Теоретическое обоснование проблемы обучения детей лепке животных
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 17.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обучения детей лепке животных 5
1.1 Образ животных в изобразительном искусстве и в лепке старших дошкольников 5
1.2.Психологические аспекты формирования образной выразительности в лепке детей 5-7 лет 9
Глава 2. Психолого-физиологические особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста на занятиях лепкой 16
2.1.Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях 16
2.2.Анализ программ воспитания по проблеме обучения детей 6-го года жизни лепке животных 18
Заключение 21
Список литературы 22
Приложение 25
Научить раскрашивать дымковскую игрушку.В ходе анализа программ были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования материалов для лепки животных.В целом изучаемый вопрос можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.ЗаключениеТрехмерность, объемность изображения дает огромный простор для фантазии, воплощения творческой мысли и развития воображения. Лепка, на наш взгляд, самый благоприятный способ. Это, казалось бы, простая деятельность, влияет на развитие детей по всем направлениям: сенсорика, развитие речи, мышление, воображение, мелкая и общая моторика рук. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную.Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны».Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому из невзрачного куска глины или пластилина создать этот предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Человек не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Причина этого – недостаточность руководства воспитателем процессом становления детского творчества. Необходимо было обогащать детей соответствующим жизненным опытом, развивать целенаправленное восприятие, а также создавать педагогические условия, в которых бы дети могли проявить свое творчество.Список литературыАракчеев, Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины / Ю.С.Аракчеев, Л.М. Хайлов. – М.: Малыш, 2005. - 107 с.Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006.-116 с.Величкина, Г. А. Дымковская игрушка / Г.А. Величкина, - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24сГрибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2005. - 64 с.Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2007.-180 с.Доронова, Т.Н. Использование дымковской игрушки в работе с детьми / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С.13-14.Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006.-192 с.Давыдова Г.Н. Пластилинография – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-136 с.Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах / Н.М. Конышева. - М.: Просвещение, 2006.-54 с.Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. – М.: Феникс, 2005. – 63с.Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2003. - 145с.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 48 с.Лыкова, И.А. Дымковская игрушка / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 56 с.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2006. - 251 с.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.-143 с.Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение, 2008. - 319 с.Пономарева, Е.А., Иванова, С.А. Дымковская игрушка / Е.А. Пономарева, С.А. Иванова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. - 17 с.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 500 с.Сакулина, Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2005.-236 с.Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003.-128 с.Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.Соломенникова, О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-132с.Тихонова, О. Декоративная лепка в детском саду / О. Тихонова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С.36-40.Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2005.-143 с. Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2005.-112 с. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2002. - 176 с.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.ПриложениеТема: Дымковский коньПрограммные задачи: Изобразительная: Учить детей лепить дымковского коня по народной игрушке, как лепят мастера игрушки. Различать называть и использовать в лепке цилиндрическую форму (столбик).Композиционная: Закреплять умения передавать правильно пропорции: длинна шеи, туловища и ног равная; голова укладывается в туловище 2раза.Техническая: Совершенствовать приемы лепки комбинированным способом. Закреплять умение раскатывать столбик. Закреплять умения оттягивать недостающие детали от целого куска. Использовать стеку для надрезания. Закреплять умения оформлять коня налепом.Воспитательная: Воспитывать желание лепить дымковского коня. Желание лепить из глины, проявлять творчество в оформлении коня.Оборудование: Игрушка дымковская конь, глина (у детей толщина 5-6см, а длинна до 15см), подкладные дощечки, стеки, влажная тряпочка в розетках.Ход занятия I Вводная часть1. Вызов интереса и постановка цели.Предложить ребятам стать мастерами дымковской игрушки. Сегодня мы будем лепить дымковского коня.2.Рассматривание образца.Вот какую дымковскую игрушку слепила я.- Какие части можно выделить у дымковского коня?- На что по форме похоже туловище?-Ребята, обратите внимание, что голова укладывается в туловище 2 раза, а длинна туловища и длинна ног, равны (показываю растяжкой пальцев)- Какая шея у дымковского коня?- Что у коня на шее?- Что есть на голове у коня?- Как оформлен дымковский конь?3. Показ способов изображенияБерем кусочек глины, делим сначала на две неравные части, одна большая часть – туловище, ноги; А другая меньшая – голова, шея. Меньшую часть делим на две одинаковые части. Берем самый большой кусочек глины и лепим столбик. Столбик надо согнуть дугой, а стекой сделать надрезы впереди и сзади (показ воспитателя). А все остальное вы сделаете сами.4. Закрепление- Как разделить глину? - Какую берем исходную форму?II Руководство ходом1. Общие указания: Лепим аккуратно, все части хорошо примазываем друг к другу, так же загладить влажной тряпочкой.2. Индивидуальные указания: - Таня, посмотри как правильно необходимо разрезать стекой глину, чтобы слепить ножки дымковскому коню- Тима, посмотри как можно слепить гривуIII Анализ- Ребята, поставьте все работы на вот этот стол.Даю план по которому дети будут анализировать свои работы- Похож ли ваш конь на образец дымковского коня?- Аккуратно ли слеплена работа?- Как работа оформлена? - Найдите самого аккуратного коника и расскажите о нем- Найдите самого нарядного коника и расскажите о немПлан занятия по лепке Тема: Дымковский индюк Программные задачи: Изобразительная: Учить детей лепить дымковского индюка по народной игрушке, как лепят мастера игрушки. Различать называть и использовать в лепке цилиндрическую форму (столбик), шарообразную форму.Композиционная: Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка. Закреплять умения передавать правильно пропорции.Техническая: Совершенствовать приемы лепки комбинированным способом. Закреплять умение раскатывать столбик, шар. Закреплять умения расплющивать шар в диск. Использовать стеку для надрезания. Закреплять умения оформлять индюка налепом.Воспитательная: Воспитывать желание лепить дымковского индюка, проявлять творчество в оформлении.Оборудование: Игрушка дымковская индюк, глина (у детей толщина 5-6см, а длинна до 15см), подкладные дощечки, стеки, влажная тряпочка в розетках.Ход занятия I Вводная часть1.Вызов интереса и постановка цели.Чтение стихотворения:Вот индюк нарядный,Весь такой он ладный,Крылья важно распустил.Посмотрите, пышный хвостУ меня совсем не прост.- Ребята, о какой птице это стихотворение?Сегодня мы будем лепить дымковского индюка.2.Рассматривание образца.Вот какую дымковскую игрушку слепила я.- Какие части можно выделить у дымковского индюка?- На что по форме похоже туловище?- Какая шея у дымковского индюка? - Что у индюка на шее?- Что есть на голове у индюка?- Какой хвост у индюка?- Какой он формы?- Какой формы крылья? - Как оформлен дымковский индюк?3. Показ способов изображенияБерем кусочек глины, делим сначала на две одинаковые части, одна часть – туловище, хвост, голова; А другую часть делим еще раз на две одинаковые части. Одна часть – ноги. Другая часть – крылья и оформление. Берем самый большой кусочек глины и лепим столбик с одной стороны толще, с другой тоньше (хвост, шея, голова), потом его согнуть дугой. Берем другой кусочек и делам столбик для ног, потом его согнуть дугой, а стекой сделать надрезы. Чтобы сделать крылья вы катаете 2 одинаковых шара и расплющиваете их в диск. А оформление вы сделаете сами.4. Закрепление- Как разделить глину? - Какую берем исходную форму?II Руководство ходом1. Общие указания: Лепим аккуратно, все части хорошо примазываем друг к другу, так же загладить влажной тряпочкой.2. Индивидуальные указания: - Таня, посмотри, как правильно необходимо разрезать стекой глину, чтобы слепить ножки дымковскому индюку- Катя, посмотри, как слепить крыльяIII Анализ детских работ- Ребята, поставьте все работы на вот этот стол.Даю план по которому дети будут анализировать свои работы- Похож ли ваш индюк на образец дымковского индюка?- Аккуратно ли слеплена работа?- Как работа оформлена? - Найдите самого аккуратного индюка и расскажите о нем- Найдите самого нарядного индюка и расскажите о немПлан занятия по лепке
1. Аракчеев, Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины / Ю.С.Аракчеев, Л.М. Хайлов. – М.: Малыш, 2005. - 107 с.
2. Богуславская, И.Я. ¬Русская г¬линяная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006.-116 с.
3. Величкина, Г. А. Дымковская игрушка / Г.А. Величкина, - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24с¬
4. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2005. - 64 с.
5. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2007.-180 с.
6. Доронова, Т.Н. Использование дымковской игрушки в работе с детьми / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С.13-14.
7. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006.-192 с.
8. Давыдова Г.Н. Пластилинография – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
9. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-136 с.
10. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах / Н.М. Конышева. - М.: Просвещение, 2006.-54 с.
11. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. – М.: Феникс, 2005. – 63с.
12. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2003. - 145с.
13. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 48 с.
14. Лыкова, И.А. Дымковская игрушка / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 56 с.
15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2006. - 251 с.
16. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.-143 с.
17. Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение, 2008. - 319 с.
18. Пономарева, Е.А., Иванова, С.А. Дымковская игрушка / Е.А. Пономарева, С.А. Иванова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. - 17 с.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 500 с.
20. Сакулина, Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2005.-236 с.
21. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003.-128 с.
22. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.
23. Соломенникова, О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-132с.
24. Тихонова, О. Декоративная лепка в детском саду / О. Тихонова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С.36-40.
25. Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2005.-143 с.
26. Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2005.-112 с.
27. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2002. - 176 с.
28. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности образного восприятия развиваются у детей на занятиях лепкой животных?
На занятиях лепкой животных развивается образное восприятие, позволяющее детям представлять себе образы животных и передавать их на плоскости, используя различные материалы. В результате, дети учатся передавать особенности формы и текстуры животных, их движение и характерные особенности.
Почему важно формирование образной выразительности в лепке у детей 5-7 лет?
Формирование образной выразительности в лепке играет важную роль в развитии детей 5-7 лет. Оно способствует развитию творческого мышления, воображения, мелкой моторики и координации движений. Кроме того, образная выразительность помогает детям осваивать пространственные отношения, формирует у них эстетическое восприятие и развивает творческие способности.
Какие психологические аспекты влияют на формирование образной выразительности в лепке детей 5-7 лет?
На формирование образной выразительности в лепке детей 5-7 лет влияют такие психологические аспекты, как развитие воображения и творческих способностей, эмоциональное и эстетическое восприятие, а также координация движений и мелкая моторика. Дети в этом возрасте начинают активно использовать свои навыки и опыт, чтобы выразить свои мысли и чувства через лепку животных.
Какие психолого-физиологические особенности влияют на сенсорное развитие детей дошкольного возраста на занятиях лепкой?
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста на занятиях лепкой зависит от таких психолого-физиологических особенностей, как развитие моторики и координации движений, слуховое и зрительное восприятие, тактильная и кинестетическая чувствительность. В процессе лепки дети развивают свои сенсорные навыки и учатся использовать их для создания образов и формирования пространственного представления.
Какие проблемы могут возникнуть при обучении детей лепке животных?
При обучении детей лепке животных могут возникнуть проблемы со сформированием образной выразительности, сенсорного развития, психологического и физиологического аспектов. Дети могут испытывать трудности с восприятием и передачей формы, текстуры и пропорций животных через материалы для лепки.
Какие особенности имеет образ животных в изобразительном искусстве и в лепке старших дошкольников?
Образ животных в изобразительном искусстве и в лепке старших дошкольников может иметь особенности в выражении эмоций, текстуры, детализации и пропорций. Дети стараются передать черты и характер животных, используя разные материалы и техники.
Какие психологические аспекты влияют на формирование образной выразительности в лепке детей 5-7 лет?
Формирование образной выразительности в лепке детей 5-7 лет зависит от их психологических аспектов, таких как игра, воображение, восприятие формы и цвета, умение работать с различными материалами и инструментами. Эти аспекты помогают детям создавать уникальные и выразительные образы животных.
Какие психофизиологические особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста могут влиять на занятия лепкой?
Психофизиологические особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста, такие как развитие кисти руки, чувствительность к текстуре и форме, координация движений, влияют на их способность работать с материалами для лепки. Это может влиять на процесс обучения и умение передавать форму животных.
Какие аспекты изучены в педагогических исследованиях анализа вопроса о психолого-физиологических особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста на занятиях лепкой?
В педагогических исследованиях анализируются различные аспекты психолого-физиологических особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста на занятиях лепкой. Это включает в себя изучение развития мелкой моторики, способности к восприятию формы и текстур, координации движений и других аспектов, которые могут влиять на процесс обучения и результаты лепки животных.
Какими способами можно обучать детей лепке животных?
Обучение детей лепке животных может проходить различными способами. Важно создать комфортную обстановку и предоставить детям возможность самостоятельно экспериментировать с материалом. Также полезно использовать разные техники и методики, например, моделирование по образцу, коллективное лепление, игровые задания и т.д. Но самое главное - это создать интерес к этому виду деятельности и поощрять творческое мышление детей.
Какие психологические аспекты формируют образную выразительность в лепке детей 5-7 лет?
Формирование образной выразительности в лепке у детей 5-7 лет связано с развитием их воображения, пространственного мышления и моторики. В этом возрасте дети начинают более осознанно использовать материалы и создавать свои уникальные произведения. Лепка помогает развивать такие качества, как наблюдательность, творческое мышление, способность к самовыражению и саморегуляции.