эпоха просвещения как исторический фон для театра.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История балета
  • 16 16 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 25.03.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Немецкий театр эпохи Просвещения 4
Глава 2. Французский театр эпохи Просвещения 12
Заключение 16
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Он обращался в своих произведениях к самым актуальным общественным вопросам, занимался обличением деспотизма. Им был последовательно развит жанр трагедии. Вольтер выступал за идею просвещенного абсолютизма. В галерее образов героев своих произведений он воплотил свой идеал просвещенного монарха – Генриха IV (в поэме «Генриада») (1728). «Чувствительный» царь-философ Тевкра (в трагедии «Законы Миноса»), который стремился к просвещению людей, король дон Педро (в одноимённой трагедии), трагически погибающий в борьбе с феодалами, - всё это разные воплощения разумного правителя на троне, дарующего справедливые законы своим подданным.Также Вольтер выступал в защиту идеи «первобытного состояния». Этому посвящены такие его пьесы, как «Скифы» или «Законы Миноса». В поэме «Битва при Фонтенуа» Вольтер прославлял французское дворянство старой эпохи.Занимаясь аристократическими жанрами поэзии, Вольтер особое внимание обращал на классическую трагедию. Им было написано 28 трагедий, среди них главнейшие: «Эдип» (1718 г.), «Брут» (1730 г.), «Заира» (1732 г.), «Цезарь» (1735 г.), «Альзира» (1736 г.), «Магомет» (1741 г.), «Меропа» (1743 г.), «Семирамида» (1748 г.), «Спасённый Рим» (1752 г.), «Китайская сирота» (1755 г.), «Танкред» (1760 г.). Как драматург Вольтер шёл от ортодоксальной классической трагедии через её сентиментализацию, романтизацию и экзотику к драме Нового времени под напором растущего движения «третьего сословия».Также нельзя не сказать о влиянии идей другого просветителя и драматурга – Дени Дидро (1713-1784), который являлся сторонником правды и естественности на театральной сцене. Кроме ряда пьес («Побочный сын», «Отец семейства» и др.), Дидро был создан трактат «Парадокс об актере», где представлена теория мастерства актера. Дени Дидро проявил себя как идеолог буржуазии. В 1757 г. была опубликована его первая пьеса «Внебрачный сын». Через год – пьеса «Отец семейства». Эти произведения посвящены семейным отношениям. В первом произведении Дидро обратил внимание на права детей, рожденных вне брака, а во втором – на право свободного выбора жены по велению сердца, а не по воле родителей. Дидро был установлен новый вид драматического искусства в тех рассуждениях, которые эти пьесы сопровождали. Дело в том, что в классическом театре проводилось строгое различие между трагедией и комедией. Появился средний жанр – драма, который снял те границы, которые отделяли аристократию от низших слоев. Как полагал Дидро, даже бедняк может обладать трогательными и возвышенными чувствами, а аристократу могут быть присущи и комические черты. Дидро преодолел сословные рамки в своих литературных произведениях.Следует сказать о большом значении в эпоху Просвещения театрального искусства. «Самое действительное и самое целесообразное средство вооружить непреодолимой силой человеческий разум и бросить вдруг в народ массу просветительских идей заключается, несомненно, в  театре», – писал в 1773 году драматург Себастьян Мерсье. Сценической искусство, как уже отмечалось ранее, стало ареной для просветительской деятельности. На протяжении всего XVIII века ведущая роль в театральной жизни Франции принадлежала театру «Комеди Франсез» (Театр французской комедии), основанному королевским указом от 18 августа 1680 года.Здесь следует заметить, что драматургия Вольтера и его современников определяли развитие театра, драматургия Вольтера также оказала влияние на характер игры актеров. Особенно сильно это влияние прослеживается в период с 1730-х годов.ЗаключениеЭпоха Просвещения – одна из наиболее ярких эпох в развитии философии и духовной культуры в Европе. Просвещение – необходимая ступень в культурном развитии любой страны, которая расстаётся с феодальным образом жизни. Главная задача его – воспитание и образование, приобщение к знаниям каждого человека. Просвещение – это значительная культурно-историческая эпоха. Если говорить о ценностях эпохи Просвещения, то на первый план вышли идеи формирования личности, просветители Западной Европы полагали, что человек обладает неограниченным разумом, а также огромной духовной и физической силой. Также одной из основных идей просветителей была идея равенства не только перед богом, но и перед законом и другими людьми. В целом именно идея равенства людей стала первым характерным признаком эпохи Просвещения. Распространение знаний, по мнению просветителей, являлось залогом избавления от социальных неурядиц. Соответственно, в эпоху Просвещения рационализм одержал полную победу. Победа разума – второй признак эпохи Просвещения. В 18 веке наметились глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений. Эпоха Просвещения во основном затронула Англию, Францию и Германию. На смену феодальной идеологии пришли прогрессивные идеи философов, социологов, экономистов и литераторов эпохи Просвещения. Что касается философии, что в эпоху Просвещения метафизика полностью отрицалась. Просветителей волновали глобальные проблемы мироустройства, поиск рациональных объяснений и решений. В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеи гуманности и воспитания. Провозглашались идеи освобождения человека от несправедливых уз, равенства всех людей перед законом, перед человечеством.Эти политические и социальные идеи оказали сильнейшее развитие на театральное искусство Франции и Германии. Несмотря на общность эпохи и основных тенденций развития, между театром Германии и Франции существовали существенные различия. В первую очередь, французский театр Просвещения был своего рода ареной борьбы разных идей, просветители выбрали театральное искусство как средство продвижения своих социальных и политических идей, о которых подробно было рассказано ранее.Что касается немецкого театра, то он менее чем французский, тяготел к эстетике классицизма. Возможно, он не носил такого острого социального и политического характера, но он в большей мере обращался к человеческой личности и индивидуальности, популяризовал идеи внутренней духовной свободы личности, а не концентрировался только на социально-политическом аспекте общественной жизни. Список литературыВольтер: собрание сочинений: В 3-х т. / Пер. с фр. - М.: Литература, РИК РУсанова, «Сигма-Пресс», 1998. Жуковская Д. Западноевропейский театр в эпоху Просвещения.// http://www.historicus.ru/zapadnoevropeiskii_teatr_prosveshenieКультурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001.Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998. Т. 2.Смирнова Л.Н., Гальперина Г.А., Дятлева Г.В. Популярная история театра.// http://lib.vkarp.com/2011/03/22

Список литературы

1. Вольтер: собрание сочинений: В 3-х т. / Пер. с фр. - М.: Литература, РИК РУсанова, «Сигма-Пресс», 1998.
2. Жуковская Д. Западноевропейский театр в эпоху Просвещения.// http://www.historicus.ru/zapadnoevropeiskii_teatr_prosveshenie
3. Культурология. История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Юнити, 2001.
4. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т./Под ред. С.Я. Левита. – СПб., 1998. Т. 2.
5. Смирнова Л.Н., Гальперина Г.А., Дятлева Г.В. Популярная история театра.// http://lib.vkarp.com/2011/03/22

Эпоха Просвещения


Эпоха просвещения

Термин "просвещение" впервые встречается у французских мыслителей (в частности у Вольтера), но окончательно утверждается после статьи великого немецкий философ Иммануил Кант "Что такое Просвещение". (1784). Эта эпоха в Западной Европе характеризуется верой во всесильность человеческого разума. Исторический прогресс - одна из идей века Просвещения. Вольтер возлагал надежды на "просвещенный монарх"; Монтескье пропагандировал конституционную монархию с обязательным осуществлением принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную. Просветители считали, что каждый человек рождается свободным, что первобытное общество было наиболее правильным. Их идеалом было царство Разума. Характерен общественный договор Руссо, в котором он говорит, что для того, чтобы избавиться от сословности, люди создадут общество, в котором каждый ограничит свою свободу ради общественного согласия. Государство станет носителем общей воли.

Идеи просветителей стали широко распространены в России, в середине CUIII века. С эпохой просвещения и в России прежде всего связывают правление Екатерины II. На момент вступления на российский престол Екатерина была хорошо знакома с новейшими достижениями европейской философской, политической и экономической мысли, на основе которых они имеют представление о том, что необходимо делать для процветания государства. В связи со знанием российской действительности эти представления повлияли на формирование политической программы императрицы. Некоторые частные положения этой программы, а также способы ее реализации со временем корректировались, но основные цели и идеи оставались неизменными. Еще будучи большой княгиней Екатерина намечала пути уничтожения в России крепостного права: "отныне при продаже имения, когда новый владелец будет приобретать, все крепостные этого имения объявляются свободными. Таким образом в сто лет все или по крайней мере большая часть имений будет господ, и вот народ свободный". Поскольку идейно эта программа, а, следовательно, и внутренняя политика Екатерины основывались на принципах Просвещения, то и сам этот период российской истории получил в литературе название "просвещенного абсолютизма". Предположим, что абсолютный монарх использует абсолютную власть для осуществления преобразований, основанных на идеях Просвещения. Но со временем европейской политической мысли.

Следует, однако, отметить, что, как и многие понятия, этот термин носит условный характер, потому, что была заимствована.