Основы разработки и реализации государственной финансовой политики в современных условиях.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 28.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Государственная финансовая политика как предмет теоретического анализа
1.1. Содержание финансовой политики
1.2. Направления государственной финансовой политики и ее значение
2. Разработка и реализация государственной финансовой политики в РФ
2.1. Бюджетная политика РФ в современных условиях
2.2. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
Заключение
Список литературы
В условиях функционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных экономических и социальных рисков;
Страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и социальной сферы при наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования, бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Методы практического осуществления операций, непосредственно связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функциональных элементов управления финансами (методы финансового планирования и прогнозирования, методы оперативного управления финансами, методы финансового контроля).
Способы количественного определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и не фондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость их постоянного изменения и совершенствования диктуется переменой государственного устройства, состава финансовых полномочий на соответствующем уровне управления, методов хозяйствования, условий экономического и социального развития государства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государства на современном этапе.
Финансовый механизм является инструментом осуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма. Таким образом, перестройка финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.
Финансовый механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.
В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый механизм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйствования (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организаций и финансовый механизм предпринимателей индивидуальных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функционирования государственных внебюджетных фондов).
Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.
В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: финансовый механизм Российской Федерации, финансовый механизм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ресурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общественного производства.
В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.
Изменение соответствующих элементов финансового механизма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количественного и качественного воздействия на экономику и социальную сферу.
Количественное воздействие финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.
Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.
Эффективность используемого финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:
Объективная обоснованность финансового механизма, который должен быть сформирован с учетом объективных закономерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения.
Соответствие условиям развития экономики и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля.
Связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций.
Взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.
Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях.
Заключение
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных бюджетно-налоговых и иных финансовых механизмов, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций.
Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей развития общества. Поэтому финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности, определить рациональные формы изъятия доходов предприятий в пользу государства и долю участия населения в формировании финансовых ресурсов.
При разработке и реализации финансовой политики необходимо соблюдение комплексного подхода, заключающегося в согласовании мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы страны, путём их ориентации на выполнение основной задачи определённого этапа развития.
Успешная реализация целей и задач финансовой политики РФ непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма.
Список литературы
Бондаренко А.Г. Анализ формирования финансовой политики // Экономист. – 2010. – № 14.
Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы. – СПб: Питер, 2009.
Головин А.А. Финансы и финансовая политика государства // Вопросы экономики. – 2010. – № 11.
Иванченко А.В. Финансовая политика в РФ: первые итоги // Экономика и жизнь. – 2011. – № 3.
Ковалев А.С. Актуальные вопросы финансирования социальной сферы // Бюджет. – 2011. – № 3.
Кудряшова Е.В. Разработка новой финансовой политики // Российская газета. – 2011. – № 5.
Куприянова Е.Н. Государственная политика РФ // Полис. – 2010. – № 8.
Лотоцкая О.И. Основные задачи финансовой политики РФ // Экономика и жизнь. – 2011. – № 2.
Министерство финансов РФ / Официальный сайт // www.minfin.ru.
Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. Изд. 2-е. перераб. и доп. – М.:Инфра-М, 2007.
Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции // Финансы. – 2009. – № 2.
Смирнов А.А. Государственные финансы в финансовой системе // Экономист. – 2011. – № 1.
Тупикова И.В. Насколько реализованы цели государственной политики? // Российская газета. – 2010. – № 7.
Финансовый менеджмент в государственном секторе // Бюджет. – 2010. – № 3.
Финансы в системе государственного и муниципального управления. / Под ред. Л.А. Бабурина., пераб. и доп. – М., Ростов-на Дону: МарТ, 2009.
Финансы в системе государственного и муниципального управления. / Под ред. Л.А. Бабурина., пераб. и доп. – М., Ростов-на Дону: МарТ, 2009. – с. 176.
Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. Изд. 2-е. перераб. и доп. – М.:Инфра-М, 2007. – с. 191.
Куприянова Е.Н. Государственная политика РФ // Полис. – 2010. – № 8. – с. 107.
Ковалев А.С. Актуальные вопросы финансирования социальной сферы // Бюджет. – 2011. – № 3. – с. 88.
Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции // Финансы. – 2009. – № 2. – с. 112.
Иванченко А.В. Финансовая политика в РФ: первые итоги // Экономика и жизнь. – 2011. – № 3. – с. 103.
Лотоцкая О.И. Основные задачи финансовой политики РФ // Экономика и жизнь. – 2011. – № 2. – с. 95.
Смирнов А.А. Государственные финансы в финансовой системе // Экономист. – 2011. – № 1. – с. 52.
Кудряшова Е.В. Разработка новой финансовой политики // Российская газета. – 2011. – № 5. – с. 17.
Министерство финансов РФ / Официальный сайт // www.minfin.ru.
Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы. – СПб: Питер, 2009. – с. 214.
Бондаренко А.Г. Анализ формирования финансовой политики // Экономист. – 2010. – № 14. – с. 74.
Тупикова И.В. Насколько реализованы цели государственной политики? // Российская газета. – 2010. – № 7. – с. 55.
Финансовый менеджмент в государственном секторе // Бюджет. – 2010. – № 3. – с. 98.
Головин А.А. Финансы и финансовая политика государства // Вопросы экономики. – 2010. – № 11. – с. 121.
15
2.Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы. – СПб: Питер, 2009.
3.Головин А.А. Финансы и финансовая политика государства // Вопросы экономики. – 2010. – № 11.
4.Иванченко А.В. Финансовая политика в РФ: первые итоги // Экономика и жизнь. – 2011. – № 3.
5.Ковалев А.С. Актуальные вопросы финансирования социальной сферы // Бюджет. – 2011. – № 3.
6.Кудряшова Е.В. Разработка новой финансовой политики // Российская газета. – 2011. – № 5.
7.Куприянова Е.Н. Государственная политика РФ // Полис. – 2010. – № 8.
8.Лотоцкая О.И. Основные задачи финансовой политики РФ // Экономика и жизнь. – 2011. – № 2.
9.Министерство финансов РФ / Официальный сайт // www.minfin.ru.
10.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. Изд. 2-е. перераб. и доп. – М.:Инфра-М, 2007.
11.Плышевский Б.П. Финансовое положение: новые тенденции // Финансы. – 2009. – № 2.
12.Смирнов А.А. Государственные финансы в финансовой системе // Экономист. – 2011. – № 1.
13.Тупикова И.В. Насколько реализованы цели государственной политики? // Российская газета. – 2010. – № 7.
14.Финансовый менеджмент в государственном секторе // Бюджет. – 2010. – № 3.
15.Финансы в системе государственного и муниципального управления. / Под ред. Л.А. Бабурина., пераб. и доп. – М., Ростов-на Дону: МарТ, 2009.
Вопрос-ответ:
Какие основы разработки и реализации государственной финансовой политики существуют в современных условиях?
Основы разработки и реализации государственной финансовой политики включают в себя анализ экономического состояния страны, определение приоритетных направлений развития, установление бюджетных политических мер и механизмов, а также контроль и оценку эффективности финансовых действий государства.
Что представляет собой государственная финансовая политика и какое значение она имеет?
Государственная финансовая политика - это комплекс мер и решений государства, направленных на регулирование финансовой сферы, обеспечение стабильности экономики и социального развития. Она имеет огромное значение, так как позволяет государству контролировать бюджетные расходы и доходы, влиять на инфляцию и уровень безработицы, обеспечивать экономическую безопасность страны, формировать условия для устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.
Какая бюджетная политика РФ в современных условиях?
В современных условиях Российская Федерация осуществляет активную бюджетную политику, направленную на поддержку экономического роста, социальной защиты населения и развития инфраструктуры. Государство активно инвестирует в науку, образование, здравоохранение, жилищное строительство. Также проводятся меры по стимулированию предпринимательства, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию инновационных секторов экономики. Бюджетная политика РФ основана на сбалансированном бюджете, мониторинге государственного долга и эффективном использовании финансовых ресурсов.
Какие аспекты включает в себя государственная финансовая политика?
Государственная финансовая политика включает в себя бюджетную политику, налоговую политику, денежно-кредитную политику, а также политику в сфере государственных инвестиций и финансовых инструментов. Она направлена на регулирование экономических процессов и достижение определенных целей государства, таких как обеспечение стабильности макроэкономической ситуации, поддержка социальной сферы, развитие инфраструктуры и многое другое.
Какое значение имеет государственная финансовая политика?
Государственная финансовая политика имеет огромное значение для развития и стабильности экономики государства. Она позволяет государству контролировать доходы и расходы, регулировать инвестиции, определять уровень налогов и других платежей, бороться с инфляцией и безработицей, обеспечивать социальные программы и многое другое. Однако, эффективность государственной финансовой политики зависит от множества факторов и требует комплексного подхода и анализа.
Как разрабатывается и реализуется государственная финансовая политика в России?
В России разработка и реализация государственной финансовой политики осуществляется через бюджетный процесс. Государственный бюджет разрабатывается на основе стратегических целей и приоритетов государства, а также учета текущей экономической ситуации. При этом участвуют различные институты и организации, такие как Минфин, ЦБ, правительство, парламент и другие. Результаты реализации государственной финансовой политики оцениваются через анализ экономических показателей и социальных результатов.
Что такое государственная финансовая политика?
государственная финансовая политика - это система мер и инструментов, которые государство использует для управления финансовыми процессами в стране. Она включает в себя разработку и реализацию бюджетной политики, финансовый механизм и другие инструменты, направленные на достижение экономических целей государства.
Какое значение имеет государственная финансовая политика?
государственная финансовая политика играет важную роль в экономике страны. Она помогает государству регулировать экономические процессы, обеспечивать социальную стабильность, создавать благоприятные условия для развития предпринимательства и привлечения инвестиций, а также закреплять стратегические приоритеты государства в области финансов.
Как разрабатывается и реализуется государственная финансовая политика в РФ?
В РФ государственная финансовая политика разрабатывается и реализуется через различные инструменты, такие как бюджетная политика и финансовый механизм. Бюджетная политика определяет приоритеты расходов государства, включая социально-экономические программы и проекты. Финансовый механизм обеспечивает финансовое планирование, учет и контроль, а также сбор и использование государственных доходов и ресурсов.
Какую роль играет бюджетная политика в современных условиях?
В современных условиях бюджетная политика играет важную роль в устойчивом развитии экономики. Она позволяет государству распределить ресурсы, финансировать социальные программы, инвестиции в инфраструктуру, науку и образование. Бюджетная политика также способствует стимулированию экономического роста и поддержанию финансовой устойчивости государства.
Какие основные направления государственной финансовой политики и какое значение они имеют?
Основные направления государственной финансовой политики включают бюджетную политику и управление финансовым механизмом. Бюджетная политика регулирует доходы и расходы государства, а финансовый механизм обеспечивает реализацию финансовой политики и эффективное использование государственных ресурсов. Оба направления имеют важное значение для достижения экономического роста, социальной стабильности и устойчивого развития государства.
Как разрабатывается и реализуется государственная финансовая политика в РФ?
В РФ разработка и реализация государственной финансовой политики осуществляются через бюджетный процесс. Правительство разрабатывает проект федерального бюджета на основе стратегии развития страны и представляет его на рассмотрение парламента. После утверждения бюджета, государство осуществляет расходование средств и контролирует их использование в соответствии с установленными программами и приоритетами. Также, финансовый механизм, включающий банковскую систему, фондовый рынок и налоговую систему, играет важную роль в реализации финансовой политики.