Коррупция как экономический феномен.Ее проявления в России
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 20.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И КОРРУПЦИЯ КАК ОДНА ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
1.1 Рыночная система, ее сущность, особенности, положительные и отрицательные моменты
1.2 Сущность и основные характеристики теневой экономики как явления в рыночной системе
1.2 Основные формы теневой экономики и характеристика коррупции
1.4 Методы регулирования теневой экономики и их классификация
2 МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Государственная политика в регулировании теневой экономике на примере США
2.1 Государственная политика в регулировании теневой экономике на примере Японии и Китая
3 ХАРАКТЕРИСТИКА КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1 Российская модель рыночной экономики
3.2 Криминальные составы теневой экономики и проблема коррупции
3.3 Проблемы и перспективы экономического роста и безопасности российской экономики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
В российской науке широко распространено мнение, что одной из причин преступности в рассматриваемой области является проблема коррупции в системе распределения и использования бюджетных средств. Серьезным криминогенным фактором экономической преступности в бюджетной сфере является коррумпированность государственного аппарата и руководящего управленческого звена в негосударственном секторе экономики. Бесконтрольный доступ государственных служащих и управленческого персонала коммерческих организаций к обслуживанию и расходованию бюджетных средств стал достаточно весомой причиной пораженности самой власти коррупционными проявлениями.
Причины преступности в рассматриваемой области также лежат в системе финансового контроля и проявляются в следствие:
недостатка в ресурсном обеспечении управленческой деятельности;
слабой работы контрольно-ревизионного аппарата и государственного финансового контроля, органы которых действуют разрозненно, дублируют контрольные и выполняют параллельные функции;
отсутствия четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти при исполнении бюджетов;
несовершенства аудиторской деятельности при проведении проверочных мероприятий;
неэффективной работы правоохранительных органов по выявлению и изобличению лиц, готовящих и совершающих преступления в области распределения и использования бюджетных средств, и т.д.
Теневая экономика способна оказать существенное воздействие на экономическую безопасность.
Так, чем более развит сектор теневой экономики, тем более неустойчива «белая экономика» и экономическая безопасность в целом.
Соотношение позитивных и негативных (с точки зрения общества) эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов. Модель этой зависимости представлена на Рисунке 4.
Рис.10. Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики
Соотношение позитивных и негативных эффектов будет изменяться также в зависимости от того, о каких видах теневой экономики идет речь и в рамках какой экономической системы она развивается.
Общая тенденция к активизации роли государственного регулирования, четко прослеживаемая на протяжении всего ХХ века, неизбежно вызывает и будет вызывать развитие «неформальности». С другой стороны, однако, нет и причин, которые способствовали бы безграничному разрастанию теневой экономики. Чрезмерное ее развитие невыгодно подавляющему большинству законопослушных граждан. Поэтому речь должна идти не о ликвидации теневой экономики и не о капитуляции перед ее напором, а о поддерживании динамического равновесия между законной экономикой и экономикой вне закона.
Задача правоохранительных органов – сдерживать теневую экономическую деятельность в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. К наиболее значимой угрозе в настоящее время относят уклонение от уплаты налогов. Далее будут рассмотрены особенности влияния теневой экономики на экономическую безопасность и перспективы экономического развития Российской Федерации и обеспечение безопасности.
3.3 Проблемы и перспективы экономического роста и безопасности российской экономики
Приверженность курсу макроэкономической стабилизации, который был поставлен под угрозу кризисом 1998 года, хотя и с опозданием взял верх в России.
Стратегическая цель рыночной модели экономики в России сегодня - это формирование эффективной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:
преобладание частной собственности;
создание конкурентной среды;
эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического роста;
эффективная система социальной защиты;
открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.
Что касается российской экономики в рамках Концепции 2020, отметим, что стратегия социально-экономического развития России до 2020 года (Стратегия) по сути, является политическим решением о переводе российской экономики с инерционного энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Реализация этой стратегии должна основываться на Концепции социально-экономического развития страны, разработанной Правительством исходя из этого решения (Концепция).
Смысл заявленной стратегии вполне соответствует объективным требованиям повышения конкурентоспособности российской экономики и конституционным целям социального государства. В отличие от стратегий Грефа, Ясина и Гайдара, эта стратегия исходит из содержательных задач развития экономики на основе НТП, кардинального повышения ее эффективности и социальной ориентированности.
Для реализации заявленной стратегии социально-экономического развития необходима борьба с разрастанием теневого сектора экономики.
Страны активно сотрудничают в борьбе с коррупцией. Так, была разработана Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции.
Итак, для реализации заявленной стратегии социально-экономического развития необходима борьба с разрастанием теневого сектора экономики.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что для профилактики преступности и 6opьбы с ней необходимо развитие в первую очередь правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдение международных правовых обязательств Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и соблюдения прав человека. Важно лишить преступность питательной среды, обусловленной коллизиями в законодательстве, кризисом в экономике и социальной сфере.
Недостатки действующего законодательства:
Один из основных недостатков действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно на борьбу с организованной преступностью (а не с преступностью в широком понимании). Большинство из действенных мер предусмотрено в законопроектах по борьбе с оргпреступностью и коррупцией, которые на протяжении ряда лет дорабатываются в различных высших законодательных инстанциях и так и не приняты в виде закона. В действующем законодательстве отсутствуют такие основополагающие понятия, как «организованная преступность» и «коррупция». Новый УК РФ практически полностью обходит нормы, касающиеся борьбы с организованной преступностью.
Другой фактор, существенно осложняющий правоприменительную практику, - отсутствие закона о защите свидетелей, что резко снижает эффективность расследования деятельности организованных преступных групп. В определенной степени на результаты борьбы с организованной преступностью органов ФСБ, МВД и других влияет изменение общероссийского уголовного законодательства в сторону уменьшения числа экономических преступлений, относящихся к подследственности органов безопасности. Материалы, направляемые оперативными подразделениями в прокуратуру и органы внутренних дел для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, далеко не всегда используются эффективно, и часто уголовное дело прекращается.
Необходимо на государственном уровне с участием сотрудников правоохранительных органов создать систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений, с особым упором на правовую защиту экономической безопасности личности, общества и государства. При этом следует обеспечить участие представителей правоохранительных структур в экспертизе данных нормативных правовых актов. Итак, для стимулирования сокращения теневой экономики России необходимо обратиться к опыту зарубежных стран.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе необходимо было определить особенности теневой экономики на примере России и зарубежных стран.
В процессе написания работы было выяснено, что теневая экономика - экономика, укрываемая в целях избежать налогов или в связи с нежеланием экономических субъектов придавать известность своим действиям и доходам.
Теневая экономика (скрытая, параллельная, подземная, неформальная, кэш-экономика, черный рынок) также - это все виды экономической деятельности, не учитываемые официальной статистикой и не включаемые в ВНП.
Структура теневой экономики состоит в разделении на криминальный и некриминальный сектор.
Также теневую экономику, как было выяснено, можно разбить на три сектора:
неофициальная экономика;
фиктивная экономика;
подпольная экономика.
Выяснили, что в российском законодательстве отсутствуют такие понятия, как «теневая экономика» и «теневой капитал», что порождает некоторые проблемы при квалификации деяний субъектов теневой экономической деятельности с точки зрения Уголовного кодекса (УК) Российской Федерации (РФ). Каждый исследователь этого сложнейшего социально-экономического явления, рассматривая его с различных позиций, привносит свои оценки, взгляды и суждения, предлагая различные пути и способы учета теневых экономических явлений либо механизмы государственного противодействия развитию данной сферы.
Коррупция, как выяснили, - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам. Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
Были рассмотрены особенности теневого сектора на примере США и Японии.
Выяснили, что методы борьбы с теневой экономикой в США в условиях современности следующие:
развитое антитрестовое законодательство;
активная поддержка предпринимательских структур посредством предоставления льгот и преференций;
активная политика по борьбе с коррупцией;
отлаженная система исполнительных органов власти (например, развитая финансовая система).
Активная политика по борьбе с теневой экономикой также проводится в Японии.
Итак, опыт США и Японии немаловажен для России.
В завершении можно отметить, что теневая экономика представляет собой хозяйственную, коммерческую и иную экономическую деятельность, скрытую от официального учета и контроля.
Итак, в процессе написания данной работы было выяснено, что в любой стране, в том числе и Российской Федерации, необходимо эффективное противостояние развитию теневого сектора экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2009.- 599 с.
Аненков Р.Д. Экономика.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с.
Бородюк В., Турчинов А., Приходько Т. Оценка масштабов теневой экономики и ее влияние на динамику макроэкономических показателей // Экономика Украины. - 1996. - № 11.
Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с.
ВВП США в 2010 году вырастет на 2-3%, безработица до 9,5%, инфляция до 1,6% // Деньги.- 2010.- 22 мая
Дегтярев А.А.. Основы экономической теории.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с.
Еремина В. Анализ регулирование экономики развитых стран // Россия и глобальная экономика.- 2010.- 1 февраля.- № 36 (437)
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Российская нация.- 2009
Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики).- М.: Московский общественный научный фонд, 2010.-660 с.
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2010.-349 с.
Общая характеристика финансовой системы США // Glob fin- 2009.- март.- №4
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2010.-436 с.
Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск.- 2006.- 25 марта.- №4027
России как в США нужна борьба с теневой экономикой // Экономика.- 2009.- 21 февраля
Фридрих Шнайдер извинился за ошибки в расчетах теневой экономики в Латвии // Курс Балтики.- 2010.- 1 октября
Что такое теневая экономика // Газета-Ру.- 2007.- 4 октября
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Показатели развития экономики России в перспективе до 2020 года
2007 год 2008 -2010 годы 2011 - 2015 годы 2016 - 2020 годы Цены на нефть (мировые), долларов США за баррель 69,3 99 91 108 Мировая экономика, среднегодовой прирост 4,9 4,2 4,4 4,0 Численность населения, млн. человек 142,1 141,8 142,2 143,4 Инфляция среднегодовая, прирост цен, процентов 9 10,3 6,4 3,5 Валовой внутренний продукт, среднегодовой прирост 8,1 6,8 6,4 6,3 Промышленное производство, среднегодовой прирост 6,3 5,7 5,3 5,1 Реальные располагаемые доходы населения, среднегодовой прирост 10,7 10,0 7 6,7 Розничный товарооборот, среднегодовой прирост 16,1 12,8 7,5 6,4 Инвестиции, среднегодовой прирост 21,1 14-14,8 10,3 10,0 Иностранные инвестиции (прямые) (по методологии платежного баланса), процентов валового внутреннего продукта 3,6 2,9 3,1 3,5 Экспорт, среднегодовой прирост 4,5 2,8 2,8 3,8 Импорт, среднегодовой прирост 26 20 8,7 6,5
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2010.-436 с., с.318
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с., с.272
Аненков Р.Д. Экономика.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с., с.159
Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики).- М.: Московский общественный научный фонд, 2010.-660 с., с.25
Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2009.- 599 с., с.103
Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2009.- 599 с., с.100
Бородюк В., Турчинов А., Приходько Т. Оценка масштабов теневой экономики и ее влияние на динамику макроэкономических показателей // Экономика Украины. - 1996. - № 11.
Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с., с.308
Еремина В. Анализ регулирование экономики развитых стран // Россия и глобальная экономика.- 2010.- 1 февраля.- № 36 (437)
ВВП США в 2010 году вырастет на 2-3%, безработица до 9,5%, инфляция до 1,6% // Деньги.- 2010.- 22 мая
Фридрих Шнайдер извинился за ошибки в расчетах теневой экономики в Латвии // Курс Балтики.- 2010.- 1 октября
России как в США нужна борьба с теневой экономикой // Экономика.- 2009.- 21 февраля
Общая характеристика финансовой системы США // Glob fin- 2009.- март.- №4
Общая характеристика финансовой системы США // Glob fin- 2009.- март.- №4
Ивашковский С.Н. Факторы экономического роста // Эллитариум.- 2008
ВВП Японии в 2008-2009 финансовом году снизится на 0,8% // Экономика.- 2009.- 19 декабря
Дегтярев А.А.. Основы экономической теории.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с., с.217
Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с., с.84
Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2010.-349 с., с.281
Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск.- 2006.- 25 марта.- №4027
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Российская нация.- 2009
4
1.Алентьев А.А. Основы макроэкономики.- М.: «Вид-М», 2009.- 599 с.
2.Аненков Р.Д. Экономика.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с.
3.Бородюк В., Турчинов А., Приходько Т. Оценка масштабов теневой экономики и ее влияние на динамику макроэкономических показателей // Экономика Украины. - 1996. - № 11.
4.Бункина М. К., Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2009. - 320 с.
5.ВВП США в 2010 году вырастет на 2-3%, безработица до 9,5%, инфляция до 1,6% // Деньги.- 2010.- 22 мая
6.Дегтярев А.А.. Основы экономической теории.- М.: «Пересвет», 2009.-479 с.
7.Еремина В. Анализ регулирование экономики развитых стран // Россия и глобальная экономика.- 2010.- 1 февраля.- № 36 (437)
8.Захаров И.Ю. Государственное регулирование экономики.- М.: «Визави», 2009.-480 с.
9.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года // Российская нация.- 2009
10.Латов Ю.В. Экономика вне закона. (Очерки по теории и истории теневой экономики).- М.: Московский общественный научный фонд, 2010.-660 с.
11.Лившиц А., Никулина И. Введение в рыночную экономику. – М.: «Альянс», 2010.-349 с.
12.Общая характеристика финансовой системы США // Glob fin- 2009.- март.- №4
13.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- М.: «Пересвет», 2010.-436 с.
14.Россия и современность // Российская газета - Федеральный выпуск.- 2006.- 25 марта.- №4027
15.России как в США нужна борьба с теневой экономикой // Экономика.- 2009.- 21 февраля
16.Фридрих Шнайдер извинился за ошибки в расчетах теневой экономики в Латвии // Курс Балтики.- 2010.- 1 октября
17.Что такое теневая экономика // Газета-Ру.- 2007.- 4 октября
Вопрос-ответ:
Какие особенности у рыночной системы?
Рыночная система - это экономическая система, основанная на свободном обмене товаров и услуг между участниками экономики. Основные особенности рыночной системы включают частную собственность на средства производства, свободу выбора потребителей и производителей, конкуренцию, рыночные цены и прибыль. Положительные стороны рыночной системы включают эффективное распределение ресурсов и стимул для инноваций и развития. Однако, рыночная система также может иметь негативные моменты, такие как неравенство доходов и возможность возникновения коррупции.
Что такое теневая экономика?
Теневая экономика - это неофициальный сектор экономики, который включает в себя нелегальные и полулегальные экономические деятельности. Основными характеристиками теневой экономики являются отсутствие налогообложения и регулирования государством, использование наличности и незарегистрированных договоров, а также незаконное производство и сбыт товаров и услуг. Теневая экономика часто связана с коррупцией и уклонением от уплаты налогов.
Какие формы теневой экономики существуют?
Основные формы теневой экономики включают нелегальный рынок товаров (например, контрабанда), нелегальные услуги (например, наркотики и проституция), неофициальное предпринимательство (например, нелегальные бизнесы и фирмы-однодневки) и нелегальный труд (например, нелегальные мигрантские рынки труда). Коррупция является одной из характеристик теневой экономики и проявляется через взяточничество, мошенничество, незаконное влияние и другие незаконные сделки.
Что такое теневая экономика и почему она является одной из существенных проблем современности?
Теневая экономика - это неофициальная сфера экономической деятельности, которая происходит вне правовых и регуляторных рамок. Она включает в себя различные виды нелегальных и полулегальных операций, таких как уклонение от уплаты налогов, контрабанда, торговля наркотиками и оружием. Теневая экономика является проблемой, потому что она влияет на развитие экономики государства, приводит к потере налоговых доходов и искажает конкуренцию на рынке.
Какая связь между рыночной системой и теневой экономикой?
Рыночная система представляет собой экономический порядок, основанный на свободном обмене товаров и услуг. Теневая экономика, с другой стороны, является результатом нарушения этого порядка и возникает тогда, когда люди уклоняются от обязательств и правил, установленных в рамках рыночной системы. Теневая экономика процветает там, где отсутствует прозрачность и эффективность государственного регулирования, что делает ее одной из проблем, с которыми сталкиваются современные экономики.
Какие основные формы теневой экономики и коррупции существуют?
Теневая экономика может принимать различные формы, включая нелегальную работу, неофициальные договоры и сделки, нелегальную торговлю и уклонение от уплаты налогов. Коррупция, в свою очередь, является одним из проявлений теневой экономики и включает в себя такие формы, как взяточничество, мошенничество, злоупотребление должностными полномочиями и подкуп.
Какие методы регулирования теневой экономики существуют и как их можно классифицировать?
Существует несколько методов регулирования теневой экономики, включая ужесточение контроля и наказания за нарушения, повышение прозрачности и открытости во властных структурах, улучшение бизнес-климата и снижение бюрократии. Эти методы можно классифицировать как предупредительные (например, информационная кампания о последствиях участия в теневой экономике), репрессивные (например, штрафы и уголовное преследование) и стимулирующие (например, снижение налоговых ставок для легальных предпринимателей).
Что такое теневая экономика и как она связана с коррупцией?
Теневая экономика - это сфера экономической деятельности, которая не официально зарегистрирована и не контролируется государством. Она представляет собой скрытую от официальной статистики экономическую активность, которая включает нелегальные бизнесы, неоплачиваемую работу, незаконные сделки и прочее. Коррупция, с другой стороны, является одним из существенных проявлений теневой экономики. Она включает в себя взяточничество, мошенничество, злоупотребление властью и другие противоправные действия, связанные с получением неправомерных выгод. Таким образом, теневая экономика и коррупция тесно связаны между собой.
Какие методы регулирования теневой экономики существуют?
Существует несколько методов регулирования теневой экономики. Один из них - это ужесточение правового регулирования и повышение ответственности за незаконную экономическую активность. Это может включать в себя ужесточение уголовного наказания за коррупцию, налоговые реформы, направленные на снижение теневой экономики, и меры по борьбе с отмыванием денег. Еще один метод - это улучшение условий для развития официальной экономики, таких как снижение налоговых и административных барьеров, поощрение предпринимательства и инноваций. Кроме того, необходимо проводить просветительскую работу и образование, чтобы сознание общества менялось в отношении теневой экономики и коррупции.