Концепция реформирования компании "РАО ЕЭС"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент
  • 33 33 страницы
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 10.05.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1.Причины реформирования естественных монополий
2. Основные направления и методы реформирования естественных монополий
2.1 Направления и методы реформирования
2.2 Основные принципы реформирования
2.3 Зарубежный опыт реформирования
3.Анализ концепции реформирования РАО ЕЭС России
1.1Предпосылки реформирования электроэнергетики
1.2 Цели, задачи, сущность реформы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Фрагмент для ознакомления

В настоящее время ряд компаний – поставщиков электроэнергии уже прошли полную или частичную приватизацию, в то время как другие все еще остаются в государственной собственности.
На оптовых рынках генерирующие компании продают электроэнергию компаниям - поставщикам и оптовым потребителям, от которых она затем поступает в розничную продажу.
Следствием проведения реформ стало появление сектора генерации электроэнергии, состоящего из множества оптовых генерирующих компаний (ОГК) как участников этого нового оптового рынка, работающего на конкурентных началах. В собственности и эксплуатации ОГК находятся теплоэлектростанции, а в собственности и эксплуатации ГидроОГК (недавно переименованной в РусГидро) – гидроэлектростанции.
После проведения в отрасли электроэнергетики структурных реформ предприятия-поставщики отделились от РАО ЕЭС и стали работать как конкурентоспособные предприятия, самостоятельно устанавливающие расценки на свои услуги. Эти новые организации состоят из “поставщиков последней инстанции” (которые также называются поставщиками-гарантами) и компаний, продающих электроэнергию на условиях конкуренции.
Расчет тарифов на электроэнергию на розничном рынке производится отдельно по каждой из трех групп потребителей: основные потребители, население и другие потребители электроэнергии. Начиная с 1 января 2011 года тарифы на электроэнергию будут устанавливаться только применительно к населению. Тарифы на передачу и распределение электроэнергии дифференцируются по каждому региону страны и устанавливаются уполномоченными органами регионов на срок в один год в пределах минимальной и максимальной ставок, утвержденных ФТС.
Министерство энергетики является государственным ведомством, курирующим энергетику России.
В результате реформы отрасли в целом сформирован оптовый рынок электроэнергии, предусматривающий:
-торговлю электроэнергией и услугами в условиях конкуренции, возможность выбора поставщика для розничного покупателя;
- рынок разделен на ценовые и неценовые зоны, в неценовых зонах тарифы устанавливает государство.
-образован розничный рынок, продающий энергию потребителю (населению по регулируемым тарифам). Рынок состоит из гарантированных поставщиков (определенных региональными органами власти) и свободных поставщиков-энергосбытовых компаний.
Заключение

В течение многих десятилетий государством были выработаны меры регулирования деятельности естественных монополий, построенные преимущественно на принципах прямого контроля с использованием механизмов ценового и неценового регулирования. В настоящее время эти методы уже не работают в полной мере. Это находит свое проявление в снижении эффективности деятельности естественных монополий, их слабой восприимчивости к инновациям, ухудшении качества предоставляемых услуг.
Собственно главный принцип структурного реформирования и заключается в том, что оно даёт возможность чётко определить непосредственно сферу деятельности естественной монополии, ограничивая область прямого государственного воздействия, и способствует развитию рыночных отношений в потенциально конкурентных сегментах, распространению частных инициатив, созданию надлежащего мотивационного механизма, повышению их инвестиционной привлекательности.
В качестве ключевых направлений реформирования естественных монополий следует выделить следующие: обеспечение условий для развития реальной конкуренции в тех сферах деятельности, где это возможно и целесообразно; либерализация ценового регулирования и последующее его упразднение в тех секторах, где достижима эффективная рыночная конкуренция; введение стабильного и прозрачного регулирования в сегментах рынка, характеризующихся наличием естественно-монопольного компонента.
В новых условиях государство должно максимально сократить сферы прямого ценового регулирования, сделав упор на более мягких и гибких методах неценового регулирования, не нарушающих принципов рыночной экономики и стимулирующих развитие конкуренции. Деятельность Федеральной Антимонопольной службы России (ФАС) является определяющей в данном процессе, поскольку она является основным регулирующим органом в стране, осуществляющим контроль в сфере естественных монополий и олицетворяет политику государства, проводимую в данном направлении.
Регулирование на естественномонопольном сегменте направлено, прежде всего, на регулирование инфраструктуры отрасли, состоящей из сетевых компаний, диспетчерского управления и непосредственно торговой системы. Государственный контроль на конкурентном сегменте направлен на регулирование отношений в отрасли, складывающихся в результате функционирования рыночного механизма. Принципиально различаются подходы к регулированию на розничном и оптовом сегментах рынка электроэнергии. Так, задача ФАС России на розничном рынке заключается в создании условий для конкуренции за рынок сбыта. В случае развития конкурентных отношений на рынке сбыта, потребители получат возможность сравнивать эффективность работы гарантирующих поставщиков, например, своего и обслуживающего соседнюю территорию, и впоследствии опосредованно влиять на выбор гарантирующего поставщика через конкурс. Регулирование на оптовом рынке занимает, несомненно, большее внимание, поскольку именно он послужит основой функционирования для всей создаваемой новой структуры энергосистемы. Именно на этом рынке будет формироваться цена, задаваться стандарты и правила поведения. Задача антимонопольного контроля - прежде всего не допустить манипулирования ценами.
В результате реформы отрасли практически сформирован оптовый рынок электроэнергии, предусматривающий: конкурентные механизмы торговли и разделение рынка на ценовые и неценовые зоны. Сложился розничный рынок, реализующий энергию потребителям всех уровней. Населению энергия реализуется по регулируемым тарифам.
Произошла реструктуризация отрасли по видам деятельности, но сохранен государственный контроль.
Список использованной литературы

1.Акулов А.В.Государственное регулирование естественных монополий в процессе их трансформации (на примере отрасли электроэнергетики). Автореферат дис.... канд. экон. наук: - Петрозаводск, 2006;
2.Алексеенков С.О.Роль и место топливно-энергетического комплекса в удвоении ВВП России-М.: Юнити-Дана,2007;
3.Бадовская Н.Реформа электроэнергетики в России//»Мировое и национальное хозяйство»,2009 №2(9) с.20-23;
4.Волконский В.А.,Кузовкин А.И.Ценовые и финансовые проблемы топливно-энергетического комплекса- М.: Наука,2008;
5.Гительман Л., Ратников Б. Реформа электроэнергетики: оценка эффективности и корректировка курса // "Энергорынок", 2009 №1 с. 10-14;
6. Доклад ИНП РАН. Проблемы совершенствования регулирования механизма естественных монополий, Москва,2004.;
7.Захаров Ю.Ю. Правовые аспекты реформирования электроэнергетики-М.: Арбитражная практика,2005;
9.Казиахмедов Г.Н.,Алексеенков А.В.Демонополизация рынка топливно-энергетического комплекса России-М.: Юнити-Дана,2004;
10.Коляго Д.С.Организационно-финансовый механизм развития энергокомпаний. Автореферат дис.... канд. экон. наук: - М., 2008;
11.Корнилов А.А. Перспективы инвестиций в российские распределительные сети//»ЭКО»,2007 №12 с.18-31;
12. Лопатников Л., Перевал: к 15-летию рыночных реформ в России-М.: Норма,2006;
13.Любимова Н.Г.Государственное регулирование электроэнергетики в условиях реформирования: Монография- М.: ИПКгосслужбы,2004;
14.Макаров А.А.Электроэнергетика России в период до 2030 года-М.: ИНЭИ РАН,2007;
15.Митяев А.Л.Институциональные сдвиги в корпоративном управлении (на примере отраслей топливно-энергетического комплекса) Автореферат дис.... канд. экон. наук: - М., 2006.;
16.Причины и пути реформирования российской энергетики/ Материалы 20-ой Всероссийской конференции молодых ученых и студентов» Реформы в России и проблемы управления»-2005.Вып.3-М., ГУУ;
17.Раппопорт А.Н.Реструктуризация российской электроэнергетики-М.: Экономика,2005;
18. Фомина В.Н.Экономика электроэнергетики-М.: Инфра-М,2005-392 с;
19.Чубайс А.Б. Доклад Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» на третьем Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке». Москва, 21.03.2005;
20.Чуясов С.В. Основы взаимодействия субъектов электроэнергетики в условиях реформирования. // «Экономический лабиринт»,2006 №8-9 с. 89-91;
21.Чуясов С.В. Административно-правовая организация совершенствования механизма управления электроэнергетикой. Автореферат дис.... канд.юр. наук: - Хабаровск, 2006;
22.Электроэнергетика в России 2030:целевое видение-М.: Альпина Бизнес букс,2008;
23. РАО ЕЭС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.rao-ees.ru
24.Минэнерго[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru
25.Правовая база [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru
Приложение 1



Целевая структура отрасли

Приложение 2

Схема реформирования АО-Энерго



Приложение 3

Схема разделения монопольных и конкурентных секторов

Алексеенков С.О.Роль и место топливно-энергетического комплекса в удвоении ВВП России-М.: Юнити-Дана,2007-65 с.
Правовая база [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru

Захаров Ю.Ю. Правовые аспекты реформирования электроэнергетики-М.: Арбитражная практика,2005-34 с.
Казиахмедов Г.Н.,Алексеенков А.В.Демонополизация рынка топливно-энергетического комплекса России-М.: Юнити-Дана,2004-77 с.
Любимова Н.Г.Государственное регулирование электроэнергетики в условиях реформирования: Монография- М.: ИПКгосслужбы,2004
Рынок является состязательным, если вход на него и выход с него относительно легким.
Доклад ИНП Ран. Проблемы совершенствования регулирования механизма естественных монополий,Москва,2004.-24 с.
Доклад ИНП РАН.Проблемы совершенствования регулирования механизма естественных монополий,Москва,2004.-26 с.

Доклад ИНП РАН.Проблемы совершенствования регулирования механизма естественных монополий,Москва,2004.-27 с.

Причины и пути реформирования российской энергетики/ Материалы 20-ой Всероссийской конференции молодых ученых и студентов» Реформы в России и проблемы управления»-2005.Вып.3-М., ГУУ

Чуясов С.В. Административно-правовая организация совершенствования механизма управления электроэнергетикой. Автореферат дис.... канд.юр. наук: - Хабаровск, 2006
Коляго Д.С.Организационно-финансовый механизм развития энергокомпаний. Автореферат дис.... канд. экон. наук: - М., 2008
Коляго Д.С.Организационно-финансовый механизм развития энергокомпаний. Автореферат дис.... канд. экон. наук: - М., 2008

РАО ЕЭС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.rao-ees.ru
РАО ЕЭС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.rao-ees.ru
РАО ЕЭС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.rao-ees.ru
Волконский В.А.,Кузовкин А.И.Ценовые и финансовые проблемы топливно-энергетического комплекса- М.: Наука,2008-25 с.
РАО ЕЭС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.rao-ees.ru

РАО ЕЭС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.rao-ees.ru
Бадовская Н.Реформа электроэнергетики в России//»Мировое и национальное хозяйство»,2009 №2(9) с.20
Электроэнергетика в России 2030:целевое видение-М.: Альпина Бизнес букс,2008
Корнилов А.А. Перспективы инвестиций в российские распределительные сети//»ЭКО»,2007 №12 с.18-31
Акулов А.В.Государственное регулирование естественных монополий в процессе их трансформации (на примере отрасли электроэнергетики). Автореферат дис.... канд. экон. наук: - Петрозаводск, 2006
Гительман Л., Ратников Б. Реформа электроэнергетики: оценка эффективности и корректировка курса // "Энергорынок", 2009 №1 с. 10-14









2



Дореформенное состояние

Электроэнергетика-естественная монополия

Производство

Передача

Сбыт

Диспетчеризация

Постреформенное состояние

Электроэнергетика
Естественномонопольные сектора
Передача
Диспетчеризация

Конкурентные сектора
Производство
Сбыт

Дореформенное состояние

Центральное электроэнергетическое управление
Генерирующие мощности
Национальные магистральные электрические сети
Диспетчерское управление

12 региональных электроэнергетических управлений

Постреформенное состояние

Частные генерирующие компании
National Power
PowerGen
Nuclear Electric
Государственная сетевая компания
National Grid Company

12 региональных электроэнергетических компаний

Список использованной литературы

1.Акулов А.В.Государственное регулирование естественных монополий в процессе их трансформации (на примере отрасли электроэнергетики). Автореферат дис.... канд. экон. наук: - Петрозаводск, 2006;
2.Алексеенков С.О.Роль и место топливно-энергетического комплекса в удвоении ВВП России-М.: Юнити-Дана,2007;
3.Бадовская Н.Реформа электроэнергетики в России//»Мировое и национальное хозяйство»,2009 №2(9) с.20-23;
4.Волконский В.А.,Кузовкин А.И.Ценовые и финансовые проблемы топливно-энергетического комплекса- М.: Наука,2008;
5.Гительман Л., Ратников Б. Реформа электроэнергетики: оценка эффективности и корректировка курса // "Энергорынок", 2009 №1 с. 10-14;
6. Доклад ИНП РАН. Проблемы совершенствования регулирования механизма естественных монополий, Москва,2004.;
7.Захаров Ю.Ю. Правовые аспекты реформирования электроэнергетики-М.: Арбитражная практика,2005;
9.Казиахмедов Г.Н.,Алексеенков А.В.Демонополизация рынка топливно-энергетического комплекса России-М.: Юнити-Дана,2004;
10.Коляго Д.С.Организационно-финансовый механизм развития энергокомпаний. Автореферат дис.... канд. экон. наук: - М., 2008;
11.Корнилов А.А. Перспективы инвестиций в российские распределительные сети//»ЭКО»,2007 №12 с.18-31;
12. Лопатников Л., Перевал: к 15-летию рыночных реформ в России-М.: Норма,2006;
13.Любимова Н.Г.Государственное регулирование электроэнергетики в условиях реформирования: Монография- М.: ИПКгосслужбы,2004;
14.Макаров А.А.Электроэнергетика России в период до 2030 года-М.: ИНЭИ РАН,2007;
15.Митяев А.Л.Институциональные сдвиги в корпоративном управлении (на примере отраслей топливно-энергетического комплекса) Автореферат дис.... канд. экон. наук: - М., 2006.;
16.Причины и пути реформирования российской энергетики/ Материалы 20-ой Всероссийской конференции молодых ученых и студентов» Реформы в России и проблемы управления»-2005.Вып.3-М., ГУУ;
17.Раппопорт А.Н.Реструктуризация российской электроэнергетики-М.: Экономика,2005;
18. Фомина В.Н.Экономика электроэнергетики-М.: Инфра-М,2005-392 с;
19.Чубайс А.Б. Доклад Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» на третьем Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке». Москва, 21.03.2005;
20.Чуясов С.В. Основы взаимодействия субъектов электроэнергетики в условиях реформирования. // «Экономический лабиринт»,2006 №8-9 с. 89-91;
21.Чуясов С.В. Административно-правовая организация совершенствования механизма управления электроэнергетикой. Автореферат дис.... канд.юр. наук: - Хабаровск, 2006;
22.Электроэнергетика в России 2030:целевое видение-М.: Альпина Бизнес букс,2008;
23. РАО ЕЭС [Электронный ресурс].- Режим доступа: http:// www.rao-ees.ru
24.Минэнерго[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.minenergo.gov.ru
25.Правовая база [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.consultant.ru

Вопрос-ответ:

Какие причины привели к реформированию компании РАО ЕЭС?

Причины реформирования компании РАО ЕЭС были связаны с необходимостью улучшения эффективности и конкурентоспособности электроэнергетической системы России. В течение многих лет РАО ЕЭС находилась в состоянии финансового кризиса, имела проблемы со структурой управления и неспособна была эффективно вести операционную деятельность. Реформирование было необходимо для того, чтобы улучшить конкурентоспособность энергетического сектора России и обеспечить стабильность его функционирования.

Какие основные направления и методы реформирования естественных монополий были применены?

Основные направления и методы реформирования естественных монополий включали разделение компаний на составные части, создание конкуренции в отдельных сегментах рынка, привлечение инвестиций из частного сектора, установление независимого регулятора, улучшение сетевой инфраструктуры и другие меры. Это позволило повысить эффективность и конкурентоспособность энергетического сектора и сделать его более привлекательным для инвестиций.

Какие принципы были заложены в основу реформирования естественных монополий?

Основными принципами реформирования естественных монополий были прозрачность, конкуренция, независимость регулирования, учет интересов потребителей и стабильность функционирования энергетической системы. При реформировании уделялось особое внимание установлению справедливых и прозрачных правил рынка, созданию равных условий для всех участников и защите интересов потребителей.

Какой зарубежный опыт был использован при реформировании естественных монополий?

При реформировании естественных монополий в России был учтен зарубежный опыт ряда стран, включая США, Великобританию, Германию и др. Этот опыт позволил выработать эффективные механизмы создания конкуренции, установления независимого регулятора, привлечения частных инвестиций и обеспечить стабильное и эффективное функционирование энергетического сектора.

Какие причины привели к реформированию компании РАО ЕЭС?

Приводить причинами реформирования компании РАО ЕЭС можно следующие факторы:

Какие основные направления и методы реформирования естественных монополий?

Основными направлениями и методами реформирования естественных монополий являются: разделение вертикальной интеграции, стимулирование конкуренции, установление регулирующей политики и создание нормативно-правовой базы.

Какие принципы лежат в основе реформирования естественных монополий?

Основными принципами реформирования естественных монополий являются: прозрачность и открытость рынка, недискриминационность, эффективность использования ресурсов и стимулирование конкуренции.

Каким образом зарубежный опыт влияет на реформирование естественных монополий?

Зарубежный опыт в реформировании естественных монополий позволяет изучить и применить успешные практики, адаптировать их к российским условиям и учесть ошибки, совершенные другими странами.

Какая предпосылка стала основой реформирования электроэнергетики в России?

Одной из предпосылок реформирования электроэнергетики в России является неэффективность и неустойчивость работы компании РАО ЕЭС, а также необходимость повышения конкурентоспособности отечественной энергетики на мировом рынке.

Какие причины привели к реформированию компании РАО ЕЭС?

Причины реформирования компании РАО ЕЭС включают изменение экономической и политической ситуации в России, неэффективность централизованной системы управления и устаревшие технологии в электроэнергетике.

Какие основные направления и методы реформирования естественных монополий существуют?

Основные направления реформирования естественных монополий включают разделение вертикально-интегрированных компаний, либерализацию рынка электроэнергии и стимулирование конкуренции. Методы реформирования включают приватизацию, регулирование цен и создание независимых регуляторных органов.

Какие принципы лежат в основе реформирования естественных монополий?

Основными принципами реформирования естественных монополий являются обеспечение равных условий доступа к сетям и ресурсам электроэнергии для всех участников рынка, соблюдение прозрачности и независимости регулирования, а также стимулирование эффективности и конкуренции.