Психологический портрет предпринимателя
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 16.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Психология предпринимательства
2. Личностные и профессиональные черты предпринимателя
3. Особенности психологического портрета зарубежного и российского предпринимателя
Заключение
Список литературы
В начале работы мы определили, что предпринимательство предполагает самостоятельность деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Анализу этой составляющей психологического портрета российского предпринимателя посвящены исследования под руководством И.В. Андреевой. Было выявлено, что у российских предпринимателей симптомокомплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, демонстрируя открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма [8].
Специалисты, изучающие психологические особенности современных российских предпринимателей, отмечают у них набор далеко не оптимальных личностных качеств, которые тем не менее позволяют им вести свой бизнес с учетом российских экономических и социальных реалий:
• рационалистичность – стремление все просчитать, предусмотреть и учесть;
• недоверчивость – восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, что приводит к стремлению усилить контроль за всем, также подозрительность по отношению к своим работникам и партнерам по бизнесу;
• агрессивность – склонность к решению проблем силовыми методами вместо поиска компромиссов, а также подверженность аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
• авторитарность – преобладание доминирующего стиля руководства, не терпящего критики или свободы мнений;
• суеверно-мистическая настроенность – вера в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д., которая объясняется невозможностью полного интеллектуального контроля над социальной, деловой и жизненной ситуацией [7, с. 131].
Л.Е. Душатский на основе проведенных им исследований утверждает, что по своей мотивации современные российские бизнесмены вполне соответствуют классическому образу предпринимателя. Однако «…в действиях российских предпринимателей часто просматривается откровенное пренебрежение к закону, морали и элементарным нормам поведения, что сводит на нет положительный заряд мотивации. ...В цивилизованных формах ведут бизнес только четверть опрошенных. И это при условии, что респонденты были откровенны в своих ответах, – отмечает Душатский. – Возможно, специфика российского бизнеса состоит в том, что благие намерения бизнесменов реализуются антисоциальными действиями» [2, с. 94]. Проведенное Л.Е. Душатским исследование обнаружило тенденцию роста успешности бизнеса по мере снижения степени его цивилизованности.
В развитом цивилизованном обществе утрата доброго имени по причине эгоистического поведения на рынке для компании может оказаться фатальной. Наш отечественный бизнес, очевидно, пока не испытывает объективной необходимости руководствоваться в своей деятельности этическими нормами, поскольку, видимо, не усматривает связи между приверженностью морально-этическим принципам и успешностью деловой активности.
Заключение
Предпринимательство – это вид трудовой деятельности предприимчивой личности, содержанием которого является автономное принятие и осуществление решений по поиску и использованию новых возможностей рынка в условиях личного финансового риска с целью получения высокого коммерческого результата.
Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы единодушны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др.
Литературные данные доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель, прежде всего, фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства.
Следует отметить, что, помимо собственно личностных качеств, предприниматель должен обладать набором специфических знаний, умений и навыков в той области, в которой он работает.
Для каждого общества характерен свой психологический тип предпринимателя, формирующийся и изменяющийся в результате приспособления и отбора под воздействием факторов культуры и социальной атмосферы.
Имеется ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении с зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности своей деятельности со стороны социума, невысокие нравственные качества и т.п.
Как справедливо отмечают ряд исследователей (А.Г. Здравомыслов, Г.Г. Дилигенский, П.С. Гуревич и др.), скачок в новое общество становится возможным не тогда, когда возникают новые идеи, а когда вызревают новые ценности. Ценности – образование достаточно инертное, малоподвижное, поэтому на трансформацию ценностной системы, формирование новых ценностей можно рассчитывать лишь в сравнительно длительной перспективе.
Список литературы
Дейнека О.С. Экономическая психология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 160 с.
Душатский Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социс. 1999. №7. С. 91-94.
Карлофф Б. Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1992. 317 с.
Спасенников В.В. Экономическая психология. М.: ПЭРСЭ, 2003. 443 с.
Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. М.: Прогресс-Универс, 1991. Вып. 1. 160 с.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 401 с.
Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
Экономическая психология / Под ред. И.В.Андреевой. СПб.: Питер. 2000. 512 с.
10
1.Дейнека О.С. Экономическая психология. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 160 с.
2.Душатский Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринима-телей // Социс. 1999. №7. С. 91-94.
3.Карлофф Б. Деловая стратегия: Концепция, содержание, символы. М.: Экономика, 1992. 317 с.
4.Спасенников В.В. Экономическая психология. М.: ПЭРСЭ, 2003. 443 с.
5.Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство. М.: Прогресс-Универс, 1991. Вып. 1. 160 с.
6.Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982. 401 с.
7.Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учеб. пособие. СПб.: Питер, 2008. 304 с.
8.Экономическая психология / Под ред. И.В.Андреевой. СПб.: Питер. 2000. 512 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные личностные и профессиональные черты предпринимателя?
Основные личностные и профессиональные черты предпринимателя включают самостоятельность, склонность к риску, ответственность, творческое мышление, настойчивость, умение принимать решения, коммуникабельность и предприимчивость.
Чем отличается психологический портрет зарубежного и российского предпринимателя?
Психологический портрет зарубежного и российского предпринимателя может отличаться в зависимости от культурных особенностей и экономической ситуации в разных странах. Зарубежные предприниматели часто проявляют большую предприимчивость, готовность к риску и стремление к мировым рынкам, в то время как российские предприниматели могут сталкиваться с ограничениями и сложностями в экономической сфере.
Какие исследования были проведены по психологическому портрету российского предпринимателя?
Исследования под руководством И.В. проведены по анализу составляющих психологического портрета российского предпринимателя, таких как самостоятельность, выбор, риск и ответственность. Они позволяют лучше понять особенности предпринимателей в России и выявить их характеристики.
Какие личностные черты важны для успешного предпринимателя?
Для успешного предпринимателя важны самостоятельность, настойчивость, творческое мышление, способность принимать решения, коммуникабельность и предприимчивость. Эти черты помогают предпринимателю разрабатывать и реализовывать свои бизнес-идеи.
Какие особенности психологического портрета предпринимателя в целом?
Особенности психологического портрета предпринимателя включают склонность к риску, высокую мотивацию к достижению успеха, готовность к нестандартным решениям проблем, стремление к независимости и самореализации. Они помогают предпринимателям выживать и преуспевать в сфере бизнеса.
Какие черты характера обычно свойственны предпринимателям?
Предприниматели обычно обладают такими чертами характера, как решительность, инициативность, уверенность в себе, рископриемство, настойчивость и умение принимать быстрые решения. Они также имеют высокий уровень мотивации, целеустремленность и стремление к достижению успеха.
Какие личностные черты важны для успешного предпринимателя?
У успешных предпринимателей обычно есть такие личностные черты, как творческое мышление, гибкость мышления, адаптивность, умение быстро анализировать ситуацию, принимать решения и адаптироваться к изменениям. Они также обладают высоким уровнем самодисциплины, самоорганизации и способностью к самомотивации.
Какие особенности есть у психологического портрета российского предпринимателя?
Психологический портрет российского предпринимателя включает в себя такие особенности, как большая приверженность к традициям, большая зависимость от личной интуиции, усиленная общественная и государственная поддержка, некоторая неуверенность в своих силах и потребность в большем количестве времени и ресурсов для достижения успеха.