Идея человека как творца самого ебя в философии эпохи Возрождения
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 25.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Антропоцентризм эпохи Возрождения: новое понимание человека
2. Человек - источник творческой силы: философские идеи
3. Тело и душа: идея преображения человека
4. Человек как творец самого себя
Заключение
Список литературы
Не знатное происхождение, а внутренний мир, настойчивость, яркость, талант - становятся мерилом человеческой личности.
Пико делла Мирандола (1463-1494) предлагает новый взгляд на человека, которому Бог дал свободную волю и который сам должен решить свою судьбу, определить свое место в мире (4, Т. 1. с. 507). Человек - не просто природное существо, он творец самого себя и этим отличается от прочих природных существ.
Человек имеет исключительное право на то, чтобы творить свою личность и свою жизнь собственной волей. Этим человек отличается от остальной природы и идет к «божественному совершенству». Эта возможность не дана заранее, но человек может сам ее сформировать. Человек сам творец самого себя и своего счастья.
Кратковременна жизнь. Бессмертие Ф. Петрарка (1304 - 1374) понимает, прежде всего, как славу человека среди других людей: «заботься о доблести, пока живешь, тогда слава будет идти за тобой и после смерти» (1, с. 86). Ни через род, ни через богатство, а лишь «благодаря себе» можно добиться славы: только от личных усилий индивида зависят его слава и признание в глазах общества, т.е. человек делает себя сам. И здесь проблема любви является одной из важнейших. Любовь вызывает потребность самовыражения, творчества.
Коль скоро я предвидеть был бы в силе
Успех стихов, где я вздыхал о ней,
Они росли бы и числом скорей
И большим блеском отличались в стиле. (1, с. 88)
Истинное состояние человека должно быть результатом осуществления заложенных в нем Богом возможностей к совершенствованию. Для их проявления нужны усилия личности, ее творческая деятельность.
В эпоху Возрождения творческая деятельность человека приобретает сакральный характер. Он творец, подобный Богу, он созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем - самого себя. Поэтому фигура художника-творца становится символом Возрождения. Не смирение, а гордость обуяла его; он - «универсальный человек», причастный ко всем знаниям и всем видам деятельности. Он не ремесленник, повторяющий природу и выполняющий заказ, а созидатель. Не случайно Великие Мастера эпохи Возрождения творили в разных жанрах, стремясь выразить безбрежность каждой личности.
Художники Возрождения открыли в душе человека красоту и гармонию, добро и истину, поэтому они равны Тому, по чьему образу и подобию сотворены (3, с. 182).
Заключение
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, верили в Бога, признавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы», поэтому живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и тело. Основная ставка делается на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека отличают философию этого времени.
Почитая античность, гуманисты эпохи Возрождения сделали несравненно больший акцент на идеях свободы человека, его активной роли как созидателя своей судьбы, чего явно не доставало в античной философии и культуре. Так, итальянский философ гуманист Пико делла Мирандола (1463 - 1494 гг.) в трактате «Речь о достоинстве человека» говорил, что пусть Господь Бог создал человека, но он дал ему свободную волю и посему человек сам становится творцом своей судьбы. Французский философ М. Монтень (1533 - 1592 гг.) в сочинении «Опыты» через присущий ему скептицизм ищет, однако, пути, ведущие людей к истине и помогающие ответить на вопрос: «Как человеку прожить жизнь?». Свои сочинения Монтень направляет на активизацию человеческого разума (5, с. 194-205).
О том, что человек творит себя в процессе жизни писал и Пьетро Помпонацци (1462 - 1525 гг.), автор сочинений «О фатуме, свободе воли и предопределении», «Трактат о бессмертии души». Этот итальянский философ писал, что человеку присуща нравственность, отличающая его от животных.
Это позволило человеку, как никогда почувствовать силу и власть над всем сущим, совершенствоваться и развиваться, ему не нужна теперь милость Бога, он теперь сам творец, поэтому в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в эпоху раннего средневековья, и даже в эпоху античности.
Инженер и художник - это уже не просто «ремесленник», каким он был для античности и средних веков, теперь он действительный творец. Если в эпоху средневековья человек понимался как высшее божественное творение и не мыслился вне отношений с Богом, то в эпоху Возрождения человек всё более обособляется от Бога и рассматривается как творец самого себя и своей судьбы.
Выводы:
Философия эпохи Возрождения антропоцентрична: в центр мироздания поставлен человек, он же является главной темой философских размышлений большинства философов.
Концепция человека эпохи Возрождения в основе своей является по-прежнему христианской: человек есть образ и подобие Бога.
Богоподобие человека – в его способности к творчеству. Причем творческая сущность человека воплощается не только в создании культурных ценностей.
Творчество человека проявляется, прежде всего, в его самосозидании. В знаменитой речи «О достоинстве человека» итальянский философ Д. Пико дела Мирандолла видит главное отличие человека от других сотворенных Богом существ именно в его «незавершенности»: Бог дал человеку свободу воли, а тем самым – возможность самому завершить свой образ, избрать себя.
Таким образом, в Средневековье человек словно бы находился в прочной скорлупе веры и твердого знания о долге, но Возрождение разрушило старые принципы и раскололо эту скорлупу. Человек, обнаженный перед жизненными бурями, вышел на свет Ренессанса, заново постигая себя, мир, и понимая, что мир бесконечен, а он сам всемогущ.
Список литературы
Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.- 205 с.
История мировой философии / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ, 2005. – 414 с.
История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. - 680 с.
История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М.: Искусство, 1962. В 5 Т. – 4754 с.
Монтень М. Опыты. Книга 1. – М.: Голос, 1992. – 384 с.
Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. // Эстетика Реннесанса. - М.: Искусство, 1981. – 640 с.
11
1.Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: этические взгляды. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.- 205 с.
2.История мировой философии / С. Р. Аблеев. - М.: АСТ, 2005. – 414 с.
3.История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. - М.: Академический Проект: 2005. - 680 с.
4.История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. - М.: Искусство, 1962. В 5 Т. – 4754 с.
5.Монтень М. Опыты. Книга 1. – М.: Голос, 1992. – 384 с.
6.Пико делла Мирандола Дж. Речь о достоинстве человека. // Эстетика Реннесанса. - М.: Искусство, 1981. – 640 с.
Вопрос-ответ:
Какую новую идею предложил Пико делла Мирандола в отношении человека?
Пико делла Мирандола предложил новый взгляд на человека, рассматривая его как существо с свободной волей. Он считал, что человек имеет возможность самостоятельно творить свою жизнь и осуществлять свое предназначение.
Какие качества становятся мерилом человеческой личности согласно Пико делла Мирандола?
По мнению Пико делла Мирандола, не важно, какое знатное происхождение у человека, исключительно внутренний мир, настойчивость, яркость таланта являются мерилом человеческой личности.
Какую роль играет человек в собственном творчестве согласно философии эпохи Возрождения?
В эпоху Возрождения человек рассматривался как источник творческой силы. Он мог самостоятельно воплощать свои идеи и осуществлять свое предназначение. Человек стал более активным участником процесса творчества.
Какую идею о преображении человека выдвигает философия эпохи Возрождения?
Философия эпохи Возрождения выдвигает идею о преображении человека. Согласно этой идее, человек может измениться, развить свои способности и стать лучшей версией самого себя.
Каким образом человек становится творцом самого себя согласно философии эпохи Возрождения?
Согласно философии эпохи Возрождения, человек становится творцом самого себя путем осуществления своего предназначения и самостоятельного воплощения своих идей. Он может развивать свои способности и изменяться, чтобы стать лучшей версией себя.
Какую идею предлагает Пико делла Мирандола в отношении человека?
Пико делла Мирандола предлагает новый взгляд на человека, согласно которому Бог дал ему свободную волю.
Какие качества становятся мерилом человеческой личности в философии эпохи Возрождения?
Не знатное происхождение, внутренний мир, настойчивость, яркость, талант.
Что означает термин "антропоцентризм" в контексте философии эпохи Возрождения?
Антропоцентризм в философии эпохи Возрождения означает новое понимание человека, где он рассматривается как источник творческой силы.
Какие идеи выдвигаются относительно тела и души человека в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения возникают идеи о преображении человека через развитие его духовных и телесных качеств.
Что означает идея о человеке как творце самого себя в философии эпохи Возрождения?
Идея о человеке как творце самого себя в философии эпохи Возрождения заключается в том, что человек обладает способностью изменять и улучшать свою судьбу и личность через свои действия и свободу воли.
Какие философские идеи связаны с идеей человека как творца самого себя в эпоху Возрождения?
В эпоху Возрождения идея человека как творца самого себя была связана с такими философскими идеями, как антропоцентризм, новое понимание человека, идея того, что человек является источником творческой силы.