Экономическая политика в приграничных регионах
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 27.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 6
1 Основные направления социально-экономической политики РФ в приграничных регионах 8
1.1 Долгосрочная экономическая политика государства в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 8
1.2. Долгосрочная социальная политика в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке 16
2 Возможности модернизации приграничных регионов в рамках социально-экономической политики РФ 26
2.1 Анализ потенциала социально-экономического развития приграничных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока 26
2.2 Анализ факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие приграничных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока 29
2.3 Рекомендации по повышению эффективности социально-экономической политики РФ в приграничных регионах Восточной Сибири и Дальнего Востока 34
Заключение 36
Привлечениезарубежныхироссийскихинвестицийдляразвитиямашиностроения,включаятяжелоемашиностроениеипроизводствоспециальнойтехникииоборудования,позволитсоздатьмощнуюбазувысокотехнологичногопромышленногопроизводстваврегионахСибирииДальнегоВостока,обеспечитростдоходовизанятостьнаселения,ростналоговыхпоступленийвбюджетырегионовимуниципалитетов.2.2. Анализ факторов, сдерживающихсоциально-экономическое развитие приграничных регионовВосточной Сибири и Дальнего ВостокаРассмотрение факторов, тормозящих развитие малого предпринимательства приграничных территорий Дальнего Востока России, свидетельствует о том, что их перечень примерно одинаков при имеющихся некоторых различиях. Принципиальное отличие состоит в том, что малое предпринимательство приграничных территорий Дальнего Востока России развивалось в значительной степени в опоре на крупную промышленность и ориентировано на внутренний рынок, китайское малое предпринимательство – за счет институционального и трудового фактора и в значительной степени ориентировано на внешний рынок. Устойчивое развитие малого предпринимательства в приграничных территориях требует совершенствования внешней среды бизнеса, и в первую очередь законодательной и нормативно-институциональной базы, поскольку некоторые правовые аспекты регулирования развития малого предпринимательства остались вне закона. Сегодня на первый план выдвинулись проблемы, связанные с существенным отставанием кредитно-финансовой системы от требований рыночной экономики, проблемы имущественного и ресурсного обеспечения, страховой защиты. Особое место в институциональной среде малого предпринимательства принадлежит государству, которое должно быть ориентировано на создание условий, способствующих устойчиво-воспроизводственному режиму функционирования малого предпринимательства, рассматриваемому в качестве одного из базисных условий устойчивого социально-экономического развития приграничных территорий. Государственное финансирование системы «малое предпринимательство» необходимо рассматривать в качестве инвестиционных потоков, а сам процесс – как инвестиционную деятельность. Успешность инвестиционной деятельности в системе регулирования развития малого предпринимательства в достаточной степени зависит от действенности системы государственного финансового администрирования и должна отслеживаться, оцениваться и анализироваться с целью более эффективного управления конечными ее результатами. Выявлены лидеры по положительной динамике показателей, характеризующих развитие малых предприятий – Еврейская автономная область, Амурская область. Крупнейшие регионы в ДВФО, Приморский и Хабаровский край, занимают в рейтинге 3-е и 4-е места соответственно, демонстрируя снижение социальной функции малого предпринимательства за анализируемый период при незначительном росте экономической функции малых предприятий в регионе. Российская стратегия по развитию Дальнего Востока прямо влияет на будущее России. Восточные регионы могут предоставлять огромные средства и ресурсы для модернизации России благодаря явным географическим преимуществам. Одна из важнейших причин – регионы Дальнего Востока России могут развиваться в координации с северо-востоком Китая, что создаст большие возможности для двухстороннего развития. 2.3. Рекомендации по повышению эффективности социально-экономической политики РФ в приграничныхрегионах Восточной Сибири и Дальнего Востока• Политика экономического развитияСибири иДальнегоВостока должнабытьвыстроенавлогикеразвитиястраныкакцелого.Приэтомфинансовые,технологическиеикадровыеинвестициидолжныобеспечитьсущественноеускорениесоциально-экономическогоразвитияРоссиивXXIвеке.Необходимоотказатьсяотадминистративно-территориальнойпривязкииперейтиккрупныминфраструктурным,производственнымисоциальнымпроектам,обеспечивающимразвитиевсехрегионовСибирииДальнегоВостока.• Политика экономического развитияСибири иДальнегоВостока должнабыть выстроена в логике формирования территориальных структурированныхкомплексов–«территорийопережающегоразвития»(ТОР),требующихсогласованногоразвитияпроизводственной,транспортной,энергетическойисоциальнойинфраструктуры,атакжепривлеченияиобустройстватрудовыхресурсов. Необходимоотказатьсяототраслевогоподхода,которыйнепозволяетобеспечиватькомплексностьразвития,существенноусложняетлогистикуиуправлениепроцессамиразвития.Переходкформированию«территорийопережающегоразвития»позволитуйтиотнесколькихсотенслабосвязанныхпроектов29иобеспечитьреализациюнебольшогочислакрупныхкомплексныхпроектов,реальноопределяющихразвитиемакрорегионавXXIвеке.• Промышленнаяполитикадолжнаучитыватьужереализуемыемасштабные проекты(НижнееПриангарье,космодром«Восточный»,ЮжнаяЯкутия,ЮжноеПриморьеидр.)ивозможныеограничениятранспортнойиэнергетическойинфраструктурыитрудовыхресурсов;обеспечиватьвыполнениеэкспортныхобязательствРФ,наполнениебюджетнойсистемыРФ,ростзанятостинаселения30.• Сектор тяжелогомашиностроения и специальной техники должен статьдрайвером развития всегомашиностроения, сопутствующихметаллургическихпроизводств,ключевымзаказчикомнаинжиниринговыеуслугииНИОКР.• Промышленнаяполитикадолжнаобеспечитьвозможностьширокогопривлеченияведущихзарубежныхкомпанийвкачествеинвесторовипроизводителейдляразмещениявысокотехнологичныхмашиностроительныхпроизводствспоследующейпоэтапнойлокализациейдеятельности(начинаяс«отверточнойсборки»ипереходякпроизводствукомплектующихиосновныхузлов).• Промышленнаяполитикадолжнаобеспечитьглубокуюмодернизациюсуществующихисозданиеновыхвысокотехнологичныхпроизводств,интеграциюразличныхсекторовпромышленногопроизводствачерезтрансферттехнологий,бизнес-моделейисистемуправления,переходкмодульнойорганизациипроизводств,выстраиваниеинтегрированныхтехнологическихцепочек,использованиеаутсорсингаидр.• Промышленнаяполитикадолжнабытьсогласованасналоговой,таможеннойиэкспортной,чтобыобеспечиватьсозданиеусловийдляускоренногоразвитиявысокотехнологичныхсекторовмашиностроениясучастиемведущихзарубежныхкомпаний.Дляподдержкивновьсоздаваемыхпредприятийнеобходимоиспользоватьмерысниженияналоговыхплатежей,транспортныхтарифов,тарифовнаэлектрическую и тепловую энергию.Таможеннаяполитикадолжнаобеспечитьограничениеимпортаготовойтехникииоборудования,стимулироватьлокализациюихпроизводстванатерриториистраны.ДлязапускапроцессовиндустриальногоразвитияСибирииДальнегоВостоканеобходимореализоватьследующиеконкретныемеры.Первая группа мер (нормативно-правовая база)• Разработатьиутвердитьввидезакона«СтратегиюпромышленногоразвитияРоссийскойФедерациидо2030года»,вкоторойдолженбытьраздел,связанныйсразвитиемпромышленностинатерриторииСибирииДальнегоВостока.Разработать и утвердить «Стратегию технологическоймодернизации промышленностиРоссийскойФедерациидо2030года»,вкоторойдолженбытьраздел, связанный с технологическоймодернизацией промышленности на территорииСибирииДальнегоВостока.• Доработатьиутвердитьввидезакона«Стратегиюлокализациипроизводстваоборудованияиразвитиянефтегазосервисногосекторадляшельфовыхместорожденийдо2030года»(Министерствопромышленностииторговли).• Разработатьиутвердитьввидезаконаположениеодеятельности«КорпорацииразвитияСибирииДальнегоВостока».• Разработатьиутвердитьввидезаконаположениеодеятельности«НациональногофондаразвитияСибирииДальнегоВостока».• Доработатьиутвердитьввидепакетанормативно-правовыхактовмерытаможеннойитарифнойполитики,направленнойнастимулированиеростастепенилокализациипроизводствзарубежныхкомпанийнатерриторииРоссийскойФедерациивобластипроизводствасудов,нефтегазовой,горнодобывающей,дорожностроительнойтехникииоборудования.ЗаключениеВ результате всего сказанного выше можно сделать следующие выводы:1)Открытие региона для экономических связей с зарубежьем, во- первых, поставили ориентированную на освоение сырьевых источников индустрию Сибири и Дальнего Востока в конкурентную позицию теперь уже ко всем аналогичным предприятиям мира, и, во-вторых, включили сибирское и дальневосточное сырье в технологические цепочки, выстраиваемые не столько в России или на постсоветском пространстве, сколько во всей мировой экономике. При этом «глобальный мир» проявил заинтересованность только в получении отдельных видов сибирского и дальневосточного природного сырья. Разработка новой политики развития Сибири и Дальнего Востока в России XXI века должна начаться с переосмысления представлений о Сибири и Дальнем Востоке как определенном гомогенном социально-экономическом и геополитическом пространстве, для которого характерны единые интересы и единая степень экономической зависимости от «центра», одинаковая острота социальной ситуации и само собой разумеющееся общее стремление к политическому дистанцированию от европейской части страны. 2)В связи с этим представляется крайне важным уяснить: что территориальная дифференциация регионов внутри Сибири и Дальнего Востока не меньше, а по важнейшим параметрам существенно больше, чем между европейской и азиатской частями России; что транспортные и энергетические проблемы Сибири и Дальнего Востока порождены не только внутриотраслевыми причинами, но и общероссийскими и специфическими для Сибири и Дальнего Востока явлениями системного характера; что социальная ситуация в Сибири и на Дальнем Востоке не катастрофична, а предельно дифференцирована; если во многих населенных пунктах эта ситуация вполне сопоставима, а часто и лучше, чем в типичных областях европейской части России, то в ряде республик и автономных округов она находится на социально допустимой грани, причем особенно бедственным является положение в местах жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера.3) И последний, но самый важный вывод: нельзя надеяться только на китайские инвестиции- нужно вкладывать свои средства – федерального центра в том числе в развитие регионов- поскольку зависимость от Китая может стать необратимой в будущей для развития Сибири и Дальнего Востока, то есть наметиться серьезная угроза потери этих территорий не де юре, а де факто.Список источников и литературы1. Ван И. Сотрудничество приграничных регионов России и Китая: история и современное состояние//Международная экономика. - № 12, 2007.- С. 45-53. 2. Ван И, Ян Хунмэй. Особый район: Китай// Социальная и демографическая политика. - № 7, 2006. - С. 64-71. 3. Ван И, Рязанцев С.В.,Ян Хунмэй. Трудовая миграция и расселение мигрантов из Китая в России// Практика привлечения и использования иностранной рабочей силы в России: тенденции, механизмы, технологии/ Материалы научно-практической конференции (16-17 октября 2006 г.)// Отв. ред. д.э.н., проф. Рязанцев С.В. – М., 2006. - С. 118-123.4. Ван И, Рязанцев С.В., Ян Хунмэй. Китайская диаспора в России// Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции России в мировое хозяйство: Материалы 51-ой юбилейной научно-методической конференции «Университетская наука – региону», посвященной 75-летнему юбилею Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – С. 300-304.5. Ван И. Состояние и перспективы сотрудничества России со старанами азиатско - тихоокеаского региона// Международные экономические организации в современном мире: Материалы 3-ей научной конференции экономического факультета 30 ноября 2006 года// Отв. ред. И.В.Андронова. – М.: Изд-во РУДН, 2006 – С.23-25.6. Ван И, Ян Хунмэй. Тенденции и перспективы китайской миграции в Россию// Миграция между Россией и Вьетнамом: история, современные тенденции и роль в социально-экономическом развитии стран. – Материалы международной научно-практической конференции; 29 ноября 2007 г./ Под ред. проф. Рязанцева С.В.; ИСПИ РАН, РУДН. – М: МАКС Пресс, 2007. – С. 56-58/7. Ван И. Новая миграционная политика России//Актуальные проблемы глобальной экономики – Материалы научной конференции молодыхученых экономического факультета 18 мая 2007 года // Отв.ред.И.Н.Белова. – М: Экон-Информ, 2007. – С.60-66.8. Ван И. Современные тенденции международной торговли между Россией и Китаем//Актуальные проблемы глобальной экономики - Материалы научной конференции молодых ученых экономического факультета 16 мая 2008 года //Отв.ред.И.Н.Белова. –М.:Экон-Информ, 2008.- С.93-95.9.Holslag J., Geeraerts G. Life begins at 60. URL: http://www.europeanvoice.com/article/2009/09/life-begins-at-60/65977.aspx (дата обращения: 29.09.2009).10.Shlapentokh D. The Dragon and the Bear. URL: http://www.project-syndicate.org/commentary/shlapentokh2 (дата обращения: 8.10.2008).11. Mieroszewski J. Ceci pourrait avoir lieu (Lors d’un confl it Russo-Chinois) // L’Est European. Paris. Février 1971. № 103. P. 33-3912. Dieterich H. China, primera potencia mundial. URL: http://www.rebelion.org/noticia.php?id=92534 (дата обращения: 5.10.2009).13.Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., Academia, 2011. – С. – 255. 14.Системная история международных отношений в двух томах / Под редакцией А.Д. Багатурова. Том Второй. События 1945-2003 годов.-М.: Культурная революция, 2009. - С.571. 15.Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современной мировой политике. М.: ИВ РАН, 2010 – С. 252. 16.Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., Academia, 2011. – С. – 261. 17.Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современной мировой политике. М.: ИВ РАН, 2010 – С. 25818. East and South-East Asia - 2001: Problems and contradictions/ Resp. Ed. V.V. Laperdina. - M., 2009 - P.140. 19. North-East and Central Asia: dynamics of international and interregional interactions: Training manual / edited by A.D. Voskresenskiy. - M: "Russian political encyclopedia", 2004. - S. 310. 20. East Asia: between regionalism and globalism/ Resp. Ed. GI chuphrin. - Moscow: Nauka, 2004 - S. 237 Robertson R. The New Global History: A Sociological Assessment// http://www.iea.usp.br/english/articles/ 21. Systemic history of international relations in two volumes / edited by A.D. Bogaturov. Volume Two. Events 1945-2003 years.-M: the Cultural revolution, 2009. - P.114. 22.Yang Han-Yu, Do Angua Turns on the way to modernization in China // East and South Asia in the modern world (Internal and external factors of development) Ref. Sat. / INION THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES. - M, 2010 - S. 79.23. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. Стенограмма выступления. Москва, 12.12.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118
1. Ван И. Сотрудничество приграничных регионов России и Китая: история и современное состояние//Международная экономика. - № 12, 2007.- С. 45-53.
2. Ван И, Ян Хунмэй. Особый район: Китай// Социальная и демографическая политика. - № 7, 2006. - С. 64-71.
3. Ван И, Рязанцев С.В.,Ян Хунмэй. Трудовая миграция и расселение
мигрантов из Китая в России// Практика привлечения и использования иностранной рабочей силы в России: тенденции, механизмы, технологии/
Материалы научно-практической конференции (16-17 октября 2006 г.)// Отв. ред. д.э.н., проф. Рязанцев С.В. – М., 2006. - С. 118-123.
4. Ван И, Рязанцев С.В., Ян Хунмэй. Китайская диаспора в России// Устойчивое развитие региона в условиях экономической интеграции
России в мировое хозяйство: Материалы 51-ой юбилейной научно-методической конференции «Университетская наука – региону», посвященной 75-летнему юбилею Ставропольского государственного университета. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – С. 300-304.
5. Ван И. Состояние и перспективы сотрудничества России со старанами азиатско - тихоокеаского региона// Международные экономические организации в современном мире: Материалы 3-ей научной конференции экономического факультета 30 ноября 2006 года// Отв. ред. И.В.Андронова. – М.: Изд-во РУДН, 2006 – С.23-25.
6. Ван И, Ян Хунмэй. Тенденции и перспективы китайской миграции в
Россию// Миграция между Россией и Вьетнамом: история, современные тенденции и роль в социально-экономическом развитии стран. – Материалы международной научно-практической конференции; 29 ноября 2007 г./ Под ред. проф. Рязанцева С.В.; ИСПИ РАН, РУДН. – М: МАКС Пресс, 2007. – С. 56-58/
7. Ван И. Новая миграционная политика России//Актуальные проблемы
глобальной экономики – Материалы научной конференции молодых
ученых экономического факультета 18 мая 2007 года // Отв.ред.И.Н.Белова.
– М: Экон-Информ, 2007. – С.60-66.
8. Ван И. Современные тенденции международной торговли между Россией и Китаем//Актуальные проблемы глобальной экономики - Материалы научной конференции молодых ученых экономического факультета 16 мая 2008 года //Отв.ред.И.Н.Белова. –М.:Экон-Информ, 2008.- С.93-95.
13.Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., Academia, 2011. – С. – 255.
14.Системная история международных отношений в двух томах / Под редакцией А.Д. Багатурова. Том Второй. События 1945-2003 годов.-М.: Культурная революция, 2009. - С.571.
15.Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современной мировой политике. М.: ИВ РАН, 2010 – С. 252.
16.Лунев С.И., Широков Г.К. Трансформация мировой системы и крупнейшие страны Евразии. М., Academia, 2011. – С. – 261.
17.Белокреницкий В.Я. Восток в мирополитических процессах. Азия и Африка в истории международных отношений и современной мировой политике. М.: ИВ РАН, 2010 – С. 258
23. Путин В.В. Послание Президента Федеральному Собранию. Стенограмма выступления. Москва, 12.12.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/transcripts/17118. – дата обращения 08.05.2014
Вопрос-ответ:
Какие основные направления социально-экономической политики в Российской Федерации в приграничных регионах?
Основные направления социально-экономической политики в приграничных регионах включают создание условий для развития экономики, привлечение инвестиций, поддержку предпринимательства, развитие инфраструктуры, поддержку занятости и создание новых рабочих мест, развитие туризма и других сфер.
Какая долгосрочная экономическая политика государства применяется в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке?
В долгосрочной экономической политике государства для Восточной Сибири и Дальнего Востока уделяется внимание развитию природных ресурсов, таких как нефть, газ, уголь, дерево, а также развитию транспортной и логистической инфраструктуры, региональных центров экономического роста, созданию инновационных центров, повышению конкурентоспособности региональных предприятий и привлечению иностранных инвестиций.
Каковы возможности модернизации приграничных регионов в рамках социально-экономической политики Российской Федерации?
В рамках социально-экономической политики РФ есть возможности для модернизации приграничных регионов. Это включает развитие инфраструктуры, создание специализированных торговых и экономических зон, поддержку инноваций и развитие высокотехнологичных отраслей, развитие туризма и культуры, поддержку предпринимательства и создание условий для привлечения инвестиций.
Какой потенциал социально-экономического развития приграничных регионов Восточной Сибири?
Приграничные регионы Восточной Сибири имеют значительный потенциал для социально-экономического развития. Это связано с наличием природных ресурсов, таких как нефть, газ, уголь, дерево, а также с уникальным географическим положением, которое предоставляет возможности для развития международной торговли, транспортных маршрутов и туризма. Также в регионах присутствуют высокотехнологичные отрасли и инновационные экономические зоны, которые могут стать основой для развития и привлечения инвестиций.
Каковы основные направления социально-экономической политики РФ в приграничных регионах?
Основными направлениями социально-экономической политики РФ в приграничных регионах являются стимулирование экономического развития, укрепление границы, развитие туризма и культурного обмена, поддержка малого и среднего бизнеса.
Какие задачи ставит перед собой долгосрочная экономическая политика государства в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке?
Долгосрочная экономическая политика государства в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке направлена на развитие ресурсной базы, привлечение инвестиций, создание конкурентоспособных производств и развитие транспортной инфраструктуры.
Какие меры предусмотрены долгосрочной социальной политикой в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке?
Долгосрочная социальная политика в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке включает в себя меры по улучшению качества жизни населения, развитию образования и здравоохранения, поддержке молодежи и созданию благоприятной среды для предпринимательства.
Какой потенциал социально-экономического развития имеют приграничные регионы Восточной Сибири?
Приграничные регионы Восточной Сибири имеют значительный потенциал для социально-экономического развития, связанный с разнообразием природных ресурсов, географическим положением и наличием крупных пограничных рынков соседних стран.