Вклад ученых медиков образование среднего медицинского персонала начало 19-20 веков

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Сестринское дело
  • 31 31 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 11.06.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 2
Становление сестринского дела 4
Женское медицинское образование в России 10
Вклад ученых-медиков в образование медицинских сестер 13
Н.И.Пирогов о сестрах милосердия 15
Заключение 27
Литература 28

Фрагмент для ознакомления

Роль начальниц в таком случае сводилась бы не к конкретному руководству практической работой сестер по уходу за больными, а к общему наблюдению за сестрами. В докладной записке к «Временным правилам Крестовоздвиженской общины сестёр попечения о раненых и больных в военных госпиталях» Н.И. Пирогов в октябре 1855 года писал: «Недопустимо введение в общину некоторых обычаев почти смешных и несовместимых с важностью и святостью цели учреждения: сюда я отношу целование руки начальницы, церемониальные поклоны и всякие другие знаки более наружного, мелочного, нежели высокого, внутреннего почтения. Не так должна поступать старейшая из сестёр попечения. Она должна быть сама сестрою, должна, будучи старшею, исполнять ещё строже и тщательнее все обязанности сестёр, какие бы они ни были высокие и не высокие. Она должна не обходить сестёр, а ходить вместе с ними днём и ночью за больными, чтобы вникать во все подробности, видеть собственными глазами все нужды больных, все недостатки и злоупотребления в госпитальном быте, наблюдать за всеми поступками и делами сестёр попечения».
При разработке Устава общины Н.И. Пирогов большое внимание уделял коллегиальности управления и демократизации форм обсуждения и решения вопросов, касающихся прав, поведения и быта сестёр. Для управления общиной он предложил создать комитет, состоящий из старейших сестёр общины, врача и некоторых других лиц. Таким образом, мы видим противостояние двух ценностно-смысловых характеристик социального воспитания сестер милосердия: естественнонаучной («рационализм»), которая задавалась Н.И. Пироговым и миссионерской («служение»), поддерживаемой княгиней Еленой Павловной.
Кроме того, неоднозначное отношение к сестрам милосердия наблюдалось первоначально в российском обществе. Прогрессивная часть русской интеллигенции поддерживала развитие общин сестёр милосердия, но были и сомневающиеся в целесообразности применения женского труда по уходу за больными и ранеными. После Крымской и русско-турецкой войны весьма неодобрительный взгляд военного начальства о допуске женщин на медицинское поприще кардинально изменился. Этому улучшению в значительной мере способствовали наиболее передовые врачи того времени и яркие примеры женского героизма, самопожертвования и безграничного служения во время войны. К началу XX века практически не осталось сомневающихся в необходимости участия женщин в уходе за больными, как на театре военных действий, так и в мирное время. Профессия сестры милосердия стала значимой и уважаемой в обществе.
К участию в учебном процессе и работе в больницах руководители общин привлекали наиболее известных врачей, таких как: Ф.П. Гааз, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Б.И. Тарасов, Н.И. Торопов, Н.А. Вельяминов, Н.Я. Чистович, С.С. Корсаков, А.А. Остроумов, А.А. Бобров, Л.Л. Левшин, Г.И. Россолимо, С.П. Федоров, М.И. Лавров, Н.П. Богоявленский и другие
С 1867 года обучение сестер милосердия стало осуществляться на базе Российского общества Красного Креста (РОКК), а общины объединились в школы сестер милосердия. Конечно, самостоятельные общины, независимые от Красного Креста, тоже продолжали существовать, но на случай войны эти общины были обязаны формировать группы сестер для работы в отрядах Красного Креста на театре военных действий.
В 1877-78 годах, когда проходила русско- турецкая война, на театре войны трудились 1 100 сестер милосердия.
С 1880 года и почти до окончания I Мировой войны Российское Общество Красного Креста, а значит и подготовка сестер милосердия, находились под патронажем императрицы Марии Федоровны - датчанки по происхождению, нареченной русским именем после заключения брака с русским императором Александром III.
К 1891-92 году Российский Красный Крест выработал единые правила приема и создал единые программы подготовки медицинских сестер. Впервые в годы правления Александры Федоровны сестер милосердия готовили вне общин. Обучаемые сами платили за свое образование.
Обучение велось в течение 1,5 - 2 лет. Курс состоял из теоретического и практического раздела. Преподавание велось частью в собственных учреждениях Красного Креста, частью в военных госпиталях, городских и земских больницах, частных лечебницах.
Сестры изучали следующие дисциплины: анатомия и физиология, гигиена, общая и частная патология, сведения об эпидемиологии, фармация и рецептура, общая хирургия, кожные и венерические болезни, десмургия и учение об асептике, глазные болезни, женские болезни, детские болезни, нервные и психические заболевания, массаж. Практический курс включал себя общий уход за больными и уход за хирургическими больными, изучение операций малой хирургии, основных способов перевязки ран, оспопрививанию. На практическую подготовку обращалось особое внимание: в течение всего курса обучения ученицы работали в лечебных учреждениях общины, выполняя всю работу сестер милосердия под наблюдением опытных сестер. Их назначали также на дежурства в больницы, в палаты и операционные, в амбулатории для помощи врачам, в аптеку для обучения приготовления лекарств.
По окончании курса сестры сдавали экзамен и переходили на права испытуемых, в качестве которых они должны были прослужить в общине 2 года, после чего получали свидетельство на звание сестры милосердия. После этого большинство сестер покидали общину и направлялись Красным Крестом в военные госпитальные учреждения, в собственные лечебные учреждения РОКК, в общественные и частные больницы. После русско - японской войны 1904-1905 г.г. было решено интенсивнее развивать подготовку сестер милосердия вне общин. Это позволяло сохранять реальные размеры общин в мирное время и располагать достаточным контингентом квалифицированных сестер в периоды военных действий.
После революции в России существовало 109 общин и около 10000 сестер милосердия.
Наркомпрос организовал подготовку сестер в политехникумах, утвердив достаточное базовое образование - 4 класса. (1921 г.). С этого периода профессия перестала развиваться. Дальнейшее развитие сестринского дела в России также было непростым: началась ускоренная подготовка медсестер для надвигавшейся войны (Рокковские курсы); сложные годы войны; послевоенные годы восстановления страны; введение в стационарах двухсменного обслуживания при послевоенном дефиците санитарок; введение бригадного подряда, когда медицинская сестра может заменить санитарку, кастеляншу, буфетчицу; отсутствие международных контактов. Все это снижало престиж профессии, не давало возможности её совершенствовать.
6 июня 1925 г. постановлением ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено новое "Положение об обществе Красного Креста", в соответствии с которым учреждения Красного Креста должны создавать школы и курсы для подготовки медицинских работников. В 1926 г. сестер милосердия стали называть медицинскими сестрами, в 1927 г. были созданы первые санитарные дружины, а начиная с 1928 г. стала проводиться систематическая подготовка медицинских сестер.
В этот период исполком Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца организовал "курсы сестер запаса". Обучение на этих курсах велось бесплатно, окончившие их получали удостоверение, дававшее право выполнять обязанности медицинских сестер в военное время. В 1934 г. было издано первое "Руководство для курсов сестер запаса".
В период Великой Отечественной войны потребность в медицинских сестрах для нужд фронта и тыла резко возросла, поэтому Народным комиссариатом здравоохранения СССР были приняты меры по ускоренной подготовке специалистов со средним медицинским образованием.
В 1876 году профессор С. П. Боткин сделал вывод, что «много раненых и мало врачей». Таким положением был озабочен и Н. В. Склифосовский, который задолго до переправы телеграфировал главному военно-медицинскому инспектору Н. И. Козлову об отправке в Болгарию выпускниц высших медицинских курсов.
Курсы ученых акушерок, открытые в Петербурге «в виде опыта» в 1872 году «сроком на 4 года» по инициативе военного министра Д. А. Милютина, при содействии профессоров Медико-хирургической академии, настойчивости и активности общественных деятельниц М. В. Трубниковой, А. П. Философовой и других стали первым высшим женским медицинским учебным заведением России. Курсы, срок обучения на которых вскоре был увеличен до 5 лет, готовились к первому выпуску. Еще в мае шесть выпускниц получили согласие военного министерства на отправку в действующую армию. Следом за ними на Дунай отправились еще двадцать два человека. Среди них получившие особую известность еще во время сербско-черногорско-турецкой войны Софья Ивановна Бальбот, Вера Петровна Матвеева.
Если к необходимости участия на войне медицинских сестер общественное и официальное мнение пришло к общему заключению, то в отношении женщин-врачей, которых в России насчитывалось единицы, не было не только единого мнения, но и не рассматривалась перспектива использования их в мирной жизни. Ведь даже после окончания высших медицинских курсов и сдачи испытаний на звание лекаря женщины «получали право практики с разграничением пола больных». «В практическом применении,— констатировал главный военный медицинский инспектор,— оно было бы крайне затруднительно, а для общества невыгодно». Выпускницы курсов, добровольно отправившиеся в армию, получали удостоверение, в котором говорилось, что они «уволены в отпуск в Румынию для поездки с санитарным отрядом сроком... впредь по 1 октября текущего года».
Заключение
Подготовка женского медицинского персонала началось с учреждения Института сердобольных вдов в 1819 г.
Первым из известных работ, сделавшим попытку выделить специфику труда сестер различных специальностей, подчеркнуть важность деятельности сестринского персонала, а также очертить структуру деятельности и профессиональных знаний стало «Руководство» Х. Опеля, изданное в 1822 г. Многие известные русские ученые-медики внесли свой вклад в обучение медицинских сестер. Боткин стоял у истоков женского медицинского образования в России. В 1874 году он организовал школу фельдшериц, а в 1876 году – «Женские врачебные курсы».
Во время Крымской войны Н.И.Пирогов предложил разграничить род занятий медсестер (прием раненых, сортировка, работа в операционной и т.д.). Это была первая "специализация" среди сестер, учитывающая уровень их знаний и способностей, а также практическую необходимость в этом роде деятельности.
Крымская война показала пользу женского ухода за ранеными и больными. Стали создаваться общины сестер, занимающихся уходом за больными. К участию в учебном процессе и работе в больницах руководители общин привлекали наиболее известных врачей, таких как: Ф.П. Гааз, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, Б.И. Тарасов, Н.И. Торопов, Н.А. Вельяминов, Н.Я. Чистович, С.С. Корсаков, А.А. Остроумов, А.А. Бобров, Л.Л. Левшин, Г.И. Россолимо, С.П. Федоров, М.И. Лавров, Н.П. Богоявленский и другие.
С 1880 года и почти до окончания I Мировой войны Российское Общество Красного Креста, а значит и подготовка сестер милосердия, находились под патронажем императрицы Марии Федоровны- датчанки по происхождению, нареченной русским именем после заключения брака с русским императором Александром III.
К 1891-92 году Российский Красный Крест выработал единые правила приема и единые программы подготовки сестер милосердия. В годы правления Александры Федоровны был впервые опробован опыт вне общинной подготовки сестер милосердия.
Общество Красного Креста взяло на себя подготовку квалифицированного санитарного персонала для нужд военного времени, организацию госпиталей на фронте, сбор пожертвований и оказание материальной помощи раненым и больным. В его деятельности на разных этапах плодотворно участвовали многие выдающиеся медики -    Н. И. Пирогов, Н. В. Склифосовский, С. П. Боткин, С. И. Спасокукоцкий, Н. А. Вельяминов, Н. Н. Бурденко и др.     В 1882 г. по инициативе Общества Красного Креста в Петербурге открылись курсы для населения по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Программа обучения включала циклы лекций и практических занятий по изучению строения человека, оказанию первой помощи при различных острых заболеваниях и повреждениях. В течение года обучение проходили более 900 человек. Сюда входили слушательницы высших женских курсов, представительницы разных сословий, студенты и т. д. В мае 1897 г. Общество Красного Креста учредило в Петербурге институт "братьев милосердия". Программа подготовки была рассчитана на два года и не отличалась от программы подготовки сестер милосердия. В военное время братья милосердия оказывали помощь раненым на поле боя, в перевязочных пунктах, находившихся на передовых позициях, осуществляли уход за больными в госпиталях и лазаретах, сопровождали транспорт с ранеными.


Литература
История сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://i-z-m.ru/istoriya-sestrinskogo-dela.html
Основоположники сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: www.mosmedsestra.ru/load/0-0-0-53-20
Романюк В.П. Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Организация системы ухода за больными /  В.П. Романюк , В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_2.htm
Романюк В.П. Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Российское общество Красного Креста в войнах и стихийных бедствиях конца XIX - первой половине ХХ века /  В.П. Романюк, В.А. Лапотников , Я.А. Накатис  [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_4_1.htm
Романюк В.П.. Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Участие женщин в помощи раненым в годы Крымской войны /  В.П. Романюк, В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа:  http://www.randd.ru/Miloserdie_4.htm
Романюк В.П.. Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Состояние милосердного сестрического движения в России на современном этапе (конец ХХ - начало XXI века) /  В.П. Романюк , В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа:   http://www.randd.ru/Miloserdie_5.htm
Скворцов В.В.  Волгоградский медицинский портал/Статьи/Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны / Скворцов В.В. [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://medic.vgrad.net/articles/nursing_process/1263147868
Электронная версия газеты «Стоматология сегодня» : Русская [Электронный портал], - Режим доступа: http://www.dentoday.ru/ru/content/archive/2001/5/9/
Яфасова Д. Истоки сестринского дела. Глава 7 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER7.htm
Яфасова Д. Истоки сестринского дела. Глава 2 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER2.htm
Яфасова Д. Истоки сестринского дела. Глава 3 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER3.htm





женщины, христианки, служащие своим сестрам во Христе или во имя потребностей других
образованных повивальных бабок или акушерок












29

Литература
1. История сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://i-z-m.ru/istoriya-sestrinskogo-dela.html
2. Основоположники сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: www.mosmedsestra.ru/load/0-0-0-53-20
3. Романюк В.П. Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Организация системы ухода за больными / В.П. Романюк , В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_2.htm
4. Романюк В.П. Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Российское общество Красного Креста в войнах и стихийных бедствиях конца XIX - первой половине ХХ века / В.П. Романюк, В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_4_1.htm
5. Романюк В.П.. Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Участие женщин в помощи раненым в годы Крымской войны / В.П. Романюк, В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_4.htm
6. Романюк В.П.. Золотой корец / Сестричество / История сестринского служения в России / Состояние милосердного сестрического движения в России на современном этапе (конец ХХ - начало XXI века) / В.П. Романюк , В.А. Лапотников , Я.А. Накатис [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.randd.ru/Miloserdie_5.htm
7. Скворцов В.В. Волгоградский медицинский портал/Статьи/Медицинские сестры в годы Великой Отечественной войны / Скворцов В.В. [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://medic.vgrad.net/articles/nursing_process/1263147868
8. Электронная версия газеты «Стоматология сегодня» : Русская [Электронный портал], - Режим доступа: http://www.dentoday.ru/ru/content/archive/2001/5/9/
9. Яфасова Д. Истоки сестринского дела. Глава 7 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER7.htm
10. Яфасова Д. Истоки сестринского дела. Глава 2 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER2.htm
11. Яфасова Д. Истоки сестринского дела. Глава 3 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], - Режим доступа: http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER3.htm



Вопрос-ответ:

Какой вклад ученых медиков внесли в образование среднего медицинского персонала в начале 19-20 веков?

В начале 19-20 веков ученые медики сыграли значительную роль в развитии образования среднего медицинского персонала. Они создали новые методики обучения, разработали программы и учебные планы для медицинских учебных заведений, а также провели исследования, которые помогли улучшить качество медицинского образования.

Как происходило становление сестринского дела в начале 19-20 веков?

Становление сестринского дела в начале 19-20 веков было связано с участием и вкладом ученых медиков. Они разработали новые подходы к организации сестринской работы, систематизировали знания о сестринском деле, внедрили новые методики и стандарты в учебные программы для медицинских сестер.

Какое место занимало женское медицинское образование в России в начале 19-20 веков?

В начале 19-20 веков женское медицинское образование занимало значительное место в развитии медицины в России. Это было связано с активной деятельностью женских медицинских обществ, которые создавали и поддерживали учебные заведения для образования женского медицинского персонала.

Какой вклад ученых медиков внесли в образование медицинских сестер?

Ученые медики сыграли важную роль в развитии образования медицинских сестер. Они провели исследования, которые помогли определить особенности и требования к профессии медсестры, разработали новые методики и программы для сестринского образования, а также выпустили ряд научных работ, которые стали основой для развития сестринского дела.

Что Н.И. Пирогов говорил о сестрах милосердия?

Н.И. Пирогов высоко ценил работу сестер милосердия и считал их незаменимыми сотрудниками в системе здравоохранения. Он отмечал, что сестры милосердия обладают особыми качествами - состраданием, терпением и добротой - и являются надежными помощниками в лечении и уходе за больными.

Какова роль ученых медиков в образовании среднего медицинского персонала в начале 19-20 веков?

В начале 19-20 веков ученые медики играли важную роль в развитии образования среднего медицинского персонала. Они участвовали в создании и совершенствовании учебных программ, разрабатывали методики обучения и контроля знаний, а также проводили исследования, основанные на своей практической работе.

Как происходило становление сестринского дела?

Становление сестринского дела началось в середине 19 века с участием ученых медиков. Они осознали необходимость профессионализации и структурирования сестринской работы и начали разрабатывать специальные программы обучения для медицинских сестер. Были созданы первые специализированные школы для обучения сестер, где они получали не только теоретические знания, но и практические навыки. Таким образом, сестринское дело постепенно стали признавать как важную и незаменимую часть медицинской сферы.

Как развивалось женское медицинское образование в России?

В России женское медицинское образование начало активно развиваться во второй половине 19 века. Ученые медики внесли значительный вклад в это развитие, создавая специальные учебные заведения для обучения женщин медицинскому делу. Были открыты женские медицинские курсы и факультеты, где будущие врачи получали высшее образование. Это позволило женщинам получить право на профессиональную медицинскую деятельность и значительно расширило возможности женской активности в области здравоохранения.

Какой вклад ученые медики внесли в образование медицинских сестер?

Ученые медики внесли значительный вклад в образование медицинских сестер. Они разработали учебные программы для школ и курсов по подготовке сестер, где они получали не только теоретические, но и практические навыки. Ученые медики также осуществляли контроль и оценку знаний медицинских сестер, а также проводили научные исследования, направленные на развитие и улучшение сестринской работы.

Какое значение имело образование среднего медицинского персонала в начале 19-20 веков?

В начале 19-20 веков образование среднего медицинского персонала имело огромное значение. Оно позволяло подготовить специалистов, которые могли оказывать помощь больным и выполнять основные медицинские процедуры. Образование включало основы медицинских наук, анатомию, физиологию, гигиену и другие дисциплины, необходимые для работы сестринского персонала.

Каков вклад ученых медиков в образование медицинских сестер?

Ученые медики сыграли важную роль в развитии образования медицинских сестер. Они разработали программы обучения, стандарты профессиональной подготовки и методики работы сестринского персонала. Благодаря их исследованиям и практическому опыту, сестры получили возможность осваивать новые техники и методы лечения, улучшать качество медицинской помощи и повышать свою профессиональную квалификацию.

Какую роль играли начальницы в сестринском деле в те времена?

В то время роль начальниц в сестринском деле была не только в конкретном руководстве практической работой сестер по уходу за больными, но и в общем наблюдении и контроле за сестрами. Они обеспечивали управление и организацию работы сестринского персонала, следили за соблюдением профессиональных стандартов и обучением сестер. Их задачей было поддерживать высокое качество медицинской помощи и развивать сестринское дело в целом.