Особенности обучения взрослых.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория и методология обучения и воспитания
  • 34 34 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 30.05.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ
1.1.ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
1.2. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

В отношении времени проведения психодиагностического исследования существует четкое представление о том, что его надо проводить в первой половине дня. Длительность непрерывного психологического исследования не должна превышать двух часов, а при повышенной утомляемости респондентов, особенно пожилого возраста – 30-40 минут. Обычно в целом психологическое исследование занимает 3,5-4 часа. Поэтому его проводят в течение двух, а иногда и трех-четырех дней.
Первый (подготовительный) этап психодиагностического исследования заканчивается выработкой стратегии последующего инструментального исследования, которая предполагает подбор экспериментальных методик, а также определение последовательности предъявления методик, согласно существующим в психодиагностике традициям и личному опыту экспериментатора.
Подбор экспериментальных методик осуществляется строго индивидуализировано в контексте поставленных задач психодиагностического исследования. Для определения структуры и степени выраженности мотивации обучения, целесообразно использовать преимущественно методы прицельно направленные на изучение психологических аспектов личности и склонности к обучению. Эти методы предполагают исключительно качественный анализ полученных результатов исследования, а также требуют дифференциации подходов и формы предъявления заданий в зависимости от состояния специалиста, его интеллектуального и культурного уровня и от его отношения к исследованию.
Этап проведения экспериментального исследования включает предъявление испытуемому сформированного на первом (подготовительном) этапе комплекса методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий по каждой методике должна предшествовать четкая и лаконичная инструкция. Во время выполнения испытуемым экспериментальных заданий психолог наблюдает за поведением респондентов и ведет точную запись проводимого опыта.
Этап экспериментального исследования завершается представлением полученных результатов в виде, который задается типом методики. Психолог с помощью «ключей» подсчитывает «сырые» баллы, которые затем по специальным таблицам или путем вычисления по определенной формуле переводятся в стандартные оценки.
Завершающий этап – это этап психодиагностического заключения является третьим, завершающим этапом психологического диагностического исследования. На этом этапе происходит обобщение и интерпретация всей совокупности имеющихся у психолога данных об испытуемом в контексте поставленной задачи исследования. Полученная на предыдущем этапе исследования с помощью экспериментальных психодиагностических методов количественная и качественная информация соотносится с данными анамнеза, беседы, наблюдения.
2.2. Методики исследования
1) Методика «опросник Дж. Холланда». Основана на типологии личности американского психолога Д.Холланда, в ней различают шесть типов людей: реалистичный, интеллектуальный, социальный, конверсионный (стандартный), предприимчивый, артистический. Каждый тип, характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.
2) Методика «Оценка потребности в достижении».
Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало. Существует тесная связь между уровнем мотивации достижения и успехом в деятельности. Люди, обладающие высоким уровнем этой мотивации, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанного теста – опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов - «да» или «нет».
Для математического анализа и интерпретации данных использовалась описательная статистика: мера центральной тенденции, среднее, стандартная ошибка стандартное отклонение, медиана, мода, дисперсия выборки, асимметрия, эксцесс. Результаты обрабатывались в программе Excel, с помощью программы анализ данных.
2.3. Результаты эксперимента и их обсуждение
Анализ результатов тестирования по методике Дж. Холланда
Таблица 1
Показатель Среднее значение Стандартная ошибка реалистичный тип 10,6 0,552285 интеллектуальный тип 5,5 0,509075 социальный тип 10,3 0,527736 конвенциальный тип 9,4 0,503969 предприимчивый тип 6,9 0,40665 артистический тип 6,4 0,320201 Из данной таблицы следует, что преимущественные типы личности у опрошенных респондентов следующие:
1) значения по шкале реалистичный тип равны 10,6.
2) значения по шкале интеллектуальный тип равны 5,5.
3) значения по шкале социальный тип равны 10,3.
4) значения по шкале конвенциальный тип равны 9,4.
5) значения по шкале предприимчивый тип равны 6,9.
6) значения по шкале артистический тип равны 6,4.
Наглядно результаты исследования представлены на рисунке №1.

Рис. 1. Сравнительный анализ по результатам методике Дж. Холланда.
Сравнительный анализ по результатам методике Дж. Холланд, представленный на рисунке №1, показал, что для респондентов получающих образование во взрослом возрасте характерны типы реалистичный, социальный и конвенциальный.
Реалистичный тип обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами.
Социальный тип отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
Конвенциальный тип отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер.

Анализ результатов по методике «Оценка потребности в достижении».
Таблица 2
Таблица распределения средних величин по методике «Оценка потребности в достижении»
Показатель Среднее значение Стандартная ошибка Уровень потребности в достижении 16,7 0,786865
Таким образом, по результатам, представленным в таблице №2 можно сделать заключение, что для респондентов получающих образование характерны высокий уровень выраженности мотивации достижения (успеха, удачи) (16,7), стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Для ощущения полноты жизни необходимо наличие сформированной культуры разумного потребления материальных благ и культуры чувств. Полнота жизни - это радость жизни, которая проявляется в переживании, удовлетворении и счастье.
Самореализация личности предполагает высокую культуру жизнетворчества и самосозидания. Такую личность отличает глубокий интерес к жизни, увлеченность делами, сопричастность к жизни других людей, социума, переживание своего времени, своей эпохи.


Заключение
Образование взрослых как культурный феномен, как социальное явление и как образовательная метасистема имеет государственно-общественную значимость, определяет национальную идеологию страны, задает ведущие принципы образовательной политики в интересах человека, общества, страны. Образованием взрослых охватывается все культурное пространство страны, в принципе все категории взрослого населения, система образования взрослых существует как своеобразный опережающий механизм, стабилизирующий прогрессивно-поступательное, эволюционное развитие современного общества.
Несомненно, что образование взрослых является приоритетной и автономной сферой непрерывного образования, основная задача которого - содействие всестороннему, свободному и целостному развитию человека в период его самостоятельной жизни и деятельности.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1) Взрослые люди хотят учиться, если они понимают необходимость обучения и видят возможности применить его результаты для улучшения своей деятельности. Кроме того, взрослые люди стремятся активно участвовать в обучении, привносят в обучающие ситуации собственный опыт и свои жизненные ценности, стараются соотнести обучающую ситуацию со своими целями и задачами. Взрослый человек, как правило, имеет множество семейных и социальных обязанностей, поэтому учится без отрыва от основной профессиональной деятельности. Взрослые осваивают новые знания и навыки с разной скоростью, поэтому при работе с ними требуется уделять особое внимание индивидуализации обучения, повышать самооценку и чувство собственного достоинства каждого человека.
2) Деятельность - сфера раскрытия способностей личности, превращения ее в первую жизненную потребность. В свободном труде человек находит средства реализовать свои способности. Проявляя активность, рефлексируя, человек соотносит себя с другими людьми, определяет свою позицию, свое место в социуме т.е.. самоопределяется. Это происходит как на уровне удовлетворения-неудовлетворения, собой, своей жизнью, так и в результате переосмысления и поиска новых возможностей.
3) Различие в постановке целей обучения: общие в отличие от конкретных. Для традиционной системы обучения характерны «размытые», отдаленные цели – освоение, формирование, изучение, обучение «впрок». Для образования взрослых людей характерны предварительная оценка потребностей в обучении, ориентация на формирование конкретных умений и навыков, необходимых для выполнения четко поставленных задач. Именно в этом — залог его эффективности.
4) для респондентов получающих образование во взрослом возрасте характерны типы реалистичный, социальный и конвенциальный.
Реалистичный тип обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами.
Социальный тип отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
Конвенциальный тип отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер.

5) Для респондентов получающих образование характерны высокий уровень выраженности мотивации достижения (успеха, удачи) (16,7), стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего, во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.
Образование это не только процесс, но и результат усвоения человеком социокультурного опыта в условиях личностного развития. Образованность человека является результатом суммарного влияния по меньшей мере трех составляющих: целенаправленного обучения и воспитания; самообразования; стихийного влияния социальной и информационной среде. Однако доля целенаправленного обучения (школьного, профессионального) является основной, в первую очередь за счет системности и методичности.


Список литературы
Горшкова В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. СПб.: ИОВ РАО, 2004. – 148 с.
Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. М.: Апрель, 2002. – 432 с.
Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. МПСИ, 2003. – 480 с.
Змеев С.И. Технологии обучения взрослых. М.: Академия, 2006. – 128 с.
Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация производства. СПб.: СПбГУ, 2008. – 461 с.
Колеченко А.М. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.:КАРО, 2008. – 368 с.
Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализиции человека. СПб, 1997. – 75 с.
Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: МОДЭК, 2005. – 336 с.
Марцинсковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2008 . – 464 с.
Марусева И.В., Коваленко М.И. Педагогика. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. – 324с.
Михалевская Г.П., Горовая В.И. История педагогического процесса: Курс лекций. Ставрополь: СГУ, 2005 – 213 с.
Первин Л., Джон О. Психология личности. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2004 – 607 с.
Психология профессиональной деятельности. Под редакцией А.А. Деркача. М.: РАГС, 2009. – 342 с.
Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Психтерапия, 2008. – 512 с.
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Знание, 2002 – 326 с.
Стоунс Э. психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 2004 – 462 с.
Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. М.: Знание, 2004 – 458 с.
Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис, 2010. – 360 с.
Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004 – 864 с.












2

Список литературы
1.Горшкова В.В. Взрослый как субъект непрерывного профессионального образования. СПб.: ИОВ РАО, 2004. – 148 с.
2.Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 2. М.: Апрель, 2002. – 432 с.
3.Дьяченко М.И. Психология высшей школы. Мн.: Харвест, 2006. – 416 с.
4.Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. МПСИ, 2003. – 480 с.
5.Змеев С.И. Технологии обучения взрослых. М.: Академия, 2006. – 128 с.
6.Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Человекознание: самореализация производства. СПб.: СПбГУ, 2008. – 461 с.
7.Колеченко А.М. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.:КАРО, 2008. – 368 с.
8.Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и личностной самореализиции человека. СПб, 1997. – 75 с.
9.Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: МОДЭК, 2005. – 336 с.
10.Марцинсковская Т.Д., Григорович Л.А. Психология и педагогика. М.: Проспект, 2008 . – 464 с.
11.Марусева И.В., Коваленко М.И. Педагогика. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2006. – 324с.
12.Михалевская Г.П., Горовая В.И. История педагогического процесса: Курс лекций. Ставрополь: СГУ, 2005 – 213 с.
13.Первин Л., Джон О. Психология личности. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2004 – 607 с.
14.Психология профессиональной деятельности. Под редакцией А.А. Деркача. М.: РАГС, 2009. – 342 с.
15.Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Психтерапия, 2008. – 512 с.
16.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Знание, 2002 – 326 с.
17.Стоунс Э. психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Педагогика, 2004 – 462 с.
18.Талызина Н.Ф. Способы моделирования приемов познавательной деятельности. Управление процессом усвоения знаний. М.: Знание, 2004 – 458 с.
19.Фопель К. Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис, 2010. – 360 с.
20.Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004 – 864 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные аспекты образования взрослого человека рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные аспекты образования взрослого человека, включая анализ литературы по проблеме изучения обучения взрослых и значимость образования в жизни взрослого человека.

Какую программу исследования предлагается для изучения обучения взрослых?

В статье предлагается программа исследования, которая включает проведение психодиагностического исследования для изучения обучения взрослых.

О каких методиках исследования упоминается в статье?

В статье упоминаются различные методики исследования, которые используются для изучения обучения взрослых. Конкретные методики не указаны.

Какие результаты эксперимента были получены в статье?

В статье не приводятся конкретные результаты эксперимента и их обсуждение. Упоминается только, что результаты эксперимента были получены.

Есть ли список литературы, использованной в статье?

Да, в статье представлен список литературы, которая была использована при анализе проблемы изучения обучения взрослых.

Какие основные аспекты образования взрослых рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные аспекты образования взрослых, такие как значимость образования в жизни взрослого человека, анализ литературы по проблеме изучения обучения взрослых и экспериментальное исследование на эту тему.

Какое значение имеет образование для взрослого человека?

Образование имеет большое значение в жизни взрослого человека. Оно помогает развивать личностные и профессиональные навыки, повышать уровень компетенции, а также прогрессировать в карьере и достигать личных целей.

Какая программа была использована в экспериментальном исследовании?

В экспериментальном исследовании была использована определенная программа, которая была разработана специально для изучения обучения взрослых. Эта программа включала в себя различные методики исследования и инструменты для сбора данных.

Какие результаты были получены в результате экспериментального исследования?

Результаты экспериментального исследования позволили получить важные данные и сделать выводы о особенностях обучения взрослых. Они были подробно обсуждены в статье и могут быть использованы для разработки более эффективных методов образования для взрослых.

Какие методики были применены в исследовании?

В исследовании были применены различные методики для сбора данных, такие как анкетирование, наблюдение и анализ существующих исследований по данной тематике. Это позволило получить максимально объективные и достоверные результаты.

Какие основные аспекты образования взрослого человека рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные аспекты образования взрослого человека, включая значение образования в жизни взрослого человека.