Планирование как функция управленческой деятельности в ДОУ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 29 29 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 23.03.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика планирования как функции управления 5
1.1.Функции управления. Сущность и виды 5
1.2.Содержание функции планирования, формы и виды планирования 7
2.Управленческая деятельность в ДОУ 12
2.1.Управление дошкольным образовательным учреждением: сущность, состав и структура 12
2.2. Специфика и методы управления ДОУ 15
3.Специфика планирования в ДОУ 19
3.1.Принципы и задачи планирования в дошкольном образовательном учреждении 19
3.2. Особенности планирования в ДОУ 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Фрагмент для ознакомления

При планировании учитывается основная задача, возраст детей и концепции воспитания, в соответствии с которыми подбираются методы воздействия.План – основной документ, на котором основана деятельность специалистов. Формой планирования является совокупность различных видов планирования, применяемых в конкретном дошкольном учреждении. Одновременно могут применяться несколько форм и видов планирования.Реализация плана происходит на основном этапе педагогического процесса, где осуществляется взаимодействие воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения. Проводится постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, позволяющий провести своевременную коррекцию в случае необходимости.В зависимости от уровня управления существуют:Стратегическое планирование. Срок 3-5 лет, Определяются цели общие цели учреждения. Их вариативность зависит от выбранного способа конкретизации, а также от приоритетов в деятельности учреждения. Логика формулирования целей и задач образования позволит выразить планируемые результаты в «модели выпускника»- теоретическом образе, который служит основанием для проектирования образовательной политики учреждения, формирования требований к уровню профессионализма педагогов, а также является основным критерием эффективности образовательного процесса. Благодаря нему возможно соотнести полученные результаты с ожиданиями. Целями могут служить: психоэмоциональная готовность выпускников к обучению в школе, познавательная мотивация, общекультурная и предметно-ориентированная подготовка, готовность к адаптации к условиям образования повышенного уровня.Текущее планирование. Срок 1-3 года. Осуществляется в рамках подготовки годового плана работы, являющегося обязательным документом дошкольного образовательного учреждения. Тактическое планирование направлено на решение конкретных задач. В том числе совершенствование деятельности педагогического коллектива в учебном году. Этот вид планирование включает мероприятия по работе с педагогическим, медицинским, обслуживающим персоналом, а также педагогическому просвещению родителей.Учебный план образовательного учреждения отражает:-состав образовательных областей и видов занятий;-распределение учебного времени на неделе, которое отводится на освоение содержания образования по возрастным группам, учебным видам занятий;-максимально допустимую недельную нагрузку;-реализуемые направления дополнительного образования: научно-технические, спортивно-техническое, художественное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, эколого-биологическое,военно-патриотическое, социально-педагогическое, социально-экономическое, естественно- научное.3. Оперативное планирование. Срок до нескольких месяцев.Основой планирование является выявление и изучение существующих ресурсов учреждения. Ресурсами являются:-дидактические, научно-педагогические и информационные ресурсы. Они одинаковы для всех дошкольных образовательных учреждений одного вида;-кадровые ресурсы. Педагогическая квалификация коллектива;-ресурсы социального партнерства, связи;-материальные ресурсы;-финансовые;-временные и т.п.План может быть составлен в трех формах: текстовой, сетевой и графической.При текстовой форме планирования план составляется в форме текста. Такая форма наиболее удобна для решения текущих краткосрочных задач. Однако возникают сложности со внесением изменений в такую форму планирования. Нет возможности представить весь объем запланированной работы. Нет последовательности и целенаправленности.Сетевая форма заключается в составлении сеток, таблиц и циклограмм. Незаменима в детальном планировании. Помогает выявить и провести анализ взаимосвязи различных мероприятий, эффективно распределить имеющиеся ресурсы. Графическая форма планирования предполагает отображение содержания плана в виде графиков. Удобна при демонстрации количественных показателей. Наглядность. Главными планами в управлении дошкольным образовательным учреждением являются годовой и календарный планы.Годовой план составляется, как правило, заведующей и методистом. Содержит план работы всего коллектива образовательного учреждения в течение года. Идет выделение главных задач, определение форм выполнения плана. Такой план обязательно включает в себя: анализ результатов предыдущего года, планирование деятельности на учебный год, обеспечение здоровья и здорового образа жизни воспитанников, соответствии уровня воспитания и реализуемой программы. В зависимости от полученных результатов формируются цели и задачи мероприятий по выбранным направлениям.Календарный план содержит конкретные даты проведения мероприятий, указанных в годовом плане. В нем конкретизируются задачи и содержание работы.ЗаключениеВ современных условиях глобализации, переходу к рыночной экономике, к отечественным дошкольным образовательным учреждениям предъявляется большое количество требований относительно качества воспитания и образования. Качество воспитательного процесса напрямую зависит от того, насколько эффективным является управление. Эффективный менеджмент позволяет оптимизировать образовательный процесс.Планирование является ключевой управленческой функцией, позволяющей добиться максимально эффективной деятельности каждой структурной единицы, а также всей организации в целом. Качественное планирование позволяет прогнозировать результаты, а также помогает в достижении общих целей и задач. Эффективный руководитель создает оптимальные условия, позволяющие максимально эффективно взаимодействовать в образовательном процессе.В первой главе были рассмотрены функции управления, их особенность и взаимосвязь. Выделены общие характеристики планирования как функции управления. Рассмотрены формы и виды планирования. Выявлено, что целью планирования является достижение намеченных целей, выполнение поставленных задач.Во второй главе раскрыта сущность управленческой деятельности в ДОУ. Установлено на основе каких нормативных актов оно осуществляется. Определено, что основным нормативным актом, регулирующим деятельность дошкольного образовательного учреждения является Закон «Об образовании в Российской Федерации». Также во второй главе выявлены уровни структуры управления ДОУ. Определены основные направления работы заведующего и методы, используемые при управлении учреждением.В третьей главе показана специфика планирования в ДОУ. Указано на какие принципы опирается планирование. Проанализированы главные задачи планирования в ДОУ, рассмотрены этапы планирования. Изучены основные виды планов: календарный и годовой. Педагогический процесс является целостным, общим и единым, является сочетанием различных видов деятельности: труда, игры, учебной, спортивной и художественной, направленных на достижение целей и решения конкретных задач. При планировании важно учитывать специфику работы дошкольного образовательного учреждения, что позволит максимально эффективно осуществлять деятельность на всех этапах и всеми структурными единицами.Список использованной литературыФЗ «Об образовании»;Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М. : «Сфера», 2010;Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : «Проспект», 2009;Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова Ю.В. и др. Дошкольное образование. Словарь терминов/ - М.: Айрис-пресс, 2005;Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов 3-е изд. – СПб. : «Питер», 2008;Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2007;Женилко М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/ Под ред. Н.Ф. Дика. – Изд. 2-е – М: Феникс, 2006;Казакова И. Н. Годовое планирование в ДОУ: трудности, ошибки, пути преодоления. - М. : ТЦ «Сфера», 2010;Коробицына Т.А., Пахомова Б.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие – Архангельск: АО ИППК РО, 2010;Лященко Н.Н., Поздняк Л.В., Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для педагогических вузов Изд. 5-е, М.: Издательский центр «Академия», 2006;Новикова Г.П. Управление дошкольным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителя ДОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007;Румянцева З.П.Общее управление организацией. Теория и практика: М.: Инфра -М, 2005; Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. 5-е изд, перераб. И доп. –М: «Дашков и К», 2008;Солнцева О.В., Крулехт М.В., Бабаева Т.И. Дошкольная педагогика. Программа дисциплины и методические рекомендации к ней. Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2004;Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005;Одиннадцать способов спасти время с помощью планирования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – №3. – с. 13;http://nsportal.ru/detskii-sad/ - социальная сеть работников образования

Список использованной литературы

1. ФЗ «Об образовании»;
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М. : «Сфера», 2010;
3. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : «Проспект», 2009;
4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова Ю.В. и др. Дошкольное образование. Словарь терминов/ - М.: Айрис-пресс, 2005;
5. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов 3-е изд. – СПб. : «Питер», 2008;
6. Гончаров В.И. Менеджмент: Учеб. пособие. – Мн.: Мисанта, 2007;
7. Женилко М.Ю. Детский сад от А до Я: Книга руководителя, воспитателя, психолога дошкольного образовательного учреждения/ Под ред. Н.Ф. Дика. – Изд. 2-е – М: Феникс, 2006;
8. Казакова И. Н. Годовое планирование в ДОУ: трудности, ошибки, пути преодоления. - М. : ТЦ «Сфера», 2010;
9. Коробицына Т.А., Пахомова Б.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: планирование и методическая работа: учебно-методическое пособие – Архангельск: АО ИППК РО, 2010;
10. Лященко Н.Н., Поздняк Л.В., Управление дошкольным образованием: Учебное пособие для педагогических вузов Изд. 5-е, М.: Издательский центр «Академия», 2006;
11. Новикова Г.П. Управление дошкольным учреждением в современных условиях: Пособие для руководителя ДОУ. – М.: Вентана-Граф, 2007;
12. Румянцева З.П.Общее управление организацией. Теория и практика: М.: Инфра -М, 2005;
13. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. 5-е изд, перераб. И доп. –М: «Дашков и К», 2008;
14. Солнцева О.В., Крулехт М.В., Бабаева Т.И. Дошкольная педагогика. Программа дисциплины и методические рекомендации к ней. Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена. 2004;
15. Троян А.Н. Управление дошкольным образованием: учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
16. Одиннадцать способов спасти время с помощью планирования // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2009. – №3. – с. 13;
17. http://nsportal.ru/detskii-sad/ - социальная сеть работников образования

Вопрос-ответ:

Какая роль играет планирование в управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения?

Планирование является одной из основных функций управления в дошкольном образовательном учреждении. Оно позволяет определить цели и задачи учреждения, спланировать ресурсы и управленческие действия для их достижения. Планирование также помогает прогнозировать будущие изменения и принимать решения на основе анализа данных.

Какова сущность и виды функций управления в дошкольном образовательном учреждении?

В основе функций управления лежит решение проблем и задач, связанных с организацией и руководством дошкольным образовательным учреждением. Сущность функций управления заключается в планировании, организации, мотивации и контроле. Виды функций управления включают планирование, организацию, мотивацию, координацию и контроль.

Каковы формы и виды планирования в дошкольном образовательном учреждении?

Формы планирования в дошкольном образовательном учреждении включают стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и включает определение миссии, целей и стратегии развития учреждения. Тактическое планирование относится к среднесрочному периоду и включает определение конкретных задач и планов для их достижения. Оперативное планирование осуществляется на краткосрочную перспективу и включает планы на день, неделю или месяц.

Каковы специфика и методы управления дошкольным образовательным учреждением?

Управление дошкольным образовательным учреждением имеет свою специфику, связанную с особенностями работы с детьми дошкольного возраста. Оно включает организацию образовательного процесса, формирование коллектива педагогов, управление финансами и ресурсами, взаимодействие с родителями и другими структурами. Методы управления включают делегирование полномочий, коммуникацию, мотивацию, контроль и планирование.

Какая роль планирования в управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения?

Планирование играет важную роль в управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения. Оно позволяет определить цели и задачи учреждения, разработать планы действий, оптимизировать ресурсы и контролировать их использование. Планирование помогает обеспечить эффективное и системное функционирование ДОУ.

Какие виды планирования применяются в дошкольных учреждениях?

В дошкольных учреждениях используются различные виды планирования. Одним из них является стратегическое планирование, которое определяет долгосрочные цели и стратегии развития ДОУ. Также применяется тактическое планирование, которое направлено на достижение конкретных задач в ближайшей перспективе. Еще одним видом планирования является оперативное планирование, которое состоит в распределении ресурсов и управлении текущими задачами и процессами.

Какие функции управления присутствуют в дошкольном образовательном учреждении?

В дошкольном образовательном учреждении присутствуют основные функции управления, включающие планирование, организацию, мотивацию и контроль. Планирование позволяет определить цели и разработать планы действий. Организация включает в себя распределение ресурсов, ассигнование обязанностей и координацию деятельности. Мотивация направлена на стимулирование сотрудников к достижению целей. Контроль позволяет оценить результаты и корректировать планы при необходимости.

Какая специфика управления дошкольным образовательным учреждением?

Управление дошкольным образовательным учреждением имеет свою специфику, связанную с особенностями работы с детьми дошкольного возраста. В учреждении необходимо обеспечить качественное и разнообразное образование, создать благоприятную и безопасную среду для развития детей, удовлетворить их потребности и обеспечить их полноценное включение в образовательный процесс. Кроме того, управление учреждением также включает работу с педагогическими и административными кадрами, а также взаимодействие с родителями и другими заинтересованными сторонами.

Каковы функции управления в дошкольном образовательном учреждении?

В дошкольном образовательном учреждении функции управления включают организацию и регулирование работы учреждения, планирование и контроль за выполнением задач, принятие управленческих решений, а также координацию и мотивацию сотрудников.

Какова специфика управления в дошкольном образовательном учреждении?

Специфика управления в дошкольном образовательном учреждении заключается в необходимости создания оптимальных условий для развития и воспитания детей дошкольного возраста, соблюдения требований государственных образовательных стандартов, а также в учете потребностей родителей и обладания специфическими методами и подходами.

Какие принципы и задачи планирования существуют в дошкольном образовательном учреждении?

Основными принципами планирования в дошкольном образовательном учреждении являются индивидуальный подход к каждому ребенку, комплексное развитие детей, учет интересов и потребностей семей, сотрудничество с родителями и обществом. Задачи планирования включают определение целей и задач дошкольного образования, разработку образовательных программ, организацию образовательного процесса, контроль и оценку его результатов.

Каковы формы и виды планирования в управлении дошкольным образовательным учреждением?

Формы планирования в дошкольном образовательном учреждении могут включать долгосрочное планирование (например, на год), краткосрочное планирование (например, на месяц), оперативное планирование (например, на неделю) и планирование в рамках конкретных проектов или мероприятий. Виды планирования могут быть общеобразовательным, развивающим, коррекционно-развивающим, воспитательно-образовательным и др., в зависимости от целей и задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением.