Проблема эффективности государственных предприятий
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 29.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
стр.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования 6
государственных предприятий 6
1.1. Необходимость государственных предприятий 6
1.2. Функции государственных предприятий 8
Глава 2. Сущность и виды эффективности 11
2.1. Сущность эффективности 11
2.2. Виды эффективности 13
Глава 3. Проблема эффективности функционирования 16
государственных учреждений 16
3.1. Различие эффективности государственных предприятий 16
3.2. Причины неэффективности государственных предприятий 18
3.3. Эффективность государственных и частных предприятий 19
3.4. Факторы повышения эффективности 22
государственных предприятий 22
Заключение 25
Список литературы 27
Дело в том, что одни из них действительно ограждены от конкуренции (естественные монополии, ряд предприятий военно-промышленного комплекса и др.), другие же функционируют в конкурентной среде, сосуществуя не только с отечественными, но и с иностранными хозяйствующими субъектами. Это, естественно, заставляет их вести себя соответствующим образом при конкурентной борьбе, исходя из особенностей рынка (олигополистического, монополистической конкуренции с дифференциацией товара и т.п.). [5]
Что пкасается пгосударственных ппредприятий, пработающих пв пнеконкурентной псреде, пто ппоследняя пв пусловиях пНТП пуменьшается. пЯркий ппример птому п-связь, пкоторая пдлительное пвремя пбыла пмонополией пгосударства, пно пстала пконкурентной потраслью, пчто пмотивирует пее пконкурентные ппозиции. пУже псамо псуществование пгосударственных ппредприятий пв прыночной пэкономике пспособствует празвитию пдобросовестной пконкуренции, па птем псамым пи пих пконкурентной пмотивации. пГосударственные ппредприятия ппрактически пне пимеют пбарьеров пдля ппроникновения пна плюбой прынок, пчто побусловлено, пс подной пстороны, пполитической пволей пгосударства, пспособной пв ппринципе ппреодолеть плюбые пбарьеры, пс пдругой п- пэкономической пмощью, ппотенциалом пгосударственного псектора. п
пГосударство, пв потличие пот пиных псобственников, пможет п(при ппрочих правных пусловиях) плегко псформировать плюбое ппредприятие пв плюбой потрасли пэкономики ппри потносительно пнизких п(по псравнению пс пнегосударственными псубъектами) пзатратах порганизации. пОно пможет ппреодолеть плюбой пэффект пмасштаба пв плюбом ппроизводстве пза псчет пвысокой пспособности пк пмобилизации пкапитала пна поснове празличных пвозможностей: пбюджета, пэмиссии пценных пбумаг, пполучения пиностранного пкредита пи пт.п. пРасполагая пматериальными, пфинансовыми, пправовыми пи пиными пфакторами, поно пможет ппреодолеть пвходные пбарьеры пи пв птех потраслях, пгде пналицо писпользование ппатентов, ппрофессиональных псекретов п(ноу-хау). пВ презультате пблагодаря пгосударственному псектору пв пэкономику пне пбудет псуществовать пспособов, пкоторые пудерживали пбы пцену пна пуровне пвыше пконкурентного. пПоявление пна прынке пновых ппредприятий птем псамым пувеличит побщий побъем пвыпуска, пчто пприведет пк ппонижению пцены пдо пконкурентного пуровня. п
\ пБолее птого, псама пугроза ппоявления пновых ппредприятий пна прынке ппозитивно пвлияет пна пповедение пдействующих ппроизводств, пимеющих ппрочное пположение пв потрасли. пПри пэтом ппоследние пбудут пстараться пработать птак, пчтобы пизбежать пупреков псо пстороны побщества пв птом, пчто пони писпользуют пценообразование, пнарушают побщепринятые пстандарты пзагрузки ппроизводственных пмощностей, пфальсифицируют пкачество ппродукции, пуменьшают побъемы пее пвыпуска пи пт.д. п
\пГосударство пспособно птакже, пприменяя пмеры ппринуждения, пэффективно ппротивостоять пнегласным, пнезаконным пметодам пконкурентной пборьбы, ппомогая птем псамым пподдержанию пнормального пфункционирования пэкономики пв пцелом. пИспользуя псобственность пна пневоспроизводимые пресурсы, поно пможет, псоздавая пгосударственные ппредприятия, пне пдопустить пмонополизации прынка пданных пвидов пресурсов, побеспечить правный пдоступ пк пнему пчастных псобственников, пчто птакже пбудет побеспечивать пздоровую пконкуренцию. [10]
3.4. Факторы повышения эффективности
государственных предприятий
Конкурентоспособность государственных предприятий как фактор повышения эффективности их деятельности обусловлена также их определенными преимуществами в экономии трансакционных издержек по сравнению с частным сектором. Экономия достигается за счет, во-первых, существенно меньших затрат на поиск информации (о ценах, покупателях, поставщиках и т.д.); во-вторых, на государственных предприятиях меньше расходы на ведение переговоров между администрацией, профсоюзами, вышестоящими органами; в-третьих, им легче, используя правовые институты государства, обеспечить свою юридическую защиту; в-четвертых, с точки зрения контрактов предприятиям государственного сектора дешевле обходится их заключение, оформление, защита, исполнение; в-пятых, на государственных предприятиях внешние эффекты способны быстрее и с меньшими издержками превратиться во внутренние, поскольку для государства нет нужды разрабатывать специальное законодательство, уговаривать, убеждать, как в случае с частными собственниками, ибо оно может непосредственно прибегнуть к принуждению, в-шестых, государственные предприятия значительно сокращают свои издержки на поиск нужной им информации также и за счет использования специально созданного государством трансакционного сектора (торговых палат, атташата, аналитических центров и т.п.).
Государственные предприятия как участники конкурентной борьбы обладают специфическими преимуществами, нередко недоступными для частных фирм. Так, они опираются на разнообразные возможности государства (правовые, материальные, кадровые, финансовые, международные), что помогает их устойчивости в реагировании на перемены в экономике, на рынке. [15]
пНаучно-технический ппрогресс птакже пусиливает пмощь пгосударственных ппредприятий. пЭто псвязано, пв пчастности, пс пэффектом пмасштаба пв псфере пНИОКР, пинновационной пдеятельности. пДля пмногих пчастных псобственников пне ппод псилу пфинансирование пНИОКР, пвнедрение пв ппроизводство пинноваций, пдело пусугубляется пзачастую потсутствием пквалифицированных пкадров, псоответствующих птехнологий, пноу-хау, пматериальной пбазы. пОбщеизвестно, пчто пдля пНИОКР пи пинновационной пдеятельности птребуется пнекоторый поптимальный пмасштаб ппредприятия, пкоторый пварьируется пв пзависимости пот птой пили пиной потрасли. пПоэтому пмногие пчастные ппредприятия псущественно ппроигрывают пгосударственным, пи пв пэтом псмысле пменее пжизнеспособны пи пустойчивы. п
Конечно, пгосударственные ппредприятия пне птак пгибко, пкак пчастные ппроизводства, преагируют пна пизменение пспроса ппродукции. пОни ппри ппрочих правных пусловиях побязаны побеспечивать пнормальное пфункционирование пхозяйственного пмеханизма, пне пдопускать псбоев пв пэкономике, пруководствуясь пинтересами пгосударства. пА пэто п- пважный пфактор пэффективности. п
пНаучно-технические пдостижения, пполученные пи писпользуемые пгосударственными ппредприятиями, прасширяя пграницы пнаукоемких потраслей, пделают пвозможным ппривлечение пв пних пчастных пфирм, ппоскольку пновая пили пулучшенная ппродукция пизготавливается пс пменьшими пиздержками. пВ пэтих пусловиях пможет пслучиться птак, пчто пчастные птоваропроизводители пбудут пв псостоянии поткрыть пновые ппроизводства, посуществить пнеобходимые пкапиталовложения, пв птом пчисле писпользуя попыт, пкооперативные псвязи пс ппредприятиями пгосударственного псектора. пЭто птакже пспособствует празвитию пконкуренции пв пэкономике пкак пфактора пповышения пэффективности пи псамих пгосударственных ппредприятий. пНа пэффективность пих пдеятельности пвлияют пизменение пв пгосударственном прегулировании пэкспорта пи пимпорта, пмирохозяйственных псвязей, поткрывающее пили пзакрывающее пнациональную пэкономику пдля пиностранных пконкурентов , пинфляция пи пт.д. п
\ пПодводя питог псказанному, пзаметим, пчто побъективных ппричин, пкоторые пбы побусловили пнеэффективность пвсех пбез празличия пгосударственных ппредприятий, пне псуществует. [2]
Заключение
Необходимость государственных предприятий обусловлена социальной значимостью удовлетворения тех или иных потребностей общества/государства (добыча драгоценных металлов, камней, чеканка монет, контроль мер и весов, создание и эксплуатация ирригационных сооружений, производство оружия и т.д.).
Система пфункций пгосударственных ппредприятий п— пдинамичное пиерархическое, пмногоуровневое побразование. пЕе празвитие пв прыночной пэкономике потражает побщеэкономическую, побщесоциальную проль пгосударственных ппредприятий. пОни пмогут пвзаимопроникать, пдополнять пи пконкретизировать пдруг пдруга. пЭто пзависит пот пхарактера пвыполняемой пфункции, пее пназначения.
Неполная преализация пгосударственными ппредприятиями птой пили пиной пфункции пне пможет пне ппривести пк пснижению пэффективности прыночной пэкономики, пнеполному пудовлетворению попределенных побщественных ппотребностей.
пЭффективность пфункционирования пгосударственных ппредприятий, пкак пи плюбых пдругих, ппредставляет псобой потношение презультата пк пзатратам пили пресурсам. пВ п связи п с п этим п различают п ее п затратное пи пресурсное пвыражение. П
п пНекоторые пэкономисты псчитают, пчто ппричины пнеэффективности пмногих пгосударственных ппредприятий ппредопределены пгосударственной псобственностью пна пэти ппроизводства, пее пнерасчлененностью пс пуправлением. пОднако птакой пподход пк панализу пэффективности подносторонен, ппоскольку пне пучитывает пхарактер потрасли п(конкурентный, пнеконкурентный), пусловия пдеятельности ппредприятий п(коммерческое, пнекоммерческое), пформируемые пгосударством. п
пДругие пученые псвязывают прешение ппроблемы пс писпользованием ппредпринимательской пинициативы пработников, ппомогающей ппреодолеть пих потчуждение пот псредств пи презультатов птруда. пДумается, пчто пи птакой пподход подносторонен. п
пСпособ псоединения пработника псо псредствами ппроизводства, пформа псобственности п- пнедостаточные пусловия пдля пповышения пэффективности ппредприятий. пНа ппоследнюю псущественно пвоздействуют пхарактер пи пуровень ппроизводительных псил, птехнологий, порганизации птруда, пмасштабность ппроизводства, пуправление, пменталитет пнаселения, пинституциональные пструктуры п(право, псуд пи пдр.), поткрытость пэкономики, пконкуренция, пспециализация пи пкооперация, пинтеграция, пналогообложение, пэкономическая пполитика пправительства пи пт.д.
Конкурентоспособность государственных предприятий как фактор повышения эффективности их деятельности обусловлена также их определенными преимуществами в экономии трансакционных издержек по сравнению с частным сектором.
пНаучно-технический ппрогресс птакже пусиливает пмощь пгосударственных ппредприятий. пЭто псвязано, пв пчастности, пс пэффектом пмасштаба пв псфере пНИОКР, пинновационной пдеятельности. пДля пмногих пчастных псобственников пне ппод псилу пфинансирование пНИОКР, пвнедрение пв ппроизводство пинноваций, пдело пусугубляется пзачастую потсутствием пквалифицированных пкадров, псоответствующих птехнологий, пноу-хау, пматериальной пбазы. пОбщеизвестно, пчто пдля пНИОКР пи пинновационной пдеятельности птребуется пнекоторый поптимальный пмасштаб ппредприятия, пкоторый пварьируется пв пзависимости пот птой пили пиной потрасли. пПоэтому пмногие пчастные ппредприятия псущественно ппроигрывают пгосударственным, пи пв пэтом псмысле пменее пжизнеспособны пи пустойчивы
Список литературы
1. Баканов, пМ.И. пТеория пэкономического панализа: пучебник п/ пМ.И.Баканов, пА.Д. пШеремет. п- п пМ. п: п пФинансы п пи пстатистика, п2012. п– п465 пс.
2. Балабанов, пИ.Т. пАнализ пи ппланирование пфинансов пхозяйствующего псубъекта п/ пИ.Т. п пБалабанов. п- пМ. п: пФинансы пи пстатистика, п2012. п– п365 пс.
3. Беренс, пВ.В. пРуководство ппо поценке пэффективности пинвестиций п/ пВ.В. п пБеренс, пП.М. пХавранек. п- пМ. п: п пИНФРА-М, п2012. п– п355 пс.
4. Богдановская, пЛ.А. п пАнализ пхозяйственной пдеятельности п п пв п ппромышленности п: пучебник п/ пЛ.А. пБогдановская п[и пдр.] п- пМ. п: пИНФРА-М, п2011. п– п412 пс.
5. Бочаров, пВ.В. п пКомплексный пфинансовый панализ п/ пВ.В. пБочаров. п– пСПб. п: пПитер, п2011. п– п п432с.
6. Герасименко, пГ.П. пФинансовый панализ п/ пГ.П. пГерасименко, пЭ.А. п пМаркарян. пМ. п: пПриор, п2011. п– п432 пс.
7. пГрузинов пВ.П., пГрибов пВ.Д. пЭкономика ппредприятия. п- пМ.: пБанки пи пбиржи, п2010. п- п348 пс.
8. Ефимова, п пО.В. п пФинансовый п панализ п/ пО.В. пЕфимова. п п- пМ. п: п пБухгалтерский пучет, п2012. п- п175 пс.
9. п Загородников пС.В., пМиронов пМ.Г.. пЭкономика потрасли,2009-313 пс.
10. п Зайцев, пН.Л. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пвузов/Н.Л. пЗайцев. п- пМ.: пИНФРА, п2012. п- п414 пс.
11.Ковалев, пА.И. пАнализ пфинансового псостояния ппредприятия п/ пА.И. пКовалев. п- пМ. п: пЦентр пэкономики пи пмаркетинга, п2011. п– п256 пс.
12. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пэкономических пвузов. п- п2-е пизд., ппераб. пи пдоп./Под пред. пА.И. пРуденко. п- пМ.: пБГЭУ, п2010. п- п475с.
13. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пвузов/Л.Я. пАврашков, пВ.В. пАдамчук. п- пМ.: пДело пи псервис, п2010. п- п528 пс.
14. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пвузов/под пред пС.Г. пФалько. п- пМ.: пДрофа, п2013. п- п368 пс.
15. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пвузов. п4-е пизд./Под пред. пВ.И. пСеменова. п- пСПб.: пПитер,2012. п- п384с.
2
1. Баканов, пМ.И. пТеория пэкономического панализа: пучебник п/ пМ.И.Баканов, пА.Д. пШеремет. п- п пМ. п: п пФинансы п пи пстатистика, п2012. п– п465 пс.
2. Балабанов, пИ.Т. пАнализ пи ппланирование пфинансов пхозяйствующего псубъекта п/ пИ.Т. п пБалабанов. п- пМ. п: пФинансы пи пстатистика, п2012. п– п365 пс.
3. Беренс, пВ.В. пРуководство ппо поценке пэффективности пинвестиций п/ пВ.В. п пБеренс, пП.М. пХавранек. п- пМ. п: п пИНФРА-М, п2012. п– п355 пс.
4. Богдановская, пЛ.А. п пАнализ пхозяйственной пдеятельности п п пв п ппромышленности п: пучебник п/ пЛ.А. пБогдановская п[и пдр.] п- пМ. п: пИНФРА-М, п2011. п– п412 пс.
5. Бочаров, пВ.В. п пКомплексный пфинансовый панализ п/ пВ.В. пБочаров. п– пСПб. п: пПитер, п2011. п– п п432с.
6. Герасименко, пГ.П. пФинансовый панализ п/ пГ.П. пГерасименко, пЭ.А. п пМаркарян. пМ. п: пПриор, п2011. п– п432 пс.
7. пГрузинов пВ.П., пГрибов пВ.Д. пЭкономика ппредприятия. п- пМ.: пБанки пи пбиржи, п2010. п- п348 пс.
8. Ефимова, п пО.В. п пФинансовый п панализ п/ пО.В. пЕфимова. п п- пМ. п: п пБухгалтерский пучет, п2012. п- п175 пс.
9. п Загородников пС.В., пМиронов пМ.Г.. пЭкономика потрасли,2009-313 пс.
10. п Зайцев, пН.Л. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пвузов/Н.Л. пЗайцев. п- пМ.: пИНФРА, п2012. п- п414 пс.
11.Ковалев, пА.И. пАнализ пфинансового псостояния ппредприятия п/ пА.И. пКовалев. п- пМ. п: пЦентр пэкономики пи пмаркетинга, п2011. п– п256 пс.
12. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пэкономических пвузов. п- п2-е пизд., ппераб. пи пдоп./Под пред. пА.И. пРуденко. п- пМ.: пБГЭУ, п2010. п- п475с.
13. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пвузов/Л.Я. пАврашков, пВ.В. пАдамчук. п- пМ.: пДело пи псервис, п2010. п- п528 пс.
14. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пвузов/под пред пС.Г. пФалько. п- пМ.: пДрофа, п2013. п- п368 пс.
15. пЭкономика ппредприятия: пУчебник пдля пвузов. п4-е пизд./Под пред. пВ.И. пСеменова. п- пСПб.: пПитер,2012. п- п384с.
Вопрос-ответ:
Какие функции выполняют государственные предприятия?
Государственные предприятия выполняют различные функции, такие как обеспечение населения товарами и услугами, регулирование экономических процессов, социальное развитие и защита интересов государства.
Каковы виды эффективности, когда речь идет о государственных предприятиях?
Существуют различные виды эффективности государственных предприятий, включая экономическую эффективность (основная цель - получение прибыли), социальную эффективность (обеспечение социальных потребностей населения) и политическую эффективность (реализация политических целей государства).
Какая проблема может возникнуть при функционировании государственных учреждений?
Одной из ключевых проблем эффективности функционирования государственных учреждений является неэффективность, которая может проявляться в том, что предприятия не достигают своих целей, испытывают финансовые трудности или не обеспечивают социальные потребности населения.
Какие причины могут вызывать неэффективность государственных предприятий?
Неэффективность государственных предприятий может быть вызвана различными причинами, такими как недостаточное финансирование, неумение управляющего персонала, коррупция, отсутствие конкуренции на рынке и низкая мотивация сотрудников.
В чем заключается различие эффективности государственных предприятий от других организаций?
Различие эффективности государственных предприятий от других организаций состоит в том, что государственные предприятия имеют свои особенности, такие как целью обеспечение общественных интересов, дополнительное финансирование за счет бюджетных средств и политическое управление.
Какие функции выполняют государственные предприятия?
Государственные предприятия выполняют такие функции, как производство товаров и услуг для обеспечения нужд государства и населения, регулирование рыночной ситуации, обеспечение социальной стабильности и защита национальных интересов. Они также могут осуществлять функции по сбору налогов и предоставлению государственных услуг.
Чем отличается эффективность государственных предприятий от эффективности частных предприятий?
Эффективность государственных предприятий отличается от эффективности частных предприятий тем, что в первом случае основным приоритетом является обеспечение интересов государства и общества, в то время как во втором случае основным приоритетом является получение прибыли. Также государственные предприятия подвержены большему влиянию политических факторов и имеют дополнительные функции, которые несут социальную ответственность перед населением.
Какие виды эффективности существуют?
Существует несколько видов эффективности, включая экономическую, социальную и экологическую эффективность. Экономическая эффективность оценивается по достижению поставленных экономических целей, таких как максимизация прибыли или минимизация издержек. Социальная эффективность оценивается по удовлетворению социальных потребностей и обеспечению благосостояния населения. Экологическая эффективность оценивается по соблюдению экологических стандартов и устойчивому использованию природных ресурсов.
Какие причины неэффективности государственных предприятий?
Причины неэффективности государственных предприятий могут быть различными. Это может быть неэффективная организация производства, слабое управление и контроль, коррупция, недостаточное финансирование, отсутствие конкуренции, политическое вмешательство и другие факторы. Также государственные предприятия часто сталкиваются с проблемами бюрократии и неэффективными процедурами принятия решений.