Организация поместного хозяйства в Греции IV в. до н.э. по Ксенофонту Домострой

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Древняя
  • 26 26 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 31.03.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3

1. «Эпоха кризиса» 6
2. Земледельческое поместье 11
2.1. Земледельческие работы 12
2.2. Организация хозяйства 14
3. Садоводство, скотоводство и торговля 17
3.1. Садоводство 17
3.2. Скотоводство 18
3.3. Ремесло и торговля 19
4. Домоводство 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Фрагмент для ознакомления

Лошадей разводили, главным образом, для военных нужд. Однако к IV в. до н.э. среди золотой молодежи распространяется конный спорт, и за лошадей некоторые ее представители готовы были платить огромные деньги. В отношении волов и мулов, Ксенофонт упоминает, что их используют для молотьбы. Под ноги животным подкидывали колосья, чтобы они топтали их. Для проведения данных работ даже существовала особая должность молотильщика в поместье. Задачей таких работников было прогонять животных по кругу, подбрасывая равномерно по кругу колосья им под ноги.Автор упоминает также и то, что для увеличения массы у животного ему следует давать больше корма.Таким образом, Ксенофонт рассматривает скотоводство, как вспомогательное занятие для земледелия, не исключая и возможность получения дохода, занимаясь только им.Ремесло и торговляРемесло и торговля были широко развиты в Древней Греции, но считались недостойными для гражданина занятиями. Ими занимались, как правило, рабы и метеки. Подобных взглядов придерживался и Ксенофонт. Он пишет: «занятие так называемыми ремеслами зазорно и, естественно, пользуется очень дурной славой в городах». Негативными сторонами данного занятия он считает сидячий образ жизни и проведение большей части времени в помещении, что вредит здоровью и не позволяет принимать активное участие в общественных делах и нести военную службу. Тем не менее в Афинах, как отмечают исследователи, было много граждан, занимавшихся ремеслом. Сократ в своих «Воспоминаниях» писал, что Народное собрание состоит из башмачников, плотников, кузнецов, рыночных торговцев и купцов.Торговля также признается недостойным для гражданина делом, но использование товарно-денежных отношений для развития дела Ксенофонт считал возможным.С ростом и развитием ремесленного производства и увеличением роли торговли в экономике государства коренным образом изменяется и отношение граждан к данному виду деятельности, который рассматривается теперь как основа благоденствия государства. Ксенофонт, например, в своем трактате «О доходах» уже пишет о необходимости покровительства купцам и судовладельцам, в виду того, что занятия торговлей ведут к «большому доходу государству».ДомоводствоДомоводство рассматривается Ксенофонтом, как наука об управлении хозяйством. Данной отраслью знания, по его мнению, полезно овладеть не только владельцу поместья, но и любому человеку, так как, даже не имея земли, зная основы хозяйствования, можно хорошо устроиться, управляя чужим имением.Домоводство – наука, позволяющая эффективно управлять своим хозяйством, получая высокую прибыль. Важность ее Ксенофонт доказывает, приводя в своем трактате примеры того, как одни, обладая огромными богатствами, разоряются, так как не могут ими рационально распорядиться; а другие, обладая небольшими средствами не только не утрачивают их, но и значительно приумножают. Значительную роль в домоводстве Ксенофонт отводит жене. Он считает, что подготовка жены – дело мужа, ведь замуж она выходит в юном возрасте, практически не имея существенных знаний о мире. В то же время, у хорошего мужа и жена – верный советник во всех хозяйственных делах.Обязанности и предназначение жены он видит в следующем:Рождение и воспитание детей;Ведение домашних дел:– распределение работ между слугами;- хранение и распределение припасов;- обучение и уход за больными слугами.Забота о порядке в доме – также задача женщины. Однако Ксенофонт подчеркивает, что муж при этом должен дать ей первоначальные указания об имеющемся имуществе и его расположении в доме. Для этого необходимо, чтоб у каждой вещи было свое место, слуги знали об этом и, взяв что-либо, клали обратно. Так легче и следить, что есть в хозяйстве, а чего недостает и необходимо приобрести.Порядок в доме обеспечивает и красоту: «А как красиво, когда обувь стоит в ряд, какая бы она ни была; какой красивый вид представляют плащи рассортированные, какие бы они ни были; красивый вид у постельных покрывал; красивый вид у медной посуды; красивый вид у столовых скатертей; наконец, красиво — это смешнее всего покажется человеку не серьезному, а любящему поострить, — что и горшки, расставленные в хорошем порядке, представляют, по-моему, что-то стройное. Все остальные вещи уже, может быть, от этого кажутся красивее, что они поставлены в порядке: каждый вид напоминает хор вещей, да и пространство в середине между ними кажется красивым, потому что каждая вещь лежит вне его: подобным образом круговой хор не только сам представляет красивое зрелище, но и пространство внутри его кажется красивым и чистым». Из трактат Ксенофонта можно узнать об устройстве жилища древних греков. Дом располагался так, чтобы фасад здания выходил на солнечную сторону. Весь дом разделен на женскую и мужскую половины. Все предметы и запасы в доме должны быть расположены в зависимости от назначения и надобности. Отдельно размещались вещи необходимые в быту и те, что доставали только по праздникам. Имуществом и запасами ведала экономка под контролем жены.Внешний вид жены также заслуживает внимание автора. По мнению Ксенофонта, жена должна всегда выглядеть опрятно, но не скрывать под косметикой и каблуками своей природной красоты. Поддерживать себя в форме он советует подвижным образом жизни и личным участием в домашних делах.Таким образом, по мнению Ксенофонта, эффективно и рационально организовать и вести свое хозяйство помогает наука домоводство. При этом наибольшего успеха достигают те владельцы имений, кто действует сообща с женой, передавая ей заботы о дом и слугах.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, проведенное исследование показало, что трактат Ксенофонта «Домострой» был написан в «эпоху кризиса» в Древней Греции, который выразился в изменении характера земельной собственности, имущественном расслоении и поляризации общества, усилении роли негражданского населения в экономической и социальной жизни государства, приведших в итоге к невозможности дальнейшего гражданского сотрудничества. Данные изменения отразились и на отношении граждан к таким занятиям, как ремесло и торговля, считавшихся недостойными свободного человека. Эти особенности отразились в сочинении мыслителя.На основе анализа трактата можно представить себе организацию поместного хозяйства в Древней Греции.Описываемое Ксенофонтом хозяйство – натуральное земледельческое рабовладельческое хозяйство. Трудиться на земле должны рабы, а задача барина заключается в контроле за надлежащим качеством исполнения работ. Для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы он сам вникал во все тонкости техники. Именно поэтому автор дает практические советы по выбору участка, обработке почвы, посеве семян и сборе урожая. Отдельная глава посвящена садоводству, так как фруктовые деревья, маслины и виноград составляли основные статьи доходов граждан и государства в целом.Важное значение отводится принципу разделения труда, являвшимся прогрессивным для своего времени. В трактате упоминаются такие специалисты, как управляющий (подготовкой которого должен заниматься сам хозяин, экономка, молотильщики, домашние слуги. В отношении занятий ремесла и торговли он придерживается консервативных взглядов, но допускает использование товарно-денежных отношений для получения прибыли.Устройству самого дома также уделено особое внимание в трактате. Ксенофонт описывает расположение здания и комнат в нем, указывает на важность порядка в доме, за которым следует следить жене.Хорошая жена, по мнению автора, воспитывается самим мужем, благодаря чему становится верной помощницей и освобождает его от забот о домашнем хозяйстве.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГлускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. – Л., 1975. - С. 71-100.Голубцова Е.С. Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 1. Становление и развитие полиса. – М.: Наука, 1983.История древней Греции / Под. ред. В. И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2005.Ксенофонт. Домострой. // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / в пер. С. И. Соболевского. – М.: Наука, 1993. – С. 197 – 263.Ксенофонт. О доходах. // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. Моейр Э. Экономическое развитие древнего мира. – М., 1989. Соболевский С. И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения. // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / в пер. С. И. Соболевского. – М.: Наука, 1993. Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть). - СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001.

1. Глускина Л. М. Проблемы социально-экономической истории Афин IV в. до н. э. – Л., 1975. - С. 71-100.
2. Голубцова Е.С. Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 1. Становление и развитие полиса. – М.: Наука, 1983.
3. История древней Греции / Под. ред. В. И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 2005.
4. Ксенофонт. Домострой. // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / в пер. С. И. Соболевского. – М.: Наука, 1993. – С. 197 – 263.
5. Ксенофонт. О доходах. // Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. Д. П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964.
6. Моейр Э. Экономическое развитие древнего мира. – М., 1989.
7. Соболевский С. И. Ксенофонт, его жизнь и сочинения. // Ксенофонт. Воспоминания о Сократе / в пер. С. И. Соболевского. – М.: Наука, 1993.
8. Фролов Э. Д. Греция в эпоху поздней классики (Общество. Личность. Власть). - СПб.: Издательский Центр "Гуманитарная Академия", 2001.

Вопрос-ответ:

Чем занимались жители Греции в IV веке до нашей эры?

Жители Греции в IV веке до нашей эры занимались организацией поместного хозяйства, включающего земледелие, скотоводство, садоводство и торговлю. Они также занимались домоводством и разведением лошадей.

Какие работы выполнялись в земледельческом поместье в Греции в IV веке до нашей эры?

В земледельческом поместье в Греции в IV веке до нашей эры выполнялись различные земледельческие работы, включающие обработку почвы, посев, уход за растениями, сбор урожая и другие связанные сельскохозяйственные задачи.

Как было организовано хозяйство в Греции в IV веке до нашей эры?

Хозяйство в Греции в IV веке до нашей эры было организовано на основе земледелия, скотоводства, садоводства и торговли. Жители занимались разными видами хозяйственной деятельности, чтобы обеспечить себя продовольствием и другими необходимыми товарами.

Какую роль играло садоводство в Греции в IV веке до нашей эры?

Садоводство играло важную роль в Греции в IV веке до нашей эры. Жители занимались выращиванием различных плодовых деревьев, овощей и других сельскохозяйственных культур для получения пищи и продажи на рынке.

Для каких целей разводили лошадей в Греции в IV веке до нашей эры?

Лошадей в Греции в IV веке до нашей эры разводили главным образом для военных нужд. Однако среди золотой молодежи стал распространяться конный спорт, поэтому некоторые представители общества также содержали лошадей для своего удовольствия и развлечения.

Какая организация поместного хозяйства была в Греции в IV в до н.э.?

Организация поместного хозяйства в Греции в IV в до н.э. описывается Ксенофонтом в его сочинении "Домострой". Греки в основном занимались земледелием и скотоводством, имели сады и занимались ремеслами. Владельцы имений нанимали рабов для выполнения работ по уходу за животными и землей.

Какие работы выполнялись в земледельческом поместье в Древней Греции?

В земледельческом поместье в Древней Греции выполнялись различные работы, включая пахоту, посев, сбор урожая, орошение полей, обработку земли. Также земледельцы заботились о крупном и мелком скоте, которые использовались для пахоты и производства молока, мяса и шерсти.

Как организовывалось хозяйство на земледельческих поместьях в Греции?

Хозяйство на земледельческих поместьях в Греции организовывалось в соответствии с принципом "трипольской системы" - засевом одной трети земли озимыми зерновыми, другой трети яровыми зерновыми, а третьей трети - производством овощей и фруктов. Такая система позволяла обеспечивать себя продуктами питания в течение всего года.

Какие виды сельского хозяйства были развиты в Древней Греции?

В Древней Греции развитым было садоводство, скотоводство и торговля. Садоводство включало выращивание фруктов, овощей и винограда. Скотоводство предполагало разведение крупного и мелкого скота, а также производство молока, мяса и шерсти. Виды ремесел и торговли также развивались и играли значительную роль в экономике Греции.

Зачем в Древней Греции разводили лошадей?

Лошадей в Древней Греции разводили в основном для военных нужд. Однако к IV в до н.э. среди золотой молодежи распространяется конный спорт, и некоторые представители общества демонстрируют интерес к лошадям не только как к военной "технике", но и как к предмету престижа и развлечения.

Как организовывалось поместное хозяйство в Греции IV века до н.э по описанию Ксенофонта и его "Домострою"?

Организация поместного хозяйства в Греции IV века до н.э по Ксенофонту и его "Домострою" была основана на земледельческих работах, садоводстве, скотоводстве, ремесле и торговле. Важным элементом была также организация хозяйства и домоводство.