Управление ВУЗом

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Менеджмент организации
  • 34 34 страницы
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 12.06.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Управление вузом как проблема менеджмента 5
1.1. Место и роль ректора в управлении вузом 5
1.2. Автоматизация системы управления вузом 14
2. Анализ работы системы «Галактика – Управление вузом» 19
2.1. Особенности и назначение системы 19
2.2. Дополнительные возможности системы 26
Заключение 32
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Ведения Журналов учета посещаемости. Данная информация используется при формировании отчетов по анализу посещаемости.
Анализа академической задолженности. Сведения об академической задолженности отражаются в карточке студента.
Подготовки документов: вкладышей к дипломам, Академических справок.
Набор статистических отчетов позволяет получить сведения по результатам сессии: итоги зачетной недели; итоги сессии по факультету, курсу, кафедре, дисциплинам, циклам дисциплин, группе; проблемные группы, дисциплины; рейтинг факультетов. [9, c. 155]












2.2. Дополнительные возможности системы

Новая система «Галактика Расписание учебных занятий» предоставляет возможность студентам и преподавателям в любой момент получить доступ к учебному расписанию через интернет. Теперь достаточно зайти на сайт вуза со своего смартфона, планшета или домашнего ПК, чтобы уточнить или скорректировать свои планы. Веб-служба системы «Галактика Расписание учебных занятий» обеспечивает внешние клиентские приложения готовыми расписаниями. По запросу пользователя служба формирует в режиме онлайн готовое расписание за интересующий период в разрезах: группа, преподаватель, аудитория. Планирование времени становится более эффективным и комфортным для всех участников учебного процесса. Система «Галактика Расписание учебных занятий» обладает и другими уникальными конкурентными преимуществами. Это и встроенный конструктор, позволяющий в автоматическом режиме сформировать расписание, учитывающее десятки требований и ограничений. Это и технологическая карта последовательности прохождения дисциплин, которая обеспечивает наиболее продуктивный ритм учебного процесса. Это и мощные средства визуализации и тиражирования расписаний, позволяющие сформировать утвержденное расписание, представив в нем информацию в необходимом разрезе: по группам, по преподавателям, по дисциплинам, по аудиториям.
Один из главных трендов в образовании сегодня – активное использование информационных технологий. Ведущие вузы в мире и в нашей стране предоставляют открытый доступ к учебным материалам, информации по приемным компаниям и учебному процессу. Но столь же важны для преподавателей и студентов свежие и достоверные данные по расписанию занятий. Сегодня эти данные должны быть доступны не только на привычных информационных стендах в коридорах вуза, но и из любой удаленной точки, где находятся участники учебного процесса. Такую возможность им предоставляет система «Галактика расписание учебных занятий».
Автоматизация Финансово-хозяйственной деятельности вуза.
Планирование и учет финансов в решении «Галактика Управление Вузом» разработаны на основе соответствующих модулей системы Галактика ERP с модификациями, учитывающими специфику финансовых операций в высших учебных заведениях.
Налоговый и бухгалтерский учет. В полном соответствии с действующим законодательством решение «Галактика Управление Вузом» поддерживает весь комплекс задач бухгалтерского и налогового учета. Имеется возможность гибкой настройки для ведения аналитического учета. «Галактика Управление Вузом» позволяет вести кассовые и банковские операции, инвентарный учет товарно-материальных ценностей и основных средств с формированием и учетом всех необходимых первичных бухгалтерских документов. В системе можно получить необходимые формы внутренней (оперативной) и внешней бухгалтерской отчетности. Важным свойством является легкая интеграция с системами казначейства и получение бухгалтерской отчетности в электронном формате в соответствии с нормативными актами.
Планирование и контроль бюджетных и внебюджетных средств. Решение «Галактика Управление Вузом» позволяет оперативно управлять денежными потоками, разделяя их на две категории: бюджетные и внебюджетные средства. В зависимости от категории средства могут быть распределены на те или иные нужды соответственно объему их поступлений, спланированы соответствующие статьи бюджета, а в дальнейшем осуществлять плановый контроль расходования средств.
Расчет заработной платы и стипендии. Модуль «Расчет заработной платы и стипендий» позволяет производить расчет начислений, удержаний, налогов на Фонд Оплаты Труда с учетом различных аналитических разрезов (КБК, КОСГУ, Источники финансирования и т.д.), получать необходимые нормативные формы отчетности, в т.ч. в пенсионный фонд и налоговую инспекцию. Системой предусмотрено формирование расчетно-платежных и платежных ведомостей, расчетных листков и др., перечисление зарплаты на банковские карты сотрудников, а также расчет и выплата стипендий, различных социальных выплат и пособий студентам; удержание платы за общежитие. В модуле обеспечена возможность вести аналитический учет в разрезе кодов бюджетной классификации, формировать базы данных лицевых счетов (по основной работе и внутреннему совместительству).
Формирование и моделирование бюджета. Работа по формированию и моделированию бюджета делится на пять этапов.
Этап планирования бюджета. Показатели Бюджета могут быть сформированы на основе статистических и экспертных данных предыдущих периодов с поправкой на динамику внешнего фактора, влияющего на статью или группу статей, на основе плановых данных модулей «Управление договорами», «Платное обучение» или расчетным способом.
Этап согласования и утверждения бюджета Этап согласования и утверждения бюджетов представляет собой итерационную процедуру. В модуле есть возможность хранить и сравнивать показатели всех итераций согласования бюджетов. По результатам проведенного согласования формируется окончательный вариант бюджета.
Формирование фактических показателей бюджета. Источником расчета фактических показателей могут быть как бухгалтерские, так и оперативные данные системы «Галактика Управление Вузом». Показатели по не автоматизированным подразделениям или некоторым статьям бюджета могут быть введены в систему вручную.
Анализ исполнения бюджета. Для проведения анализа исполнения бюджета в системе «Галактика Управление Вузом» предусмотрена возможность сравнения плановых и фактических показателей различных периодов, вариантов бюджета, расчета процентного отклонения плановых и фактических показателей по статьям, получения отчетности план/факт по различным аналитическим разрезам.
Проведение корректировок бюджета. По результатам анализа исполнения бюджета возможно проведение корректировок показателей бюджета на последующие периоды с учетом фактических данных. По определенным статьям возможно проведение корректировок методом скользящего планирования. В модуле также есть возможность хранить все бюджеты до и после проведения корректировок, выполнять сравнение показателей этих бюджетов.
Решение «Галактика Управление Вузом» включает набор модулей позволяющих автоматизировать научно-исследовательскую работу (весь цикл от планирования заказов на выполнение НИР до учета затрат, а также  анализ результатов деятельности в сфере НИР), ведение аудиторного и жилого фонда вуза, включая процессы заключения Договоров на аренду помещений, учет и начисление коммунальных платежей, учет затрат на капитальное строительство и ремонт основных фондов, учет автотранспорта учебного заведения.
Информационная безопасность системы. Защита информации от несанкционированного доступа (НСД) является составной частью обеспечения информационной безопасности. Технические мероприятия по защите персональных данных предусматривают анализ программных средств защиты информации, используемых в информационной системе. Программные средства должны пройти сертификацию в соответствии с требованиями, установленными для класса информационной системы персональных данных.
Решение «Галактика Управление Вузом» имеет встроенный комплекс средств защиты информации от несанкционированного доступа пользователей к базе данных, который имеет сертификат соответствия №1383, выданный ФСТЭК России 14 мая 2007 года (срок действия до 14 мая 2013 г.). Сертификат удостоверяет, что комплекс средств защиты соответствуют 5-му классу защищенности средств вычислительной техники от несанкционированного доступа к информации и удовлетворяют 4-му уровню контроля отсутствия не декларированных возможностей. В соответствии с этим решение «Галактика Управление Вузом» может применяться в информационной системе персональных данных до 2 класса включительно. При этом имеются ограничения, которые заключаются в том, что комплекс защиты информации не является самостоятельным средством защиты и должен работать совместно с внешними средствами защиты, которые используются для контроля целостности программной и информационной части комплекса.
Корпорация «Галактика» как разработчик имеет Лицензию на право ведения деятельности по разработке средств защиты информации (регистрационный номер 0163 от 06.09.2004 г.), а также Лицензию на право ведения деятельности по организации технической защиты конфиденциальной информации (регистрационный номер 0256 от 06.09.2004 г.).
Таким образом, программное обеспечение комплекса защиты, встроенного в решение «Галактика Управление Вузом» сертифицировано по безопасности и соответствует вышеназванному уровню защиты. В случае недостаточности этого уровня Корпорация «Галактика», как правообладатель решения «Галактика Управление Вузом» и встроенного комплекса защиты, а также как лицензированный разработчик средств защиты может выполнить работы по доведению программного обеспечения до необходимого уровня.
Интеграция. Расширение интеграционных свойств, разработка интеграционных механизмов в решении «Галактика Управление Вузом» для объединения с программным обеспечением других разработчиков является одной из приоритетных задач корпорации «Галактика». Именно поэтому корпорация активно разрабатывает и предлагает принципиально новые технологии и решения для построения комплексных информационных систем, объединяет разрозненные бизнес-приложения, сотрудничает с разработчиками лучшего программного обеспечения в различных секторах рынка программного обеспечения.  В результате в вузе создается единое информационное пространство, обеспечивается однократный ввод информации, а также обеспечивается ее доступность для использования при решении типичных и специализированных управленческих и учетных задач. [16, c. 112]
Заключение

Современное развитие, как это показано выше, ставит перед высшими учебными заведениями многочисленные новые задачи, для эффективного решения которых традиционные схемы управления вузами оказываются недостаточными. Новые образовательные задачи: обеспечение качества образования в условиях резкого повышения его массовости, отражающего его растущую востребованность в обществе; создание новых междисциплинарных направлений подготовки, призванных обеспечивать кадровое сопровождение для продвижения новых технологий, способное работать в соревновательных условиях рыночной экономики; существенное расширение программ и форм дополнительного образования с ускоряющимся обновлением активно используемых знаний; развитие подготовки на базе научных исследований, предполагающей усиление интеграции образования науки и практики; привитие навыков инновационной деятельности; усиление воспитательной работы, включающей новую задачу – воспитание лидеров и др. Указанное многообразие новых задач, существенно диверсифицирующее деятельность вуза и рождающее потребность в инновациях, характерно для всех развитых систем высшего образования в мире. Фактически можно говорить о смене парадигмы развития институтов высшего образования. Решение этих задач требует наличия разнородных комплексов дорогостоящего сложного оборудования, эксплуатация которого силами одной кафедры или лаборатории может оказаться невозможной.
Ректор – единоличный руководитель, назначенный государством, т.е. представляющий его интересы, решающий его задачи и несущий ответственность перед государством за состояние дел в вузе. С другой стороны, ректор избран коллективом вуза, т.е. представляет интересы его работников и должен решать их задачи и проблемы.
Существующая сегодня громоздкая система финансирования и управления высшей школой по своей сути представляет собой систему, в которой практически полностью отсутствуют обратные связи, что характеризуется недостаточной мотивацией к качественному результату своей работы, прежде всего, у профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного составов.
Реализация задачи повышения эффективности управления вузом может быть обеспечена автоматизацией учебного процесса и документооборота, позволяющей организовать грамотный менеджмент на всех уровнях организационной структуры вуза. Для решения поставленных задач требуется создание автоматизированной системы управления вузом.
«Галактика – Управление вузом» – современное комплексное ИТ-решение для учебных заведений. Данная система уже внедрена и используется в некоторых вузах РФ.
Важной особенностью решения «Галактика Управление вузом» является комплексная поддержка основной деятельности учебного заведения – учебного процесса. Планирование, контроль и анализ учебного процесса, объемов педагогической нагрузки, формирование расписания и сетки занятий (в том числе индивидуальных), управление контингентом студентов, контроль и анализ успеваемости; управление приемной кампанией, – вот далеко не полный перечень задач по поддержке учебного процесса, реализованных в решении «Галактики – управление вузом».
Список литературы

Айтмухаметова И.Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. – 2008. – №4 (47). 
Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья первая) // Высшее образование в России. – 2008. – № 2.
Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья вторая) // Высшее образование в России. – 2008. – № 3. 
Арутюнова Д.В. Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка: Дисс. …канд. экон. наук. Таганрог, 2005. 
Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. – 2009. – № 10.
Волгина С.В. Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: автореф. дисс. …канд. экон. наук. – Ростов-на-Дону, 2009. 
Глухих И.Н. Корпоративная информационная система университета на базе интернет/интранет-портала //Университетское управление. – 2005. – № 5.
Гринь А.М. Пустовой Н.В. Согласованное действие учредителя и вузов – основа сохранения стабильности // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – № 2.
Зернов В.А. Новый закон об образовании. Куда пойдем: к инновациям или к стагнации? // Высшее образование сегодня. – 2011. – №1. 
Некрасов В.Н., Пивоваров И.В. Реформирование системы бюджетных учреждений высшего профессионального образования как фактор перехода от управления ресурсами к управлению результатами // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. – – 2010. – № 4.
Подопригора М.Г. Особенности формирования стратегии конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2010. №8 (39).
Подопригора М.Г. Исследование проблемы качества образовательных услуг и конкурентоспособности высших учебных заведений в современных условиях // Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 22. – Воронеж: ВГПУ, 2010.
Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2012.
Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. – 2008. – № 2.
Смирнов В. Динамика и адаптация // Управление компанией. – 2007. – № 10.
Управление вузом в современных условиях (опыт Нижегородского университета) / Руководитель авторского коллектива Р.Г. Стронгин. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2013.
Управление высшим учебным заведением: Учебник. / Под ред. С.Д. Резника и В.М. Филиппова. – М.: Инфра-М, 2010.












2

Список литературы

1. Айтмухаметова И.Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. – 2008. – №4 (47).
2. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья первая) // Высшее образование в России. – 2008. – № 2.
3. Арефьев А. Международный рынок образовательных услуг и российские вузы (статья вторая) // Высшее образование в России. – 2008. – № 3.
4. Арутюнова Д.В. Адаптивные экономические механизмы управления вузом в условиях рынка: Дисс. …канд. экон. наук. Таганрог, 2005.
5. Бобров Л.К. В контексте интернационализации образования // Высшее образование в России. – 2009. – № 10.
6. Волгина С.В. Управление ключевыми компетенциями в системе мер обеспечения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг: автореф. дисс. …канд. экон. наук. – Ростов-на-Дону, 2009.
7. Глухих И.Н. Корпоративная информационная система университета на базе интернет/интранет-портала //Университетское управление. – 2005. – № 5.
8. Гринь А.М. Пустовой Н.В. Согласованное действие учредителя и вузов – основа сохранения стабильности // Университетское управление: практика и анализ. – 2009. – № 2.
9. Зернов В.А. Новый закон об образовании. Куда пойдем: к инновациям или к стагнации? // Высшее образование сегодня. – 2011. – №1.
10. Некрасов В.Н., Пивоваров И.В. Реформирование системы бюджетных учреждений высшего профессионального образования как фактор перехода от управления ресурсами к управлению результатами // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. – – 2010. – № 4.
11. Подопригора М.Г. Особенности формирования стратегии конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота, 2010. №8 (39).
12. Подопригора М.Г. Исследование проблемы качества образовательных услуг и конкурентоспособности высших учебных заведений в современных условиях // Экономические исследования: анализ состояния и перспективы развития / Под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Книга 22. – Воронеж: ВГПУ, 2010.
13. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2012.
14. Сальников Н., Бурухин С. Реформирование высшей школы: концепция новой образовательной модели // Высшее образование в России. – 2008. – № 2.
15. Смирнов В. Динамика и адаптация // Управление компанией. – 2007. – № 10.
16. Управление вузом в современных условиях (опыт Нижегородского университета) / Руководитель авторского коллектива Р.Г. Стронгин. – Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2013.
17. Управление высшим учебным заведением: Учебник. / Под ред. С.Д. Резника и В.М. Филиппова. – М.: Инфра-М, 2010.

Вопрос-ответ:

Зачем нужно управление вузом?

Управление вузом необходимо для эффективного функционирования учебного заведения, обеспечения качественного образования студентов, развития научных исследований и поддержки персонала. Оно направлено на решение организационных, управленческих и стратегических задач вуза.

Какая роль ректора в управлении вузом?

Ректор играет важную роль в управлении вузом. Он является высшим руководителем учебного заведения и отвечает за разработку стратегии развития, контроль за выполнением задач, привлечение ресурсов, организацию работы персонала, поддержку студентов и выпускников, представление университета на внешнем уровне и многое другое.

Какую роль играет автоматизация в управлении вузом?

Автоматизация системы управления вузом позволяет оптимизировать работу учебного заведения, улучшить качество образования и снизить количество административных процессов. Она позволяет автоматизировать учет данных, обработку документов, анализ результатов и принятие управленческих решений.

Какие особенности и назначение у системы Галактика Управление вузом?

Система Галактика Управление вузом является современной платформой для управления вузом. Она предназначена для автоматизации всех основных процессов вуза, включая управление учебным процессом, административные и финансовые операции, взаимодействие сотрудников и студентов, создание отчетов и анализ данных. Система обладает широкими возможностями для адаптации к конкретным потребностям учебного заведения.

Какая информация используется при анализе посещаемости вуза?

При анализе посещаемости вуза используется информация из журналов учета посещаемости. Эти данные позволяют определить степень активности студентов, выявить проблемные группы или предметы, оценить качество образования и принять необходимые меры для его улучшения.

Каковы особенности и роль ректора в управлении вузом?

Ректор вуза играет ключевую роль в управлении учебным заведением. Его основная задача - обеспечить развитие и эффективную работу всех подразделений вуза. Ректор отвечает за разработку стратегических планов, принятие важных решений, установление связей с другими вузами и организациями, а также представление вуза в государственных и общественных органах. В то же время, ректор должен быть административным руководителем, уметь эффективно распределять ресурсы, проводить анализ и контроль деятельности, а также управлять персоналом и создавать условия для развития и исследований.

Какие возможности предоставляет система Галактика Управление вузом?

Система Галактика Управление вузом предоставляет широкие возможности для управления учебным заведением. В рамках системы можно автоматизировать процессы учета посещаемости и анализа академической задолженности студентов. Также система предоставляет возможность формирования отчетов и анализа данных, связанных с управлением вузом. В системе можно вести журналы учета посещаемости, которые используются для анализа и отчетности. Все эти возможности помогают улучшить эффективность управления вузом и принимать более обоснованные решения.

Какие задачи решаются с помощью автоматизации системы управления вузом?

Автоматизация системы управления вузом помогает решить множество задач. Одна из основных задач - упрощение процессов учета посещаемости и анализа академической задолженности студентов. Автоматизация позволяет сэкономить время и силы преподавателей и администраторов, улучшить качество данных и ускорить процессы обработки информации. Также автоматизация системы управления вузом позволяет проводить анализ работы вуза, формировать отчеты и принимать обоснованные решения, основанные на точных данных и статистике.

Какая роль играет ректор в управлении вузом?

Ректор является главным руководителем вуза и отвечает за общее управление учебным процессом, административными ресурсами, финансами и качеством образования. Он принимает ключевые стратегические и оперативные решения, направленные на развитие и совершенствование вуза. Также ректор взаимодействует с другими органами управления вузом и представляет его интересы во внешних организациях и сообществе.

Какая система используется для автоматизации управления вузом?

Для автоматизации управления вузом может быть использована система "Галактика Управление вузом". Она предоставляет возможности по ведению учета посещаемости студентов, анализу академической задолженности и формированию отчетов на основе собранных данных. Система позволяет эффективно управлять всеми процессами, связанными с образовательной деятельностью, улучшить качество обучения и оптимизировать работу персонала вуза.