Влияние византийской государственности и византийского права на государственно-правовое развитие славянских народов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История государства и права
  • 25 25 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 02.04.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Исторические факторы, определяющие рецепцию иностранного права в России 5
2. Рецепция византийского права у славянских народов 8
3. Рецепция Византийского права в России в IX-XV вв. 17
Заключение 23
Список источников и литературы 24
Фрагмент для ознакомления

К одним из первых письменных источников права были договоры русских княжеств с Византией. Дальнейшее развития княжества принимали свои собственные письменные источники. В то же время, большая часть содержания таковых была заимствована из византийского и римского права - Прохирона, Номоканона, Эклоги, Новелл и Дигест Юстиниана, что стало одним из первых проявлений римского права в правовой системе Древней Руси. Необходимо отметить, что важнейший памятник древнерусского права – «Русская Правда» - не был результатом правовой рецепции, а стал результатом обобщения местных правовых традиций и обычного права, необходимость систематизации которого появилась в тот период.Принятие христианской идеологии привело к включению в правовую сферу целого ряда действий и событий в качестве юридических фактов, которые ранее таковыми не являлись. В.Н. Синюков в связи с этим отмечает: «Природа связи факта и нормы не логическая, а культурно-историческая. Идентификация поведения в качестве юридического факта детерминирована тем, включено ли это поведение в правовое пространство данной культуры». С принятием христианской идеологии многие нормы поведения по-новому переосмысливались, что вызывало необходимость распространения на них правового регулирования.И всё же наиболее важным событием, сопровождавшим принятие православия на Руси, была рецепция византийской «идеи права». Кириллом и Мефодием на славянско-болгарском языке была изложена терминология византийского христианства. Широчайшее распространение нашел прием транспозиции: перенесение лексической единицы из бытового языка на терминологический уровень. Многие исконно славянские слова, обогатившись новыми смыслами, приобрели категориальную окраску и стали играть особую мировоззренческую роль. Соответственно, греческие слова дикайосюнэ (справедливость, законность, праведность, правосудие, судопроизводство, благодеяние) и алетейя (а-Летейя - то, что не смываемо водами Леты, что не подвластно забвению, истина, действительность, подлинность, в том числе истинность веры, Бога) заменили слова «правда» и «истина» [4 с.16]. Под правдой понимался путь к истине и она сама должна быть истинной.Вследствие чего весь спектр нормативных функций - указывать закон, предоставлять права, производить приговоры, присуждать воздаяния - сосредотачивается в высшем, божественном начале, а значит, должен реализовываться через представителя Бога на земле [7 с.231]. Таким представителем в византийской традиции был Государь в союзе с Церковью, а на Руси им стал – Великий князь.Таким образом, право в Древней Руси перестало быть воплощением в обычаях естественного, природного начала, характерного для варварского (языческого) этапа развития славянского государства, и стало прерогативой верховной власти в лице союза относительно светского главы государства и церкви, и выражало собой не только «волю господствующего класса», но и особый способ подтверждения и удержания власти политической и религиозной элитой.Стоит отметить то обстоятельство, что Русь, воспринимая византийскую «идею права», не усвоила теоретической части восточно-римской юриспруденции, сложной правовой терминологии и сложных юридических конструкций, описывавших разнообразные проявления права. Христианская парадигма укоренялась в русской культуре бытовым, стихийным образом в результате отправления церковного культа и соответствующей практики. Поэтому не было необходимости усваивать сложные идеологические построения, поскольку достаточно было следовать рутине ритуалов. Примерно тоже самое происходило и с христианизацией права Древней Руси.Буквально заимствовались нормы, которыми регламентировались отношения между ставшими частью православного мира славянами, но не воспринималась соответствующая юридическая теория, рутина повторения заменяла глубину понимания. Вплоть до XVI в. социальные, политические, в т.ч. и правовые, теории не находили в России своего выражения в доктринальной форме, не имели вида сколько-нибудь четко сформулированных положений [4 с.12].Существует и иная точка зрения на причину невосприятия зарождавшейся российской правовой системой теоретических основ византийского права, а также отсутствие концептуальной теории права у восточных славян. Это объясняется тем, что рецепция византийского права правом Древней Руси протекала на фоне существенного культурного разрыва между этими государствами, что привело к усвоению не всего массива права, а лишь тех его фрагментов, которые необходимы для воспроизведения во вновь создаваемых правовых порядках основного смысла заимствуемого права, в данном случае его христианской идеи. Восприятие византийского права значительно отличалась от традиционного образа права славян, что препятствовало полному восприятию реципируемого права, а также порождало своеобразные трактовки части заимствуемых элементов правовой культуры [11 с.231].Несмотря на господствующую роль Византийской православной церкви по отношению к Русской православной, византийскими религиозными патриархами не предпринималось попыток полностью контролировать функционирование правовой системы Руси, добившись единообразия только в принципиальных сферах (статус церкви, отношения со светской властью, семейно-наследственные отношения, отчасти процесс и еще несколько правовых институтов). Следствием христианизации русского права явилось искоренение пережитков языческого уклада – ордалий и кровной мести. Запрещались также ростовщичество и получило упорядочение брачно-семейных отношений.В некоторых случаях происходило не прямое заимствование византийской государственно-правовой традиции, а как вольный пересказ иностранного текста. Так, напр., разъездная система управления, когда князья, путешествуя по стране и устраивая пиры, не просто собирали дань и утверждали свою власть, а вместе с народом участвовали в магическом общении с богами. Сбор дани превращался в жертвоприношение, когда поданные приносили князю вещи, а получали взамен часть княжеской удачи и расположение богов, духов предков. Соответственно княжеский пир являлся ритуальным потлачем. Поэтому после принятия христианства и отказа от языческой веры «разъездная система управления» достаточно быстро была заменена системой погостов, то есть центров власти и христианского окультуривания. Погосты были проявлением христианизации Руси по византийскому образцу. При этом, стоит отметить, что к числу буквальных копий константинопольских порядков никак не относились.В то же время стоит отметить, что на территории Руси возникали своеобразные анклавы, где в полном объеме применялось византийское право. К их числу, прежде всего, относятся церковные владения, а также, многочисленные монастыри. Русское право за монастырскими стенами от византийского оригинала отличалось [13 с.131]. Итак, в подведении итога вышеизложенному, можно сказать, что на начальном этапе становления русское право подверглось сильнейшему влиянию со стороны византийского права, рецепция которого, в свою очередь, стала результатом принятия религиозной идеологии православного христианства. Вместе с тем, данная рецепция абсолютного характера не носила и не состояла в тотальном копировании византийских источников права, она, в первую очередь, стала заимствованием правовых норм и институтов, которые служащие для регулирования новых общественных отношений, возникающих под воздействием христианства.ЗаключениеИтак, подведем итог настоящего исследования.Невозможно опровергнуть существование такого явления как рецепция права. Как впрочем, сложно отрицать и факт влияния на русское право права иностранного.Для России существенным является тот факт, что рецепция в нашей стране носила волновой характер, а каждая из волн совпадала с наиболее важными событиями в жизни страны, которые были связаны с глобальными изменениями в государственном устройстве.Первая волна рецепции приходится на момент становления Российского государства, и, вместе с тем, стала фактором, который сопутствовал принятию языческой страной православия. Следующая волна совпала с возникновение идеи «Москва – Третий Рим» и провозглашением особой роли России как хранительницы «римского наследия».Развитие правовой системы с использованием зарубежного правого опыта можно объяснить также тем, что такое заимствования является наиболее рационального решения возникающих проблем. В данном случае нет необходимости задействовать экономические и человеческие ресурсы в то время, когда можно обратить свой взгляд в истории и там найти нужный ответ.Так или иначе, хочется надеяться, что в век глобализации российская правовая система заимствует только те элементы иностранного и международного права, которые действительно займут свое достойное место в российском праве, но в то же время, сохранит свою самобытность и неповторимость, связанную с особым мировоззрением русского народа.Список источников и литературыАбдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / И.В. Абдурахманова. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2012. - 480 c.Альбов А.П. История государства и права России: Курс лекций / А.П. Альбов, О.В. Симанин. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 352 c.Бушуев С.В. История государства Российского. Книга 2. XVII-XVIII вв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. - Новосиб.: Сиб. хронограф, 2012. - 414 c.Влияние византийского права на древнерусское и российское законодательство X - XVII вв. (опыт сравнительного анализа): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. / Чемеринская В.В.Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / А.А. Вологдин. - М.: Юрайт, 2013. - 767 c.Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948г.Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991г.Дмитревский Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c. Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов; Под ред. К.И. Батыр. - М.: Проспект, 2013. - 576 c. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 800 c. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.А. Исаев. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 959 c.Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c. Клеандрова В.М. История государства и права России: Учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев; Под ред. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 2012. - 576 c. Лысенко О.Л. История государства и права зарубежных стран. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и Средние века: Учебник / О.Л. Лысенко. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 720 c. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран: Краткий курс лекций / А.В. Попова. - М.: Юрайт, 2013. - 222 c. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 811 c.

1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран: Учебное пособие / И.В. Абдурахманова. - М.: ИНФРА-М, Академцентр, 2012. - 480 c.
2. Альбов А.П. История государства и права России: Курс лекций / А.П. Альбов, О.В. Симанин. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 352 c.
3. Бушуев С.В. История государства Российского. Книга 2. XVII-XVIII вв.: Историко-библиографические очерки / С.В. Бушуев. - Новосиб.: Сиб. хронограф, 2012. - 414 c.
4. Влияние византийского права на древнерусское и российское законодательство X - XVII вв. (опыт сравнительного анализа): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.ю.н. / Чемеринская В.В.
5. Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / А.А. Вологдин. - М.: Юрайт, 2013. - 767 c.
6. Всеобщая декларация прав человека. Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948г.
7. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22.11.91г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 г.
8. Дмитревский Н.П. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и средние века: Учебник для вузов / Н.П. Дмитревский. - М.: Зерцало-М, 2013. - 640 c.
9. Исаев И.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов; Под ред. К.И. Батыр. - М.: Проспект, 2013. - 576 c.
10. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник / И.А. Исаев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 800 c.
11. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.А. Исаев. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 959 c.
12. Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М. Карамзин. - М.: Эксмо, 2013. - 1024 c.
13. Клеандрова В.М. История государства и права России: Учебник / В.М. Клеандрова, Р.С. Мулукаев; Под ред. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 2012. - 576 c.
14. Лысенко О.Л. История государства и права зарубежных стран. В 2-х т.Т. 1. Древний мир и Средние века: Учебник / О.Л. Лысенко. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 720 c.
15. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран: Краткий курс лекций / А.В. Попова. - М.: Юрайт, 2013. - 222 c.
16. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 811 c.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказала византийская государственность на государственно-правовое развитие славянских народов?

Византийская государственность оказала значительное влияние на государственно-правовое развитие славянских народов. Славянские княжества заключали договоры с Византией, что стимулировало развитие письменности и права. Были приняты нормы византийского права, которые влияли на организацию государства и правовые институты. Кроме того, византийская культура и духовенство оказали значительное влияние на развитие правовой мысли славянских народов.

Какие исторические факторы определяли рецепцию иностранного права в России?

Рецепция иностранного права в России определялась несколькими факторами. Во-первых, контакты между Россией и другими государствами, такими как Византия, способствовали обмену правовыми нормами. Во-вторых, осознание необходимости совершенствования внутреннего права и привлечения зарубежного опыта. В-третьих, роль элиты, которая стремилась внедрить новые правовые решения в российско-славянскую государственность. Эти факторы сыграли важную роль в рецепции иностранного права в России.

Как происходила рецепция византийского права у славянских народов?

Рецепция византийского права у славянских народов происходила через заключение договоров с Византией. В этих договорах признавались и принимались нормы византийского права, что влияло на организацию государства и правовые институты. Некоторые славянские народы также приняли культурные и правовые нормы Византии под влиянием духовенства и культуры.

Какое было влияние Византийского права в России в IX-XV веках?

Византийское право оказало значительное влияние на Россию в IX-XV веках. В этот период российские княжества заключали договоры с Византией, в которых принимались правовые нормы и принципы Византийского права. Эти нормы влияли на организацию государства, судебную систему, а также на формирование правовых институтов и обычаев в России.

Какое влияние оказала Византийская государственность на правовое развитие славянских народов?

Византийская государственность оказала значительное влияние на правовое развитие славянских народов. Они унаследовали от Византии систему законодательства и административного устройства, а также приняли многие юридические нормы и институты. Это способствовало формированию и развитию славянских государственных систем и правовых традиций.

Какие исторические факторы определяли рецепцию иностранного права в России?

Рецепция иностранного права в России определялась несколькими историческими факторами. Во-первых, это была культурная и духовная связь России с Византией и Западной Европой. Во-вторых, это была необходимость адаптации к новым социальным, экономическим и политическим условиям. В-третьих, это была стремительная модернизация и современность России, которая требовала познания и внедрения западных законодательных систем.

Какое влияние оказало Византийское право на славянские народы?

Византийское право оказало значительное влияние на славянские народы. Они заимствовали многие правовые нормы и институты, такие как законодательство, административное устройство, правила владения и наследования земельными участками и др. Византийское право также влияло на правосудие и судебную систему славянских народов. Это способствовало укреплению государственности и правопорядка в этих регионах.

Как проявлялась рецепция Византийского права в России в IX-XV веках?

Рецепция Византийского права в России в IX-XV веках проявлялась в принятии и адаптации норм и институтов византийского права в отечественное законодательство. Русские княжества, поддерживая контакты с Византией, усваивали и внедряли в свою практику такие понятия как права собственности, наследственное право, право супругов и многое другое. Это было неотъемлемой частью процесса государственно-правового развития Руси.

Как византийская государственность и византийское право повлияло на государственно-правовое развитие славянских народов?

Влияние византийской государственности и византийского права на государственно-правовое развитие славянских народов было значительным. Оно проявилось во многих аспектах, включая административную организацию, юридическую систему, право, культуру и религию. Византия внесла важные институты и принципы, которые стали основой для развития славянских государств и правовой системы.

Какие исторические факторы определяют рецепцию иностранного права в России?

Рецепция иностранного права в России определяется несколькими историческими факторами. Одним из них является политическое и территориальное влияние соседних государств, включая Византию. Вторым фактором является культурный обмен и усвоение иностранных правовых традиций. Третий фактор - потребность в модернизации и совершенствовании российской правовой системы путем заимствования лучших практик и решений из других стран.