Государственное регулирование отрасли культуры и искусства
Заказать уникальную курсовую работу- 37 37 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 18.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 4
1.1 Экономическая характеристика организаций культуры и искусства 4
1.2 Классификация организаций культуры и искусства 9
1.3. Полномочия государственных (муниципальных) органов в сфере культуры 11
2. АНАЛИЗ ФОРМ И МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА 15
2. 1. Административное и правовое регулирование 15
2.2 Прямое и косвенное экономическое регулирование 18
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРЫ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Налоговые методы регулирования стали широко применяться с начала, восьмидесятых годов, и были обусловлены ухудшением состояния бюджетов в некоторых странах и вынужденной переориентацией их государственной политики. Можно выделить:
- налоговые льготы для организаций культуры;
- налоговые льготы для творческих работников;
- налоговые льготы для "доноров".
Косвенное экономические регулирование, как правило, носит автоматический и безадресный характер и предполагает широкое использование рычагов кредитно-денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической (в том числе таможенно - тарифной) политики.
Федеральным законом № 215-ФЗ от 23.07.2013 установлены налоговые преференции для организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, и уточнен порядок начисления амортизации по основным средствам.
В перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, включены, в частности, услуги по предоставлению музейных предметов и коллекций, по организации выставок, показу спектаклей, концертов и иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей данную деятельность. Изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.
Кроме того, театрам, музеям, библиотекам, концертным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, предоставлено право признания расходов по приобретению (созданию) амортизируемого имущества (за исключением недвижимого) в составе материальных расходов по мере ввода их в эксплуатацию.
Также указанные учреждения освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и представления налоговых деклараций по данному налогу по итогам отчетных периодов (налоговая отчетность представляется только по истечении налогового периода). Поправки начали действовать с 1 января 2014 года.
Внесено уточнение в порядок начисления амортизации по объектам, подлежащим государственной регистрации и введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года.
Внесенными поправками уточнено, что новый порядок амортизации не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года. При этом установлено, что налогоплательщики, начавшие с 1 января 2013 года начислять амортизацию таких основных средств без представления документов на государственную регистрацию, освобождаются от уплаты пеней и штрафов.
Так же в последнее время особую значимость стали иметь экспертные методы государственного регулирования отрасли культуры. В качестве новых инструментов государственной культурной политики можно отметить более активное использование таких методов, как аудит, мониторинг, экспертная оценка и система регулярных отчетов о деятельности органов местного самоуправления и муниципальных сообществ в целом. Это связано с расширением использования системы планирования и государственной поддержки культурных проектов. В настоящее время между министерством и областями постепенно сформировалась система отчетов. В настоящее время министерство настоятельно требует от местных институтов культуры систематического проведения исследований и проверок в области культуры и региональной культурной жизни.
Профессионализация. Повышение профессионализации также может служить инструментом государственной культурной политики для конкретных территорий. Не секрет, что представители одной творческой профессии, как правило, имеют общее самосознание, что способствует складыванию общенациональных стандартов и формированию широкого кругозора. Тем самым профессионалы являются "союзниками" государственной власти как в учреждении новой, так и укреплении действующей культурной политики. Специалисты в той или иной сфере стремятся быть проводниками единой национальной политики в конкретной отрасли, например национальной культурной политики. Именно такую роль и играют администраторы культуры регионального и муниципального уровня во многих странах в течение последних десятилетий.
Несмотря на исключительную важность всех перечисленных инструментов государственного регулирования культурной политики, наиболее значимыми для "бедной культуры" остаются действующие принципы или модели финансирования государством сферы культуры.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРЫ
Основой государственных гарантий развития и сохранения культуры является бюджетное финансирование сферы культуры. Для ее стабильного функционирования необходимо установить нормативы финансирования из бюджета соответствующего уровня. Вместе с тем целесообразна многоканальная система финансирования сферы культуры, которая представляет собой партнерские обязательства долевого участия федерального, регионального и муниципального бюджетов, развитие системы соучредительства и некоммерческих частных организаций в сфере культуры, количественное и качественное расширение платных услуг, переход к программно-целевому планированию под конкретные проекты и мероприятия; активное участие представителей бизнеса.
Для дальнейшего развития экономического направления в структуру органов управления, учреждений культуры представляется целесообразным вводить соответствующее подразделение по экономическому маркетингу, менеджменту, обеспечивающему этот участок работы. Более того, для выработки экономических направлений деятельности учреждений культуры необходимо взять на вооружение такое понятие, как культурный продукт и его потребительская стоимость.
Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства является одним из признаков становления гражданского общества. Негосударственные организации культуры весьма разнообразны как по масштабам, так и по характеру своей деятельности. Вместе с тем, на сегодняшний день полноценный рынок культурных услуг не сформирован, и негосударственные организации не способны составить конкуренцию государственному сектору.
Коммерциализация отрасли часто вступает в противоречие с задачей сохранения высокого художественного уровня, традиционно присущего отечественной кинематографии как части российской культуры. Киноиндустрия пока не смогла стать экономически самостоятельной отраслью экономики, способной развиваться на основе современных рыночных механизмов и инвестиционных решений.
Требуют улучшений аспекты правового регулирования сферы культуры, связанные с:
определением прав человека и гражданина в сфере культуры;
определением отношений в сфере образования в области культуры;
установлением социальных гарантий для творческих работников;
организацией и развитием государственно-частного партнерства в области культуры;
законодательным закреплением новых организационно-правовых форм организаций культуры (многофункциональные культурные и образовательные комплексы и др.);
защитой интеллектуальной собственности в телекоммуникационных сетях, ответственности информационных посредников за размещение контента, нарушающего авторские права.
Подводя итоги, можно выделить основные факторы, сдерживающие (нередко - мешающие) использование культурного потенциала России для адекватного решения экономических проблем не только государства, но и отдельных регионов и муниципальных образований:
во-первых, несовершенство организационных и хозяйственно-экономических основ сферы культуры, что наглядно иллюстрируется в наличии целого ряда противоречий, заключенных в нормах Гражданского и Бюджетного Кодексов;
во-вторых, инертность и стереотипы мышления специалистов всех уровней управления культурой;
в-третьих, отсутствие специальной подготовки сотрудников муниципальных учреждений культуры для работы в условиях рыночной экономики;
в-четвертых, ничем не оправданная амбициозность и нежелание перемен в среде работников органов управления сферой культуры.
Указанные недостатки необходимо устранять, причем в кратчайшие сроки. Для чего потребуется планомерная, целенаправленная работа по структурной и институциональной перестройке отрасли, которая объективно должна была быть осуществлена еще как минимум 5 - 10 лет назад. Возможными направлениями такой перестройки могли бы стать:
1. Приведение статуса муниципальных учреждений культуры в строгое соответствие с нормами гражданского законодательства России.
2. Восстановление (воссоздание) системы финансово-экономического планирования в рамках отрасли "культура" в сочетании с широким применением финансовых инструментов в деятельности всех без исключения учреждений культуры.
3. Внедрение в финансово-хозяйственную практику сферы культуры требования, которое, безусловно, запрещало бы выделять бюджетные и централизованные внебюджетные средства на финансирование так называемых программ развития культуры без представления обоснованных бизнес-планов.
4. Периодический мониторинг действующих учреждений культуры и реструктуризация отрасли в целом, которая позволила бы максимально эффективно модернизировать имеющуюся (и пока еще не развалившуюся окончательно) сеть учреждений культуры регионального и муниципального уровня.
5. Изменение системы оплаты труда, направленное на:
- создание условий оплаты, при которых уровень заработной платы каждого работника культуры был бы не ниже прожиточного минимума в местности его жизнедеятельности;
- внедрение экономически оправданной системы стимулирования труда, направленной на повышение мотивации работников культуры к эффективной социально полезной и общественно необходимой деятельности.
6. Изменение системы целевых параметров и оценочных показателей работы органов и организаций культуры. Использование в рамках отрасли системно-целевых параметров, которые соответствовали бы целям и задачам культуры в широком смысле этого слова, даст специалистам органов управления получать объективную методологическую основу:
- для разработки и реализации государственной культурной политики России и субъектов в ее составе;
- для разработки и реализации программ мониторинга социально-культурной системы и социализации новых поколений граждан страны;
- для разработки и практического применения комплекса содержательных мероприятий по психоэмоциональному воздействию на посетителей учреждений культуры и духовно-нравственному воспитанию широких слоев населения;
- для разработки системы планирования органов и организаций культуры, создания бизнес-планов и бизнес-программ;
- для оценки эффективности региональных органов управления обществом и государством.
Сегодня сама жизнь требует перехода от администрирования деятельности региональных и муниципальных учреждений к управлению результатами, перехода от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетирования деятельности организаций культуры. Новые перспективы в решении проблем, стоящих перед отечественной культурой, особенно на муниципальном уровне, откроет поддержка государственно-частного партнерства, развитие практики смешанного финансирования инвестиционных проектов, просветительских, воспитательных и социальных программ, увеличение доли внебюджетного финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, из работы можно сделать следующие выводы.
Активная культурная деятельность воплощается главным образом в продукте театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций; библиотек, музеев, реже - в некоторых формах работы клубных учреждений. Их результатами являются спектакли, выставки, концерты и представления, лекции и беседы, другие массовые мероприятия, проводимые на высоком профессиональном и эстетическом уровне. Отличительным признаком и условием этой формы является их нацеленность на изменение духовных и нравственных качеств зрителей, слушателей, читателей и всех участников, на возвышение профессиональных и моральных качеств людей.
В настоящее время наметилась тенденция роста количества учреждений культуры, но все же в данной сфере потребности граждан не полностью удовлетворены.
Большое значение имеет государственное регулирование культуры, которое выражается в таких формах как: административное, нормативно-правовое, прямое и косвенное экономическое регулирование.
Анализ, проведенный во второй главе показал преобладание в государственном регулировании экономических методов.
Бюджетное финансирование отрасли занимает небольшой процент в консолидированном бюджете РФ, кроме того его удельный вес незначительно снизился.
Посредством бюджетного финансирования осуществляются расходы, в основном, на заработную плату, а на остальные расходы учреждения изыскивают внебюджетные источники. Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры и искусства является одним из признаков становления гражданского общества.
Государственная поддержка отрасли заключается в выделении субсидий, субвенций, грантов (как учреждению, так и конкретному лицу), льготировании при налогообложении.
Важное значение в последнее время имеет мониторинг отрасли, который осуществляется в процессе отношений государственных (муниципальных органов) управления и органов культуры на местах.
В настоящее время необходимо совершенствование государственного регулирования отрасли, которое заключается в:
1. Установлении многоканальной системы финансирования сферы культуры, которая представляет собой партнерские обязательства долевого участия федерального, регионального и муниципального бюджетов, развитие системы соучредительства и некоммерческих частных организаций в сфере культуры, количественное и качественное расширение платных услуг, переход к программно-целевому планированию под конкретные проекты и мероприятия; активное участие представителей бизнеса.
2.Для дальнейшего развития экономического направления в структуру органов управления, учреждений культуры представляется целесообразным вводить соответствующее подразделение по экономическому маркетингу, менеджменту, обеспечивающему этот участок работы.
Требуют улучшений аспекты правового регулирования сферы культуры.
Указанные недостатки необходимо устранять, причем в кратчайшие сроки. Для чего потребуется планомерная, целенаправленная работа по структурной и институциональной перестройке отрасли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №145 ФЗ (с изменениями на 01.01.2012 г.)
Федеральный Закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г." от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
Распоряжение Правительства РФ 30 декабря 2013 года № 2593-р, Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года
Васильев В.П.Государственное регулирование экономики.-М.: Издательство «Дело и сервис»,2010-386 с.
Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - Спб.: Лань,2009. - 384с.
Холодов Л.Г.Государственное регулирование национальной экономики.-М.:Экономист, 2010-620 с.
Абанкина Т.В. Технологии управления и модели финансирования организаций культуры в свете реформ бюджетного сектора // Справочник руководителя учреждения культуры.-2009.-№3.-с. 7-13
Абанкина Т.В. Прокрустово ложе бюджетной культуры// Справочник руководителя учреждения культуры.-2010.-№8.
Антосова Г.А. Программный бюджет: курс на повышение социальной и экономической эффективности расходов//Бюджет.-2013.-№12
Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 г.г//Финансы, №7, 2013
Иксанов А.Г. Дымникова А.И. А. Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики».- М.: Театралис, 2010г.
Отчеты об исполнении консолидированного бюджета РФ [Электрон. ресурс]: www.roskazna.ru
Статистический справочник Россия в цифрах .2012 [Электрон. ресурс]: www.gks.ru
5
2. Федеральный Закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
3. Федеральный Закон "О федеральном бюджете на 2012г. и на плановый период 2013г. и 2014г.г." от 30 ноября 2011 года №371-ФЗг
4. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597"О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
5. Распоряжение Правительства РФ 30 декабря 2013 года № 2593-р, Об утверждении Программы по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2018 года
6. Васильев В.П.Государственное регулирование экономики.-М.: Издательство «Дело и сервис»,2010-386 с.
7. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. - Спб.: Лань,2009. - 384с.
8. Холодов Л.Г.Государственное регулирование национальной экономики.-М.:Экономист, 2010-620 с.
9. Абанкина Т.В. Технологии управления и модели финансирования организаций культуры в свете реформ бюджетного сектора // Справочник руководителя учреждения культуры.-2009.-№3.-с. 7-13
10. Абанкина Т.В. Прокрустово ложе бюджетной культуры// Справочник руководителя учреждения культуры.-2010.-№8.
11. Антосова Г.А. Программный бюджет: курс на повышение социальной и экономической эффективности расходов//Бюджет.-2013.-№12
12. Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2014-2016 г.г//Финансы, №7, 2013
13. Иксанов А.Г. Дымникова А.И. А. Ресурсное обеспечение учреждений культуры в условиях рыночной экономики».- М.: Театралис, 2010г.
14. Отчеты об исполнении консолидированного бюджета РФ [Электрон. ресурс]: www.roskazna.ru
15. Статистический справочник Россия в цифрах .2012 [Электрон. ресурс]: www.gks.ru
Вопрос-ответ:
Какие основные методы государственного регулирования в сфере культуры и искусства?
Государственное регулирование в сфере культуры и искусства осуществляется через различные методы, включая административное и правовое регулирование, финансовое поддержку, налоговые льготы, выделение субсидий и грантов, установление стандартов и требований к деятельности организаций культуры и искусства.
Что такое государственные муниципальные органы в сфере культуры и искусства?
Государственные муниципальные органы в сфере культуры и искусства - это органы власти, которые осуществляют управление и контроль за деятельностью организаций культуры и искусства на территории муниципалитетов. Они имеют полномочия в сфере разработки и реализации государственной политики в области культуры и искусства, предоставления финансовой поддержки, выдачи разрешений и лицензий, контроля за соблюдением законодательства.
Какие организации относятся к сфере культуры и искусства?
Организации культуры и искусства включают в себя различные учреждения и организации, занимающиеся производством, распространением и предоставлением услуг в области культуры и искусства. Это могут быть театры, музеи, библиотеки, концертные залы, галереи, киностудии, издательства, архивы и другие организации, специализирующиеся на разных видах искусства.
Какие полномочия имеют государственные муниципальные органы в сфере культуры?
Государственные муниципальные органы в сфере культуры имеют разнообразные полномочия, включая разработку и утверждение программ развития культуры и поддержки искусства, контроль за выполнением законодательства в области культуры, выдачу лицензий и разрешений, финансовую поддержку организаций культуры и искусства, организацию мероприятий и фестивалей, проведение конкурсов на получение грантов и т.д.
Какие основные экономические характеристики имеют организации культуры и искусства?
Организации культуры и искусства имеют своеобразные экономические характеристики, которые отличают их от организаций других отраслей. Они могут иметь некоммерческую природу и не стремиться к получению прибыли, а скорее заботиться о сохранении и развитии культурного наследия и населения.
Какие организации относятся к отрасли культуры и искусства?
Организации культуры и искусства включают в себя музеи, театры, концертные залы, галереи, библиотеки, архивы, кинотеатры и другие учреждения, занимающиеся продвижением и развитием культурных ценностей и искусства.
Какие полномочия имеют государственные и муниципальные органы в сфере культуры?
Государственные и муниципальные органы в сфере культуры имеют полномочия, связанные с финансированием культурных организаций, регулированием деятельности в этой сфере, созданием и поддержкой культурной политики, распределением и контролем использования культурных ресурсов.
Как осуществляется государственное регулирование деятельности организаций культуры и искусства?
Государственное регулирование деятельности организаций культуры и искусства осуществляется через административное и правовое регулирование. Властные органы принимают законы, нормативные акты и политические решения, которые направлены на организацию и развитие отрасли культуры и искусства.
Какие формы и методы государственного регулирования деятельности организаций культуры и искусства существуют?
Государственное регулирование деятельности организаций культуры и искусства может осуществляться через финансирование, предоставление субсидий и грантов, разработку и внедрение програм развития культуры, контроль за соблюдением законодательства в сфере культуры, создание специальных правовых и нормативных актов.