Стратегические альтернативы развития пивоваренной компании «Балтика»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 20.05.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение
Глава 1. ИСТОРИЯ И ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОМПАНИИ «БАЛТИКА»
Выводы.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ «БАЛТИКА»
2.1 SWOT-анализ деятельности
2.2 Выбор стратегических альтернатив
Выводы.
Заключение
Список использованной литературы



Фрагмент для ознакомления

Кроме того, продолжается работа в рамках проекта «Бережливое производство». «Бережливое производство» (от англ. Lean Production) – это системное использование принципов, методов и инструментов повышения эффективности, основанное на культуре добровольного непрерывного совершенствования. Основная цель проекта – минимизация всех видов потерь. В 2009 году продолжилось внедрение принципов «Бережливого производства» на всех производственных площадках Компании, было проведено масштабное обучение персонала на филиалах, продолжена работа по направлениям «Упорядочение», «Визуализация», «Быстрые переналадки», «Защита от непреднамеренных ошибок», «Воспитание лидеров». В Компании разработаны специальные программы – «Идеи (Проекты)» и «Есть ИДЕЯ!», предназначенные для сбора рационализаторских предложений от сотрудников. Лучшие предложения сотрудников поощряются.
ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» и ЗАО «Русские навигационные технологии» заключили контракт на поставку 195 спутниковых систем мониторинга и контроля «АвтоТрекер». Партнерство стало результатом объявленного в октябре 2009 года открытого тендера.
Критериями отбора было наличие у поставщика обширной региональной сети, кратчайшие сроки внедрения решения, высокая защищенность бортового оборудования, наличие функции оповещения о фактах вскрытия бортового оборудования, нарушении системы питания, антенн и других элементов. Кроме того, поставщик должен был обеспечить послепродажную доработку программного обеспечения в соответствии с требованиями «Балтики». Еще одно важное требование касалось простоты интеграции решения с учетными системами предприятия, позволяющей добиться автоматизации процессов учета автотранспорта, прокладки маршрутов, а также повышения дисциплины водителей. На этапе пилотного проекта к системе мониторинга были подключены 79 автомобилей компании «Балтика» — 31 грузовик (ГМ) и 48 легковых машин (ЛМ). Опытная эксплуатация проводилась в четырех городах: Москве (6ГМ и 9ЛМ), Санкт-Петербурге (10 ГМ и 16ЛМ), Туле (7ГМ и 13ЛМ) и Ярославле (8ГМ и 10ЛМ). Разнообразие транспортной обстановки в этих городах и выбранное соотношение грузового и легкового транспорта позволили получить надежные оценки ожидаемого эффекта для всех типов населенных пунктов, где работает транспорт компании «Балтика».
В тестовой зоне отрабатывался комплекс технологий точного и оперативного контроля, основанных на объективных данных. При этом основное внимание было уделено выявлению несоответствия путевых листов реальным пробегам; контролю расхода, заправок и сливов топлива; отслеживанию отклонений от маршрута и пробегов вне зон ответственности, а также работе транспорта в нерабочее время.
Анализ собранных во время реализации пилотного проекта данных показал, что в тестовой зоне общая экономическая эффективность составила от 20% до 40% в зависимости от региона и типа транспорта, экономия топлива находилась на уровне до 35%, а приписки пробегов доходили до 30%.
5.Кадры. В компании работает около 12 тыс.сотрудников. Уровень оплаты труда на «Балтике» является одним из самых высоких в отрасли. Несмотря на экономический кризис и негативные тенденции в пивоваренной индустрии, в 2009 году Компания сохранила социальный пакет и повысила заработную плату сотрудникам в среднем на 10%. Социальный пакет включает в себя широкий перечень различных льгот и компенсаций, в том числе: На территории заводов работают восемь спортивно - оздоровительных комплексов (СОК) для сотрудников с современными тренажерными залами, саунами, бассейнами. В 2009 году были введены в эксплуатацию новые СОК на филиалах в Хабаровске, Красноярске, Воронеже, Челябинске и Новосибирске. В Компании регулярно проводятся спортивные соревнования для сотрудников. Так, в 2009 году на всех филиалах прошли спартакиады, команды участвовали в городских турнирах по футболу, мини - футболу, волейболу, баскетболу и в лыжных состязаниях. Трудовые отношения Добровольное медицинское страхование. Страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Бесплатное питание в столовых Компании либо предоставление компенсации за питание сотрудникам с разъездным характером работы. Материальная помощь в связи с бракосочетанием, рождением ребенка, юбилейной датой, выходом на пенсию. Дополнительные выплаты по больничным листам, командировочным расходам и другие.
В компании работает «Школа внутренних тренеров» для развития сотрудников внутри компании, также компания организует профильные внешние тренинги. Для оценки персонала проводится ежегодная оценка деятельности, позволяющая выработать индивидуальный план развития сотрудника.
В «Балтике» вся система долгосрочного повышения эффективности стоит на трех китах. Первый – это система стимулирования менеджеров, которая гарантирует их заинтересованность в эффективных решениях с точки зрения бизнеса в целом. Создать такую систему можно, только если декомпозировать цели компании – разработать набор взаимосвязанных ключевых показателей деятельности (KPI) для каждого руководителя. Например, у менеджера по продажам ключевой показатель деятельности – это рентабельность продаж в рамках региона, за который он отвечает.
Другой немаловажный элемент системы – экономические модели бизнеса, созданные финансово-экономическим департаментом, используя которые руководители могут самостоятельно находить оптимальные решения. Некоторые из них реализованы в Excel, некоторые в более сложных информационных системах, но все они созданы для того, чтобы у менеджеров была возможность протестировать свои решения и идеи на экономическую эффективность.
Например, предстоит запуск какого-либо нового продукта. В «Балтике» существует модель, оценивающая его будущую эффективность. Используя ее, бренд-менеджер может первые расчеты сделать сам, прежде чем выносить на обсуждение.
И последняя, значимая составляющая системы долгосрочного повышения эффективности – мотивация. Причем мотивация – это не только премии и бонусы, выплачиваемые за достижение целевых значений ключевых показателей деятельности. Есть также разные программы нематериального стимулирования. Например, в области производства и логистики в «Балтике» ведется проект, получивший аббревиатуру ТИР. Расшифровывается как «Твоя идея работает!». Создан банк идей, предложенных сотрудниками, есть примеры их реализации на практике.
И аналогичная программа, призванная мотивировать людей предлагать свои решения, которые помогут сделать тот или иной процесс эффективнее, выстроена в продажах.
По итогам анализа внешней и внутренней среды построим матрицу SWOT-анализа.
Таблица 3
Обобщающий (SWOT) анализ внешней и внутренней среды
Преимущества
Современные технологии, обновленные производственные линии, соблюдение стандартов качества ИСО
Высокие компетенции персонала, обеспеченные регулярным повышением квалификации, системой мотивации, социальной политикой фирмы
Социально-ответственный маркетинг, широкий маркетинговый охват рынка как национального, так и международного
Современные технологии организации управления
Регулярное внедрение новинок
Устойчивость и прибыльность компании. Значения финансовых показателей компании соответствуют нормативным значениям ключевых финансовых коэффициентов
Ведущая доля на рынке РФ Недостатки
Закуп импортного сырья и производственных линий, зависимость от курса валют
Возможности
Увеличение доли рынка
Рост оборота
Сохранение и увеличение объемов производства пива
Развитие производства безалкогольной продукции
Угрозы
Недостаточный спрос из-за неравномерного роста доходов населения, рост доходов по РФ-10,5%,по основному региону присутствия СЗФО-12,3%
Введение высоких ставок акцизов на пиво
Падение продаж на мировом рынке на 5%
Снижение темпов роста рынка пива в 2009 году на 4,8%
2.2 Выбор стратегических альтернатив

Предприятие имеет существенные конкурентные преимущества: ведущая доля рынка, стабильный спрос, известность бренда, широкий ассортимент, уровень качества продукции, профессиональный коллектив и современная организация производства. Основные недостатки, которые нужно учесть при разработке стратегии предприятия: зависимость от курса валют при импорте сырья, рост ставок акцизов, снижение темпов роста рынка пива. Кроме того, за счет эффекта масштаба предприятие имеет возможности расширения рынка и удержания на нем конкурентных позиций.
Для уточнения возможных стратегических альтернатив проведем портфельный анализ.
За СХП 1 берем производство безалкогольной продукции, за СХП 2-производство пива.
Рассчитаем данные для матрицы БКГ для ключевых СХП:
1.СХП 1Безалкогольная продукция. Темп роста рынка-113,5 %,объем продаж СХП-2568 млн.ед., объем продаж ведущего конкурента-3020 млн.ед., емкость рынка-10700 млн.ед.

2568 млн.ед.
1.Относительная доля рынка СХП = =0,85;
3020 млн.ед.
2586 тыс.ед.
2.Доля рынка СХП = =0,24. .
10700 тыс.ед.
2.СХП 2 Пиво. Темп роста рынка-101,2 %,объем продаж СХП-7312 млн.ед., объем продаж ведущего конкурента-7120 млн.ед., емкость рынка-21540 млн.ед.
7312 млн.ед.
1.Относительная доля рынка СХП = =1,02;
7120 млн.ед.
7312 млн.ед.
2.Доля рынка СХП = =0,33. .
21540 млн.ед.
По полученным данным построим матрицу БКГ (рис.3).
115% Темп роста рынка

105%


95%

3 1 0
Относительная доля рынка
Рис.3. Матрица БКГ для ключевых СХП
СХП № 1 (Безалкогольная продукция) относится к «вопросительным знакам», имеет перспективы роста при необходимых объемах инвестирования. Необходимые объемы инвестирования можно взять за счет «дойных коров», тогда стратегией будет-рост и увеличение доли рынка.
СХП № 2(Пиво) относится к «дойным коровам», имеет высокую долю рынка, имеет экономию в затратах и приносят фирме большую прибыль. Стратегия-сохранение доли рынка.
На основе проведенного анализа можно предложить ряд стратегических альтернатив для дальнейшего развития фирмы. Портфельный анализ и SWOT-анализ показали возможность применения стратегии роста и стратегии стабильности для компании в целом. Обе стратегии могут быть применены как на рынке России, так и мировом рынке, так как компания стремится добиться лидерства во всех сегментах рынка, активно разрабатывает инновации.
Выводы. Фирме можно использовать комбинированную стратегию, например, стратегию стабильности и стратегию роста. При такой стратегии, предприятие удержит свои конкурентные преимущества и будет использовать возможности рынка для расширения. Особенно перспективен для расширения рынок безалкогольной продукции, в условиях роста акцизов компания уже приступила к диверсификации производства.
Развитие производства, усовершенствование систем управления, развитие агропроекта даст компании экономию на логистических издержках, материальных затратах, таможенных пошлинах, ценах на сырье. Сэкономленные издержки положительно повлияют на себестоимость продукции и дадут фирме возможность получать большую прибыль, выделять средства на развитие и продвижение новых безалкогольных проектов.
Заключение

ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» — крупнейший производитель товаров народного потребления России, с 1996 года лидер российского рынка пива. Бренд «Балтика» занимает первое место по продажам в Европе (Canadean, Euromonitor). Компании принадлежат заводы в 10 городах России, 1 завод в Азербайджане, широкий портфель брендов. Пивоваренная компания «Балтика» — ведущий экспортер российского пива: продукция «Балтики» представлена в более чем 60 странах мира, на долю компании приходится 70% всех экспортных поставок российского пива. В 2010 году компании «Балтика» исполняется 20 лет. Инновационность — один из основополагающих принципов развития. Это относится как к развитию портфеля брендов - внедрение принципиально новых для рынка России продуктов, видов упаковки, маркетинговых акций, так и к применяемым производственным технологиям, логистике, продажам. На протяжении всех 20 лет компания уделяет особое внимание вопросам качества: на заводах «Балтики» установлено современное оборудование, внедрены передовые системы менеджмента качества, для производства продукции используется только лучшее
Главная проблема, с которой предстоит столкнуться «Балтике», как и многим другим российским пивоваренным компаниям, в 2010 году, – повышение акцизов на пиво в три раза. А с учетом того, что в 2010 году ситуация в экономике страны не обещает значительно улучшиться, скорее всего спрос на пиво сократится. Увеличение акцизов не пойдет на пользу рынку. Но для компании эта ситуация далеко не безвыходная. Компания планирует расширять свой продуктовый портфель. У нее есть все возможности для того, чтобы на существующих производственных мощностях выпускать безалкогольные напитки.
При выборе и обосновании стратегии развития организации проводится анализ факторов внешней и внутренней среды, позволяющий определить сильные и слабые стороны предприятия, соответствующие угрозы и возможности развития организации.
Необходимость частичных изменений в действующей стратегии или выработки новой - задача, решение которой зависит от возможностей и состояния предприятия. Для ясного представления состояния предприятия, использован SWOT-анализ. Анализ факторов внутренней среды показал конкурентоспособность и устойчивость фирмы. Предприятие имеет существенные конкурентные преимущества: ведущая доля рынка, стабильный спрос, известность бренда, широкий ассортимент, уровень качества продукции, профессиональный коллектив и современная организация производства. Основные недостатки, которые нужно учесть при разработке стратегии предприятия: зависимость от курса валют при импорте сырья, рост ставок акцизов, снижение темпов роста рынка пива. Устойчивость фирмы обеспечивается большими размерами, масштабом производства, диверсифицированным ассортиментом и широким охватом рынка. Предприятие предлагает продукцию по приемлемой цене во всех ценовых категориях и стремится к качеству через соответствие международным стандартам. В целом, компания ориентирована на снижение издержек путем оптимизации бизнес-процессов и точечного внедрения инноваций без широкомасштабных инвестиций.
По результатам оценки внешней и внутренней среды, а также портфельного анализа для компании рекомендована комбинированная стратегия, объединяющая стратегию роста и стратегию внедрения стабильности. Стратегия соответствует целям и миссии компании.
Список использованной литературы

Ансофф И.2009.Стратегический менеджмент. СПб.: Питер.
Виханский О.С. 2008.Стратегическое управление. М.: Экономистъ.
Басовский Л.Е. 2005.Маркетинг: Курс лекций. М.: Инфра..
Беляев В.И.2005. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник. М.:Кнорус,.
Бурцева Т.А.,Сизов В.С.2005.Управление маркетингом: Учебное пособие. М.: Экономистъ.
Гайдаенко Т.А.2006. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Эксмо.
Голубков Е.П.2008.Основы маркетинга. М.:Финпресс.
Данько Т.П.2003. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М.
Зайцев В.А.2008.Маркетинг: Учебник.М.:МГИУ.
Котлер Филипп.2006. Основы маркетинга. М.:Вильямс.
Панкрухин А.П.,Гапоненко А.Л.2008.Стратегическое управление. М.: Омега-Л.
Портер Майкл.2007. Конкурентные стратегии. М.:Альпина Бизнес Букс.
Романов А.А.,Панько А.В.2006.Маркетинговые коммуникации. М.: Эксмо.
Романов А.П.,Жариков И.В.2006. Стратегический менеджмент. Тамбов.: ТГТУ.
Стратегический менеджмент под ред.А.Н.Петрова.2005. СПб.: Питер.
Фатхутдинов Р.А.2007.Стратегический маркетинг. СПб.: Питер.
Шкардун В.Д.2007. Маркетинговые основы стратегического управления. М.: Дело.
Официальный сайт Государственной службы статистики.-Доступно на http:// www.gks.ru/
Портал маркетинговых исследований. доступно на http:// www. marketbaza.ru/
Маркетинговый интернет-журнал. доступно на http:// www.4p.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Балтийское информационное агентство.- Доступно на http:// www.bultinfo.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Официальный сайт Государственной службы статистики.-Доступно на http:// www.gks.ru/
Балтийское информационное агенство.- Доступно на http:// www.bultinfo.ru/
Портал маркетинговых исследований.-Доступно на http:// www. marketbaza.ru/
Маркетинговый интернет-журнал. доступно на http:// www.4p.ru/
Портал маркетинговых исследований.-Доступно на http:// www. marketbaza.ru/
Портал маркетинговых исследований. доступно на http:// www. marketbaza.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/

Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
Официальный сайт Государственной службы статистики.-Доступно на http:// www.gks.ru/












8




1





2


1)Ансофф И.2009.Стратегический менеджмент. СПб.: Питер.
2)Виханский О.С. 2008.Стратегическое управление. М.: Экономистъ.
3)Басовский Л.Е. 2005.Маркетинг: Курс лекций. М.: Инфра..
4)Беляев В.И.2005. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник. М.:Кнорус,.
5)Бурцева Т.А.,Сизов В.С.2005.Управление маркетингом: Учебное пособие. М.: Экономистъ.
6)Гайдаенко Т.А.2006. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Эксмо.
7)Голубков Е.П.2008.Основы маркетинга. М.:Финпресс.
8)Данько Т.П.2003. Управление маркетингом. М.: ИНФРА-М.
9)Зайцев В.А.2008.Маркетинг: Учебник.М.:МГИУ.
10)Котлер Филипп.2006. Основы маркетинга. М.:Вильямс.
11)Панкрухин А.П.,Гапоненко А.Л.2008.Стратегическое управление. М.: Омега-Л.
12)Портер Майкл.2007. Конкурентные стратегии. М.:Альпина Бизнес Букс.
13)Романов А.А.,Панько А.В.2006.Маркетинговые коммуникации. М.: Эксмо.
14)Романов А.П.,Жариков И.В.2006. Стратегический менеджмент. Тамбов.: ТГТУ.
15)Стратегический менеджмент под ред.А.Н.Петрова.2005. СПб.: Питер.
16)Фатхутдинов Р.А.2007.Стратегический маркетинг. СПб.: Питер.
17)Шкардун В.Д.2007. Маркетинговые основы стратегического управления. М.: Дело.
18)Официальный сайт Государственной службы статистики.-Доступно на http:// www.gks.ru/
19)Портал маркетинговых исследований. доступно на http:// www. marketbaza.ru/
20)Маркетинговый интернет-журнал. доступно на http:// www.4p.ru/
21)Корпоративный сайт компании «Балтика».-Доступно на http:// www.corporate.bult.ru/
22)Балтийское информационное агентство.- Доступно на http:// www.bultinfo.ru/

Вопрос-ответ:

Какие стратегические альтернативы развития рассматривает пивоваренная компания Балтика?

Пивоваренная компания Балтика рассматривает несколько стратегических альтернатив развития, включая диверсификацию продуктового портфеля, введение новых марок пива, развитие экспортных рынков, совершенствование технологических процессов и повышение эффективности производства.

Какая история и текущее положение у компании Балтика?

Компания Балтика имеет богатую историю, основанную в 1990 году. На сегодняшний день, Балтика является одним из ведущих пивоваренных предприятий в России, с широким ассортиментом пива и стабильной позицией на рынке.

Какие выводы можно сделать по анализу деятельности компании Балтика?

После проведения анализа деятельности компании Балтика можно сделать несколько выводов. Во-первых, компания имеет сильные стороны, такие как узнаваемый бренд, широкий ассортимент продукции и сильное присутствие на рынке. Во-вторых, есть некоторые слабые стороны, например ограниченность экспортного рынка и низкая эффективность производства. Наконец, можно выделить возможности для развития, такие как введение новых марок пива и расширение экспортных возможностей.

Что такое Бережливое производство?

Бережливое производство, или Lean Production, это системный подход к организации производства, основанный на принципах методов и инструментов повышения эффективности. Основная идея Бережливого производства заключается в устранении потерь и оптимизации процессов, чтобы достичь максимальной производительности и качества продукции.

Какие преимущества может принести внедрение Бережливого производства в компании Балтика?

Внедрение Бережливого производства может принести несколько преимуществ компании Балтика. Во-первых, это позволит оптимизировать производственные процессы и увеличить эффективность использования ресурсов. Во-вторых, Бережливое производство способствует повышению качества продукции и снижению брака. Наконец, это может привести к улучшению конкурентоспособности компании и расширению ее рыночной доли.

Что такое стратегические альтернативы развития пивоваренной компании Балтика?

Стратегические альтернативы развития пивоваренной компании Балтика – это различные варианты направлений и действий, которые компания может выбрать для развития своего бизнеса в долгосрочной перспективе.

Какая история и текущее положение компании Балтика?

Компания Балтика имеет богатую историю, начиная с основания в 1990 году. В настоящее время, она является одним из лидеров российского рынка пива. Компания активно развивается и занимает существенную долю на рынке.

Какой SWOT анализ деятельности компании Балтика?

SWOT анализ деятельности компании Балтика включает в себя выявление сильных и слабых сторон компании, а также угроз и возможностей, с которыми она сталкивается в своей деятельности.