Экономические, социальные и фискальные основы налоговой политики в Российской Федерации.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Налоги, налогообложение и налоговое планирование
  • 33 33 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 18.06.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Социально – экономическое содержание налоговой политики и её реализация в транзитивной экономике России 5
2. Методы, формы и приёмы налогового регулирования 15
3. Потенциал налогового регулирования экономики и формы его реализации в перспективе 23
Заключение 32
Список использованных источников и литературы: 33
Фрагмент для ознакомления

На современном этапе не существует единого подхода к оценке потенциала налогового регулирования. Не установлены единые методы расчёта.Налоговым потенциалом считается предельный возможный объем налоговых поступлений, сборов и других обязательных платежей, рассчитанных по определённым ставкам и зачисляемых в государственную бюджетную систему.При разработке мер в области налоговой политики, принятых к реализации в 2014 - 2016 годах, не внесено каких – либо существенных изменений и новых направлений. Планируется продолжать реализацию задач, поставленных в предыдущие годы.Налоговое регулирование оказывает влияние на поведение экономических субъектов, создаёт стимулы для предприятий и физических лиц. Необходимым условием увеличения конкурентоспособности российской экономики является диверсификация, модернизация, технологическое обновление. Предполагается, что в плановом периоде 2014 – 2016 годов стимулирующая роль налоговой системы по этим направлениям будет сохранена. В целях обеспечения сбалансированности государственного бюджета следует проводить политику, направленную на повышение доходов бюджетной системы. В этом отношении к основным источникам увеличения налоговых поступлений можно причислить повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных видов налогов, проведение мероприятий в области налогового администрирования.В настоящее время установленный уровень налоговой нагрузки способен обеспечить стабильную наполняемость бюджетов всех уровней, так как соответствует уровню нагрузки развитых стран.В период 2014 – 2016 годов изменений в структуре налоговой системы не предполагается. Дальнейшее реформирование и совершенствование налоговой политики должно происходить способом надстройки уже существующей российской налоговой системы. Главными направлениями должны быть мобилизация дополнительных доходов за счет улучшения качества налогового администрирования, сокращение теневой экономики, изъятие в бюджет сверхдоходов.Сегодня можно говорить о трёх группах методов оценки налогового потенциала. [9] Среди них:Аддитивные методы. С их помощью налоговый потенциал рассчитывается по следующим формулам:НП = НД + Р, где НП — налоговый потенциал, НД — налоговые доходы,Р — резервы увеличения налоговых поступлений;НП = k * НД, где k — корректировочный коэффициент.Ключевым моментом данного расчета налогового потенциала репрезентативной налоговой системы является величина налоговых поступлений, собранная регионом. Для оценки налогового потенциала в этом случае используется следующая формула [9]:где Нi — начисления по i-му налогу в регионе;Пij — поступления i-го налога в j-ом регионе;Нij — начисление i-го налога в j-ом регионе.Формулу, можно, преобразовать, т.е. в целом налоговый потенциал будет равняться сумме налогового потенциала по основным видам налогов, получим:где Ксобi — коэффициент собираемости i-го налога, где данный коэффициент определяется по формуле:Пi — фактические поступления i-го налога в текущем периоде;Нi — сумма начислений i-го налога в текущем периоде.Эта формула применяется в целях прогнозирования налоговых поступлений, налогового потенциала как экономического показателя.Регрессивные методы. Применяемый для определения перспектив налогового регулирования метод регрессионного анализа позволяет описать количественную зависимость между исследуемой переменной и однойили несколькими независимыми переменными. В этом случае расчёты следует производить с применением следующей формулы [9]:НП = а0 + а1х1 + а2х2 +...+ anxn + εа0 — свободный член;а1, а2, ...an — коэффициенты уравнении регрессии;х1, х2, ...xn — факторы, характеризующие налоговую базу; ε — составляющая, интегрирующая влияние неучтенных факторов. К преимуществам этого метода можно отнести возможность осуществления прогнозных расчетовв краткосрочном и среднесрочном периоде.В таблице 1 приведена динамика начисленных и поступивших налоговых платежей в бюджет Российской Федерации за 2010–2013 гг. в разрезе основных налогов.[15]Таблица 1 Динамика налоговых платежей в государственный бюджет РФ по основным налогам за 2010–2013 годыДинамика налоговых платежей, в тыс.руб.2010 год2011 год2012 год2013 годначисленопоступилоначисленопоступилоначисленопоступилоначисленопоступилоВСЕГО Консолидированный бюджет РФ 17 448 23418 265 97017 655 83018 019 35417 143 48617 683 21122 048 76521 728 610Налог на прибыль организаций3 985 8914 220 5613 599 4093 523 0853 735 1753 649 7836 629 0616 232 112НДФЛ6 341 2587 069 4986 807 0947 485 4987 527 1678 037 4558 325 0478 750 688НДС2 781 3892 757 1673 203 9412 703 6801 370 6071 552 8462 258 1281 637 455Акцизы1 117 4121 106 691944 542941 631986 761986 3461 143 2381 143 344Налог на имущество физических лиц13 19914 01619 71616 95924 59420 1254 4459 988Налог на имущество организаций927 552938 2031 055 1871 050 652989 788956 0901 090 0281 091 601Транспортный налог146 028126 324175 187159 070204 528178 297194 722192 193Земельный налог353 575368 173518 606528 671530 187518 886270 541525 657НДПИ321 866319 835423 482421 223524 267531 525707 752701 034Водный налог297 108296 910174 966172 65123 65225 88123 89322 503УСНО681 518576 103266 718524 874724 661664 581869 840789 462ЕНВД400 508356 987424 930376 827456 786408 318462 146452 197ИТОГО по основным налогам17 370 63218 153 36817 617 86317 909 57717 103 46317 534 70121 987 26521 555 862Доля в общем объеме, %99.699.499.899.499.899.299.799.2Из анализа таблицы 1 следует, что доля перечисленных налогов составляетболее 99% от общей суммы начисленных и поступивших налоговых платежей. Коэффициент собираемости по конкретным налогам представлен в таблице 2.[15]Таблица 2Коэффициент собираемости за 2010–2013 гг.Коэффициент собираемости, в %2010 год2011 год2012 год2013 годВСЕГО в бюджет РФ 104,7102,1103,198,5Налог на прибыль организаций105,997,997,794,0НДФЛ111,5110,0106,8105,1НДС99,184,4113,372,5Акцизы99,099,7100,0100,0Налог на имущество физических лиц106,286,081,8224,7Налог на имущество организаций101,199,696,6100,1Транспортный налог86,590,887,298,7Земельный налог104,1101,997,9194,3НДПИ99,499,5101,499,1Водный налог99,998,7109,494,2УСНО84,5196,891,790,8ЕНВД89,188,789,497,8 Сравнительный анализ налогового потенциала с фактическим поступлением приведён в таблице 3. [15]Таблица 3Сравнительный анализ налогового потенциала с фактическим поступлениемСравнительный анализ(тыс. руб.)2009 год2010 год2011 год2012 годНПФАКТоткл., %НПФАКТоткл., %НПФАКТоткл., %НПНалог на прибыль организаций4 220 5603 523 08483,53 523 0843 649 782103,63 649 7826 232 113170,86 232 113НДФЛ7 069 4977 485 499105,97 485 4998 037 456107,48 037 4568 750 687108,98 750 687НДС2 757 1672 703 68098,12 703 6801 552 84657,41 552 8461 637 455105,41 637 455Акцизы1 106 691941 63185,1941 631986 346104,7986 3461 143 344115,91 143 344НИФЛ (налог на имущество физических лиц)14 01616 959121,016 95920 125118,720 1259 98849,69 988НИО (налог на имущество организаций)938 2031 050 652112,01 050 652956 09091,0956 0901 091 601114,21 091 601ТН (транспортный налог)126 324159 070125,9159 070178 297112,1178 297192 193107,8192 193ЗН (земельный на-лог)368 173528 671143,6528 671518 88698,1518 886525 657101,3525 657НДПИ319 835421 223131,7421 223531 525126,2531 525701 034131,9701 034ВН (водный налог)296 910172 65158,1172 65125 88115,025 88122 50386,922 503УСНО576 103524 87491,1524 874664 581126,6664 581789 462118,8789 462ЕНВД356 987376 827105,6376 827408 318108,4408 318452 197110,7452 197ЕСХН2 9024 756163,94 7564 56896,04 5687 628167,07 628ИТОГО18 153 36818 019 35499,317 909 57717 683 21198,717 534 70121 728 610123,921 555 862 Из анализа таблицы 3 следует, что отклонение фактического поступления от прогноза налогового потенциала за 2011 г. составило 99,3%, за 2012 г. — 98,7%, определившее минимальное отклонение 0,7% и 1,3% соответственно. Наихудшим можно считать результат отклонения за 2013 г.— фактические поступления на 23,9% больше прогнозных значений налогового потенциала. Основной причиной этого является увеличение в 2013 году начислений по налогу на прибыль в 1,7 раз. Структурный метод определения потенциала налогового регулирования региона был разработан Министерством финансов Российской Федерации в рамках системы распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. К способам расчёта налогового потенциала региона можно отнести следующие [9]:Метод прямого счета представлен следующей формулой:НПР — налоговый потенциал региона;n — количество налогов;НБ — налоговая база налога;t — ставка (предельная ставка) i-налога в процентах. При проведении расчетов по этой формуле используются фактические налоговые ставки.Упрощенный метод. Суть этого метода в применении статистических данных налогового отчета. По налоговым отчётным данным для конкретных видов налогов с определённой налоговой базой, они составляют 90% всех налоговых доходов региона. Можно сделать дооценку потенциала налогового регулирования следующим методом: все налоговые поступления региона принимаем за 100 усл. ед.; налоговый потенциал по 10 налогам формы № 5-НБН примем за 98 единиц, тогда общий налоговый потенциал будет равен:НП = 100 * 98/90 = 109 усл. ед. В настоящее время статистический налоговый отчет по форме № 5-НБН не формируется. Поэтому необходимо ориентироваться на статистические налоговые отчеты с индексом пять о налогооблагаемой базе в разрезе наиболее весомых налогов. [9] Фактический метод.НП = Ф + З +ЛФ — фактические поступления налогов;З — прирост задолженности за отчетный период; Л — сумма налоговых льгот. Этот метод имеет свои недостатки. К ним можно отнести временные рамки. Этот метод эффективно применять только по прошлым периодам, т.е. периодам, по которым уже имеются данные о поступлениях, задолженностях и льготах. Для оценки потенциала налогового регулирования в перспективе необходимо применять аналитический показатель за несколько лет. Показатель должен характеризовать средний абсолютный прирост, обобщающий скорость изменения исследуемого показателя во времени. Для использования данного метода применяют следующую формулу: где Фn, Фı — конечный (n) и начальный уровни ряда динамики фактических поступлений;Зn, Зı — конечный и начальный ряд динамики прироста задолженности;Лn, Лı — конечный и начальный ряд динамики налоговых льгот.Однако, при этом подходе потенциала налогового регулирования, будущие периоды рассчитываются при сопоставимых условиях, поскольку динамика развития близка к линейному и не сможет учитывать изменения в бюджетном и налоговом законодательствах. В ходе проведённого анализа потенциала налогового регулирования были синтезированы методики применяемых расчетов. В целях наиболее эффективного расчёта потенциала налогового регулирования необходимо комбинирование и преобразованиесуществующих методик. Изучение потенциала налогового регулирования экономической сферынеобходимо на стадии формирования стабильной экономики и развития государственного налогового механизма. ЗаключениеНалоговая политика является составной частью общей государственной финансовой политики государства. Налоговая политика представляет собой совокупность мероприятий государства в налоговой сфере. Параллельно с политикой в области ценообразования, кредита, денежного обращения,необходимо осуществлять налоговую политику в рамках единой согласованной системы мероприятий. Центральным звеном российского налогового механизма на современном этапе является налоговое регулирование. Налоговое регулирование как комплексная система экономических мер оперативного государственного вмешательства в ход выполнения налоговой части бюджета, способна эффективно влиять на экономические процессы. В методах налогового регулирования огромную часть составляют налоговые льготы в виде налоговой амнистии, налоговых каникул, отсрочки платежа, налоговых вычетов, инвестиционного налогового кредита. На современном этапе налогового планирования предусмотрено выравнивание условий налогообложения в результате уменьшения количества налоговых льгот. Результативность налогового регулирования достижима только при условии целенаправленного воздействия всего комплекса инструментов государственного регулирования на реализацию стратегических целей. Необходимо применять согласованные методы налоговой,бюджетной, промышленной и кредитной политики, ориентированные на решение конкретных задач и программ развития приоритетных отраслей экономики.Список использованных источников и литературы:Законодательные акты:Конституция Российской Федерации.Бюджетный Кодекс российской Федерации.Налоговый кодекс Российской Федерации.Научные и учебно-методические издания:Аронов, А. В. Налоги и налогообложение. Москва, «Дрофа – М» 2-е изд. 2014.Березин М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов// Финансы и кредит 2011.Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике // Вопросы экономики. 2013. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. – Москва: Юрист, 2011.МаконеллК.Р. Экономикс.-М.:ИНФРАМ, 2012.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2011. Миренга Л.Б. Основы налогообложения. М.: Инфра-М, 2011. Сазонов Ю.К. Налоговая система России на современном этапе – Москва: Феникс, 2012. Ситуянц П.Г.Теоретические основы налогообложения в России: М.: 2013.Периодические издания:Добрушин Б.С. "Борьбе с налоговыми нарушениями - прочную правовую основу. "Финансы №1 2014г.Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования//Финансы. - № 4, 2014

Список использованных источников и литературы:

Законодательные акты:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный Кодекс российской Федерации.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
Научные и учебно-методические издания:
4. Аронов, А. В. Налоги и налогообложение. Москва, «Дрофа – М» 2-е изд. 2014.
5. Березин М.Ю. Состав и экономическое содержание функций налогов// Финансы и кредит 2011.
6. Вишневский В., Липницкий Д. Оценка возможностей снижения налогового бремени в переходной экономике // Вопросы экономики. 2013.
7. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
8. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть. – Москва: Юрист, 2011.
9. Маконелл К.Р. Экономикс.-М.:ИНФРАМ, 2012.
10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 2011.
11. Миренга Л.Б. Основы налогообложения. М.: Инфра-М, 2011.
12. Сазонов Ю.К. Налоговая система России на современном этапе – Москва: Феникс, 2012.
13. Ситуянц П.Г.Теоретические основы налогообложения в России: М.: 2013.
Периодические издания:
14. Добрушин Б.С. "Борьбе с налоговыми нарушениями - прочную правовую основу. "Финансы №1 2014г.
15. Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования//Финансы. - № 4, 2014

Вопрос-ответ:

Каково социально-экономическое содержание налоговой политики в Российской Федерации?

Социально-экономическое содержание налоговой политики в Российской Федерации заключается в использовании налоговых инструментов для достижения социальных и экономических целей. Это включает в себя регулирование неравенства доходов, стимулирование экономического роста, поддержку отдельных секторов экономики, сокращение бюджетного дефицита и многое другое.

Какие методы и формы налогового регулирования используются в России?

В России используется широкий спектр методов и форм налогового регулирования. Это включает в себя установление различных налоговых ставок и льгот, введение налоговых поборов и акцизов, применение налоговых вычетов и компенсаций, а также определение налоговых основ и порядка их расчета.

Какой потенциал налогового регулирования экономики имеется в России в перспективе?

На современном этапе нет единого подхода к оценке потенциала налогового регулирования. Однако, с учетом динамики развития российской экономики и изменений в мировой экономической ситуации, можно предположить, что потенциал налогового регулирования в России будет сохраняться и даже расти в перспективе.

Какие основные цели преследует налоговая политика в России?

Основными целями налоговой политики в России являются обеспечение стабильности бюджетных доходов, поддержка экономического роста, сокращение бюджетного дефицита, регулирование социальной справедливости и стимулирование развития отдельных секторов экономики.

Каким образом налоговая политика влияет на экономическую сферу России?

Налоговая политика влияет на экономическую сферу России через регулирование налоговых ставок, льгот и основ расчета налогов. Она может стимулировать развитие определенных отраслей экономики, привлекать инвестиции, улучшать бизнес-климат и повышать конкурентоспособность российской экономики в целом.

Каково социально-экономическое содержание налоговой политики в Российской Федерации?

Социально-экономическое содержание налоговой политики в Российской Федерации заключается в регулировании экономики через налогообложение, чтобы обеспечить социальную справедливость и стимулировать экономический рост. Налоговая политика включает в себя определение размеров налоговых ставок, освобождений от налогов, льгот, санкций, а также способов и процедур взимания налогов.

Какие методы и формы налогового регулирования используются в России?

В России используются различные методы и формы налогового регулирования, такие как изменение налоговых ставок, введение и отмена налоговых льгот, использование налоговых каникул, налоговых санкций, а также проведение налоговой амнистии. Эти инструменты используются для достижения различных целей, таких как стимулирование экономического роста, привлечение иностранных инвестиций, снижение негативного воздействия налогообложения на население и бизнес.

Каков потенциал налогового регулирования экономики в России?

На современном этапе не существует единого подхода к оценке потенциала налогового регулирования экономики в России. Однако, налоговое регулирование имеет большой потенциал воздействия на экономику, так как позволяет государству влиять на распределение ресурсов, стимулировать экономический рост, привлекать инвестиции и обеспечивать социальную справедливость. В перспективе возможно развитие новых методов и форм налогового регулирования, учет особенностей транзитивной экономики и изменение налоговой системы с учетом мировых тенденций и принципов эффективности.

Какие источники и литература использовались при написании статьи?

Не предоставлено.

Какое содержание имеет налоговая политика в Российской Федерации?

Налоговая политика в Российской Федерации имеет свое экономическое и социальное содержание. Экономически она направлена на регулирование и стимулирование развития экономики страны. Она также имеет социальное содержание, которое заключается в использовании налоговых доходов для финансирования социальных программ и обеспечения социальной защиты населения.

Какие методы используются в налоговом регулировании?

В налоговом регулировании используются различные методы. Одним из них является изменение ставок налогов, которое позволяет влиять на поведение налогоплательщиков. Другим методом является установление льгот и освобождений от уплаты налогов, чтобы стимулировать определенные отрасли или деятельность. Также в налоговом регулировании используются методы контроля и наказания, чтобы обеспечить соблюдение налогового законодательства.

Каков потенциал налогового регулирования экономики в России?

На современном этапе не существует единого подхода к оценке потенциала налогового регулирования в России. Однако можно отметить, что правильно спроектированная и эффективно реализуемая налоговая политика может иметь значительный потенциал для стимулирования экономического роста, привлечения инвестиций и создания благоприятной предпринимательской среды. В перспективе можно ожидать дальнейшего развития и совершенствования налогового регулирования в Российской Федерации.