Фонд обязательного медицинского страхования, их роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы и кредит
  • 30 30 страниц
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 02.05.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
I. Сущность, структура и функции Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации 5
1.1. Задачи, функции и деятельность ФОМС в системе здравоохранения Российской Федерации 5
1.2. Распределение финансовых средств ФОМС в общей системе российского здравоохранения 9
II. Роль ФОМС в финансировании расходов на здравоохранение в РФ 12
2.1. Финансирование медицинского страхования в РФ 12
2.2. Роль системы ОМС в государственном финансировании здравоохранения субъектов РФ 15
2.3. Проблемы обязательного медицинского страхования в России 22
Заключение 25
Список использованных источников и литературы: 27
Приложение 1……………………………………………………………………….29
Приложение 2……………………………………………………………………….30

Фрагмент для ознакомления

Если оказание медицинской помощи в объеме территориальной программы ОМС требуется гражданам, застрахованным на территории другого субъекта РФ, медицинские услуги оплачиваются в установленном порядке.Медицинские учреждения несут ответственность за объем и качество предоставляемых медицинских услуг и за отказ в оказании медицинской помощи застрахованной стороне (ст. 27 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»). В случае нарушения медицинским учреждением условий договора страховая организация вправе отказать в возмещении произведённых затрат частично или в полном объёме. Также к компетенции ТФОМС относится контроль качества предоставляемой застрахованным лицам медицинской помощи. 2.3. Проблемы обязательного медицинского страхования в РоссииНа современном этапе действующая система обязательного медицинского страхования Российской Федерации является недостаточно эффективным финансовым инструментомобеспечения государственных гарантий охраны здоровья граждан. Система ОМС не способна в полном объёме удовлетворять потребности общества в медицинской помощи и качестве предоставляемых медицинских услуг. Следствием этого, по – прежнему является высокий уровень смертности, низкая производительность труда, большие потери по нетрудоспособности, снижение обороноспособности страны.В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в России созданы предпосылки и необходимые условия для осуществления коренного реформирования и преобразования системы обязательного медицинского страхования.Целью предполагаемых реформ должно стать удовлетворение потребностей российских граждан в комплексном предоставлении медицинских услуг, а также удовлетворение государственных интересов в росте производительных сил, обороноспособности и безопасности страны.В настоящее время в системе обязательного медицинского страхования назрел целый комплекс проблем. В их числе - недостаточное финансирование, снижение способов и методов предоставления денежных средств для реализации установленных целей, отсутствие единой системы стандартов предоставления медицинских услуг и контроля качества оказания медицинской помощи, отсутствие персонифицированного учета.Вопросы совершенствования и доступности медицинской помощи российским гражданам в ходе последних реформ общей системы здравоохранения приобрели особо важное значение. Назрела острая необходимость модернизации обязательного медицинского страхования, требуется принятие неотложных мер по обеспечению россиян равнодоступной и качественной медицинской помощью, профилактике эпидемиологических заболеваний.[17, с.34]Главный принцип гарантированной бесплатной медицинской помощи – общедоступность и понятность. Как отмечал Президент РФ В.В. Путин, необходимо по каждому конкретному заболеванию выработать и утвердить гарантированные государственным институтом базовые стандарты оказания медицинской помощи с обязательным перечнем лечебно-диагностических процедур и необходимых лекарственных препаратов.Одной из возможностейкардинального реформирования системы обязательного медицинского страхования является построение единой системы персонифицированного учета предоставленных медицинских услуг.На современном этапе единый подход к организации персонифицированного учета в системе здравоохранения пока не разработан. Многовариантностьпроцессов внутри системы обязательного медицинского страхования предопределила различные подходы к учёту предоставленной медицинской помощи и оказанных медицинских услуг. Важным недостатком, затрудняющим осуществление персонифицированного учета медицинской помощи являетсяотсутствие единой системы идентификации граждан.Внедрение персонифицированного учета медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования является базовой основой реформирования и причиной успешного развития системы ОМС в дальнейшем. Только на уровне конкретной личности возможна увязка существующих информационных потоков, целостно отражающих различные аспекты деятельности системы ОМС. Необходимо предусмотреть развитие и обновление информационных потоков. Сегодня существует необходимость сбора и обработки огромного количества информации, используемой при анализе, прогнозировании и оптимизации расходов на медицинскую помощь. Очевидно, что без организации единого информационного пространства и создания единой информационной системы отрасли решить эти задачи невозможно. Для решения возникших проблем на уровне информационных взаимодействий Федеральным фондом обязательного медицинского страхования была разработана и утверждена Концепция информатизации системы ОМС. Концепция детализирует различные аспекты создания единого информационного пространства системы ОМС на принципах персонифицированного учета медицинской помощи.Модернизация медицинской отрасли предполагает реформирование сложившихся механизмов финансирования. Реализация страховых принципов на практике позволила сформировать новые методы медико-экономической оценки предоставляемой гражданам медицинской помощи. [17, с.57]Опыт развития российской системы здравоохранения наряду с международным опытом в этой сфере подтверждает, что введение страховых механизмов системы обязательного медицинского страхования должно обеспечивать изменение самих принципов организации финансирования.Для достижения предоставления определённого уровня и объёма медицинской помощи, обеспеченной конкретным целевым источником финансирования, необходимо увеличить тарифы на медицинское страхование, что способно повлечь увеличение налоговой нагрузки. Эти меры должны быть разработаны на уровне правительства и утверждены законодательно. С целью привлечения дополнительных средств в систему ОМС необходимо ввести новые механизмы управления расходными обязательствами, определив стоимость страхового года. В этих целях требуется введение такого понятия, как «стоимость страхового года», определяющего суммуфинансовых средств, подлежащих уплате страхователем в территориальный фонд ОМС, либо самим застрахованным лицом в текущем году на обеспечение оказания ему необходимого объёма медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС. Стоимость страхового года должна устанавливаться высшим органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, определяемом Правительством РФ.ЗаключениеВ ходе работы над курсовым проектом были рассмотрены и сформулированы основные направления взаимодействия Фондов обязательного медицинского страхования в общей системе российского здравоохранения. По результатам проделанной работы можно сформулировать следующие выводы:Обязательное медицинское страхование является неотъемлемой частью государственной социальной поддержки населения Российской Федерации.Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет финансовых средств обязательного медицинского страхования в объеме, соответствующем действующим программам медицинского страхования.Фонд обязательного медицинского страхования является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ.Структура управления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органов управления здравоохранения в системе органов государственной власти России. Финансирование ФОМС является приоритетной задачей правительства на сегодняшний день. Финансовые ресурсы, предназначенные для ОМС, направляются в федеральный внебюджетный Фонд обязательного медицинского страхования. Эти средства находятся в государственной собственности и не входят в состав федеральных и региональных бюджетов.В настоящее время система ОМС сталкивается с большим количеством проблем, связанных с различными факторами. Проблемы, существующие в системе ОМС иногда ставят вопрос о целесообразности реформирования общей системы здравоохранения.Для наиболее эффективной работы системы ОМС необходимо реализовать следующие мероприятия: повысить эффективность функционирования системы здравоохранения; обеспечить доступность и качество оказываемой медицинской помощи; обеспечить качественными и безопасными лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.Актуальность проблемы модернизации обязательного медицинского страхования обусловлена самим ходом исторического развития системы здравоохранения. Следует подчеркнуть, что для гармонизации обязательного, добровольного медицинского и "лекарственного" страхования предварительно требуется совершенствование государственного регулирования правовых, экономических, организационных отношений в сфере производства, продажи, потребления платных медицинских услуг населению.История использования страховых принципов оплаты гарантированной Государством медицинской помощи гражданам насчитывает более 150 лет, и тенденций на отказ от этих принципов нигде не замечено.Более чем пятнадцатилетний опыт реализации страховых принципов оплаты медицинской помощи в Российской Федерации является тому подтверждением. Главные подходы, которые нужно решать в любом деле - это последовательность, комплексность, системность и завершенность. На сегодняшний день в рейтинге на здравоохранение Всемирной организации здравоохранения по расходам Россия занимает 115-е место. Более, чем в 78 российских регионах в 2014 году зафиксирован дефицит финансирования госпрограммы всех видов бесплатной медицинской помощи. С каждым годом число медицинских организаций, оказывающих бесплатные услуги, неизменно сокращается.По мнению специалистов, «Бюджетный маневр» Минфина в области здравоохранения может обернуться стагнацией отрасли и катастрофой для миллионов пациентов.Список использованных источников и литературы:1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г// РГ. - 1993. 2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изм. 27.07.2010 // Собрание законодательства РФ. - 1994.3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ с изм. 27.07.2010 г.// Собрание законодательства РФ. - 1996.4. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.2000 г. № 165,-ФЗ с изм. 29.11.2010 г.5. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 в ред. от 24.07.2009 г. 6. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 19.11.2010): Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ.7. Загородников С. В. Финансы и кредит: учеб.пособие 2-е изд., - Москва: Издательство «ОМЕГА - Л», 2008.8. Полякова И.В. Гришина В.В.Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании. /- М., 2012.9. Анисимов В.И. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС/ Российский Экономический журнал. 2009. - № 3. 10. Акерман С.Г., Визерс С. и др. Добровольное медицинское страхование. - М.: Российский юридический издательский дом.2011.11. А. И. Архипов, И. А. Погосов, И. В. Караваева (и др.)/ М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.12. Бутова В.Г. Экономическое обоснование страховых тарифов по обязательному медицинскому страхованию// Финансы. - 2013. - № 1. 13. Бородин А.Ф. О медицинском страховании в России/ Финансы. - 2010. - № 12. 14. Гехт И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования/ Здравоохранение РФ. - 2011. - № 4. 15. Гришин В.В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования/ Здравоохрание РФ. – 2011. - №4..16. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование. Первые шаги/ Экономика и жизнь. - 2011. - № 41. 17. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития/ Экономика и жизнь. - 2009. - № 3. 18. Дрошнев В.В. Обязательное медицинское страхование в России. - М.: "Анкил", 2010. 19.Мамедов А.А. Финансово-правовое регулирование страховой деятельности (проблемы и перспективы) -М.: ИД «Юриспруденция».- 2012.20. Маршалова А.С., Улавнова Н.К. Проблемы эффективности использования фондов обязательного медицинского страхования / Регион. - 2014. - № 2. 21.Стародубцев В.И., Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России/ - М.: ЮНИТИ, 2014. 22. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации: http://www.ffoms.ru/oms.htm23. Папырина Г. Финансирование здравоохранения // Медицинская газета № 73, 2009.Приложение 1Таблица 1Принципы медицинского страхованияПринципСущность принципаПринцип всеобщностиВсе граждане РФ независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства и уровня личного дохода имеют право на получение медицинских услуг, включенных в территориальные программы обязательного медицинского страхования. Принцип государственностиСредства обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ, ими управляют Федеральный и ТФОМС, специализированные страховые медицинские организации. Для неработающего населения страхователем является государство. Оно осуществляет контроль за сбором, перераспределением и использованием средств ФОМС, обеспечивает финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, гарантирует выполнение обязательств перед застрахованными лицами. Принцип некоммерческого характераПрибыль от реализации деятельности по обязательному медицинскому страхованию направляется на пополнение системы ОМС.Принцип обязательностиМестные органы исполнительной власти и юридические лица обязаны производить отчисления по установленной ставке в размере 3,6% от фонда заработной платы в территориальный фонд ОМС. Приложение 2Рис.2. Система обязательного медицинского страхования в Российской Федерации

Список использованных источников и литературы:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г// РГ. - 1993.
2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ с изм. 27.07.2010 // Собрание законодательства РФ. - 1994.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ с изм. 27.07.2010 г.// Собрание законодательства РФ. - 1996.
4. Об основах обязательного социального страхования: Федеральный закон РФ от 16.07.2000 г. № 165,-ФЗ с изм. 29.11.2010 г.
5. О медицинском страховании граждан в Российской Федерации: закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 в ред. от 24.07.2009 г.
6. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 19.11.2010): Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
7. Загородников С. В. Финансы и кредит: учеб. пособие 2-е изд., - Москва: Издательство «ОМЕГА - Л», 2008.
8. Полякова И.В. Гришина В.В. Что должен знать страхователь об обязательном медицинском страховании. /- М., 2012.
9. Анисимов В.И. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС/ Российский Экономический журнал. 2009. - № 3.
10. Акерман С.Г., Визерс С. и др. Добровольное медицинское страхование. - М.: Российский юридический издательский дом.2011.
11. А. И. Архипов, И. А. Погосов, И. В. Караваева (и др.)/ М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.
12. Бутова В.Г. Экономическое обоснование страховых тарифов по обязательному медицинскому страхованию// Финансы. - 2013. - № 1.
13. Бородин А.Ф. О медицинском страховании в России/ Финансы. - 2010. - № 12.
14. Гехт И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования/ Здравоохранение РФ. - 2011. - № 4.
15. Гришин В.В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования/ Здравоохрание РФ. – 2011. - №4..
16. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование. Первые шаги/ Экономика и жизнь. - 2011. - № 41.
17. Гришин В.В. Обязательное медицинское страхование: состояние, анализ, пути развития/ Экономика и жизнь. - 2009. - № 3.
18. Дрошнев В.В. Обязательное медицинское страхование в России. - М.: "Анкил", 2010.
19. Мамедов А.А. Финансово-правовое регулирование страховой деятельности (проблемы и перспективы) -М.: ИД «Юриспруденция».- 2012.
20. Маршалова А.С., Улавнова Н.К. Проблемы эффективности использования фондов обязательного медицинского страхования / Регион. - 2014. - № 2.
21.Стародубцев В.И., Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России/ - М.: ЮНИТИ, 2014.
22. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации: http://www.ffoms.ru/oms.htm
23. Папырина Г. Финансирование здравоохранения // Медицинская газета № 73, 2009.

Вопрос-ответ:

Какова роль Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в финансировании расходов на здравоохранение в России?

ФОМС играет ключевую роль в финансировании расходов на здравоохранение в России. Он собирает обязательные медицинские страховые взносы от населения, предприятий и государственного бюджета, а затем использует эти средства для оплаты медицинских услуг и лекарственных препаратов.

Какая структура и функции у Фонда обязательного медицинского страхования?

ФОМС имеет сложную структуру, включающую региональные фонды, которые осуществляют контроль и распределение средств в своих регионах. Он также отвечает за контроль качества и доступность медицинской помощи, разработку нормативов и стандартов в здравоохранении.

Какие задачи и функции выполняет ФОМС в системе здравоохранения России?

Основные задачи ФОМС включают финансирование медицинского страхования, организацию и контроль качества медицинской помощи, контроль расходов на здравоохранение, разработку медицинских стандартов и нормативов, обеспечение доступности и равенства в доступе к медицинской помощи.

Как ФОМС распределяет финансовые средства в общей системе российского здравоохранения?

ФОМС осуществляет распределение финансовых средств на основе тарифов, установленных для различных медицинских услуг и лекарственных препаратов. Средства распределяются между медицинскими учреждениями и поставщиками медицинских услуг на основе объемов оказанных услуг и соответствующих стандартов качества.

Какую роль играет ФОМС в финансировании расходов на здравоохранение в России?

ФОМС является основным источником финансирования здравоохранения в России. Он собирает и распределяет средства на финансирование медицинских услуг и лекарственных препаратов. Кроме того, ФОМС осуществляет контроль качества медицинской помощи и разработку медицинских стандартов.

Какая роль Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации?

ФОМС играет ключевую роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации. Он является основным источником финансирования системы здравоохранения, собирая взносы с работников и работодателей и использовать эти средства для оплаты медицинских услуг, приобретения лекарств и развития медицинской инфраструктуры.

Какова суть, структура и функции Фонда обязательного медицинского страхования в Российской Федерации?

ФОМС является организацией, отвечающей за обязательное медицинское страхование в России. Его структура включает областные и региональные отделения, а также центральный аппарат. Основные функции ФОМС включают сбор и учет взносов, оплату медицинских услуг населению, контроль за расходованием средств и развитие медицинской инфраструктуры.

Какие задачи, функции и деятельность осуществляет ФОМС в системе здравоохранения Российской Федерации?

ФОМС выполняет ряд задач в системе здравоохранения. Он контролирует сбор и учет средств от страховых взносов, оплачивает медицинские услуги населению, обеспечивает доступность и качество медицинской помощи, разрабатывает и внедряет программы по развитию медицинской инфраструктуры и меры по повышению эффективности системы здравоохранения в целом.

Как происходит распределение финансовых средств Фонда обязательного медицинского страхования в общей системе здравоохранения Российской Федерации?

Финансовые средства ФОМС распределяются между медицинскими учреждениями на основе программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Распределение осуществляется с учетом потребностей населения и объема оказываемых медицинских услуг. Часть средств также направляется на развитие медицинской инфраструктуры и программы по повышению качества и доступности медицинской помощи.

Какая роль Фонда обязательного медицинского страхования в финансировании расходов на здравоохранение в РФ?

Фонд обязательного медицинского страхования играет ключевую роль в финансировании расходов на здравоохранение в РФ. Он обеспечивает финансовую поддержку медицинским организациям, выплачивает компенсацию за оказание медицинских услуг и лекарственных препаратов, а также осуществляет контроль и управление расходами в системе здравоохранения.