социально психологическая работа с неполной семьей в дошкольно образовательных учреждениях
Заказать уникальную курсовую работу- 53 53 страницы
- 68 + 68 источников
- Добавлена 02.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические аспекты социально – психологической работы неполной семьей в дошкольных образовательных учреждениях 5
1.1. Проблемы семьи с детьми дошкольного возраста 5
1.2. Неполная семья и ее особенности 11
Глава 2. Социально – психологическая работа с неполной семьей 18
2.1. Социальная работа с неполной семьей 18
2.2. Организация и проведение исследования по выявлению приоритетных направлений социально – психологической работы с неполной семьей 27
Глава 3. Рекомендации по гармонизации детско-родительских отношений в неполных семьях в ДОУ 35
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 52
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информировании.
Составление программы с самими с неполными семьями, с социальным окружением. Такая программа должна включать лечебные мероприятия, консультации, психотерапию.
Таким образом, специалист должен создать условия для успешного решения проблем.
Социально-педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии, педагогики, этнографии, истории и философии, религии.
Работа социального педагога с семьей очень длительна и не всегда эффективна. Социальный педагог выполняет еще 2 роли: роль педагога и родителя для ребенка. Ведь таким детям не хватает ласки, любви, заботы, и социальный педагог хотя бы частично должен заменить им родителей.
Чтобы ребенок стал благополучным, благополучными должны быть его родители.
Социальный педагог призван обеспечить социально-педагогическую защиту детей в семье и повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Его цель – наладить определенные пути взаимодействия между человеком (взрослым и детьми) и его семьей, с одной стороны, и обществом, социальным окружением, с другой.
В работе с детьми внимание социального педагога направлено на повышение уровня их развития с тем, чтобы выровнять возможности для социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. В одиночку педагогу с этими задачами не справиться, приходится мобилизовать все социальные силы: семью, образовательные учреждения, поликлинику, микросоциум, средства массовой информации, трудовые коллективы и т.д.
Тем самым, специалисты ДОУ ориентируются на выявленные группы проблем, актуальных для каждой отдельной неполной семьи. Существующие общие проблемы неполной семьи решаются в контексте организации работы на уровне ДОУ тогда, как частные проблемы неполной семьи. В частности психологические проблемы, приходится решать исходя из особенностей семейных взаимоотношений, контактности родителей и ориентированности семьи на работу со специалистами.
В работе с ребенком из неполной семьи специалист по социальной работе должен [4, c.81]:
1.Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства.
2.Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.
3.Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.
4. Выступать посредником между личностью дошкольника и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
5. Определить задачи, формы, методы социально – психологической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.
6.Организовать различные виды социально ценной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.
7.Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.
8.Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности ребенка, заботиться об охране их жизни и здоровья.
9. Взаимодействовать с воспитателями, родителями, специалистами социальных служб, с благотворительными организациями и др.
При этом важным для специалиста по социальной работе является обеспечение деликатного подхода в работе с семьей, отсутствия стремления вмешательства в ее дела, необходимости внушения доверия.
Дети дошкольного возраста также должны вовлекаться в организацию и проведение различных мероприятий спортивного, познавательного и общественно-значимого характера. Существует система учреждений и организаций, позволяющая детям удовлетворить свое любопытство и потребности в признании, общении, самоутверждении. Социальный работник должен проводить профилактику – способствовать социальной адаптации семей посредством реализации возможных правовых или экономических мер (содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.).
Также социальный работник должен сотрудничать с досуговыми центрами, отделами внешкольной работы, структурирующих свободное время детей. Он проводит своевременное распознавание таких семей и проводит с ними необходимую социальную, психологическую работу. Нужно проводить деятельность, направленную не только на ребенка, но и на его ближайшее окружение (семью, группу детского сада).
В психологическом плане, исходя из данных проведенного исследования, внимания в первую очередь требуют те родители, которые проявляют в отношении детей стиль отвержения. Им следует рассказать о связи между отношением к ребенку и его эмоциональным состоянием, подчеркнуть, что именно они являются самыми близкими людьми для него и их задача сделать так, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным человеком, полноценным членом семьи. Следует также сказать, что работа с ребенком – это и их собственная школа, которую им все равно приходится проходить, а потому в их же интересах сделать процесс общения с ребенком приятным и полезным для обеих сторон. Нужно подчеркнуть необходимость такой организации среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать развитие ребенка, сглаживать негативное влияние заболевания на его психическое состояние.
Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, соблюдать правильный распорядок дня, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту, развить необходимые в жизни волевые качества. Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен, уверенность в своих силах.
Родителям, у которых выявлен стиль воспитания по типу гиперопеки, следует объяснить, что такое воспитание приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию, к своим возможностям.
Неоценимую помощь в воспитании правильного отношения родителей к ребенку могут оказать групповые психокоррекционные занятия. Цель этих занятий - коррекция личностных нарушений; формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, родительско-детских взаимоотношений; обучение технике мышечной релаксации (И.Ю.Левченко, В.В. Ткачева).
Как показали результаты нашего исследования, особого внимания заслуживает организация индивидуальной коррекционной работы по снятию тревожности. Специалисты выделяют два способа преодоления тревожности у детей:
1) обучение ребенка приёмам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
2) укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе.
Таким образом, работа с неполной семьей является одним из необходимых условий для ее успешного развития. Работа на уровне детского сада определяется качеством взаимодействия педагогов заведения, социализирующей среды детского сада, в том числе и социальной инфраструктуры.
Программа социального сопровождения семьи определяется приоритетными составляющими существующих групп проблем, актуальных для семей детей, воспитывающихся в детском саду. Устранение групп проблем и успешность проведения профилактических мероприятий определяют и успешность программы работы в целом. Факторы, препятствующие успешности работы специалистов связаны с существующими административными ограничениями и уровнем компетентности самих педагогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что проблемы современной неполной семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста, весьма многочисленны и многообразны, что определяет разносторонние подходы к социально – психологической работе с ними. В случае, если семья является неполной, к группе уже перечисленных проблем также добавляются проблемы, характерные именно для неполной семьи, как одного из вида неблагополучной семьи в целом. При этом, для неполной семьи определяющими становятся как факторы, определяющие ее социально – экономические и педагогические проблемы, так и группы психологических проблем.
По ряду социально – психологических причин семьи часто распадаются, тем самым способствуя образованию неполных семей, многие молодые люди не вступают в брак и дети рождаются вне брачных отношений, тем самым образуя неполную семью формально, наблюдается также тенденция к тому, что женщина целенаправленно не вступает в брак и становится матерью – одиночкой так, как у нее нет потребности помимо ответственности за ребенка также нести еще и ответственность за семью в целом, рожать более, чем одного ребенка.
Неполные семьи имеют различный состав и могут состоять не только из родителя и детей. В науке их называют неполными расширенными. Они могут включать в себя братьев и сестер без родителей, дедушек, бабушек, внуков и пр.
Неполные семьи становятся объектом внимания социальных служб гораздо чаще и в большинстве случае неполная семья по умолчанию считается семьей неблагополучной. Это приводит к необходимости организации социальной работы с семьей, в том числе и на уровне ДОУ, с целью устранения проблем, ведущих к проблемам социализации детей дошкольного возраста. Существующие проблемы обусловливают необходимость характеристики социальной работы с неполной семьей.
Социально - психологическое сопровождение неполных семей детей дошкольного возраста во многом зависит от уровня наличия или отсутствия проблем в семье, ее социального благополучия согласно оценке специалистов. В случае благоприятного климата в семье у ребенка успешно формируется и психика, физические и эмоциональные навыки.
В процессе работы было проведено исследование, целью которого было определено экспериментальное изучение особенностей проблем в неполных семьях, как ориентир работы для социально - психологической работы в ДОУ. В исследовании приняли участие 20 человек, из них: 10 детей в возрасте 6 – 7 лет, воспитывающиеся в неполных семьях и их матери.
В результате исследовании было выявлено, что у детей присутствует очень высокий уровень тревожности, а у родителей превалируют такие типы родительского отношения, как симбиоз, отвержение, маленький неудачник.
Результаты социального обследования семьи детей выявили, что дети находятся по большей части под опекой бабушек или иных родственников, по причине необходимости со стороны матери брать на себя заботу о семье и находится на работе, либо в результате попыток матерей устроить личную жизнь и в случае, когда ребенок воспринимается ей, как помеха. В связи с этим определяющей проблемой является отсутствие конструктивного воспитания детей в неполной семье и, как следствие, формирование у них негативных личностных качеств. Проблема может быть решена в результате комплексной социально – психологической работы, что подтверждает выдвинутую гипотезу о том, что целенаправленная работа социального работника с неполной семьей на уровне детского сада является приоритетной с целью предотвращения возможных форм девиантного поведения со стороны ребенка и поддержания воспитательной функции семьи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонов А.И. Микросоциология семьи. - М.: Академия, 2005. – 417 с.
Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи./Л.И. Антонов – М.: Академия, 2006. – 304 с.
Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. - 2009. - №№8-9. - С.22-25.
Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России – 2008 - № 1 с. 20 – 29.
Балашов В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. - Саранск: Морд.кн.из-во, 2007. — 144 с.
Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. - 2004. - №1. – с. 28 – 32.
Бердникова Т.В. Юное материнство в современной семье/ Т.В. Бердникова, Н.С. Степашов, Г. А. Сидоров. - Курск. КГМУ, 2000. - 172 с.
Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 511 с.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России - 2005, - № 3—4. с.42 – 51.
Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011. – 211 с.
Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. - М.: Академия, 2005. – 314 с.
Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М.: Аспект – Пресс, 2006. – 428 с.
Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М.: Мысль, 1995. – 312 с.
Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: профессионально-личностный аспект: Дис. ... д-ра психол. наук: (19.00.05)/ Е.К. Завьялова. - СПб., 1998. - 294 с.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008г. – 29с.
Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Казань, 2002. – 34 с.
Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы адаптации инвалидов - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2007. – 512 с.
Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 2008. – 171 с.
«Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и о порядке учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 28.12.2004 № 911-ПП// http://www.bestpravo.ru/moskva/ea-gosudarstvo/m4k.htm
Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М.Н.. – М.: «Academia», 2010 – 342с.
Основы социальной работы/Ред. А.Т. Шмелева. – М.: Аспект – Пресс, 2001. – 418 с.
Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. - 2008. - № 1. – с. 90-96.
Официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы. - http://www.dszn.ru/work/socdeti/doppos/5child2009
Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми / Министерство социальной политики Красноярского края / К. Подвербная. - Красноярск: КГУ, 2003. - 117 с.
Попов А.И. Мегаполис как объект управления. - М.: Аспект – Пресс, 2008. – 311 с.
Психосоциальная поддержка семьи группы риска как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2005.-213 с.
Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. – М.:«Социальное здоровье России», 2011. – 245 с.
Реан А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. – М.: АСТ, 2010.-576 с.
Рожков В.В. Анализ данных социологического опроса многодетных семей / В.В. Рожков, В.Д. Великанов, Т.М. Васнева, С.А. Соломатина // Социальное обозрение. - 2003. - №1-2. - С.33-38.
Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.: Дашков и К, 2013. – 213 с.
Савинов Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010.- 196 с.
Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.ред. В. В. Петров.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012.- 144 с.
Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. – М.: Наука, 1994. – 218 с.
Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева - 2002. - № 4 - С. 65-68.
Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю.Б.. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 356 с.
Социальная работа с семьей и детьми. / Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. – М.: Academia, 2009.- 288с.
Тен Е.Е. Основы социальной медицины. - М.: Форум, 2003. – 214 с.
Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 318 с.
Технология социальной работы: учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. – 311 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.
Торохтий В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: учеб. пособие. – М.: Альтея, 2000. – 522 с.
Черняк Е.М. Трансформация института семьи в условиях социальной культурной модернизации. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 237 с.
Шеляг Т.В. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т.В. Шеляг // Социальная педагогика. 2005. - №1. - С.53-56.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.
Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкий - СПб.: Питер, 2009 – 307с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 3
Приложение 4
Результаты обследования положения детей в семье
1. М, 6 лет.
Семья со стоит из самого Паши, его мамы и бабушки. Отец мальчика умер, мать повторно замуж не выходила. Семья неблагополучная в материальном плане. Мать обязанности по воспитанию сына выполняет в меру возможностей в связи с тем, что большую часть времени занята на работе. Агрессии в семье со стороны матери или бабушки не наблюдается. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в трехкомнатной квартире, где мальчик имеет собственную комнату. Санитарным нормам состояние квартиры соответствует. Обязанности матери по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются.
2. М. 7 лет.
Семья Саши неполная, состоит из него самого, младшей сестры 3 лет и матери. Отец с матерью находится в разводе, семью не поддерживает, отцовские обязанности не выполняет, алименты не выплачивает. Агрессии в семье со стороны матери не наблюдается. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в двухкомнатной квартире, где мальчик делит комнату с сестрой. Санитарным нормам состояние квартиры соответствует. Обязанности матери по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются.
3. Д. 7 лет.
Воспитывается в семье без отца. Обязанности по воспитанию преимущественно выполняет бабушка. Мать обязанности практически не выполняет по причине проблем с алкоголем. Семья находится в тяжелом материальном положении, неоднократно в ставал вопрос о лишении матери родительских прав. Агрессии в семье со стороны матери наблюдается. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в двухкомнатной квартире. Санитарным нормам состояние квартиры соответствует в недостаточной мере. Обязанности матери по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка не выполняются, за ребенком ухаживает бабушка.
4. М, 7 лет.
Семья со стоит из мальчика, его матери и старшей сестры с ее мужем и ребенком. Отец мальчика с матерью в разводе, отцовские обязанности не выполняет, мать повторно замуж не выходила. Семья благополучна в материальном плане. Однако имеются проблемы психологического характера, связанные с чрезмерной опекой со стороны матери. Мать обязанности по воспитанию сына выполняет в полной мере. Агрессии в семье со стороны матери или других членов семьи не наблюдается. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в собственном доме, где мальчик имеет собственную комнату. Санитарным нормам состояние жилья соответствует. Обязанности матери по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются.
5. М, 6 лет.
Семья со стоит из мальчика, его мамы и бабушки. Отец мальчика неизвестен, от ребенка отказался до рождения. Мать незначительный период времени была замужем и мальчика воспитывал отчим, которые применял физическое насилие по отношению к ребенку и жене. Семья неблагополучная в материальном плане. Мать обязанности по воспитанию сына выполняет, но ограниченно вследствие наличия у нее состояния инвалидности по причине тяжелой травмы. Агрессии в семье со стороны матери или бабушки не наблюдается. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в частном доме, где мальчик имеет собственную комнату. Санитарным нормам состояние дома соответствует. Обязанности матери по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются. Наблюдается активная помощь в воспитании со стороны бабушки.
6. Д. 6 лет.
Семья неполная, состоит из девочки, младшего брата 6 лет и матери. Отец с матерью находится в разводе, семью поддерживает ограниченно – выплачивает алименты, но отцовские обязанности по воспитанию не выполняет. Агрессии в семье со стороны матери не наблюдается. Жилищные условия стесненные, семья проживает в однокомнатной арендованной квартире. Санитарным нормам состояние квартиры соответствует. Обязанности матери по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются.
7. М. 6 лет.
Семья неполная, состоит из мальчика, младшей сестры 2 лет и матери. Отец погиб. Агрессии в семье со стороны матери не наблюдается. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в двухкомнатной квартире. Санитарным нормам состояние квартиры соответствует. Обязанности матери по поддержанию необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются. Семья имеет материальные затруднения. Поддерживают родители матери.
8. М. 7 лет.
Воспитывается в семье без отца. Обязанности по воспитанию преимущественно выполняет бабушка. Мать в семье фактически не проживает по причине попытки создать новую семью. Семья находится в тяжелом материальном положении, мальчик фактически содержится на заработную плату бабушки и пенсию дедушки. Агрессия в семье со стороны матери не наблюдается. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в двухкомнатной квартире. Санитарным нормам состояние квартиры соответствует в достаточной мере. Обязанности по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются бабушкой.
9. М, 6 лет.
Семья со стоит из мальчика, его матери и старшей сестры 17 лет. Отец мальчика с матерью в разводе, отцовские обязанности практически не выполняет, детей навещает редко. Семья благополучна в материальном плане. Мать мальчика уделяет значительное время трудовой деятельности и не в полной мере выполняет материнские обязанности, значительная часть которых возложена на старшую сестру мальчика. Агрессии в семье со стороны матери или других членов семьи не наблюдается. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в собственном доме, где мальчик имеет собственную комнату. Санитарным нормам состояние жилья соответствует. Обязанности матери по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются матерью и сестрой.
10. Д. 6 лет
Семья со стоит из девочки и ее матери, бабушки с дедушкой. Отец не известен, отцовские обязанности не выполняет. Семья неблагополучна в материальном плане. Мать не работает, находится на содержании родителей вместе с дочерью. Ребенок у нее родился в несовершеннолетнем возрасте. Имеются проблемы психологического характера. Мать обязанности по воспитанию не выполняет. Агрессия в семье со стороны матери наблюдается очень часто. Жилищные условия удовлетворительные, семья проживает в собственном доме. Санитарным нормам состояние жилья соответствует. Обязанности матери по поддержании, необходимого уровня санитарно – гигиенического состояния ребенка выполняются бабушкой.
Приложение 5
Анкета «Оценка деятельности детского сада с родителями»
1. Как вы оцениваете работу детского сада (оценивается в 5-ти бальной шкале).
- качество воспитания - безопасность ребенка - качество питания - отношение педагога к детям - порядок, дисциплина - оформление интерьера 2. Как чувствует себя Ваш ребенок в детском саду?
- радостно - спокойно - настороженно - напряженно
3. Охотно ли Ваш ребенок идет в детский сад?
- да - нет - не всегда 4. Обращаетесь ли Вы за советом к воспитателю, другим специалистам?
- да - нет - не всегда
5. Какая форма работы с детьми в детском саду Вас устраивает?
- неделя открытых дверей - мероприятия совместно с родителями - музыкальные утренники - физкультурные праздники - конкурсы, выставки 6. Какая форма с родителями вас устраивает?
- общие родительские собрания -родительские клубы - родительские собрания -собрания – диспуты -круглый стол -родительские конференции -психологические и деловые игры родительские лектории 7.Темы, которые Вы хотели бы послушать.
- как помочь ребенку развиваться - как воспитать здорового ребенка - защита прав и достоинств ребенка - девочка и мальчик – два разных мира - как воспитать ребенка успешным - воспитываем ребенка самостоятельным - как развивать творческие способности у детей - как уберечь ребенка от несчастного случая - как правильно общаться с детьми - шустрики и мямлики
9. Чтобы Вы хотели изменить в работе с родителями на уровне детского сада?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за ваши ответы!
Приложение 6
Анкета для воспитателей «Согласны ли вы, что…»
утверждение Да нет Дети из неполных семей отстают в социализации от детей из семей полных Дети из неполных семей имеют менее четкие представления о роли и структуре семьи и взаимоотношениях в семье Дети из неполных семей чаще болеют и отличаются менее крепким здоровьем, чем дети из семей полных Родители в полной семье более ответственно относятся к воспитанию ребенка, чем родители из неполной семьи Родители из полной семьи более контактны с персоналом детского сада, чем родители из неполной Родители из полной семьи более активно участвуют в мероприятиях детского сада, чем родители из неполной семьи.
31
2. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи./Л.И. Антонов – М.: Академия, 2006. – 304 с.
3. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. - 2009. - №№8-9. - С.22-25.
4. Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
5. Архангельский В.Н. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России – 2008 - № 1 с. 20 – 29.
6. Балашов В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. - Саранск: Морд.кн.из-во, 2007. — 144 с.
7. Бодрова Т.А., Рыбакова Н.А. Социальная работа с многодетной семьей // Российский журнал социальной работы. - 2004. - №1. – с. 28 – 32.
8. Бердникова Т.В. Юное материнство в современной семье/ Т.В. Бердникова, Н.С. Степашов, Г. А. Сидоров. - Курск. КГМУ, 2000. - 172 с.
9. Важенин С.Г. Социальная инфраструктура народнохозяйственного комплекса. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 511 с.
10. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
11. Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России - 2005, - № 3—4. с.42 – 51.
12. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011. – 211 с.
13. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. - М.: Академия, 2005. – 314 с.
14. Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М.: Аспект – Пресс, 2006. – 428 с.
15. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. – М.: Мысль, 1995. – 312 с.
16. Завьялова, Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях: профессионально-личностный аспект: Дис. ... д-ра психол. наук: (19.00.05)/ Е.К. Завьялова. - СПб., 1998. - 294 с.
17. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
18. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008г. – 29с.
19. Карцева Л.В. Семья в условиях трансформации российского общества: теоретическая модель и эмпирическая реальность: Автореф. дис. … д-ра социол. наук. – Казань, 2002. – 34 с.
20. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы адаптации инвалидов - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2007. – 512 с.
21. Крылова Т.А. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями группы риска. Учебно-методическое пособие для социальных педагогов образовательных учреждений.- М.: «НИИ ШТ», 2010. – 184 с.
22. Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2009. – 211 с.
23. Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 2008. – 171 с.
24. «Об утверждении положений о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и о порядке учета и исчисления среднедушевого дохода, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка» от 28.12.2004 № 911-ПП// http://www.bestpravo.ru/moskva/ea-gosudarstvo/m4k.htm
25. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. / Гуслова М.Н.. – М.: «Academia», 2010 – 342с.
26. Основы социальной работы/Ред. А.Т. Шмелева. – М.: Аспект – Пресс, 2001. – 418 с.
27. Осокина Г.И. Сотрудничество семьи и детского сада в приобщении детей к здоровому образу жизни // Инструктор по физической культуре. - 2008. - № 1. – с. 90-96.
28. Официальный сайт Департамента социальной защиты населения города Москвы. - http://www.dszn.ru/work/socdeti/doppos/5child2009
29. Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми / Министерство социальной политики Красноярского края / К. Подвербная. - Красноярск: КГУ, 2003. - 117 с.
30. Попов А.И. Мегаполис как объект управления. - М.: Аспект – Пресс, 2008. – 311 с.
31. Психосоциальная поддержка семьи группы риска как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2005.-213 с.
32. Психосоциальная поддержка семей группы риска - как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия/Редактор С. Беличева. – М.:«Социальное здоровье России», 2011. – 245 с.
33. Реан А. Семья: психология, педагогика, социальная работа. – М.: АСТ, 2010.-576 с.
34. Рожков В.В. Анализ данных социологического опроса многодетных семей / В.В. Рожков, В.Д. Великанов, Т.М. Васнева, С.А. Соломатина // Социальное обозрение. - 2003. - №1-2. - С.33-38.
35. Савинов Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей. – М.: Дашков и К, 2013. – 213 с.
36. Савинов Л. И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2010.- 196 с.
37. Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее / науч.ред. В. В. Петров.- Саранск: Изд-во Морд. ун-та, 2012.- 144 с.
38. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. – М.: Наука, 1994. – 218 с.
39. Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева - 2002. - № 4 - С. 65-68.
40. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. Монография/ Корсаненкова Ю.Б.. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 356 с.
41. Социальная работа с семьей и детьми. / Тюрина Э.И., Кучукова Н.Ю., Пенцова Е.А. – М.: Academia, 2009.- 288с.
42. Тен Е.Е. Основы социальной медицины. - М.: Форум, 2003. – 214 с.
43. Тетерский С. В. Введение в социальную работу: учеб. пособие. – М.: Дашков и Ко, 2004. – 318 с.
44. Технология социальной работы: учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Дону, 2006. – 311 с.
45. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: «Дашков и Ко», 2004. - 236 с.
46. Торохтий В. С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: учеб. пособие. – М.: Альтея, 2000. – 522 с.
47. Черняк Е.М. Трансформация института семьи в условиях социальной культурной модернизации. - М.: Аспект – Пресс, 2004. – 237 с.
48. Шеляг Т.В. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т.В. Шеляг // Социальная педагогика. 2005. - №1. - С.53-56.
49. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Эксмо – Пресс, 2010. – 396 с.
50. Эйдемиллер Э.Г.Психология и психотерапия семьи. / Э.Г. Эйдемиллер, В.Юстицкий - СПб.: Питер, 2009 – 307с.
Метод эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семья
Введение
Актуальность. Проблема воспитательных влияний дошкольного образовательного учреждения и семьи не нова. Но, рассматривая каждый воспитательный институт в отдельности, можно сказать, что и в детском саду и в семье, в качестве отдельных образовательных систем, есть как преимущества, так и недостатки.
Для детского сада недостатками являются бизнес-форма общения воспитателя с детьми, эмоциональная недостаточность, наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком в отдельности, сравнительная жесткость режима дня общение с детьми одного возраста. Преимуществом, конечно, является наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических, целенаправленного воспитания и обучения детей, применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным и возможностям дошкольников, понимание их духовных потребностей, разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников.
Для семьи характерны сравнительно "мягкие" отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений, постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка, индивидуальная, с которыми сталкиваются педагогических воздействий к ребенку, подвижный режим дня, возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов. И, говоря о недостатках семейного воспитания, можно сказать, что в семье, как правило, родители сформированы отрывочные представления о воспитании, и, таким образом, они, как правило, используют педагогической литературе. Так же для семей характеризуются природа элементарного воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов специфические образования, стремление взрослых создать в семье условия для себя, непонимание ими важности этих условий для ребенка непонимание возрастных особенностей дошкольников, представление о детях как о низких взрослых, стремление оценивать не его поведение, а его личность, малосодержательность деятельности ребенка в семье, недостаток общения с детьми в игре.