Принципы формирования стратегии предприятия
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 04.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы изучения принципов формирования стратегии организации
1.1. Сущность стратегического менеджмента
1.2. Стратегия организации: понятие, сущность, значение
1.3. Формирование и выбор стратегии организации и её основные этапы
2. Анализ схемы процесса формирования и реализации стратегии ООО «Гелиос»
2.1. Организационно-правовая характеристика организации
2.2. Оценка миссии и стратегических целей фирмы
2.3. Анализ внешней среды организации
3. Разработка вариантов совершенствования стратегии организации
3.1. Разработка рекомендации по формирование и выбор стратегии ООО «Гелиос»
3.2. Формирование товарной стратегии фирмы
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
В этих условиях особое значение приобретает конкурентная борьба за потенциальных покупателей и формирование ассортиментной политики, которая будет в наибольшей степени удовлетворять вышеописанные целевые рынки. Оценку конкурентоспособности магазина «Гелиос» возможно произвести на основе данных таблицы 3.3.
Таблица 3.3
Оценка ассортиментной политики предприятия ООО «Гелиос» по сравнению с основными конкурентами
Параметры, характеризующие ассортиментную политику предприятия Оценка (высокая, средняя, низкая)
ООО Гелиос» ООО «Строитель» Маг. «Рейдер» ТЦ Муравейник 1. Широта, насыщенность, глубина ассортимента С В С В 2. Устойчивость ассортимента СВ В Н В 3. Качество товаров С СВ В СВ 4. Степень новизны ассортимента В С С СВ 5. Степень соответствия ассортимента запросам потребителей С С СВ С 6. Эффективность марочной политики Н В СВ В Как видно из приведенного анализа магазин в целом имеет слабую конкурентную позицию на рынке строительных и отделочных материалов. В перспективе необходимо уделить особое внимание марочной политике предприятия, включив в ассортимент магазина продукцию известных производителей.
По функциональным особенностям данное рознично-торговое предприятие является стационарным, в котором выполняются все торговые функции и реализуется полный цикл торгово-технологического процесса.
Торговая политика предприятия в настоящее время формируется под воздействием достаточно большого количества факторов, которые могут быть проанализированы на основе табличной формы
Таблица 3.4
Фактор, определяющий спрос
Фактор, определяющий спрос Действие фактора 1. Доходы населения За последнее десятилетие доходы жителей города постоянно снижаются. Это приводит к постоянному сокращению всего рынка непродовольственных товаров в целом и строительных материалов в частности 2.Специфические особенности строительных материалов Строительные материалы представляют собой товар, который большинство покупателей могут отложить на более поздний срок, т.к. он не является предметом первой необходимости. 3.Эластичность спроса Строительные материалы являются товаром с высокой ценовой эластичностью. Даже незначительное повышение цен приводит к сокращению спроса. Для дорогих строительных материалов эластичность составляет – 0,1 – 0,3; для строительных материалов среднего ценового уровня – 2,0 – 2,5; для строительных материалов низкого ценового уровня: 2,9 – 3,5. 4. Качество На рынке отечественных строительных материалов сложилась тенденция к постоянному падению качества строительных материалов. Вышеприведённые факторы формируют общее направление товарной политики предприятия.
Как выявлено в ходе исследования, имеются некоторые различия в критериях покупателей рационального типа и эмоционального.
Для людей рационального типа, в основном мужчин, важны такие качества как:
функциональность материалов: прочность, долговечность, износостойкость и др. — материалы должны выдерживать все описанные параметры. Например, для краски важны стойкость и долговечность; количество оборотов — для ламината,
гарантия на товар,
наличие и содержание сертификатов,
аннотации к материалам,
дата (сроки) изготовления для скоропортящихся материалов (краска, цемент и т. д.),
экологичность материалов.
Люди эмоционального типа, в основном женщины, дополнительно судят о качестве также по внешнему виду материалов (цвет, фактура, форма, размер). Прислушиваются к советам знакомых, которые уже использовали этот материал.
Большое влияние на выбор отделочных материалов уже непосредственно в магазине оказывают продавцы.
Важное место в совершенствовании коммерческой деятельности предприятия должна принадлежать поиску новых деловых партнёров, которые будут выступать контрагентами по сделке. Мы считаем, что руководство нашего предприятия ООО «Гелиос» должно, прежде всего, ориентироваться в своей деятельности на иногородних посредников с универсальным ассортиментом строительных и отделочных товаров, в также на производителей строительных и отделочных материалов.
Заключение
В качестве основного объекта раной работы выступает ООО «Гелиос», учреждено Шмыревым М. Е., для осуществления производственной, коммерческой и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления услуг, предусмотренных предметом и основными задачами деятельности предприятия, в целях удовлетворения общественных потребностей и получения его Учредителем максимальной прибыли на вложенный капитал путем осуществления различных видов производственной и коммерческой деятельности, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Магазин «Гелиос» относится к предприятиям розничной торговли, которое осуществляют продажу товаров потребительского назначения конечным покупателям.
Выводы по анализу окружающей среды: Наиболее благоприятными для организации являются экономические факторы, кроме налогового бремени, а также технологические факторы. Постоянное совершенствование технологического оборудования в отрасли может повлиять на работу предприятия положительно, ускорив и облегчив работу и повысив прибыльность, но при условии его использования.
В настоящее время внутренняя и внешняя среда нашего магазина может быть детально проанализирована на основании комплексного СВОД – анализа, который представлен ниже (Табл. 2.5).
Изучение стратегической позиции нашего предприятия целесообразно произвести на основе матрицы BCG которая представлена на рис 2.3. На основе моего экспертного заключения а делаю вывод о том что рынок строительный материалов относится к рынку с объёмом продаж, которые растут на 12 – 15 % ежегодно. При этом, ООО «Гелиос» занимает относительно большую долю на этом рынке. Таким образом, текучая стратегия нашего предприятия может быть позиционирована в положение «Звезды»
Для дополнительного анализа стратегического положения нашего предприятия можно воспользоваться моделью Shell/DPM
Таким образом мы можем сделать заключение о том, что ООО «Гелиос» занимает средние конкурентные позиции в отросли со средневысокой привлекательностью.
Особый интерес с точки зрения исследования представляет система покупательских предпочтений, которая имеет следующий вид:
В качестве критериев сегментации можно выдрать такие показатели как потребительские свойства, а именно – функциональные возможности товаров
При этом подход к сегментирования будет «сверху», через мнения экспертов и кабинетные исследования (данные печати, справочная информация, базы данных и т. д.)
По результатом продельной выше работы можно сделать следующие основные выводы:
На исследуемом предприятии существует достаточно эффективная система управления, которая позволяет руководству осуществлять координация всех основных торгово-технологических процессов в магазине.
Управленческая деятельность предприятия осуществляется в рамках организационной структуры, которая может быть условно отнесена к комбинированному типу, построенному не сочетании нескольких типов структур управления.
В магазине осуществляется торгово-технологический процесс который в целом соответствует принятым нормам и правилам по его организации. Однако в данном процессе существует ряд существенных недостатков затрудняющих процесс функционирования организации и целом.
Вся система стратегических исследований на предприятии носит поверхностный и неформальный характер. По сути, на предприятии осуществляются только изучение товаров – конкурентов и потребителей (их нужд, потребностей и запросов).
Список литературы
Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 2003.
Аронов А.М., Громов А.В. Ключевые факторы успеха стратегического планирования. - СПб.: Лениздат, 2000.
Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
Бабаскин С.Я. Зинов В.Г. Менеджмент на рынке инноваций. - М.: АНХ, Центр коммерциализации технологий,2002
Болотов СП. Разработка стратегии предприятия. Сыктывкар:Изд-во СПУ, 2009.
Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.:ЮНИТИ, 2002.
Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - М.: Гардарика., 2003.
Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Учеб. - СПб.: Питер, 2002.
Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная
Лобанова Е.Н., Соколова О.В. Стратегическое планирование на
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Минцберг Г. , Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000.
Минцберг Г. , Куинн Дж., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб., Питер, 2001.
нирования (Зарубежный опыт). - М., 2002.
Основы стратегического планирования: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Знание, 2008.
Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. -М.,Экономика 2008.
Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. с.
Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. - М.: Инфра-М, 2000.
Порядинский В.Н. Предпринимательство. -М., Экономика, 2007.
Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях США. - М.: Наука, 2000.
Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. Часть 1. Под ред. проф. А.Н. Петрова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. Часть 2. Под ред. проф. А.Н. Петрова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. - М.: Прогресс, 2008.
Приложение 1
Рис. 1.1. Направления классификации стратегий
Рис. 1.2. Стратегии функционирования
Приложение 2
Рис. 1.5. Стратегическое мышление и стратегический анализ
Рис. 1.6. Выработка стратегии
Приложение 3
Таблица 2.2
Факторы окружающей среды
Группа факторов №
Конкретный фактор Вес группы Вес фактора
внутри групп Результирующий вес фактора 1.Политические П1 Развитие внешнеэкономических связей области (организация выставок) Гоп = 3 бала Гп1 = 3 бал Rп1 = 9 бал П2 Нестабильность политической жизни общества Гп2 = 2 бал Rп2 = 6 бал 2. Экономические Э1 Программа поддержки малого предпринимательства Гэ = 5 балов Гэ1 = 3 бал Rэ1 = 15 бал Э2 Достаточно свободный рынок данных услуг в Новосибирске и по области Гэ2 = 5 бал Rэ2 = 25 бал Э3 Постепенное улучшение инвестиционного климата в регионе (рост числа клиентов) Гэ3 = 4 бал Rэ3 =20 бал Э4 Рост доступности кредитов Э5 Достаточно высокие ставки налогов Гэ4 = 4 бал Rэ4 = 20 бал 3. Технологические
Т1 Поддержка программы реструктуризации производства в регионе Гт = 3 бала Гт1 = 3 бал Rт1 = 9 бал Т2 Постоянное совершенствование технологического оборудования в сфер общественного питания Гт2 = 5 бал Rт2 = 15 бал Т3 Рост уровня использования информационных технологий и Интернет (рост осведомленности и скорости обслуживания) Гт3 = 4 бал Rт3 = 12 бал 4. Социально-дедемографич.
С1 Сильное расслоение общества по доходам (разница в запросах клиентов) Гс = 2 бала Гс1 = 5 бал Rт1 = 10 бал С2 Динамика изменения населения по возрасту (постепенное старение) Гс2 = 4 бал Rт2 = 8 бал С3 Динамика изменения населения по уровню образования Гс3 = 2 бал Rт3 = 4 бал
Приложение 4
Таблица 2.3
Результирующая оценка факторов
Фактор среды Вес R (балл) Срочность реагирования Характер изменения Результирующая оценка (балл) П1 9 2 +1 +18 П2 6 1 -1 -6 Э1 15 2 +1 +30 Э2 25 3 +1 +75 Э3 20 2 +1 +40 Э4 20 2 +1 +6 Э5 20 2 -1 -40 Т1 9 1 +1 +9 Т2 15 3 +1 +45 Т3 12 3 +1 +36 С1 10 2 -1 -20 С2 8 1 -1 -8 С3 4 1 +1 +4
Рис. 2.1. «Профиль среды»
Приложение 5
Таблица 2.4
Таблица профиля среды
Фактор среды Важность для отрасли,
А Влияние на организацию,
В Направленность влияния,
С Степень важности Демографические факторы ведущие к неблагожелательным изменениям в количестве населения Новосибирской области число жителей которой составляет 1436000 человек, Приводит к сокращению трудоспособного населения которое является наиболее активным потребителем и которое в настоящее время составляет 458,5. Пока влияние проявляется в малой степени т.к. возможные последствия проявятся через 15 – 20 лет.
Естественная убыль в 2010 году составила 98,9% к 2009 году. Снижение числа покупателей и сокращение доходов организации Степень влияния низкая Ввод в стой ново жилья В 2010 (Январь-Сентябрь) в городище было сдано 10,7 тыс. м2 новых квартир. Из них 46% в районе действия нашего магазина Эта тенденция приводит к увеличению спроса на строительные и отделочные материалы т.к. 60 – 90 % новых квартир переделываются в 1 год после сдачи из за низкого качества отделочных работ со стороны строителей Увеличение товарооборота предприятия Высокая важность Рост средней заработной платы по Новосибирской области В 2010 году средняя зарплата по области составила 3681,1 руб. Рост номинальной зарплаты к 2010 году составил 127,1%, реальный рост составил 112,2% Данные показатели самые низкие по региону и ведут к низкой покупательской способности населения Сокращение числа потенциальных покупателей и низкие доходы магазина Высокая важность Увеличение оборота розничной торговли в 2008 году (Январь - Сентябрь) За указанный период наблюдался рост товарооборота по отношению к 2010 году на 116,4%. Миграция населения в Новосибирскую область Миграция населения в 2010 году составила 12187 человек. В основном это переселенцы их северных регионов России (7937человек) и из стран СНГ (662 человек) Большинство переселенцев приобретают квартиры Средняя важность
Приложение 6
Таблица 2.5
Характеристика сильных и слабых сторон
Исполнитель: Отдел сбыта Коммерческий сектор: Сбыт Дата: 01.03.2011 Проект - Анализ факторов среды Оценка (А) №. Показатели работы Важность (W) слабый уровень средний уровень Сильный уровень Результат (WxB) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Сегментирование целевых
групп 10 5 50 2 Информация о клиентах 6 6 36 3 Оценка клиентов по анализу ценности 5 2 10 4 Систем, программа новых клиентов 8 1 8 5 Организ. Районов торговли 3 4 12 6 Контакты с клиентами по А-В-С 8 7 56 7 Планирование посещений по А- В-С 8 7 56 8 Организация менеджмента взаимоотношений с клиентами 9 8 72 9 Возможность контактирования (круглосуточная) 7 3 21 10 Философия продажи 8 3 32 11 Премиальная оплата в секторе продажи 10 9 90 Сумма важности 82 Сумма WxB 443 Особо сильные стороны
Информация о клиентах Контакты с клиентами по А-В-С Чем они обоснованы
Предприятие является достаточно старым, со сложившимся опытом работы Как они будут проявляться в будущем
При том, что им будет уделено внимание получат дальнейшее развитие Особо слабые стороны
Оценка клиентов по анализу ценности
Систем, программа новых клиентов
Возможность контактирования (круглосуточная) Философия продажи Чем они обоснованы
Данные принципы деятельности в основном используются в западном менеджменте, в использовании которого предприятие имеет малый опыт. Как они будут проявляться в будущем.
В ближайшие годы особых проблем не доставят. Но по мере выхода на рынок известных западных предприятий, продукция которых станет более доступна за счёт вступления России в ВТО
35
Звезды
Трудные дети
20%
Дойные коровы
Собаки
10%
0%
1
0,1
Продолжать бизнес с осторожностью
Стратегия усиливания конкурентных преимуществ
Лидер вида
бизнеса
Стратегия частичного свертывания
Стратегия свертывания бизнеса
Удвоить объем производства или свернуть бизнес
Стратегия риска
Продолжать бизнес с осторожностью или частично свертывать производство
Стратегия генератора денежной наличности
100
0
Конкурентоспособность бизнеса
1
2
0
100
Фирма
ООО
«Лика»
Сегмент «В»
Сегмент «С»
Сегмент А
Качество. Высокое.
Цена.
Высокая.
Низкая.
Низкая.
2.Аронов А.М., Громов А.В. Ключевые факторы успеха стратегического пла-нирования. - СПб.: Лениздат, 2000.
3.Архипов В.М. Стратегическое планирование на предприятии. -СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
4.Бабаскин С.Я. Зинов В.Г. Менеджмент на рынке инноваций. - М.: АНХ, Центр коммерциализации технологий,2002
5.Болотов СП. Разработка стратегии предприятия. Сыктывкар:Изд-во СПУ, 2009.
6.Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. - М.:ЮНИТИ, 2002.
7.Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник - М.: Гардарика., 2003.
8.Гусев Ю.В. Стратегия развития предприятия. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002.
9.Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика: Учеб. - СПб.: Питер, 2002.
10.Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная
11.Лобанова Е.Н., Соколова О.В. Стратегическое планирование на
12.Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2003.
13.Минцберг Г. , Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий. - СПб.: Питер, 2000.
14.Минцберг Г. , Куинн Дж., Гошал С. Стратегический процесс. - СПб., Питер, 2001.
15.нирования (Зарубежный опыт). - М., 2002.
16.Основы стратегического планирования: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Знание, 2008.
17.Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. -М.,Экономика 2008.
18.Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. — 4-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2008. с.
19.Попов С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для ме-неджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. - М.: Инфра-М, 2000.
20.Порядинский В.Н. Предпринимательство. -М., Экономика, 2007.
21.Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпора-циях США. - М.: Наука, 2000.
22.Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. Часть 1. Под ред. проф. А.Н. Петрова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
23.Стратегическое планирование и управление. Учебное пособие. Часть 2. Под ред. проф. А.Н. Петрова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2003.
24.Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. - М.: Прогресс, 2008.
Вопрос-ответ:
Что такое стратегический менеджмент?
Стратегический менеджмент - это процесс планирования, координации и контроля деятельности организации с целью достижения долгосрочных стратегических целей. В рамках стратегического менеджмента разрабатывается и реализуется стратегия, определяющая общую направленность деятельности предприятия.
Что такое стратегия организации?
Стратегия организации - это план, определяющий цели организации и методы их достижения. Она определяет общую направленность деятельности организации, ее конкурентное преимущество, а также стратегические цели и приоритеты.
Что такое стратегический менеджмент?
Стратегический менеджмент - это процесс разработки, реализации и контроля стратегии организации с целью достижения ее долгосрочных целей и получения конкурентных преимуществ.
Каковы основные этапы формирования и выбора стратегии организации?
Основные этапы формирования и выбора стратегии организации включают оценку текущей ситуации и анализ внешней среды, определение миссии и стратегических целей, разработку стратегии, выбор стратегических альтернатив, планирование реализации стратегии и контроль выполнения стратегии.
Какими принципами руководствуется организация при формировании своей стратегии?
Организация при формировании своей стратегии руководствуется принципами целеполагания и целеприобретения, принципом управляемости стратегии, принципом долгосрочности и принципом адаптивности стратегии.
Какие этапы включает схема процесса формирования и реализации стратегии в компании "Гелиос"?
Схема процесса формирования и реализации стратегии в компании "Гелиос" включает организационно-правовую характеристику организации, оценку миссии и стратегических целей фирмы, анализ внешней среды, определение стратегических альтернатив, выбор и разработку стратегии, планирование реализации стратегии и контроль выполнения стратегических задач.
Какие основные элементы анализируются при оценке внешней среды организации?
При оценке внешней среды организации анализируются экономические, политические, социальные, технологические и прочие факторы, которые могут оказать влияние на деятельность и развитие организации.