Архетип отца в психотерапии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психотерапия
  • 25 25 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 19.03.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Оглавление
Введение 3
1.Архетипы как аспекты и функции 5
2.Типы архетипов 10
3.Мужские архетипы в психотерапии 19
Заключение 24
Список литературы 25
Фрагмент для ознакомления

Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. Архетипы задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.Таким образом, архетип — это форма без собственного содержания (отпечаток), которая организует и направляет психические процессы.Архетипы проявляются в виде символов: в образах героев, мифах, фольклоре, обрядах, традициях и т. п. Поскольку обобщенный опыт наших предков достаточно богатый, то и архетипов существует множество. Главные из них — архетипы Матери и Отца. Причем эти архетипы определяют не только реальные образы отца и матери, но и собирательные. Так, к архетипу Матери можно отнести и собирательный образ женщины, реальной или мифической: Дева Мария, Мать, Венера, Фея. Это может быть также не только положительный, но и отрицательный образ: Мачеха, Ведьма, Баба Яга, Злая Колдунья. Архетип Отца определяет общее отношение к мужчинам: Отец, Илья Муромец, Богатырь, Мудрый Старец, Закон, а также Деспот, Кощей Бессмертный, Злой Колдун.Защитник. В ряду мужских архетипов защитник занимает первую ступень. Это соответствует естественной первичной потребности любой женщины во взаимоотношениях с мужчиной — ее инстинктивному желанию быть защищенной. Действительно, пока женщина должным образом не защищена, мужчине некого кормить, не за кого отвечать, некого вести за собой и пр.[22, с. 78]Идеальный облик защитника отражает потребность женщины, как в физической, так и в интеллектуальной мужской силе — это главные условия, благодаря которым женщина может чувствовать себя в безопасности.Архетип защитника, как и многие другие архетипы, имеет позитивный и негативный полюса. Позитивный полюс не требует особых пояснений — это мужской героический статус защитника семьи, рода, племени, родной земли, образ былинного богатыря и т. п. Кормилец. Архетип кормильца находится на второй ступени мужской архетипической лестницы и тоже имеет противоположные полюса. Позитивный полюс включает в себя не только действия охотника и добытчика, но и мастерового, строителя, учредителя и тому подобные виды мужской созидательной активности, реализуемые в повседневной жизни. Кормилец — тот, кто может починить неисправность, наладить процессы циркуляции жизнеобеспечения там, где они нарушены.Негативный полюс кормильца — это отказ от такой ответственности, эдакое «некормление», то есть безответственность. Дефицит энергий в области кормильца проявляется в различных видах зависимостей, включая эмоциональную, а также — в гиперпотребности получать, всасывать, впитывать что-либо извне, и — коллапса потребности отдавать.Разведчик. Следующая за кормильцем ступень мужской зрелости — уровень разведчика. В его функции входит налаживание связей между довольно уязвимым внутренним (семейным) миром и миром внешним с его бушующим океаном разнообразных энергий.Таким образом, в области архетипа разведчика мы обнаруживаем некий «ген верности». Чем более зрелым является мужчина, тем более этичен его разведчик, тем более он верен своей цели защищать женщину (внутреннюю и внешнюю) и — интересы личности в целом.Ступень разведчика предъявляет особые требования к формированию мужской ответственности.Ответственность здесь осознается мужским началом как верность своим целям, но поскольку верность себе для мужчины означает и верность интересам своей внутренней женщины, он, достигнув уровня разведчика, уже умеет использовать свои чувства, доверять им, обращается к своей интуиции, осуществляя, таким образом, конструктивные контакты со своим женским началом.Муж-Генерал. Это достаточно высокий уровень ответственности, когда принимаемые решения имеют судьбоносный характер для семьи.Знаменитое выражение «глава семьи», потерпевшее в советстком и постсоветстком культурных пространствах известную девальвацию, обретает здесь глубокий духовный смысл.Какой бы замечательной не была женщина, если исторические для семьи решения принимает она — дети получают антиинициации, — опыт, нивелирующий божественную суть мужской ответственности: вести за собой, быть полководцем. На уровне своего сакрального назначения мужское начало призвано осознанно давать начало жизни и успешно оберегать затем все процессы развития жизни. Это функции мужа.На ступени Мужа-Генерала, уже, будучи инициированным как защитник, кормилец и разведчик, и умея теперь использовать свою природную мужскую агрессию в направлении защиты (и наслаждаясь этим своим умением), то есть, становясь тем, кто ведет вперед женщину и свою семью в целом, мужчина уже свободен от детских обид на собственную мать.Точка, в которой соединяются внутренние структуры мужа (тот, кто творит жену) и отца (тот, кто творит детей, жизнь) в здоровой личности должна быть интегрирована в гармоничное целое. На деле функции мужа и отца бывают не только растождествлены, но и антагонистичны друг другу.Становясь биологическим отцом, мужчина еще не является отцом в духовном смысле этого явления, а только становится на путь развития отцовства. Забегая вперед, отметим, что настоящим отцом своим детям мужчина может стать только, когда он начинает ощущать отцовскую ответственность и за свою жену.Это не значит, что мужчина перестает быть другом или сексуальным партнером для своей женщины, но наряду с этими аспектами их отношений появляется именно его отцовская ответственность за нее. Только в этом случае можно считать его отцовство состоявшимся.Такого рода высокий уровень ответственности исключает расторжение брака в кризисные моменты отношений, так как ответственность отца имеет свойство быть вечной. Верность как фундамент встроена в систему зрелых отношений. Во внутреннем мире мужское начало на этом уровне достигает полноты оберегающей позиции по отношению к женскому началу.Целитель. Пятая ступень мужской зрелости — целитель (по Б. Уилкинсону, врач) — несет осознание ответственности за физическое и духовное благополучие женщины и детей, ему свойственны особая концентрация внимания на гармоничном течении процессов жизни, желание и умение управлять ими, исправляя то, что требует исправления.Известными целителями, достигшими магических свойств в своем искусстве, издавна были мужчины. [6]Царь-Отец. Вершина мужской зрелости — архетип Царя. Обладая всеми предыдущими уровнями мужской зрелости (защитника, кормильца, разведчика, генерала, священника и целителя), мужчина автоматически становится царем — средоточием абсолютной ответственности, власти и достоинства, как в своей семье, так и в своем роду. Царь-Отец — правящая архетипическая инстанция. Его отцовская ответственность распространяется не только на его детей, но и на жену, и на родовые ответвления, которые он возглавляет.Коллективное бессознательное содержит вечное представление о том, что Царь — наместник Бога на земле. Поскольку царь — избранник божий, то и его душа избрана и воплощена по высшему соизволению, непосредственно — божья посланница. Анима в переводе с греческого и означает «душа».Архетип царя, таким образом, содержит Божественную аниму. Это делает его волю абсолютной. Правление в результате описанных закономерностей осуществляется в смысле абсолютной ответственности.Структура Царь-Отец присутствует во внутреннем космосе любого человека.ЗаключениеАрхетипы — это «психические первообразы, скрытые в глубине фундамента сознательной души, ее корни, опущенные в мир в целом», это системы установок, являющихся одновременно и образами, и эмоциями». Они передаются по наследству вместе со структурой мозга, более того, являются ее психическим аспектом. С одной стороны, они формируют чрезвычайно сильное инстинктивное предубеждение, а с другой — оказываются самым действенным подспорьем в процессе инстинктивного приспособления. В сущности, они представляют собой, если можно так выразиться, хтоническую часть души — ту, через которую душа связана с природой или, по крайней мере, в которой такая связь с Землей и миром наиболее заметна. Как замечает Юнг, влияние Земли и ее законов на душу проявляется в первообразах, пожалуй, особенно отчетливо.Архетип активизируется, когда возникает ситуация, ему соответствующая. Тогда, подобно инстинктивному влечению, вопреки всякому разуму и воле, он прокладывает себе путь. При этом конкретная форма архетипа реализуется символически — через архетипический образ в психике индивида. Таковые обнаруживаются благодаря символам в сновидениях («непроизвольных, спонтанных продуктах бессознательной психики»), в фантазиях художественного и научного творчества, в иллюзиях и состояниях транса. Архетип Отца — это обобщенный образ всех отцов прошлого, этот архетип определяет отношение человека к мужчине, к закону, к государству, к разуму, а первоначально архетип Отца может быть образом Бога, власти, борьбы, образом всех стихийных сил, готовых помочь или навредить».Список литературыБольшой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд.6 доп. и перераб. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии (с английскими немецкими эквивалентами). Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: «Когито-Центр», 2008. Ломоносова Е. Влияние процесса рождения человека (БПМ С. Грофа) на тип информационного метаболизма. //Соционика, ментология и психология личности. – 2003. - No 3. Ломоносова Е. Процесс рождения человека, базовые перинатальные матрицы и ТИМ. // Психология и соционика межличностных отношений, 2008, NoNo 1, 2. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов/ К.Г.Юнг; Пер. А.А.Спектор. – М, 2005. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994. Юнг К.Г. Очерки психологии бессознательного. – М.: Когито-центр, 2006. Юнг К.-Г. Воспоминания, сновидения и размышления. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ karl_yung_rem.Юнг К.-Г. Дух в человеке, искусстве и литературе. -Мн.: Харвест, 2003. - 384 с.Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. - К.-М.: Порт-Рояль-Совершенство, 1997. - 383 с.Юнг К.-Г. О становлении личности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://jungland.narod. ru/Library/OStanovlL.htm. Юнг К.-Г. Об архетипах коллективного бессознательного. [Электронный ресурс]. - Режим достуЮнг К.-Г. Об энергетике душ. - М.: Академический Проспект, 2008. - 297 c.Юнг К.-Г. Очерки по психологии бессознательного. - М.: Когито-Центр, 2006. - 352 c.Юнг К.-Г. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 320 c.Юнг К.-Г. Сознание и бессознательное. - М.: Академический Проспект, 2007. - 188 c.Юнг К.-Г. Структура психики и архетипы. - М.: АкадемическийПроспект, 2007. - 303 c.Юнг К.-Г. Человек и его символы. -М.: Серебрянные нити, 2008. - 352 с.Электронный словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thefreedictionary.com/ psychological+state.Электронный словарь Википедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wik i/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD %D0%B8%D0%B5.Barbara F. McManus. The Jungian Approach to Symbolic Interpretation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.cnr.edu/home/ bmcmanus/approach.html.Boeree C. George. Carl Jung. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://webspace.ship.edu/cgboer/ jung.html.

Список литературы
1. Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд.6 доп. и перераб. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. Зеленский В.В. Толковый словарь по аналитической психологии (с английскими немецкими эквивалентами). Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: «Когито-Центр», 2008.
2. Ломоносова Е. Влияние процесса рождения человека (БПМ С. Грофа) на тип информационного метаболизма. //Соционика, ментология и психология личности. – 2003. - No 3.
3. Ломоносова Е. Процесс рождения человека, базовые перинатальные матрицы и ТИМ. // Психология и соционика межличностных отношений, 2008, NoNo 1, 2.
4. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов/ К.Г.Юнг; Пер. А.А.Спектор. – М, 2005.
5. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М., 1994.
6. Юнг К.Г. Очерки психологии бессознательного. – М.: Когито-центр, 2006.
7. Юнг К.-Г. Воспоминания, снови¬дения и размышления. [Электрон¬ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/ karl_yung_rem.
8. Юнг К.-Г. Дух в челове¬ке, искусстве и литературе. -Мн.: Харвест, 2003. - 384 с.
9. Юнг К.-Г. Душа и миф: шесть архетипов. - К.-М.: Порт-Рояль-Совершенство, 1997. - 383 с.
10. Юнг К.-Г. О становлении личнос¬ти. [Электронный ресурс]. - Ре¬жим доступа: http://jungland.narod. ru/Library/OStanovlL.htm.
11. Юнг К.-Г. Об архетипах коллек¬тивного бессознательного. [Элек¬тронный ресурс]. - Режим досту¬
12. Юнг К.-Г. Об энергетике душ. - М.: Академический Проспект, 2008. - 297 c.
13. Юнг К.-Г. Очерки по психологии бессознательного. - М.: Когито-Центр, 2006. - 352 c.
14. Юнг К.-Г. Психология бессозна¬тельного. - М.: Канон, 1994. - 320 c.
15. Юнг К.-Г. Сознание и бессозна¬тельное. - М.: Академический Проспект, 2007. - 188 c.
16. Юнг К.-Г. Структура психики и архетипы. - М.: Академический Проспект, 2007. - 303 c.
17. Юнг К.-Г. Человек и его символы. -М.: Серебрянные нити, 2008. - 352 с.
18. Электронный словарь. [Электрон¬ный ресурс]. - Режим доступа: http://www.thefreedictionary.com/ psychological+state.
19. Электронный словарь Википедии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wik i/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D 1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD %D0%B8%D0%B5.
20. Barbara F. McManus. The Jungian Approach to Symbolic Interpretation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www2.cnr.edu/home/ bmcmanus/approach.html.
21. Boeree C. George. Carl Jung. [Элек¬тронный ресурс]. - Режим досту¬па: http://webspace.ship.edu/cgboer/ jung.html.

Вопрос-ответ:

Что такое архетипы и как они связаны с психотерапией?

Архетипы - это универсальные символические образы, которые наследуются и являются общими для всех людей. Они играют важную роль в психотерапии, так как помогают понять и изучить глубинные аспекты личности, а также выражать и решать проблемы пациентов на более глубоком уровне.

Какие типы архетипов существуют?

Существует несколько типов архетипов, включая архетипы Центра, Тени, Анимы и Анимуса, Старого Мудреца и др. Каждый из этих архетипов имеет свои особенности и связан с определенными аспектами личности и опытом человека.

Какие мужские архетипы играют важную роль в психотерапии?

В психотерапии мужские архетипы, такие как Отец, Герой, Ловелас, Творец, имеют особое значение. Они помогают мужчинам осознать свою роль в обществе, выразить свою силу и смысл жизни, а также преодолеть проблемы и вызовы.

В чем особенность архетипов?

Особенностью архетипов является то, что они наследуются и имеют общую структуру для всех людей. Они влияют на формирование личности и выражаются через образы и символы, которые появляются в сознании. Архетипы помогают понять глубинные аспекты личности и работать с ними в психотерапии.

Как архетипический отпечаток влияет на духовную жизнь человека?

Архетипический отпечаток влияет на духовную жизнь человека, так как формирует и определяет его взгляды, ценности и образы мышления. Он может проявляться через религиозные убеждения, духовные практики и поиск смысла жизни. Архетипы помогают человеку осознать свое место в мире и свою духовную природу.

Что такое архетипы в психотерапии?

Архетипы в психотерапии - это аспекты и функции коллективного бессознательного, которые задают общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности.

Какие типы архетипов существуют?

Существуют различные типы архетипов, включая архетип матери, отца, героя, мудреца и др. Каждый из этих архетипов представляет определенные качества, которые влияют на личностный рост и развитие человека.

Что представляет собой архетип отца?

Архетип отца представляет собой коллективно-бессознательный образ отца, который влияет на психологическое развитие индивида. Этот архетип включает в себя качества лидерства, защиты, поддержки и руководства.

Какие функции выполняет архетип отца в психотерапии?

Архетип отца выполняет ряд функций в психотерапии, включая стимуляцию роста и развития клиента, предоставление модели здоровых мужских качеств, помощь в преодолении проблем и принятии ответственности за свою жизнь.

Каким образом архетип отца влияет на духовную жизнь человека?

Архетип отца оказывает влияние на духовную жизнь человека, поскольку формирует его представления о своей роли в мире, о ценностях и принципах. Этот архетип может помочь человеку развить свою духовность и стать более гармоничной личностью.