Организационная структура репертуарного стационарного театра.Органы управления.Соотношение художественного и административного руководства.
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 08.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы построения организационных структур учреждений культуры 4
1.1. Понятие и значение организационной структуры 4
1.2.Основные принципы формирования организационной структуры 6
1.3 Классификация организационных структур, их преимущества и недостатки 9
1.4.Организационно-правовая форма театров и органы управления 16
1.5.Соотношение административного и творческого руководства театра 19
2. Описание организационной структуры на примере театров Екатеринбурга 22
2.1.Описание деятельности театров 22
2.2.Организационная структура управления театров 25
2.3.Органы управления театром 31
2.4.Проблемы в системе управления и действующей организационной структуре 32
2.5.Основные направления совершенствования организационной структуры 34
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение………………………………………………………………………40
Соотношение творческого и административного руководства театра оперы и балета представлено на рисунке 10.Рисунок 10 – Соотношение творческого и административного руководства Театра оперы и балетаВ структурах двух анализируемых театров наблюдается четкое разграничение обязанностей и выполнения поставленных задач внутри блока.Отличия в структурах двух исследуемых театров состоят в следующем:-В театре драмы руководителем художественного блока является Главный режиссер. Ему подчиняется музыкальная часть;-в Театре оперы и балета в структуре художественного блока руководителями выступают Главный дирижер, Художественный руководитель оперы и Художественный руководитель балета.-в структуре Театра драмы отсутствует отдел маркетинга, что сдерживает развитие конкурентных преимуществ театра. В Театре анализом рынка, проведением рекламных и маркетинговых мероприятий занимается отдел снабжения, и данные функции не являются в отделе приоритетными.-в административной части Театра оперы и балета более расширена постановочная часть, включающая производственный цех, цеха по пошиву одежды, обуви, прочих костюмов.На взгляд автора работы, структура Театра оперы и балета более эффективна, поскольку наиболее оптимально по структуре распределены подразделения, как в художественной, так и в административной части. В Театре драмы наблюдается частичное дублирование функций по хозяйственной части.Кпреимуществам модели структуры Театра оперы и балета можно отнестивозможность решения вопросов внутри каждого блока художественной части, не затрагивая «соседний». К недостаткам организационной структурыТеатра оперы и балета можно отнести чрезмерные накладные расходы в связи с тем, что требуется больше средств на содержание большего количества руководителей и постановку спектакля.Общим недостатком исследуемых театров является система двойного подчинения, которая подрывает принцип единоначалия и зачастую приводит к конфликтам; создает напряжение в отношениях между членами трудового коллектива компании.2.3.Органы управления театромИсследуемые театрыявляются учреждениями с большим творческим коллективом и обслуживающим персоналом. В структурах двух театров сформировался бюрократический тип управления. Ключевые положения нормативной модели бюрократии, действующие как в Театре драмы, так и в Театре оперы и балета, следующие: - четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов; - иерархичность управления, характеризующаяся тем, что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему уровню; - наличие формальных правил и норм, обеспечивающих выполнения сотрудниками своих обязанностей; - осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к должности.Как показал проведенный анализ структуры (в разделе 2.2.) в двух театрах, директор осуществляет руководствотворческой и производственной деятельностью театра на принципах единоначалия, в пределах своей компетенции и на основании устава. Руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью театров осуществляют заместители по административным, хозяйственным вопросам, по производственному обеспечению.Главным выборным органом, например, Театра драмы, является Художественный Совет, который действует на постоянной основе в качестве совещательного коллегиального органа, формируемого голосованием коллектива Театра, и осуществляет свою деятельность на основании Устава. Художественный Совет осуществляет общее руководство художественно-творческой деятельностью Театра.2.4.Проблемы в системе управления и действующей организационной структуреПо результатам анализа организационных структур Театра драмы и театра оперы и балета можно заметить, что наряду с положительными моментами существует и ряд проблем в системе организационной структуры, которые тормозят развитие учреждения культуры. Ответственность руководителя за конечные результаты предъявляет и очень высокие требования к нему, что, соответственно, предполагает достаточно хорошую всестороннюю подготовку, высокий уровень грамотности и знаний в области создания спектаклей. В системе управления и в Театре драмы, и в Театре оперы, отсутствуют звенья по планированию и подготовке решений, что вызывает подчас спонтанное принятие решений руководителей звеньев. Данный факт впоследствии негативно сказывается на результатах деятельности. Много дублирующих операций, несогласованность действий между подразделениями, особенно это следует отметить в Театре драмы,что вызывает разночтения плановых показателей и стратегических разработок. Недостатком матричного типа структуры можно назвать отсутствие гибкости в принятии решения. Такой тип структуры является «неповоротливым» для театрального учреждения. Система в Театре оперы и балета более гибкая, но также имеет проблемы, которые заключаются в медленном решении стратегических задач, в отсутствии увязки с единой линией развития театра.В целом количественно и качественно персонал и Театра драмы, и Театра оперы, вполне сбалансирован, поскольку активность и динамизм молодых сотрудников дополняется опытом и зрелостью людей старшего возраста. Однако не всегда образовательный и творческий уровень работников соответствует занимаемым ими должностям. Руководство театров строит свою работу на основании требований к четкому выполнению работником должностных обязанностей, соблюдению трудовой дисциплины, руководящих указаний директора и руководителей. Руководители подразделений принимают решения на основе интуиции и опыта, не вдаваясь в глубокий анализ.Нет единого подхода к системе управления, эффективного при любых обстоятельствах. Методы, которые применяют руководители звеньев, не основываются на стратегии системного развития всего театрального учреждения. Так, Театр драмыпостоянно расширяется, следовательно, тип организационной структуры в некотором роде тормозит развитие, все имеющие недостатки данного типа структуры мешают оперативному принятию решения.В Театре оперы и балета, при матричной структуре все сотрудники подразделений «увязли» в текучке, зачастую стратегические задачи оставляются на последний момент, либо не решаются из-за потери актуальности.И для Театра драмы, и для Театра оперы и балета одним из важнейших направлений повышения эффективности системы управления является совершенствование структуры управления.Подводя итоги, можно наметить основные проблемные участки по двум театрам, которые вызывают необходимость совершенствования организационной структуры. К таковым проблемам можно отнести следующие:-перегрузку высшего руководства в области управления;-отсутствие плановой ориентации на перспективу;-разногласия по организационным вопросам в системе управления;-увеличение сложности и требования высокой компетенции персонала.2.5.Основные направления совершенствования организационной структурыИзменение стратегических целей театров обуславливает необходимость полной или частичной реорганизации их организационных структур. Следовательно, одним из условий успешной реализации является развитие горизонтальных связей и, соответственно, перенос акцентов в управленческой деятельности от планирования изменений организационной структуры театра к координированному планированию изменений процессов, происходящих внутри учреждения, и согласованному плану мероприятий с учетом изменений во внешней среде.Основные требования и задачи, которые должны быть положены в основу будущего проекта организационной структуры, который планируется к разработке руководством административной части театров и отделом кадров:1.Полная информированность сотрудников и руководителей о своих целях, задачах, функциональных обязанностях, обо всех взаимосвязях при получении нужного решения; цель данного принципа – не создавать конфликтов, экономить рабочее время, внутренний уравновешенный моральный климат среди работников и эффективность решений;2. Новая организационная структура управления должна способствовать повышению мотивации и самоконтроля; высококвалифицированные и работоспособные сотрудники должны направить свои внимание и силы на «управление», «организацию», «контроль», «коммуникацию», «кадровые проблемы» театра;3. Внимание всех сотрудников должно быть направлено не на усилия, а на результаты работы театра в целом. Работа руководителей будет оцениваться зрителями, критиками, руководством;4. Каждый сотрудник должен понимать свою собственную задачу и общую задачу организации в целом, оценивать свои усилия, вклад в развитие учреждения;5. Организация должна облегчать, а не затруднять процесс принятия решений, которые должны приниматься на максимально низком уровне, и не концентрировать внимание на лишних или второстепенных проблемах;6. Структура должна помогать каждому работнику учреждения учиться, развиваться на любом посту, повышая свой профессиональный опыт.Одна из программ семейства Microsoft Office, приложение MS Project позволяет с помощью панели инструментов, как в Word, и таблицами и графиками, как в Excel, управлять проектом построения и внедрения организационной структуры.С помощью диаграммы Ганта можно в реальном времени сравнивать планируемый и фактический процесс выполнения задач разработанного проекта.Соблюдение всех вышеизложенных требований позволит создать достаточно гибкую и способную к быстрой перестройке организационную структуру, способствующую развитию системы управления в театре и создающую все условия для эффективного функционирования учреждения культуры в будущем.ЗаключениеВ условиях рынка любому учреждению культурысможет обеспечить функционирование только эффективная система управления производственно-хозяйственной деятельностью. Умение быстро, а главное, правильно реагировать на любые изменения во внешней и внутренней среде, мгновенно принимать решения в области организационной структуры для улучшения своей деятельности – все это способствует росту стабильности предприятия, эффективности хозяйствования и повышению результативности деятельности.Стратегия дальнейшего совершенствования системы управления театром должна быть нацелена на эффективное использование ресурсов, получение максимальной прибыли, улучшение финансового состояния предприятия, повышение конкурентоспособности. Для достижения этих целей будет способствовать улучшение организационной структуры, ее оптимизация.Основной целью данной работы было исследование особенностей организационной структуры театров. В процессе исследования автором работы изучены теоретические основы организационной структуры управления. Во втором разделе описывается организационная структура на примере двух театров города Екатеринбурга, рассмотрено соотношение административного и творческого руководства театра, органы управления. Отмечены особенности, недостатки и преимущества структурных моделей, как в Театре драмы, так и в Театре оперы и балета. Автором отмечен более высокий уровень эффективности модели Театра оперы, ее гибкость и приспособленность к требованиям театрального учреждения, разветвленность самой организационной структуры, что способствует более оперативному решению текущих задач.Подводя итоги, можно наметить основные проблемные участки, которые вызывают необходимость совершенствования организационной структуры. К таковым проблемам можно отнести следующие:-неудовлетворительное функционирование предприятия;-перегрузку высшего руководства в области управления;-отсутствие плановой ориентации на перспективу;-разногласия по организационным вопросам в системе управления;-увеличение сложности и требования высокой компетенции персонала.Соблюдение указанных в работе требований к построению организационной структуры позволит создать достаточно гибкую и способную к быстрой перестройке организационную структуру, способствующую развитию системы управления в театре и создающую все условия для эффективного функционирования учреждения культуры в будущем.Список использованной литературы1.Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р.Веснин. – Изд. 2-е, доп. - М.: Проспект, 2011. - 215 с.2.Егорин, А.П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов / А.П.Егорин. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Н.Новгород, НИМБ, 2010. – 640 с.3.Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: практикум: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2012. - 92 с.4.Сперанский, В.И. Современные технологии управления персоналом / В.И.Сперанский. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 496 с.5.Рогожин, С.В. Теория организации / С.В.Рогожин Т.В. Рогожина. – Изд. 2-е. - М.: Экзамен, 2010. - 224 с.Статьи из периодической печати6.Белозерова, Н.П. Система аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров. / Н.П. Белозерова // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 2. - С.787.Гунина, Г.Б. Театральная деятельность: некоторые вопросы правового регулирования. / Г.Б. Гунина // Культура: управление, экономика, право. - 2009. - № 2. - С.43Интернет - ресурсы8.Портал дистанционного правового консультирования предпринимателей: Электронный ресурс / Режим доступа [ www – dist – cons -ru]9. Совершенствование организационной структуры управления предприятием в рыночной экономике:статья / Электронный ресурс. - Режим доступа [http:// dist – cons /62/3451-1-sovershenstvovanie-organizacionnoiy-struktury-upravleniya-predpriyatiem-v-rynochnoiy-ekonomike.html]10. Организационная структура предприятия: Электронный ресурс / Режим доступа [http://quality.eup.ru/DOCUM3/osp.html]11. Библиотека обучающей и информационной литературы : Электронный ресурс / Режим доступа:[http://www.k2x2.info/delovaja_literatura/teorija_organizacii_uchebnoe_posobie/p3.php]12.Проект ФЗ "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации". - Режим доступа: [http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/sf/document/item/1139/index.html].13.Формирование организационных структур театральных организаций в условиях рыночной экономики / Электронный ресурс. – Режим доступа: [http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-22682.html]14.ИА "ГАРАНТ": / Электронный ресурс. – Режим доступа: [http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070782/#ixzz2sMit9VDo]Приложение 1Типовая дивизионная структура управления
1.Веснин, В.Р. Менеджмент / В.Р.Веснин. – Изд. 2-е, доп. - М.: Проспект, 2011. - 215 с.
2.Егорин, А.П. Управление персоналом: Учебник для ВУЗов / А.П.Егорин. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – Н.Новгород, НИМБ, 2010. – 640 с.
3.Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: практикум: учеб. пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Инфра-М, 2012. - 92 с.
4.Сперанский, В.И. Современные технологии управления персоналом / В.И.Сперанский. – М.: Альфа-Пресс, 2010. – 496 с.
5.Рогожин, С.В. Теория организации / С.В.Рогожин Т.В. Рогожина. – Изд. 2-е. - М.: Экзамен, 2010. - 224 с.
Статьи из периодической печати
6.Белозерова, Н.П. Система аналитических показателей творческо-производственной деятельности профессиональных драматических театров. / Н.П. Белозерова // Проблемы современной экономики. - 2007. - № 2. - С.78
7.Гунина, Г.Б. Театральная деятельность: некоторые вопросы правового регулирования. / Г.Б. Гунина // Культура: управление, экономика, право. - 2009. - № 2. - С.43
Интернет - ресурсы
8.Портал дистанционного правового консультирования предпринимателей: Электронный ресурс / Режим доступа [ www – dist – cons -ru]
9. Совершенствование организационной структуры управления предприятием в рыночной экономике: статья / Электронный ресурс. - Режим доступа [http:// dist – cons /62/3451-1-sovershenstvovanie-organizacionnoiy-struktury-upravleniya-predpriyatiem-v-rynochnoiy-ekonomike.html]
10. Организационная структура предприятия: Электронный ресурс / Режим доступа [http://quality.eup.ru/DOCUM3/osp.html]
11. Библиотека обучающей и информационной литературы : Электронный ресурс / Режим доступа:[http://www.k2x2.info/delovaja_literatura/teorija_organizacii_uchebnoe_posobie/p3.php]
12.Проект ФЗ "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации". - Режим доступа: [http://www.council.gov.ru/print/lawmaking/sf/document/item/1139/index.html].
13.Формирование организационных структур театральных организаций в условиях рыночной экономики / Электронный ресурс. – Режим доступа: [http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-22682.html]
14. ИА "ГАРАНТ": / Электронный ресурс. – Режим доступа: [http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070782/#ixzz2sMit9VDo]
Содержание
Глава 1.Структура организации. Внутренней и внешней среды
1.1 Организационная структура управления предприятием
1.2 Коммуникации в организациях, препятствия и их преодоление
1.3 Социальная ответственность менеджера
Глава 2.Практическая часть
Список литературы
Глава 1. Структура организации. Внутренней и внешней среды
"Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента".
М. X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента[1]
в Первую очередь, следует определиться с понятием "организация". Можно выделить основные значимые черты организации:
· наличие двух или более человек, которые считают себя членами группы;
· наличие общей, совместной деятельности этих людей;
· наличие определенных механизмов или системы координации деятельности;
· наличие по крайней мере одной общей цели, разделяемой и принимаемой абсолютным большинством (в группе).
Соединив эти характеристики можно получить практическое определение организации: организация-это систематизированное сознательное объединение действий людей, направленный на достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди и управление.[2]
В литературе отечественной распространения типология организаций по отраслевому признаку:
· промышленно-экономических,
· финансовые,
· административно-управленческие,
· исследования,
· образовательные, лечебные,
· социально-культурные.
Кроме того, можно типологизировать организации:
· масштаб деятельности:
о, крупных, средних и малых;
· правовой статус:
общество с ограниченной ответственностью (ООО),
есть открытые и закрытые акционерные общества (ОАО и ЗАО),
есть муниципальные и федеральные унитарные предприятия (МУП и ФГУП) и т. д.;
· по признаку собственности:
есть государственные,
есть частные,
общественного
организации со смешанной собственностью;
· по источникам финансирования:
есть бюджетные,
один внебюджетных
организации со смешанным финансированием.
Может ли организация обойтись без менеджмента? С трудом! Любая организация реализует три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешней среде. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. Ключевую роль в поддержании этого баланса принадлежит управление.