Методические основы нравственного воспитания младших школьников на основе художественной литературы (сказки Сергея Козлова)
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы нравственного воспитания младших школьников в процессе обучения
1.1. Анализ программ по литературному чтению
1.2. Анализ учебных хрестоматий
1.3. Анализ опыта учителей – практиков
Глава II. Эмпирическое исследование сформированности нравственного сознания младших школьников
2.1. Диагностика сформированности нравственного (патриотического) сознания младших школьников на основе конкретных понятий
2.2. План корректирующей работы по нравственному (патриотическому) воспитанию младших школьников
Заключение
Список литературы
Приложение
С педагогической точки зрения такая беседа должна быть содержательным и глубоко эмоциональным уроком нравственности, обогащающим моральные знания учащихся и стимулирующим их к положительным поступкам и действиям.
Примерные вопросы к сказкам: Какие качества личности можно выделить у героев? Докажи, приводя отрывок из сказки. Как эти качества проявляются в нашей жизни? Какими способами можно на рисунке отразить качества личности? Что нам помогает в этом? Кого можно назвать добрым? злым? А вы знаете людей с такими качествами? Нравятся ли они вам? Как можно охарактеризовать медвежонка? Какого качества ему не хватает? Какого человека мы называем жадным? щедрым? Как бы ты поступил в этой ситуации? Кого среди твоих знакомых можно назвать щедрым? Почему? Почему герои дружат? А вы сталкивались с обманом? Что вы чувствовали при этом? Что отличает героев друг от друга? Как эти различия отразить в рисунке?
Заключение
В настоящее время в связи с различными изменениями в жизни общества необходимо целенаправленное нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения, опирающееся на особенности детей младшего школьного возраста – их эмоциональную восприимчивость.
На основе анализа программ по литературному чтению можно сделать вывод, что в них основное внимание уделяется развитию технической стороне чтения и смысловой (обучение анализу художественного произведения). Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие.
Анализ литературных хрестоматий показал, что, несмотря на имеющиеся виды заданий к произведениям, ввиду актуальности нравственного, патриотического воспитания младших школьников, их необходимо дополнять произведениями, имеющими конкретную цель нравственно - патриотического воспитания.
Многие учителя обращаются к проблемам нравственного и патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, создавая авторские курсы, программы, отмечая актуальность тематики.
На основе разработанной программы наблюдения за уровнем сформированности нравственно – патриотического сознания младших школьников и опроса, было выявлено, что многие ребята не имеют представления о ценности дружбы, о нравственности, патриотизме, что требует коррекционных методов учебной работы с учащимися.
Данные результаты диагностики подтвердили гипотезу исследования. Действительно, уровень нравственно – патриотического воспитания младших школьников требует корректирующего воздействия с учетом особенностей детей младшего школьного возраста. В результате была разработана корректирующая программа с использование сказок Сергея Козлова.
Список литературы
Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71.
Агапова И.С. Патриотическое воспитание в школе. - М: Айрис-пресс. - 2002.
Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68.
Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006.- № 2,.- с.37 – 42.
Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников/ под редакцией Д.Б. Эльконина. - М.: наука. - 1967 - 360 с.
Евладова Е.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.7-9.
Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс; учебная хрестоматия для учащихся общеобразоват.учреждений. В 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. - 2007. - №7. С. 29-33.
Корнеева О.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // 1 сентября. – 2008. - № 7. С. 22 – 26.
Лазарева В.А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. – М.: Дом Федорова, 2011.
Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения. // Педагогика и жизнь №5 - 2006. С. 110-114.
Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006.
Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс. Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
Мищенко Л.И. Человек как предмет воспитания. - Початкова школа. - 2006. № 4. - С. 36.
Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. - С. 56 - 70.
Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.
Осипова Н.П. Патриотическое воспитание школьников. Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Самара, 2007.
Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1995. - 384с.
Савин Ю.В. Учить школьников на традициях патриотизма // Дидакт. – 2002.
Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений. /Научный рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр Владос. – 2001. – 208с.
Устинова Л.А. Патриотическое воспитание младшего школьника // 1 сентября. – 2009. - № 3. С. 34 – 39.
Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. /Ил. З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф. Шевченко. – Харьков: Фолио; ООО "Издательство АСТ". – 2000. – 464с.
Харламов И.Ф. Патриотическое воспитание школьников. - М.: Просвещение. - 1982. - 199 с.
Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: 1998.
Приложение
Основные отношения Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) Отношение к обществу 1. Патриотизм 1. Отношение к родной природе 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет. 2. Гордость за свою страну 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 - интересуется историческим прошлым;
1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 - не интересуется историческим прошлым. 3. Служение своими силами 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 - находит дела на службу малому Отечеству;
1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству 4. Забота о своей школе 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других;2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. Отношение к умственному труду 2. Любознательность 5. Познавательная активность 3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей;
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует 6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности 3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля 7. Саморазвитие 3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует. 8. Организованность в учении 3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет Отношение к физическому труду 3. Трудолюбие 9. Инициативность и творчество в труде 3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. 10. Самостоятельность 3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает 11. Бережное отношение к результатам труда 3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. 12. Осознание значимости труда 3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. Отношение к людям 4. Доброта и отзывчивость 13. Уважительное отношение к старшим 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость. 14. Дружелюбное отношение к сверстникам 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен 15. Милосердие 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток 16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен Отношение к себе 5. Самодисциплина 17. Самообладание и сила воли 3 - проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;
2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. 18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает 19. Организованность и пунктуальность 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет 20. Требовательность к себе 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. Фиксируемые показатели наблюдения представлены в Приложении.
Обработка
Подсчитываются баллы:
0 – 10 баллов – невоспитанность;
11 – 20 баллов – низкий уровень нравственной воспитанности.
21 – 30 баллов – средний уровень нравственной воспитанности.
31 – 40 баллов – высокий уровень нравственной воспитанности. У ребенка в деятельности и поведении сформирована активная общественная, гражданская позиция.
2
1.Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. - 2005 - №11 - С. 68-71.
2.Агапова И.С. Патриотическое воспитание в школе. - М: Айрис-пресс. - 2002.
3.Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68.
4.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006.- № 2,.- с.37 – 42.
5.Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников/ под редакцией Д.Б. Эльконина. - М.: наука. - 1967 - 360 с.
6.Евладова Е.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников в системе дополнительного образования // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.7-9.
7.Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 4 класс; учебная хрестоматия для учащихся общеобразоват.учреждений. В 2ч. – М.: Вентана-Граф, 2011.
8.Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // На-чальная школа. - 2007. - №7. С. 29-33.
9.Корнеева О.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // 1 сентября. – 2008. - № 7. С. 22 – 26.
10.Лазарева В.А. Хрестоматия по литературному чтению. 4 класс. – М.: Дом Федорова, 2011.
11.Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения. // Педагогика и жизнь №5 - 2006. С. 110-114.
12.Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к чтению у младших школьников, Н.Новгород, 2006.
13.Малаховская О.В. Литературное чтение. 4 класс. Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
14.Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения./Л.И.Матвеева -Ленинград, 1989 -265с.
15.Мищенко Л.И. Человек как предмет воспитания. - Початкова школа. - 2006. № 4. - С. 36.
16.Мудрик А. Индивидуальная помощь в социальном воспитании./А Мудрик // Новые ценности образования: Забота - поддержка - консультирование. М.: Инноватор, 1996.- Вып.6. - С. 56 - 70.
17.Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000; - 436с.
18.Осипова Н.П. Патриотическое воспитание школьников. Про-граммно-методические рекомендации по воспитанию учащихся. Са-мара, 2007.
19.Педагогика/ Под ред. Ю.К. Бабанского - М.: Просвещение, 1995. - 384с.
20.Савин Ю.В. Учить школьников на традициях патриотизма // Дидакт. – 2002.
21.Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. учреждений. /Научный рук. Ю.А. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр Владос. – 2001. – 208с.
22.Устинова Л.А. Патриотическое воспитание младшего школьника // 1 сентября. – 2009. - № 3. С. 34 – 39.
23.Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми до-школьного возраста. /Ил. З.А. Курбатовой, Н.М. Стариковой, Ю.А. Модлинского, М.Ф. Шевченко. – Харьков: Фолио; ООО "Издательство АСТ". – 2000. – 464с.
24.Харламов И.Ф. Патриотическое воспитание школьников. - М.: Просвещение. - 1982. - 199 с.
25.Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова, Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. – М.: 1998.
Вопрос-ответ:
Какие методические основы используются для нравственного воспитания младших школьников на основе художественной литературы?
Методические основы для нравственного воспитания младших школьников на основе художественной литературы включают анализ программ по литературному чтению, учебных хрестоматий и опыта учителей практиков. Это позволяет выявить важные аспекты нравственного воспитания и разработать подходящие уроки и задания для учащихся.
Какие программы по литературному чтению были проанализированы в работе?
В работе были проанализированы различные программы по литературному чтению, которые используются в начальной школе. Это позволяет определить, какие темы и ценности поднимаются в литературных текстах, и какие методики используются для развития нравственного сознания учащихся.
Какой опыт учителей практиков был проанализирован в работе?
В работе был проанализирован опыт учителей практиков, которые уже работают в начальной школе и занимаются нравственным воспитанием младших школьников. Это позволяет узнать о различных методах, подходах, и приемах, которые они используют для формирования нравственного сознания учащихся.
Какими методами было проведено эмпирическое исследование сформированности нравственного сознания младших школьников?
Для проведения эмпирического исследования сформированности нравственного сознания младших школьников были использованы методы диагностики, основанные на анализе нравственного патриотического сознания учащихся. Это позволяет определить уровень сформированности нравственных ценностей и понять, какие аспекты требуют дальнейшего развития.
Какие результаты были получены в результате эмпирического исследования?
В результате эмпирического исследования были получены данные о сформированности нравственного сознания младших школьников. Были выявлены положительные и отрицательные аспекты, а также сделаны выводы о том, какие методические подходы и стратегии эффективны для нравственного воспитания учащихся. Это позволяет разработать рекомендации для учителей и педагогов, работающих в начальной школе.
Какие методические основы используются для нравственного воспитания младших школьников на основе художественной литературы?
Для нравственного воспитания младших школьников на основе художественной литературы, используются различные методические основы, такие как анализ программ по литературному чтению, анализ учебных хрестоматий, анализ опыта учителей практиков и диагностика сформированности нравственного сознания младших школьников.
Какие программы по литературному чтению проводятся для нравственного воспитания младших школьников?
Для нравственного воспитания младших школьников проводятся различные программы по литературному чтению, которые включают в себя анализ художественной литературы, обсуждение нравственных вопросов, работу с текстом, развитие эмоциональной сферы и речи.
Какой опыт учителей может быть полезен для нравственного воспитания младших школьников?
Опыт учителей практиков является ценным и может быть полезным для нравственного воспитания младших школьников. Учителя могут поделиться своими методиками работы с художественной литературой, рассказать о своих успехах и трудностях, а также дать рекомендации по развитию нравственного сознания учеников.
Как диагностируется сформированность нравственного сознания младших школьников?
Для диагностики сформированности нравственного сознания младших школьников можно использовать различные методы, такие как анкетирование, наблюдение, беседы и тестирование. При проведении диагностики учитываются различные нравственные аспекты, такие как этика, мораль, взаимоотношения с окружающими и патриотизм.
Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования сформированности нравственного сознания младших школьников?
В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые указывают на некоторую сформированность нравственного сознания младших школьников. Они проявляют знание основных норм и ценностей, умение принимать морально обоснованные решения и понимание важности нравственных принципов в жизни.
Какие методические основы используются в нравственном воспитании младших школьников на основе художественной литературы?
Методические основы нравственного воспитания младших школьников на основе художественной литературы включают в себя использование сказок, в том числе сказок Сергея Козлова, анализ программ по литературному чтению, учебных хрестоматий и опыта учителей практиков. Это помогает формированию нравственного сознания у детей.
Как проводилось эмпирическое исследование сформированности нравственного сознания младших школьников?
Для проведения исследования была использована диагностика сформированности нравственного патриотического сознания младших школьников. Это позволило оценить, насколько успешно осуществляется нравственное воспитание и какие результаты уже достигнуты в формировании нравственного сознания у детей.