История становления российского федерализма
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 12.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Генезис понятия и классические принципы федерализма 5
Глава 2. Теоретические и исторические основы российского федерализма 12
Глава 3. Эволюция политико-правовых основ федерализма в России 17
Глава 4. Перспективы децентрализации федеративных отношений в России 23
Заключение 26
Список литературы 29
Для функционирования федерализма очень важно сочетание централизованных и децентрализованных методов управления, сохраняющих федерализм в его теории и практике и препятствующих его фрагментарной реализации.Федерализм предполагает развитие самодостаточности субъектов Федерации, поэтому наличие у них ресурсов власти является обязательным условием для увеличения имеющейся своей собственности, денежных ресурсов, привлечения инвестиций, своего политического и духовного потенциалов.Глава 4. Перспективы децентрализации федеративных отношений в РоссииУтвердившаяся в России модель федерализма суть сложного и противоречивого двадцатилетнего противостояния правящих элит федерального центра и регионов.Достигнутый компромисс и созданная система сдержек и противовесов лишь на время устранила наиболее опасные тенденции в государственном строительстве, вывела федеративные отношения на новый качественный уровень, но не утвердила прочные основы сильного государства и качественного гражданского общества. В этих условиях актуальное значение приобретает проблема политической субъектности региона в структуре новых федеративных отношений, масштабы нерешенности которой с учетом всей сложности и опасности для устойчивости российского государства имеют фундаментальное значение для политической науки.В связи с изменениями в Конституции Российской Федерации, проведением административно-территориальной реформы, назначением глав субъектов Федерации, продолжающейся политикой укрепления вертикали власти, усилением/ослаблением роли федеральных округов ведутся интенсивные споры относительно перспектив российских регионов. Прошлая практика передачи существенных объемов полномочий и предметов ведения региональным элитам, что предполагало повысить уровень их ресурсных возможностей для решениях региональных нужд, также не оправдала надежд, не устранила противоречий во всей структуре федеративных отношений. Пикировка отношений центра и регионов если и не остается столь обостренной, то время от времени приобретает высокий градус противостояния и конфликтности, угрожая разрастись до конфликта с непредсказуемыми последствиями. Это особенно заметно в условиях мирового финансового кризиса и особенностей его развития в России. В сложившихся условиях федеральный центр декларирует новые подходы к региональной политике, ведет активную работу с тем, чтобы внести коррективы в отношения между центром и регионами, пытаясь учесть их потребности и изменить порядок поддержки, и в целом выстроить новые, адекватные современному состоянию отношения.Сложные условия развития страны обычно сопровождаются повышенной реакцией к активизации субъектов политики и власти.Длительность этого процесса очевидна. Естественно, что в такой обстановке актуальное значение приобретает потребность в фокусировании внимания в научно-теоретическом и политико-прикладном плане на решении задач первостепенной важности. К таковым относятся, на наш взгляд, задачи, требующие своего решения на базе концептуализации политической субъектности регионов. Разумеется, проблема политической субъектности регионов порождает новый, еще неисследованный класс политически трудноразрешимых противоречий не только регионального, но и национального и даже глобального уровня. К этим проблемам примыкают вопросы определения комплекса различных по характеру и содержанию мер по обеспечению региональной, страновой и общепланетарной безопасности. Столь же существенны и актуальны для политической науки адекватная рефлексия политического истеблишмента Российской Федерации и политические реакции, их предопределенность и зависимость от наметившихся тенденций пространственно-территориального развития страны и мира. Уровень истолкования этих проблем – базовое условие эффективной региональной политики, которая реально сталкивается с довольно сложными по своей природе и последствиям процессами.Динамика центробежных и центростремительных сил в региональном пространстве напрямую связана с проблемой сохранения целостности России, обеспечения ее безопасности. Геополитические проблемы России непосредственно связаны с региональными. Политическое управление в этих условиях оказывается во все более растущей зависимости от того, как понимается правящим классом страны субъектность регионов, как и какими средствами поддерживается безопасность отдельных частей и в целом всей страны.В настоящее время руководством страны взят вектор на существенную децентрализацию федеративных отношений. В рамках этого курса, создана правительственная рабочая комиссия по правовым вопросам перераспределения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также рабочая группа по финансовым и налоговым вопросам и по межбюджетным отношениям.Российский федерализм сегодня характеризуется не только смешением полномочий от субъектов Российской Федерации к центральной федеративной власти, размыванием федеративных отношений и их перекосом в сторону гипертрофированного усиления влияния центра:необоснованная унификация законодательства субъектов Российской Федерации под образцы федерального законодательства; превращения права законодательной инициативы за субъектами Российской Федерации де-факто в фикцию.Федерализм сегодня – это состояние, когда провинции, регионы, территории Российской Федерации страдают от децентрализованной власти больше, чем центр.Современная Российская Федерация по сути своей должна быть соединением республик-государств, государственных образований, национально-государственных территориальных образований, совместно призванных отправлять суверенитет.ЗаключениеВажнейшим условием для федерализма является оптимальное сочетание интересов общегосударственных с интересами региональными и территориальными. Федерализм нередко представляют системой компромиссного разделения прав, полномочий и собственности между различными элитами, включенными в политический процесс.Развитие России как федеративного государства представляет огромное значение.В центре политического видения построения федеративного государства должно быть построение сильного государства, а вовсе не ограничение и уменьшение его функций. Причины слабости государства с точки зрения федералистских основ – перенесение децентралистских принципов управленческо-бюрократической формы федерализма на политико-правительственную его функцию. Государственная политика должна носить комплексный характер, предусматривая целый ряд масштабных мероприятий различного типа, среди которых – выработка новых принципов взаимоотношений центра и регионов, укрупнение субъектов Федерации, пересмотр национально-территориальных оснований Российского федерализма, реконструкцию региональных политических систем. Следует подчеркнуть, что основным вектором намечаемых реформ станет не дальнейшая унитаризация, и не децентрализация государства, но переход к более политически централизованной и бюрократически децентрализованной территориальной федерации.Переход к преодолевающему рамки этничности территориальному федерализму представляется наиболее подходящей для современной России формой административно-государственного устройства. С одной стороны, сохранение федеративной государственности будет адекватным ответом на географическое, культурное, национальное разнообразие нашей страны; с другой стороны, минимизация или изъятие из основополагающих принципов российского федерализма этнического фактора радикальным образом упрочит федеративное здание, ликвидировав основной источник его потенциальной дестабилизации. Отказ от этнической модели федерализма должен подкрепляться вполне конкретной политической программой действий. Главной ее составляющей станет начавшееся укрупнение субъектов Федерации, производимое на основе объединительных референдумов. Его итогом будет существенное сокращение числа субъектов, их экономическая самодостаточность и возросшая в силу этого способность к инновационному прорыву. Такая реформа позволит перейти к стратегии поляризованного развития, концентрирующей ресурсы в полюсах роста и распространяющейся затем по всей территории государства. Причем, что важно, в этом процессе смогут участвовать и преобразованные республики, ставшие составными частями более мощных в экономическом и политическом отношениях субъектов Федерации.Процесс укрупнения субъектов Федерации, проводимый в контексте федеративной реформы, нельзя рассматривать как исключительно административное реформирование территориального устройства страны. Поскольку любые изменения границ субъектов Федерации затрагивают всю систему федеративного устройства. В основу же процесса укрупнения субъектов должно быть положено стремление к улучшению экономических показателей вновь созданных регионов. При этом совершенно недопустимо игнорирование национального принципа.Российская Федерация может жить и развиваться только как единое федеративное государство, опирающееся на сильную власть в центре и регионах, и широкую самостоятельность регионов и местных общин.«При всей сложности и противоречивости федерализма он является единственным эффективным средством управления огромной по территории и многонациональной по составу своего населения страной в условиях нарастания процессов глобализации, ведущей, в частности, к возрастанию роли регионов не только во внутренней, но и во внешней политике государств, стремящихся к повышению уровня своей конкурентоспособности на мировой арене. Как представляется, ключевой проблемой для современного этапа развития России является сохранение государственно-территориальной целостности Российской Федерации».Именно федерализм в значительно большей степени, чем любая другая форма объединения народов, населяющих Россию, гарантирует защиту прав и свобод гражданина независимо от его национальной принадлежности.Совершенствование российского федерализма должно рассматриваться как комплексный процесс перераспределения властных полномочий и ресурсов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Лишь таким образом можно обеспечить устойчивое, динамичное, поступательное развитие федеративных отношений и этнополитическую стабильность.Список литературыКонституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993г.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».Бекбосынов М.Б. Институт федерализма: проблемы централизации и децентрализации // Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. - №7.Бекбосынов М.Б. Российский федерализм: дилеммы политического выбора: Монография. – М., 2011.Ильин И.А. Собрание сочинений. – М., 1993. – Т. 2. – Книга 1. Калина В.Ф. Российский федерализм как исторический феномен // Вестник РГГУ. Сер. Юридические науки. – 2013. - т.№ 3. – С. 35-43.Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. — М., 2001. Костомаров Н.И. Собр. соч. Исторические монографии и исследования. Кн. первая. – СПб., 1903.Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. – М., 2008.Матвеев А.А., Хренов А.Е. Генезис взаимоотношений центра и регионов в практике российского федерализма (конец XX-начало XXI вв.) // Власть. – 2009. - № 8.Михайлова Н.В. Федерация и федерализм: сущность и многообразие проявлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2010. - № 1. – С. 45-52.Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории и права. – М., 2004.Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета от 23 января 2012 г.Столяров М.В. Теория и практика федерализма. – М., 2008.Столяров М.В. Федерализм в российском измерении: записки политолога: 1998 – 2009. – М., 2010.Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. – М., 2007.Шахрай С.М. Федерализм и конституционное правосудие (проблемы теории, методологии, практики). – СПб., 2001.
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993г.
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
4. Бекбосынов М.Б. Институт федерализма: проблемы централизации и децентрализации // Этносоциум и межнациональная культура. – 2011. - №7.
5. Бекбосынов М.Б. Российский федерализм: дилеммы политического выбора: Монография. – М., 2011.
6. Ильин И.А. Собрание сочинений. – М., 1993. – Т. 2. – Книга 1.
7. Калина В.Ф. Российский федерализм как исторический феномен // Вестник РГГУ. Сер. Юридические науки. – 2013. - т.№ 3. – С. 35-43.
8. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. — М., 2001.
9. Костомаров Н.И. Собр. соч. Исторические монографии и исследования. Кн. первая. – СПб., 1903.
10. Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. – М., 2008.
11. Матвеев А.А., Хренов А.Е. Генезис взаимоотношений центра и регионов в практике российского федерализма (конец XX-начало XXI вв.) // Власть. – 2009. - № 8.
12. Михайлова Н.В. Федерация и федерализм: сущность и многообразие проявлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. – 2010. - № 1. – С. 45-52.
13. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М., 1955.
14. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории и права. – М., 2004.
15. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета от 23 января 2012 г.
16. Столяров М.В. Теория и практика федерализма. – М., 2008.
17. Столяров М.В. Федерализм в российском измерении: записки политолога: 1998 – 2009. – М., 2010.
18. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. – М., 2007.
19. Шахрай С.М. Федерализм и конституционное правосудие (проблемы теории, методологии, практики). – СПб., 2001.
Вопрос-ответ:
Какие принципы лежат в основе российского федерализма?
Основными принципами российского федерализма являются принцип равенства субъектов, принцип субсидиарности, принцип самоуправления, принцип обязательности решений федерации и принцип разделения властей.
Какова история становления российского федерализма?
История становления российского федерализма можно разделить на несколько этапов. Первый этап - генезис понятия и классические принципы федерализма. Второй этап - теоретические и исторические основы российского федерализма. Третий этап - эволюция политико-правовых основ федерализма в России. Четвертый этап - перспективы децентрализации федеративных отношений в России.
Какие политико-правовые основы федерализма развивались в России?
В России развивались такие политико-правовые основы федерализма, как равноправие субъектов, финансовая автономия, самоуправление, разделение властей и др. Эти основы стали основополагающими для установления федеральной системы в стране.
Какие методы управления сочетаются для функционирования федерализма в России?
Для функционирования федерализма в России важно сочетание централизованных и децентрализованных методов управления. Это позволяет сохранять баланс между федерацией и субъектами, обеспечивая равноправие и самоуправление внутри страны.
В чем состоят перспективы децентрализации федеративных отношений в России?
Перспективы децентрализации федеративных отношений в России заключаются в усилении роли регионов, увеличении их полномочий и самоуправления, а также в совершенствовании финансовой автономии субъектов и повышении уровня ответственности за принятие решений на местном уровне.
Какие классические принципы федерализма были использованы при становлении российского федерализма?
При становлении российского федерализма были использованы такие классические принципы федерализма, как разделение властей и компетенций между центральным правительством и региональными органами власти, принцип субсидиарности, который предполагает, что принятие решений должно осуществляться на ближайшем уровне к населению, принцип обеспечения равенства граждан перед законом и принцип защиты прав меньшинств.
Какие теоретические и исторические основы легли в основу российского федерализма?
Российский федерализм основывается на теоретических и исторических основах, таких как идеи швейцарского федерализма, принципы федеративных отношений в Соединенных Штатах Америки, а также на опыте развития федеральной системы в Российской империи и Советском Союзе.
Какова эволюция политико-правовых основ федерализма в России?
Эволюция политико-правовых основ федерализма в России прошла несколько этапов. В начале XX века был принят Федеральный закон об образовании Российской Федерации, который предусматривал создание региональных органов власти. В 1991 году была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, которая заложила основы децентрализации внутри страны. В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации, в которой были закреплены основы федерализма и принципы разделения властей.
Какие перспективы децентрализации федеративных отношений в России?
Ученые и политологи высказывают различные мнения о перспективах децентрализации федеративных отношений в России. Некоторые считают, что необходимо усилить региональные органы власти и больше давать им независимости, чтобы учесть особенности каждого региона. Другие полагают, что центральное правительство должно сохранить контроль и надежды на децентрализацию нереалистичны в условиях сложностей высокого уровня коррупции и неэффективности.
Какие принципы лежат в основе российского федерализма?
Российский федерализм основан на принципах децентрализации власти, сохранения единства и целостности страны, равноправия и самоуправления субъектов федерации.
Какова история становления федерализма в России?
История становления федерализма в России начинается с принятия Конституции РСФСР 1978 года, которая закрепила принципы федерализма и установила правовую основу для децентрализации власти и самоуправления регионов.