Развод в Древнем праве.
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
РАЗВОД В ДРЕВНЕМ ПРАВЕ 5
§ 1. РАЗВОД В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ (МЕСОПОТАМИИ) 5
1.1. Законы регулирования брачно-семейных отношений 5
1.2. Неравные права супругов 6
Вывод к §1 7
§ 2. РАЗВОД В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 8
2.1. Законы Ману 8
2.1. Неравноправие в браке 8
Вывод к §2 9
§ 3. РАЗВОД В ДРЕВНЕМ КИТАЕ 9
3.1. Иерархия семейных отношений 9
3.2. Право на развод 10
Вывод к §3 10
§ 4. РАЗВОД В ДРЕВНЕМ РИМЕ 11
4.1. Формы брака и случаи развода 11
4.2. Свобода разводов 11
Вывод к §4 13
§ 5. РАЗВОД В ДРЕВНЕЙ РУСИ 14
5.1. Особенности брачно-семейного права 14
5.2. Положение женщины на Руси 16
Вывод к §5 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19
В основу русской правой модели были положены прежде всего нормы христианской этики, оказавшиеся более мощным правообразующим фактором, потеснив формальную договорную природу отношений в византийском браке на второе место после духовной. Это обстоятельство характерно для всего объема правового регулирования в браке.Новые юридические источники отражают особенности заключения брака у представителей знати и простых обывателей. Если для представителей верхушки заключение брака было более формализованным мероприятием, то для остальных людей — это не сложная процедура, основанная на традиции и нормах обычного славянского права. В целом же оригинальность и неповторимость правовых форм, касающихся брака и семьи в средневековой Руси, вызваны мощным культурным влиянием наследницы античной цивилизации - Византии, языческими обычаями и традициями русского народа, воспринявшего нормы христианской этики.Древнерусское право воспринимало нормы брачно-семейного и наследственного права Византийской империи, однако заимствованные нормы не вытеснили традиционные для восточных славян брачные установления.После принятия христианства были созданы отечественные церковные и светские источники брачно-семейного права, вобравшие в себя и элементы византийского права, и славянские обычно-правовые институты. В 1Х-Х вв. было положено начало раздельности имущественного отношения супругов. Это выражалось в том, что при заключении брака жене принадлежало приданое, подарки мужа.Источники церковного и светского права Древнерусского государства выделяют довольно широкий перечень оснований для прекращения брачного союза. Это смерть одного из супругов, уход одного из супругов в монастырь, неспособность одного из супругов к брачному сожитию, виновные деяния жены или мужа (несообщение об антигосударственном замысле, прелюбодеяние, покушение на жизнь другого супруга, посещение пиров, игрищ с чужими людьми, отсутствие жены дома в течение ночи, покушение на имущество супруга и кража этого имущества, безвестное отсутствие одного из супругов, крайняя бедность супруга или расхищение им имущества жены).5.2. Положение женщины на РусиВ отличие от византийского законодательства, правовое положение женщины на Руси в браке было гораздо лучше. Оно зависело от ее принадлежности к определенной социальной группе. Княжеские уставы церкви подразделяют женщин на разные социальные категории: «великих бояр», «меньших бояр», «нарочитых людей» и «простой чади». Если г женщина была замужем за представителем княжеской верхушки или боярином, купцом или горожанином, то она играла более активную роль в жизни семьи, зачастую заменяя супруга в реализации его правомочий, например, при заключении сделок, в торговых операциях, в политической жизни общества. Такая роль женщины была востребована политической и экономической составляющей жизни средневекового общества. Высокий ритм жизни в городских центрах способствовал индивидуализации женщины, увеличению ее роли в обществе и выравниванию ее правового положения по отношению к супругу в браке. Но в обычных семьях простых людей, где женщины вели домашние дела в условиях натурального хозяйства, они не могли иметь широких социальных связей, поэтому их правовое положение было приниженным. Вторым обстоятельством, объясняющим неравное положение женщин в браке, является объем и ценность имущества, привнесенного в брак. Богатые родители, дававшие большое приданое за невестой, тем самым влияли опосредованно и на фактический статус своей дочери в семье. Формирующийся принцип раздельности имущества в браке задавал соответствующий тон отношений супруга к супруге как к стороне в браке, которая была вправе дать или не дать согласие на использование своего имущества. Это обстоятельство могло существенно повысить значимость супруги в браке.Вывод к §5:Характерной чертой супружеских отношений в Древней Руси являлась зависимость женщины от мужчины. Правовое положение женщины в древнерусской семье напрямую зависело от ее добрачного социального статуса - чем он был выше, тем большими правами обладала она в новой семье.После принятия христианства, продекларировавшего равенство всех людей перед Богом, положение женщины в древнерусском обществе несколько улучшается. Но эти изменения не затронули семейные отношения, так как церковные каноны и основанные на них нормы семейного права Древней Руси предполагали сохранение гендерного неравноправия. Так прелюбодеяние со стороны жены служило достаточным основанием для развода, а аналогичный проступок со стороны мужа таковым не являлся; после самовольного развода мужчина не утрачивал права на вступление в повторный брак, женщину же ждал «церковный дом».ЗАКЛЮЧЕНИЕВ рамках курсового исследования была произведена попытка проследить эволюцию закрепления норм, регулирующих семейно-брачные отношения на примере государств древнего мира, характерным является, то, что с развитием общества, женщина начинает получать все большее количество прав; в ходе краткогосравнительного анализа институтов семьи в истории древних государствВавилона, Индии, Китая, Рима, Руси мы ярко видим, что мужчина в силу его большей силы был в брачных отношениях в более выгодном положении при расторжении брака. Женщины были более бесправны.Свобода и демократия в брачно – семейных отношениях приводит к разрушению семьи. Данная гипотеза строится на изучении исторического материала. Допущение случаев расторжения брака ведет к нарушению традиций древних государств, а разрушение традиций всегда чревато гибелью семьи и государства.Важнейшими результатами этой трансформации семейных отношений стали известное ослабление зависимости женщины от мужчины, вследствие расширения ее личных и, в особенности, имущественных прав. Проблема заключается в том, насколько общество готово к принятию разрушения традиций. В настоящее время, на мой взгляд в ситуации распространения такой формы как гражданский брак теряется ответственность супругов друг перед другом, что соответственно приводит к разрушению семейных отношений. Конечно же, учитывая, опыт древних государств нельзя призывать к возвращению неравенства супругов в браке, но ввести хотя бы моральное публичное осуждения распада семейных ценностей было бы целесообразным.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Беляева Н.В. Регулирование брачных отношений у русских славян в семейном праве // В мире права. 2001. № 2.2. Дергачева Л. Правовой статус женщины в древних Месопотамии и Индии: сравнительная характеристика3. Дементьева Т.Ю. Семейное и наследственное право в Киевской Руси :IX - XII вв. [Электронный ресурс]:автореф. дис……канд.юрид.наук/ Т.Ю. Дементьева - Казань, 2006. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/semeinoe-i-nasledstvennoe-pravo-v-kievskoi-rusi-ix-xii-vv(дата обращения: 10.03.2014).4. Завьялов A.A. К вопросу о браке и брачном разводе // Странник. -Спб., 1892. № 3; № 4.5. Загоровский А.И. О разводе по русскому праву. Харьков, 1881.6. Законы Ману. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 496 с.7. Красножен М.Е. О разводе в России. Исторический очерк. // Русский вестник. Октябрь 1898. 8. Ли цзы, кн. I, XI.9. Максимова Т. Развод по-русски. // Родина. 1998. № 9. 10. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IХ - ХIV вв. [Электронный ресурс]: автореф. дис……д.юрид.наук / В.В. Момотов – М., 2003. - Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/formirovanie-russkogo-srednevekovogo-prava-v-ikh-khiv-vv (дата обращения 25.03.2014).11. Момотов В.В. Формирование семьи и брака в русском средневековом праве IX-XIV вв. Ростов н/Д., 1999.12. Нижник Н. С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории / Н. С. Нижник. М. : Изд-во Р. Асланова : Юрид. центр Пресс, 2006. - 272 с.13. Омельянчук С. В. Брак и семья в Древней Руси IX - XIII веков: морально-нравственный и правовой аспекты [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.истор.наук / С.В.Омельянчук – Тамбов, 2009. – Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/brak-i-semya-v-drevnei-rusi-ix-xiii-vekov-moralno-nravstvennyi-i-pravovoi-aspekty(дата обращения 10.03.2014).14. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Томсинов В.А. – М.: Зерцало, 2004. – 560 с.15. Чибиряев С.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: «Проспект», 2002. – 472 с.
2. Дергачева Л. Правовой статус женщины в древних Месопотамии и Индии: сравнительная характеристика
3. Дементьева Т.Ю. Семейное и наследственное право в Киевской Руси :IX - XII вв. [Электронный ресурс]:автореф. дис……канд.юрид.наук/ Т.Ю. Дементьева - Казань, 2006. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/semeinoe-i-nasledstvennoe-pravo-v-kievskoi-rusi-ix-xii-vv(дата обращения: 10.03.2014).
4. Завьялов A.A. К вопросу о браке и брачном разводе // Странник. -Спб., 1892. № 3; № 4.
5. Загоровский А.И. О разводе по русскому праву. Харьков, 1881.
6. Законы Ману. – М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2002. – 496 с.
7. Красножен М.Е. О разводе в России. Исторический очерк. // Русский вестник. Октябрь 1898.
8. Ли цзы, кн. I, XI.
9. Максимова Т. Развод по-русски. // Родина. 1998. № 9.
10. Момотов В.В. Формирование русского средневекового права в IХ - ХIV вв. [Электронный ресурс]: автореф. дис……д.юрид.наук / В.В. Момотов – М., 2003. - Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/formirovanie-russkogo-srednevekovogo-prava-v-ikh-khiv-vv (дата обращения 25.03.2014).
11. Момотов В.В. Формирование семьи и брака в русском средневековом праве IX-XIV вв. Ростов н/Д., 1999.
12. Нижник Н. С. Правовое регулирование семейно-брачных отношений в русской истории / Н. С. Нижник. М. : Изд-во Р. Асланова : Юрид. центр Пресс, 2006. - 272 с.
13. Омельянчук С. В. Брак и семья в Древней Руси IX - XIII веков: морально-нравственный и правовой аспекты [Электронный ресурс]: автореф. дис. …канд.истор.наук / С.В.Омельянчук – Тамбов, 2009. – Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/brak-i-semya-v-drevnei-rusi-ix-xiii-vekov-moralno-nravstvennyi-i-pravovoi-aspekty(дата обращения 10.03.2014).
14. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Томсинов В.А. – М.: Зерцало, 2004. – 560 с.
15. Чибиряев С.А. История государства и права зарубежных стран. – М.: «Проспект», 2002. – 472 с.
Развод в современном обществе
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ
Факультет психологии
диссертация
РАЗВОД В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
курса социальной
психологии выполнил:
Занина Екатерина Вадимовна,
факультет психологии,
2-й курс, 1 группа
Проверил: Ульянова Ю. И.
Оценка: ____________
Дата: ____________
Москва — 2009
Содержание
Введение
Глава I. Кризисные периоды брака и супружеские конфликты. Причины развода
Глава II. Постразводная ситуация. Причины роста разводов
Вывод
библиография
Приложения
Введение
Семейные отношения возникли давно, и не случайно произошло так, что в семье нужны и мать и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь – не всегда источник радости, она не может работать плавно и гладко, есть немало семейных трудностей. Как и в любой динамической системы, в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть, и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры. К сожалению, не каждая семья может с ними справиться, "семейный корабль" дает трещину и идет ко дну.
Любые отношения между людьми неизбежно приходят к концу. Хотя большинство вступающих в брак людей во время брачной церемонии и произносят слова "пока смерть не разлучит нас", очень многие люди не думают о том, что на самом деле закончится их супружеская жизнь. И в конце концов, есть только два возможных исхода: разрыв отношений или смерть. Иногда развод-это единственно возможный способ выхода из тупика. Если существует действие, то должно быть и противодействие. Если существует брак, то должен существовать и развод!
Как сохранить брак? Вопрос не простой. Кто-то надеется только на собственные силы, кто-то просит о помощи у родственников и друзей, а кто-то – врач-консультант, психолог. К сожалению, бывает так, что даже помощь профессионалов не помогает сохранить семейные отношения. Затем, многих людей возникают вопросы: как жить дальше? что произойдет с детьми? могут рассчитывать на счастье в будущем? Эти вопросы без сомнения очень важны и требуют ответов.