области защиты прав потребителей 6
1.1 Законодательство в РФ 6
1.2 Мировая практика по защите прав потребителей 16
2. Анализ мероприятий по защите прав потребителей 23
2.1 Организация государственного и общественного контроля в области защиты прав потребителей 23
2.2 Порядок предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара 27
3. Направления совершенствования защиты прав потребителей 30
3.1 Соблюдение прав потребителей на информацию на рынке продовольственных (непродовольственных) товаров 30
3.2 Рекомендации по совершенствованию практики по защите прав потребителей 31
Заключение 34
Библиографический список 36


Фрагмент для ознакомления

Правовая норма, содержащаяся в ст. 15 Закона о защите прав потребителей, предусматривает, что размер возмещения морального вреда определяется судом. Вследствие чего требование о возмещении морального вреда, который был причинен потребителю в связи с нарушением его прав продавцом (изготовителем, исполнителем), может быть удовлетворено лишь в судебном порядке. Потребителю предоставлено право по своему выбору предъявлять претензии о безвозмездном устранении недостатков не только продавцу, но и изготовителю товара.
В соответствии с правовыми нормами, содержащимися в ст. 17 Закона РФ о защите прав потребителей, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
1) нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — его жительства;
2) жительства или пребывания истца;
3) заключения или исполнения договора.
Потребители по искам, которые связаны с нарушением их прав, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также прочие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

2.2 Порядок предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара

Недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.
Наличие недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих критериев:
1) несоответствие обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке. Общеобязательные требования утверждаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с полномочиями, предоставленными им законом;
2) несоответствие условиям договора;
3) несоответствие целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется;
4) несоответствие целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора;
5) несоответствие образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) описанию.
Наличие существенного недостатка определяется по одному (или совокупности) из следующих признаков:
1) недостаток является неустранимым, т.е. не может быть устранен по техническим или иным объективным причинам (особенность конструкции изделия);
2) недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени. Этот недостаток также имеет технический характер (например, низкая ремонтопригодность изделия. Затраты времени оказываются экономически несоразмерными, нерентабельными);
3) недостаток, который выявляется неоднократно;
4) недостаток, который проявляется вновь после его устранения, т.е. выявляется неоднократно.
Рассмотрим, как обменять товар ненадлежащего качества?
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать от продавца: замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов, понесенных покупателем или третьим лицом, на устранение недостатков товара. При этом покупатель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
При покупке товара ненадлежащего качества можно ли требовать не его замены, а возврата денег?
Можно отказаться от обмена изделия и потребовать возврата денег за него. Такую возможность предоставляет ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать, в частности, расторжения договора купли-продажи. Нужно подать заявление в фирму, у которой приобретен товар, с просьбой расторгнуть договор и вернуть деньги. Требование должно быть выражено однозначно, нельзя требовать или замены, или возврата денег.
Можно обратиться в суд с иском о применении последствий продажи товара ненадлежащего качества в соответствии со ст. 18 Закона о защите прав потребителей. Следует заявить требования о расторжении договора, возвратить товар ненадлежащего качества и потребовать возмещения убытков. Такой иск можно предъявить по месту жительства. Иск не облагается государственной пошлиной и рассматривается мировым судьей. Если имеются документальные доказательства совершенной покупки (чек, квитанция и т.п.), то рассчитать сумму иска будет проще.















3. Направления совершенствования защиты прав потребителей
3.1 Соблюдение прав потребителей на информацию на рынке продовольственных (непродовольственных) товаров

Как уже было отмечено нами ранее – одно из прав потребителя является право на информацию. Исходя из этой нормы, потребитель обладает правом требовать предоставления трех типов информации:
- об изготовителе (исполнителе, продавце),
- о товарах (работах, услугах),
- о режиме работы.
Любая информация должна быть необходимой и достоверной.
Недостоверная либо недостаточно полная информация признается ненадлежащей, что может повлечь за собой ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) перед потребителем. Правовые положения. Отраженные в отечественном законе о защите прав потребителей, помимо всего прочего, также содержат сведения и о минимальном объеме необходимой информации, для отдельных товаров (работ, услуг) в Правилах продажи товаров (оказания услуг) могут быть указаны дополнительные требования к предоставляемой информации.
Информация подлежит изложению на языке того государства, где данный товар выставлен на продажу (в данном случае на русском языке), в наглядной и доступной форме.
Согласно гражданско-правовым нормам отечественного законодательства информация для потребителя подлежит своевременному предоставлению – до заключения договора купли-продажи в случае покупки товарной продукции и до заключения договора о выполнении работ (услуг).
В связи с этим предоставление информации на иностранном языке, без перевода расценивается как непредставление надлежащей информации.
В том случае, если предоставление ненадлежащей информации о товарной продукции (работе, услуге) повлекло за собой возникновение недостатков данной товарной продукции (работы, услуги) после передачи его покупателю, последний обладает правом предъявить продавцу (изготовителю) такие же требования, которые предъявляются в случае приобретения товарной продукции (работы, услуги) с недостатками, допущенными по вине изготовителя (продавца, исполнителя).
В случае рассмотрения требований о возмещении убытков, которые были причинены ненадлежащей информацией, закон исходит из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товарной продукции (работы, услуги).

3.2 Рекомендации по совершенствованию практики по защите прав потребителей

Для экономической и организационной адаптации хозяйствующих на территории РФ субъектов к такому комплексному фактору внешней среды как защита прав потребителей им следует осуществить следующие мероприятия:
• исходя из принятого стандарта качества выпускаемого (реализуемого) товара и услуг предусматривать необходимость дополнительных расходов на замену товарной продукции, гарантийный и послегарантийный ремонт и прочие мероприятия, способствующие увеличению конкурентоспособности.
• в оргструктуру компаний-продавцов технически сложной товарной продукции потребительского назначения (как наиболее дорогостоящей) включать рекламационные отделы и закрепить за ними функцию по разрешению конфликтов, сбором информации о наиболее частых конфликтах, отслеживать изменения потребительского поведения для повышения общих экономических результатов деятельности компании.
• принимать участие в деятельности компаний по саморегулированию бизнеса для оптимизации издержек хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы), которые связаны с реализацией прав потребителей.
Ради совершенствования системы защиты прав потребителей в нашем государстве следует осуществить следующие мероприятия со стороны государственных органов:
• Федеральным органам власти (Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ, Министерству торговли РФ, Госстандарту РФ) разработать национальную концепцию и программу по защите прав потребителей, которая должна обеспечить:
- развитие и поддержание добросовестной конкуренции;
- соблюдение на всей российской территории единых принципов защиты прав потребителей;
- создание действенного механизма контроля за соблюдением прав потребителей посредством формирования межведомственных объединений;
- устранение дублирования функций и полномочий различных государственных органов по контролю за текущей хозяйственной деятельностью организаций потребительского рынка.
• Правительству РФ проводить поддержку эффективно работающих общественных предприятий по защите прав потребителей в регионах с помощью налоговых льгот либо частичного финансирования программ (к примеру, программ потребительского образования).
• Правительству РФ профинансировать создание единой информационной базы о структуре органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, которые отвечали бы за защиту прав потребителей, доступ к которой могут иметь как государственные структуры, так и предприниматели, потребители.
• Межведомственным советам по защите прав потребителей усилить свою роль в области разработки новых законодательных актов, программ в области защиты прав потребителей для устранения противоречий, которые возникали при реализации потребительской политики.
Общественным организациям по защите прав потребителей с целью оптимизации своей работы следует провести следующие мероприятия:
• Выделить в качестве приоритетного направления информационно-просветительскую деятельность.
• Налаживать взаимодействие с компаниями по саморегулированию бизнеса. Взаимодействие в данной области возможно при информационном обмене, проведении семинаров, круглых столов, тренингов.
4. Компании по саморегулированию бизнеса должны постепенно расширять область своей работы. Недостаток информации о работе компаний по саморегулированию бизнеса в области защиты прав потребителей препятствует объединению этих компаний, налаживанию межрегиональных и международных связей. Вследствие вышеизложенного с целью решения данной задачи следует осуществить:
• Создание единого центра, объединяющего усилия разобщенных ассоциаций, союзов, партнерств, гильдий в работе по защите прав потребителей. Подобное мероприятие даст возможность укрепить финансовую сторону деятельности таких компаний, а также объединит информационные базы по жалобам клиентов на различные организации, которые ведут свою хозяйственную деятельность на потребительском рынке.
• Активизировать работу по обучению предпринимателей основам работы с потребителями, что даст возможность усовершенствовать производственный процесс и соответственно улучшить экономические показатели фирмы.
• Выработать единый стандарт сбора информации о жалобах потребителей, с целью дальнейшего ее аккумулирования и использования при создании национальных коммерческо-информационных сетей и банков информации.






Заключение

Данная работа была посвящена теме «Право потребителей на информацию и защита прав потребителей в России и за рубежом», вследствие этого цель данной работы заключалась в комплексном исследовании концептуальных основ прав современного потребителя и их защиты в рамках национального и зарубежного законодательства.
Цель, поставленная в начале работы, была достигнута посредством решения вышеозначенных задач. Основываясь на трудах специалистов, были изучены и проанализированы все аспекты, касающиеся главного вопроса данной работы. В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать следующие определенные выводы:
Последовательное формирование и дальнейшее развитие цивилизованных основ правового регулирования отношений с участием потребителей, начало которому было положено еще на этапе становления нарождающихся рыночных отношений, предоставило возможность своевременно сбалансировать интересы потребителей с интересами предпринимателей и получить целый комплекс системообразующих правовых норм, на практике доказавших свою действенность и жизнеспособность. При этом, как и для прочих стран, для нашего «нового» государства базисом для построения национального законодательства и выработки политики в этой сфере послужили Руководящие принципы для защиты интересов потребителей. По итогам наше отечественное законодательство о защите прав потребителей, уже имеющее свою двадцатилетнюю историю, стало неотъемлемой частью правовой системы России, где защита соответствующих прав и свобод человека и гражданина гарантирована в первую очередь основным законом – Конституцией государства.
Права потребителя в рамках российской экономики регулируются посредством норм, закрепленных в федеральном законодательстве страны и Гражданском кодексе.
Правовые нормы, содержащиеся в Законе о защите прав потребителей, конкретизируют ряд норм Гражданского кодекса РФ, а к тем вопросам, которые не урегулированы в этом Законе, применяются нормы ГК РФ.
В целом законодательство в области защиты прав потребителей совершенствуется. Все больше появляется общественных организаций, готовых помочь потребителю отстоять свои права. Развитие идет динамично, поэтому остается надежда на то, что все пробелы и противоречия в законах будут преодолены в ближайшем будущем. Хочется верить, что в условиях инновационной экономики, курс на построение которой взят в нашей стране, потребитель все-таки станет королем на рынке товаров и услуг.
В заключение отметим, что необходимо повышение правовой грамотности населения за счет принятия комплекса необходимых мер на всех уровнях власти, способствующих росту теоретических знаний граждан о потребительском законодательстве и практических навыках их применения в защите своих неотъемлемых прав.














Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
Гражданский кодекс РФ.
Федеральный закон «О защите прав потребителей».
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
Приказ МАП РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей».

Материалы судебной практики:

1) Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2008 гг.

Книжные издания:
1) Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: Вершина, 2012.
2) Пономарева Н.Г. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». М.: КноРус, 2011.

Периодические издания:
Берестнев Ю. Российская правовая система и европейские стандарты // Российская юстиция. 2001. №1.
Калмыкова А.В. Основные черты государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования //Журнал российского права. 2007. № 5.
Российская Бизнес-газета. № 780 (47).
Салахутдинова Р. Правовая активность граждан в сфере защиты прав потребителей // Экономика и управление. 2007. № 1.
Чапкевич Л. Государственный контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров.// Право и экономика. 2011. №12.

Федеральный закон РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - закон №2300-1).
Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996г. №14-ФЗ.
Приняты 09.04.1985 на 106-м пленарном заседании.
Берестнев Ю. Российская правовая система и европейские стандарты // Российская юстиция. 2001. №1. - С.14.
Пономарева Н.Г. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». М.: КноРус, 2011. – С. 112.
Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: Вершина, 2012. – С. 81.
Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008) (ред. от 10.10.2012).
Приказ МАП РФ от 20.05.1998г. №160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей».
Закон РФ от 27.11.1992г. №4015-1 (ред. от 28.12.2013) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – закон №4015-1).
Ст.2. закона №4015-1.
п. 2 ст. 947 ГК РФ.
Российская Бизнес-газета. № 780 (47).
Согласно резолюции № 39/248 от 09.04.1985.
Калмыкова А.В. Основные черты государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования //Журнал российского права. 2007. № 5. - С. 6.
Чапкевич Л. Государственный контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров.// Право и экономика. 2011. №12. - С.8.
Салахутдинова Р. Правовая активность граждан в сфере защиты прав потребителей // Экономика и управление. 2007. № 1. - С. 86.
В соответствии со ст. 495 и 732 ГК РФ.












36

Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1) Гражданский кодекс РФ.
2) Федеральный закон «О защите прав потребителей».
3) Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
4) Приказ МАП РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей».

Материалы судебной практики:

1) Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за 1 квартал 2008 гг.

Книжные издания:
1) Дворецкий В.Р. Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». – М.: Вершина, 2012.
2) Пономарева Н.Г. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». М.: КноРус, 2011.

Периодические издания:
1) Берестнев Ю. Российская правовая система и европейские стандарты // Российская юстиция. 2001. №1.
2) Калмыкова А.В. Основные черты государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования //Журнал российского права. 2007. № 5.
3) Российская Бизнес-газета. № 780 (47).
4) Салахутдинова Р. Правовая активность граждан в сфере защиты прав потребителей // Экономика и управление. 2007. № 1.
5) Чапкевич Л. Государственный контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров.// Право и экономика. 2011. №12.

Вопрос-ответ:

Какое законодательство регулирует защиту прав потребителей в России?

Законодательство в области защиты прав потребителей в России регулируется Федеральным законом "О защите прав потребителей".

Какие мероприятия предусмотрены законом для защиты прав потребителей?

Закон предусматривает организацию государственного и общественного контроля в области защиты прав потребителей, а также порядок предъявления требований потребителем в отношении недостатков товара.

Какие меры предпринимаются для защиты прав потребителей за рубежом?

В мировой практике по защите прав потребителей применяются различные меры: создание специальных организаций для контроля за соблюдением прав потребителей, разработка и внедрение стандартов качества и безопасности товаров, установление обязательной сертификации продукции и т.д.

Какой порядок предъявления требований потребителем в отношении недостатков товара?

Потребитель имеет право предъявить требования в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока. Потребитель может обратиться к продавцу с требованием о замене товара, устранении недостатков, снижении цены или возврате денежных средств.

Как организован государственный и общественный контроль в области защиты прав потребителей?

Государственный контроль осуществляется специальными органами, такими как Роспотребнадзор, Росстандарт, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Общественный контроль осуществляют общественные организации, защищающие права потребителей.

Какое законодательство регулирует защиту прав потребителей в России?

Законодательство в области защиты прав потребителей в России регулируется Федеральным законом "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года.

Как организован государственный и общественный контроль в области защиты прав потребителей?

Государственный и общественный контроль в области защиты прав потребителей организован через Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и общественные организации защиты прав потребителей.

Какой порядок предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара?

Потребитель имеет право предъявить требования по поводу недостатков товара в течение гарантийного срока, а если такой срок не установлен, то в разумный срок со дня выявления недостатка. Потребитель может требовать бесплатного устранения недостатков, замены товара, соразмерного уменьшения цены или возмещения убытков.

Какое законодательство регулирует защиту прав потребителей за рубежом?

Защита прав потребителей за рубежом регулируется различными законами и нормативными актами в каждой стране. Например, в Европейском союзе существует Директива о защите прав потребителей, которая устанавливает общие правила для защиты прав потребителей во всех странах-членах.

Какие основные направления совершенствования защиты прав потребителей существуют?

Основные направления совершенствования защиты прав потребителей включают усиление контроля за соблюдением прав потребителей, повышение информированности потребителей о своих правах, улучшение механизмов рассмотрения споров между потребителями и продавцами, и совершенствование законодательства в области защиты прав потребителей.

Какое законодательство регулирует защиту прав потребителей в России?

В России защита прав потребителей регулируется Федеральным законом "О защите прав потребителей". Этот закон устанавливает правила взаимодействия между продавцами и потребителями, а также предоставляет потребителям права на информацию о товарах и услугах, а также возможность обмена или возврата товара при обнаружении его недостатков.

Какие меры предусмотрены в мировой практике по защите прав потребителей?

В мировой практике по защите прав потребителей применяются различные меры, включая создание специализированных органов контроля за соблюдением прав потребителей, разработку стандартов качества товаров и услуг, обязательное маркирование продукции, реализацию системы гарантий на товары и др. Также в некоторых странах действует система классового искового процесса, которая позволяет потребителям коллективно требовать компенсацию за нарушение их прав.