развитие музыкальных способностей для детей среднего возраста в процессе музыкально дидактических игр

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 39 39 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 03.05.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава1 Теоретические основы развития музыкальных способностей у детей среднего возраста. 3
1.1 Проблема развития музыкальных способностей в психолого-педагогических исследованиях. 3
1.2 Дидактическая игра как средство музыкального развития детей среднего возраста. 3
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей среднего возраста. 3
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по теме развитие музыкальных способностей для детей среднего возраста в процессе музыкально-дидактических игр. 3
2.1 Методика развития музыкальных способностей у детей среднего возраста. 3
Заключение 3
Список литературы 3
Фрагмент для ознакомления

В схемах-описаниях игр даны: цель, описание, количество. Сама техника проведения игры зависит от фантазии и способностей преподавателя. Желательно, в сказочно-игровой форме обращаться к фантазии и воображению ребенка, вызывая интерес с помощью перевоплощения преподавателя. Создание определенной атмосферы для игры поможет преподавателю «погрузить» ребенка в игру. Среди компетенций необходимых преподавателю для проведения игры, можно выделить следующие: артистизм, организаторские способности.«Радуга»ЦельКоординационное раскрепощение, расслабление рук.ОписаниеОткрыть клавиатуру фортепиано, подвести детей лицом к клавишам (преподавателю стоить сзади детей). Берем правую или левую руку, и от самой нижней (левой) клавиши (первым пальцем касаясь ее) клавиатуры, мысленно нарисовать кистью полукруг к самой последней клавише (пятым пальцем касаясь ее). Рука ребенка прямая, вытянутая, пальцы расслаблены, но примыкают друг к другу. Педагогу необходимо следить за тем, чтобы ребенок рисовал именно полукруг, плавно, не торопясь, произнося вслух какой-нибудь цвет. Чтобы получилось плавно и красиво, можно попросить сделать детей это под музыку.Количество5 раз каждой рукой.«Красим стены»ЦельРасслабление и гибкость кисти/ОписаниеУ этой игры три уровня: 1 – красим линиями, 2 – треугольниками, 3 – в размере 4/4 (фигура похожая на прописную букву «Д»). Подвести детей лицом к стене. Первый уровень – линии. Педагогу необходимо стоять сзади детей. Вытянуть руку, так чтобы внутренняя сторона ладони касалась стены. Внутренней стороной ладони (кистью) провести линию вниз.Вверх провести линию тыльной стороной ладони.Под музыку марши или польки, эта игра станет интересной и познавательной.Второй уровень – треугольник. На картинке справа нарисована схема и порядок действия. Педагог кистью ребенка проводит первую линию вниз внутренней стороной ладони, вторую линии – в сторону, внешней стороной ладони и вверх – также внешней стороной ладони. Вальс прекрасно подойдет для музыкального оформления этой игры.Третий уровень – фигура похожая на прописную букву «Д».Первая линия – проводим внутренней стороны кисти вниз, вторую линию влево , третью – вправо, четвертую – наверх. На всех уровнях следить за плавностью и свободой кисти. Через некоторое время (зависит от индивидуальных способностей ребенка) необходимо, чтобы ребенок делал эти упражнения самостоятельно. Любая музыка написанная в размере 4/4.Количество2-3 раза на каждом уровне.«Подари мне свои ручки»Цель: Нахождение взаимодоверия между детьми. Прочувствование веса руки и мышц предплечья.ОписаниеДети разбиваются на пары и встают на против друг друга, и полусогнутую руку протягивает вперед так, чтобы внешняя сторона кисти была направлена на ребенка, как показано на рисунке ниже.Кисть второго ребенка должна быть жесткой, можно вообразить, что это «вешалка», на которую ребенок повесить свою кисть. Ребенок «вешает» кисть так, чтобы весь вес руки оказался на кисти второго. Руки необходимо менять, и для усложнения игры, можно «повесить» две руки одновременно. Дети могут меняться ролями. Преподавателю необходимо добиться, чтобы ребенок отдавал свою руку сразу, целиком – это будет доказательством доверия, на тактильном уровне.Проверить, вся ли рука ребенка в руке другого можно попробовав отвести локоть ребенка в сторону. Если при этом локоть легко отходит в сторону, то рука полностью расслаблена и вес ее на руке другого.Количество2-3 раза каждой рукой.«Тяни пальчик, а я твой»Цель:Прочувствывание силы каждого пальца руки, доверие между детьми.ОписаниеДети разбиваются на пары и садятся друг против друга. Они складывают пальцы кисти как показано на рисунке ниже. Кисть первого ребенка сверху. Первые фаланги указательных пальцев образуют замок. По команде каждый тянет палец на себя по принципу «перетягивания каната». Так необходимо проделать с каждым пальцем левой и правой рук. Второму необходимо следить за силой натяжения, спрашивать об ощущениях. Ощущения будут верными при среднем натяжении по 10 секунд на каждый палец. Ролями необходимо меняться.Количество1 раз на каждый палец правой и левой рук.«Услышь регистр»Цель: Формирование слуховых навыков.ОписаниеПреподаватель садится за фортепиано, дети стоят спиной к клавиатуре.преподаватель играет в нижнем регистре, рассказывая что на слух мы представляем образ медведя, потом в среднем – представляя человеческий голос, и в верхнем – где порхают птички. Играя различные отрывки музыкальных произведений, дети пытаются на слух определить регистр.Количество5-6 фрагментов в различных регистрах.«Облако»Цель Ощущение веса руки и контроля ее мышц.ОписаниеДети встают лицом к преподавателю. Первым поднимает «облако» преподаватель, описывая свои ощущения. «Поднять» облако необходимо от пола вытянутыми руками, покачать его и отпустить наверх к потоку. Когда дети поднимают облако преподавателю необходимо подойти и проверить расслабленность и в тоже напряжение отдельных мышц в руках (плечи должны быть расслаблены, а предплечье напряжено в меру). Можно поднимать разные по объему и размеру облака под различные музыкальные фрагменты.Количество5-6 раз на уроке.«Шагаем с музыкой»ЦельВоспитание чувство метра и слуховых навыков.ОписаниеПреподавателю необходимо найти музыку, в которой четко будет слышен размер 2/4 или ¾. На первом уроке объяснить, что такое музыкальный метр и размер, проиллюстрировать знания музыкой. На следующем уроке вспомнить о размерах и метре, и сыграв музыку на 2/4 предложить детям тихо шагать вместе с ее «пульсом» (метром-размером), подчеркивая сильную долю, которая в этом размере будет всегда приходиться на одну и ту же ногу (которая начинала шагать). На следующем уроке тоже самое проделать с размером 3/4. Обратить внимание детей, что сильная доля все время «перебегает» от одной ноги к другой. На следующем уроке, попробовать дать два размера в сравнении.Например 2/4 и 3/4.Количество2-3 раза за урок.«Рисуем гору или яму»ЦельФормирование слуховых навыков; изучение крещендо (постепенно увеличивая звук) и диминуэндо (постепенно уменьшая звук).ОписаниеК этой игре необходимо заранее подобрать несколько музыкальных произведений, в которых будут часто встречаться крещендо и диминуэндо. Желательно, чтобы в произведении были: яркая мелодия и четкий ритм. Преподаватель садится за фортепиано, дети стоят лицом к клавиатуре. Преподаватель объясняет, что сейчас, когда будет звучать музыка мы будем рисовать руками в воздухе либо яму, либо гору – и что рисовать конкретно, будет зависеть от музыки. Объясняя что, когда музыка будет постепенно становиться тише – то будет яма, а когда постепенно громче – гора. Ключевое понятие «постепенно», поэтому преподавателю необходимо подчеркнуть, что движения должны соответствовать характеру музыки – плавные, неторопливые, ли наоборот быстрые и резкие. Преподавателю необходимо все время следить за деятельностью детей и направлять их. Сама игра делиться на две части – первая: знакомство с музыкальным произведением, или его фрагментом, вторая – непосредственно пластическая деятельность.Количество1 произведение за урок.«Пружинка»ЦельРаскрепощение исполнительского аппарата.ОписаниеПреподаватель усаживает двух-трех детей за стол и кладет кисть руки на стол. Объясняет, что рука (предплечье) сейчас станет «хорошей, послушной пружинкой». Проверить, хорошая ли пружинка поможет рука и палец преподавателя, которая как бы «скачет» по руке ребенка.Количество1-2 раза для каждой руки.«Раздели себя на половинки»ЦельКоординационная независимость между конечностями при исполнении музыки музыкального ритма.ОписаниеДети стоят лицом к преподавателю и шагают в медленном темпе. Рукипо команде педагога выполняют следующие команды:«Ухвати себя за нос»;«Возьмись за ушко, теперь за другое»;«Погладь себя по голове»;«Положи руку на пояс»;«Положи руку на плечо»;«Подними руку вверх»;Команды можно регулировать по скорости, по сложности, все время меняя их. Важно, чтобы сохранялся метр, который изображают ноги. Количество4-5- команд за занятие.«Как долго слышен звук?»Цель: Развитие слуховых навыков, внимания и интереса к музыкальному искусству.ОписаниеПреподаватель садится за фортепиано, дети стоят лицом к клавиатуре. Преподаватель просит детей закрыть глаза и открыть их только тогда, когда «погаснет звук». Преподаватель нажимает любую клавишу. Конечно, желательно сначала начать со среднего регистра, затем сыграть звук в нижнем и после в верхнем – дети сразу услышат и почувствуют разницу. Необходимо дать высказать свои ощущения деьям, потому что это одни из первых ощущений, которые чувствуют дети, сознательно направляя свой слух на звуки. Преподавателю необходимо следить за тем, чтобы дети оставались в состоянии покоя и сосредоточились.Количество5-6 звуков в различных регистрах.ЗаключениеВ нашей работе мы рассмотрели проблему развития музыкальных способностей у детей среднего возраста (4-5 лет). Проблема развития музыкальных способностей достаточно хорошо изучена. Определение категории способности рассматривается в различных словарях. Для нас, фундаментальным и основополагающим является определение, данное Б.М. Тепловым. И основой для нашей работе в ракурсе рассмотрения музыкальных способностей служит работа Б.М. Теплова «Музыкальные способности». Мы рассмотрели подходы к классификации способностей у человека. В ракурс нашего исследования вошли работы Д.К. Кирнарской, М.С. Старчеус, А.В. Тороповой. Их работы нами проанализированы и выведены принципы, на которые мы опираемся. Например в работе «Слух музыканта» М.С. Старчеус, нам было интересно пронаблюдать, как автор как бы «нанизывает» весь комплекс музыкальных способностей на музыкальный слух и выделяет ее как ведущую и влияющую на развитие остальных музыкальных способностей. Впервые в работе различаются понятия «слух» и «чувство». В проблеме изучения, определения структуры музыкальных способностей по нашему мнению выделить четыре этапа:Этап эмпирического опыта, научных наблюдений, экспериментов. Он характеризуется наблюдением за развитием музыкальных способностей и выявлением наиболее общих способностей, которые помогают заниматься собственно музыкальной деятельностью (Н.А. Римский-Корсаков, В. Геккер, Т. Циген, К. Сишор). Этап выявления структуры музыкальных способностей на основе теории психофизиологии дифференциальных различий (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова).Этап определения структуры музыкальных способностей на основе психических процессов (В.И. Петрушин, Ю.А. Цагарелли).Этап подробного рассмотрения одного из главных структурных компонентов в общей иерархии музыкальных способностей (М.С. Старчеус – слух, Д. К. Кирнарская – музыкальность).Дальнейшее изучение проблемы ведет нас к пониманию дидактической игры как средства музыкального развития детей среднего возраста. Здесь вы выявляем, что игровая деятельность остается ведущей для этого возраста. Выявляем качества (по А.К. Бондаренко) дидактической игры, ее структуру, отличие от сюжетно-ролевых игр. Обращаем внимание на особенность музыкально-дидактических игр. Полную картину нашей проблемы составит обращение к детскому возрасту в соответствии принципа природосообразности (Я.А. Коменский). Мы рассматриваем особенности психики, особенности развития личности и формирование коммуникативных качеств.Вторая глава – это методика развития музыкальных способностей. В ней выявлены: цель, основные принципы, задачи, методы. Мы предлагаем, провести диагностическое исследование детей, чтобы понять уровень музыкальных задатков. В работе нами разработаны критерии оценки. Данная методика представлена в качестве примера 12 занятий (структура которых представлена в таблице 5.Далее даны описание игр, с их цель, описание и количеством повторений, для достижения максимального эффекта.Список литературыБондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. – 127с. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: NB МАГИСТР, 1993. 193с.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2004. – 255с.Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI, 2004. 368с.Климов Е.А. Психология. – М.: МГУ, 1997.Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Университет Российской академии образования, 1999. – 91 с.Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова, С.Н. Шабалина, М.: Просвещение, 1973.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.Психологический словарь / Под общ.ред. Петровского А.В., Ярошевского М.П. – М.: Просвещение, 1990.Рудик П.А.Психология,М.: Просвещение, 1958гСорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1982. 96с. Старчеус М.С. Слух музыканта. – М.: Московская Гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988.Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Уч. пособие. – М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003.Урунтаева Г.А Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб.заведений. М.: Академия , 2001. – 336с.Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Уч. пособие. – Спб.: Композитор, 2008.

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. – 127с.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: NB МАГИСТР, 1993. 193с.
3. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2004. – 255с.
4. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты-XXI, 2004. 368с.
5. Климов Е.А. Психология. – М.: МГУ, 1997.
6. Кулагина И.Ю. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Университет Российской академии образования, 1999. – 91 с.
7. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова, С.Н. Шабалина, М.: Просвещение, 1973.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208с.
9. Психологический словарь / Под общ. ред. Петровского А.В., Ярошевского М.П. – М.: Просвещение, 1990.
10. Рудик П.А. Психология,М.: Просвещение, 1958г
11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1982. 96с.
12. Старчеус М.С. Слух музыканта. – М.: Московская Гос. Консерватория им. П. И. Чайковского, 2003.
13. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1988.
14. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Уч. пособие. – М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2008.
15. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003.
16. Урунтаева Г.А Дошкольная психология: учеб. пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений. М.: Академия , 2001. – 336с.
17. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Уч. пособие. – Спб.: Композитор, 2008.

Опубликовано

Вделают

музыкальный дошкольник способность

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности музыкального руководителя становится владение информацией, освоенние современных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников. В соответствии с федеральными, государственными требованиями к структуре основной комплексной программы дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РОССИЙСКОЙ федерации от 23 ноября 2009 года№. 655, особое место в деятельности образования в современном ДОУ лежит развитие способностей. Реализация образовательной области "Музыка" позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими областями образования, в том числе развитие музыкальных способностей. На фоне этих изменений прогрессивного развития музыкальных способностей для детей дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание в практике музыкальных руководителей.

Психологические механизмы развития способности были изучены L. S. Выготским, ,, Иванченко, A. V. Казаки, A., Костюком, В. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, Б. М. Тепловые и др. роль и функции отражены в трудах зарубежных философов и психологов (Например, адорно, Р. Арнхейма, Х Пиаже, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.).

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывают на известные педагоги: О. П. Радынова, В. А. Деркунская, А., Гогоберидзе, А. Н. Зимина, Н. И. Ветлугина, A. V. Кенеман и др. Многие из них были разработаны программы музыкального образования дошкольников (Н. И. Ветлугина, A. I. Катинене, М. Л. Палавандишвили, В. Н. Шацкая и многие другие).

Фундаментальное значение для понимания роли музыкального искусства имеют работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б Асафьев, Ю. Б. Алиев, В. М. Бехтерев, Т. С. Бабаджан, О. Н. варшавская, A. I. Катинене, А. В. Кенеман, Н. И. Метлов, О. П. Радынова, В. Н. Шацкая,. С. М. Шоломович и др.) [24, s. 6].

Большой вклад в изучение содержания понятия "музыкальные способности" внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б., Кабалевский д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.)