Игра как средство познавательной активности
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 24.07.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.2 Понятие и сущность игры, ее роль в развитии личности 12
1.1. Дидактическая игра в процессе учебно-познавательной деятельности школьников 20
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 26
2.1. Выявление уровня познавательной активности первоклассников на 1 этапе эксперимента 27
2.2. Второй этап исследования. Практическое применение игровых методов на уроках 29
2.3. Выявление уровня сформированности познавательной активности первоклассников после применения игровых методов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
Учитель прикрепляет нарисованное солнышко на доску и говорит:Солнышко проснулось и взошло, Сразу в классе сделалось светло…Дети, как вы считаете, наше красивое и теплое слово – солнышко – одушевленное или неодушевленное?Ученики: Неодушевленное.Учитель: Правильно.Но иногда авторы, когда пишут стихи, как в нашем стихотворении, одушевляют такие неодушевленные предметы, чтобы сделать стихотворение ярким и выразительным. Какие слова указывают на это?Ученики: Проснулось и взошло.Учитель: Молодцы.Тогда сегодня наше солнышко будет смотреть на вас и наблюдать, как вы умеете различать одушевленные и неодушевленные предметы. Сейчас я буду читать предложения, а вы должны их них выписывать только одушевленные предметы.Мама, так тебя люблю,Что не знаю прямо!Я большому кораблюДам названье "МАМА".Ученики: Мама.Учитель: Молодцы. А теперь слушаем и ищем дальше.Мой папа веселый,Но строгий и честный.С ним книжки читатьИ играть интересно.Ученики: Папа.Учитель: Опять молодцы! А ну-ка сейчас, найдете ли?У бабушки на полкеНитки да иголки,Ножницы стальные,Ленты кружевные.Ученики: Бабушка.Учитель: Целый день смотрю в окно,Родственников жду давно.Приходите к нам на ужин,Мы картошечки потушим.Ученики: Родственники.Учитель: Правильно. А сейчас прочитайте эти слова на доске. Что вы можете про них сказать? (мама, папа, бабушка, брат, сестра).Ученики: Они все имена существительные, так как называют людей и к ним можно подставить вопрос кто? И они все одушевленные. И все члены семьи.Учитель: А давайте поиграем в игру «найди лишнее слово». Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? И почему?Ученики: Родственники, так как другие слова обозначают одно лицо, а это слово обозначает несколько лиц.Учитель: В таком случае говорят, что слово «родственники» множественного числа. А что еще можно сказать про это слово?Ученики: Оно является общим для других слов.Учитель: От какого слова образовалось слово «родственники»? Вы уже с ним встречались на уроках окружающего мира.Ученики: Род.Учитель: Правильно. Давайте откроем учебник окружающего мира на стр. 52 и прочитаем, что там об этом написано.Ученики: Оказывается, что род – это то же самое, что наша современная семья.2. Новая тема. Учитель: Мы о роде и родственниках прочитали только что в учебнике «Окружающий мир». А как вы думаете, почему я на русском языке заговорила о родственниках?(Ученики высказывают варианты ответов.Если не ответят, то учитель может задать дополнительный вопрос - А может быть, у слов тоже как и у людей есть «родственники»?)3. Игровая разминка. Актуализация знаний.(На одной стороне доски написано «да», на противоположной – «нет».) Учитель: Кто считает, что «да, слова бывают родственными», встает сюда. Кто не согласен с этим, встает у доски, где написано «нет». А теперь садитесь на свои места и сейчас вы будете мне доказывать свою точку зрения. (Группа «да» получает карточку со словами «лес, лесник».Группа «нет» напротив них на свой ряд, где их ждет карточка со словами «вода, водитель»).Учитель: Итак, ваша группа считает, что слова могут быть родственниками друг другу; ваша группа считает, что не могут. Сейчас вы попытаетесь доказать свою точку зрения. (Учитель должен помочь, намекнуть). Но обратите внимание, если ваши слова родственные, они должны быть как-то между собой связаны, иметь что-то общее. Как в нашем случае мама, папа, брат, бабушка имеют родственные связи. А вы докажите (вторая группа), что ваши слова никак не связаны.3. Работа в группах. Обсуждение.4. Решение проблемной ситуации.Ученики: 1 группа высказывает свою точку зрения. (Учитель записывает их группу слов на доске). Учитель: Действительно, вы оказались правы. Эти слова связаны не только по смыслу, ведь лесник работает в лесу, но и у них есть общая часть. Как наши члены семьи имеют общие корни, так и эту общую часть в словах тоже будем называть корнем и выделять вот так (учитель показывает).Ученики: (2 группа высказывает свою точку зрения). Учитель: Вы тоже правы, считая, что ваши слова не родственны. Но как быть? Они ведь тоже имеют общий корень? Значит, должны быть родственными. Как не запутаться в определении родственности слов? Ведь умение различать родственные и неродственные слова в дальнейшем нам пригодится?! (Подвести детей к мысли, что слова должны быть связаны по смыслу.Работа водителя не связана с водой). Ребята, какой мы сделаем вывод?Ученики: Слова могут быть родственными, тогда они имеют общий корень и связаны по смыслу. Но, имея общий корень, могут быть и неродственными. Как знакомый не является родственником нашей семье. Нужно быть внимательным.Учитель: Молодцы! Первая группа теперь допишет к словам еще по паре родственных. А вторая группа к каждому неродственному по одному родственному. Выделите корень.Учитель: Лесной, лесничий.Вода – водяной, водитель – водит.5. Закрепление изученного по учебнику.Учитель: А теперь откройте учебник на странице, номер которой является двузначным числом и состоит из соседних чисел, в сумме составляющих 15.Ученики: Страница 87.Учитель: Какие слова вы здесь видите? Докажите, что они родственные.Ученики: Ежик – еж. Имеют общую часть и связаны по смыслу.Мышонок – мышь. Общий корень – мышь.Котенок – кот. Имеют общий корень – кот.Учитель: Молодцы! Класс сегодня поработал хорошо. Учитель: С какой группой слов мы сегодня уже работали?Учитель: Лес – лесной – лесник.Учитель: Хорошо, в лесу побывали, а вот в саду еще не успели. Запишите эту группу слов в тетради и докажите, родственные это слова или нет.Ученики: Сад – садовник. Общий корень – сад. А садовник – это человек, работающий в саду.. значит слова родственные.Учитель: Умницы! У кого на даче есть сад? Что у вас там растет?Ученики: (варианты ответов)Учитель: Для чего вам нужен сад?Ученики: Выращивать фрукты, чтобы запастись на зиму витаминами, А у нас сделана беседка, мы всей семьей любим там отдыхать.Учитель: мы с вами любим отдыхать? Отдохнем? (физкультминутка про бег)Мы поставили пластинкуИ выходим на разминку.Начинаем бег на месте,Финиш – метров через двести!Раз-два, раз-два,Хватит, прибежали,Потянулись, подышали.Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.Учитель: Мы сейчас с вами бегали на месте, а как бегут герои картинки в учебнике?Ученики: Быстро.Учитель: Как вы это поняли? Как художник смог изобразить быстрый бег на рисунке?Ученики: Ноги и руки у мальчика с папой широко расставлены, и под их ногами клубится пыль.Учитель: Какие родственные слова нам предлагает автор, опираясь на этот рисунок?Ученики: Бег, бегуны, бегать.Учитель: Кто такие бегуны?Ученики: Спортсмены, которые бегают на соревнованиях дистанции Игровые моменты – загадки.Учитель: А мы с вами посоревнуемся в разгадывании загадок. Итак, первая группа загадывайте загадку 2 группе.Ученики: Отдельно - я не так вкусна, Но в пище — каждому нужна. (Соль)Учитель: Отгадку никто не произносит, а молча запишет себе в тетрадь с большой буквы с новой строчки.Учитель: 2 группа загадайте первой.Ученики: Под сосною у дорожкиКто стоит среди травы?Ножка есть, но нет сапожка,Шляпка есть - нет головы. (Гриб)Учитель: Вы также запишите отгадку с новой строки с большой буквы.Учитель: Мы с вами засиделись. Подумайте и встаньте те, кто увидел связь между двумя этими отгадками. Может быть, найдется что-то общее. (Спросить тех, кто не встал). Назовите отгадки.Ученики: Соль, гриб.Учитель: Неужели вы не увидели ничего общего в словах? (Выслушать варианты и тех, кто сидит и кто встал).Ученики: Это имена существительные. Состоят из 4 букв и из одного слога. Учитель: А какую связь можно найти между этими словами?Ученики: Моя мама грибы солит на зиму в бочку. А мы любим жареные грибы, которые тоже солим, когда они в сковороде жарятся.Учитель: Молодцы! Чтобы нашим словам было не так одиноко на строчке, позовите к ним родственников. Поставьте запятую и допишите, какие знаете родственные слова. Каждая группа к своему слову.Ученики: (Называют свои варианты записанных слов и доказывают, что они родственные).Учитель:Проверьте в учебнике на рисунке все ли слова записали. И допишите, у кого не хватает каких-то слов. Также проверьте орфограммы в написанных словах. Выделите корень.6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.Учитель: Дома поищите и запишите в тетрадь слова с одинаковым корнем, но не являющиеся родственными. Какое важное открытие вы сегодня сделали? Какие трудности вы испытывали на уроке?Улыбнитесь нашему солнышку те, кому урок понравился, и у кого солнечное хорошее настроение сохранилось до конца урока.А хотите узнать продолжение той веселой песенки, с которой мы начали урок?Солнышко проснулось и взошло,Сразу всюду сделалось светло.Засверкали, заплясали вдругСолнечные зайчики вокруг…И нашему солнышку так понравилось сегодня у вас на уроке, что оно решило пожить в ваших тетрадях. Вы не против?(Положить каждому в тетрадочку вырезанную фигурку солнышка).Урокматематики Цель урока:Познакомить учащихся с порядком следования чисел при счете.Цель эксперимента: Проверить уровень познавательной активности первоклассников и оценить эффективность применение игровых методик на уроке, как средства активизации и оценки познавательной активности.Оборудование урока: иллюстрации к сказке «Репка», числа на магнитиках, цифры на карточках.Ход урока.Учитель: Дети, сегодня, мы побываем в гостях у сказки «Репка». Давайте посмотрим на эти картинки из сказки. Кто скажет, что это за сказка?Дети: Репка.Актуализация знаний. Новый материал.Учитель:Нужно помочь героям сказки. Они совсем запутались, кто за кем тянет репку. Но мы то, это знаем с вами. Посмотрите, которая по счету здесь бабка?Дети: Вторая.Учитель: А кто первый? Кто пришел последний? А Жучка какая по счету?Дети отвечают.Учитель. Молодцы. Вы все ответили правильно. А сейчас я вам раскрою тайну, мы с вами сейчас познакомились с порядковым счетом.Закрепление нового материала.Учитель: А теперь мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «По порядку номеров».Учитель делит класс на 2 команды по 13 человек. Дети выстраиваются шеренгами лицом к классу. У учителя – два комплекта карточек разного цвета с числами от 1 до 13, которые он перемешивает и по одной прикрепляет на спины детей. Никто из детей не знает, какое число на его карточке, только видит у своего соседа. По сигналу учителя дети должны построиться так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку. Команда, выполнившая задание быстрее и точнее, выигрывает.Учитель: Молодцы. Как вы быстро справились с заданием!Учитель: Дети, а вы любите гулять?Дети: Да!Учитель: Вот и числа любят гулять. Я нарисовала домики для чисел, а некоторые числа взяли и сбежали. Я их нашла, а вот как их вернуть каждый в свой домик – не знаю. Вы мне поможете?Дети: Поможем.Учитель показывает на доске нарисованные по порядку домики-клеточки, в которых некоторые клеточки пустые. На столе учителя лежат цифры на магнитиках, которыми детям необходимо заполнить клеточки.136911131619261014Дети называют учителю числа, которые должны быть в пустой клеточке.Учитель: Молодцы. Сегодня мы с вами славно потрудились. Узнали, что такое порядковый счет. Научились правильно называть цифры по порядку. Я вами очень довольна. Вам понравились наши игры с цифрами?Дети: Да!Учитель: Вот и хорошо. До встречи на следующем уроке.2.3. Выявление уровня сформированности познавательной активности первоклассников после применения игровых методовАнкетирование учениковДля диагностики эффективности внедрения в уроки методов и приемов игровых технологий, способствующихпознавательной активности на уроках в начальной школе, разработали анкету для учеников первого класса.Первоклассникампрочитали утверждения и попросили их оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале (ученики на отдельных листочках ставили цифру, соответствующую их мнению):1 – не согласен; 2 – трудно сказать; 3 – согласен: 1. Я иду в школу с радостью. 2. На уроках мне нравится выполнять игровые задания учителя. 3. Мне интересно задавать вопросы учителю. 4. Если у нас проводиться игра, то на уроке я становлюсь активней. Все полученные данные можно наглядно представить в таблице 2 ниже:Таблица 2.Результаты анкетирования на 3 этапе экспериментане согласен0не знаю1согласен:2Я иду в школу с радостью.-224На уроках мне нравится выполнять игровые задания учителя.--26Мне интересно задавать вопросы учителю.-125Если у нас проводиться игра, то на уроке я становлюсь активней--26Таким образом, анкетирование учеников показало, что фактически все ученики с удовольствием идут в школу, им всем нравится выполнять задания учителя, особенно преподнесенные учителем в игровой форме.Также, применяя на уроках игровые методы, продолжали наблюдать за уровнем познавательной активности детей, и эти данные также были занесены в таблицу 3 (см. ниже). Учитывались те же самые параметры как и в первой диагностике:Таблица 3.Результат наблюдений по выявлению уровня познавательной активности первоклассников на формирующем этапе экспериментаПроявляет интерес к учебным материалам Эмоционально активен на урокахЗадает вопросы по теме урокаПроявляет любознательностьСамостоятельно выполняет задание учителяПроявляет устойчивость волевых устремленийИтогБикова+-+++-4Бондарев++-+-+4Букина++-+++5Веткина++-+++5Ганеев+++++-5Денисенкова ++-++-4Едошина ++++--4Зубова ++++++6Занин++++++6Иваненко++-++-4Калинина++-+++5Кичиков +++-++5Кривошеин ++-+--3Маловенко++++--4Петрова++--+-3Пашкина ++++++6Рогов++++-+5Рогова +++++-5Санина ++++++6Семенова +++---3Семин++++++6Тыщенко ++-+--3Токарев++++--4Тукранова++++++6Устиненко++++-+5Фенчиков +++++-5Бикова++++--4Бондарев+++-++5Букина++-+++5Веткина++-+-+4Анализ данной диагностики, проведенной после применения игровых приемов на уроках, выявил, что:Высокий уровень познавательной активности (5-6 баллов) теперь у 17 учеников (65%). Средний уровень познавательной активности (4-3 балла) – у 9 учеников (35%).Низкий уровень познавательной активности (0-2) на заключительном этапе эксперимента не обнаружен.Сравнительные результаты диагностик первого и заключительного этапа можно увидеть ниже (см. рис.1):Рис.1. Результаты диагностики познавательной активности на 1 и 3 этапе экспериментаКак видим, в ходе проведенного эксперимента показатели значительно улучшились. До применения на уроках игровых технологий был высокий уровень низкой познавательной активности детей, после обработки результатов эксперимента, не выявили низкий уровень познавательной активности. Фактически в три раза увеличилось количество детей, кто имеет высокий уровень активности. Таким образом, опираясь на результаты эксперимента, можем утверждать, что учитель, используя в своей работе все многообразие игровых методик, имеет не только огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся, но и эффективный способ повышения уровня познавательной активности детей.Педагог, правильно и продуманно подбирая игровую методику, именно в игровой деятельности может достичь тех результатов, которые ожидаются от первоклассника, чего очень трудно добиться другими методами и приемами воздействия на ребенка, которые его утомляют, например, беседы или собрания. Выводы по 2 главеПрактическая часть исследования была направлена на проверку гипотезы исследования - предположение, что игровые методики, применяемые в процессе обучения - эффективное средство для развития познавательной активности младших школьников.На первом этапе исследования с помощью метода наблюдения изучали уровень развития познавательной активности первоклассников, результаты которого показали, что в данном классе многие учащиеся (42%) имеют низкую познавательную активность, которая проявляется в основном в том, что дети недостаточно проявляют любознательность, отвлекаются на уроках на посторонние предметы, не умеют самостоятельно решать задачи и редко задают вопросы по теме урока.В связи с чем, были разработаны и апробированы на уроках русского языка и математики игровые упражнения, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Эффективность применения на уроках методов и приемов игровых технологий, способствующих познавательной активности детей, проверили с помощью метода наблюдения и анкетирования участников эксперимента. Результатыпоказали, что учащиеся значительно повысили свою познавательную активность. Таким образом, наша гипотеза подтверждается - игровые методики - эффективное средство для развития познавательной активности младших школьников.Таким образом, опираясь на результаты эксперимента, можем утверждать, что учитель, используя в своей работе все многообразие игровых методик, может достичь тех результатов, которые ожидаются от первоклассника. Игра обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность и внимание, стимулирует устную речь. Роль занимательных игровых упражнений на уроках важна - они способствуют снятию напряжения и страха у детей при знакомстве с новым материалом, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ соответствии с целью и задачами курсовой работы, можем сделать следующие выводы:1. Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы использования игры для развития познавательнойактивности школьников. Для решения этой задачи: - раскрыли понятие познавательной активности,понятие и сущность игры, и ее роль в развитии личности;- рассмотрели игровые методики для детей младшего школьного возраста, и раскрыли значение дидактической игры в процессе учебно-познавательной деятельности школьников.2. Так как одной из актуальных проблем в современном обучении является проблема отсутствия или ослабления интереса к обучению, то в практической части нашей работы провели экспериментальное исследование, целью которого была выяснение эффективности применения на уроках игры (игровых элементов, игровой методики) как средства и способа оценки формирования познавательнойактивности учащихся в начальных классах. Была проведена экспериментальная работа на уроках русского языка и математики в первом классе. В ходе эксперимента были реализованы разработанные игровые методы, которые способствовали повышению качества знаний и повышению уровня познавательнойактивности учащихся.. Результаты эксперимента выявили повышение уровня познавательной активности детей на уроках после применения на уроках игровых элементов, упражнений, а также уроков в игровой форме, по сравнению с первоначальными данными.В связи с чем, мы делаем вывод, что использование на уроках игровых методик является достаточно эффективным средством для повышения уровня развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Их практическое применение на уроках, позволило выявить, что у детей возрастает концентрация внимания к учебному процессу, сформировываются умения находить существенные признаки предметов, умение сравнивать и обобщать, появляются навыки самостоятельной работы, значительно развивается познавательная активность младших школьников. Поэтому, считаем целесообразным необходимость включения игровых методов в учебный процесс.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАйдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). М.; Л., 1948, с. 3—9. (Известия АПН РСФСР, вып. 14).Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. – 1999. - № 12. – С. 57 – 59.Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008. - 128с. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст]/М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с. Волкова Т.Н. 1000. Творческие игры, задания и тексты для развития памяти и воспитания у детей 6-12лет.- Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2007. - 240с. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – 218с.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М.: ВАКО. – 2004. – 319 с.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заирбек, И.В. Муштавинская.- 2-е издание, дораб.- М.: Просвещение, 2011. – 233 с. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005. - С.12-24.Зеньковский, В.В. Психология детства. Сер. «Философско-психологическая библиотека» / Ред. сер.проф. В.В. Рубцов; Сост. А.Д. Червяков. Екатеринбург, 2005. – 315с.Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993.Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М., 1984.Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под.ред. Т. А. Ладыженской . – 2-е изд. – М.: ВАКО, - 2005. – 597 с.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш.-М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.Меженко Ю.С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. - 224 с. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы/И.Л. Николькая, Л.И. Тигранова.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 239 с.Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 1982. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. – 767 с.Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.Русинова Л. П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»», Сарапул, 2010 г.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 432 с. Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология: учебное пособие / Л.А. Турик. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.-186 с.Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
1. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 384 с.
2. Актуальные проблемы развития психики ребенка // Вопросы детской психологии (дошкольный возраст). М.; Л., 1948, с. 3—9. (Известия АПН РСФСР, вып. 14).
3. Анохина Т.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка // Начальная школа. – 1999. - № 12. – С. 57 – 59.
4. Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2008. - 128с.
5. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я [Текст]/М.А. Бесова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 272 с.
6. Волкова Т.Н. 1000. Творческие игры, задания и тексты для развития памяти и воспитания у детей 6-12лет.- Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2007. - 240с.
7. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] /А.Ю. Дейкина.- М.: Просвещение, 2002.- С.345.
8. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / Под ред. Дубровиной, И.В. Учебное и методическое пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 2005. – 218с.
9. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо 1 класс. – М.: ВАКО. – 2004. – 319 с.
10. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заирбек, И.В. Муштавинская.- 2-е издание, дораб.- М.: Просвещение, 2011. – 233 с.
11. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности [Текст]/И.А.Зайцева. – Ноябрьск, 2005. - С.12-24.
12. Зеньковский, В.В. Психология детства. Сер. «Философско-психологическая библиотека» / Ред. сер. проф. В.В. Рубцов; Сост. А.Д. Червяков. Екатеринбург, 2005. – 315с.
13. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1993.
14. Ильин В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс). - М., 1984.
15. Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под. ред. Т. А. Ладыженской . – 2-е изд. – М.: ВАКО, - 2005. – 597 с.
16. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя [Текст] /А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
17. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение : учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш.-М: Издательский центр «Академия», 2011. – 144 с.
18. Меженко Ю.С. Быстрое и эффективное развитие памяти, внимания и умственных способностей. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2006. - 224 с.
19. Никольская И.Л. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов: 1-4 классы/И.Л. Николькая, Л.И. Тигранова.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 239 с.
20. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М., 1982. Советский энциклопедический словарь / Под ред. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
21. Педагогический словарь. / Под ред. И.А. Каирова. – М.: Изд-во Академия педагогических наук, 1960, II том. – 767 с.
22. Поддъяков Н.Н. Очерки психического развития дошкольников. - М., 2002.
23. Русинова Л. П. Учебное пособие ««Педагогический словарь по темам»», Сарапул, 2010 г.
24. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 432 с.
25. Турик Л.А. Дебаты: игровая, развивающая, образовательная технология: учебное пособие / Л.А. Турик. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.-186 с.
26. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.
27. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М., 1979.
Вопрос-ответ:
Какая роль игры в развитии личности школьников?
Игра играет важную роль в развитии личности школьников. Она способствует развитию когнитивных, эмоциональных, социальных и физических навыков. Через игру дети учатся изучать мир, решать проблемы, осваивать новые знания и умения. Она также помогает развивать воображение, креативность и самостоятельность.
Какую роль игра играет в учебно-познавательной деятельности школьников?
Игра играет важную роль в учебно-познавательной деятельности школьников. Она позволяет детям учиться в процессе игры, что существенно повышает их мотивацию и интерес к обучению. Игра облегчает усвоение новых понятий и знаний, помогает развивать логическое мышление, память, воображение и творческие способности.
Как провести практическую работу по развитию познавательной активности младшего школьника?
Для проведения практической работы по развитию познавательной активности младшего школьника можно использовать различные игровые активности и задания. Например, можно предложить детям решать логические задачи, собирать пазлы, проводить эксперименты, создавать истории с помощью игрушек и многое другое. Важно создать стимулирующую и поддерживающую обстановку, где дети смогут свободно и творчески проявить свои способности и интересы.
Какие методики можно использовать для выявления уровня познавательной активности первоклассников?
Для выявления уровня познавательной активности первоклассников можно использовать различные методики и тесты. Например, можно использовать игровые задания, которые будут проверять способность ребенка к анализу, синтезу, обобщению и применению знаний. Также можно провести наблюдение за детьми во время уроков и игровых занятий, чтобы оценить их активность, интерес и умение решать проблемы.
Какую роль игра играет в развитии личности школьников?
Игра играет важную роль в развитии личности школьников. Она способствует активизации познавательной активности, развитию творческого мышления, формированию коммуникативных навыков, а также развитию эмоциональной сферы и социальных умений.
Что такое дидактическая игра?
Дидактическая игра - это игровая форма, которая используется в процессе учебно-познавательной деятельности школьников. Она помогает ученикам лучше усвоить учебный материал, развить логическое мышление, память, внимание и другие познавательные способности.
Каким образом можно развивать познавательную активность младшего школьника?
Развитие познавательной активности младшего школьника возможно через проведение практической работы. Это может быть выявление уровня познавательной активности первоклассников, работа с игровыми заданиями и упражнениями, мотивация учащихся к познавательной деятельности через интересные игровые ситуации.
Какие цели исследования ставил себе автор в работе?
Автор проводил исследование с целью выявления роли игры в активизации познавательной активности учащихся. Также автор ставил перед собой задачу разработать практическую работу по развитию познавательной активности младших школьников, которая была бы основана на игровых заданиях.