Монополия, ее возникновение и механизм функционирования
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 10.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Природа возникновения и сущность монополии 5
1.2 Основные формы и виды монополий 8
1.3 Механизм образования монопольной прибыли 11
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ 16
2.1 Понятие и содержание антимонопольной политики 16
2.2 Особенности антимонопольного регулирования в зарубежных странах 19
2.3 Особенности антимонопольного регулирования в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
В 2004 г. Министерство было упразднено, а его функции переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России.К основным функциям органа по антимонопольной политике относятся:подготовка предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики его применения, других нормативных актов и проектов законов, связанных с функционированием рынка;разработка для органов власти и управления рекомендаций по проведению мероприятий, направленных на развитие товарных рынков и конкуренции; осуществление мер по демонополизации производства и обращения;контроль крупных сделок по купле и продаже акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов;контроль соблюдения антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов.На сегодняшний день основным нормативным документом, регулирующим рыночные отношения в нашей стране, является Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».Он был создан на базе обширного законодательства и практического опыта антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой.Основным содержанием новой редакции закона является предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом или группой хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке.Действие закона направлено на совершенствование правового регулирования отношений, связанных с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, устранением противодействия конкуренции со стороны органов власти и управления. Устанавливаются единые правовые основы защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.Закон содержит развернутый понятийный аппарат, сформированный с учетом практики применения антимонопольного законодательства в России и за рубежом. В нем определены такие базовые понятия, как товар, товарный рынок, координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, ограничивающие конкуренцию согласованные действия, доминирующее положение хозяйствующего субъекта. Значение рыночной доли хозяйствующего субъекта, которое является признаком его доминирующего положения составляет 50 процентов. Однако предусматривается возможность признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта и с меньшей долей рынка.Законом установлены критерии, на основании которых отдельные виды монополистической деятельности могут быть признаны правомерными. Таковы случаи, когда соответствующие действия хозяйствующих субъектов: имеют или могут иметь своим результатом содействие совершенствованию производства (реализации) товаров или стимулированию технического (экономического) прогресса, либо повышение конкурентоспособности товаров на мировом рынке; имеют своим результатом получение потребителями соразмерной части преимуществ (выгод), которые приобретаются соответствующими лицами от совершения ограничивающих конкуренцию действий; не налагают на третьих лиц или участников таких действий ограничений, не являющихся крайне необходимыми для достижения целей таких действий; не создают для отдельных лиц возможности не допустить или устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке.Разграничиваются виды действий и сделок, на осуществление которых требуется разрешение антимонопольного органа, и об осуществлении которых необходимо уведомить антимонопольный орган.В нашей стране коммерческиеорганизации обязаны уведомлять антимонопольный орган о создании, слиянии или присоединении в случае, если суммарная стоимость активов либо сумма выручки превышает 200 миллионов рублей.Кроме того, организации обязаны по требованию антимонопольного органа перечислять в бюджет доход от недопустимой монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (в случае нарушения антимонопольного законодательства.Федеральный закон «О защите конкуренции» определяетосновные функции и полномочия ФАС России в области проведения государственной политики развития конкуренции. ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. Также ФАС России выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна. Антимонопольная служба стремится к повышению прозрачности работы естественных монополий, росту эффективности их инвестиционных программ, одновременно создавая условия для роста объемов товаров и услуг, производимых независимыми поставщиками в потенциально конкурентных видах деятельности. Свою работу ФАС России тесно координирует сФедеральной службой по тарифам. Представитель антимонопольной службы входит в состав Правления ФСТ.ФАС России и его территориальные органы возбуждают дела о нарушениях законодательства в сфере своей компетенции по заявлениям физических и юридических лиц, материалам правоохранительных органов, а также по собственной инициативе по результатам проведённых службой проверок. Дела рассматриваются создаваемой для этих целей комиссией, состоящей из сотрудников антимонопольного органа в количестве не менее трёх человек. Председателем комиссии является руководитель антимонопольного органа или его заместитель. При рассмотрении дел в отношении кредитных организаций половину состава комиссии должны составлять представители Центрального банка Российской Федерации. Дела рассматриваются комиссией с участием сторон (заявителя и ответчика), которые излагают свою позицию и представляют доказательства в её обоснование, после чего комиссия в отсутствие сторон принимает решение по делу большинством голосов членов комиссии путём открытого голосования. В случае необходимости получения дополнительных доказательств, привлечения к участию в деле заинтересованных лиц рассмотрение дела может быть отложено, а при необходимости проведения экспертиз — приостановлено. По результатам рассмотрения дела производство по делу может быть прекращено в связи с отсутствием в рассматриваемых комиссией действиях нарушения законодательства, либо ответчик признан нарушившим соответствующие нормы закона — в этом случае ему выдаётся предписание о прекращении нарушения. Решение и предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в судебном порядке.При ФАС России действует Общественно-консультативный совет, в который входят представители некоммерческих организаций, объединений предпринимателей. Совет проводит мониторинг деятельности ФАС России, вырабатывает рекомендации по совершенствованию антимонопольного законодательства и практики пресечения его нарушений. Аналогичные советы действуют в территориальных управлениях ФАС России. При ФАС России также действуют экспертные советы по отдельным направлениям деятельности службы, в частности, Экспертный совет по рекламе, Экспертный совет по недобросовестной конкуренции, Экспертный совет по защите конкуренции на рынке финансовых услуг, Экспертный совет по электроэнергетике, Экспертный совет по вопросам связи, Экспертный совет по агропромышленному комплексу, Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере ЖКХ, Экспертный совет по поддержке малого и среднего предпринимательства. В состав Экспертных советов входят участники рынков, представители некоммерческих организаций и контролирующих органов власти.В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации в России на этапе 1992-1994 гг. достаточно конкретно определился круг естественных монополий и был разработан проект - федерального закона «О естественных монополиях». Первоначально в этот законопроект были включены нормы, связанные с государственной монополией на производство и оборот отдельных видов продукции. Однако при работе над законопроектом стало очевидно, что государственные монополии - предмет особого законодательства.Основой законопроекта о естественных монополиях являлось включение в него монополий, относящихся к ведению субъектов Российской Федерации. Поэтому принятый федеральный закон распространяется только на субъекты естественных монополий, регулируемые на федеральном уровне: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов; услуги электрической и почтовой связи. Из этого перечня видно, что круг естественных монополий составляют исключительно отдельные сферы инфраструктурных отраслей.По вопросам антимонопольной деятельности в России издавались также другие нормативные акты, отражавшие отдельные стороны деятельности антимонопольных органов, в том числе по вопросам антимонопольного контроля деятельности финансово-промышленных групп (ФПГ), субъектов рынка ценных бумаг, товарных бирж и пр.ЗаключениеВ данной работе был рассмотрены основные предпосылки возникновения монополий и механизм их функционирования.В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:Монополия представляет собой вид рыночной структуры, характеризующийся наличием одного продавца, обладающего достаточной властью для того, чтобы устанавливать выгодную ему цену. При этом товар данного продавца является уникальным, не имеющим близких заменителей, а для входа других предприятий на данный рынок существуют труднопреодолимые барьеры.Основными факторами, обусловившими исторически появление монополий, являются процессы концентрации и централизации производства и капитала. Данные явления за счет слияния нескольких предприятий в одно и экономии за счет масштаба производства создали предпосылки для возвышения отдельных фирм на другими и усиления их влияния на рынок.Выделяют различные виды монополий, они отличаются между собой степенью охвата экономики и способом возникновения. Так по охвату рынка монополии могут возникать в пределах определенной отрасли или территории определенного государства, а иногда, монополия может распространяться и международном масштабе. По характеру возникновения можно отметить естественные, искусственные и государственные монополии.Монополия имеет ряд преимуществ (экономия ресурсов за счет масштаба производства, получение сверхвысоких и прибылей и т.п.), однако для рынка в целом явление монополизации имеет негативное значение, поскольку искусственно вздуваются цены на продукцию монополистов, снижается качество продукции, отсутствуют стимулы для улучшения производства и развития экономики. Все это доказывает необходимость существования здоровой конкурентной среды на рынке. Конкурентная борьба является главной движущей силой для развития экономики.Одной из отличительных особенностей монополии как рыночной структуры является возможность получения сверхприбыли. Основным ее источником выступает установление неоправданно высоких монопольных цен на рынке. При этом монополист может не только контролировать выходные цены на свою продукцию, но и диктовать закупочную цену своим поставщикам. Часто монополии используют сырье, приобретаемое в слаборазвитых странах, при этом покупая его стоимости, ниже рыночной.Для борьбы с монополистическим беспределом на рынке во многих странах государство проводит антимонопольную политику, которая представляет собой комплекс специализированных мер, направленных на ограничение деятельности монополий и создание на рынке конкурентных условий. В состав данных мер регулирования включают специальное законодательство, различные налоговые режимы, систему мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства.Основными направлениями антимонопольной политики являются ограничение уровня цен, создание равных условий для фирм различных форм собственности, увеличение числа производителей, устранение препятствий для конкуренции и т.д.В зарубежных странах проведение антимонопольной политики основано на создании специальных контролирующих антимонопольных органов и действии строгих норм антимонопольного законодательства. Однако, меры государственного регулирования деятельности монополий осуществляются не всеми странами мира, а лишь наиболее экономически развитыми. В Российской Федерации государственное регулирование монопольной деятельности подчинено нормам Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». Он устанавливает правовые основы для защиты конкуренции и пресечения монополистической деятельности. Основным государственным органом антимонопольного регулирования в нашей стране является Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России.Одно из ключевых направлений деятельности антимонопольных органов в нашей стране - это дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы. Кроме того, осуществлению эффективной конкурентной политики способствует международное сотрудничество в данной сфере. Успешные и действенные преобразования экономики внутри страны можно осуществлять быстрее, если за основу взять зарубежный опыт.Список используемой литературыФедеральный закон от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 28.12.2013г.).Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 30.12.2012г.).Борисов А.Б. Большой экономический словарь. − М.: Книжный мир, 2010.-569 с.Булатов А.С. Экономика: учебник. − М.: Экономист, 2012.- 459 с.Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. − 2012. − № 1. − С.137-142.Гудков А.С. ФАС борется с неестественностью. Закон «О естественных монополиях» хотят расширить для всех монополистов // Коммерстантъ. − 2011. - №3. - С. 3Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция. − М.: Мысль, − 2010. − 242 с.Карич Л.К. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, − 2011. – 208 с.Кисилева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник. – Киров: АСА, − 2010. – 832 с. Коробов Ю.И. Теория и практика конкуренции. - Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, −2011. − 197 с.Кучуков Р.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Экономика, 2011. - 520 с.Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. − М.: Омега-Л, − 2010 -487 с.Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. − М.: ИНФРА-М, − 2011 -425 с.Нуреев P.M. Курс микроэкономики. − М.:ИНФРА-М, − 2011. − 547с.Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: учебное пособие. − М.: ЮНИТИ, − 2011. – 482 с.Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. − М.: Издательство Элит, − 2012. – 423 с.Сидорович А.С. Микроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «Дело и сервис», − 2012. – 304 с.Стародубовская И.В. От монополизма к конкуренции. -М.: Политиздат, − 2010. − 216 с.
2. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (ред. от 30.12.2012г.).
3. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. − М.: Книжный мир, 2010. - 569 с.
4. Булатов А.С. Экономика: учебник. − М.: Экономист, 2012. - 459 с.
5. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. − 2012. − № 1. − С.137-142.
6. Гудков А.С. ФАС борется с неестественностью. Закон «О естественных монополиях» хотят расширить для всех монополистов // Коммерстантъ. − 2011. - №3. - С. 3
7. Иванов И.Д. Современные монополии и конкуренция. − М.: Мысль, − 2010. − 242 с.
8. Карич Л.К. Основы экономической теории: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, − 2011. – 208 с.
9. Кисилева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: Учебник. – Киров: АСА, − 2010. – 832 с.
10. Коробов Ю.И. Теория и практика конкуренции. - Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, − 2011. − 197 с.
11. Кучуков Р.А. Экономическая теория: учебник. - М.: Экономика, 2011. - 520 с.
12. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов. − М.: Омега-Л, − 2010 -487 с.
13. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. − М.: ИНФРА-М, − 2011 -425 с.
14. Нуреев P.M. Курс микроэкономики. − М.: ИНФРА-М, − 2011. − 547с.
15. Рузавин Г.И. Основы рыночной экономики: учебное пособие. − М.: ЮНИТИ, − 2011. – 482 с.
16. Сидоров В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. − М.: Издательство Элит, − 2012. – 423 с.
17. Сидорович А.С. Микроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «Дело и сервис», − 2012. – 304 с.
18. Стародубовская И.В. От монополизма к конкуренции. - М.: Политиздат, − 2010. − 216 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные формы и виды монополий существуют?
Основные формы и виды монополий включают естественные монополии, создаваемые монополии, государственные монополии и международные монополии. Естественные монополии возникают из-за экономии масштаба, например, в сфере поставки электроэнергии или железнодорожных перевозок. Создаваемые монополии формируются путем искусственного ограничения конкуренции, например, за счет получения эксклюзивных прав на производство или продажу товаров. Государственные монополии контролируются государством и могут быть образованы в стратегически важных отраслях экономики. Международные монополии возникают, когда одна компания контролирует рынок не только в одной стране, но и на международном уровне.
Как формируется монопольная прибыль?
Монопольная прибыль образуется благодаря ограничению конкуренции и поднятию цен на товары или услуги. Когда компания имеет монопольное положение на рынке, она может диктовать свои условия покупателям и устанавливать завышенные цены. Это позволяет ей получать дополнительную прибыль, которую не могут получить компании, конкурирующие на свободном рынке. Таким образом, монопольная прибыль формируется за счет превышения цены товара над его себестоимостью.
Что такое антимонопольная политика?
Антимонопольная политика — это набор мер, принимаемых государством для предотвращения возникновения и развития монополистических структур, а также для ограничения их власти на рынке. Цель антимонопольной политики заключается в обеспечении конкуренции, защите интересов потребителей и поддержке эффективного функционирования рыночной экономики. Антимонопольная политика может включать в себя создание антимонопольных органов, принятие специальных законов, введение эффективной системы лицензирования и регулирования рынка.
Что такое монополия?
Монополия - это экономическое положение, при котором на рынке существует только один продавец, контролирующий предложение товара или услуги.
Какие основные формы и виды монополий существуют?
Существуют две основные формы монополий: естественные монополии и искусственные монополии. Естественная монополия возникает, когда на рынке наиболее эффективно может действовать только одна компания из-за низких затрат на производство. Искусственная монополия создается искусственно, например, путем покупки конкурирующих компаний или использования патентов и лицензий.
Как образуется монопольная прибыль?
Монопольная прибыль возникает благодаря монопольной власти компании, которая позволяет ей контролировать цены и получать более высокую прибыль, чем в конкурентной среде. Это происходит за счет ограничения доступа конкурентов на рынок и создания искусственного дефицита товара или услуги.
Что такое антимонопольная политика и зачем она нужна?
Антимонопольная политика - это совокупность мер государственного регулирования, направленных на предотвращение и пресечение монополистической деятельности и защиту интересов конкуренции и потребителей. Она необходима для поддержания справедливой конкуренции на рынке, стимулирования инноваций и снижения цен на товары и услуги.
Какое антимонопольное регулирование существует в России?
В России антимонопольное регулирование осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Она проводит антимонопольные проверки, преследует и наказывает нарушителей антимонопольного законодательства, а также рассматривает жалобы и конкурентные споры.
Что такое монополия?
Монополия - это ситуация на рынке, когда одна компания или группа компаний контролирует подавляющую долю рынка и имеет возможность диктовать условия продажи товаров или услуг.