Особенности состояния ручной моторики у детей с нарушением звукопроизношения.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 23.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы моторного развития у детей с нарушением произношения
1.1. Значение мелкой моторики в речевом развитии ребенка
1.2. Общая характеристика нарушений звукопроизношения
1.3. Проявления двигательных расстройств у детей с нарушением речи
Выводы
Глава 2. Экспериментальное исследование мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения
2.1. Цель, задачи, методика исследования
2.2. Анализ полученных результатов
2.3. Рекомендации по развитию мелкой моторики руки у детей с нарушением звукопроизношения
Выводы
Заключение
Литература
Это связано с тем, что статические позы требуют удержания определенное позиции, в то время как динамические требуют выполнения движения в динамике. Это связно с особенностями иннервации мышц при нарушениях речи.
2.3. Рекомендации по развитию мелкой моторики руки у детей с нарушением звукопроизношения
Как уже было выявлено в теоретическом анализе, тренировка ручной ловкости способствует развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомление с элементарными геометрическими формами, развитие пространственного мышления, понятия относительности (больше – меньше, короче – длиннее и т.д.), художественного восприятия, глазомера, обучение коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости и т.д. Поэтому развитие мелкой моторики руки у старших дошкольников - важная задача воспитателей, педагогов, родителей. Начинать работу по развитию мелкой моторики важно с периода младенчества (массаж пальчиков руки, ног). Учитывая, что сензитивным периодом развития речи является ранний возраста, именно в этот период необходимо уделять внимание формированию мелкой моторики: различные упражнения, пальчиковая гимнастика, развитие навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.
В старшем дошкольном возрасте для развития мелкой моторки используются различные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика. При выборе игр и упражнений необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса. По мере усвоения материала игру можно усложнять, увеличив количество предметов для ее проведения, изменив (ускорив) темп, заменив наглядный материал игры на словесный и т.д. Игровые упражнения направлены на:
Развитие статики кисти;
Развитие и коррекция статики пальцев рук;
Развитие и коррекция статики пальцев рук и кисти;
Развитие сгибательно-разгибательных движений пальцев рук;
Развитие изолированных движений пальцев рук;
Развитие совместных движений пальцев рук и кисти.
На развитие мелкой моторики направлены следующие игровые задания:
- Различные виды пальчикового, настольного театра (театр на руке, теневой театр).
-Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
-Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
-Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
-Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
-Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
-Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
-Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:
нахождение заданных предметов,
угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
-Использование методики Су Джок (работа с различными семенами): сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
-Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.
Задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как:
перемотка ниток;
завязывание и развязывание узелков;
уход за срезанными и живыми цветами;
чистка предметов;
водные процедуры, переливание воды.
В последнее время популярность приобретает ЛЕГО – конструирование. Игра на базе конструктора способствует развитию мелкой моторики, формированию представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве.
Важное значение для развития мелкой моторики имеет творческая деятельность детей:
Лепка из глины и пластилина.
Рисование или раскрашивание картинок. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.
Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
В творческой деятельности детей важно использовать как уже известные (например, бисер) материалы, так и нетрадиционные. Так, занятия с бисером:
способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
знакомят с особенностями художественного языка;
развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать,
развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя её,
способствуют обогащению словаря.
К нетрадиционным видам работы по развитию мелкой моторики можно отнести следующие виды (таблица 2).
Таблица 2
Содержание работы по развитию мелкой моторики руки детей с нарушением звукопроизношения
№ п/п Виды работы 1 Массаж шестигранными карандашами (пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке) 2 Массаж «четками», массаж грецкими орехами (катать два ореха между ладонями, прокатывать между пальцами, удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами) 3 Бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью бисера 4 Вышивание на картоне с помощью толстых ниток и пластмассовых игл 5 Выполнение картин в макаронной технике 6 Тестопластика 7 Бумагокручение – скручивание полосок бумаги разной длины и ширины и составление объемных изображений 8 Сматывание пряжи в клубки 9 Игры с осьминогами – утяжеленный мешочек, закрепленный на резинке с петлей, которая надевается на палец ребенка 10 Песочная игротерапия и др.
Для повышения эффективности работы важно соблюдать ряд условий:
- использоватьы разнообразные виды помощи детям: стимулирующей, направляющей, обучающей;
- при выполнении заданий давать содержательную оценку, которая предполагает поощрение любого проявления активности, самостоятельности, творчества;
- включать задания по развитию мелкой моторики в разнообразные виды деятельности;
- обеспечивать доверительную атмосферу обучения;
- предоставлять коллективный поиск решений.
Таким образом, систематические упражнения по развитию моторики рук позволяют регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Выводы
Исследование мелкой моторики руки показало специфику у старших дошкольников с нарушением звукопроизношения. Динамические пробы для дошкольников со стертой дизартрией наиболее просты по сравнению со статическими. Это связано с тем, что статические позы требуют удержания определенное позиции, в то время как динамические требуют выполнения движения в динамике.
Выделенные особенности мелкой моторики показывают, что данная двигательная сфера у детей с нарушением звукопроизношения характеризуется отставанием от нормы. Это оказывает влияние на умственное и речевое развитие ребенка. Поэтому формированию ручной моторики у детей данной категории следует уделить значительное внимание.
Заключение
Обобщив данные проведенной работы, в заключении хотелось бы отметить следующее. Двигательная сфера положительно влияет на организм человека и, в частности, на деятельность головного мозга. Многие психологи и педагоги утверждали мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от двигательного. Развитие мышления и речи тесно связано с кинестетическим фактором (двигательными навыками), который выражается в письме, рисовании, речи и т.д. Кинестетический фактор связан с осязанием. Исследователи подчеркивают важность двигательного фактора для развития речи ребенка.
Исследованиями доказано, что уровень развития речи находится в тесной зависимости от сформированности тонких движений пальцев рук. При этом не всегда сформирована общая моторика ребенка. Если развитие мелкой моторики соответствует нормативным показателям, то и развитие речи также находится в пределах нормы, и наоборот, если мелкая моторка у дошкольника не сформирована, то и нарушенным является речевое развитие. Движение и речь являются важнейшими факторами, обеспечивающими формирование сенсомоторного уровня сознания как начального этапа становления личности. Овладение ребенком звукопроизношением, как собственно и весь процесс речепроизводства в его внешней двигательной составляющей (артикулирование, дикция), изначально определяется моторными возможностями органов речевого аппарата (речедвигательного анализатора). Это предполагает нормальное строение и оптимальное функционирование как периферического, так и центрального отделов речевого аппарата, что обеспечивало бы органам речи выполнение тонких дифференцированных движений на этапе овладения ребенком первичных произносительных навыков и в последующие периоды речевого развития. В случае органических или функциональных нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата возникают, как известно, различные трудности, в том числе и моторного свойства, которые препятствуют нормальному развитию речи ребенка, приводят к различным ее расстройствам.
Исследователи отмечают, что при нарушениях звукопроизношения имеются особенности моторного развития, проявляющиеся в снижении моторных функций. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. Осуществление постоянного единства действия работающей системы и ощущения от ее движений, создающих гибкость, разнообразие и точность двигательных актов, для детей с нарушенным звукопроизношением часто оказывается невозможным вследствие нарушения глубокой (кинестетической) чувствительности в области артикуляций. Моторная недостаточность выявляется в сглаженной, стертой форме, что обусловлено наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений.
Проведенное экспериментальное исследование показало, что у детей с нарушением звукопроизношения наблюдаются нарушения мелкой моторики, которые характеризуются, прежде всего, нарушением точности движений, снижением скорости деятельности, сниженным переключением с одной позы на другую, нарушенной координацией как в статике, так и в динамике. При этом отмечается, что статические координации нарушены в большей степени, дети с трудом удерживают позицию в статике. Пальцевые пробы осуществляются детьми с напряжением, часто выполнение одной пробы не достигает счета 2, наблюдаются значительные затруднения при удержании пробы в статике. Данные особенности могут проявляются также в учебной и игровой деятельности ребенка. Дошкольники с фонетико – фонематическими нарушениями рисуют и лепят неохотно, неумело играют с мозаикой, паззлами.
На основании полученных данных были сформулированы основные рекомендации для развития мелкой моторики руки детей, а, следовательно, звукопроизношения. Рекомендации содержат разнообразие различных видов деятельности, которую можно осуществлять с детьми как в образовательном учреждении, так и дома. Развитие мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения способствует не только устранению речевого дефекта, но и обеспечивает подготовку детей к школе.
Литература
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990
Дудьев В.П. Роль двигательной активности в развитии ребенка. //Сибирский учитель. – 2000. - №6. – С. 23
Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе. //Вестник ТГПУ. – 2006. – Выпуск 10. С. 79-83
Жукова О. Ум на кончиках пальцев. – М., СПб.: Сова, 2006.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1979. – 192 с.
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997
Кураев Г. А., Иваницкая Л. Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка // Валеология. - 1999. - № 3. - С. 46–49
Леченко И.Ю., Приходько О.Г. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с.
Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с.
Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами// Дефектология. - 2003. - №5. - c. 45-51
Монтессори М. Дети — другие.- М.: Карапуз, 2004
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М.: Сфера, 2009
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и принципы речевой терапии. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с.
Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания. Автореф. дисс… к.пед.наук. – Тюмень, 2004
Фомина Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка. — М., 1971
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. - 239 с
Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоления. - М.: Просвещение, 1969. 173 с.
Дудьев В.П. Роль двигательной активности в развитии ребенка. //Сибирский учитель. – 2000. - №6. – С. 23
Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания. Автореф. дисс… к.пед.наук. – Тюмень, 2004
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990
Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе. //Вестник ТГПУ. – 2006. – Выпуск 10. С. 79-83
цит.: Жукова О. Ум на кончиках пальцев. – М., СПб.: Сова, 2006. – С. 10
Монтессори М. Дети — другие.- М.: Карапуз, 2004
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1979. – 192 с.
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 97
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 132
Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997
Фомина Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка. — М., 1971
Кураев Г. А., Иваницкая Л. Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка // Валеология. - 1999. - № 3. - С. 46–49
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. - 239 с
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. - 239 с
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. - 239 с
Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоления. - М.: Просвещение, 1969. 173 с.
Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и принципы речевой терапии. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с. С. 108-109
Леченко И.Ю., Приходько О.Г. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с. С. 252
Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с. С. 296-298
Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М.: Сфера, 2009
Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами// Дефектология. - 2003. - №5. - c. 45-51
2
Литература
1.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. – М.: Наука, 1990
2.Дудьев В.П. Роль двигательной активности в развитии ребенка. //Сибирский учитель. – 2000. - №6. – С. 23
3.Дудьев В.П. Взаимосвязь развития двигательной и речевой функциональных систем человека в нормальном и нарушенном онтогенезе. //Вестник ТГПУ. – 2006. – Выпуск 10. С. 79-83
4.Жукова О. Ум на кончиках пальцев. – М., СПб.: Сова, 2006.
5.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973.
6.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М.: Советская Россия, 1979. – 192 с.
7.Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997
8.Кураев Г. А., Иваницкая Л. Н. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций ребенка // Валеология. - 1999. - № 3. - С. 46–49
9.Леченко И.Ю., Приходько О.Г. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений речи. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с.
10.Лопатина Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с.
11.Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами// Дефектология. - 2003. - №5. - c. 45-51
12.Монтессори М. Дети — другие.- М.: Карапуз, 2004
13.Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – М.: Сфера, 2009
14.Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и принципы речевой терапии. // Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн 1.: Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартрия. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Владос, 2006. – 303 с.
15.Стародубцева И.В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания. Автореф. дисс… к.пед.наук. – Тюмень, 2004
16.Фомина Л. В. Роль движений пальцев рук в развитии моторной речи ребенка. — М., 1971
17.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989. - 239 с
18.Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и их преодоления. - М.: Просвещение, 1969. 173 с.
Вопрос-ответ:
Какая связь есть между мелкой моторикой и речевым развитием у детей?
Мелкая моторика играет важную роль в речевом развитии, так как она необходима для правильного функционирования артикуляционного аппарата. Дети, у которых развита мелкая моторика, обычно имеют лучшую произносительную способность.
Какие общие характеристики можно отметить у детей с нарушением звукопроизношения?
У детей с нарушением звукопроизношения часто наблюдаются такие проблемы, как неправильное произношение отдельных звуков, замены или искажения звуков, затруднения в формировании речи. Это может быть связано с недостаточной развитой моторикой.
Какие проявления двигательных расстройств можно наблюдать у детей с нарушением речи?
У детей с нарушением речи можно наблюдать различные проявления двигательных расстройств, такие как неправильное положение языка, затруднение в контроле нижней челюсти, слабая координация движений руки и пальцев.
Какая цель и задачи исследования мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения?
Цель исследования заключается в выявлении особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Задачи исследования включают определение уровня развития мелкой моторики у детей с нарушением речи, выявление особенностей двигательных расстройств, анализ связи между мелкой моторикой и речевым развитием.
Какое значение имеет мелкая моторика в речевом развитии ребенка?
Мелкая моторика играет важную роль в речевом развитии ребенка, так как она обеспечивает правильное функционирование артикуляционного аппарата. Развитая мелкая моторика помогает детям лучше контролировать свои движения, в том числе и артикуляторные движения, которые необходимы для правильной произносительной способности.
Какая роль мелкой моторики в речевом развитии детей с нарушением звукопроизношения?
Мелкая моторика играет важную роль в формировании и развитии речевых навыков у детей с нарушением звукопроизношения. Она позволяет контролировать движения органов артикуляции, таких как губы, язык, зубы и гортань, что является необходимым условием для корректного произнесения звуков и формирования связной речи.
Как можно охарактеризовать нарушения звукопроизношения?
Нарушения звукопроизношения могут проявляться в разных формах, например, дети могут иметь затруднения в правильном произношении отдельных звуков или заменять одни звуки другими. Также могут быть проблемы с интонацией, ритмом и скоростью речи. Эти нарушения могут быть вызваны как физическими причинами (например, дефектами речевых органов), так и психологическими (например, неправильное восприятие звуков или нарушения внимания).
Какие двигательные расстройства могут наблюдаться у детей с нарушением речи?
У детей с нарушением речи могут наблюдаться различные двигательные расстройства. Некоторые дети могут иметь недостаточную координацию движений, слабые мышцы речевых органов или трудности с точным управлением движениями артикуляционных органов. Эти расстройства могут приводить к неправильному произношению звуков и затруднять формирование связной речи.
Какие цели и задачи ставились перед авторами экспериментального исследования мелкой моторики у детей с нарушением звукопроизношения?
Целью исследования было изучение особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением звукопроизношения. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: определить уровень развития мелкой моторики у детей с нарушением речи, выявить наличие и характер двигательных расстройств, исследовать связь между мелкой моторикой и уровнем звукопроизношения у детей.