НОРМА ПРАВА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 33 33 страницы
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 14.07.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План

Введение
1. Понятие нормы права и ее признаки
2. Структура правовой нормы, ее элементы, способы изложения
3. Научно-практическая значимость классификации правовых норм, их виды
Заключение
Литература

Фрагмент для ознакомления

По функциональному назначению нормы права разделяются на: 1. Отправные|отправочные|, что имеют наиболее общий характер, достаточно высокую форму абстрагирования и содержат в себе отправные|отправочные| начала, основы|основание| правовой регуляции общественных отношений. Отправные|отправочные| нормы достаточно неоднородны |неоднородный|по своему характеру, содержанию и целевым назначениям, и, в свою очередь, разделяются на: - нормы-начала, которые|какие| содержат положения, закрепляющие основы|основание| общественного и государственного строя; - нормы-принципы — закрепляют исходные|выходные| принципы права; - определяюще-учредительные нормы - содержат положения, которые определяют цели, задачи|задачу| отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы|форму| и средства правовой регуляции; - нормы-дефиниции - содержат полные или неполные определения определенных правовых категорий и понятий.2. Нормы-правила поведения. В отличие от отправных|отправочных|, это нормы, которые непосредственно регулируют поведение людей, общественные отношения.По сфере действия выделяют такие нормы: - общие нормы - те, которые распространяются на всю территорию и на всех субъектов; - местные (ведомственные) нормы - те, которые распространяют действие на лиц, находящихся на определенной территории, или на определенную сферу общественных отношений; - локальные нормы - те, которые действуют в рамках конкретной государственно-властной структуры или предприятия или учреждения (нормы Устава, правила внутреннего распорядка). По субъектам нормы делятся на: - Законодательные - те, которые отражаются в текстах законов; - Подзаконные - те, которые отражаются в текстах подзаконных нормативных актов. В литературе кроме того по субъектам правотворчества различают нормы, которые принимаются гражданским обществом в процессе проведения референдумов, и нормы, которые принимаются государством путем деятельности специально созданных структур, к полномочиям которых принадлежат законотворческие и правотворческие функции. При этом приведенную выше классификацию данные авторы проводят по юридической силе нормы.По характеру диспозиции нормы права разделяются на: - обязывающие - указывают на необходимое, с точки зрения государства, поведение; - запрещающие -| указывают на недопустимое, неразрешенное с точки зрения государства поведение; - уполномочивающие (позволяющие) - указывают на возможное поведение субъекта.По характеру регламентации желаемого|желанного| поведения субъектов: - категорические|категоричные| (императивные) - приписывают четко определенные действия, однозначно закрепляют исчерпывающий перечень|перечисление| прав и обязанностей|долга| субъектов и не позволяют|потворствуют| никаких отклонений|отклонения| от них; - диспозитивные - устанавливают определенные права и обязанности|долг| субъектов, но допускают выбор поведения субъектов правоотношения; - рекомендательные - устанавливают варианты желаемого|желанного|, но необязательного поведения; - поощрительные - устанавливают средства поощрения|ободрения| за осуществление желаемых|желанных| или полезных для государства и общества действий.По степени определенности прав и свобод субъектов различают:а) абсолютно определенные нормы, которые исчерпывающе определяют условия действия нормы права и обязанности субъектов; последствия, которые наступают в результате нарушения нормы. Эти нормы не нуждаются в конкретизации правоприменительными актами (иск, поданный недееспособным лицом, суд оставляет без рассмотрения);б) относительно определенные нормы, которые не вмещают исчерпывающих указаний на условия действия нормы, права и обязанности субъектов и последствия их невыполнения или нарушения и нуждаются в принятии правоприменительного акта. Они, в свою очередь, разделяются на:1) ситуационные, что предусматривают возможности непосредственной регуляции отношений актом правоприменения (нормаустанавливающая порядок осуществления нотариальных действий);2) альтернативные, что устанавливают возможность регуляции отношений путем выбора одного из вариантов поведения (норма предусматривающая возможность заключения трудового договора на одном или нескольких предприятиях);3) факультативные нормы, которые наряду с основным вариантом решения вопроса вмещают факультативный, имеющий дополняющий характер (норма, устанавливающая правило, в соответствии с которым нотариально не засвидетельствованное соглашение является недействительным, если оно не выполнено фактически).В зависимости от способа объективации различают обычные, гетерономные и автономные.Обычные нормы не устанавливаются определенными субъектами, возникают постепенно, отображая общественные отношения, которые формируются и приобретают социально-значимый характер. После санкционирования со стороны государства они становятся правовыми и имеют форму правового обычая.Гетерономные нормы устанавливаются определенным авторитетным общественным или государственным органом в одностороннем порядке и властно устанавливают субъектам определенный вариант поведения. Они имеют форму нормативно-правового акта.Автономные нормы формируются самими субъектами права и представляют собой результат согласованности их интересов. Имеют форму коллективных или межгосударственных договоров.Таким образом, классификация норм права - это их деление на отдельные виды по определенным существенным признакам, которые определяют специфическую роль каждой из разновидностей норм в регуляции общественных отношений.Рассмотрим особенности нормы уголовно-исполнительного права.Уголовно-исполнительное право является составляющей криминально-правового комплекса, в который также входят уголовное и уголовно-процессуальное право. Их нормы с разных позиций регулируют возникающие в процессе применения уголовного наказания общественные отношения. Так назначение наказания осуществляется в соответствии с нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, аисполнение и отбывание наказания - в соответствии с нормами уголовно-исполнительного законодательства, прежде всего норм УИК РФ. Освобождение от отбывания наказания регламентируется нормами трех отраслей права: уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного.Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное право тесно связано также с конституционным, административным (относительно управления органами и учреждениями, которые исполняют наказание и ответственности за правонарушение), гражданским, семейным и трудовым правом, поскольку множество норм уголовно-исполнительного права является результатом трансформации норм отмеченных отраслей права. Такое превращение норм предопределено возникновением у гражданина особого правового статуса - статуса осужденного. Также следует учесть, что значительная часть норм уголовно-исполнительного права содержится в подзаконных актах (например, Федеральный Закон РФ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”).Таким образом, уголовно-исполнительное право - совокупность юридических норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе выполнения наказаний, определенных в приговоре суда. Тесная связь уголовно-исполнительного права с уголовным правом определяется в первую очередь тем, что первое основывается на нормах второго.Уголовное право определяет основания, пределы, условия и порядок назначения наказаний. Сам же порядок и условия исполнения (отбывания) таких наказаний регулируются нормами уголовно-исполнительного права, сосредоточенными в УИК РФ. Следовательно, нормы уголовно-исполнительного права- это общеобязательные правила поведения, которые находят свое отображение в нормативно-правовых актах и регулируют общественные отношения, возникают в процессе исполнения (отбывания) уголовных наказаний. Механизм правовой регуляции работает следующим образом. Нормы права, будучи правилами поведения, непосредственно влияют на поведение людей, определяя, как сам человек должен себя вести, и таким способом влияют на фактические общественные отношения.Нормы уголовно-исполнительного права, как и все нормы в пределах одной отрасли, объединяются в институты. Можно выделить такие институты, как: исполнения наказания в виде лишения свободы; освобождение от отбывания наказания и т.д.Отсюда систему уголовно-исполнительного права можно представить в виде схемы: норма - институт - отрасль.Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении (отбытии) уголовных наказаний, нормы праварегламентируют права и обязанности отбывающих и исполняющих наказание субъектов.В зависимости от характера правила, которое устанавливается нормой, их можно разделить на: запрещающие, уполномочивающие и обязывающие. Также выделяют такую разновидность уполномочивающей нормы для осужденных, как поощрительная норма. Содержание этих норм нами рассмотрено выше.Норма уголовно-исполнительного права, как и любая другая правовая норма, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза устанавливаетусловия действия нормы и определяет участников данного события.В большинстве случаев гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права. Гипотеза может быть общей для ряда норм (например, прямо не сформулированной, но очевидно общей гипотезой является то условие, что они действуют в местах лишения свободы). В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте. Так, достижение осужденным возраста 21 год, является условием его перевода из воспитательной колонии в исправительную (ст. 140 УИК), в ст. 97 УИК сформулированы условия выезда осужденных за пределы исправительных учреждений и т.д.Иногда в одной статье уголовно-исполнительного права содержится я несколько норм. Так, ст. 97 УИК регулирует несколько видов выезда за пределы мест лишения свободы.Диспозиция определяет правило поведения. Так, ст. 89 УИК РФ, регламентирующая порядок предоставления осужденным к лишению свободы свиданий, устанавливает, что длительные свидания с правом совместного проживания осужденным предоставляются только с близкими родственниками, а также право осужденного обращаться просьбой о предоставлении таких свиданий. Обязанность администрации исправительного учреждения –давать разрешение на такие свидания только близким родственникам. Санкцияпредусматривает правовые последствияза нарушение требований диспозиции нормы. Особенности норм уголовно-исполнительного права:1) предусмотренные его нормами санкции изложены, как правило, в отдельной норме;2)они могут находиться в другой статье (например, ст. 115 УИК), а применяться за нарушение правил поведения, регламентируемых различными статьями УИК РФ;3)санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту уголовно-исполнительных правоотношений – осужденному; ответственность администрации и иных субъектов правоотношений за нарушение уголовно-исполнительного законодательства предусматривается иными отраслям права (административного, трудового и др.).. ЗаключениеПравовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.Правовая норма представляет собой абстрактную модель общественных отношений и поведения людей. Этим она отличается от решений государственных органов по конкретным делам, индивидуальных распоряжений, договоров, регулирующих отношения между точно обозначенными субъектами права.Одним из характерных признаков нормы права является наличие особого внутреннего строения (структуры).Структура нормы права определяется как совокупность четко определенных элементов, которые в процессе взаимодействия обеспечивают функциональную самостоятельность нормы.Наиболее распространенной является деление нормы на три элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.Гипотеза - это структурный элемент нормы права, который указывает на определенные жизненные обстоятельства, наличие или отсутствие которых предоставляет возможность реализовать закрепленные в норме права и обязанности.Диспозиция - это часть нормы, которая указывает на то, каким должно быть поведение субъектов при наступлении условий, предусмотренных гипотезой. Санкция - это часть нормы, которая предусматривает средства принудительного влияния как результат невыполнения или нарушения нормы.Для теории права и практики применения правовых норм сегодня важны рассмотренные их классификации.Правовые нормы необходимы, многие из них полезны, эффективны, справедливы; однако еще древние не без оснований утверждали: summumjus, summainjuria (чрезмерно строгое следование праву порождает наивысшую несправедливость). Проблема ценности правовых норм усложняется еще и тем, что «ценность» не является общепринятым масштабом. Как замечают современные исследователи, в любом обществе существует определенный конфликт ценностей, и выбор между ними совершается в сфере права и морали.ЛитератураI. НПА1. Конституция РФ.2.Гражданский кодекс РФ.3. Трудовой кодекс РФ.4. Уголовный кодекс РФ.5. Семейный кодекс РФ.II. Книги, монографии, учебники, издания6. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. – М.: Норма, 2005. -496 с.7.Астанин А.В.Гипотеза как элемент правовой нормы: Автореферат дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 2004. - 20 с.8.Бабенко А.Н. Правовые ценности (вопросы теории) - М.: Академия управления МВД России, 2001. – 180 с.9. Баранов В.М. Истинность норм советского права/Под ред.: Байтин М.И. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 400 c.10. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – в 2 ч. - М. 2005. 11. Голунский С.А. Строгович М.С. Теория государства и права. - М. 1940. – 684 с.12. Ивин А.А.Логика норм. - М., 1973. – 218 с. 13. Карева М.П., Айзенберг A.M. Правовые нормы и правоотношения. - М. 1949. – 48 с.14. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - 5-е изд., учеб.пособие. – М.: Издательство:Academia,2008. – 224 с.15. Колюшкина Л.Ю., Смоленский М.Б. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Дашков и К, Наука Пресс,2009. – 288 с.16. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М. 1981. – 144 с.17. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 144 с. 18. Недбайло П. Е.Советские социалистические правовые нормы/Отв. ред.: Сокуренко В.Г. - Львов: Изд-во Львов.ун-та, 1959– 169 с.19.Недбайло П. Е.Вопросы структуры советских правовых норм в связи с постепенным перерастанием их в правила коммунистического общежития // Сборник статей: Право и коммунизм. - М.: Юрид. лит-ра, 1965. - с. 127-139.20. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. – М.: ВК, 2009. – 352 с. – Электронный учебник. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text17/0001.htm21. Соболев М.В. Санкция как элемент юридической ответственности / Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01. – М., 2006. – 208 с. 22. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2001. – 592 с.23. Ткаченко Ю.Г. Применение норм советского социалистического права. - М., 1955. – 35 с.24. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2003. – 395 с. 25. Шебанов А.Ф. Нормы советского социалистического права. - М. 1956. - 45 с.26. Юрченко И. А. Уголовно-исполнительное право. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 438 с. III. Статьи27. Курылев СВ. Санкция как элемент правовой нормы // Советское государство и право. -1964. - № 8. – с. 55.28. Томашевский Н.П. О структуре правовой нормы и классификации ее элементов // Сборник: Вопросы общей теории советского права. - 1960. – с. 212-224.29.Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм советского права // Правоведение. – 1970. - №1. – с. 41-49.

Литература
I. НПА
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Трудовой кодекс РФ.
4. Уголовный кодекс РФ.
5. Семейный кодекс РФ.
II. Книги, монографии, учебники, издания
6. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. – М.: Норма, 2005. -496 с.
7. Астанин А.В. Гипотеза как элемент правовой нормы: Автореферат дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 2004. - 20 с.
8. Бабенко А.Н. Правовые ценности (вопросы те¬ории) - М.: Академия управления МВД России, 2001. – 180 с.
9. Баранов В.М. Истинность норм советского права/Под ред.: Байтин М.И. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 400 c.
10. Гойман-Червонюк В.И. Очерк теории государства и права. – в 2 ч. - М. 2005.
11. Голунский С.А. Строгович М.С. Теория государства и права. - М. 1940. – 684 с.
12. Ивин А.А.Логика норм. - М., 1973. – 218 с.
13. Карева М.П., Айзенберг A.M. Правовые нормы и правоотношения. - М. 1949. – 48 с.
14. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - 5-е изд., учеб.пособие. – М.: Издательство:Academia,2008. – 224 с.
15. Колюшкина Л.Ю., Смоленский М.Б. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Дашков и К, Наука Пресс,2009. – 288 с.
16. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М. 1981. – 144 с.
17. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 144 с.
18. Недбайло П. Е.Советские социалистические правовые нормы/Отв. ред.: Сокуренко В.Г. - Львов: Изд-во Львов.ун-та, 1959– 169 с.
19.Недбайло П. Е.Вопросы структуры советских правовых норм в связи с постепенным перерастанием их в правила коммунистического общежития // Сборник статей: Право и коммунизм. - М.: Юрид. лит-ра, 1965. - с. 127-139.
20. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. – М.: ВК, 2009. – 352 с. – Электронный учебник. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text17/0001.htm
21. Соболев М.В. Санкция как элемент юридической ответственности / Дисс. канд. юрид. наук: 12.00.01. – М., 2006. – 208 с.
22. Сырых В.М. Теория государства и права. - М., 2001. – 592 с.
23. Ткаченко Ю.Г. Применение норм советского социалистического права. - М., 1955. – 35 с.
24. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М., 2003. – 395 с.
25. Шебанов А.Ф. Нормы советского социалистического права. - М. 1956. - 45 с.
26. Юрченко И. А. Уголовно-исполнительное право. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 438 с.
III. Статьи
27. Курылев СВ. Санкция как элемент правовой нормы // Советское государство и право. -1964. - № 8. – с. 55.
28. Томашевский Н.П. О структуре правовой нормы и классификации ее элементов // Сборник: Вопросы общей теории советского права. - 1960. – с. 212-224.
29.Черданцев А.Ф. Специализация и структура норм советского права // Правоведение. – 1970. - №1. – с. 41-49.

Вопрос-ответ:

Какое понятие имеет норма права?

Норма права - это установленное правовым актом или иным источником права правило поведения, предписывающее или запрещающее определенные действия в обществе.

Какие признаки обладает норма права?

Норма права обладает следующими признаками: общеобязательностью, формальной определенностью, санкционированностью, стабильностью и регулятивностью.

Какова структура правовой нормы?

Правовая норма состоит из трех основных элементов: гипотезы (условий действия), диспозиции (правового предписания) и санкции (наказания за нарушение нормы).

Какие виды правовых норм существуют?

По функциональному назначению, правовые нормы делятся на отправные (имеют общий характер и содержат основные принципы правовой регуляции) и отраслевые (регулируют отношения в определенной сфере жизни).

Какова научно-практическая значимость классификации правовых норм?

Классификация правовых норм помогает систематизировать и упорядочить правовую систему, а также облегчает понимание и применение норм права в практике правоприменения.

Что такое норма права?

Норма права - это установленное государством правило поведения, которое регулирует общественные отношения и носит обязательный характер.

Какие признаки имеет норма права?

Норма права обладает следующими признаками: обязательностью, общественным действием, стабильностью, формальной определенностью, санкционностью и исполнимостью.

Какова структура правовой нормы и какие элементы она содержит?

Правовая норма состоит из следующих элементов: гипотезы (описание ситуации), диспозиции (правовое правило), санкции (наказание или последствия нарушения нормы) и указания на органы, ответственные за применение нормы.

Какие имеются способы изложения правовых норм?

Правовые нормы могут быть изложены в различных формах, таких как законы, постановления, указы, договоры и т.д.