Cоциальная и религиозная политика царского правительства в Казанском крае (вторая половина XVI - XVII в.)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История религии
  • 27 27 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 05.05.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Дворянско-правительственная колонизация казанского края. Изменения в размещении местного населения. 4
Глава 2. Политика Московского правительства по отношению к татарскому служилому сословию. Методы христианизации татарских феодалов. 12
Глава 3. Особенности политики Московского государства по отношению к мусульманской конфессии в условиях господства имперской идеологии. Образование Казанской епархии. Строительство церквей и монастырей. 14
Глава 4. «Мягкие» методы христианизации. Письмо Ивана Грозного архиепископу Казанскому Гурию. Льготы и привилегии новокрещённым. 19
Глава 5. Переход к насильственной христианизации. Наказ Федора Иоановича митрополиту казанскому Гермогену (1693 г.). 21
Заключение 26
Список литературы 27




Фрагмент для ознакомления

В 1628 году царь Михаил Федорович и отец его патриарх Филарет приказал отобрать у некрещеных инородцев крещеных людей. В царствование Алексея Михайловича было запрещено отбирать у инородцев, в том числе и у чувашей, поместные земли, если они приняли православную веру. По закону 1653 года право продажи поместья имеют только крещеные инородцы и коренные русские люди. В 1654-м было сделано распоряжение о том, чтобы земли некрещеных переходили непременно к крещеным их родственникам, даже дальним, если прямые наследники были иноверцы. Если иноверец крестился после отобрания у него вотчин, то получал приказ «искать поместья вновь из выморочных поместий».Мурзы сверх того награждались княжеским достоинством. 11 мая 1681 года царь Федор Алексеевич распорядился отобрать крестьян у тех инородцев, которые не желали креститься; принявшие крещение имели право рассчитывать оставить за собой те земли, которые были намечены к отобранию, и, кроме того, на денежное жалованье, на льготу в податях на 6 лет. Указом 16 декабря 1684 г. все новокрещеныеосвобождались от холопства и никто не имел права закрепостить их. 17 марта 1686 года новокрещеные получали право оставлять свои земли за новокрещеными детьми или новокрещеными родственниками. Глава 5. Переход к насильственной христианизации. Наказ Федора Иоановича митрополиту казанскому Гермогену (1693 г.).В 1593 году Казанский Митрополит Гермогенпожаловался царю, что казанские и свияжскиеновокрещенцы плохо держатся православия, «живут вместе с татарами, чувашами и вотяками, едят и пьют с ними, к Церквам Божиим не приходят, крестов на себе не носят и в домах своих Божиих образов и крестов не держат, и попов в домы свои не призывают и отцов духовных не имеют, и детей своих не крестят; умерших к церкви хоронить не носят, кладут по старым своим татарским кладбищам». Обвенчавшись в церкви, перевенчиваются у попов татарских; едят скоромное в посты; живут мимо своих жен с немецкими пленницами. «Я призывал их и поучал, — пишет Митрополит, — но они учения не принимают и от татарских обычаев не отстают; и видя такое неверие, иные татары не только не крестятся в православную веру, но и ругаются ей». Гермоген указывал также, что и коренные русские люди, живя среди татар и других иноверцев, отпали от христианской веры.Получив такое донесение ревностного пастыря, царь Федор Иванович принял меры для поддержания христианской веры в стране. Он приказал воеводам переписать всех новокрещеных и устроить для них слободу в Казани, где найдется удобным и возможным, с церковью и полным причтом, чтобы они жили между русскими людьми и чтобы татар-мухаммедан вблизи не было.В слободе приказывалось всем собранным новокрещенам завести свои дворы. Тех, кто отказывался переселиться и ставить двор себе в слободе, принуждали к тому силой, давать на поруки. Этими внешними мерами и ограничились. Духовенство не предпринимало более наступательного движения против магометанства и язычества, так что число новокрещеных к концу XVI в. не только не увеличилось, но едва ли не уменьшилось.Обращенных в христианство по Казанскому уезду нашлось немного, их всех можно было поместить в одну слободу. Чтобы сдвинуть с мертвой точки дело просвещения язычников и магометан в крае, правительством в 1681 году был издан указ об отписке у мурз и татар поместий и вотчин, населенных христианами, а «испоместить их иноверцами же, мордвою». Сделано это было для того, чтобы воспрепятствовать мурзам и татарам принуждать подчиненных им христиан к переходу в магометанство. «Но если мурзы и татары крестятся, то оставить за ними прежних крестьян и давать им еще жалование, да и мордве сказать, чтобы крестились все, за что во всяких податях получат льготы на шесть лет».Из приведенных выше фактов видно, что успехи христианской проповеди между инородцами Казанского края с конца XVI в. были вообщем-то незначительными. Магометанство не только оказывало сильный отпор христианству, но даже не без успеха вело пропаганду среди языческого населения. Православные русские люди иногда подвергались опасности омусульманиться.Соборное Уложение 1649 г.…А которые земли изстари бывали русских людей поместные земли, и много лет лежали в пусте, и в прошлых годех на тех порозжих землях поселилисятатаровя и мордва по дачам по государевым грамотам, а иные по боярским грамотам, которые грамоты даваны в безъгосударное время, как стояли бояре под Москвою, а иные без дач и живут на тех землях многия годы, и с тех земель государеву службу служат, и у них тех земель не отнимать. Авпередь русских людей поместных земель татаром, а татарских земель русским людем в поместье не давати.А у которых татар и у мордвы русских же людей поместныя земли, а платят они с них оброк, а впередь о тех землях будут челобитчики русския люди, и те земли у татар и у мордвы взяти, и отдать в поместье русским людям.А в городе у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у чюваши, и у черемисы, и у вотяков, и у башкирцов, боярам и окольничим, и думным людем, и стольником, и стряпчим, и дворяном московским, и из городов дворяном, и детем боярским, и всяких чинов русским людем, поместных и всяких земель не покупати и не меняти и в заклад и здачею и в наем на многия годы не имати. А будет которые московские и из городов дворяне и дети боярские, и всяких чинов люди учнут в городех у князей, и у мурз, и у татар, и у мордвы, и у всяких ясачных людей земли имати з дачею, или покупати, или в заклад, или в наем на многия лета имати, или меняти, и у тех всяких чинов людей те татарскияпоместныя и ясачны земли имати на государя, да им же за то от государя быти в опале.А которые князи, и мурзы, и татаровя, и мордва, и чюваша, и черемиса, и вотяки крестилися в православную христианскую веру, и у тех у новокрещенов поместных земель не отъимати, и татаром не отдавати.А мурзам и татаром своих поместей не пустошить; и самим из тех своих поместей в и(ы)ныягороды и в села и в деревни никуды не бегать и от служеб не отбывать, а жити в своих поместьях и вотчинах, и владети им мурзам и татаром всякому своим поместьем, где кто испомещен по дачам. А будет которые мурзы и татаровя не хотя государю служить, и своим воровством, не проча себе, учнут свои поместья московским и городовым дворяном и детем боярским, и всяких чинов людемздавать или менять и продавать и в заклад и в наем отдавать и пустошить, крестьян грабить, и налоги и насильства чинить, и от их налоги из тех их поместей крестьяне розбегутся, и те свои поместья, запустоша, или проворовав, учнут бегать в и(ы)ныягороды и в татарския и в черемиския деревни и от служебучнут избегать и отбывать, а после про то сыщется, и тем мурзам и татаром за то чинить наказание, что государь укажет. Да и тем людем, у которых мурзы и татаровяучнутжити в бегах, потому же чинить жестокое наказание, и приказывати им накрепко, чтобы они впередь у себя беглых мурз и татар не держали никоторыми делы.Из данного документа видно, что царское правительство любыми способами пыталось заставить население завоеванного края принять православие. Это было продиктовано тем, что население Казанского края, - татары, мордва, чуваши и пр., со своей особой культурой, традициями, обычаями, взглядами, языком, -виделось власти слишком «непонятным», слишком подозрительно-опасным, слишком не похожим на основную часть населения державы. Обращение этого населения в православную веру виделось единственным способом его «русификации».ЗаключениеОценка социальной и религиозной политики, проводимой царским правительством в XVI-XVII вв., довольно неоднозначна. Одни исследователи считают, что принятие христианства народами Казанского края – это закономерный и абсолютно органичный процесс. Другие утверждают, что происходило насильственное насаждение православной веры, которое привело к большим жертвам среди местного населения. Довольно интересно выглядит ситуация, когда за переход в православную веру полагались какие-то дополнительные льготы и материальные блага. Странно было ожидать со стороны царского правительства верности и стабильности в поведении от людей, «купленных» за такую цену. Московское правительство не учитывало, что смена религии – это не просто формальная смена внешних атрибутов религиозного культа, это иной образ жизни, иное сознание, иная культура, резко отличная от той, которую с молоком матери впитали в себя народы Казанского края. Часто сами носители православной культуры относились (и относятся) к ней как к чему-то магическому, соблюдая внешние обряды и не меняя самого образа жизни. Невозможно было добиться спокойствия и стабильности в государстве, просто покрестив всех иноверцев в православную веру. Неудивительно, что этот процесс унёс так много человеческих жизней.Также необходимо отметить, что неуспех предприятия объясняется ещё и тем, что православие и ислам отличаются друг от друга. Эти отличия настолько очевидны, что кажется наивной сама идея «христианизации» исламского народа.К примеру об иконах. В исламе изображение Бога и прочих живых существ является недопустимым, а в православии лики святых изображаются на иконах, стены храмов расписаны сценами из жития святых, есть особо чтимые православным народом иконы, например Казанская икона Божией Матери.Неисламские народымедленно, но верно поддавались христианскому влиянию, включая в свою религиозную жизнь православные обряды и верования, а вот татары-мусульмане, в подавляющем большинствесвоем,так и остались приверженцами ислама. Такая «неподатливость» татар влиянию христианства легко объяснима: ислам – четко оформленноерелигиозное учение с высокоорганизованной, структурированной системой служителей культа, более высоким, чем у русских образовательным и нравственным уровнем исламского духовенства и массы рядовых татар-мусульман, наличием государственности, особым этническим самосознанием и рядом других факторов. Тем не менее, часть татарского населения всё-таки приняла христианство, образовав этническую группу крещеных татар, что, по мнению многих историков, фактически раскололо единый татарский этнос.Причины отпадения новокрещенов в ислам и язычество: языковой барьер между православным духовенством и нерусским населением; злоупотребления со стороны духовенства и притеснения русской бюрократии; отсутствие религиозного воздействия русского православного населения на нерусские народы и, напротив, огромное влияние татар-мусульман на чувашей и марийцев.Список литературы:Алишев, С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV—XVI вв.—Казань: Татарское кн. изд-во, 1995.— 160 с.Алишев, С.Х. Социальная эволюция служилых татар во второй половине  XVI-XVIII вв. // Исследование по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода.- Казань, 1984.Ермолаев, И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI-XVII вв. (Управление Казанским краем). - Казань, 1982.Журнал Московской Патриархии. Очерки из истории Казанской епархии. №7, июль 1946 г.Зайцев А. В.Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в отечественной историографии: вторая половина XIX — начало XX в. — Чебоксары, 2008. — 199 с.Иловайский, Д.И. Царская Русь (Московско-царский период.Первая половина или XVI век) / Д.И. Иловайский. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 748 с.Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып.1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Исторические судьбы народов Среднего Поволжья в XV- XIX вв.», посвященной 80-летнему юбилею доктора исторических наук С.Х. Алишева (г.Казань, 24 марта 2009 г.). – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. – 428 с.Орлова, Т.Н. Принятие христианства и рольрусской православной церкви в истории Чувашского края (музейная интерпретация). Перетяткович Г.Поволжье в XVII и начале XVIII века. – Одесса, 1882.Соборное уложение 1649 года. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961.

Список литературы:
Алишев, С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV — XVI вв.—Казань: Татарское кн. изд-во, 1995.— 160 с.

Алишев, С.Х. Социальная эволюция служилых татар во второй половине XVI-XVIII вв. // Исследование по истории крестьянства Татарии дооктябрьского периода.- Казань, 1984.

Ермолаев, И.П. Среднее Поволжье во второй половине XVI-XVII вв. (Управление Казанским краем). - Казань, 1982.

Журнал Московской Патриархии. Очерки из истории Казанской епархии. №7, июль 1946 г.

Зайцев А. В. Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в отечественной историографии: вторая половина XIX — начало XX в. — Чебоксары, 2008. — 199 с.

Иловайский, Д.И. Царская Русь (Московско-царский период. Первая половина или XVI век) / Д.И. Иловайский. – М.: ООО «Издательство «Олимп»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 748 с.

Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья. Сб. статей. Вып.1. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Исторические судьбы народов Среднего Поволжья в XV- XIX вв.», посвященной 80-летнему юбилею доктора исторических наук С.Х. Алишева (г.Казань, 24 марта 2009 г.). – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2010. – 428 с.

Орлова, Т.Н. Принятие христианства и роль русской православной церкви в истории Чувашского края (музейная интерпретация).

Перетяткович Г. Поволжье в XVII и начале XVIII века. – Одесса, 1882.

Соборное уложение 1649 года. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961.

Вопрос-ответ:

Кто проводил социальную и религиозную политику в Казанском крае во второй половине XVI - XVII века?

Социальную и религиозную политику в Казанском крае во второй половине XVI - XVII века проводило царское правительство Московского государства.

Какие изменения произошли в размещении местного населения в Казанском крае в указанный период времени?

В указанный период времени произошли изменения в размещении местного населения в Казанском крае, связанные с проведением деятельности дворянско-правительственной колонизации.

Какие методы использовало Московское правительство для христианизации татарских феодалов в Казанском крае?

Московское правительство использовало различные методы для христианизации татарских феодалов в Казанском крае, такие как предлоение принятия христианства, наживание на благоприятное отношение к христианскому вероисповеданию, субсидирование строительства православных церквей и монастырей, а также назначение татарских феодалов на высокие должности.

Какие особенности имела политика Московского государства по отношению к мусульманской конфессии в Казанском крае в условиях господства имперской идеологии?

В условиях господства имперской идеологии Московское государство проводило политику, направленную на ослабление и контроль мусульманской конфессии в Казанском крае. Однако, были также попытки сохранить определенное равновесие и сотрудничество с мусульманскими правителями и духовенством.

Какова роль царского правительства в социальной и религиозной политике в Казанском крае второй половины XVI - XVII века?

Царское правительство играло важную роль в социальной и религиозной политике в Казанском крае второй половины XVI - XVII века. Оно определяло основные направления и методы взаимодействия с местным населением, координировало деятельность колонизаторов, поддерживало идеологию христианства, а также контролировало и ослабляло мусульманскую конфессию.

Какие изменения произошли в размещении местного населения в Казанском крае во второй половине XVI-XVII веков?

Во второй половине XVI-XVII веков в Казанском крае произошли значительные изменения в размещении местного населения. В результате деятельности довольно агрессивной дворянско-правительственной колонизации были заселены ранее необитаемые области и созданы новые поселения. Это привело к перераспределению местного населения и изменениям в демографической картине региона.

Какие методы использовала Московская власть для христианизации татарских феодалов в Казанском крае?

Московская власть применяла различные методы для христианизации татарских феодалов в Казанском крае. Одним из таких методов было установление специальных правил и норм, направленных на принуждение татарских феодалов к принятию христианства. Были проводимы религиозные реформы, в ходе которых мусульманское население подвергалось преследованиям и дискриминации. Однако такая политика не всегда была успешной, и многие татарские феодалы оставались при своей исламской вере.

Какие особенности присутствовали в политике Московского государства по отношению к мусульманской конфессии в Казанском крае в условиях господства имперской идеологии?

В условиях господства имперской идеологии Московское государство проводило политику по отношению к мусульманской конфессии. Одной из особенностей этой политики было истребление исламской и татарской культуры, а также преследование мусульманского духовенства. Московская власть стремилась привести весь регион под свою власть и распространить свою религию - православие, поэтому власть преследовала и дискриминировала мусульманское население.