Нарушение поведения у детей-сирот
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 07.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Сиротство как социально-психологический феномен 3
Депривация и ее виды. Влияние депривации на детей 7
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста 11
Нарушения поведения детей-сирот в младшем школьном возрасте 16
Заключение 18
Список использованной литературы 19
У детей-сирот доминирует мотив быть похожим только на сильного, более старшего товарища, а в результате грубо нарушается психосексуальное развитие: ребенок-сирота не идентифицирует себя как индивида определенного пола, а значит не усваиваются им и соответствующие конкретному полу нормы поведения.
Мотив самоутверждения характеризуется стремлением ребенка к достижению определенного общественного статуса, в младшем школьном возрасте он выступает как доминирующий мотив. У детей-сирот в замещающей семье отстаивание собственных интересов и своей значимости происходит любыми путями, чаще помощью агрессии, вербальной или физической, желания сделать наперекор просьбам или требованиям приемных родителей, воспитателей, учителей.
Так же существует мотив поведения, описанный Л.Б. Шнейдер в отношении детей с девиантным поведением – это мотив мести, проявления которого могут выражаться в форме жестокости и драчливости в результате сильной ненависти к обидчику (Шнейдер Л.Б, Психология семейных отношений, М., 2000, С. 512).
Для детей-сирот характерно дисгармоничное формирование полимотивационного комплекса, что приводит к нарушению конструктивного взаимодействия с приемными родителями и окружающими взрослыми и сверстниками.
Выделенные нами разнообразные мотивы поведения детей-сирот в период адаптации к условиям замещающей семьи носят характер негативных эмоциональных проявлений и нарушений общепринятых социальных норм (Соломатина Г.Н., «Мотивационный аспект нарушения поведения у детей-сирот»)
Нарушения поведения детей-сирот в младшем школьном возрасте
Поведение — это психологическая и физическая манера вести себя, с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит индивид. Таким образом, нарушения поведения — это повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие в себя, в первую очередь, агрессивность деструктивной направленности с глубоко распространившейся дезадаптацией поведения, в том числе воровство, побеги из дома, намеренная лживость, прогулы школьных занятий, участие в поджогах, вандализм, нападения на людей, разрушение чужой собственности, физическое или сексуальное насилие, жестокость по отношению к людям или животным (Под ред. И.В.Дубровиной, Практическая психология образования, М., С. 528).
С точки зрения деструктивной направленности различают:
Одиночный агрессивный тип (склонность к враждебности, словесной брани, наглости, непокорности и негативизму по отношению к взрослым, постоянной лжи, прогулам и вандализму, ранние сексуальные отношения, употребление табака, алкоголя и наркотиков, хулиганства, физическая агрессия и жестокость по отношению к сверстникам, даже дезорганизация поведения, воровство и физическое насилие). Дети с указанным типом нарушений обычно даже не стараются скрыть свое антисоциальное поведение. Для большинства детей с таким типом поведения свойственна низкая самооценка, они никогда не заступаются за других, они готовы манипулировать другими, не интересуются чувствами, желаниями и благополучием других людей.
Групповой агрессивный тип нарушений поведения — это агрессивное поведение, проявляющееся, в основном, в виде групповой активности в компании друзей (систематические прогулы, деструктивные акты вандализма, серьезную физическую агрессию, выпады против других). Значительное влияние группы сверстников и потребность в зависимости вызывают то, что дети с этими нарушениями поведения часто обнаруживают интерес к благополучию своих друзей или членов своей группы и не склонны обвинять их или доносить на них.
нарушения поведения в виде непокорности и непослушания (вызывающее поведение с негативизмом, враждебностью, конфликтностью, часто направленное против родителей или учителей, споры со взрослыми, нетерпеливость, брань, раздражительность, невыполнение просьб и требований других, намеренное раздражение окружающих, обвинение других в своих собственных ошибках и трудностях). Эти действия не включают более серьезных проявлений в виде насилия над другими людьми, но препятствует нормальным взаимоотношениям с другими и успешному обучению в школе. Диагностическими критериями для такого типа нарушений поведения являются импульсивность, раздражительность, открытое или скрытое сопротивление требованиям окружающих, обидчивость и подозрительность, недоброжелательность и мстительность, конфликтность (Фурманов И.А., Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе, Минск., 2003, с.85).
Рассматривая нарушения поведения как отклонения в поведении здорового человека, выделяют девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях (Александров А.А, Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера, М., 2001, С. 51-59). Александров А.А. выделяет четыре основных формы нарушений поведения детей:
антисоциальные (антиобщественные),
делинквентные (противоправные),
антидисциплинарные
аутоагрессивные.
Заключение
Подводя итоги по рассмотрению темы сиротства и нарушений поведения у детей-сирот младшего школьного возраста, мы однозначно можем сделать выводы о мощном разрушительном для детей эффекте депривации родителей как и в более младшем, так и в рассматриваемом, в более старших возрастах. Так же нельзя не отметить угнетенные обстоятельства жизни детей-сирот в плане жилищных и социальных условий. Но если рассматривать конкретный возраст как основу для изучения особенностей поведения сирот, можно сделать и более конкретные умозаключения.
Нельзя забывать о том, что возраст младшей школы — это возраст, чувствительный в плане социального взаимодействия, адаптации к новым правилам, к новой деятельности, а так же возраст четкого формирования моральных норм и новый виток социализации для ребенка. Именно поэтому сирота в возрасте младшего школьного возраста подвергается многим рискам: стать недоверчивым и агрессивным к людям в плане межличностного общения, не суметь адаптироваться к условиям жизни и деятельности в коллективе сверстников, в ситуации школьного обучения, не усвоить моральных и нравственных норм и правил. Все эти последствия сиротства для данного возраста не только усложнят жизнь младшего школьника, но и могут повлиять на его дальнейшую жизнь, осложняя формирование круга общения, профессиональных компетенций, отношения к общению, к труду, к самому себе. Все эти трудности могут повлечь за собой асоциальное поведение, неэффективную работу, отрицание необходимости следования нормам общества. Именно по этим причинам решение проблемы сиротства и повышение условий содержания детей-сирот в нашей стране является одной из приоритетных задач социальной политики.
Список использованной литературы
Александров А.А. Типология делинквентного поведения при психопатиях и акцентуациях характера, Нарушения поведения детей и подростков, М., 2001, С. 51-59.
Болотников И.Ю., "Комплексное медико–социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей", автореферат дисс, Москва, 2008.
Под ред. Н.Е. Вераксы, Диагностика готовности ребенка к школе, М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Гурр Т. Р., Почему люди бунтуют. СПб: Питер, 2005.
Под ред. И.В.Дубровиной, Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. 528 с.
Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми, Общение и развитие психики. М.: 2001, С. 25
Ковалевская О., Депривация, или если вашему ребенку недостает любви, Pravimir, 4.10.2012.
Кордуэлл М., Психология, Словарь-справочник, Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: Фаир-Пресс, 2000, с. 180.
Натанзон Э. Индивидуальный подход к трудным учащимся, Э. Натанзон Кишинев: Лумина, 2001, с. 168.
Иванова Н. П., «Сиротство», Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия», Под ред. В. Г. Панова.1993.
Семейный Кодекс Российской Федерации, ст. 123.
Соломатина Г.Н., «Мотивационный аспект нарушения поведения у детей-сирот».
Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М.: Эксмо, 2005г. , с. 180.
Терминологический ювенологический словарь, 2005.
Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 4 декабря 1996 года.
Фурманов И.А., Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе, Методическое пособие. Минск.: БНИИО, 2003.
Шнейдер Л.Б, Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.18
2. Болотников И.Ю., "Комплексное медико–социальное исследование состояния здоровья подростков, оставшихся без попечения родителей", автореферат дисс, Москва, 2008.
3. Под ред. Н.Е. Вераксы, Диагностика готовности ребенка к школе, М.: Мозаика-Синтез, 2007.
4. Гурр Т. Р., Почему люди бунтуют. СПб: Питер, 2005.
5. Под ред. И.В.Дубровиной, Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ Сфера, 2004. 528 с.
6. Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми, Общение и развитие психики. М.: 2001, С. 25
7. Ковалевская О., Депривация, или если вашему ребенку недостает любви, Pravimir, 4.10.2012.
8. Кордуэлл М., Психология, Словарь-справочник, Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: Фаир-Пресс, 2000, с. 180.
9. Натанзон Э. Индивидуальный подход к трудным учащимся, Э. Натанзон Кишинев: Лумина, 2001, с. 168.
10. Иванова Н. П., «Сиротство», Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия», Под ред. В. Г. Панова.1993.
11. Семейный Кодекс Российской Федерации, ст. 123.
12. Соломатина Г.Н., «Мотивационный аспект нарушения поведения у детей-сирот».
13. Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М.: Эксмо, 2005г. , с. 180.
14. Терминологический ювенологический словарь, 2005.
15. Федеральный закон О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 4 декабря 1996 года.
16. Фурманов И.А., Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе, Методическое пособие. Минск.: БНИИО, 2003.
17. Шнейдер Л.Б, Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
Вопрос-ответ:
Какие нарушения поведения могут проявляться у детей сирот?
У детей сирот могут проявляться различные нарушения поведения, такие как агрессивность, непослушание, повышенная тревожность, проблемы с концентрацией внимания и обучением.
Что представляет собой сиротство как социально-психологический феномен?
Сиротство является социально-психологическим феноменом, который связан с потерей ребенка одним или обоими родителями. Это может повлиять на психическое здоровье ребенка и привести к различным проблемам в поведении и адаптации в обществе.
Что такое депривация и какие виды депривации существуют?
Депривация - это лишение ребенка элементарных условий для нормального развития и жизни. Существуют разные виды депривации, включая физическую депривацию (отсутствие питания, ухода, медицинского обслуживания), эмоциональную депривацию (отсутствие эмоциональной поддержки и заботы) и социальную депривацию (отсутствие социального взаимодействия и контакта с другими людьми).
Как влияет депривация на детей?
Депривация может оказывать серьезное влияние на детей. Она может привести к задержке в развитии, эмоциональным проблемам, повышенной тревожности, нарушениям поведения и затруднениям в обучении. Дети, подверженные депривации, могут испытывать трудности в установлении здоровых отношений и адаптации в обществе.
Какие возрастные особенности проявляют дети младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста активно развиваются физически, когнитивно и социально-эмоционально. Они начинают осваивать навыки чтения, письма и математики, развивают социальные навыки и начинают формировать свою личность. Они могут испытывать эмоциональные изменения, быть более независимыми и самостоятельными.
Что такое сиротство?
Сиротство - это состояние, когда у ребенка отсутствуют или ограничены отношения с родителями, обычно из-за их смерти, лишения родительских прав или отказа от ребенка.
Какие бывают виды депривации?
Виды депривации включают физическую (недостаток питания, недостаток сна), эмоциональную (недостаточное внимание и забота со стороны взрослых), социальную (отсутствие социальных контактов и связей) и когнитивную (недостаток стимулирующих учебу и развитие ребенка).
Как влияет депривация на детей?
Депривация может привести к различным проблемам у детей, таким как задержка развития, повышенная агрессивность, эмоциональные и психологические расстройства, а также нарушения поведения.
Какие возрастные особенности у детей младшего школьного возраста?
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста включают более развитые социальные навыки, интерес к учебе, формирование самостоятельности и независимости, а также более сложные понимание эмоций и отношений с окружающими.
Какие нарушения поведения могут наблюдаться у детей сирот в младшем школьном возрасте?
У детей сирот в младшем школьном возрасте могут наблюдаться нарушения поведения, такие как агрессивность, непослушание, неадекватная реакция на правила и ожидания, проблемы с адаптацией в коллективе и общении с другими.
Что такое сиротство?
Сиротство - это социальный и психологический феномен, когда ребенок остается без одного или обоих родителей.