Особенности эстетических представлений младших школьников в ЗПР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 86 86 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 25.03.2012
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Характеристики особенностей эстетического развития младших школьников с нормой и задержкой психического развития
1.1.Эстетика как наука о сущности общечеловеческих ценностей
1.2.Особенности эстетического развития учащихся младшего школьного возраста
1.3.Особенности эстетического развития детей младшего школьного возраста с ЗПР
Глава 2. Экспериментальное исследование эстетических представлений младших школьников с ЗПР
2.1. Цель, задачи и методики диагностического исследования
2.2. Особенности эстетических представлений младших школьников с ЗПР
2.3. Методические рекомендации относительно развития эстетических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4



Фрагмент для ознакомления

У детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании картинки. Дети с задержкой психического развития справляются с заданием, однако часто прибегают к помощи экспериментатора. Употребляют в речи разные типы предложений в соответствии с содержанием своего высказывания, стараются подбирать наиболее точные слова или словосочетания для выражения своих мыслей.
Эстетические представления детей бедны, реалистичны по своему содержанию и в достаточной мере образны («Медвежонок прыгает», «вода синяя», «Мама ласковая»).
Испытуемые использовали в речи приемы описания объектов (внешний вид, признаки объекта, и др.) Некоторые дети использовали помощь в виде наводящих вопросов, типа: « О ком (чем) еще можно рассказать?» или «Подумай, с чего лучше начать свой рассказ?».
У школьников с низким уровнем отмечается бедность эстетического восприятия, ограниченность знаний о природе, невысокий интерес к картине, художественные предпочтения хаотичны, характерна инертность творческого воображения. Дети испытывают трудности в образном выражении своих чувств, скованны при рассказе. Дать эстетическую оценку картины, высказать свое мнение никто из детей не смог. Рассказ имел вид отдельных, не связных между собой предложений или словосочетаний. Дети со средним уровнем развития ориентировались в плане составления рассказа, однако часто сбивались или забывали про него, что приводило к остановке рассказа. Дети с высоким уровнем четко придерживались плана составления рассказа, рассказ характеризовался логичностью, последовательностью. Учащиеся делали попытки эмоционально приукрасить текст, сделать его красочней.
Последними анализировались рисунки детей по теме «Осень».
В результате анализа результатов исследования было выявлено, никто из детей не показал высокого показателя, 16 детей имеют средний уровень и 7 детей - с низким уровнем эстетического развития (Рис. 4).

Рис. 4.
Сравнительные результаты по методике «Рисунок «Осень»»


Большинство детей с задержкой психического развития переносят в рисунок свои оценки явлений окружающей жизни, образ осени в рисунке определяется представлениями, потребностями и идеалами ребенка. Так, если ребенок не любит осень, он мог нарисовать многие элементы рисунка коричневы или черным карандашом. Если ребенок очень любит осень, то на дереве может нарисовать клубнику, поскольку клубнику он тоже любит. Таким образом выражается отношение, через проекцию.
В процессе рисования дети использовали различные средства выражения, цвет, колорит и формообразования, создавая композицию «золотой осени», однако резко теряют интерес к своей деятельности, отвлекаются. Значительное количество детей в достаточной степени владеют практическими умениями, например, старательно вычерчивают линии горизонта, круг (солнышко), листочки на деревьях. Изобразительная деятельность младших школьников с задержкой психического развития соответствует таким элементарным художественным требованиям, как зонирование листа, относительное соблюдение реальности изображения предмета (к примеру, дети понимают, что дерево выше травы, что трава внизу листа, а облака вверху листа). Рисование сопровождается речевым сопровождением или комментариями, большинство проявляет интерес к результату своей деятельности, необходимо отметить эмоциональность и вовлеченность в процессе изобразительной деятельности, однако отмечается стереотипность образов, объем знаний об изобразительном искусстве недостаточно полный, слабое владение техническими навыками. Иногда дети затрудняются передавать образы предметов явлений, нуждаются в помощи взрослого.
Обобщая результаты проведенных методик получается, что низкий уровень развития эстетических представлений у детей с ЗПР характеризуется тем, что ребенок путается в определении времени года, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им изображения, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны. Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по предложенной картине. Не пользуется планом, предложенным экспериментатором. Содержание рассказов не последовательно и не логично, отмечается бедность эстетического виденья, отсутствует интерес к произведению. Так же, ребенок характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности. Средний уровень развития эстетических представлений детей с ЗПР характеризуется некоторым наличием интереса к разным видам искусства, но с предпочтением развлекательной направленности, вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки. Дети определяют что нарисовано на картине, какое время года изображено на картине, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые. При выполнении задания они пользуется планом, предложенным воспитателем, однако часто с него сбиваются. Иногда допускают ошибки в структуре повествования, но могут их исправить после уточняющих вопросов экспериментатора, редко используют средства языковой выразительности, характерен слабый уровень интереса к произведению. Высокий уровень эстетических представлений у детей с ЗПР характеризуется ярко проявляющемуся, демонстрируемому интересу к художественным видам деятельности и разножанровой направленности. Дети точно улавливают настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывают о характере проявлений природы, домысливают задаваемые вопросы, высказывают оригинальные мысли о своих чувствах. Дети строят рассказы в соответствии с предложенными пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию, дети используют средства языковой выразительности.
2.3. Методические рекомендации относительно развития эстетических представлений у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
В результате проведения констатирующего эксперимента у большинства учащихся выявился средний или низкий уровень развития эстетических представлений. На основе данных, описанных в параграфе 2.2., дипломной работы, а также учитывая рассмотренный опыт известных педагогов и психологов далее предложены рекомендации относительно развития эстетических представлений у младших школьников с ЗПР.
По мнению В. А. Сухомлинского, очень важно, чтобы ребенок имел духовную жизнь, моральные ценности: «Ребенка надо учить и учить, ведь он живет не в пустыне, а среди людей, каждый его шаг, в конце концов, отражается на ближнем, каждое его слово отзывается в душе другого человека, но как отзывается - зависит от него »[А.А. Петровский; 2000: 2011].
В воспитательном плане важно, чтобы предметы-ценности превращались в самоценности личности, чтобы они не были лишь средствами для достижения определенных целей, но и сами выступали целями, которые реализуются как зов ответственности. Выступая в своем социальном, нравственном, эстетическом смысле объектами разнообразных потребностей человека, эти предметы для индивида являются якобы зеркалом, в котором отражается его собственная общественная природа. Превращая предметы-ценности на объект своих интересов, индивид соответственно направляет свою деятельность.
Результат эстетического воспитания может определяться как формирование эстетического отношения, культуры, эстетического вкуса, идеала и как качество эстетической деятельности. Однако цель эстетического воспитания не ограничивается формированием эстетического отношения, а предполагает творческую, самоценную и социально ценную личность, которая обладает эстетической культурой.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает художественно-эстетические способности личности, необходимые в различных сферах творчества, оно интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально-коммуникативную сферу; нивелирует остроту реакций на стрессовые факторы у учащихся с повышенной чувствительностью, регулируя их поведение; расширяет возможности совместной творческой деятельности и общения; выполняет компенсаторные функции.
В учебном процессе эстетическому воспитанию способствует преподавание всех предметов. Любой урок имеет эстетический потенциал. Этому служит и творческий подход к решению познавательной задачи, и выразительность слова учителя и учеников, и отбор и оформление наглядного и раздаточного материала.
Предметы эстетического цикла - изобразительное искусство, музыка обеспечивают учащимся элементарные9 знания и навыки практического творчества, эстетического поведения (В.В. Лебединский; 1990: 43). Во внеклассной работе эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях учащихся, творческих объединениях школьников, в художественных кружках, студиях, клубах, театрах и т.п. Способствуют эстетическому воспитанию учащихся экскурсии на природу, вечера и утренники, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных художников, выставки, праздники и прочее.
«Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» (Г.С. Лабковская; 1983: 35). При этом подчёркивается ведущая роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребёнка. Например, развитие у ребёнка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями в жизни и искусстве, ребёнок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же, без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Целенаправленное педагогическое эстетико–воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную и творческую деятельность способны развивать их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности .
В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов, а именно: преемственность прогрессивных элементов культуры, научности, комплексности, всеобщность, единства обучения и формирования самостоятельного художественного творчества.
Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и дети постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.
Организация системы эстетического воспитания основывается на принципе комплексного подхода к воспитанию. В эстетическом воспитании школьников с ЗПР различные виды искусства взаимодействуют между собой, комплексно воздействуя на ребёнка. Это взаимодействие осуществляется в результате тесных межпредметных связей в преподавании литературы, изобразительного искусства и музыки.
Система эстетического воспитания опирается на принцип органической связи всей художественно – эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.
Эстетическое явление человеческой жизни и высокого искусства, органично связанные с преобразуемой жизнью, формирует эстетическое отношение к действительности (Г.С. Лабковская; 1983: 57).
Органическая взаимосвязь эстетического и общего становления личности ребёнка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития детей. Художественно – эстетическая деятельность школьников обеспечивает интенсивное развитие их воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления. Способности, приобретаемые учащимися в общественно полезной, умственной, физической работе, широко используется в художественно – эстетической области.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, очерков знакомят детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становятся содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей. Это достигается, когда художественная самодеятельность тесно связана с активным художественным творчеством на народной основе.
Принцип этики всей детской жизни требует организации отношения, деятельности, общения школьников «по законам красоты», приносящий им радость. Для ребёнка всё имеет воспитательное значение: убранство помещений, опрятность, форма личных отношений и общения с товарищами и взрослыми, условия труда, характер развлечений. При этом важно вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты собственной жизни. Красота, в созидании которой ребёнок принимает участие, кажется ему особенно привлекательной, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным её заступником. Поддержание красоты во всём, ставшее в коллективе прочной традицией, является условием не только эстетического, но и воспитания в целом.
Система эстетического воспитания учащихся в школе строится на основе принципа учёта возрастных психолого – педагогических особенностей детей.
Способность познавать, наблюдать, изучать, открывать новое в окружающем мире является одной из самых универсальных способностей человека, развивающейся в течение всей его жизни. Развитие познавательных способностей, обогащение знаниями и представлениями школьников об основных закономерностях развития материального мира наиболее активно проходит в детстве и отрочестве.
Искусство – особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребёнка, оно заставляет его пристально всматриваться во всё окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.
Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей «сенсорной готовности», т.е. определённого уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.
В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют её свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют её при изменении пропорции и положении предмета. Всё это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребёнка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребёнок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.
Развитие сенсорных способностей – основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс. Известно, что под содержанием искусства понимается отражение в художественных образах наиболее характерных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Слушая колыбельную песню, ребёнок воспринимает общее спокойное лиричное её настроение, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, прослушав один раз, другой, ребёнок способен уже вычленять и неторопливый темп и негромкое звучание, выразительные интонации. Так целостное восприятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности.
Основное направление эстетического воспитания в школе состоит в практическом ознакомлении учащихся с разными видами искусства, приучению их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого учителя. Ему необходимо владеть умениями красиво писать, выразительно и эмоционально читать стихи и рассказы, иметь навыки музыкального и изобразительного искусства.
Для воспитания художественного восприятия у младших школьников существенное значение имеет использование приёма сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки и рассматривании картин, и побуждение их к оценке этих произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная комедия лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.
В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать заучивание стихов, песен, демонстрацию репродукций картин. Большое значение имеет показ красоты природы. Для ознакомления учащихся с красотой родной природы проводятся экскурсии, организуются наблюдения за сезонными изменениями окружающего ландшафта, создаются гербарии из местных растений, проводятся выставки картин, посвящённые животному миру и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к сохранению природы, организуя для этого кружки. Всё это показывает, что эстетическое воспитание учащихся должно занимать значимое место в комплексе учебных и внеклассных занятий младших школьников. Внеклассная работа по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремления к восприятию прекрасного продолжается и в последующих классах но, на более высоком уровне.
В школьной практике с целью развития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используются написание сочинений, устное и письменное рецензирование произведений литературы, музыки, театральных постановок, кинофильмов и художественных выставок.
В связи с важностью эстетического воспитания и развития у учащихся художественных представлений, понятий, суждений большое значение имеет работа по осмыслению ими той связи, которая существует между различными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необходимо использовать произведения музыки и изобразительного искусства.
Острой проблемой, и слабо решаемой в учебной практике, является формирование у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать подлинные высокохудожественные произведения от примитивного ремесленничества, от художественных подделок.
С раннего возраста дети пробуют силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности – одна из задач эстетического воспитания. В младших классах она решается, прежде всего, на занятиях по родному языку и литературе, изобразительному искусству и музыке. С этой целью учителя дают школьникам задания делать свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания имеют цель не формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие. Для школьников, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков.
Важным средством организации разнообразной художественно – творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно – творческих конкурсов, олимпиад и т.д.
Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо обращать внимание на эстетику поведения учащихся. Эта работа проводится в системе урочных занятий и во внеурочное время. На уроках отрабатываются культура соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, школьной мебели и учебному оборудованию, благожелательное отношение и вежливость между учащимися. Всё это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.
Эстетика должна пронизывать организацию труда при разнообразной практической деятельности учащихся во внеурочное время. Привлекая школьников к трудовой деятельности, необходимо заботится о разумной её организации, раскрывать её плодотворное влияние на физические силы и моральные чувства человека (Ю.Б. Борев; 1988).
Не меньшее значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с учащимися о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и манере его поступков, ознакомление их с современной модой в одежде, обуви и причёске. В этих целях хороший эффект дают встречи с модельерами, работниками парикмахерских и швейных ателье. Эти встречи помогают школьникам не только осмыслить проблемы моды и поведения, но и учат их хорошим манерам, предупреждают ультрамодные увлечения, способствуют выработке эстетической культуры.
Творческая художественная деятельность учащихся получает дальнейшее развитие в процессе внеклассной и внешкольной работы. Во внеурочное время, на основе добровольного выбора занятий по интересам, продолжается углублённое формирование у детей эстетического отношения к искусству и действительности; духовное обогащение их личности; организация свободного времени; регулирования восприятия влияний средств массовой информации.
В воспитании личности и эстетическом развитии школьников особую роль играет художественная самодеятельность. Она является для детей одним из деятельных способов отражения и познания мира, предоставляет условия для самовыражения и самоутверждения личности. Ребёнок в процессе жизни и учения стремится обогатить свой опыт, выразить себя, своё понимание происходящих событий, проявить творческую активность (Е.Е. Туник; 2006: 59).
Самодеятельность интенсивно расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям через активные личные переживания совершить переход к более глубокому познанию искусства, к постижению серьёзного художественного творчества. Ребята особенно охотно рисуют то, что сами непосредственно наблюдают в жизни, находят и фотографируют прекрасные картины природы, разучивают стихотворения, участвуют в разнообразных пьесах.
Организуя самодеятельность, педагоги получают возможность практически управлять эстетическим чувством детей, путём специального подбора содержания произведений искусства, видов художественной самодеятельности. Самодеятельность знакомит детей с секретами художественного творчества, развивает их дарования, образует и закрепляет технические исполнительские навыки, доставляет наслаждение от участия в творческом труде. Исполнение ребёнком в пьесе побуждает его к творческому воплощению образа воображаемого героя, на репетициях он отрабатывает умение выразительно и чётко произносить фразы, своевременно подавать реплики, соблюдать условность, двигаться по сцене. Участие в творческих поисках, переживание школьниками чувства удовлетворения, радости, разочарования и преодоления стимулирует, побуждает его к более прилежной и усердной работе над самим собой, к самовоспитанию.
Внешкольными учреждениями, осуществляющими эстетическое воспитание учащихся, являются дома и дворцы школьников. Художественное воспитание средствами искусства занимает в них одно из ведущих мест. Широко представлены кружки и студии: хоровые, хореографические, музыкальные, театральные, художественного слова, живописи, скульптуры, графики, бальных танцев, художественной вышивки и вязания, художественной фотографии и др.
Основные задачи кружковых занятий – научить детей любить и понимать искусство, развивать их художественные способности и вкус, дать знание об искусстве, расширять художественный кругозор. Пение, занятие в хореографических коллективах и художественных студиях пробуждает у школьников любовь к музыкальному, изобразительному искусству, обогащает духовный мир учащихся, формирует их чувства, мысли, вкусы, идеалы. Одновременно у них развивается музыкальность, чёткое визуальное восприятие, воспитываются навыки культуры общения и поведения. Главная всеобщая задача – духовное обогащение детей, формирование их культурных потребностей, развитие творческой активности.
В творческих фондах писателей, художников, композиторов, театральных деятелей активно работают специальные комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества. Они организуют концерты для детей, привлекая лучшие музыкальные коллективы, прославленных исполнителей, высококвалифицированных музыкантов, устраивают передвижные тематические выставки, в том числе специально для детей.
Органами народного образования, детскими и юношескими общественными организациями и фондами организовываются недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники песни, выставки детских рисунков.

Выводы к Главе 2.
Таким образом, эстетическое воспитание выполняет ряд важнейших функций в воспитании личности младшего школьника. Оно развивает чувство прекрасного, с помощью искусства, способствует формированию мировоззрения и глубоких нравственных убеждений, формирует духовные потребности и интересы младших школьников. Эстетическое воспитание помогает организовывать свободное время учащихся, развивать их способности, психические функции, формировать практические умения и навыки.
Данное исследование проводилось на базе Психоневрологического сенатория «Комарово»г. Санкт–Петербург с учащимися 4 коррекционного класса с диагнозом ЗПР. В исследовании принимали участие 23 школьника.
В результате проведения 4-х методик было выяснено о преобладании среднего и низкого уровня развития эстетических представлений у детей выборки. Так же в данной главе приведены рекомендации для развития и повышения уровня эстетического развития у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, куда входят использование музыки, рисования, лепки, сочинения, театрализации, рисунка, природы и т. д.



Заключение

Эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно – воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: её сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения.
В результате проведения констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности эстетических представлений младших школьников с ЗПР: дети больше заинтересованы на восприятие развлекательных изображений и текстов, они не воспринимают картину полностью, а лишь отдельные, хорошо для них знакомые эпизоды, которые содержат как можно меньше мелких элементов, и смежных форм. Дети ограничены узкостью восприятия и ограниченностью объема внимания и восприятия, что определяет частую забывчивость «что нужно делать». Поэтому ребенок часто отвлекается от восприятия картины или рассказа. У детей наблюдается бедность словарного запаса для описаний и выражения собственных чувств и отношений.
Обогащая опыт ребёнка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их знаний (на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, на экскурсиях, музыкальных вечерах) – это основные средства улучшения качества восприятия. Организация и проведение занятий по коррекции и развитию восприятия цвета у детей с ЗПР осуществляется с учетом медицинской и психолого- педагогической характеристики, а также с учётом результатом констатирующей (первичной) диагностики. Разработанные рекомендации строятся с учётом психологических особенностей детей, а именно: пассивность восприятия, узость и неустойчивость внимания, бедность словаря, неполноценность чувственного опыта, вызванная интеллектуальной недостаточностью и т.д. Занятия основываются на синтезе живописи, музыки, слова, вбирающем в себя основной круг образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач.
В дипломной работе мы разработали рекомендации относительно развития эстетических представлений младших школьников с ЗПР, которые состоят в определении основных методов, форм и средств эстетического развития, организации эффективного учебного пространства младшего школьника и определены посредники, помогающие развитию эстетических представлений детей.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи:
Проведен теоретический анализ проблемы эстетического развития школьников в норме и с интеллектуальной недостаточностью, психолого-педаогическая характеристика;
Проведено экспериментальное изучение особенностей эстетических представлений школьников с ЗПР;
Разработаны методические рекомендаций по развитию эстетических представлений учащихся с интеллектуальной недостаточностью.


Список литературы

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208 с.
Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству. Д/в – 1998. № 3.
Бедер Е. Комплексное изучение детей с временними задержками развития и вопросы их обучения. Дефектология. – 1975. № 1.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ИЦ "Академия", 2002. – 320с.
Бореев Ю.Б. Эстетика. – М, 1988.
Боровик О.В. Дефектология – 1999. - № 2.
Власова Т.А., Лубовский В.И., Ципина Н.А. Дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1984.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временными задержками развития. – М.: Педагогика, 1971.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1987.
Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта. – М.: Школа – Пресс, 2007.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Мысль 2001.
Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе. – М.: Просвещение, 1953.
Герасимова С.А. Система эстетического воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1983.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1974.
Головина Т.Н. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1972.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Дефектология – 2003. № 6.
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – педагогическая помощь детям. – СПб.: Питер, 2008.
Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. – М.; Просвещение, 2000.
Защиринская Е.А. Психология детей с ЗПР. – СПб.: Питер, 2003.
Игнатьева Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Просвещение, 1961.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 422 с.
Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по спец. Психологии. – СПб: Питер, 2006.
Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие – 3 –е изд. Минск.: ООО «Амалфея», 2008. – 368 с.
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с. – М.: Просвещение, 1991.
Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1986.
Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1983.
Ларина О. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., МГУ, 1985.
Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., МГУ, 1990.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: МПСИ, 2008. – 480 с.
Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2009.
Маклаков А. Познавательные психические процессы. СПб.: Питер, 2006.
Максименко С.Д. Генезис существования личности. - К.: КММ, 2006. – 240 с.
Мацкевич М. Войти в мир искусства: программа эстетического воспитания. Д/в – 1998. № 4.
Мачихина В.Ф., Ципина Н.А. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. – М.: Просвещение, 1987.
Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. М.: АСТ, 2007. – 512 с.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. М.: Юрайт, 2011. – 1008 с.
Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998.
Петровский А. В. Способности . Введение в психологию / А. В. Петровский. - М., 2000. – 322 с.
Пешкова В. Феномен гения. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. – 160 с.
Развитие и диагностика способностей / Под ред. Алексеевой Л.Г. - М.: Мысль, 2008.
Рейковский Я. Эмоции и познавательные процессы. М.: АСТЮ 2006.
Сильвер Р.А. Техника стимульного рисования. – СПб.: Питер, 2004.
Смирнова Е.О. Особенности отношения родителей к ребёнку с трудностями в общении / Е.О. Смирнова, И.В. Хохлачёва // Вопросы психологии. – 2008. – №4. – С. 24-35
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2006.
Фопель К. На пороге взрослой жизни. Личность. Способности и сильные стороны. Отношение к телу. – М.: Генезис, 2008. – 216 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Приложение 1

Анкета

Что ты знаешь об искусстве?
Хотел бы ты больше узнать об искусстве?
Нравится ли тебе посещать театры, музеи, выставки, концерты?
Хотел бы ты бывать там чаще?
Какая музыка тебе нравится больше всего?
 Сколько раз в этом учебном году ты был в театре, музее, на выставке, на концерте?
Считаешь ли ты, что этого достаточно, чтобы быть культурным человеком?
 Нравятся ли тебе книги, передачи об искусстве?
Хотел бы ты, чтобы в школе ввели новый урок, где бы рассказывали об искусстве?
Зачем нужно знать об искусстве?
Почему люди строят театры, музеи?
Какое у тебя настроение после выхода из театра, музея, выставки, концерта?
Что нужно делать для того чтобы стать культурным человеком?
Что ты чувствуешь, когда смотришь картины, слушаешь музыку, ходишь на выставки?
Ты хотел бы больше узнать об искусстве?

В ходе разработки опытно-экспериментальной работы были определены следующие критерии оценки уровня развития художественно-эстетической направленности детей:
высокий уровень – ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребенком произведениям – как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров);
средний уровень – выражается в наличии интереса к разным видам искусств, но с предпочтением развлекательной направленности (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
низкий уровень – характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности.

Приложение 2

И.И. Левитана «Золотая осень



Вопросы по рисунку:

Что художник хотел выразить на картине?
Какое время года изображено на картине?
Это начало или конец осени?
Какие чувства и желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину?
Какие деревья художник изобразил слева от реки?
Как разукрасила их осень?
Какие деревья изображены вдали?
Какой наряд подарила осень берёзкам?
Что за одинокое дерево растёт на правой стороне реки?
Какого цвета наряд у этой берёзки?
Все ли деревья оделись в золотой наряд?
Какие деревья остаются зелёными?
Посмотрите на реку. Что можно сказать о ней?
Что видно на высоком берегу?
Докажите, что день, изображённый на картине, солнечный и тёплый
Какие краски использовал художник?
Какое настроение вызывает картина?
Уровень развития эмоциональных представлений оценивался по трехбалльной системе:
3 балла – высокий уровень, если ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере проявлений природы, домысливает задаваемые вопросы, высказывает оригинальные мысли о своих чувствах;
2 балла – средний уровень – ребенок определяет, что нарисовано на картине, какое время года изображено на картине, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;
1 балл – низкий уровень - ребенок путается в определении времени года, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картины, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

Приложение 3

Картина «Купание медвежат»



Вопросы:
Как вы думаете, какое время года изображено на картине. Какого цвета листья на деревьях? Кто изображён на картине? Что делает медведица? Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову «заботливая»? Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размерах? Что делают медвежата? Как вы думаете, он хочет купаться? Что можно сказать о реке? Вы думаете, страшно маленьким медвежатам купаться в такой реке? Тогда, почему же мама всё - таки заставляет медвежат купаться?
Оценка результатов.
Умения, навыки детей при составлении рассказов по картине. 1. Низкий - Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Не пользуется планом, предложенным экспериментатором. Содержание рассказов не последовательно и не логично, бедность эстетического виденья, отсутствует интерес к произведению. 2. Средний - Ребёнок при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов экспериментатора, редко использует средства языковой выразительности, слабый уровень интереса к произведению.
3. Высокий - Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию, использует средства языковой выразительности, богатство эстетического виденья.

Приложение 4













5

Список литературы

1.Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 208 с.
2.Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству. Д/в – 1998. № 3.
3.Бедер Е. Комплексное изучение детей с временними задержками развития и вопросы их обучения. Дефектология. – 1975. № 1.
4.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: ИЦ "Академия", 2002. – 320с.
5.Бореев Ю.Б. Эстетика. – М, 1988.
6.Боровик О.В. Дефектология – 1999. - № 2.
7.Власова Т.А., Лубовский В.И., Ципина Н.А. Дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика, 1984.
8.Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с временными задержками развития. – М.: Педагогика, 1971.
9.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 1987.
10.Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта. – М.: Школа – Пресс, 2007.
11.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Мысль 2001.
12.Галкина О.И. Обучение рисованию в начальной школе. – М.: Просвещение, 1953.
13.Герасимова С.А. Система эстетического воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1983.
14.Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1974.
15.Головина Т.Н. Эстетическое воспитание в вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1972.
16.Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.
17.Екжанова Е.А. Изобразительная деятельность в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии. Дефектология – 2003. № 6.
18.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – педагогическая помощь детям. – СПб.: Питер, 2008.
19.Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ЗПР. – М.; Просвещение, 2000.
20.Защиринская Е.А. Психология детей с ЗПР. – СПб.: Питер, 2003.
21.Игнатьева Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. – М.: Просвещение, 1961.
22.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 422 с.
23.Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по спец. Психологии. – СПб: Питер, 2006.
24.Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы: учебное пособие – 3 –е изд. Минск.: ООО «Амалфея», 2008. – 368 с.
25.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в д/с. – М.: Просвещение, 1991.
26.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
27.Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1986.
28.Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1983.
29.Ларина О. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008.
30.Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., МГУ, 1985.
31.Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., МГУ, 1990.
32.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М.: МПСИ, 2008. – 480 с.
33.Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2009.
34.Маклаков А. Познавательные психические процессы. СПб.: Питер, 2006.
35.Максименко С.Д. Генезис существования личности. - К.: КММ, 2006. – 240 с.
36.Мацкевич М. Войти в мир искусства: программа эстетического воспитания. Д/в – 1998. № 4.
37.Мачихина В.Ф., Ципина Н.А. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. – М.: Просвещение, 1987.
38.Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. М.: АСТ, 2007. – 512 с.
39.Неменский Б.М. Мудрость красоты. – М.: Просвещение, 1987.
40.Немов Р.С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния. М.: Юрайт, 2011. – 1008 с.
41.Овчарова О.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 1998.
42.Петровский А. В. Способности . Введение в психологию / А. В. Петровский. - М., 2000. – 322 с.
43.Пешкова В. Феномен гения. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2006. – 160 с.
44.Развитие и диагностика способностей / Под ред. Алексеевой Л.Г. - М.: Мысль, 2008.
45.Рейковский Я. Эмоции и познавательные процессы. М.: АСТЮ 2006.
46.Сильвер Р.А. Техника стимульного рисования. – СПб.: Питер, 2004.
47.Смирнова Е.О. Особенности отношения родителей к ребёнку с трудностями в общении / Е.О. Смирнова, И.В. Хохлачёва // Вопросы психологии. – 2008. – №4. – С. 24-35
48.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. – СПб.: Питер, 2006.
49.Фопель К. На пороге взрослой жизни. Личность. Способности и сильные стороны. Отношение к телу. – М.: Генезис, 2008. – 216 с.
50.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности эстетического развития младших школьников с нормой и задержкой психического развития?

Особенности эстетического развития младших школьников с нормой и задержкой психического развития могут различаться. У детей с нормой психического развития наблюдается более высокий уровень эстетического восприятия и интерес к искусству. У этих детей развито воображение и творческие способности. В то время как у детей с задержкой психического развития могут быть затруднения в восприятии и оценке эстетических ценностей. Однако, с помощью подходящих методик и индивидуального подхода, дети с ЗПР также могут развивать свои эстетические представления.

Что такое эстетика как наука о сущности общечеловеческих ценностей?

Эстетика - это наука, изучающая сущность и природу красоты, искусства и эстетического опыта. В рамках эстетики исследуются общечеловеческие ценности, которые могут быть выражены через зрительные, слуховые, тактильные и другие виды восприятия. Эстетика помогает понять, как люди воспринимают и оценивают произведения искусства, а также какие эмоции и впечатления они вызывают.

Какие особенности эстетического развития учащихся младшего школьного возраста?

Учащиеся младшего школьного возраста имеют свои особенности в эстетическом развитии. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к изобразительному искусству, музыке, танцам и другим формам творчества. Они учатся оценивать и выражать свои предпочтения в отношении искусства. Важную роль в эстетическом развитии играет развитие чувства прекрасного, а также воспитание эстетического вкуса.

Какие особенности эстетического развития младших школьников с нормой и задержкой психического развития?

Особенности эстетического развития младших школьников с нормой и задержкой психического развития включают различия в осознании общечеловеческих ценностей и восприятии эстетических объектов. Дети с задержкой психического развития могут иметь более ограниченные представления о красоте и эстетике по сравнению с детьми с нормой психического развития.

Что такое эстетика как наука?

Эстетика - это наука, которая изучает сущность общечеловеческих ценностей и красоты. Она исследует вопросы о том, каким образом люди воспринимают и оценивают эстетические объекты, какие эстетические ценности существуют в различных культурах и эпохах, и как эти ценности влияют на наше понимание и оценку красоты.

Какие особенности эстетического развития учащихся младшего школьного возраста?

Учащиеся младшего школьного возраста начинают формировать свои представления о красоте и эстетике. Они могут проявлять интерес к искусству, музыке, танцам и другим эстетическим проявлениям. Однако их представления о красоте могут быть еще недостаточно развитыми и они могут нуждаться в дальнейшей поддержке и обучении в этой области.

Какие особенности эстетического развития детей младшего школьного возраста с ЗПР?

Дети младшего школьного возраста с ЗПР могут иметь особенности в эстетическом развитии. Они могут испытывать трудности в восприятии и оценке эстетических объектов, а также в формировании своих представлений о красоте. Для таких детей важна индивидуальная поддержка и обучение, которые помогут им развивать их эстетические способности.

Какие особенности эстетического развития младших школьников с нормой и задержкой психического развития?

Особенности эстетического развития включают в себя различия в способности восприятия и оценки художественных произведений, формирование эстетических ценностей, развитие творческих способностей и умений.

Какими отличиями обладает эстетическое развитие учащихся младшего школьного возраста?

В этом возрасте дети начинают осознавать эстетические категории и вырабатывают собственные предпочтения в области искусства. Они также активно участвуют в художественных и творческих деятельностях, развивают свои восприятие, воображение и творческие навыки.

Какие особенности эстетического развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития?

У детей с задержкой психического развития может быть отставание в развитии эстетических представлений и навыков. Они могут испытывать трудности в понимании и оценке художественных произведений, а также в художественном самовыражении.