Особенности финансов организаций малого бизнеса
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 31.07.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Организация малого бизнеса
1.2 Организация финансов предприятия малого бизнеса
1.3 Особенности управления финансами малого бизнеса
1.4 Способы государственной поддержки малого бизнеса
2 ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА ООО «ПРОГРЕСС»
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Особенности формирования финансовых ресурсов предприятия
2.3 Анализ финансовых результатов предприятия
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРОГРЕСС»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
= (0,989 + 6 / 12 * (0,989 – 1,161)) / 2 = 0,4515
Так как значение коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности ≤ 1, то у предприятия возникает реальная возможность в следующие 6 месяцев утратить платежеспособность.
Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод о неудовлетворительности структуры баланса, ООО «Прогресс» и низкой ликвидности предприятия.
Большое влияние на оборачиваемость капитала, вложенного в оборотные активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятие оказывает увеличение или уменьшение дебиторской задолженности. В процессе анализа необходимо изучить динамику, состав, причины и давность образования дебиторской задолженности, установить, нет ли в ее составе сумм, нереальных для взыскания, или таких, по которым истекают сроки исковой давности. Для анализа используем данные баланса, приложения к балансу, а также материалы первичного и аналитического бухгалтерского учета. Рассмотрим дебиторскую и кредиторскую задолженность предприятия по срокам задолженности и по ее видам (Приложение 5).
Основную долю в общей сумме задолженности дебиторов составляет краткосрочная задолженность, т.к. долгосрочная задолженность по данным отчетности ООО «Прогресс» отсутствует. По данным таблицы Приложения 5 проанализируем динамику дебиторской задолженности. За 2008 г. дебиторская задолженность увеличилась на 11503 тыс.руб., что является настораживающим фактором, т.к. увеличение дебиторской задолженности может быть вызвано:
неосмотрительной кредитной политикой предприятия по отношению к покупателям, неразборчивым выбором партнеров;
наступлением неплатежеспособности и даже банкротства некоторых потребителей;
слишком высокими темпами наращивания объема продаж;
трудностями в реализации продукции.
На анализируемом предприятии рост дебиторской задолженности обусловлен неплатежеспособностью потребителей.
За 2009 г. дебиторская задолженность снизилась на 5237 тыс.руб. Поскольку это снижение нельзя назвать резким, то данный факт можно оценить как положительный, поскольку резкое сокращение дебиторской задолженности может быть следствием негативных моментов во взаимоотношениях с клиентами (сокращение продаж в кредит, потеря потребителей продукции).
Оценивая характеристику портфеля дебиторской задолженности предприятия необходимо определить оборачиваемость дебиторской задолженности исходя из следующей формулы:
где Кдз – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (число оборотов);
Vp – выручка от реализации;
ДЗ – средняя величина дебиторской задолженности (руб.).
Снижение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Анализ кредиторской задолженности показывает равномерную динамику прироста. Так, краткосрочная кредиторская задолженность в 2008 году по сравнению с 2007 г. увеличилась на 4052 тыс.руб., а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась еще на 9536 тыс. руб.
При помощи анализа финансового состояния, становится очевидным, что в условиях рынка ООО «Прогресс» оказалось в крайне неустойчивом финансовом положении, которое осложняется еще и тем, банк не дает кредиты на льготных условиях, к тому же увеличивается число конкурентов. Все эти факторы встают на ту чашу весов, которая склоняется в сторону неминуемого разорения данной структуры. Чтобы выйти из подобной ситуации, руководству ООО «Прогресс» необходимо не только осваивать новые методы и технику управления, но и менять стратегию в целом, что будет изучено в следующей главе.
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПРОГРЕСС»
При помощи анализа финансового состояния, становится очевидным, что в условиях рынка ООО «Прогресс» оказалось в крайне неустойчивом финансовом положении.
Для оздоровления необходимо:
обеспечить эффективную рекламу всех товаров предприятия;
проводить активную коммерческую деятельность (например, сбыт товаров других фирм, сдача в аренду пустующих помещений и территорий, и т. п.);
уменьшение производственных издержек и накладных расходов по производимым фирмой услугам.
Как показал проведенный анализ, ООО «Прогресс» обладает значительной товарно-материальной базой и достаточным производственным потенциалом для ведения хозяйственной деятельности.
Решение проблемы выживания можно осуществить различными способами. Один из них – избавление от незадействованных основных фондов, товарно-материальных запасов, сокращение численности персонала, сдача в аренду производственных помещений и т. д.
Нужно сказать, что если руководство ООО «Прогресс» займется стратегическим планированием финансов, а также других основополагающих систем управления бизнесом, и активно применит предложенные в данной работе мероприятия, то предприятие имеет неплохой шанс не только сохранить основную долю объемов производства и реализации продукции, но и улучшить свои финансовые результаты.
Информация, полученная в результате анализа эффективности использования оборотных средств может быть использована по следующим направлениям:
планирование, то есть расчет величины оборотных средств на более короткий промежуток времени;
нормирование, то есть определение оптимального размера оборотного капитала;
контроль и регулирование, то есть оценка результатов деятельности с целью выработки решений по совершенствованию производственного процесса таким образом, чтобы цели,
поставленные перед предприятием, были достигнуты и планы осуществлены.
Таким образом, на основании выше изложенного для успешного дальнейшего развития предприятия ООО «Прогресс», обеспечения его конкурентоспособности можно порекомендовать проведение следующих мероприятий:
улучшение использования оборотных средств;
сокращение норм производственных запасов путем регулирования норм расхода сырья и материалов, замены дефицитного сырья на более дешевое;
формирование рациональной ассортиментной политики;
контроль за соответствием кредиторской и дебиторской задолженности по срокам и суммам.
Необходима автоматизация управления финансами предприятия ООО «Прогресс».
Вообще, частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления (АСУ), базирующиеся на использовании экономико -математических методов и электронно - вычислительной техники. Перестройка управления финансами расширяет возможности применения АСУ, повышает качество принимаемых решений по управлению финансами на различных уровнях. При этом АСУ создаются не рядом и не параллельно с действующей системой управления финансами, а как ее органическая часть. Сегодня АСУ становится неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствует лучшему, более эффективному функционированию финансов.
Реализация мер по активизации финансового механизма и его составных частей невозможно без АСУ. Это особенно необходимо в условиях перехода к рыночным отношениям, когда изменяется характер информации и ее объем. Поскольку система финансовых органов перерабатывает большой поток информации, меняющийся от командной к информационно - аналитической, то возрастание управленческих процессов, несмотря на рост численности управленцев, ведет к тому, что они не успевают своевременно вырабатывать и проводить в жизнь управленческие решения, пользуясь старыми методами и техническими средствами.
При принятии управленческих решений, касающихся финансов, необходимо иметь достоверную информацию об управляемом объекте (прибыли, оборотных средствах, амортизации и др.), тенденциях его развития, влиянии принимаемого решения на перспективу развития этого объекта.
Рыночная экономика, основанная на многообразии форм собственности, соревновании товаропроизводителей, развитой системы финансов, порождает рост экономический и финансовой информации, что заставляет уметь ориентироваться в достижениях научно - технического прогресса в области информатики как системе сбора, организации хранения и обработки информации. Компетентное управление финансами работниками финансовых органов невозможно без их информационного обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ). В создании их используются теоретические положения в финансовой кибернетике - учения об управлении финансами, организации обмена финансово - экономической информацией между управляющими и управляемыми подсистемами. Более того, выступая одним из главных видов сферы услуг, переработка информации («хлеба» управления) на основе электронно - вычислительных систем обеспечивает новое качество управленческих решений, позволяет эффективнее реализовать передовые методы маркетинга.
АСУ финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи.
Структура финансовых служб предприятия строится, по функциональному принципу, который предполагает четкое определение функций каждого структурного подразделения и работника.
В ООО «Прогресс» выделяются отдельно функции учета, исполняемые бухгалтерией и функции финансового директора (менеджера) в данном случае включают в себя планирование, прогнозирование, анализ, контроль, поиск источников финансирования и т.д. (Рисунок 4).
Рис.4. Структура финансовой службы
Финансовая служба является структурным подразделением, состоящим из двух отделов: бухгалтерия и финансовый отдел. Финансовая служба находится в подчинении финансового директора.
Основные бизнес-процессы по управлению финансами в ООО «Прогресс» следующие:
Организация финансово-экономического анализа.
Разработка учетной политики.
Принятие решений в области кредитной политики.
Управление денежными средствами.
Управление дебиторской задолженностью.
Финансовое планирование.
Управление затратами.
Управление инвестициями.
Управление финансовыми рисками.
(на рисунке сплошная стрелка обозначает определение плановых показателей, пунктирная стрелка – отчет об исполнение плана)
Рис.5. Предполагаемая автоматизированная финансовая структура ООО «Прогресс»
Итак, применение информационных технологий повышает эффективность работы. В завершении отметим, что вышеуказанные рекомендации могут быть использованы на предприятии в целях улучшения использования финансов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты в любой сфере бизнеса зависят от наличия и эффективности использования финансовых ресурсов, которые обеспечивают жизнедеятельность предприятия. Поэтому забота о финансах является отправным моментом и конечным результатом деятельности любого субъекта хозяйствования. В условиях рыночной экономики эти вопросы имеют первостепенное значение. Выдвижение на первый план финансовых аспектов деятельности субъектов хозяйствования, возрастание роли финансов являются характерной чертой и тенденцией во всем мире.
Финансовые ресурсы предприятий, как выяснили в процессе изучения темы - это денежные доходы и поступления находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществление затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работающих.
Финансовые ресурсы предприятий можно разделить на собственные и заемные.
Финансы коммерческих организаций, как выяснили, занимают определяющее положение в структуре финансовой системы страны, так как именно на уровне коммерческих организаций формируется основная масса финансовых ресурсов государства.
При государственной поддержке предприятия имеют реальную возможность использовать внутренний потенциал развития, способности к выживанию и адаптации в самых неблагоприятных общеэкономических условиях.
В рамках данной работы был проведен анализ финансового состояния ООО «Прогресс».
ООО «Прогресс» занимается оптовой торговлей электронным оборудованием. На протяжении 2007–2008 гг. выручка от реализации увеличивалась, а в 2009 г. произошло ее снижение. Снижается также и рентабельность деятельности. Анализ финансового состояния и платежеспособности предприятия показал кризисное состояние общества. Велика доля заемных средств предприятия, что позволяет сделать вывод о зависимости предприятия от внешних источников финансирования.
Анализ ликвидности баланса показал его абсолютную неликвидность практически по всем статьям.
Рассчитанные показатели текущей, быстрой и абсолютной ликвидности подтверждают низкую ликвидность и платежеспособность предприятия.
Анализ платежеспособности необходимо не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов (банков). Прежде чем выдавать кредит, банк должен удостовериться в кредитоспособности заемщика. То же должны сделать и предприятия, которые хотят вступить в экономические отношения друг с другом. Особенно нужно знать о финансовых возможностях партнера, если возникает вопрос о предоставлении ему коммерческого кредита или отсрочки платежа. Для улучшения положения предприятия в третьей главе настоящей курсовой работы был дан ряд рекомендаций. К основным можно отнести:
Улучшение использования оборотных средств.
Сокращение норм производственных запасов путем регулирования норм.
Формирование рациональной ассортиментной политики, способствующей сокращению залежалых товаров.
Контроль за дебиторской и кредиторской задолженностью.
Грамотное проведение кадровой политики.
Необходимо менять не только технику управления, но и стратегию в целом.
Ведение финансового планирования и прогнозирования на предприятии и т.д.
Реализация этих мер позволит ООО «Прогресс» значительно улучшить платежеспособность и финансовое состояние в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ, от 26 ноября 2002 г. (с изм. и доп., вступившими в силу с 11.01.2009 г.) // СПС «Гарант»
Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворенной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий при Госимуществе России от 12 августа 1994 г. № 31-р // СПС «Гарант»
Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденные приказом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001 г. № 16 // СПС «Гарант»
Албастов А.Д. Предпринимательство и предпринимательское право.- М.: «АСТ», 2008.- 439 с.
Алиев С.Д. АХД.- М: Альянс-М, 2008.- 438 с.
Васильева Л.С., Петровская М.Н. Финансовый анализ: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008.- 499 с.
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инвестиционный менеджмент.- М.: «Пелида-МС», 2006.-439 с.
Налоги индивидуального предпринимателя // Бухгалтерия малого бизнеса.- 2008.- 4 июля.- №73
Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит.- М.: «Академия», 2007.- 499 с.
Серов С.Д. Экономика предприятия.- М.: «АСТ, 2009.- 996 с.
Статистика налоговых поступлений // Налоги.- 2011.- 1 февраля
Формирование и использование финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей // Мир деловых людей.- 2008.- 10 мая
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
Наименование показателя дебиторской задолженности Анализируемые года 2007 В % к общей сумме 2008 В % к общей сумме 2009 В % к общей сумме Краткосрочная 6769 100 18272 100 13035 100 Долгосрочная - - - - - Итого дебиторская задолженность 6769 100 18272 100 13035 100
Наименование показателя кредиторской задолженности Анализируемые года 2007 В % к общей сумме
2008 В % к общей сумме 2009 В % к общей сумме Краткосрочная 29504 100 33556 100 43092 100 Долгосрочная - - - - - - Итого кредиторской задолженность 29504 100 33556 100 43092 100%
Албастов А.Д. Предпринимательство и предпринимательское право.- М.: «АСТ», 2008.- 439 с., с. 46
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2008.- 909 с., с. 727
Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит.- М.: «Академия», 2007.- 499 с., с. 269
Формирование и использование финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей // Мир деловых людей.- 2008.- 10 мая
Алиев С.Д. АХД.- М: Альянс-М, 2008.- 438 с., с. 20
Гольдштейн Г.Я. Стратегический инвестиционный менеджмент.- М.: «Пелида-МС», 2006.-439 с., с. 157
Серов С.Д. Экономика предприятия.- М.: «АСТ, 2009.- 996 с., с. 773
Налоги индивидуального предпринимателя // Бухгалтерия малого бизнеса.- 2008.- 4 июля.- №73.- С.24
Васильева Л.С., Петровская М.Н. Финансовый анализ: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008. – с. 520.
Принципы эффективного бюджетирования // Финансовый директор, №5, 2008. - с. 13-15.
3
Центр стратегического планирования
ЦФО по управлению денежными потоками
Главный ЦМД
ЦФО по финансовой деятельности
Центр общехозяйственных затрат за затрат на управление
Центр затрат на информационные технологии
Центр затрат на маркетинг и рекламу
Центр административных и управленческих затрат
Центр общехозяйственных затрат
Центр затрат на развитие персонала
Центр прибыли
ЦД
ЦР
2Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворенной структуры баланса, утвержденные распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий при Госимуществе России от 12 августа 1994 г. № 31-р // СПС «Гарант»
3Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденные приказом Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 января 2001 г. № 16 // СПС «Гарант»
4Албастов А.Д. Предпринимательство и предпринимательское право.- М.: «АСТ», 2008.- 439 с.
5Алиев С.Д. АХД.- М: Альянс-М, 2008.- 438 с.
6Васильева Л.С., Петровская М.Н. Финансовый анализ: Учебник. – М.: КНОРУС, 2008.- 499 с.
7Гольдштейн Г.Я. Стратегический инвестиционный менеджмент.- М.: «Пелида-МС», 2006.-439 с.
8Налоги индивидуального предпринимателя // Бухгалтерия малого бизнеса.- 2008.- 4 июля.- №73
9Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит.- М.: «Академия», 2007.- 499 с.
10Серов С.Д. Экономика предприятия.- М.: «АСТ, 2009.- 996 с.
11Статистика налоговых поступлений // Налоги.- 2011.- 1 февраля
12Формирование и использование финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей // Мир деловых людей.- 2008.- 10 мая
Вопрос-ответ:
Какие особенности финансов имеют организации малого бизнеса?
Организации малого бизнеса обычно имеют ограниченные финансовые ресурсы и ограниченный доступ к капиталу. Кроме того, у таких организаций часто отсутствует финансовый отдел или специалисты по финансам. Это может приводить к необоротным активам и недостатку средств для развития бизнеса.
Что такое организация финансов предприятия малого бизнеса?
Организация финансов предприятия малого бизнеса включает в себя планирование и управление финансами компании, контроль за использованием финансовых ресурсов, анализ финансовой деятельности и принятие финансовых решений. Это важная часть управления предприятием и позволяет управлять доходами и расходами, контролировать финансовое состояние и обеспечивать устойчивое развитие бизнеса.
Какие особенности управления финансами у малого бизнеса?
Управление финансами у малого бизнеса имеет свои особенности. Во-первых, управление финансами происходит в условиях ограниченных ресурсов, поэтому управляющие должны быть особенно внимательны к расходам. Во-вторых, у них может быть ограниченный доступ к финансовым рынкам и кредитным ресурсам, что усложняет привлечение капитала. Также, малые бизнесы могут столкнуться с непредсказуемыми изменениями рыночных условий или законодательства, что требует гибкости в управлении финансами.
Как государственная поддержка может помочь малому бизнесу?
Государственная поддержка может помочь малому бизнесу различными способами. Например, государство может предоставлять субсидии или кредиты под низкий процент для развития малых предприятий. Также, может быть предоставлена налоговая льгота или узкий спектр обязательств перед государством. Кроме того, государство может создавать специальные программы обучения и консультации для предпринимателей малого бизнеса.
Какие основные теоретические основы финансов организаций малого бизнеса?
Основные теоретические основы финансов организаций малого бизнеса включают в себя принципы финансового управления, основные финансовые инструменты и методы, а также специфику финансового планирования и анализа в контексте малого бизнеса.
Каким образом осуществляется организация финансов предприятия малого бизнеса?
Организация финансов предприятия малого бизнеса осуществляется через формирование и использование финансовых ресурсов, определение целевых показателей финансовой деятельности, планирование расходов и доходов, контроль и анализ финансовых результатов.
Какие особенности управления финансами малого бизнеса?
Особенности управления финансами малого бизнеса включают ограниченные финансовые ресурсы, нестабильность доходов и затрат, высокую зависимость от внешних факторов, необходимость оперативных финансовых решений, ориентацию на местный рынок и сегмент потребителей.
Какие способы государственной поддержки малого бизнеса существуют?
Существуют различные способы государственной поддержки малого бизнеса, такие как предоставление льготных кредитов, субсидий и грантов, организация обучающих программ и консультаций, создание специализированных инфраструктурных объектов, упрощение налогового и административного регулирования.
Как можно оценить финансовое состояние организации малого бизнеса на примере ООО "Прогресс"?
Для оценки финансового состояния ООО "Прогресс" можно провести анализ финансовых показателей, таких как прибыль, рентабельность продаж, обеспеченность собственными оборотными средствами, показатели ликвидности и финансовой устойчивости. Также можно провести сравнительный анализ с аналогичными предприятиями на рынке.
Какие основные теоретические основы финансов организации малого бизнеса?
Основные теоретические основы финансов организации малого бизнеса включают понятия ресурсов, доходов, затрат, прибыли, оборотных средств, капитала и других финансовых показателей. Организация малого бизнеса должна учитывать эти основы для эффективного управления своими финансами.
Какие особенности управления финансами малого бизнеса?
Управление финансами малого бизнеса имеет свои особенности, такие как ограниченные финансовые ресурсы, нестабильность доходов и затрат, ограниченные возможности финансового планирования и прогнозирования, необходимость обеспечения ликвидности предприятия и др. В связи с этим, организации малого бизнеса должны разрабатывать и применять специальные стратегии и методы управления своими финансами.