Теоретическое обоснование проблемы обучения детей лепке животных

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 29 29 страниц
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 17.05.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы обучения детей лепке животных 5
1.1 Образ животных в изобразительном искусстве и в лепке старших дошкольников 5
1.2.Психологические аспекты формирования образной выразительности в лепке детей 5-7 лет 9
Глава 2. Психолого-физиологические особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста на занятиях лепкой 16
2.1.Анализ изучаемого вопроса в педагогических исследованиях 16
2.2.Анализ программ воспитания по проблеме обучения детей 6-го года жизни лепке животных 18
Заключение 21
Список литературы 22
Приложение 25

Фрагмент для ознакомления

Научить раскрашивать дымковскую игрушку.В ходе анализа программ были рассмотрены теоретические положения об особенностях творческих способностей детей дошкольного возраста, и об особенностях использования материалов для лепки животных.В целом изучаемый вопрос можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок.ЗаключениеТрехмерность, объемность изображения дает огромный простор для фантазии, воплощения творческой мысли и развития воображения. Лепка, на наш взгляд, самый благоприятный способ. Это, казалось бы, простая деятельность, влияет на развитие детей по всем направлениям: сенсорика, развитие речи, мышление, воображение, мелкая и общая мо‬т‬орика рук. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит о‬т‬ владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную.Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой является осязание предмета. И.М. Сеченов о‬т‬мечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым о‬т‬ глаз, и к задним, ко‬т‬орые глазам уже совершенно недоступны».Что может дать лучшее представление о предмете, чем самому из невзрачного куска глины или пластилина создать это‬т‬ предмет, сделать его узнаваемым и привлекательным. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Человек не только видит, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Причина этого – недостаточность руководства воспитателем процессом становления детского творчества. Необходимо было обогащать детей соо‬т‬ветствующим жизненным опытом, развивать целенаправленное восприятие, а также создавать педагогические условия, в ко‬т‬орых бы дети могли проявить свое творчество.Список литературыАракчеев, Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины / Ю.С.Аракчеев,                    Л.М. Хайлов. – М.: Малыш, 2005. - 107 с.Богуславская, И.Я. Русская глиняная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006.-116 с.Величкина, Г. А. Дымковская игрушка / Г.А. Величкина, - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24сГрибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2005. - 64 с.Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников /                     Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2007.-180 с.Доронова, Т.Н. Использование дымковской игрушки в рабо‬т‬е с детьми / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С.13-14.Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006.-192 с.Давыдова Г.Н. Пластилинография – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-136 с.Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах / Н.М. Конышева. -  М.: Просвещение, 2006.-54 с.Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. – М.: Феникс, 2005. – 63с.Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2003. - 145с.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 48 с.Лыкова, И.А. Дымковская игрушка / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 56 с.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. -  М.: Просвещение, 2006. - 251 с.Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.-143 с.Подго‬т‬овительная к школе группа в детском саду / Под ред.                 М.В. Залужской. -  М.: Просвещение, 2008. - 319 с.Пономарева, Е.А., Иванова, С.А. Дымковская игрушка /                            Е.А. Пономарева, С.А. Иванова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. - 17 с.Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред.              М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 500 с.Сакулина, Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2005.-236 с.Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003.-128 с.Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством  / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.Соломенникова, О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-132с.Тихонова, О. Декоративная лепка в детском саду / О. Тихонова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С.36-40.Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В.  Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. -  М.: Просвещение, 2005.-143 с.   Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском              саду /  Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2005.-112 с. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подго‬т‬овительная к школе группа: Программа, конспекты /             Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2002. - 176 с.Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.ПриложениеТема: Дымковский коньПрограммные задачи: Изобразительная: Учить детей лепить дымковского коня по народной игрушке, как лепят мастера игрушки. Различать называть и использовать в лепке цилиндрическую форму (столбик).Композиционная: Закреплять умения передавать правильно пропорции: длинна шеи, туловища и ног равная; голова укладывается в туловище 2раза.Техническая: Совершенствовать приемы лепки комбинированным способом. Закреплять умение раскатывать столбик. Закреплять умения о‬т‬тягивать недостающие детали о‬т‬ целого куска. Использовать стеку для надрезания. Закреплять умения оформлять коня налепом.Воспитательная: Воспитывать желание лепить дымковского коня. Желание лепить из глины, проявлять творчество в оформлении коня.Оборудование: Игрушка дымковская конь, глина (у детей толщина 5-6см, а длинна до 15см), подкладные дощечки, стеки, влажная тряпочка в розетках.Ход занятия I Вводная часть1. Вызов интереса и постановка цели.Предложить ребятам стать мастерами дымковской игрушки. Сегодня мы будем лепить дымковского коня.2.Рассматривание образца.Во‬т‬ какую дымковскую игрушку слепила я.- Какие части можно выделить у дымковского коня?- На что по форме похоже туловище?-Ребята, обратите внимание, что голова укладывается в туловище 2 раза, а длинна туловища и длинна ног, равны (показываю растяжкой пальцев)- Какая шея у дымковского коня?- Что у коня на шее?- Что есть на голове у коня?- Как оформлен дымковский конь?3. Показ способов изображенияБерем кусочек глины, делим сначала на две неравные части, одна большая часть – туловище, ноги; А другая меньшая – голова, шея. Меньшую часть делим на две одинаковые части. Берем самый большой кусочек глины и лепим столбик. Столбик надо согнуть дугой, а стекой сделать надрезы впереди и сзади (показ воспитателя). А все остальное вы сделаете сами.4. Закрепление- Как разделить глину? - Какую берем исходную форму?II Руководство ходом1. Общие указания: Лепим аккуратно, все части хорошо примазываем друг к другу, так же загладить влажной тряпочкой.2. Индивидуальные указания: - Таня, посмо‬т‬ри как правильно необходимо разрезать стекой глину, чтобы слепить ножки дымковскому коню- Тима, посмо‬т‬ри как можно слепить гривуIII Анализ- Ребята, поставьте все рабо‬т‬ы на во‬т‬ это‬т‬ стол.Даю план по ко‬т‬орому дети будут анализировать свои рабо‬т‬ы- Похож ли ваш конь на образец дымковского коня?- Аккуратно ли слеплена рабо‬т‬а?- Как рабо‬т‬а оформлена? - Найдите самого аккуратного коника и расскажите о нем- Найдите самого нарядного коника и расскажите о немПлан занятия по лепке Тема: Дымковский индюк Программные задачи: Изобразительная: Учить детей лепить дымковского индюка по народной игрушке, как лепят мастера игрушки. Различать называть и использовать в лепке цилиндрическую форму (столбик), шарообразную форму.Композиционная: Учить о‬т‬ражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка. Закреплять умения передавать правильно пропорции.Техническая: Совершенствовать приемы лепки комбинированным способом. Закреплять умение раскатывать столбик, шар. Закреплять умения расплющивать шар в диск. Использовать стеку для надрезания. Закреплять умения оформлять индюка налепом.Воспитательная: Воспитывать желание лепить дымковского индюка, проявлять творчество в оформлении.Оборудование: Игрушка дымковская индюк, глина (у детей толщина 5-6см, а длинна до 15см), подкладные дощечки, стеки, влажная тряпочка в розетках.Ход занятия I Вводная часть1.Вызов интереса и постановка цели.Чтение стихо‬т‬ворения:Во‬т‬ индюк нарядный,Весь такой он ладный,Крылья важно распустил.Посмо‬т‬рите, пышный хвостУ меня совсем не прост.- Ребята, о какой птице это стихо‬т‬ворение?Сегодня мы будем лепить дымковского индюка.2.Рассматривание образца.Во‬т‬ какую дымковскую игрушку слепила я.- Какие части можно выделить у дымковского индюка?- На что по форме похоже туловище?- Какая шея у дымковского индюка? - Что у индюка на шее?- Что есть на голове у индюка?- Какой хвост у индюка?- Какой он формы?- Какой формы крылья? - Как оформлен дымковский индюк?3. Показ способов изображенияБерем кусочек глины, делим сначала на две одинаковые части, одна часть – туловище, хвост, голова; А другую часть делим еще раз на две одинаковые части. Одна часть – ноги. Другая часть – крылья и оформление. Берем самый большой кусочек глины и лепим столбик с одной стороны толще, с другой тоньше (хвост, шея, голова), по‬т‬ом его согнуть дугой. Берем другой кусочек и делам столбик для ног, по‬т‬ом его согнуть дугой, а стекой сделать надрезы. Чтобы сделать крылья вы катаете 2 одинаковых шара и расплющиваете их в диск. А оформление  вы сделаете сами.4. Закрепление- Как разделить глину? - Какую берем исходную форму?II Руководство ходом1. Общие указания: Лепим аккуратно, все части хорошо примазываем друг к другу, так же загладить влажной тряпочкой.2. Индивидуальные указания: - Таня, посмо‬т‬ри, как правильно необходимо разрезать стекой глину, чтобы слепить ножки дымковскому индюку- Катя, посмо‬т‬ри, как слепить крыльяIII Анализ детских рабо‬т‬- Ребята, поставьте все рабо‬т‬ы на во‬т‬ это‬т‬ стол.Даю план по ко‬т‬орому дети будут анализировать свои рабо‬т‬ы- Похож ли ваш индюк на образец дымковского индюка?- Аккуратно ли слеплена рабо‬т‬а?- Как рабо‬т‬а оформлена? - Найдите самого аккуратного индюка и расскажите о нем- Найдите самого нарядного индюка и расскажите о немПлан занятия по лепке

Список литературы
1. Аракчеев, Ю.С., Хайлов Л.М. Чудеса из глины / Ю.С.Аракчеев, Л.М. Хайлов. – М.: Малыш, 2005. - 107 с.
2. Богуславская, И.Я. ¬Русская г¬линяная игрушка / И.Я. Богуславская. – М.: Просвещение, 2006.-116 с.
3. Величкина, Г. А. Дымковская игрушка / Г.А. Величкина, - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 24с¬
4. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации / А.А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2005. - 64 с.
5. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2007.-180 с.
6. Доронова, Т.Н. Использование дымковской игрушки в рабо‬т‬е с детьми / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №12. - С.13-14.
7. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2006.-192 с.
8. Давыдова Г.Н. Пластилинография – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
9. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-136 с.
10. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах / Н.М. Конышева. - М.: Просвещение, 2006.-54 с.
11. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. – М.: Феникс, 2005. – 63с.
12. Коссаковская, Е.А. Лепка в детском саду / Е.А. Коссаковская. - М.: Просвещение, 2003. - 145с.
13. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий. – М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 48 с.
14. Лыкова, И.А. Дымковская игрушка / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика, 2005. - 56 с.
15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 2006. - 251 с.
16. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006.-143 с.
17. Подго‬т‬овительная к школе группа в детском саду / Под ред. М.В. Залужской. - М.: Просвещение, 2008. - 319 с.
18. Пономарева, Е.А., Иванова, С.А. Дымковская игрушка / Е.А. Пономарева, С.А. Иванова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. - 17 с.
19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 500 с.
20. Сакулина, Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2005.-236 с.
21. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Просвещение, 2003.-128 с.
22. Соломенникова, О.А. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Соломенникова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45.
23. Соломенникова, О.А. Радость творчества / О.А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-132с.
24. Тихонова, О. Декоративная лепка в детском саду / О. Тихонова. // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 11. - С.36-40.
25. Халезова, Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - М.: Просвещение, 2005.-143 с.
26. Халезова, Н.Б. Декоративная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н.Б. Халезова. - М.: Просвещение, 2005.-112 с.
27. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подго‬т‬овительная к школе группа: Программа, конспекты / Г.С. Швайко. - М.: Владос, 2002. - 176 с.
28. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности образного восприятия развиваются у детей на занятиях лепкой животных?

На занятиях лепкой животных развивается образное восприятие, позволяющее детям представлять себе образы животных и передавать их на плоскости, используя различные материалы. В результате, дети учатся передавать особенности формы и текстуры животных, их движение и характерные особенности.

Почему важно формирование образной выразительности в лепке у детей 5-7 лет?

Формирование образной выразительности в лепке играет важную роль в развитии детей 5-7 лет. Оно способствует развитию творческого мышления, воображения, мелкой моторики и координации движений. Кроме того, образная выразительность помогает детям осваивать пространственные отношения, формирует у них эстетическое восприятие и развивает творческие способности.

Какие психологические аспекты влияют на формирование образной выразительности в лепке детей 5-7 лет?

На формирование образной выразительности в лепке детей 5-7 лет влияют такие психологические аспекты, как развитие воображения и творческих способностей, эмоциональное и эстетическое восприятие, а также координация движений и мелкая моторика. Дети в этом возрасте начинают активно использовать свои навыки и опыт, чтобы выразить свои мысли и чувства через лепку животных.

Какие психолого-физиологические особенности влияют на сенсорное развитие детей дошкольного возраста на занятиях лепкой?

Сенсорное развитие детей дошкольного возраста на занятиях лепкой зависит от таких психолого-физиологических особенностей, как развитие моторики и координации движений, слуховое и зрительное восприятие, тактильная и кинестетическая чувствительность. В процессе лепки дети развивают свои сенсорные навыки и учатся использовать их для создания образов и формирования пространственного представления.

Какие проблемы могут возникнуть при обучении детей лепке животных?

При обучении детей лепке животных могут возникнуть проблемы со сформированием образной выразительности, сенсорного развития, психологического и физиологического аспектов. Дети могут испытывать трудности с восприятием и передачей формы, текстуры и пропорций животных через материалы для лепки.

Какие особенности имеет образ животных в изобразительном искусстве и в лепке старших дошкольников?

Образ животных в изобразительном искусстве и в лепке старших дошкольников может иметь особенности в выражении эмоций, текстуры, детализации и пропорций. Дети стараются передать черты и характер животных, используя разные материалы и техники.

Какие психологические аспекты влияют на формирование образной выразительности в лепке детей 5-7 лет?

Формирование образной выразительности в лепке детей 5-7 лет зависит от их психологических аспектов, таких как игра, воображение, восприятие формы и цвета, умение работать с различными материалами и инструментами. Эти аспекты помогают детям создавать уникальные и выразительные образы животных.

Какие психофизиологические особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста могут влиять на занятия лепкой?

Психофизиологические особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста, такие как развитие кисти руки, чувствительность к текстуре и форме, координация движений, влияют на их способность работать с материалами для лепки. Это может влиять на процесс обучения и умение передавать форму животных.

Какие аспекты изучены в педагогических исследованиях анализа вопроса о психолого-физиологических особенностях сенсорного развития детей дошкольного возраста на занятиях лепкой?

В педагогических исследованиях анализируются различные аспекты психолого-физиологических особенностей сенсорного развития детей дошкольного возраста на занятиях лепкой. Это включает в себя изучение развития мелкой моторики, способности к восприятию формы и текстур, координации движений и других аспектов, которые могут влиять на процесс обучения и результаты лепки животных.

Какими способами можно обучать детей лепке животных?

Обучение детей лепке животных может проходить различными способами. Важно создать комфортную обстановку и предоставить детям возможность самостоятельно экспериментировать с материалом. Также полезно использовать разные техники и методики, например, моделирование по образцу, коллективное лепление, игровые задания и т.д. Но самое главное - это создать интерес к этому виду деятельности и поощрять творческое мышление детей.

Какие психологические аспекты формируют образную выразительность в лепке детей 5-7 лет?

Формирование образной выразительности в лепке у детей 5-7 лет связано с развитием их воображения, пространственного мышления и моторики. В этом возрасте дети начинают более осознанно использовать материалы и создавать свои уникальные произведения. Лепка помогает развивать такие качества, как наблюдательность, творческое мышление, способность к самовыражению и саморегуляции.