Разработка и обоснование ценовой политики организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансы
  • 32 32 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 28.09.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические основы ценообразования
1.1.Роль цен в экономике Российской Федерации
1.2. Виды и функции цен
1.3. Факторы рыночного ценообразования.
2.Особенности организации ценообразования в РФ
2.1.Механизм государственного регулирования цен в РФ
2.2. Ценовая политика государства.
3. Практика применения ценообразования.
3.1. Транспортные тарифы на пассажирские перевозки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фрагмент для ознакомления

д.
В Российской Федерации государственное регулирование цен используется для продукции и услуг, жизненно важных для населения, а также организаций-монополистов, продукции критического импорта. Цель регулирования – обеспечить паритет цен во всех звеньях экономики. Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояния конкурентной среды, вида продукции (отечественная или импортная).
Степень государственного регулирования цен изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в периоды возрастания инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики
Фиксированные и предельные цены отнесены к разряду регулируемых цен.
Регулирование цен путем установления их предельных уровней предполагает декларирование цен, т.е. их регистрацию и утверждение в соответствующих по подчиненности органах ценообразования Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. "Одной из разновидностей предельных цен являются так называемые предельные минимальные цены. Субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, при заключении договоров на экспорт товаров, по которым установлены предельные минимальные цены, обязаны устанавливать цены, не ниже утвержденных предельных минимальных цен.
Несоблюдение минимальных цен считается нарушением государственной дисциплины цен. Оно влечет изъятие у организаций разницы между предполагаемой выручкой от реализации товаров по предельным минимальным ценам и фактической выручкой, полученной от их реализации, и штрафа в таком же размере в валюте.
Поскольку существует государственное регулирование цен, должен осуществляться и государственный контроль за ценами. Он имеет важное значение, так как нарушение дисциплины цен ведет к необоснованному получению прибыли.
Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" регулирует и контролирует цены и тарифы.
Ответственность за нарушение законодательства РФ о ценообразовании предусмотрена гл. Кодексе об административных правонарушениях Глава 14, статья 14.6, рядом других документов.
В данный момент идет разработка Закона «О ценах и ценообразовании в РФ», где должны быть сформулированы основные принципы ценовой политики государства; определены полномочия органов власти всех уровней в области государственного регулирования цен; определены сферы, в которых осуществляется государственное регулирование цен и сформулированы общие принципы формирования свободных и регулируемых цен; определены критерии и принципы расчета экономически обоснованных затрат; а также установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования и процедуры разрешения конфликтов.
В систему органов государственного контроля за соблюдением дисциплины цен входят Федеральная антимонопольная служба, Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики,
В числе основных задач органов контроля выступают социально- экономический анализ и экспертиза формирования цен, их экономическая обоснованность, с точки зрения отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции; профилактика нарушений дисциплины цен. Органы контроля дают субъектам хозяйствования обязательные для исполнения указания об устранении нарушений дисциплины цен, порождающих их причины и условий, принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов в соответствии с законодательством.
Государственный контроль за ценообразованием осуществляется в тесном взаимодействии с Комитетом государственного контроля, Прокуратурой, Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов.
Может осуществляться также общественный контроль за соблюдением прав потребителя в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей со стороны общественных объединений потребителей .





2.2. Ценовая политика государства

Государственную ценовую политику в области ценообразования в соответствии с Конституцией РФ определяет Президент РФ, регулирование и контроль за ценообразованием осуществляют государственные органы.
Основным документом, устанавливающим правовые основы государственной политики в области ценообразования в РФ, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, а также права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования является Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"
Государственная ценовая политика как составляющая часть экономической политики государства имеет особое значение в процессе трансформации экономики. Разработка концепции государственной ценовой политики предусматривает определение целей государственного регулирования цен. Эти цели формулируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики [7, c. 59].
Цели государственного регулирования цен заключаются в следующем:
- не допустить инфляционного роста цен в результате монополизма производителей;
-способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции;
- обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики;
- достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Государственное воздействие на цены зависит от состояния экономики, оно усиливается в кризисных и экстремальных ситуациях (в условиях высокой и/или неравномерной инфляции, в процессе глубокой структурной перестройки экономики) и ослабевает при нормализации этих обстоятельств. При этом стратегическим направлением государственной ценовой политики остается дальнейшее последовательное проведение либерализации цен, но в мере, которая соответствует преобразованию самой рыночной системы.
Концепция государственной ценовой политики должна предусматривать, во-первых, макроэкономический и микроэкономический аспекты, которые определяют ценовое пространство с точки зрения уровней экономики, т.е. разграничение инструментов и механизмов проведения ценовой политики, во-вторых, прямые (административные, непосредственные) и косвенные (экономические, индикативные) методы воздействия на субъектов ценообразования и уровни цен [15, c. 67].
В нашей стране под ценовым контролем остаются целые отрасли национальной экономики, имеющие особую социальную значимость. В первую очередь государством контролируются и регулируются цены продукции топливно-энергетического комплекса, лекарств и медицинских изделий, обслуживания населения предприятиями коммунально-бытового хозяйства, железнодорожные, автотранспортные, авиационные и почтово-телеграфные тарифы, цены основных продовольственных товаров путем твердого регламентирования закупочных цен сельскохозяйственной продукции. Государственная система регулирования цен сельскохозяйственной продукции должна быть направлена на защиту интересов как потребителей, так и производителей.


3. Практика применения ценообразования

3.1. Транспортные тарифы на пассажирские перевозки

Оказание транспортных услуг является достаточно специфической сферой деятельности и зависит от множества факторов. Стоимость транспортных услуг зависит, прежде всего, от типа подвижного состава, которым осуществляются перевозки. Среди основных способов транспортировки можно выделить такие как:
- перевозки автомобильным транспортом;
- железнодорожные перевозки;
- авиационные перевозки;
- транспортировка речным и морским транспортом.
Транспортный тариф – это плата за услуги по перемещению. В национальной экономике существуют как свободные тарифы, складывающиеся в зависимости от спроса и предложения, так и фиксированные.
На сегодняшний день регулирование сферы транспортных услуг осуществляется двумя основными методами: установление предельных ставок тарифов (относится в основном к транспортировке товаров производственного назначения) и установление фиксированных тарифов на перевозку (относится к сфере пассажирских перевозок, таких, например, как городской пассажирский автотранспорт, железнодорожный транспорт).
Еще одной особенностью государственного регулирования транспортных тарифов во внутриреспубликанском сообщении, является поддержание относительно низких тарифов на пассажирские перевозки, что вызывает необходимость увеличения тарифов на перевозку грузов.
Таким образом, происходит, так называемое, перекрестное субсидирование.
Среди всех перевозок наибольшей степенью свободы и гибкости отличаются тарифы на автомобильные перевозки. Это связано с появлением и активным развитием частных транспортных организаций, что ведет к формированию конкурентного рынка и установлению цен на транспортные услуги на основе законов спроса и предложения.
Тем не менее, тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, в Российской Федерации формируются в соответствии с Положением о порядке формирования тарифов на перевозку грузов и пассажиров Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров автомобильным транспортом в РФ (Приложения 1, 2) на примере компании « Премия для Вас» служба такси 184.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение можно отметить, что цены являются важнейшим инструментом управления экономикой. Особенно возросла их роль в современных условиях, когда они стали одним из главных инструментов регулирования рыночной экономики. Решение данной задачи требует постоянного совершенствования стратегий, форм и методов формирования цен, усиления их роли в стимулировании научно-технического прогресса, рациональном использовании ресурсов, ограничении темпов инфляции. Особое место занимают вопросы государственного регулирования уровней и соотношений цен, прежде всего на товары народного потребления.
Совершенствование ценообразования должно быть научно обоснованным, опираться на хорошо разработанные теорию и методологию. Требуют своего выяснения вопросы роли системы цен применительно к формируемой в Беларуси рыночной экономике. В данном случае необходим комплексный подход к определению роли цен и их влияния на эффективность хозяйствования на макро- и микроуровнях.
Успешное функционирование механизма ценообразования возможно только на основе постоянного развития и совершенствования основных составных элементов, блоков или подсистем общей системы цен. Для решения данной задачи необходимо установить их место и роль в системе цен, взаимодействие между собой, а также из влияние на развитие рыночных отношений.
В результате изучения проблем ценообразования в РФ рассмотрено понятие о месте, роли и значении цены в рыночной экономике; изучены принципы, факторы и метод формирования цен и проведение ценовой политики государства, система и виды цен; проанализированы в практической деятельности проблемы ценообразования на основе полученных знаний.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
Биншток Ф.И. Ценообразование: Учебное пособие. – М., 2001.
Демко А.В. О совершенствовании действующей системы ценообразования // Бухучет. 2009. № 8. - С. 51.
Денисова И.П. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Эксперт-бюро, 1997. – 64 с.
Дмитриенко К. Ю.Применение математических методов при формировании ценовой политики компании: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.13 / Дмитриенко Константин Юрьевич. - Новосибирск, 2009. - 20 с.
Методика ценообразования в 2005-2006 годах / сост. И.И. Белоусова. – Мн.: Регистр, 2005. – 220 с. – (Серия «Современному бухгалтеру»).
Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование: учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 206 с.
Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./Под ред. В.Е. Есипова – СПб.: Питер, 2008.
 Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия: учебник по экономическим специальностям / В. М. Тарасевич. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Лидер, 2010. - 317, [1] с. – (Учебник для вузов).
Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
Ценообразование: Учеб.-метод. пособие / А.Н. Шилович. – Мн.: ЗАО «Веды», 2004.
Ценообразование: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 256 с.
Ценообразование: учеб. пособие / Т.В. Емельянова. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 247 с.
Ценообразование: учеб. пособие / И.П. Трацевский, И.Н. Грекова. – Мн.: «Новое знание», 2000. – 160 с.
Харук Н.А,Ценообразование. Отраслевые особенности: практическое пособие / Н. А. Харук. - Минск: Промкомплекс, 2010. - 143 с.











16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Постановление Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"
2. Кодекс об административных правонарушениях РФ
3.Баздникин А.С. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
4.Биншток Ф.И. Ценообразование: Учебное пособие. – М., 2001.
5.Демко А.В. О совершенствовании действующей системы ценообразования // Бухучет. 2009. № 8. - С. 51.
6.Денисова И.П. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – М.: Эксперт-бюро, 1997. – 64 с.
7.Дмитриенко К. Ю.Применение математических методов при формировании ценовой политики компании: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.13 / Дмитриенко Константин Юрьевич. - Новосибирск, 2009. - 20 с.
8.Методика ценообразования в 2005-2006 годах / сост. И.И. Белоусова. – Мн.: Регистр, 2005. – 220 с. – (Серия «Современному бухгалтеру»).
9.Полещук И.И., Терешина В.В. Ценообразование: учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Полещук. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 206 с.
10.Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./Под ред. В.Е. Есипова – СПб.: Питер, 2008.
11. Тарасевич В.М. Ценовая политика предприятия: учебник по экономическим специальностям / В. М. Тарасевич. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер: Лидер, 2010. - 317, [1] с. – (Учебник для вузов).
12.Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.
13.Ценообразование: Учеб.-метод. пособие / А.Н. Шилович. – Мн.: ЗАО «Веды», 2004.
14.Ценообразование: Учеб. пособие / В.И. Тарасов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом, 2006. – 256 с.
15.Ценообразование: учеб. пособие / Т.В. Емельянова. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 247 с.
16.Ценообразование: учеб. пособие / И.П. Трацевский, И.Н. Грекова. – Мн.: «Новое знание», 2000. – 160 с.
17. Харук Н.А,Ценообразование. Отраслевые особенности: практическое пособие / Н. А. Харук. - Минск: Промкомплекс, 2010. - 143 с.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют цены в экономике Российской Федерации?

Цены в экономике Российской Федерации играют важную роль, поскольку они являются инструментом управления спросом и предложением товаров и услуг. Цены определяются взаимодействием продавцов и покупателей на рынке и влияют на принятие решений как потребителей, так и производителей. Они также отражают стоимость ресурсов, влияют на распределение доходов и имеют влияние на инфляцию.

Какие факторы влияют на рыночное ценообразование?

На рыночное ценообразование влияют различные факторы. Важными факторами являются спрос и предложение на товары и услуги, стоимость производства, конкуренция на рынке, инфляция, налоговая политика, валютный курс и другие макроэкономические изменения. Взаимодействие этих факторов определяет уровень цен на рынке.

Какой механизм государственного регулирования цен существует в Российской Федерации?

В Российской Федерации существует механизм государственного регулирования цен. Правительство РФ имеет возможность устанавливать административные цены на определенные товары и услуги, особенно в сферах, которые критически важны для населения. Однако, в целом, в России действует рыночное ценообразование, и цены на большинство товаров и услуг формируются на основе спроса и предложения.

Какую роль играют цены в экономике Российской Федерации?

Цены играют важную роль в экономике Российской Федерации, поскольку они определяют соотношение спроса и предложения на товары и услуги. Цены являются ключевым фактором, влияющим на принятие решений потребителей и производителей.

Какие виды и функции цен существуют?

Существуют различные виды и функции цен. Виды цен включают рыночные цены, себестоимость, оптовые и розничные цены. Функции цен включают выступление в качестве меры стоимости, индикатора качества товара, стимулирования спроса и др.

Какие факторы влияют на рыночное ценообразование?

На рыночное ценообразование влияют различные факторы, включая себестоимость производства товара, спрос и предложение на рынке, конкуренцию, инфляцию, налоги и т. д. Все эти факторы могут повлиять на формирование цен в экономике.

Какой механизм государственного регулирования цен в России?

В России существует механизм государственного регулирования цен, который включает в себя установление максимальных и минимальных цен на определенные товары и услуги, контроль за выполнением ценовых регуляций и меры по противодействию неправомерному повышению цен.

Какие примеры практики применения ценообразования существуют в России?

В России существуют различные примеры практики применения ценообразования, одним из них являются транспортные тарифы на пассажирские перевозки. Государство регулирует уровень тарифов, чтобы обеспечить доступность перевозок для населения и учесть экономические факторы.

Какую роль играют цены в экономике Российской Федерации?

Цены играют важную роль в экономике Российской Федерации. Они определяют спрос и предложение на товары и услуги, стимулируют производство и потребление, влияют на доходы компаний и населения, а также оказывают влияние на инфляцию и другие экономические показатели.